DESIGN OF URBAN PUBLIK TRANSPORT NETWORKS
Дата введения 2002-07-01
Область применения
Настоящее Пособие распространяется на проектирование сетей городского общественного пассажирского транспорта во взаимодействии наземного (трамвай, троллейбус, автобус) со скоростными видами транспорта (внутригородские участки железных дорог, метрополитен, скоростной трамвай) при разработке градостроительных проектов.
Пособие устанавливает методы анализа сложившихся сетей пассажирского транспорта и пассажиропотоков в городах, прогнозирования нагрузки и развития линий различных видов транспорта, конструирования маршрутной системы.
В Пособии приводятся основные нормируемые количественные показатели и критерии, а также методические положения, используемые при проектировании сетей общественного пассажирского транспорта в городах.
Нормативные ссылки
В настоящем Пособии использованы ссылки на следующие нормативно-технические документы:
СНБ 3.01.01-96 Состав, порядок разработки и согласования градостроительных проектов
СНБ 3.03.01-98 Железные дороги колеи 1520 мм
СНБ 3.03.02-97 Улицы и дороги городов, поселков и сельских населенных пунктов
Пособие П1 к СНБ 3.03.02-97 Сеть улиц и дорог городов, поселков и сельских населенных пунктов
Пособие П2 к СНБ 3.03.02-97 Обследования транспортных потоков и прогнозирование нагрузки сети городских улиц и дорог
СНиП 2.05.09-90 Трамвайные и троллейбусные линии
СНиП II-40-80 Метрополитены.
Определения
Вместимость транспортного средства ¾ количество предоставляемых пассажирам мест (для сидения или общих). Общая вместимость складывается из нормируемых мест для сидения и стоящих пассажиров на свободной площади пола салона транспортного средства. Характеризуется коэффициентом использования вместимости ¾ отношением числа совершающих поездку пассажиров в транспортном средстве к его нормативной вместимости.
Внешний транспорт ¾ расположенные на территории города участки путей сообщения, сооружения и устройства железнодорожного (дальнего и местного следования), речного, воздушного и междугородного автобусного транспорта.
Городской пассажирский транспорт ¾ составная часть комплексной системы обслуживания населения в пределах городского поселения, которая обеспечивает его территориальную целостность в виде реализации регулярных, периодических или эпизодических потребностей человека в поездках с различными целями. По назначению и вместимости делится на массовый и индивидуальный пассажирский транспорт.
Издание официальное 1
П3-01 к СНБ 3.03.02-97
Затраты времени на передвижение ¾ время на преодоление всего пути от «двери» места отправления до «двери» места назначения только пешком или с использованием транспорта (включая время поездки, пересадки и подходы ¾ отходы). Затраты времени соотносятся с различными способами и целями передвижений.
Индивидуальный транспорт ¾ немаршрутный транспорт малой вместимости (до семи человек) и небольшой провозной способности (легковой автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед). По принадлежности и области применения разделяется на личный, ведомственный (служебный), автомобили ¾ такси, автомобили проката.
Корреспонденции ¾ передвижения или поездки людей между территориальными пунктами, районами или зонами города (отправление-прибытие) за определенный промежуток времени независимо от конфигурации путей сообщения и маршрутной системы.
Коэффициент пользования транспортом ¾ коэффициент перехода от общего количества передвижений к передвижениям с использованием транспорта.
Массовый пассажирский транспорт ¾ маршрутный транспорт общего пользования большой вместимости и провозной способности. Массовый пассажирский транспорт по принадлежности, как правило, относится к общественному транспорту (в ведении органов государственного и местного управления), может быть также ведомственным (предприятий, организаций, учреждений) или частным. Разделяется в зависимости от расположения транспортных линий относительно городской территории на уличный (наземный) ¾ трамвай, трамвай на обособленном полотне, троллейбус, автобус, маршрутные такси (включая микроавтобусы) и на внеуличный (подземный, на эстакадах) ¾ метрополитен, скоростной трамвай и др.
Наполнение подвижного состава ¾ число пассажиров, совершающих поездку в транспортном средстве между двумя точками (остановочными пунктами) транспортной сети. Суммированием установленных величин наполнения транспортных средств одного или нескольких маршрутов, одного или нескольких видов транспорта за единицу времени в сечении транспортной сети определяется пассажиропоток.
Непрямолинейность сообщений ¾ относительная оценка конфигурации транспортной сети, количественно выражающаяся коэффициентом ¾ отношением расстояния между двумя точками городского пространства по транспортной сети к расстоянию между этими точками по прямой (воздушной) линии.
Неравномерность передвижений, поездок населения ¾ колебания во времени (по часам суток, дням недели, месяцам, сезонам года, другим промежуткам времени) и в городском пространстве (по зонам или районам, участкам транспортной сети, направлениям и др.). Выражается коэффициентом, исчисляемым как частное от деления максимального значения величины объемов передвижений, поездок, пассажиропотока к их соответствующему среднему значению.
Объем перевозок ¾ количество пассажиров, вошедших в подвижной состав и совершивших поездку за определенный промежуток времени (час, сутки, год и др.).
Пассажирооборот ¾ число прибытий и отправлений пассажиров одного или нескольких видов транспорта за единицу времени в пределах территориальной зоны, района, транспортно-пересадочного узла города или остановочного пункта маршрутного транспорта (посадка-высадка пассажиров).
Пассажиропоток ¾ количество пассажиров, проследовавших в одном или разных направлениях на одном или нескольких видах транспорта через сечение транспортной сети за определенный промежуток времени (час, сутки, год и др.).
Перегон ¾ путь между смежными остановочными пунктами общественного транспорта.
Передвижение ¾ преодоление городского пространства от «двери» места отправления до «двери» места назначения: только пешком ¾ пешеходное, с использованием транспорта на всем пути или его части ¾ транспортное. Разделяют на прямое (к цели) и возвратное (к первоначальному месту отправления). При проектировании транспортных систем полностью исключаются из учета передвижения в пределах жилых дворов, студенческих городков, внутризаводских территорий и т.п., а также вне их на расстояние менее 500 м.
Пересадочность сообщения ¾ вынужденная необходимость перехода пассажиров с маршрута на маршрут одного или разных видов транспорта для достижения конечной цели прибытия. Выражается коэффициентом пересадочности ¾ отношением общего количества поездок пассажиров на маршрутах к количеству поездок, совершенных без пересадок.
2
П3-01 к СНБ 3.03.02-97
Плотность транспортной сети ¾ показатель насыщенности города путями сообщения (линиями) массового пассажирского транспорта. Исчисляется отношением протяженности транспортной сети (в км) к площади освоенной (застроенной) территории города (в км2).
Подвижность населения ¾ годовое или суточное количество передвижений постоянного городского и приезжего населения, приходящееся на одного жителя города. По отношению к способу и цели совершения передвижений различают общую подвижность (включая все передвижения, в том числе пешеходные), транспортную (с использованием транспорта), учетную или маршрутную (с пересадками при транспортных передвижениях ¾ поездках), подвижность с трудовыми (на работу, учебу, кроме школьников) и нетрудовыми (деловые, школьники на учебу, культурно-бытовые, рекреационные и пр.) целями.
Подвижной состав ¾ транспортные средства, осуществляющие пассажирские перевозки. Выделяют по виду транспорта, типу (марке) и вместимости.
Поездка ¾ путь, преодоленный пассажиром в транспортном средстве (часть транспортного передвижения) между двумя точками транспортной сети (сетевая) или в пределах одного маршрута (маршрутная).
Провозная способность вида транспорта ¾ максимальное количество пассажиров, которое может быть перевезено в течение часа подвижным составом какого-либо вида транспорта по одной линии (полосе движения) в одном направлении.
Скорость сообщения ¾ средняя скорость поездки пассажиров на участке транспортной сети, маршрута от пункта посадки до пункта высадки с учетом суммарных затрат времени на пройденный путь, включая время движения и стоянок (у светофоров, на остановочных пунктах и пр.).
Скорость эксплуатационная ¾ средняя скорость движения транспортного средства на отдельном маршруте или транспортной сети в целом с учетом суммарных затрат времени на пройденный путь, включая движение, остановки, задержки и простои на конечных пунктах оборота подвижного состава.
Средняя дальность поездки ¾ расстояние (в км), которое проехал в среднем один пассажир по транспортной сети (сетевая) или на одном маршруте (маршрутная). Определяется отношением транспортной работы к объему перевозок.
Транспортная работа ¾ общее количество пассажиро-километров (пасс.-км), выполненное за определенный промежуток времени (час, сутки, год и др.) транспортными средствами. Устанавливается произведением объема перевозок и средней дальности поездки пассажира или суммарной величиной двух сомножителей: протяженности отдельных участков транспортной сети (маршрута) и пассажиропотоков на них.
Транспортная сеть ¾ совокупность линий одного или нескольких видов массового пассажирского транспорта. Измеряется по оси путей сообщения (автобуса и троллейбуса ¾ по оси улиц).
Транспортная обслуженность городской территории ¾ уровень развития транспортной сети города во взаимосвязи с его планировочной структурой. Характеризуется затратами времени на передвижения и поездки населения, разветвленностью транспортной сети (плотностью) и доступностью всех его структурных элементов (производства, мест проживания и рекреации, центров культурно-бытового назначения и пр.).
Транспортно-пересадочный узел ¾ пункт взаимодействия (пересечения, примыкания) одного или разных видов пассажирского транспорта и пересадки пассажиров.
Общие положения
4.1 Требования Пособия следует учитывать при разработке градостроительных проектов: генеральные планы городов, комплексные транспортные схемы (КТС), технико-экономическое обоснование (ТЭО) развития существующих и выбора новых видов транспорта, детальные планы отдельных городских районов и др.
4.2 При проектировании сетей городского пассажирского транспорта начертание и параметры путей сообщения отдельных видов транспорта и их совокупности должны обосновываться пассажиропотоками, величина и направленность которых зависит от потребностей населения в передвижениях и степени использования транспортных средств.
4.3 Пути сообщения, сооружения и устройства пассажирского транспорта в городах следует проектировать по соответствующим нормам и правилам: автобуса и легковых автомобилей ¾ по СНБ 3.03.02, троллейбуса и трамвая ¾ по СНиП 2.05.09, метрополитена ¾ по СНиП II-40 и железнодорожного ¾ по СНБ 3.03.01.
3
П3-01 к СНБ 3.03.02-97
4.4 Пути сообщения всех видов пассажирского транспорта являются определяющими в формировании каркаса транспортно-планировочной структуры города и должны обеспечивать возможно кратчайшие, быстрые и безопасные связи жилых образований между собой, местами приложения труда, центром города, поселениями и районами различного функционального назначения пригородной зоны.
Скоростной рельсовый транспорт является основным структурным элементом при создании комплексных систем пассажирского транспорта для крупнейших, крупных и больших городов.
4.5 Планирование развития городского пассажирского транспорта должно предусматриваться:
¾ в генеральном плане города на период от 15 до 20 лет с выделением первого этапа реализации проекта от 7 до 10 лет;
¾ в комплексной транспортной схеме на период от 10 до 15 лет с выделением первоочередных мероприятий на срок от 5 до 7 лет;
¾ в проектах по технико-экономическому обоснованию строительства или реконструкции городского электротранспорта (метрополитен, скоростной трамвай, троллейбус) на период, связанный с определением срока окупаемости соответствующих транспортных сооружений;
¾ в специализированных градостроительных проектах (расчет нагрузки линий городского пассажирского транспорта, схемы маршрутной сети, организации движения транспорта и пешеходов, размещения и пропускной способности станций и остановочных пунктов и др.) на период от 5 до 7 лет.
4.6 Организация городского пассажирского транспорта и путей сообщения в целом должна решаться на основе комплексных или других специальных транспортных схем для всех городов с проектной численностью населения 100 тыс. чел. и более.
4.7 Сеть городского пассажирского транспорта необходимо проектировать с учетом развития пригородного и внешнего транспорта.
4.8 Сеть городского пассажирского транспорта должна проектироваться во взаимоувязке с условиями формирования планировочной структуры города и организации движения транспорта и пешеходов на его улицах и дорогах.
4.9 Транспортное обслуживание городской территории должно обеспечивать затраты времени на передвижение от мест проживания до мест работы для 90 % трудящихся не более, минут, для городов с населением тыс. чел.:
¾ более 1000 ¾ 45;
¾ от 500 до 1000 ¾ 40;
¾ от 100 до 500 ¾ 35;
¾ от 50 до 100 ¾ 30;
¾ до 50 ¾ 20.
Затраты времени на трудовые передвижения и поездки должны рассматриваться как основной критерий качества транспортного обслуживания населения.
4.10 Линии городского пассажирского транспорта должны проектироваться на базе анализа отчетно-статистических сведений, материалов специальных обследований и результатов прогнозных расчетов с учетом требований экологии, безопасности движения и сбережения энергоресурсов. Введение в городе пассажирского электротранспорта (троллейбус, трамвай, скоростной трамвай, метрополитен) может быть осуществлено при соответствующем технико-экономическом обосновании, которое должно включать сравнение вариантов выбора вида транспорта с учетом провозной способности и вместимости городского массового пассажирского транспорта (приложение А).
4.11 При проектировании сети городского пассажирского транспорта необходимо учитывать, что массовый пассажирский транспорт должен оставаться приоритетным независимо от уровня автомобилизации населения.
4.12 Эффективность запроектированной системы городского пассажирского транспорта при разработке КТС, ТЭО или других специализированных проектов должна оцениваться по совокупным приведенным затратам, включающим в себя непосредственные затраты (капиталовложения и эксплуатационные расходы) и сопутствующие затраты, связанные с социальными и экономическими издержками от затрат времени на транспортные передвижения, транспортной усталости (влияние условий и времени поездки на производительность труда), дорожно-транспортных происшествий, загрязнения воздушной среды, транспортного шума, использования городской территории.
4.13 Формирование и развитие транспортной инфраструктуры в городах должны базироваться на вариантных проектных проработках.
4
П3-01 к СНБ 3.03.02-97
Дата: 2019-04-23, просмотров: 184.