Типы избирательных систем и их особенности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Избирательная система в широком смысле - это сово­купность правовых и неправовых общественных отноше­ний, возникающих в процессе выборов в представительные органы государственной власти и местного самоуправления, а также выборных должностных лиц.

Избирательная система в узком смысле - это установ­ленный законом способ распределения депутатских ман­датов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей. Избирательную систему в узком смысле подразделяют на мажоритарную, пропорциональ­ную и смешанную.

Мажоритарной называется избирательная система, при которой избиратели голосуют за кандидатов в депутаты. Существует две основные разновидности мажоритарной избирательной системы: абсолютного большинства и отно­сительного большинства.

При мажоритарной избирательной системе относитель­ного большинства избранным считается кандидат, получив­ший наибольшее количество голосов по сравнению с дру­гими.

Для мажоритарной избирательной системы абсолют­ного большинства характерно, что избранным считается кандидат, получивший более половины всех голосов (50% плюс один голос). Если в первом туре ни один кандидат не наберет более половины всех признанных действительными голосов избирателей, назначается второй тур голосования, при котором в изби­рательный бюллетень включаются два кандидата, которые лидировали по количеству собранных голосов в первом туре голосования. Во втором туре победившим считается кандидат, набравший больше голосов по сравнению с другим кандидатом.

Подсчет поданных голосов при мажоритарной системе осуществляется, по одномандатным избирательным округам, от каждого из которых может быть избран только один кандидат. Количество таких одномандатных округов при выборах парламента равно количеству депутатских мест в парламенте. При выборах президента страны таким одномандатным избирательным округом становится вся страна.

К основным достоинствам мажоритарной системы относят следующие:

1. Избиратель может принимать во внимание не только партийную принадлежность кандидата, его политическую программу, приверженность к той или иной идейной доктрине, но и учитывать личные качества кандидата: его профессиональную пригодность, репутацию, соответствие нравственным критериям и убеждениям избирателя, и т.п.

2. В выборах, которые проводятся по мажоритарной системе, могут реально участвовать и побеждать наряду с представителями крупных политических партий представители небольших партий и даже беспартийные независимые кандидаты.

3. Избранные по одномандатным мажоритарным округам представители получают большую степень независимости от политических партий и партийных лидеров, так как они получают мандат непосредственно от избирателей.

К числу недостатков мажоритарной системы выделяют следующие.

• Во-первых, при мажоритарной избирательной системе “пропадают” и не преобразуются во властные полномочия голоса тех избирателей, которые были отданы за не победивших кандидатов.

• Во-вторых, мажоритарную систему справедливо считают более дорогой, финансово затратной из-за возможного второго тура голосования, и из-за того, что вместо избирательных кампаний нескольких партий, проводится несколько тысяч избирательных кампаний отдельных кандидатов.

• В-третьих, при мажоритарной системе из-за возможной победы независимых кандидатов, а также кандидатов небольших партий создается гораздо большая вероятность формирования слишком дисперсных, мало структурированных и поэтому плохо управляемых органов власти, эффективность деятельности которых из-за этого существенно снижается.

Пропорциональной называется избирательная система, при которой избиратели голосуют только за списки по­литических партий. Это означает отсутствие независимых кандидатов и голосования за отдельные личности. По про­порциональной избирательной системе избирают в настоя­щее время не менее половины депутатов законодательных органов субъектов РФ.

К распределению депутатских мандатов допускаются политические партии, преодолевшие заградительный ба­рьер, т.е. собравшие определенный процент от поданных при голосовании голосов. Заградительный барьер нужен для того, чтобы в законодательном органе государственной власти были представлены крупные партии, имеющие вли­яние среди населения. Федеральный закон от 18.05.2005 «О выборах депутатов Государственной Думы федерального Собрания Российской Федерации» устано­вил 7-процентный барьер.

Более мелкие и хуже организованные партии чаще всего не в состоянии преодолеть этот барьер и поэтому не могут рассчитывать на депутатские места. При этом поданные за эти партии голоса избирателей (а соответственно — стоящие за этими голосами депутатские мандаты) перераспределяются в пользу тех партий, которые сумели набрать проходной балл и могут рассчитывать на депутатские мандаты. Львиная доля этих “перераспределенных” голосов достаются тем партиям, которые сумели получить наибольшую сумму голосов.

Именно поэтому в пропорциональной системе голосования заинтересованы прежде всего так называемые “массовые”партии, которые делают упор не на привлекательность ярких личностей, а на массовую поддержку своих членов и сторонников.

Избрание по партийным спискам по пропорциональной системе обычно требует значительно меньших расходов, по сравнению с мажоритарной системе.

Сформированные с помощью пропорциональной системы органы власти отражают реальную картину политической жизни общества, расстановку политических сил

Недостатки:

1. Эта систмема приводит к тому, что политические силы, не пользующиеся поддержкой в рамках всей страны, могут получить представительство в органах государственной власти.

2. Голосование происходит не за конкретных депутатов, а за партии, непосредственная связь между депутатами и избирателями слабая.

3. Это обстоятельство устанавливает сильную зависимость депутатов от своей партии и ее руководства. Данное обстоятельство связывает руки парламентариям и может негативно сказаться на процессе обсуждения и принятия важных законодательсн актов.

Смешанная избирательная система характеризуется тем, что одна часть депутатов представительного органа государственной власти избирается по мажоритарной из­бирательной системе, а другая - по пропорциональной из­бирательной системе. Смешанная избирательная система применяется на выборах в законодательные (представи­тельные) органы государственной власти субъектов РФ, а также на выборах в Государственую Думу

Избирательная система РФ

Избирательная система в широком смысле - это сово­купность правовых и неправовых общественных отноше­ний, возникающих в процессе выборов в представительные органы государственной власти и местного самоуправления, а также выборных должностных лиц.

Избирательная система в узком смысле - это установ­ленный законом способ распределения депутатских ман­датов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей. Избирательную систему в узком смысле подразделяют на мажоритарную, пропорциональ­ную и смешанную.

Избирательная система РФ описывается следующими Федеральными законами:

«О выборах Президента Российской Федерации». 2003

«О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» 2005

«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 2002

«Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» 1996

№ 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» 1999

До принятия соответствующего закона в 1999 году на региональных выборах высших должностных лиц в некоторых субъектах РФ использовались разновидности мажоритарной системы, не относящиеся ни к системе абсолютного, ни к системе относительного большинства. Кандидату требовалось получить относительное большинство голосов, но не менее 25% от числа граждан, внесенных в списки избирателей, а в некоторых субъектах РФ – не менее 25% от числа избирателей, принявших участие в голосовании. Сейчас все региональные выборы проходят по единым для всех принципам.

При выборах высших должностных лиц (президент, губернатор, мэр) применяется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства. Если никто из кандидатов не набрал абсолютное большинство голосов, назначается второй тур, куда проходят два кандидата, набравшие относительное большинство голосов.

При выборах в представительный орган субъекта РФ применяется смешанная избирательная система. При выборах в представительный орган муниципального образования возможно применение как смешанной избирательной системы, так и мажоритарной системы относительного большинства.

С 2007 по 2011 год выборы в Государственную думу проходили по пропорциональной системе. С 2016 года половина депутатов (225) Государственной думы РФ будет избираться по одномандатным округам по мажоритарной системе, а вторая половина – по единому избирательному округу по пропорциональной системе с процентным барьером в 5%

Избирательная система РФ на данный момент не предусматривает использования гибридной избирательной системы. Также избирательная система в России не использует мажоритарную избирательную систему квалифицированного большинства.

 

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 171.