ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Для обеспечения эффективной информационной поддержки процессов управления здравоохранением в Российской Федерации разработана Концепция создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (далее — Система), утвержденная приказом МЗиСР РФ от 28.04.2011 № 364.
556
Часть 2. Здравоохранение
Глава 25. Информатизация в здравоохранении
557
Данная Система предусматривает решение комплекса задач, связанных с повышением эффективности управления в сфере здравоохранения на основе информационно-технологической поддержки решения задач прогнозирования и планирования расходов на оказание медицинской помощи, а также контроля за соблюдением государственных гарантий по объему и качеству ее предоставления. Не менее важной является задача повышения качества оказания медицинской помощи на основе совершенствования информационно-технологического обеспечения деятельности медицинских и фармацевтических организаций, их персонала. Приоритетной задачей Системы является повышение информированности населения по вопросам ведения здорового образа жизни, профилактики заболеваний, получения медицинской помощи, качества обслуживания в медицинских организациях, а также осуществления деятельности в сфере здравоохранения на основе электронного взаимодействия с соответствующими уполномоченными органами.
Деятельность Системы основывается на следующих принципах:
—однократный ввод и многократное использование первичной информации, полученной от медицинского (фармацевтического) работника, гражданина, должностного лица;
—использование электронных документов, юридическая значимость которых подтверждена электронной цифровой подписью;
—обеспечение совместимости (интероперабельности) медицинских информационных систем;
-создание прикладных информационных систем по модели «программное обеспечение как услуга» (SaaS);
—обеспечение информационной безопасности и защиты персональных данных в соответствии с требованиями законодательства РФ, в том числе с использованием электронной цифровой подписи и электронных средств идентификации врача и пациента (универсальная электронная карта гражданина РФ);
—централизованное управление разработкой, внедрением и сопровождением Системы на основании единой технологической политики с учетом отраслевых государственных, национальных и адаптированных к отечественным условиям международных стандартов в области медицинской информатики;
—обеспечение интеграции с введенными в промышленную эксплуатацию компонентами Электронного Правительства, с универсальной электронной картой гражданина РФ;
- обеспечение обмена данными и интеграции с информационной
системой межтерриториальных расчетов Федерального фонда
обязательного медицинского страхования;
— соблюдение единых требований к ведению электронной меди
цинской карты вне зависимости от источников финансового
обеспечения оказанной медицинской помощи и др.
Функционирующая таким образом Система позволит осуществлять комплексный анализ реализации государственной политики в сфере здравоохранения, включая анализ реальной себестоимости оказанной медицинской помощи в субъектах РФ, мониторинг ее отклонения от стоимости медицинских услуг, рассчитанной исходя из тарифов, сравнительный анализ показателей здоровья населения в регионах, оценку качества работы учреждений здравоохранения на основании разрабатываемых критериев, прогнозирование развития здравоохранения, обоснование приоритетных направлений проведения лечебно-профилактических мероприятий и осуществления мониторинга по отдельным нозологическим формам.
Кроме того, важнейшими функциями Системы являются мониторинг оснащенности медицинских организаций необходимыми материально-техническими ресурсами, анализ соответствия материально-технической обеспеченности организаций стандартам оснащения, оптимизация закупок расходных материалов и комплектующих, мониторинг загруженности высокотехнологического медицинского оборудования, анализ информации о состоянии, эксплуатации и использовании программно-технических средств.
В процессе эксплуатации Системы можно осуществлять мониторинг кадрового обеспечения и кадровых потребностей в части медицинских и фармацевтических работников, планирование объемов и структуры подготовки, переподготовки и повышения квалификации медицинских и фармацевтических кадров, контроль за своевременным прохождением обучения, оценку квалификации медицинского и фармацевтического персонала и увязку уровня его заработной платы с качеством и объемом оказанной медицинской помощи. Дальнейшее развитие и совершенствование системы позволит решать и другие задачи, связанные с оценкой и прогнозированием общественного здоровья и деятельности системы здравоохранения.
Важнейшим направлением создания Системы является организация персонифицированного учета медицинской помощи и лекарственного обеспечения, правовой основой которого служит Феде-
558
Часть 2. Здравоохранение
Глава 25. Информатизация в здравоохранении
559
ральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
Персонифицированный учет в сфере обязательного медицинского стра хования — это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице в целях реализации прав граждан на бесплатное оказание медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования.
Целью персонифицированного учета является контроль за обеспечением гарантий прав застрахованных лиц на бесплатное оказание медицинской помощи надлежащего качества и объема, за использованием средств обязательного медицинского страхования, а также использование данных персонифицированного учета для определения потребности в медицинской помощи при разработке программ ОМС.
Персонифицированный учет, сбор, обработка, передача и хранение данных осуществляются Федеральным фондом и территориальными фондами ОМС, Пенсионным фондом РФ, страховыми медицинскими организациями и учреждениями здравоохранения.
В настоящее время с вступлением в силу данного Закона осуществляется персонифицированный учет сведений о застрахованных лицах и персонифицированный учет сведений о медицинской помощи, оказанной им.
При ведении персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах осуществляются сбор, обработка, передача и хранение следующих данных о застрахованных лицах:
1) фамилия, имя, отчество;
2) пол;
3) дата рождения;
4) место рождения;
5) гражданство;
6) данные документа, удостоверяющего личность;
7) место жительства;
8) место регистрации;
9) дата регистрации;
10) страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС);
11) номер полиса обязательного медицинского страхования застрахованного лица;
12) данные о страховой медицинской организации, выбранной застрахованным лицом;
13) дата регистрации в качестве застрахованного лица;
14) статус застрахованного лица (работающий, неработающий). Персонифицированный учет сведений о застрахованных лицах
ведется в форме единого регистра застрахованных лиц, который включает в себя центральный (федеральный) и региональные (по субъектам РФ) сегменты.
При ведении персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, осуществляются сбор, обработка, передача и хранение следующих данных:
1) номер полиса обязательного медицинского страхования застрахованного лица;
2) медицинская организация, оказавшая соответствующие услуги;
3) виды оказанной медицинской помощи;
4) условия оказания медицинской помощи;
5) сроки оказания медицинской помощи;
6) объемы оказанной медицинской помощи;
7) стоимость оказанной медицинской помощи;
8) диагноз;
9) профиль оказания медицинской помощи;
10) медицинские услуги, оказанные застрахованному лицу, и примененные лекарственные препараты;
11) примененные медико-экономические стандарты;
12) специальность медицинского работника, оказавшего медицинскую помощь;
13) результат обращения за медицинской помощью;
14) результаты проведенного контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
Сведения о застрахованном лице и об оказанной ему медицинской помощи могут предоставляться в виде документов как в письменной, так и в электронной форме при наличии гарантии их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений. В этом случае юридическая сила представленных документов подтверждается электронной цифровой подписью. Сведения о застрахованном лице и об оказанной ему медицинской помощи относятся к информации ограниченного доступа и подлежат защите в соответствии с законодательством РФ.
560
Часть 2. Здравоохранение
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что понимается под медицинской информацией?
2. Какие виды медицинской информации вы знаете?
3. Перечислите основные группы потребителей информации в здравоохранении.
4. Что такое ИР в здравоохранении? Перечислите их специфические отличия.
5. Как можно классифицировать ИР в здравоохранении?
6. Какие показатели используются для характеристики объемов ИР?
7. Приведите формулу расчета тарифа на информационную услугу.
8. Приведите классификацию медицинских информационных систем. Раскройте содержание каждой информационной системы.
9. Что такое АРМ руководителя?
10. Как организуются телемедицинские консультации?
11. На каких принципах функционирует Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения?
12. Какие задачи решаются в рамках действующей Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения?
13. Какие сведения собираются для организации персонифицированного учета в сфере ОМС?
Дата: 2019-04-23, просмотров: 185.