ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Основой любой информации являются данные, т.е. сведения, представленные числами или символами, которые фиксируются на носителях (бумажных, электронных, оптических), обрабатываются и передаются с использованием средств вычислительной техники и каналов связи.

Относительно систем управления в здравоохранении использова­ние данных более актуально для получения первичной статистиче­ской информации, которая используется для формирования аналити­ческих отчетов, справочников и других статистических материалов, необходимых для принятия управленческих решений.

Под информацией понимаются структурированные сведения о яв­лениях, процессах, объектах независимо от формы представления. Эти сведения устраняют существующие неопределенности, дают новые характеристики и используются для подготовки и принятия управленческих решений.

Медицинская информация представляет собой совокупность дан­ных, характеризующих деятельность отдельных структурных элемен­тов, подсистем и всей системы здравоохранения. С одной стороны, информация отображает процессы и явления в здравоохранении, т.е. является инструментом в работе специалистов, руководителей организаций и органов управления здравоохранением, с другой — это предметная область работы статистиков, специалистов организаци­онно-методических отделов, исследователей.

Медицинская информация подразделяется на следующие виды:

по форме представления: первичная, промежуточная, итоговая (сводная);

по периодичности использования: оперативная, текущая, ретро­спективная;

По материалам канд. техн. наук А.А. Бачманова.


- по функциональному содержанию: клиническая, научная, эконо­
мическая, кадровая, финансовая, правовая;

по целевому назначению: статистическая, аналитическая, эксперт­
ная, прогностическая;

- по уровню представления: федеральная, региональная, муници­
пальная, учрежденческая, персонифицированная;

по медицинским службам (специальностям): хирургическая, тера­
певтическая, педиатрическая и т.д.

В зависимости от категории пользователей требования к инфор­мации имеют свою специфику — информация должна быть предмет­ной, достоверной, точной, оперативной, доступной, сопоставимой.

В системе здравоохранения циркулирует и выходит на различные уровни принятия управленческих решений большой объем разно­плановой информации: показатели состояния здоровья, информация о деятельности учреждений здравоохранения и др. В связи с этим необ­ходимо минимизировать противоречие между недостаточно четкой структуризацией системы здравоохранения, с одной стороны, и тре­бованием высокой степени упорядочения медицинской информации для компьютерных систем — с другой. Для использования в ком­пьютерных системах информация должна отвечать основным тре­бованиям единообразия, непротиворечивости, однородности ввода и полноты.

Еще одно важное для характеристики информационных про­цессов в здравоохранении понятие «информационные потоки». От их упорядоченности зависит четкость функционирования отрасли и эффективность ее управления. Необходимо определять информаци­онные потоки с привязкой ко времени и месту: какие данные, где и когда формируются и кто является потребителями этих данных. Упорядочение потоков повышает уровень управления учреждением здравоохранения и при прочих равных условиях позволяет экономнее расходовать материальные, финансовые и кадровые ресурсы. При этом помощь в создании на основе информации обобщенной модели управления могут оказать прикладные математические методы опи­сания потоков информации.

Отечественная система управления здравоохранением имеет иерархическую структуру, что и определяет схему информацион­ных потоков. Сбор медицинской информации в общем виде сво­дится к выполнению трех действий: получению информации от


 


542


Часть 2. Здравоохранение


Глава 25. Информатизация в здравоохранении


543


 


субъектов, обработке и анализу полученных данных, обобщению и выдаче информации на более высокий иерархический уровень управления. Обобщение информации состоит в получении интег­ральных оценок по тем или иным правилам (суммирование, выбор максимального или минимального значения и т.д.) и проводится по признакам объекта (регион, муниципальное образование, лечебно-профилактическое учреждение, структурное подразделение и т.д.), по признакам изучаемого явления (заболеваемость, смертность, обес­печенность койками и т.п.) и по временным признакам показателя (месяц, квартал, год, несколько лет и т.д). Эти действия невозможны без внедрения автоматизации систем управления потоками, одна­ко автоматизация информационных потоков внутри неправильно организованной системы управления приведет только к увеличению энтропии системы.

Моментальную отдачу от компьютерных технологий количествен­но оценить сложно. Речь идет о качественных аспектах: повышении удовлетворенности качеством услуг или снижении нагрузки на меди­цинский персонал, повышении производительности труда и уровня профессиональной подготовки и пр.

В положительном результате автоматизации информационных потоков заинтересованы следующие группы потребителей инфор­мации:

- руководители организаций здравоохранения, так как автома­
тизация будет способствовать усилению их контролирующих
функций, повышению информированности;

-руководители аналитических подразделений, так как получат совершенный инструмент для сбора данных и подготовки теку­щих отчетов;

- пациенты, так как будет повышено качество медицинской
помощи.

Слабо заинтересованы или совсем не заинтересованы в прове­дении автоматизации исполнители, занимающиеся непосредствен­но формированием информационных потоков. Слабая мотивация к внедрению информатизации отмечается у следующих категорий пользователей:

- среднего и младшего медицинского персонала, так как воз­
никают дополнительные обязанности по вводу регистрации
данных;


 

- руководителей среднего звена, занимающихся организацией делопроизводства и традиционной методической работой, так как они при этом теряют свою административную значимость;

- врачей-статистиков, попадающих в информационную зависи­мость от подразделения автоматизации.

Руководитель должен подчинить себе информационно-анали­тическую службу и уделять ей достаточно времени и внимания. Внедрение компьютерных технологий — это постоянный процесс, а не разовая акция, поэтому важно, чтобы это направление имело высокий приоритет и руководитель занимался им лично.



















Социологический мониторинг


Мнение населения о состоянии здоровья


Мнение населения

о системе здравоохранения


Мнение медицинских

работников о системе

здравоохранения






S3 О .П. -1

» Зй о

о п> 2:

F X х


X Ьз О

— s ж ч

С)   со о

О га

о

л> тз

П> Ьз

Ж " Ж Л Е £

^ °

О Ч

•• сз

Ss 03

&3

Ж Ж СЗ

ж о

П ш и

? tr Ь

Ь аз

а> а

х о

ж о

Q   X

w uj аз

аз .д. Ж

о х


о

Н

I

ч аз тз

ж

•е-

ж аз

ж

ж

>

ч аз

S3 О"

Ж О

о

ч

С"

я •а о о\


S3 а» 2

Е

оэ ж п»

го

Ж Ж

Q


* Ж


S * аз

0 S=

1 «

аз н

?s

S ж s


я

S 5

о Ч

-г   СО

О и

Э

аз ас

-г- °^

* Ж

Ж о

50 -1


о

S3

Ж Ч п>

S3 С"

ж

Q Ч

п>

X

ж

S

аз

Ж


2 о fca

Ж

с ж ж о * ж

X

аз сз ч о 2 аз ч ж

ьз

Ж

тз о

со аз ж ж Е х

с п>

S3

SI гь

сз о;

л S

о


Ss Ж

н

S3

0"

а:

Е

о

С о>

Ж

ч ■а с-


g

о

о

О ы

ta


Ж tr

Я о

■о

03

Е о

Я п» "О

о

о

аз

Ьэ 0"

I СГ


Со рг

5

аз а> 2

Же s

ж я аз "О о о


ч £


о

ч

2

w

а:

Ж

Ж

2

аз _

Sa << и

? S 2

оз оэ

о\ £?. ч

о ж -о



S S П)

2


о я 1

О      S3

ч п>

•о ч

а> ж

О» 50

ж

о -о о аз

Ч w

О 03 Же Ж

ч о ж

ж п

ОЛ ^ S3 <?


2^

^1

Ж Ж

S О

ч |

О 2
аз

ж С

о ж

о о

а\ х

х ж


О

ж




О

аз н

CD


ж о я о; _. ч

Is

w Я

О i

Ж

50

W

S

Е аз


2 •< Ж

Я аз п>

S с х

я     v ^

о     ; о

П> _ «-

"О       s

tr     w

Г"     2


Л     ж

О                               I


х я

о о

1=1 *=" -

Sa Ja Е

Л) Л •_

4 * X

s 2 о w

5 § й и

Е §с ? ?


я


Л. Ж тз

- О ? в

Е g ж тз

аз

Ж Л о с

аз п> х s

Ж О аз ж

аз   ас

JZ   ТЗ П>

<т аз за

ж о\ s

ж о £

О"

£ оз

Ж q

ж о

о

о

2 *=

со &з Р ж

п> аз

ОХ S3

ж a g s

Ж "О О" Ж

■в- ж с ° Я ж

Аз С 5 О

Ж

ж

Сг X

Ж о

Л аз

CD з»

Х Ж S

о s р

Ж 5

5 ■§**

о- о

5 -о а

Й s °

0 аз н

^ ж -о

1 ж
о

ж ж Е

X

а ЕЕ

 

■Н *

и тз

О

2 о я

Ж Ж

2 X

ж ж


Ж ег

Ч —1 2 ТЗ

ж

11-1 о я

о ж о

н н 2  х

S : °

ч -а 2 <т> аз я х w 5

Ж Ja S

^ 2 Sa s

О -

ж

ж

S3 CD

Ж

ж

X

я о

S3

к « s

Ж

ж

Же                "О

«     2

_     ta        W

о аз 2

Ja -

аз s

S й w

^ О D)

ft i  |



Го ел

со

X

Е о

>

> о о

S

е

о > а: •£

О- л

О ГП

° S

M s

X

о

s


ХЗ 2 Ж w w

аз S аз аз &з

п н  •а н

>< л a » •о

о t! •а © и

^ s о о 2

Е аз — I ч  г:

•    S3 ТЗ

аз *< 2 5

ж аз

о

а

S3

аз

ч

ч ■а

о-

О ^

о> о

" о

ж

Я °

<2 оз

2

Е гь

а тз ж

w го Г6

° 5

О "О

я

со

О £ о


Л        JC О

р3 ж Ж    .

w о аз а £

д — =? ">

5 ■§ 5

о

Ж

ч

CD

о

S3

^ ж

S3

^

I Ss

о и

Я-1

I

03

аз ж

ж

о-.. ж

S3 <<

Си -г- *

З: ж

ж

£ о

Ж чз

Ss           s

ж

I *

тз ь

1 ><

ж » 5 ^

аз

- ж

ж

ж Е аз гь

S3 аз

ж Е _

* 0 w п>

Ж вэ

сг ч

сг


+ + +

з:


о — j: со а» -!

S3 О S сг оэ s

5 al g ^ w ^
n g ta я

_  .   С в ь

S » о

HI н ж = |

S -е- ё й е =

6 » О s J о
g -S3  J - 2
ж ~ п> ж

ja °> ж аз w о

о s s 50 аз ь

Ж *   s << Л

"в* S Л Я аз

О аз О * о»

чз <• "2 аз о

аз  J . я

» "О  П ^ S3

с *** »«, —' и^

S Oil    с н

О О s п> ^

~ ^ «     = ч






С аз х ж аз

_ О s п>

Ж « 5 н

= * Р3 ж 5

ж S « °  Й

5 о ^ g

^ 5 о S я

Р Sa X О .—

5 j в о 1 ^

"< d ё о о

-1 ^ я - -3

m о" - J аз


2

аз S?

S аз

2 E ч - w

н 2 n 2 ч

o\ 2 -a 2 2

E „ S 1 J»

~ ч

o\ _ _ ^

E rr. s            I


J в и               i

Zj Ж ^ О аз

Й ^ О fa

я n - ° 2

a -Q- s ox

6 О u     on

nt) ^ л s

ч 2 ж 2 о

аз <5 -о а ч

со с - гс тз

ч    л: аз

о м о

Ж ТЗ

М  G3

-1 х ° о 5 о

G

аз аз

<т> ч



548


Часть 2. Здравоохранение


Глава 25. Информатизация в здравоохранении





549


 


значительно расширило базу для компьютеризации здравоохране­ния и послужило толчком для разработки средств программного обеспечения нового поколения, обеспечивших возможность работы с компьютером для людей, не владеющих навыками программи­рования. В нашей стране компьютерный бум пришелся на конец 80-х годов, когда каждое учреждение считало необходимым иметь хотя бы один персональный компьютер. Разработка отечественных компьютерных систем шла по нескольким направлениям с исполь­зованием, как правило, сил и средств медицинского учреждения (рис. 25.2).

Одним из главных тормозов на пути разработки любой информа­ционной системы для здравоохранения является отсутствие единых стандартов, утвержденных законодательно. Тем не менее примене­ние компьютерных технологий позволяет избавить специалиста от рутинной бумажной работы путем использования возможностей компьютера по обработке информации для ввода данных, автома­тизированного составления отчетов и т.п. Это немаловажно, если учесть, что на прием одного пациента врачу поликлиники отводится от 10 до 15 мин, причем около 50% этого времени уходит на оформ­ление медицинских документов. Сокращение бумажного документо­оборота происходит за счет использования компьютеров при вводе, хранении, поиске, обработке, анализе данных о больных.

Разработка автоматизированных

S ^ рабочих мест специалистов

Автоматизация управленческих
и административных функций
(формирование реестров   ^

пациентов, статистика, анализ,^-— бухгалтерско-экономические программы и т.п.)

Разработка специализированного

^> программного обеспечения для принятия решений (экспертные системы)

Создание электронной
истории болезни   <^"

(амбулаторной карты)

Рис. 25.2. Направления разработки компьютерных систем в здравоохранени


Современная концепция медицинских информационных систем предполагает объединение существующих ИР по следующим основ­ным группам:

—электронные истории больных (ЭИБ);

—результаты диагностических исследований;

—финансово-экономическая информация;

—база данных по лекарственным препаратам, материальным и трудовым ресурсам;

—экспертные системы;

—финансово-экономическая информация;

— стандарты диагностики и лечения больных и др.
Медицинские информационные системы служат базой для поэ­
тапного создания мониторинга здоровья и здравоохранения на реги­
ональном и федеральном уровнях. Причем однозначно классифици­
ровать информационные системы, применяемые в здравоохранении,
достаточно сложно из-за продолжающейся эволюции их структур
и функций.

Многоуровневая структура управления здравоохранением (муни­ципальный, региональный, федеральный уровни управления) может стать основой для классификации медицинских информационных систем. При этом информационные системы в пределах каждого уровня управления в зависимости от специфики задач классифици­руются по следующим функциональным признакам:

—управленческие информационные системы;

—поисковые информационные системы;

—системы для диагностических исследований;

—экспертные системы;

—больничные информационные системы;

—автоматизированные рабочие места специалистов;

—телемедицинские системы и др.

Управленческие информационные системы обеспечивают инфор­мационную поддержку процессов управления системой здраво­охранения (медицинского учреждения), включая автоматизацию административных функций персонала. Медицинские информаци­онные системы этого уровня обеспечивают управление больничной, амбулаторно-поликлинической и специализированными службами на административно-территориальном уровне (федеральном, реги­ональном, муниципальном). В функциональном плане в системе можно условно выделить 4 базовых компонентов: планирование


550____________________________________ Часть 2. Здравоохранение

и прогнозирование деятельности; учет и контроль за деятельностью учреждений и формированием отчетности; оперативное управление отдельными службами и вспомогательные задачи (создание и ведение классификаторов, нормативов и т.п.).

Сюда же входят информационные системы для решения специ­ализированных медицинских задач, в частности информацион­ные системы для отдельных направлений: взаиморасчетов в системе ОМС; управления экстренной медицинской помощью по ликвида­ции последствий чрезвычайных ситуаций; лекарственного обеспече­ния; персонифицированные регистры.

Персонифицированные регистры территориального уровня содер­жат информацию на прикрепленный контингент муниципально­го образования, субъекта РФ. Регистры заменяют многочисленные бумажные формы документации (журналы по учету больных по отде­льным заболеваниям, по возрастно-половому составу, по диспансер­ному наблюдению) и облегчают переход на безбумажную технологию. Регистр обеспечивает решение следующих задач: хранение полицевой картотеки для получения данных по запросам специалистов; форми­рование государственной отчетности. Кроме того, регистр позволяет более объективно оценивать эффективность проведения профилакти­ческих, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий. Персонифицированные регистры по сути являются «кирпичиками» территориальной системы мониторинга здоровья и здравоохранения.

В конечном счете речь идет о создании корпоративной инфор­мационной системы, непосредственно объединяющей информаци­онные ресурсы лечебно-профилактического учреждения и органов управления здравоохранением с использованием телекоммуника­ционных сетей. Для реализации этой задачи потребуются большие финансовые ресурсы (сопоставимые с годовым бюджетом всей сис­темы здравоохранения отдельной территории), а также подготов­ка управленческих кадров, способных пользоваться современными компьютерными технологиями.

В этой связи инициатива в области внедрения компьютерных технологий и автоматизации процессов управления ресурсами в здравоохранении должна исходить от органов управления здравоохра­нением и территориальных фондов ОМС, которые в ряде субъектов РФ достаточно результативно проводят эту работу. К таким террито­риям можно отнести Москву, Санкт-Петербург, Новгородскую, Мурманскую, Ростовскую области и др.


 

551

Глава 25. Информатизация в здравоохранении

На федеральном уровне создание управленческих информацион­ных систем позволяет решать задачи, обеспечивающие стратегиче­ский уровень управления:

—мониторингреализации Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи;

—мониторинг реализации национального проекта «Здоровье»;

—мониторинг эффективности работы органов государствен­ной власти (государственная автоматизированная система «Управление»);

—социально-гигиенический мониторинг;

—мониторинг здоровья населения России (анализ динамики состояния здоровья населения в связи с социально-экономи­ческими и экологическими факторами);

—ведение государственных регистров (регистр льготных катего­рий граждан Пенсионного фонда РФ и др.);

—управление медицинскими учебными заведениями, движени­ем и переподготовкой медицинских кадров;

—учет и анализ материально-технических, финансовых ресурсов здравоохранения и др.

Поисковые информационные системы решают задачи информаци­онного обеспечения медицинского персонала: подготовки рефера­тивной информации для сотрудников, создания и ведения профес­сионально ориентированных баз данных, регистра лекарственных препаратов и информации по их совместимости; реестра видов медицинских услуг, регистра стандартов (протоколов) ведения больных и др.

Системы этого класса не осуществляют обработку информации, но обеспечивают быстрый доступ к необходимым данным. Обычно поисковые системы подразделяются по видам хранимой информации (клиническая, научная, нормативная, юридическая и др.), ее харак­теру (первичная, вторичная, оперативная, обзорно-аналитическая, экспертная, прогностическая и т.п.), функциональному признаку (деятельность лечебно-профилактических учреждений, материаль­но-техническая база, лекарственные средства и др.). Различают доку-ментографические, фактографические и полнотекстовые поисковые системы.

Системы для диагностических исследований предназначены для автоматизированной диагностики патологических состояний (вклю­чая прогноз и выработку рекомендаций по методам лечения), для


552


Часть 2. Здравоохранение


Глава 25. Информатизация в здравоохранении


553


 


отдельных нозологических форм и групп больных. Причем сущест­вует несколько классов таких компьютерных систем: лабораторные анализаторы, цифровые рентгенодиагностические комплексы, ком­пьютерная томография, ультразвуковая диагностика, визуализация и сравнительный анализ результатов гистологических исследований и др. Исторически этот тип систем начал развиваться одним из пер­вых среди медицинских информационных систем.

Наиболее важные области применения диагностических систем — неотложные и угрожающие жизни состояния с недостаточной клини­ческой симптоматикой, ограниченными возможностями обследова­ния при высокой степени угрозы для жизни. Такие системы могут быть использованы в составе телемедицинских систем многопрофильных больниц для дистанционной консультативной помощи пациентам, находящимся в учреждениях первичного звена, — врачебных амбула­ториях, центрах общей врачебной (семейной) практики, ЦРБ.

Экспертные системы эффективно используют при решении задач диагностики, интерпретации данных, прогнозирования течения за­болевания и осложнений. Одним из примеров экспертной системы является программно-технический комплекс АКДО, разработанный под руководством проф. В.В. Шаповалова, который используется для проведения медицинских осмотров населения.

По мере внедрения информационных систем в учреждениях здра­воохранения экспертные системы могут использоваться на более высоком качественном уровне — как системы интеллектуального анализа данных, поиска закономерностей и выработки альтернатив­ных решений в управлении медицинскими учреждениями.

Основными компонентами таких систем являются база дан­ных (знаний), алгоритм моделирования, интерфейсы пользователя и интерфейсы с фактографическими базами данных.

В обучающей системе присутствует база данных, содержащая методическую и справочную информацию, позволяющую оценить и углубить знания обучающегося, тестовые задания и мультимедиа-приложения для наглядного обучения. Стандартные программы представляют собой различные комплексы тренировочных упраж­нений и практических методик, более сложные призваны помочь обучающимся в овладении навыками решения таких задач, как пос­тановка диагноза, выработка плана лечения, прогнозирование отда­ленных последствий. Современные экспертные медицинские систе­мы интегрированы с другими типами информационных систем.


Больничные информационные системы объединяют на основе ЭИБ функциональные возможности систем нескольких типов и комп­лексно решают задачи управления учреждением здравоохранения. Выработка и принятие на основе анализа ЭИБ интегрированных решений позволяют управлять процессами повышения качества меди­цинской помощи пациентам. ЭИБ является аналогом истории болезни пациента, которая должна вестись на протяжении всей его жизни и аккумулировать всю касающуюся его здоровья информацию.

ЭИБ позволяет врачу в режиме реального времени получать доступ к информации любой давности, хранящейся в архиве, и использовать ее для дальнейшего обследования, лечения и наблю­дения пациента.

Функционирование ЭИБ обеспечивается СУБД. База данных для ЭИБ, как правило, состоит из двух компонентов: модуля нормативно-справочной документации и модуля хранения данных. Нормативно-справочная документация включает справочники и классификаторы. Модуль хранения данных представляет собой банк ЭИБ по проле­ченным (архивным) и проходящим лечение (оперативным) пациен­там. В базе данных хранятся все сведения по каждому пациенту под уникальным идентификационным номером.

Широкому внедрению таких систем препятствуют недостаточ­ное развитие корпоративных информационных сетей медицинских учреждений, а также отсутствие необходимой нормативной базы. Вступление в силу Федерального закона «Об основах охраны здо­ровья граждан в Российской Федерации» позволит решить эти про­блемы.

Задачи управления требуют от руководителя любого уровня использовать и обрабатывать большой объем информации, прово­дить ее анализ в различных плоскостях, моделировать процессы и ситуации, структурировать материал для принятия управленческих решений. Для оперативного и качественного выполнения этих задач существенную роль играет автоматизированное рабочее место (АРМ) руководителя, для разработки которого используются современные информационные технологии, такие как оперативный анализ рас­пределенных баз данных и сетевых технологий общего доступа, статистические пакеты и системы поддержки принятия решений, геоинформационные системы.

К АРМ врача-клинициста (терапевт, хирург, акушер-гинеколог, травматолог, офтальмолог и др.) предъявляются требования, соот-
























554


Часть 2. Здравоохранение


Глава 25. Информатизация в здравоохранении





555


 


     
 












CI (К

Пациент



Центры общей врачебной (семейной) практики


Пациент


о S

Рис. 25.3. Схема организации телемедицинских консультаций





ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Для обеспечения эффективной информационной поддержки про­цессов управления здравоохранением в Российской Федерации раз­работана Концепция создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (далее — Система), утвержденная приказом МЗиСР РФ от 28.04.2011 № 364.


556


Часть 2. Здравоохранение


Глава 25. Информатизация в здравоохранении


557


 


Данная Система предусматривает решение комплекса задач, свя­занных с повышением эффективности управления в сфере здраво­охранения на основе информационно-технологической поддержки решения задач прогнозирования и планирования расходов на ока­зание медицинской помощи, а также контроля за соблюдением государственных гарантий по объему и качеству ее предоставления. Не менее важной является задача повышения качества оказания медицинской помощи на основе совершенствования информаци­онно-технологического обеспечения деятельности медицинских и фармацевтических организаций, их персонала. Приоритетной зада­чей Системы является повышение информированности населения по вопросам ведения здорового образа жизни, профилактики забо­леваний, получения медицинской помощи, качества обслуживания в медицинских организациях, а также осуществления деятельности в сфере здравоохранения на основе электронного взаимодействия с соответствующими уполномоченными органами.

Деятельность Системы основывается на следующих принципах:

—однократный ввод и многократное использование первичной информации, полученной от медицинского (фармацевтического) работника, гражданина, должностного лица;

—использование электронных документов, юридическая значи­мость которых подтверждена электронной цифровой подписью;

—обеспечение совместимости (интероперабельности) медицин­ских информационных систем;

-создание прикладных информационных систем по модели «программное обеспечение как услуга» (SaaS);

—обеспечение информационной безопасности и защиты персо­нальных данных в соответствии с требованиями законодатель­ства РФ, в том числе с использованием электронной цифровой подписи и электронных средств идентификации врача и паци­ента (универсальная электронная карта гражданина РФ);

—централизованное управление разработкой, внедрением и сопровождением Системы на основании единой технологиче­ской политики с учетом отраслевых государственных, нацио­нальных и адаптированных к отечественным условиям между­народных стандартов в области медицинской информатики;

—обеспечение интеграции с введенными в промышленную экс­плуатацию компонентами Электронного Правительства, с уни­версальной электронной картой гражданина РФ;


- обеспечение обмена данными и интеграции с информационной
системой межтерриториальных расчетов Федерального фонда
обязательного медицинского страхования;

— соблюдение единых требований к ведению электронной меди­
цинской карты вне зависимости от источников финансового
обеспечения оказанной медицинской помощи и др.

Функционирующая таким образом Система позволит осуще­ствлять комплексный анализ реализации государственной политики в сфере здравоохранения, включая анализ реальной себестоимости оказанной медицинской помощи в субъектах РФ, мониторинг ее отклонения от стоимости медицинских услуг, рассчитанной исходя из тарифов, сравнительный анализ показателей здоровья населения в регионах, оценку качества работы учреждений здравоохранения на основании разрабатываемых критериев, прогнозирование развития здравоохранения, обоснование приоритетных направлений прове­дения лечебно-профилактических мероприятий и осуществления мониторинга по отдельным нозологическим формам.

Кроме того, важнейшими функциями Системы являются мони­торинг оснащенности медицинских организаций необходимыми материально-техническими ресурсами, анализ соответствия матери­ально-технической обеспеченности организаций стандартам оснаще­ния, оптимизация закупок расходных материалов и комплектующих, мониторинг загруженности высокотехнологического медицинско­го оборудования, анализ информации о состоянии, эксплуатации и использовании программно-технических средств.

В процессе эксплуатации Системы можно осуществлять монито­ринг кадрового обеспечения и кадровых потребностей в части меди­цинских и фармацевтических работников, планирование объемов и структуры подготовки, переподготовки и повышения квалификации медицинских и фармацевтических кадров, контроль за своевремен­ным прохождением обучения, оценку квалификации медицинского и фармацевтического персонала и увязку уровня его заработной платы с качеством и объемом оказанной медицинской помощи. Дальнейшее развитие и совершенствование системы позволит решать и другие задачи, связанные с оценкой и прогнозированием общественного здоровья и деятельности системы здравоохранения.

Важнейшим направлением создания Системы является органи­зация персонифицированного учета медицинской помощи и лекар­ственного обеспечения, правовой основой которого служит Феде-


558


Часть 2. Здравоохранение


Глава 25. Информатизация в здравоохранении


559


 


ральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Рос­сийской Федерации».

Персонифицированный учет в сфере обязательного медицинского стра­ хования — это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице в целях реализации прав граждан на бесплатное оказание медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования.

Целью персонифицированного учета является контроль за обес­печением гарантий прав застрахованных лиц на бесплатное оказание медицинской помощи надлежащего качества и объема, за использо­ванием средств обязательного медицинского страхования, а также использование данных персонифицированного учета для определе­ния потребности в медицинской помощи при разработке программ ОМС.

Персонифицированный учет, сбор, обработка, передача и хране­ние данных осуществляются Федеральным фондом и территориаль­ными фондами ОМС, Пенсионным фондом РФ, страховыми меди­цинскими организациями и учреждениями здравоохранения.

В настоящее время с вступлением в силу данного Закона осу­ществляется персонифицированный учет сведений о застрахованных лицах и персонифицированный учет сведений о медицинской помо­щи, оказанной им.

При ведении персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах осуществляются сбор, обработка, передача и хранение следу­ющих данных о застрахованных лицах:

1) фамилия, имя, отчество;

2) пол;

3) дата рождения;

4) место рождения;

5) гражданство;

6) данные документа, удостоверяющего личность;

7) место жительства;

8) место регистрации;

9) дата регистрации;

10) страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС);

11) номер полиса обязательного медицинского страхования застра­хованного лица;

12) данные о страховой медицинской организации, выбранной застрахованным лицом;


 

13) дата регистрации в качестве застрахованного лица;

14) статус застрахованного лица (работающий, неработающий). Персонифицированный учет сведений о застрахованных лицах

ведется в форме единого регистра застрахованных лиц, который включает в себя центральный (федеральный) и региональные (по субъектам РФ) сегменты.

При ведении персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, осуществляются сбор, обра­ботка, передача и хранение следующих данных:

1) номер полиса обязательного медицинского страхования застра­хованного лица;

2) медицинская организация, оказавшая соответствующие услуги;

3) виды оказанной медицинской помощи;

4) условия оказания медицинской помощи;

5) сроки оказания медицинской помощи;

6) объемы оказанной медицинской помощи;

7) стоимость оказанной медицинской помощи;

8) диагноз;

9) профиль оказания медицинской помощи;

 

10) медицинские услуги, оказанные застрахованному лицу, и при­мененные лекарственные препараты;

11) примененные медико-экономические стандарты;

12) специальность медицинского работника, оказавшего меди­цинскую помощь;

13) результат обращения за медицинской помощью;

14) результаты проведенного контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.

Сведения о застрахованном лице и об оказанной ему медицинской помощи могут предоставляться в виде документов как в письменной, так и в электронной форме при наличии гарантии их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений. В этом случае юридическая сила представленных документов подтвержда­ется электронной цифровой подписью. Сведения о застрахованном лице и об оказанной ему медицинской помощи относятся к инфор­мации ограниченного доступа и подлежат защите в соответствии с законодательством РФ.


560


Часть 2. Здравоохранение


 


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что понимается под медицинской информацией?

2. Какие виды медицинской информации вы знаете?

3. Перечислите основные группы потребителей информации в здравоохранении.

4. Что такое ИР в здравоохранении? Перечислите их специфиче­ские отличия.

5. Как можно классифицировать ИР в здравоохранении?

6. Какие показатели используются для характеристики объемов ИР?

7. Приведите формулу расчета тарифа на информационную услугу.

8. Приведите классификацию медицинских информационных систем. Раскройте содержание каждой информационной системы.

9. Что такое АРМ руководителя?

 

10. Как организуются телемедицинские консультации?

11. На каких принципах функционирует Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения?

12. Какие задачи решаются в рамках действующей Единой госу­дарственной информационной системы в сфере здравоохранения?

13. Какие сведения собираются для организации персонифициро­ванного учета в сфере ОМС?


 
























ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Основой любой информации являются данные, т.е. сведения, представленные числами или символами, которые фиксируются на носителях (бумажных, электронных, оптических), обрабатываются и передаются с использованием средств вычислительной техники и каналов связи.

Относительно систем управления в здравоохранении использова­ние данных более актуально для получения первичной статистиче­ской информации, которая используется для формирования аналити­ческих отчетов, справочников и других статистических материалов, необходимых для принятия управленческих решений.

Под информацией понимаются структурированные сведения о яв­лениях, процессах, объектах независимо от формы представления. Эти сведения устраняют существующие неопределенности, дают новые характеристики и используются для подготовки и принятия управленческих решений.

Медицинская информация представляет собой совокупность дан­ных, характеризующих деятельность отдельных структурных элемен­тов, подсистем и всей системы здравоохранения. С одной стороны, информация отображает процессы и явления в здравоохранении, т.е. является инструментом в работе специалистов, руководителей организаций и органов управления здравоохранением, с другой — это предметная область работы статистиков, специалистов организаци­онно-методических отделов, исследователей.

Медицинская информация подразделяется на следующие виды:

по форме представления: первичная, промежуточная, итоговая (сводная);

по периодичности использования: оперативная, текущая, ретро­спективная;

По материалам канд. техн. наук А.А. Бачманова.


- по функциональному содержанию: клиническая, научная, эконо­
мическая, кадровая, финансовая, правовая;

по целевому назначению: статистическая, аналитическая, эксперт­
ная, прогностическая;

- по уровню представления: федеральная, региональная, муници­
пальная, учрежденческая, персонифицированная;

по медицинским службам (специальностям): хирургическая, тера­
певтическая, педиатрическая и т.д.

В зависимости от категории пользователей требования к инфор­мации имеют свою специфику — информация должна быть предмет­ной, достоверной, точной, оперативной, доступной, сопоставимой.

В системе здравоохранения циркулирует и выходит на различные уровни принятия управленческих решений большой объем разно­плановой информации: показатели состояния здоровья, информация о деятельности учреждений здравоохранения и др. В связи с этим необ­ходимо минимизировать противоречие между недостаточно четкой структуризацией системы здравоохранения, с одной стороны, и тре­бованием высокой степени упорядочения медицинской информации для компьютерных систем — с другой. Для использования в ком­пьютерных системах информация должна отвечать основным тре­бованиям единообразия, непротиворечивости, однородности ввода и полноты.

Еще одно важное для характеристики информационных про­цессов в здравоохранении понятие «информационные потоки». От их упорядоченности зависит четкость функционирования отрасли и эффективность ее управления. Необходимо определять информаци­онные потоки с привязкой ко времени и месту: какие данные, где и когда формируются и кто является потребителями этих данных. Упорядочение потоков повышает уровень управления учреждением здравоохранения и при прочих равных условиях позволяет экономнее расходовать материальные, финансовые и кадровые ресурсы. При этом помощь в создании на основе информации обобщенной модели управления могут оказать прикладные математические методы опи­сания потоков информации.

Отечественная система управления здравоохранением имеет иерархическую структуру, что и определяет схему информацион­ных потоков. Сбор медицинской информации в общем виде сво­дится к выполнению трех действий: получению информации от


 


542


Часть 2. Здравоохранение


Глава 25. Информатизация в здравоохранении


543


 


субъектов, обработке и анализу полученных данных, обобщению и выдаче информации на более высокий иерархический уровень управления. Обобщение информации состоит в получении интег­ральных оценок по тем или иным правилам (суммирование, выбор максимального или минимального значения и т.д.) и проводится по признакам объекта (регион, муниципальное образование, лечебно-профилактическое учреждение, структурное подразделение и т.д.), по признакам изучаемого явления (заболеваемость, смертность, обес­печенность койками и т.п.) и по временным признакам показателя (месяц, квартал, год, несколько лет и т.д). Эти действия невозможны без внедрения автоматизации систем управления потоками, одна­ко автоматизация информационных потоков внутри неправильно организованной системы управления приведет только к увеличению энтропии системы.

Моментальную отдачу от компьютерных технологий количествен­но оценить сложно. Речь идет о качественных аспектах: повышении удовлетворенности качеством услуг или снижении нагрузки на меди­цинский персонал, повышении производительности труда и уровня профессиональной подготовки и пр.

В положительном результате автоматизации информационных потоков заинтересованы следующие группы потребителей инфор­мации:

- руководители организаций здравоохранения, так как автома­
тизация будет способствовать усилению их контролирующих
функций, повышению информированности;

-руководители аналитических подразделений, так как получат совершенный инструмент для сбора данных и подготовки теку­щих отчетов;

- пациенты, так как будет повышено качество медицинской
помощи.

Слабо заинтересованы или совсем не заинтересованы в прове­дении автоматизации исполнители, занимающиеся непосредствен­но формированием информационных потоков. Слабая мотивация к внедрению информатизации отмечается у следующих категорий пользователей:

- среднего и младшего медицинского персонала, так как воз­
никают дополнительные обязанности по вводу регистрации
данных;


 

- руководителей среднего звена, занимающихся организацией делопроизводства и традиционной методической работой, так как они при этом теряют свою административную значимость;

- врачей-статистиков, попадающих в информационную зависи­мость от подразделения автоматизации.

Руководитель должен подчинить себе информационно-анали­тическую службу и уделять ей достаточно времени и внимания. Внедрение компьютерных технологий — это постоянный процесс, а не разовая акция, поэтому важно, чтобы это направление имело высокий приоритет и руководитель занимался им лично.



















ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

В современных условиях функционирования системы здравоох­ранения на фоне сохраняющегося дефицита финансовых и мате­риальных средств отмечается значительный рост информационных ресурсов (ИР).

По данным Новгородского медицинского информационно-анали­тического центра, число бумажных носителей медицинской информа­ции в здравоохранении области за последние 10 лет увеличивается в арифметической прогрессии, примерно на 10% каждый год. Объем ИР в электронном виде за этот же период увеличился более чем в 3 раза.

Информационные ресурсы (ИР) в здравоохранении бумажные, элек­тронные или иные носители информации о здоровье населения и деятельности организаций здравоохранения, содержащиеся в биб­лиотеках, архивах, фондах, файлах, базах данных и других инфор­мационных источниках.

Специфические отличия использования ИР в здравоохранении:

— большой объем данных;

- многократное повторение циклов получения данных и необ­
ходимость преобразования их в установленные временные
периоды;

— многообразие источников получения информации;

— большое число логических операций при обработке данных и др.
В целом ИР в здравоохранении можно классифицировать следу­
ющим образом:


544


Часть 2. Здравоохранение


Глава 25. Информатизация в здравоохранении


545


 


по источникам получения: учетно-статистические формы, спе­циально разработанные анкеты, компьютерные базы данных, печатные источники, ресурсы интернета и др.;

по форме собственности: государственные, муниципальные, час­тные;

по категории доступа: открытые (общедоступные), с ограничен­ным доступом;

по форме предоставления: бумажный носитель, электронный носитель (аудио-, видеозапись, дискета, HDD жесткий диск, оптический диск и т.д.);

по типу информации: медицинские, экономические, статисти­ческие, нормативные правовые, справочные, учебные, исследо­вательские;

по типу пользователя: индивидуальные, корпоративные;

по структуре: фактографические, полнотекстовые, библиогра­фические, гипертекстовые.

ИР в здравоохранении можно представить в виде следующих блоков:

—ИР здоровья населения:

—ИР медико-демографических процессов;

—ИР заболеваемости;

—ИР инвалидности;

—ИР физического развития;

—ИР социальной обусловленности здоровья;

—ИР медицинской и экономической деятельности организаций здравоохранения:

—ИРамбулаторно-поликлинических учреждений;

—ИР больничных учреждений;

—ИР специализированных учреждений;

—ИР аптечных организаций;

—ИР территориальных фондов ОМС;

—ИР страховых медицинских организаций.

К показателям, характеризующим объем ИР, относятся:

—количество учетных (отчетных) статистических форм (шт.);

—количество баз данных (шт.);

—объем баз данных (Кбайт, Мбайт, Гбайт, Тбайт, Пбайт).

К показателям, характеризующим эффективность использования ИР, относятся:

— коэффициент использования учетных статистических форм;


 

—коэффициент использования отчетных статистических форм;

—коэффициент своевременности использования информации. Для оценки использования информационных ресурсов в интернете

применяются следующие абсолютные величины:

—средний размер веб-страницы;

—средний объем одного сервера (Мб);

—число зарегистрированных пользователей ИР;

—число запросов (обращений) к ИР;

—число посещений веб-сайта;

—число просмотренных или выгруженных документов.

В качестве примера использования ИР в здравоохранении можно привести информационную систему мониторинга здоровья населения и деятельности системы здравоохранения Новгородской области. Общий объем информации в базах данных этой информацион­ной системы исчисляется сотнями гигабайт, количество бумаж­ных учетных и отчетных статистических форм — более 400, коли­чество показателей, рассчитываемых на их основе, — более 500. Основные блоки информационной системы мониторинга здоровья и деятельности здравоохранения Новгородской области представлены на рис. 25.1.

В настоящее время ИР в здравоохранении становятся товаром, который пользуется на рынке медицинских товаров и услуг высоким спросом.

Перечень ИР, порядок их использования как отдельной меди­цинской услуги (далее — услуги) определяются территориальными органами управления здравоохранением. Расчет тарифов на услуги производится на базе нормативных затрат учреждений и их структур­ных подразделений, а при их отсутствии — по фактическим расходам с учетом технологии выполнения услуги.

Для расчета тарифов на ИР учитываются прямые и накладные затраты. К прямым затратам относятся расходы, непосредственно связанные с оказанием услуги:

—оплата труда основного персонала;

—начисления на заработную плату основного персонала;

— материальные затраты, потребляемые в процессе оказания
услуги.

К накладным затратам относятся все виды расходов организаций здравоохранения, не относящиеся непосредственно к оказанию услу-


Мониторинг здоровья населения и деятельности системы здравоохранения региона

























Дата: 2019-04-23, просмотров: 258.