Медико-демографические показатели
Заболеваемость
Инвалидность
Физическое здоровье
Социологический мониторинг
Мнение населения о состоянии здоровья
Мнение населения
о системе здравоохранения
Мнение медицинских
работников о системе
здравоохранения
Мониторинг деятельности системы здравоохранения
Медицинская деятельность организаций здравоохранения
Экономическая деятельность организаций здравоохранения
Рис. 25.1. Блок-схема мониторинга здоровья населения и деятельности системы здравоохранения (на примере Новгородской области)
S3 О .П. -1
» Зй о
о п> 2:
F X х
X Ьз О — s ж ч С) со о О га |
о л> тз П> Ьз Ж " Ж Л Е £ ^ ° О Ч •• сз |
Ss 03 &3 |
Ж Ж СЗ ж о П ш и ? tr Ь Ь аз а> а х о ж о Q X "О w uj аз аз .д. Ж о *г х |
о Н I ч аз тз ж •е- ж аз ж ж |
> ч аз S3 О" Ж О о ч С" я •а о о\ S3 а» 2 Е оэ ж п» "О го Ж Ж Q |
* Ж |
S * аз 0 S= 1 « аз н ?s S ж s |
я S 5 о Ч -г СО О и Э аз ас -г- °^ * Ж Ж о 50 -1 |
о S3 Ж Ч п> S3 С" ж Q Ч п> X ж S аз Ж |
2 о fca Ж с ж ж о * ж X аз сз ч о 2 аз ч ж ьз Ж тз о со аз ж ж Е х |
с п> S3 SI гь сз о; л S о Ss Ж н S3 0" а: Е о С о> Ж ч ■а с- |
g о |
о О ы ta Ж tr Я о ■о 03 Е о Я п» "О о о аз Ьэ 0" I СГ |
Со рг 5 |
аз а> 2 Же s ж я аз "О о о |
ч £ |
о ч 2 w а: Ж Ж 2 аз _ Sa << и ? S 2 оз оэ о\ £?. ч о ж -о S S П) 2 |
о я 1 О S3 ч п> •о ч а> ж О» 50 ж о -о о аз Ч w О 03 Же Ж ч о ж ж п |
ОЛ ^ S3 <? |
2^ ^1 |
Ж Ж S О ч | О 2 ж С о ж о о а\ х х ж |
О ж О аз н CD |
ж о я о; _. ч Is w Я О i Ж 50 |
W |
S Е аз |
2 •< Ж Я аз п> S с х я v ^ о ; о П> _ «- "О s tr w Г" 2 Л ж О I |
х я о о 1=1 *=" - Sa Ja Е Л) Л •_ 4 * X s 2 о w 5 § й и Е §с ? ? |
я -о |
Л. Ж тз - О ? в Е g ж тз аз |
Ж Л о с
аз п> х s
Ж О аз ж
аз ас
JZ ТЗ П>
<т аз за
ж о\ s
ж о £
О"
£ оз
Ж q
ж о о о 2 *= со &з Р ж |
п> аз
ОХ S3
ж a g s
Ж "О О" Ж
■в- ж с -о ° Я ж
Аз С 5 О
Ж
ж
Сг X
Ж о |
Л аз
CD з»
Х Ж S
о s р |
Ж 5
5 ■§**
о- о
5 -о а
Й s °
0 аз н
^ ж -о
1 ж
о
ж ж Е
X
а ЕЕ
■Н * и тз |
О
2 о я
Ж Ж 2 X ж ж |
Ж ег
Ч —1 2 ТЗ
ж
11-1 о я
о ж о н н 2 х |
S : °
ч -а 2 <т> аз я х w 5
Ж Ja S
^ 2 Sa s |
О -
ж
ж
S3 CD Ж ж X я о S3 |
к « s
Ж
ж
Же "О
« 2
_ ta W
о аз 2
Ja - аз s |
S й w
^ О D)
ft i |
Го ел
со
■
X |
Е о
>
> о о
S
е
о > а: •£
О- л
О ГП
° S
M s
X
о
s
ХЗ 2 Ж w w
аз S аз аз &з
п н •а н
>< л a » •о
о t! •а © и
^ s о о 2
Е аз — I ч г:
• S3 ТЗ
аз *< 2 5 |
ж аз о а S3 аз ч ч ■а |
о-
О ^ о> о " о ж |
Я ° <2 оз |
2 Е гь а тз ж |
w го Г6
° 5
О "О
я
со |
О £ о
Л JC О
р3 ж Ж .
w о аз а £
д — =? ">
5 ■§ 5
о
Ж
ч
CD
о S3 |
^ ж |
S3
^ |
I Ss о и Я-1 |
I
03
аз ж
ж
о-.. ж
S3 <<
Си -г- *
З: ж
ж £ о Ж чз Ss s |
ж
I *
тз ь |
1 ><
ж » 5 ^
аз - ж ж ж Е аз гь |
S3 аз ж Е _ |
* 0 w п>
Ж вэ
сг ч
сг
+ + +
з:
о — j: со а» -!
S3 О S сг оэ s
5 al g ^ w ^
n g ta я
_ . С в ь
S » о |
HI н ж = |
S -е- ё й е =
6 » О s J о
g -S3 J - 2
ж ~ п> ж
ja °> ж аз w о
о s s 50 аз ь
Ж * s << Л
"в* S Л Я аз
О аз О * о»
чз <• "2 аз о
аз J . я
» "О П ^ S3
с *** »«, —' и^ S Oil с н О О s п> ^ ~ ^ « = ч |
С аз х ж аз
_ О s п> |
Ж « 5 н
= * Р3 ж 5
ж S « ° Й
5 о ^ g
^ 5 о S я
Р Sa X О .—
5 j в о 1 ^
"< d ё о о
-1 ^ я - -3
m о" - J аз |
2 |
аз S? S аз |
2 E ч - w н 2 n 2 ч o\ 2 -a 2 2 E „ S 1 J» |
~ ч
o\ _ _ ^
E rr. s I
J в и i
Zj Ж ^ О аз
Й ^ О fa
я n - ° 2
a -Q- s ox
6 О u on
nt) ^ л s
ч 2 ж 2 о
аз <5 -о а ч
со с - гс тз
ч л: аз
о м о |
Ж ТЗ
М G3
-1 х ° о 5 о G |
аз аз |
<т> ч
548
Часть 2. Здравоохранение
Глава 25. Информатизация в здравоохранении
549
значительно расширило базу для компьютеризации здравоохранения и послужило толчком для разработки средств программного обеспечения нового поколения, обеспечивших возможность работы с компьютером для людей, не владеющих навыками программирования. В нашей стране компьютерный бум пришелся на конец 80-х годов, когда каждое учреждение считало необходимым иметь хотя бы один персональный компьютер. Разработка отечественных компьютерных систем шла по нескольким направлениям с использованием, как правило, сил и средств медицинского учреждения (рис. 25.2).
Одним из главных тормозов на пути разработки любой информационной системы для здравоохранения является отсутствие единых стандартов, утвержденных законодательно. Тем не менее применение компьютерных технологий позволяет избавить специалиста от рутинной бумажной работы путем использования возможностей компьютера по обработке информации для ввода данных, автоматизированного составления отчетов и т.п. Это немаловажно, если учесть, что на прием одного пациента врачу поликлиники отводится от 10 до 15 мин, причем около 50% этого времени уходит на оформление медицинских документов. Сокращение бумажного документооборота происходит за счет использования компьютеров при вводе, хранении, поиске, обработке, анализе данных о больных.
Разработка автоматизированных
S ^ рабочих мест специалистов |
Автоматизация управленческих
и административных функций
(формирование реестров ^
пациентов, статистика, анализ,^-— бухгалтерско-экономические программы и т.п.)
Разработка специализированного
^> программного обеспечения для принятия решений (экспертные системы)
Создание электронной
истории болезни <^"
(амбулаторной карты)
Рис. 25.2. Направления разработки компьютерных систем в здравоохранени
Современная концепция медицинских информационных систем предполагает объединение существующих ИР по следующим основным группам:
—электронные истории больных (ЭИБ);
—результаты диагностических исследований;
—финансово-экономическая информация;
—база данных по лекарственным препаратам, материальным и трудовым ресурсам;
—экспертные системы;
—финансово-экономическая информация;
— стандарты диагностики и лечения больных и др.
Медицинские информационные системы служат базой для поэ
тапного создания мониторинга здоровья и здравоохранения на реги
ональном и федеральном уровнях. Причем однозначно классифици
ровать информационные системы, применяемые в здравоохранении,
достаточно сложно из-за продолжающейся эволюции их структур
и функций.
Многоуровневая структура управления здравоохранением (муниципальный, региональный, федеральный уровни управления) может стать основой для классификации медицинских информационных систем. При этом информационные системы в пределах каждого уровня управления в зависимости от специфики задач классифицируются по следующим функциональным признакам:
—управленческие информационные системы;
—поисковые информационные системы;
—системы для диагностических исследований;
—экспертные системы;
—больничные информационные системы;
—автоматизированные рабочие места специалистов;
—телемедицинские системы и др.
Управленческие информационные системы обеспечивают информационную поддержку процессов управления системой здравоохранения (медицинского учреждения), включая автоматизацию административных функций персонала. Медицинские информационные системы этого уровня обеспечивают управление больничной, амбулаторно-поликлинической и специализированными службами на административно-территориальном уровне (федеральном, региональном, муниципальном). В функциональном плане в системе можно условно выделить 4 базовых компонентов: планирование
550____________________________________ Часть 2. Здравоохранение
и прогнозирование деятельности; учет и контроль за деятельностью учреждений и формированием отчетности; оперативное управление отдельными службами и вспомогательные задачи (создание и ведение классификаторов, нормативов и т.п.).
Сюда же входят информационные системы для решения специализированных медицинских задач, в частности информационные системы для отдельных направлений: взаиморасчетов в системе ОМС; управления экстренной медицинской помощью по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; лекарственного обеспечения; персонифицированные регистры.
Персонифицированные регистры территориального уровня содержат информацию на прикрепленный контингент муниципального образования, субъекта РФ. Регистры заменяют многочисленные бумажные формы документации (журналы по учету больных по отдельным заболеваниям, по возрастно-половому составу, по диспансерному наблюдению) и облегчают переход на безбумажную технологию. Регистр обеспечивает решение следующих задач: хранение полицевой картотеки для получения данных по запросам специалистов; формирование государственной отчетности. Кроме того, регистр позволяет более объективно оценивать эффективность проведения профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий. Персонифицированные регистры по сути являются «кирпичиками» территориальной системы мониторинга здоровья и здравоохранения.
В конечном счете речь идет о создании корпоративной информационной системы, непосредственно объединяющей информационные ресурсы лечебно-профилактического учреждения и органов управления здравоохранением с использованием телекоммуникационных сетей. Для реализации этой задачи потребуются большие финансовые ресурсы (сопоставимые с годовым бюджетом всей системы здравоохранения отдельной территории), а также подготовка управленческих кадров, способных пользоваться современными компьютерными технологиями.
В этой связи инициатива в области внедрения компьютерных технологий и автоматизации процессов управления ресурсами в здравоохранении должна исходить от органов управления здравоохранением и территориальных фондов ОМС, которые в ряде субъектов РФ достаточно результативно проводят эту работу. К таким территориям можно отнести Москву, Санкт-Петербург, Новгородскую, Мурманскую, Ростовскую области и др.
551 |
Глава 25. Информатизация в здравоохранении
На федеральном уровне создание управленческих информационных систем позволяет решать задачи, обеспечивающие стратегический уровень управления:
—мониторингреализации Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи;
—мониторинг реализации национального проекта «Здоровье»;
—мониторинг эффективности работы органов государственной власти (государственная автоматизированная система «Управление»);
—социально-гигиенический мониторинг;
—мониторинг здоровья населения России (анализ динамики состояния здоровья населения в связи с социально-экономическими и экологическими факторами);
—ведение государственных регистров (регистр льготных категорий граждан Пенсионного фонда РФ и др.);
—управление медицинскими учебными заведениями, движением и переподготовкой медицинских кадров;
—учет и анализ материально-технических, финансовых ресурсов здравоохранения и др.
Поисковые информационные системы решают задачи информационного обеспечения медицинского персонала: подготовки реферативной информации для сотрудников, создания и ведения профессионально ориентированных баз данных, регистра лекарственных препаратов и информации по их совместимости; реестра видов медицинских услуг, регистра стандартов (протоколов) ведения больных и др.
Системы этого класса не осуществляют обработку информации, но обеспечивают быстрый доступ к необходимым данным. Обычно поисковые системы подразделяются по видам хранимой информации (клиническая, научная, нормативная, юридическая и др.), ее характеру (первичная, вторичная, оперативная, обзорно-аналитическая, экспертная, прогностическая и т.п.), функциональному признаку (деятельность лечебно-профилактических учреждений, материально-техническая база, лекарственные средства и др.). Различают доку-ментографические, фактографические и полнотекстовые поисковые системы.
Системы для диагностических исследований предназначены для автоматизированной диагностики патологических состояний (включая прогноз и выработку рекомендаций по методам лечения), для
552
Часть 2. Здравоохранение
Глава 25. Информатизация в здравоохранении
553
отдельных нозологических форм и групп больных. Причем существует несколько классов таких компьютерных систем: лабораторные анализаторы, цифровые рентгенодиагностические комплексы, компьютерная томография, ультразвуковая диагностика, визуализация и сравнительный анализ результатов гистологических исследований и др. Исторически этот тип систем начал развиваться одним из первых среди медицинских информационных систем.
Наиболее важные области применения диагностических систем — неотложные и угрожающие жизни состояния с недостаточной клинической симптоматикой, ограниченными возможностями обследования при высокой степени угрозы для жизни. Такие системы могут быть использованы в составе телемедицинских систем многопрофильных больниц для дистанционной консультативной помощи пациентам, находящимся в учреждениях первичного звена, — врачебных амбулаториях, центрах общей врачебной (семейной) практики, ЦРБ.
Экспертные системы эффективно используют при решении задач диагностики, интерпретации данных, прогнозирования течения заболевания и осложнений. Одним из примеров экспертной системы является программно-технический комплекс АКДО, разработанный под руководством проф. В.В. Шаповалова, который используется для проведения медицинских осмотров населения.
По мере внедрения информационных систем в учреждениях здравоохранения экспертные системы могут использоваться на более высоком качественном уровне — как системы интеллектуального анализа данных, поиска закономерностей и выработки альтернативных решений в управлении медицинскими учреждениями.
Основными компонентами таких систем являются база данных (знаний), алгоритм моделирования, интерфейсы пользователя и интерфейсы с фактографическими базами данных.
В обучающей системе присутствует база данных, содержащая методическую и справочную информацию, позволяющую оценить и углубить знания обучающегося, тестовые задания и мультимедиа-приложения для наглядного обучения. Стандартные программы представляют собой различные комплексы тренировочных упражнений и практических методик, более сложные призваны помочь обучающимся в овладении навыками решения таких задач, как постановка диагноза, выработка плана лечения, прогнозирование отдаленных последствий. Современные экспертные медицинские системы интегрированы с другими типами информационных систем.
Больничные информационные системы объединяют на основе ЭИБ функциональные возможности систем нескольких типов и комплексно решают задачи управления учреждением здравоохранения. Выработка и принятие на основе анализа ЭИБ интегрированных решений позволяют управлять процессами повышения качества медицинской помощи пациентам. ЭИБ является аналогом истории болезни пациента, которая должна вестись на протяжении всей его жизни и аккумулировать всю касающуюся его здоровья информацию.
ЭИБ позволяет врачу в режиме реального времени получать доступ к информации любой давности, хранящейся в архиве, и использовать ее для дальнейшего обследования, лечения и наблюдения пациента.
Функционирование ЭИБ обеспечивается СУБД. База данных для ЭИБ, как правило, состоит из двух компонентов: модуля нормативно-справочной документации и модуля хранения данных. Нормативно-справочная документация включает справочники и классификаторы. Модуль хранения данных представляет собой банк ЭИБ по пролеченным (архивным) и проходящим лечение (оперативным) пациентам. В базе данных хранятся все сведения по каждому пациенту под уникальным идентификационным номером.
Широкому внедрению таких систем препятствуют недостаточное развитие корпоративных информационных сетей медицинских учреждений, а также отсутствие необходимой нормативной базы. Вступление в силу Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» позволит решить эти проблемы.
Задачи управления требуют от руководителя любого уровня использовать и обрабатывать большой объем информации, проводить ее анализ в различных плоскостях, моделировать процессы и ситуации, структурировать материал для принятия управленческих решений. Для оперативного и качественного выполнения этих задач существенную роль играет автоматизированное рабочее место (АРМ) руководителя, для разработки которого используются современные информационные технологии, такие как оперативный анализ распределенных баз данных и сетевых технологий общего доступа, статистические пакеты и системы поддержки принятия решений, геоинформационные системы.
К АРМ врача-клинициста (терапевт, хирург, акушер-гинеколог, травматолог, офтальмолог и др.) предъявляются требования, соот-
554
Часть 2. Здравоохранение
Глава 25. Информатизация в здравоохранении
555
Дата: 2019-04-23, просмотров: 220.