16.1 ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
В Российской Федерации имеется целая группа нормативных актов, регулирующих отдельные сферы потребительского законодательства.
Перечень нормативных актов открывает Конституция Российской Федерации, которая закрепляет права граждан и устанавливает гарантии осуществления этих прав. От наиболее существенных нарушений потребителей защищают нормы административного и уголовного законодательства.
Основное регулирование отношений с участием потребителей осуществляется Гражданским кодексом РФ и законом РФ "О защите прав потребителей". Кроме того, в сфере потребительского законодательства действуют несколько законов. Это законы РФ "О сертификации продукции и услуг", "Об организации страхового дела в Российской Федерации", "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", Федеральный закон "О естественных монополиях" и ряд других нормативных актов.
Основные права и обязанности как организаций, продающих товары или оказывающих услуги, так и граждан-потребителей, которые этими товарами и услугами пользуются, закреплены в законе РФ "О защите прав потребителей".
В преамбуле закона приведены основные понятия, используемые в нем: потребитель, изготовитель, продавец, исполнитель и др.
Потребителем признается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести товары (работы, услуги) исключительно для личных нужд.
В качестве другой стороны во взаимоотношениях с потребителями выступают изготовители, исполнители или продавцы, которыми могут являться организации, а также предприниматели, которые производят для реализации потребителям товары, или реализуют их потребителям по договорам купли- продажи, либо выполняют для них по договору работы или оказывают услуги.
Изготовителем признается та организация или индивидуальный предприниматель, которые производят товары для реализации их потребителям.
Продавцом является организация или индивидуальный предприниматель, которые реализуют потребителям товары по договору купли-продажи.
Исполнителем выступает организация или индивидуальный предприниматель, которые выполняют работы или оказывают услуги потребителям по возмездному договору.
В законе РФ "О защите прав потребителей" дается также определение такого понятия, как недостаток товара (работы, услуги), под которым следует понимать несоответствие товара (работы, услуги) стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям к качеству товара (работы, услуги), а также образцу или описанию при продаже товара по образцу или описанию. Здесь же указывается, что существенный недостаток товара (работы, услуги) - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.
В этой же части закона сказано, что безопасность товара (работы, услуги) определяется его безопасностью для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасностью процесса выполнения работы (оказания услуги).
Изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать на товары (работу), предназначенные для длительного использования, срок службы, в течение которого он обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине.
Срок службы товара (работы) может исчисляться единицами времени, а также другими единицами измерения (километрами, метрами и т.п.).
На ряд товаров (продовольственные, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары), а также на некоторые работы, изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению.
Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" определено также, что изготовитель или исполнитель вправе устанавливать на товар или работу гарантийный срок, в течение которого они по выбору потребителя обязаны выполнить его требования о ремонте, замене товара ненадлежащего качества и другие, предусмотренные законом требования.
Продавец вправе установить на товар гарантийный срок большей продолжительности. Для того чтобы обеспечить возможность использования товара в течение его срока службы, изготовитель обязан обеспечить ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации в необходимом объеме и ассортименте запасных частей.
Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах), которая должна доводиться до сведения потребителей в доступной форме.
Так, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает эту информацию на вывеске.
Индивидуальный предприниматель, являющийся изготовителем, исполнителем или продавцом, должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.
Потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке действия и органе ее выдавшем, если вид деятельности изготовителя, исполнителя или продавца подлежит лицензированию.
Информация о товарах должна содержать:
· обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать товары;
· сведения об основных потребительских свойствах товаров, а в отношении продуктов питания - сведения о составе, весе и объеме, калорийности, о содержании в них вредных для здоровья веществ в сравнении с обязательными требованиями стандартов, а также противопоказаниях для их применения при отдельных видах заболеваний;
· цену и условия приобретения товаров;
· гарантийный срок, если он установлен;
· правила и условия эффективного и безопасного использования;
· срок службы или срок годности;
· место нахождения (юридический адрес) изготовителя (продавца);
· информацию о безопасности товаров;
· информацию о правилах продажи товаров;
· указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу).
Информация о товарах доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой и т. д., например, маркировкой представляется информация об обязательном подтверждении соответствия товаров требованиям безопасности товаров для жизни, здоровья потребителя и окружающей среды.
Продукты питания, упакованные или расфасованные на территории РФ, должны быть снабжены информацией о месте их изготовления.
Предусмотрена также ответственность продавца (изготовителя) за нарушение прав потребителей, имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатка товара, а также компенсация морального вреда, размер которой определяется судом.
Права потребителя при продаже ему товара с недостатками установлены во второй главе закона РФ "О защите прав потребителей".
Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:
· безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их устранение потребителем или третьим лицом;
· соразмерного уменьшения покупной цены;
· замены на товар аналогичной модели (марки, артикула);
· замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
· расторжения договора купли-продажи.
В отношении технически сложных товаров потребитель вправе предъявить не все перечисленные требования. Он вправе требовать их замены на товар аналогичной модели или на такой же товар другой марки лишь только при обнаружении в товаре существенных недостатков.
По товарам, на которые установлены сроки годности, потребитель вправе предъявить по своему выбору два требования: о замене товара или о возврате уплаченной за него суммы. Эти требования могут быть предъявлены только продавцу товара и только в том случае, если недостатки обнаружены в пределах срока годности.
На время устранения недостатков или замены товаров длительного пользования по требованию потребителя ему должен быть предоставлен на период ремонта или замены аналогичный товар в безвозмездное пользование с бесплатной доставкой. Правительством Российской Федерации устанавливается перечень товаров длительного пользования, на которые это требование не распространяется. Это автотранспортные средства (кроме автомототранспортных средств, приобретенных инвалидами), мебель, электробритвы, электрофены и некоторые другие товары.
В соответствии с законом РФ "О защите прав потребителей" Правительству РФ предоставлено право утверждать правила отдельных видов договоров купли-продажи, а также правила продажи отдельных видов товаров.
16.2 ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОРГОВЛИ
Государственный контроль в торговле осуществляется органами Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии, Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и другими органами государственного управления в пределах своей компетенции.
Государственной службой контроля за соблюдением норм и правил торговли, порядком применения цен, качеством и безопасностью товаров народного потребления является Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (Госторгинспекция).
Объектами контроля Госторгинспекции являются предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, граждане, реализующие, производящие товары или услуги.
Территориальные управления проводят проверки соблюдения правил торговли и качества товаров у продавца, а также качества продукции у изготовителя. Они осуществляют в установленном порядке контроль на предприятиях торговли за соблюдением порядка применения цен, контролируют правильность пользования торговым и технологическим оборудованием, а также принимают меры по устранению выявленных недостатков и нарушений, обеспечивают широкую гласность результатов проверки.
В их компетенцию входит рассмотрение в соответствии с законодательством писем, заявлений, жалоб граждан на качество товаров, нарушения в работе торговых предприятий. Принимаемые ими после соответствующих проверок решения обязательны для исполнения продавцом, изготовителем.
Госторгинспекция наделена широкими правами. Она имеет право осуществлять проверки с правом беспрепятственного доступа на торговые и промышленные предприятия независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. Ей также предоставлено право:
· осуществлять контроль за наличием у продавца, изготовителя сертификата на реализуемые товары и соответствием их требованиям стандартов или других нормативных документов;
· производить контрольные закупки товаров с целью определения правильности расчетов с покупателями, изымать образцы (пробы) товаров для проведения исследования их качества;
· давать заключение по просьбе продавца, потребителя о качестве сертифицированных товаров, вызывающих сомнение в части их соответствия стандарту.
Госторгинспекция имеет право составлять акты и давать обязательные к исполнению предписания об устранении выявленных нарушений правил торговли и технологии производства товаров, о снятии с реализации опасных (вредных) для жизни, здоровья и имущества граждан товаров и приостановлении или введении особых условий приемки и реализации товаров, изготовленных с нарушением требований нормативной документации.
Продавец, изготовитель обязаны давать объяснения, связанные с результатами проверок, принимать меры по устранению вскрытых нарушений и сообщать об этом в установленные сроки соответствующим управлениям Госторгинспекции.
Другие органы государственного управления осуществляют контроль в коммерческой деятельности в пределах своей компетенции.
16.3. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Некоторые важные вопросы правового регулирования внутренней торговли отражены в Федеральном законе «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28 декабря 2009 года.
Основной идеей закона является упорядочение на федеральном уровне отношений, связанных с организацией торговой деятельности на территории России, в целях создания прозрачного и предсказуемого порядка осуществления торговой деятельности, необусловленного какими-либо произвольными требованиями местных властей, а также устранения излишних административных барьеров в торговле.
В пояснительной записке к законопроекту, его стратегическими задачами является создание условий, позволяющих:
· обеспечить единство экономического пространства на всей территории страны путем проведения единой государственной политики и нормативного правового регулирования в сфере торговой деятельности;
· исключить неоправданное вмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления в торговую деятельность хозяйствующих субъектов;
· ограничить возможность государственного воздействия на развитие торговой деятельности только посредством использования законодательно установленных методов регулирования;
· определить роль федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области регулирования отношений, возникающих в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности;
· обеспечить баланс экономических интересов хозяйствующих субъектов при заключении и исполнении договоров поставки;
· обеспечить гласность в разработке и принятии мер государственного регулирования торговой деятельности и доступность информации в данной области;
· сформировать условия для развития торговой деятельности, обеспечить равномерное и цивилизованное развитие различных видов, форм и форматов торговой деятельности.
Для реализации указанных задач закон предусматривает:
· создание и закрепление понятийного аппарата, используемого для регулирования отношений в области торговли;
· закрепление исчерпывающего перечня методов государственного регулирования в области торговой деятельности;
· определение и разграничение полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в отношении регулирования торговой деятельности;
· определение порядка организации торговой деятельности;
· определение порядка создания саморегулируемых организаций в сфере торговли и их прав;
· установление правил заключения и исполнения договоров поставки продовольственных товаров, обеспечивающих баланс интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров;
· установление перечня недопустимых действий хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере торговли, а также недопустимых действий органов государственной власти и органов местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности;
· создание условий для формирования актуальных, достоверных и открытых информационных ресурсов в области торговой деятельности, мониторинга и анализа ситуации, складывающейся в сфере торговли.
В законе дана классификация объектов торговли на виды по их физическим характеристикам (стационарные, нестационарные), совокупному размеру их торговых площадей (крупные, средние, малые), а также в зависимости от ассортимента предлагаемых к продаже товаров (универсальные и специализированные). Здесь указаны формы торговой деятельности по способам ее осуществления: с использованием торговых объектов или без таковых; розничная и оптовая торговая деятельность (ст. 8).
Закон делает акцент на развитии стационарной торговли, предоставляя стационарным объектам упрощенный (уведомительный) порядок государственной регистрации.
Закон не запрещает торговлю вне стационарных торговых объектов, в том числе на ярмарках, выставках, развозную и разносную торговлю, дистанционные способы продажи товаров, продажу товаров с использованием автоматов и иные формы торговли. При этом хозяйствующий субъект должен быть зарегистрирован в законном порядке, ели иное не предусмотрено федеральным законом (п. 1 ст. 8). Нестационарная торговля не запрещается, но ограничивается разрешительным порядком ее регистрации.
Закон предписывает органам местного самоуправления разрабатывать и утверждать схемы размещения нестационарных торговых объектов на их территории с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. При этом, по схеме размещения, за субъектами малого и среднего предпринимательства должно резервироваться не менее шестидесяти процентов нестационарных торговых объектов (п. 4 ст. 10).
Не менее важно ведение реестра торговых объектов на территории субъекта Федерации, что позволит не только обеспечить минимальные нормативы торговых площадей, но и усилить государственный контроль за соблюдением участниками торговой деятельности требований законодательства (ст. 20). Форма торгового реестра и порядок его ведения утверждается Министерством промышленности и торговли РФ.
В торговом реестре должны содержаться сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность, о хозяйствующих субъектах, осуществляющих поставку товаров (за исключением производителей товаров), и о состоянии торговли на территории субъекта РФ. Сведения торгового реестра предоставляются физическим и юридическим лицам бесплатно.
Орган государственной власти, формирующий торговый реестр субъекта Федерации, для целей государственной статистики ежеквартально предоставляет обобщенные сведения из торгового реестра в Министерство промышленности и торговли РФ.
Субъектам РФ разрешено устанавливать в законодательном порядке требования к организации продажи товаров на ярмарках, действующих на их территориях, с учетом требований законодательства о защите прав потребителей, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о пожарной безопасности, охраны окружающей среды и других федеральных законов (ст. 11).
Система антимонопольного регулирования – главная составляющая закона. В законе определен порог доминирования сетей на рынке услуг розничной торговли установлением размера доли на соответствующем рынке в пятнадцать процентов. Торговым сетям запрещено приобретать дополнительные площади в границах субъекта Федерации, если их доля в объеме реализации продукции на территории субъекта Федерации за предшествующий финансовый год превышает 25 процентов. Сделки, свершенные с нарушением этих правил считаются ничтожными. Контроль за такими сделками осуществляет Федеральная антимонопольная служба РФ (ст. 14).
Законодатель определил правовые основы отношений между главными участниками оптово-розничного рынка продовольственных товаров – розничными торговыми сетями, поставщиками и производителями товаров, где оградил последних от негативных практик, часто применяемых торговыми сетями к поставщикам и производителям.
К таким «практикам» относятся «бонусы» за доступ к сети, навязывание услуг по маркетингу и рекламе, требования о предоставлении информации о договорах с другими торговыми предприятиями, плата за изменение ассортимента товаров, заниженные цены и другие.
Закон о внутренней торговле запретил включать в цену договора поставки продовольственных товаров любые виды вознаграждения за исполнение договора. Законом предусмотрен единственный случай, когда торговая сеть имеет право на вознаграждение, включаемое в цену товара – за количество приобретаемых товаров, которое не может превышать десяти процентов от цены приобретенных продовольственных товаров.
Запрещается выплата вознаграждения за приобретение отдельных видов социально значимых продовольственных товаров (п. 4, 5 ст. 9).
Определены и сроки оплаты продовольственных товаров торговыми сетями, которым товар предоставляется с условием оплаты через определенный срок, в зависимости от установленного срока годности таких товаров.
Закон о внутренней торговле во многом является документом прямого действия и пытается защитить поставщиков продовольственных товаров.
Закон также направлен на защиту интересов потребителей, так как предусматривает возможность государственного регулирования цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости, хотя и не предполагает прямого регулирования цен и наценок.
Право устанавливать предельно допустимые розничные цены на продовольственные товары первой необходимости предоставлено Правительству РФ, но при определенных условиях и на срок не более 90 календарных дней. Такая мера может действовать только в том случае, если в течение 30 календарных дней подряд на территории какого-либо региона рост розничных цен на эти товары составил тридцать и более процентов, что, в общем, оставляет торговым сетям возможность достаточно часто повышать цены, не выходя за установленные законом рамки. Все эти меры свидетельствуют о косвенном регулировании цен.
По общему правилу, хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, самостоятельно определяют ассортимент и цены на продовольственные товары (ст. 8). Государственное регулирование цен (прямое регулирование) на отдельные виды товаров и торговых надбавок к ценам на них может быть установлено федеральными законами, а также принятыми на их основе нормативными правовыми актами субъектов федерации и органов местного самоуправления.
Прямое регулирование цен на отдельные виды товаров применяется государством как метод государственного регулирования внутренней торговли и в ныне действующем законодательстве. Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» утвержден перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти, но в этом перечне отсутствуют продовольственные товары.
Среди товаров народного потребления в перечень включены только водка, ликероводочная и другая алкогольная продукция крепостью свыше 28 процентов, производимая на территории Российской Федерации или ввозимая на таможенную территорию РФ.
Этим же постановлением Правительства РФ утвержден аналогичный перечень продукции, товаров и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ. В этом перечне товары, реализуемые на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средне-специальных и высших учебных заведениях, продукты детского питания (включая пищевые концентраты).
Закон неоднократно упоминает перечень социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, который в развитие нового федерального закона будет утвержден Правительством РФ.
Вопросы для самоконтроля:
1. Изложите содержание закона РФ "О защите прав потребителей".
2. Кому и какие требования может предъявить потребитель в случае продажи ему товара ненадлежащего качества?
3. Каковы обязанности продавца по обеспечению покупателей необходимой информацией о свойствах и качестве товаров?
4. Каковы последствия продажи товаров ненадлежащего качества?
5. Прокомментируйте права потребителя на обмен товаров.
6. В каких случаях покупатель имеет право на обмен товаров надлежащего качества? Каков порядок такого обмена?
7. Какие органы осуществляют государственный контроль за работой магазина? Перечислите их функции.
8. Перечислите основные права органов Госторгинспекции.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Семинарское занятие проводится с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы над учебной и научной литературой. Оно должно обеспечивать живое, творческое обсуждение учебного материала в форме дискуссии, обмена мнениями по рассматриваемым вопросам. Семинарское занятие может содержать элементы практического закрепления материала (решение задач, практических ситуаций и т.п.)
Основные цели семинарского занятия: углубленное изучение учебной дисциплины, закрепление и систематизация теоретических знаний, осуществление контроля за их усвоением. Цели достигаются в результате:
· рассмотрения сложных, трудных для усвоения вопросов, требующих повторения, детализации и доказательности;
· формирования у обучаемых умения давать ответы на поставленные вопросы, высказывать и отстаивать свою точку зрения, свои взгляды, мнения, убеждения;
· выработки единства взглядов по изучаемым вопросам;
· выявления, неусвоенного материала и устранения пробелов в знаниях студентов для подготовки их к изучению последующих учебных вопросов;
· пополнения знаний и обсуждения, вновь возникших вопросов, связанных с темой семинарского занятия;
· формирования методических навыков ведения дискуссии, публичного выступления;
· установления обратной связи с обучаемыми и получения от них необходимой информации при подготовке и проведении последующих занятий.
В планах семинарских занятий формулируются основные вопросы по соответствующей теме, по которым студент должен иметь четкий и ясный ответ. При подготовке к семинару по каждой теме студент должен использовать указанную обязательную литературу. Дополнительные источники студент выбирает по своему усмотрению.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 174.