13.1 РОЛЬ И ФУНКЦИИ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ В СИСТЕМЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
Важным звеном в процессе товародвижения является оптовая торговля, основной задачей которой является торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием.
Существующая материально-техническая база оптовой торговли создавалась на протяжении многих десятилетий. Требует обновления складское хозяйство. Это должно происходить не только за счет строительства новых современных складов, оснащенных прогрессивным технологическим оборудованием, но и за счет реконструкции и технического переоснащения действующих складов.
Среди задач государственной политики в области развития оптовой торговли необходимо отметить развитие конкурентной среды и преодоление монополизма на рынке оптовой торговой деятельности, а также стимулирование работы оптового звена по внедрению активных форм продвижения на рынок отечественных товаров.
В рыночно-ориентированной системе хозяйственных отношений изменяются функции оптовой торговли. Так, по отношению к оптовым покупателям ее функции должны сводиться к следующему:
· оценке потребностей и спроса;
· преобразованию промышленного ассортимента в торговый;
· накоплению и хранению товарных запасов;
· доставке товаров;
· кредитованию;
· информационному обслуживанию.
· Функции оптовой торговли по отношению к поставщикам товаров должны состоять в следующем:
· концентрация коммерческой деятельности;
· поддержка процесса перехода прав собственности на товар;
· инвестиционное обеспечение процесса товародвижения;
· минимизация коммерческого риска;
· маркетинговое обслуживание.
Это позволит не только создать условия для углубления реформ в торговле, но и обеспечит стратегическую стабильность потребительского рынка в целом.
13.2 ТИПЫ И ВИДЫ ОПТОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ИХ РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ
В настоящее время сеть оптовых торговых предприятий представлена предприятиями различных форм собственности и ведомственной принадлежности.
Проводимая в стране структурная политика развития оптовой торговли долговременной целью ставит обеспечение рыночного разнообразия структур, осуществляющих оптовую торговую деятельность, что позволит наполнить потребительский рынок товарами, создаст условия для беспрепятственного их продвижения по каналам распределения, активизации отечественных товаропроизводителей.
В основу типового разнообразия оптовых предприятий положены масштабы их деятельности, с учетом чего следует выделять крупные оптовые предприятия общенационального (федерального) уровня и оптовые предприятия регионального уровня.
Оптовые предприятия общенационального (федерального) уровня призваны стать стержнем всей внутриотраслевой структуры оптовой торговли. Они должны гарантировать ее устойчивость и стратегическую стабильность. Важнейшей их задачей является создание необходимой структуры каналов товародвижения, предназначенной для обслуживания крупных отечественных товаропроизводителей, а также зарубежных производителей и поставщиков товаров.
Оптовые предприятия общенационального уровня реализуют товары по всей территории страны. Сюда включаются предприятия, обеспечивающие федеральные нужды, а также оптовые структуры межрегионального характера, обслуживающие районы Крайнего Севера, Дальнего Востока и местности досрочного завоза, а также оптовые предприятия, обслуживающие исторически сложившиеся центры производства текстильных товаров, хрусталя, керамики, мебели и других товаров.
Основной организационно-правовой формой оптовых предприятий общенационального уровня являются акционерные общества открытого типа с заметной долей участия государства в их уставных капиталах.
Процесс оптовой реализации товаров завершают оптовые предприятия регионального уровня. Они закупают товары непосредственно у товаропроизводителей и у оптовых предприятий федерального уровня, доводят их до любых оптовых покупателей в зоне своей деятельности.
Главной задачей их функционирования является обеспечение товарами региональных товарных рынков. В эту группу оптовых предприятий могут включаться автономные оптовые структуры и сбытовые подразделения промышленных предприятий, а также оптовые структуры крупных розничных предприятий. Эти предприятия функционируют преимущественно в виде хозяйственных товариществ и акционерных обществ.
Каждый тип оптовых предприятий может существовать в различных видах. При этом оптовые предприятия могут быть следующих видов:
· специализирующиеся на оптовой торговой деятельности, осуществляющие полный комплекс закупочно-сбытовых операций с переходом права собственности на товар к оптовому звену. Это так называемые независимые оптовые торговцы. Данные предприятия должны составить основу системы оптовых структур на потребительском рынке. Их главной задачей является создание в среднем звене товародвижения необходимых условий для выхода на рынок преимущественно крупных товаропроизводителей и розничных торговцев. Это могут быть как специализированные на отдельных товарах, так и универсальные оптовые торговцы. Они могут иметь различный набор оказываемых услуг;
· посреднические оптовые структуры, не использующие в своей деятельности переход к ним права собственности на товар. Они могут выступать в качестве предприятий-брокеров, предприятий-агентов (дистрибьюторов). Действуют они по поручению клиента и преимущественно за его счет. В качестве основного предмета их деятельности выступает информационное обеспечение;
· организаторы оптового оборота. Это товарные биржи, оптовые ярмарки, аукционы, оптовые продовольственные рынки. Они являются важным элементом оптовой инфраструктуры, и основной их задачей является создание условий для организации оптовой торговли. Но они не выступают в качестве субъектов оптовой торговой деятельности.
Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте определение оптовой торговли.
2. Какие функции выполняет оптовая торговля?
3. Чем обусловлена необходимость оптовой торговли в народном хозяйстве?
4. В чем отличия оптовой торговли при административно-плановом социализме и в рыночных условиях?
5. В чем отличие оптового товарооборота от оптовой торговли?
6. Укажите основные признаки классификации оптовых предприятий.
7. Назовите основные типы оптовых предприятий, действующие в условиях рыночной экономики.
8. Дайте определение дистрибьютора и назовите его функции.
9. Каковы функции брокерских фирм?
10. Что такое дилер и каковы его функции?
11. Назовите организаторов оптового товарооборота.
12. Каковы функции организаторов оптового товарооборота?
Тема 14. Правила торговли
14.1. ПРАВИЛА ПРОДАЖИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ТОВАРОВ.
Продажа товаров на предприятиях розничной торговли должна осуществляться в строгом соответствии с Правилами продажи отдельных видов товаров. Они утверждаются Правительством Российской Федерации и распространяются на предприятия, осуществляющие продажу товаров по договору розничной купли-продажи, независимо от их организационно-правовой формы.
Режим работы магазина или другого предприятия розничной торговли, находящегося в государственной или муниципальной собственности, устанавливается по решению соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления. В остальных случаях режим работы предприятия устанавливают самостоятельно.
Ассортимент предлагаемых к продаже товаров, перечень оказываемых услуг, а также формы обслуживания определяются продавцом (магазином или другим предприятием розничной торговли) самостоятельно в соответствии с профилем и специализацией своей деятельности.
Он обязан соблюдать обязательные с учетом профиля и специализации своей деятельности требования, установленные в государственных стандартах, санитарных, ветеринарных, противопожарных правилах и других нормативных документах, а также должен располагать необходимыми помещениями, оборудованием и инвентарем, обеспечивающими надлежащие условия торговли.
До сведения покупателей должно быть доведено с помощью вывески фирменное наименование организации, место ее нахождения и режим работы. А если продавец является индивидуальным предпринимателем, то он должен предоставить также покупателю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.
Если деятельность продавца подлежит лицензированию, то он обязан предоставить информацию о номере и сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем.
В обязанность продавца входит доведение до сведения покупателей достоверной информации о товарах и их изготовителях, которая должна содержать:
· наименование товара;
· фирменное наименование (наименование) и место нахождения (юридический адрес) изготовителя товара, место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара;
· обозначение стандартов, требованиям которых должен соответствовать товар;
· сведения об основных потребительских свойствах товара;
· правила и условия эффективного и безопасного использования товара;
· гарантийный срок, если он установлен для конкретного товара;
· срок службы или срок годности, если они установлены для данного товара, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению;
· цену и условия приобретения товара.
Покупатель должен быть проинформирован, если приобретаемый им товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток.
При продаже сертифицированных товаров продавец должен иметь в подтверждение факта сертификации подлинник сертификата или копию сертификата, заверенную в установленном порядке.) Факт сертификации также может быть подтвержден сведениями о сертификации в товар но-сопроводительных документах, заверенных подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.
Магазин или другое предприятие розничной торговли должны предоставить потребителю информацию об оказываемых услугах, ценах на них и условиях их оказания, а также о применяемых формах обслуживания при продаже товаров (по предварительным заказам и т. д.).
Цена реализуемых на данном предприятии товаров, а также иные условия договора купли-продажи должны быть одинаковыми для всех покупателей, за исключением тех случаев, когда федеральными законами или иными нормативными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий покупателей.
Покупателю могут быть предложены услуги в связи с продажей товаров только с его согласия. Он вправе отказаться от услуг, предлагаемых при продаже товаров, а также потребовать возврата сумм, уплаченных за услуги, предоставленные без его согласия.
В случае доставки крупногабаритных товаров силами покупателя продавец обязан бесплатно обеспечить их погрузку на транспортное средство покупателя.
Покупатель вправе в течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара надлежащего качества, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять в месте покупки и иных местах, объявленных продавцом, купленный товар на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя, в случае разницы в цене, необходимый перерасчет с продавцом.
Если у продавца отсутствует необходимый для обмена товар, покупатель имеет право возвратить приобретенный товар и получить уплаченную за него денежную сумму или обменять его на аналогичный товар при первом поступлении соответствующего товара в продажу. Эти требования подлежат удовлетворению при условии, что товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также имеются доказательства приобретения товара у данного продавца. Это правило не распространяется на товары, не подлежащие обмену и включенные в соответствующий перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации.
Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать от продавца:
· замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
· замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
· соразмерного уменьшения покупной цены;
· незамедлительного- безвозмездного устранения недостатков товаров;
· возмещения расходов на устранение недостатков товара;
· расторжения договора купли-продажи.
Одновременно покупатель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
В Правилах продажи отдельных видов товаров изложены особенности продажи:
· продовольственных товаров;
· текстильных, трикотажных, швейных и меховых товаров и обуви;
· технически сложных товаров бытового назначения;
· парфюмерно-косметических товаров;
· автомобилей, мототехники, прицепов и номерных агрегатов;
· изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней.
Особенности продажи продовольственных товаров. Кроме информации о товаре, покупателю должна быть предоставлена в зависимости от свойств продовольственных товаров информация, содержащая:
наименование входящих в состав пищевых продуктов ингредиентов, включая вкусовые добавки;
сведения о пищевой ценности, весе или объеме;
область применения (для пищевых продуктов детского, лечебно-профилактического и диетического питания, пищевых добавок);
способы и условия приготовления (для концентратов и полуфабрикатов) и применения (для продуктов детского, лечебно-профилактического и диетического питания);
условия хранения (для товаров, для которых установлены обязательные требования к условиям хранения);
дату изготовления;
противопоказания для употребления в пищу при отдельных видах заболеваний.
Перед поступлением в торговый зал или иное место продажи товары должны выть подготовлены к реализации (освобождены от тары, оберточных или связочных материалов, должны быть удалены загрязненные поверхности или части товара и т. д.). Необходимо произвести проверку качества товаров по внешним признакам, наличия на них необходимой документации и информации. На расфасованных товарах следует указать их наименование, массу, цену за килограмм, стоимость отвеса, дату фасования, срок годности, номер или фамилию фасовщика.
Развесные продовольственные товары передаются покупателю в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы. При этом упаковочные материалы должны соответствовать обязательным требованиям стандартов.
По просьбе покупателя должна быть произведена нарезка гастрономических изделий.
Хлеб и хлебобулочные изделия в местах мелкорозничной торговли разрешается продавать только в упакованном виде.
Особенности продажи текстильных, трикотажных, швейных и меховых товаров и обуви. До подачи в торговый зал эти товары должны пройти предпродажную подготовку (распаковку, рассортировку и осмотр, проверку качества, чистку, утюжку и т. д.). Товары должны быть сгруппированы по видам, моделям, размерам и ростам и выставлены в торговом зале. '
Трикотажные, швейные, меховые товары и обувь для мужчин, женщин и детей должны размещаться в торговом зале отдельно.
Ткани группируются по видам и роду волокна, из которого они изготовлены, меховые товары — по видам меха. Каждый образец ткани должен сопровождаться информацией о процентном содержании волокон, из которых она изготовлена, а изделия из меха — информацией о виде меха.
На товарных ярлыках должны быть указаны: наименование товара, артикул, цена, размер (для одежды и т. д.) и рост (для одежды и белья).
Покупателю должны быть предоставлены условия для примерки швейных, верхних трикотажных изделий, головных уборов, меховых товаров и обуви.
Отмеривание шерстяных тканей, ватина и других тяжелых, объемных тканей при продаже должно производиться путем наложения жесткого стандартного метра на ткань, лежащую на прилавке или столе в свободном состоянии без складок. Тонкие и легкие ткани отмериваются жестким стандартным метром путем отбрасывания ткани на прилавок при свободном без натяжения приложении ткани к метру.
Для отмеривания всех видов тканей, кроме шерстяных тканей и трикотажных полотен, можно использовать вмонтированную в прилавок или стол клейменую металлическую мерную ленту.
Запрещается добавление к покупке отрезной ткани, а также продажа кусков ткани с фабричным ярлыком и клеймом (хазовых концов), если нарушена фабричная отделка и клеймо поставлено не с изнаночной стороны.
При отпуске товаров работник торгового предприятия должен в присутствии покупателя проверить качество товара (путем внешнего осмотра), а также точность меры (количества), правильность подсчета стоимости покупки. Отпускаются товары в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы.
Вместе с товаром покупателю выдается товарный чек, в котором указывается наименование товара и продавца, дата продажи, артикул, сорт и цена товара. Чек должен быть подписан лицом, осуществляющим продажу.
Особенности продажи технически сложных товаров бытового назначения. До подачи в торговый зал или к месту выдачи покупки товары должны пройти предпродажную подготовку. Образцы продаваемых товаров должны быть размещены в торговом зале и иметь ярлыки с указанием наименования, марки, модели, артикула, цены товара. Необходимо также наличие кратких аннотаций, содержащих основные технические характеристики товара.
По требованию покупателя он должен быть ознакомлен с устройством и действием товаров, которые должны демонстрироваться в собранном, технически исправном состоянии. В его присутствии должно быть также проверено качество приобретаемого товара, его комплектность, наличие относящихся к нему документов, правильность цены.
Вместе с приобретенным товаром покупателю также выдается товарный чек, содержащий все необходимые сведения.
Особенности продажи парфюмерно-косметических товаров. Помимо обычных сведений о товарах информация о парфюмерно-косметических товарах должна содержать с учетом особенностей конкретного товара сведения о его назначении, входящих в состав изделия ингредиентах, действии и оказываемом эффекте, ограничениях, способах и условиях применения.
Парфюмерно-косметические товары перед подачей в торговый зал распаковываются и осматриваются, проверяется их качество и наличие необходимой информации.
Покупателю должна быть предоставлена возможность ознакомиться с запахом духов, одеколонов, туалетной воды с использованием для этого лакмусовых бумажек, образцов-понюшек, предоставляемых изготовителями товаров, а также другими свойствами и характеристиками предлагаемых к продаже товаров.
При передаче товаров в упаковке с целлофановой оберткой или фирменной лентой покупателю должно быть предложено проверить содержимое упаковки путем снятия целлофана или фирменной ленты. Необходимо также произвести проверку на функционирование аэрозольной упаковки товара в присутствии покупателя.
Особенности продажи автомобилей, мототехники, прицепов и номерных агрегатов. Товары должны пройти предпродажную подготовку, виды и объемы которой определяются изготовителями продукции, о чем в сервисной книжке или заменяющем ее документе продавец должен сделать соответствующую отметку.
Покупателю должен быть обеспечен свободный доступ к предлагаемому к продаже товару.
При передаче товара покупателю одновременно передаются соответствующие принадлежности и документы, в том числе сервисная книжка или иной, заменяющий ее документ, а также документ, удостоверяющий право собственности на транспортное средство или номерной агрегат, для их государственной регистрации.
В случае утраты покупателем документа, удостоверяющего право собственности на транспортное средство или номерной агрегат, продавец обязан по заявлению владельца и предъявлении им паспорта или другого документа, его заменяющего, выдать новый документ с пометкой «дубликат» с указанием серии, номера и даты ранее выданного документа.
При передаче приобретенного товара в присутствии покупателя должно быть проверено качество выполненных работ по его предпродажной подготовке, а также комплектность товара.
В товарном чеке, передаваемом вместе с товаром, указываются наименование продавца и товара, его марка, номера его агрегатов, дата продажи и цена товара. Чек подписывается лицом, непосредственно осуществляющим продажу.
Особенности продажи изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней. Продаже подлежат ювелирные украшения, предметы сервировки стола, украшения помещения и другие изделия из драгоценных металлов (золото, серебро, платина, палладий и их сплавы), изделия с драгоценными камнями (бриллианты, сапфиры, рубины, изумруды, александриты и жемчуг), из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных, поделочных и синтетических камней только при наличии на этих изделиях, установленных в Российской Федерации оттисков государственных пробирных клейм Российской Федерации. Это требование распространяется как на изделия, произведенные в России, так и на изделия, ввезенные на ее территорию. Кроме того, изделия российского производства должны иметь оттиски именников изготовителей.
Ограненные природные драгоценные камни (алмазы, рубины изумруды, сапфиры и александриты) могут продаваться только при наличии на каждый камень или набор продаваемых камней сертификата.
Перед подачей в торговый зал изделия должны пройти предпродажную подготовку: осмотр и разбраковку; проверку наличия оттисков государственного пробирного клейма и именника изготовителя (для изделий российского производства) или сертификатов, а также сохранности пломб и ярлыков.
Изделия сортируются по размерам, группируются по назначению и снабжаются опломбированными ярлыками с указанием наименования изделия и его изготовителя, вида драгоценного металла, артикула, пробы, массы, вида и характеристики вставок из драгоценных камней, цены изделия. Они должны иметь индивидуальную упаковку.
Покупатель имеет право потребовать произвести в его присутствии взвешивание приобретенного изделия без ярлыка массой до 1 кг на весах, имеющих погрешность определения массы не более 0,01 г, и массой от 1 до 10 кг — на весах, имеющих погрешность определения массы не более 0,1 г.
Вместе с товаром покупателю передается товарный чек, в котором указывается наименование продавца и Товара, проба, вид и характеристика драгоценного камня, артикул, дата продажи и цена товара. На приобретенные ограненные природные камни передаются также сертификаты.
Контроль за соблюдением Правил продажи отдельных видов товаров осуществляется Государственной инспекцией по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, Государственным антимонопольным комитетом Российской Федерации и их территориальными органами, а также другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах своей компетенции.
14.2. ПРАВИЛА РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ.
В целях улучшения работы розничных торговых предприятий л усиления защиты интересов покупателей с учетом региональных особенностей на территориях крупных городов, областей и т. п. утверждены и действуют правила работы предприятий, осуществляющих розничную торговую деятельность. Они определяют в соответствии с действующим законодательством, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также постановлениями и распоряжениями региональных органов власти порядок розничной торговли на предприятиях, осуществляющих торговую деятельность на соответствующей территории независимо от их организационно-правовых форм, форм собственности и форм торговли.
В общих положениях этих правил определены основные задачи предприятий розничной торговли, их обязанность иметь лицензию на право торговли определенной группой товаров. Торговое предприятие должно иметь вывеску с указанием товарного профиля и его организационно-правовой формы, фирменного наименования.
Правилами работы предприятий розничной торговли установлено, что товарный профиль и тип предприятия определяется его Уставом. Изменение товарного профиля должно осуществляться по согласованию с органами местной администрации. По согласованию с последними устанавливается и режим работы предприятия.
При закрытии предприятия на обеденный перерыв или по окончании рабочего дня кассиры прекращают работу в точном соответствии с установленными часами работы торгового предприятия, но покупатели, имеющие на руках кассовые или товарные чеки, должны быть обслужены.
В магазине самообслуживания все покупатели, находящиеся в торговом зале при закрытии их на обед или по окончании работы, должны быть обслужены.
Закрытие предприятия на санитарный день, ремонт, переоборудование и т. п. должно согласовываться с органами местной администрации, о чем покупатели заблаговременно (обычно за 5 дней) оповещаются специальным объявлением, в котором следует указать адрес ближайшего предприятия, торгующего аналогичным товаром.
Средства измерений в соответствии с установленными требованиями и в установленном порядке должны подвергаться обязательной поверке органами Государственной метрологической службы не реже одного раза в год и удостоверяться соответствующим клеймом и свидетельством о поверке на каждый прибор. Соответствующие документы должны находиться у администрации магазина и предъявляться по первому требованию покупателей, а также лиц, уполномоченных для проверки.
В магазине должна быть представлена следующая информация:
· указатели расположения отделов, секций или продаваемых товаров;
· фамилии и инициалы работников торгового зала на рабочих местах или нагрудных знаках;
· перечень и стоимость оказываемых покупателям услуг;
· текст Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»;
· правила, регламентирующие торговую деятельность и продажу отдельных видов товаров;
· о внеочередном обслуживании отдельных категорий граждан;
· адреса и телефоны местных органов администрации.
На доступном для покупателей месте должна находиться книга отзывов и предложений, пронумерованная, прошнурованная, заверенная соответствующей подписью и печатью.
В правилах работы розничных торговых предприятий следует также определить:
· основные положения, связанные с приемкой, хранением и подготовкой товаров к продаже;
· порядок продажи товаров;
· требования, предъявляемые к продавцам;
· контроль за работой розничных торговых предприятий.
Принятые по количеству и качеству товары приходуются в день их поступления по фактическому наличию В случае невозможности оприходования товара датой его фактического поступления из-за вызова эксперта, проверки цены, качества в товарном отчете должна быть сделана отметка о поступлении товара с указанием поставщика, посредника (продавца), общей стоимости товара в отпускных (оптовых) или закупочных ценах, а также причины невозможности оприходования.
Хранение товаров должно быть организовано с учетом строгого соблюдения основных принципов товарного соседства, санитарных и других правил, а также соответствующих режимов.
Перед поступлением в торговый зал товары должны быть подготовлены к продаже.
Продажа товаров должна осуществляться всем гражданам на общих основаниях. Отдельные категории населения должны обеспечиваться льготами, предоставленными законодательством.
Запрещается продажа несовершеннолетним алкогольных напитков, пива, табачных изделий и игральных карт.
Продажа продовольственных и непродовольственных товаров, для которых установлены специальные правила торговли, должна осуществляться с соблюдением этих правил.
В магазинах самообслуживания (кроме специализированных хлебных и овощных) отбор товаров покупателями должен производиться только в инвентарные корзины и тележки, размещаемые при входе в зал самообслуживания.
Работникам магазина или отдела самообслуживания не разрешается требовать от покупателей предъявления при входе в торговый зал товаров, приобретенных в других магазинах. Нельзя ставить на них штампы или делать другие отметки, а также обязывать оставлять личные вещи. Если покупатель изъявил желание оставить при входе в торговый зал хозяйственную сумку, портфель и т. п., то магазин обязан обеспечить их сохранность.
На все реализуемые товары, подлежащие сертификации, предприятия торговли должны иметь сертификаты установленной формы, выданные уполномоченными на то органами. Они должны удостоверять качество товаров, их безопасность для жизни и здоровья людей.
Запрещена продажа товаров с истекшими сроками реализации.
Товары, на которые органами местной администрации установлены нормы отпуска, должны продаваться с соблюдением этих норм.
Запрещается обусловливать продажу одних товаров обязательным приобретением других.
В магазинах, торгующих продовольственными товарами, на доступном месте в торговом зале должны быть установлены контрольные весы, контрольные мерные устройства (кружки, мензурки и т. п.), а в магазинах, торгующих тканями, — контрольные метры.
Покупателю должно быть предоставлено право проверки правильности цены, веса и меры отпущенных ему товаров, а также сроков хранения продовольственных товаров и наличие сертификата. Администрация магазина обязана создать для этого необходимые условия.
Отобранные покупателем непродовольственные товары могут храниться на контроле (с обязательной отметкой в товарном чеке времени их выписки) до оплаты не более часа.
Магазин должен предоставлять покупателю возможность оставлять на хранение оплаченные крупногабаритные и тяжеловесные товары на срок до 3-х суток.
Контрольно-кассовые машины, используемые в предприятиях торговли, должны быть зарегистрированы в налоговых службах в установленном порядке.
В правилах работы предприятий розничной торговли особое место уделяется требованиям, предъявляемым к продавцам, которые должны быть терпеливыми, внимательными, предупредительными, вежливыми и корректными.
Продавец должен хорошо знать ассортимент товаров, их характеристику, назначение, способы использования и ухода за ними. Он должен уметь предложить или помочь выбрать товар покупателю и т. п. В правилах же сформулированы и другие профессиональные требования к продавцам, а также предусмотрен раздел, касающийся контроля за их соблюдением.
14.3. САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Предприятия торговли обязаны соблюдать действующее в Российской Федерации санитарное законодательство, и установленные санитарные правила, осуществлять контроль за их выполнением.
Особые санитарные правила установлены для предприятий продовольственной торговли, в соответствии с которыми они должны быть оснащены необходимым торгово-технологическим и холодильным оборудованием в зависимости от типа предприятия, его мощности и действующих норм оснащения.
Торговое оборудование, инвентарь и тара должны быть изготовлены из материалов, разрешенных органами здравоохранения для контакта с пищевыми продуктами, легко поддающихся мойке и дезинфекции. Приспособления для выкладки и хранения товаров (полки и т. п.) должны иметь гладкую поверхность, легко поддающуюся мойке. Высота стеллажей и поддонов должна быть не менее 15 см от пола.
Для каждого вида продуктов необходимо иметь отдельные разделочные доски и ножи с четкой маркировкой, которые должны храниться в соответствующих отделах на специально отведенных местах.
Холодильные установки должны быть оснащены термометрами для контроля температурного режима хранения продовольственных товаров.
На базах, складах, овоще- и фруктохранилищах ежедневно должен осуществляться контроль за температурным режимом хранения товаров и еженедельный контроль относительной влажности воздуха. Результаты производимых измерений должны заноситься в специальный журнал.
Предприятия торговли должны принимать для реализации только доброкачественные товары. В сопроводительных документах на особо скоропортящиеся продукты должны быть указаны дата и час выработки продукции, температура хранения и конечный срок реализации.
Загрузку пищевых продуктов в складские помещения, охлаждаемые камеры, овоще- и фруктохранилища необходимо производить партиями, с тем, чтобы можно было четко соблюдать сроки их хранения и контролировать качество. При этом должно соблюдаться товарное соседство и другие условия рационального складирования товаров.
Санитарными правилами не разрешается принимать на предприятиях торговли непотрошеную птицу за исключением дичи. Мясо допускается к приемке только при наличии ветеринарного свидетельства и клейма. Нельзя принимать условно-годное мясо.
При приемке кондитерских изделий с кремом запрещается перекладывание их из лотков поставщика в тару магазина, а также реализацию их по методу самообслуживания.
Перед выдачей консервов в реализацию в обязательном порядке должен быть произведен их осмотр. Признанные непригодными в пищу консервы должны храниться в отдельном помещении, на особом учете, с точным указанием количества забракованных банок. Ответственность за сохранность отбракованных банок и их дальнейшее использование несет руководитель торгового предприятия.
Реализации подлежат только доброкачественные продукты.
В случае обнаружения недоброкачественных товаров реализация их должна быть задержана, о чем продавцы должны доложить администрации для решения вопроса о возможности дальнейшей их реализации.
Ответственность за реализацию покупателю недоброкачественных продуктов несет продавец.
Санитарными правилами запрещается взвешивание пищевых продуктов непосредственно на весах, без оберточной бумаги и других упаковочных материалов. Нельзя отпускать пищевые продукты в грязную тару покупателям и печатную макулатуру.
Запрещается реализация соков на розлив в отделах овощей и фруктов.
Продажа моющих, отбеливающих средств, стиральных порошков и паст допускается только в обособленных отделах крупных продовольственных магазинов, универсамов, в условиях, исключающих возможность контакта их с пищевыми продуктами как в торговом зале, так и в складских помещениях.
Выбор места для размещения мелкорозничных предприятий торговли должен согласовываться с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.
В стационарных объектах мелкорозничной торговли должно быть подсобное помещение для хранения тары, складское помещение для дневного запаса продуктов. Нельзя хранить тару или затаренные продукты около предприятия.
При торговле из корзин, лотков и т. д. не разрешается ставить их на землю, для этой цели должны быть складные подставки.
Один раз в месяц во всех предприятиях продовольственной торговли устанавливается санитарный день для проведения уборки и дезинфекции помещений, оборудования, инвентаря. Он проводится в соответствии с графиком. Администрация предприятия обязана заранее известить покупателей о проведении санитарного дня.
Для транспортирования пищевых продуктов должен выделяться специальный транспорт. А для транспортировки молочных продуктов, колбасных изделий, хлеба и ряда других продуктов должен быть специализированный транспорт с соответствующей маркировкой. Транспорт должен иметь санитарный паспорт, кузов автомашины должен иметь гигиеническое покрытие, легко поддающееся мойке.
Экспедитор или шофер-экспедитор обязан иметь при себе личную медицинскую книжку и спецодежду.
Санитарными правилами установлен порядок и температурные режимы транспортировки отдельных видов продовольственных товаров, а также режим санитарной обработки пищевого транспорта, и определены мероприятия по борьбе с насекомыми и грызунами на предприятиях, торгующих продовольственными товарами.
Лица, поступающие на работу и работающие на предприятиях продовольственной торговли, должны подвергаться в установленном порядке предварительным и периодическим медицинским осмотрам. Каждый работник должен иметь личную медицинскую книжку, в которой отмечаются результаты всех медицинских осмотров и обследований, сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях и т. д.
В санитарных правилах сформулированы также требования личной гигиены персонала торгового предприятия, а также обязанности и ответственность администрации за соблюдение этих правил.
14.4. ПРАВИЛА ПРОДАЖИ ТОВАРОВ ПО ОБРАЗЦАМ.
Утвержденные Правительством Российской Федерации Правила продажи товаров по образцам регулируют отношения между покупателем и продавцом товаров на основании договора купли-продажи. Они направлены на улучшение обслуживания населения путем применения прогрессивных форм продажи, оказания услуг по доставке, сборке, установке крупногабаритных товаров, а также на защиту интересов и прав покупателей.
Перечень товаров, подлежащих продаже по образцам, выставляемых в демонстрационном (торговом) зале, определяется продавцом, в качестве которого может выступать предприятие, организация, учреждение любой формы собственности и ведомственной принадлежности или гражданин-предприниматель, реализующий товары по договору купли-продажи.
Предусмотрены две основные формы продажи товаров по образцам:
с отпуском в торговом зале;
с доставкой отобранных товаров на дом покупателю непосредственно со складов оптовых или розничных торговых предприятий (организаций), либо от предприятия-изготовителя.
Продаже по образцам из торгового зала подлежат ткани, школьно-канцелярские принадлежности, культтовары, игрушки, металлическая и кожаная галантерея, изделия из пластмассы, чулочно-носочные изделия, парфюмерно-косметические и другие товары.
По образцам с доставкой на дом покупателям производится продажа мебели, холодильников, швейных и стиральных машин, пианино, предметов сантехники, мотоциклов, мотороллеров, велосипедов, лодок, лодочных моторов, детских колясок и других крупногабаритных товаров.
В демонстрационном (торговом) зале для обозрения выставляются образцы всех товаров, подлежащих продаже. Размещают их на подиумах, стендах, тележках и другом торговом оборудовании.
Каждый образец товара снабжается четко оформленным ценником и аннотацией с указанием завода-изготовителя, технических параметров и других характеристик потребительских свойств товара. Кроме того, у продавца, осуществляющего продажу товаров по образцам, должны находиться каталоги, альбомы имеющихся в продаже товаров по видам оформления.
Товары, требующие ознакомления покупателя с их качеством, устройством (люстры, бра, стеклянные изделия для электроосветительной арматуры и др.) показываются путем открытой выкладки в шкафах или на пультах с обязательным присутствием продавца-консультанта.
При продаже радиоприемников, телевизоров, магнитофонов, музыкальных товаров, фото-, киноаппаратуры, часов, пылесосов, кухонных комбайнов и других технически сложных товаров осуществляется демонстрация образцов в действии.
В демонстрационном (торговом) зале по продаже мебели могут оформляться интерьеры, имитирующие жилые комнаты, кухни с использованием других предметов обстановки (ковров, светильников и т. д.), а также стенды с образцами тканей для обивки мягкой мебели или основных материалов, применяемых для производства изделий (древесины и других материалов).
Образцы товаров должны периодически обновляться с тем, чтобы предупредить потерю их качества.
На выбранные покупателем образцы товаров продавец выписывает товарный чек с указанием в нем названия (номера) магазина, даты продажи и фамилии продавца, наименования товара, его артикула, цены, наименования и количества отдельных предметов, входящих в комплект изделия, общего количества отдельных предметов в комплекте, расцветки и рисунка обивочной ткани, видов отделочных и облицовочных материалов и фурнитуры.
При оформлении заказа на оказание услуги (доставка, сборка, установка и пуск) в квитанции или другом документе установленной формы должны содержаться следующие реквизиты:
· юридический адрес продавца, фамилия и инициалы покупателя, адрес, по которому следует доставить товар;
· дата оформления заказа;
· наименование товара, артикул, количество предметов, стоимость и др.;
· вид услуги, день, время ее исполнения (первая или вторая половина дня) и стоимость;
· подписи продавца и покупателя и другие реквизиты.
Оплата за товары и услуги по их доставке, сборке и т. д. производится через кассу с применением контрольно-кассовых машин. После чего покупателю вручается кассовый, товарный чеки и документы на оказание услуг, на которых проставляется штамп «Оплачено».
Товар должен быть доставлен не позднее пяти дней с момента оформления и оплаты покупки. Сборка или установка товара производится, как правило, в день доставки, а если это невозможно, то не позднее 2 дней с момента доставки. Датой продажи считается день, когда покупателю доставлен приобретенный им товар.
Если стандартами или техническими условиями и правилами пользования отдельными видами технически сложных товаров не допускается включение и пуск их самими покупателями, то эти операции осуществляются на дому у покупателя механиком магазина или по поручению магазина мастерской гарантийного обслуживания. Эта услуга выполняется бесплатно не позднее недельного срока с момента покупки или со дня обращения покупателя в мастерскую или магазин.
Покупатель имеет право отказаться от услуг, предоставляемых продавцом.
В случаях, если доставка товара произведена в согласованное с покупателем время, но товар не был сдан по причине отсутствия покупателя, новая доставка производится в течение 5 дней после повторной оплаты стоимости услуги по доставке. При этом сборка и установка должны быть произведены в течение 2-х дней с момента передачи покупателю доставленного товара.
Если же продавец нарушил установленный срок доставки товара на дом покупателю, а также сборки и установки, то он выплачивает покупателю за каждый день или час (если срок определен в часах) просрочки неустойку в размере трех процентов от, стоимости услуги (работы), а если стоимость услуги (работы) не определена отдельно в договоре — общей стоимости заказа. Сборка крупногабаритных товаров, а также установка и пуск технически сложных товаров на дому у покупателя производится силами продавца или других привлекаемых им организаций. В случае обнаружения, не оговоренных продавцом при оформлении и оплате недостатков в доставленном товаре при сдаче его покупателю, а также если эти недостатки обнаружены при сборке или установке либо в течение гарантийного срока эксплуатации (если гарантийный срок не установлен, в течение 6 месяцев), покупатель вправе по своему выбору потребовать:
а) безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на исправление недостатков потребителем, либо третьим лицом;
б) соразмерного уменьшения покупной цены;
в) замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
г) замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
д) расторжения договора и возмещения убытков.
Отказ покупателя от приема некачественного товара оформляется в письменном виде.
Сроки предъявления требований по поводу недостатка товара исчисляются со дня доставки его покупателю. Если товар нуждается в специальной установке (подключении) или сборке, — со дня оказания этих услуг. В случаях, если день доставки, установки (подключения) установить невозможно, — то со дня заключения договора купли-продажи.
Если сборка или установка товара оказалась некачественной, то покупатель вправе по своему выбору потребовать:
безвозмездного устранения недостатков в оказанной услуге в назначенный покупателем срок;
соответствующего уменьшения платы за оказанную услугу;
возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков своими средствами или третьим лицом.
Покупатель вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков, если в установленный срок недостатки в оказанной услуге не были устранены продавцом. Он вправе также расторгнуть договор, если им обнаружены существенные недостатки в выполненной работе (оказанной услуге), или иные существенные отступления от условий договора.
14.5. ПРАВИЛА КОМИССИОННОЙ ТОРГОВЛИ НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫМИ ТОВАРАМИ.
Комиссионная торговля непродовольственными товарами осуществляется на основании договора комиссии. Он заключается между комиссионером, т. е. осуществляющим комиссионную торговлю предприятием, гражданином-предпринимателем, принимающим товар на комиссию, и комитентом — гражданином, предприятием (организацией, учреждением), сдающим товар на комиссию, с целью розничной продажи этого товара за вознаграждение.
Договор комиссии с приложением (перечнем товаров, принятых на комиссию, товарных ярлыков) составляется в двух экземплярах, из которых первый вручается комитенту, второй остается у комиссионера.
Действующие Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами распространяются на все предприятия, осуществляющие торговлю непродовольственными товарами на комиссионных началах, независимо от форм собственности и граждан-предпринимателей, осуществляющих эту торговлю.
Принимают товары на комиссию от граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, а также, от предприятий, организаций и учреждений независимо от их: организационно-правовой формы.
В договоре комиссии определяется продажная цена товара, принятого на комиссию, размеры комиссионного вознаграждения, оплаты расходов комиссионера по хранению товара, порядок уценки товара, сроки реализации товара до и после его уценки.
Комиссионер несет полную ответственность перед комитентом за утрату и повреждение товара, принятого на комиссию. Комиссионная торговля должна осуществляться в строгом соответствии с действующими правилами продажи отдельных видов товаров в части установленного порядка лицензирования и требований к организации продажи соответствующих товаров. Комиссионер может предоставить комитенту дополнительные платные услуги по приему и оценке товара на дому, доставке крупногабаритных товаров от комитента в магазин и другие.
Правила комиссионной торговли непродовольственными, товарами должны быть вывешены в доступном месте торгового зала магазина, осуществляющего продажу товаров на комиссионных началах.
Магазины принимают на комиссию новые и бывшие в употреблении, годные для использования, не требующие ремонта или реставрации, отвечающие санитарным нормам и требованиям непродовольственные товары.
Транспортные средства и номерные агрегаты к ним, подлежащие регистрации в установленном порядке в органах ГИБДД или государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, принимаются на комиссию при наличии документа, удостоверяющего право собственности на эти транспортные средства, агрегаты к ним и снятие их с учета в указанных органах в связи с продажей, а также временного регистрационного знака «транзит».
Транспортные средства, находящиеся не на ходу, могут приниматься на комиссию с согласия комиссионера.
При приеме на комиссию предметов антиквариата предприятия торговли должны руководствоваться не только действующими Правилами комиссионной торговли непродовольственными товарами, но и Указом Президента Российской Федерации «О реализации предметов антиквариата и создании специально уполномоченного органа государственного контроля по сохранению культурных ценностей».
Прием на комиссию ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней магазины производят в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями, предусмотренными Правилами продажи изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней.
Магазины не имеют права принимать на комиссию:
· товары, изъятые из гражданского оборота или розничная продажа (свободная реализация) которых запрещена или ограничена действующим законодательством;
· боевое и служебное оружие;
· армейское снаряжение и другие товары военного ассортимента, форменное обмундирование;
· парфюмерно-косметические товары;
· товары бытовой химии;
· лекарственные средства и изделия медицинского назначения.
Товары, принятые на комиссию, включаются в перечень, служащий приложением к договору комиссии. К каждому товару прикрепляется товарный ярлык, а к мелким товарам (часы, броши и т. д.) прикрепляется ценник с указанием номера договора комиссии и продажной цены. В перечне товаров, принятых на комиссию, и в товарном ярлыке дается характеристика состояния товара с указанием — новый это товар или бывший в употреблении, степени износа и других признаков. Более подробной должна быть характеристика транспортных средств. Она должна включать идентификационный номер, марку, модель транспортного средства, наименование (тип), год выпуска, номер двигателя, шасси (рамы) и кузова (прицепа), регистрационного знака «транзит», цвет кузова (кабины), данные о пробеге, серию и номер паспорта транспортного средства.
Товарный ярлык и перечень товаров, принятых на комиссию, должны быть подписаны комиссионером и комитентом.
Магазины принимают товары на комиссию от:
граждан по предъявлении паспорта или иного документа, его заменяющего, удостоверяющего личность;
предприятий (организаций, учреждений) по предъявлении накладной, оформленной и выданной в установленном порядке уполномоченному лицу предприятия, организации или учреждения, и паспорта или другого документа, удостоверяющего его личность.
Крупногабаритные товары, доставленные комиссионеру автотранспортом по заказу комитента и в его отсутствие, должны быть приняты на комиссию не позднее следующего дня. В случае неявки в этот срок комитента с него взыскивается плата, возмещающая расходы комиссионера по хранению товаров.
Продажная цена товара, согласованная комиссионером и комитентом, указывается в перечне товаров, принятых на комиссию, товарном ярлыке или ценнике.
Размер комиссионного вознаграждения устанавливается в процентах к цене, по которой продан товар. Он может быть дифференцирован по отдельным группам товаров или отдельным товарам. Размер комиссионного вознаграждения фиксируется в договоре комиссии. При заключении договора комиссии согласовываются порядок и размеры уценки товаров, принятых на комиссию. При этом должны быть соблюдены следующие условия:
· продажная цена товара, не реализованного в предусмотренный договором срок, в том числе и после уценки, может быть снижена только при наличии согласия комитента с вызовом и без вызова его;
· согласованный размер уценки товара устанавливается с учетом спроса и предложения на него и должен обеспечивать его реализацию по возможно более выгодной для комитента цене;
· уценка одного и того же товара производится не более трех раз, но при согласии комиссионера число уценок может быть увеличено;
· вызов комитента для проведения первой и второй уценок товара не обязателен, если иной порядок не предусмотрен договором комиссии;
· третья уценка проводится с вызовом комитента. Если комитент отказался от третьей уценки, то ему возвращается товар с возмещением комиссионеру расходов по его хранению. При неявке комитента по вызову комиссионер вправе снизить цену на товар до цены его реализации;
· в случае проведения комиссионером третьей уценки без согласия и вызова комитента и продажи товара им выплачивается комитенту дополнительно к сумме, полученной от реализации товара, разница между ценой после второй уценки и ценой реализации;
· если товар не продан после третьей уценки и комиссионер дал согласие на дополнительную уценку для дальнейшей его реализации, порядок всех последующих уценок устанавливается по соглашению сторон с внесением необходимых дополнений в договор комиссии;
· согласованные сроки реализации товара до и после его уценки устанавливаются с учетом средней оборачиваемости аналогичных товаров;
· уценка товара может быть проведена ранее сроков, предусмотренных договором комиссии, по желанию комитента;
· о проведенных уценках делается отметка в перечне товаров, принятых на комиссию, а также в товарном ярлыке или ценнике.
Принятый на комиссию товар должен поступить в торговый зал для реализации не позднее чем на следующий день после его приема. Если произошла задержка с поступлением товара в продажу по вине комиссионера, то последний уплачивает комитенту неустойку в размере, определенном в договоре комиссии, но не менее 3% от причитающейся комиссионеру суммы за каждый день задержки.
Комиссионер несет ответственность перед покупателем за соответствие товара характеристике его состояния, данной при приеме товара на комиссию.
Если в новом товаре обнаружены скрытые недостатки, которые не были обнаружены при приеме его на комиссию и выявлены до продажи покупателю, то он снимается с реализации и подлежит возврату комитенту.
Принятые на комиссию товары продаются с применением контрольно-кассовых машин в соответствии с действующим законодательством.
Покупателю вместе с покупкой выдается кассовый чек, а при продаже предметов антиквариата, ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из натурального меха и некоторых других товаров выдается также товарный чек с отметкой об оплате. По требованию покупателя магазин обязан выдать ему товарный чек и на любой другой товар, приобретенный у комиссионера.
В случае продажи товара с недостатками, если они не были оговорены комиссионером, покупатель вправе по своему выбору потребовать соразмерного уменьшения покупной цены принятого на комиссию товара, замены на такой же товар или другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены, расторжения договора купли-продажи и возмещения убытков, а с согласия комиссионера — безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на исправление недостатков покупателем.
Комиссионер обязан в течение 14 дней, не считая дня покупки, заменить новый товар надлежащего качества, если он не подошел покупателю по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру либо по иным причинам или если он не может быть использован им по назначению. Обмен производится на аналогичный товар. При невозможности обмена покупателю возвращается уплаченная за него денежная сумма.
Выплата комитенту денег за проданный товар производится не позднее чем на третий день после его продажи по предъявлении договора, паспорта или иного документа его заменяющего, удостоверяющего личность. За задержку выплаты денег комиссионер уплачивает комитенту неустойку в размере, определяемом договором комиссии, но не менее 0,5% от причитающейся ему суммы за каждый день просрочки. По желанию комитента выплата ему денег за проданный товар и неустойки может производиться магазином по безналичному расчету через банковские учреждения. При этом расчеты с комитентом — предприятием, организацией или учреждением осуществляются по безналичной форме через банковские учреждения.
Комитент вправе в любое время потребовать от магазина возврата, принятого на комиссию, но не проданного товара по предъявлении договора комиссии, паспорта или другого документа, удостоверяющего личность, возместив магазину расходы по хранению товара.
Магазин может возвратить принятый на комиссию, но не проданный товар, а также выплатить деньги за проданный товар и неустойку другому лицу при предъявлении им договора комиссии и доверенности комитента, оформленной в установленном порядке.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что должна содержать информация о товарах и их изготовителях?
2. Особенности продажи продовольственных товаров.
3. Особенности продажи хлеба и хлебобулочных изделий.
4. Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать от продавца?
5. Особенности продажи текстильных, трикотажных, швейных и меховых товаров и обуви.
6. Особенности продажи парфюмерно-косметических товаров
7. Особенности продажи автомобилей, мототехники, прицепов и номерных агрегатов.
8. Особенности продажи изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней.
9. Опишите правила работы розничных торговых предприятий.
10. Какие санитарные правила установлены для торговых предприятий?
11. Какие правила установлены для продажи товаров по образцам?
Дата: 2019-04-23, просмотров: 199.