Возрастные особенности детей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

С самых первых дней рождения человек начинает, словно губка, впитывать огромное количество информации, поступающей из внешней среды: от людей, от вещей, из событий и жизненных ситуаций. И помимо того, что человек начинает развиваться физически, формируется и его психика, его личность. Психика ребенка – вещь очень хрупкая, сломать которую легко, а вот восстановить практически невозможно. Задача каждого вожатого четко понимать, что происходит в голове у маленького человечка и как ему помочь.

Младший школьный возраст (7-10 лет)

Как ни странно, ведущей деятельностью у младших школьников является обучение. Ребенок исчерпал развивающие возможности игр. Теперь ему требуется больше – не воображать, а понимать, как и что работает. Он тянется к знаниям, стремится стать взрослым – ведь именно взрослые, по его мнению, обладают могуществом всезнания.

В 6-7 лет ребенок учится самоконтролю, чтобы, как мы, взрослые, уметь дозировать, сдерживать или выражать в приемлемой форме свои мысли и эмоции. Когда малыш в полном вагоне громко кричит «хочу писать!» или «какой смешной дядя!» – это мило. А вот взрослого уже не поймут. Вот ребенок и пытается узнать: как правильно поступать, где граница между «можно» и «нельзя»? Но, как и в любой учебе, получается не сразу. Отсюда и эдакая манерность, театральность поведения. Отсюда и скачки: то вдруг перед вами уже серьезный человек, рассуждающий и поступающий здраво, то снова малыш, импульсивный и нетерпеливый. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением. Появляются суждения о собственной социальной значимости – самооценка, которая складывается благодаря развитию самосознания и обратной связи с теми из окружающих, чьим мнением они дорожат. Завершение развития самосознания.

 

Характерные особенности младшего школьного возраста:

· Высокий уровень активности

· Значимая награда – похвала

· Рассеянность внимания (не могут долго концентрировать свое внимание на чем-то определенном)

· Требуют постоянной деятельности и внимания

· Бурно проявляют эмоции

· Достаточно часто проявление беспокойного состояния

· При неудаче в деле, резко теряют интерес к продолжению этого вида деятельности

· Любят играть (воспринимают сюжет серьезно и отождествляют себя с героем)

 

Опыт коллективной деятельности у младших школьников невелик, стремление к самостоятельности не подкрепляется нужными умениями, поэтому вожатому важно научить детей действовать сообща, заботиться друг о друге, быть добрыми, внимательными как друг к другу, так и к старшим.

В работе с детьми младшего школьного возраста взрослому необходимо быть и инициатором (придумывать все), и организатором, и руководителем (раздавать поручения и контролировать их выполнение), и исполнителем, и их помощником. Младшим школьникам необходима поистине материнская забота: напомнить о необходимости сменить одежду, помочь навести в тумбочке порядок, перед сном поправить одеяло, прошептать ласковые слова и просто погладить по голове. Но при всем этом необходимо помнить о стремлении детей к самостоятельности. Их всему надо учить, поменьше ругать, побольше хвалить при всех. Детям именно этого возраста больше чем кому-либо необходимо чувствовать себя нужными и защищенными.

Средний школьный/предподростковый возраст (10-12 лет)

На данном этапе развития общение со сверстниками уже начинает выходить на первый план. Именно в этом возрасте они стараются объединиться в микрогруппы: мальчики – девочки. Причем, как правило, эти два «лагеря» соперничают друг с другом.

Психологи отмечают у детей этого возраста большой интерес к окружающему миру, любознательность. Они все умеют, хотят и пытаются сделать: сочинять, петь, рисовать и др. Ребята этого возраста с удовольствием занимаются на различных мастерских, любят конкурсы, викторины, смотры и др.

Предподростки тоже любят играть, но их игры приобретают уже другой характер — часто соревновательный. Победу и поражение они переживают очень эмоционально, долго не могут успокоиться, переключиться. Ребята этого возраста еще не умеют сдерживаться в проявлении эмоций, мальчики часто могут выяснять свои взаимоотношения в потасовках. Девочки же подчас дольше носят обиды, жалуются на подруг, ищут защиты у старшего от действительных или мнимых обидчиков.

Это уже не малыши, но еще не старшие дети. Такой возраст объединяет части характеров, присущие старшим детям (интеллектуальное развитие, нормы морали, противоречивость и т.п.) и младшим (непосредственность, неумение концентрировать внимание и т.п.). Дети такого возраста всегда готовы вам помочь, так как у них развито желание лидерства. Разработайте систему мотивации и поощрений. При нарушении правил поведения, как правило, идут на этот шаг осознанно, зная, что можно, а что нет (например, попробовать курить, подраться и т.д.). Часто дети захотят поделиться своими секретами, доверить какую-либо информацию, попросить помощи. Выслушать ребенка, дать совет очень важно. Важно выделить лидера в коллективе, сплотить отряд.

Дети стремятся подражать старшим и пример вожатого очень важен. Авторитет вожатого должен быть более значимым для детей, нежели пример курящего ребенка из старших отрядов.

Характерные особенности:

· Физические навыки, ловкость и сила оказывают большое влияние на статус среди сверстников и на мнение о себе

· Начинается формирование критического мышления

· Колебания настроения

· Боятся проиграть, чувствительны к критике

· Начинают понимать и принимать нравственные нормы

· Шумны, любят спорить

· Начинают проявлять интерес к противоположному полу, в то же время возможны конфликты

· Энергичные, инициативные, «легки на подъем»

· Стремятся к лидерству и соперничеству

· Хотят выглядеть постарше, взрослее среди сверстников, с помощью копирования определенных элементов (не всегда положительных) поведения взрослых

Подростковый возраст (13-15 лет)

Подросток уже способен управлять собственным поведе­нием, может дать достаточно аргументированную оценку поведения других, особенно взрослых. У них углубляется интерес к окружающему, дифференцируются интересы, появляется потребность определиться в выборе профессии. Их больше интересуют причины явлений и поступков, чем их внешнее проявление, они начинают задумываться о смысле жизни. Они стремятся иметь собственное представление обо всем, и свою точку зрения они способны отстаивать страстно и упорно, вступая в споры как со сверстниками, так и с взрослыми. Зачастую внешне это выглядит как неповиновение, а на самом деле подросток стремится любыми средствами защитить то, что им продумано и сформулировано с большим трудом, что составляет его личное достояние.

У подростков начинают складываться в определенную систему взгляды, оценки. Они уже могут устанавливать связь между отдельными явлениями общественной жизни, поступками людей, их моральными качествами, подростки начинают мыслить более логично, пытаются обобщать получа­емые ими сведения, но маленький жизненный опыт часто мешает им правиль­но разобраться в конкретных ситуациях, с которыми они сталкиваются. Отсюда несправедливость суждений, прямолинейность, а иногда и «критиканство». В связи с этим особое место занимает нравственное воспитание, всевозмож­ные дела на морально этические темы, обязательное внимание к каждому про­явлению негативизма в поведении и взглядах детей.

В своих коллективных делах подростки способны к большой активности. Они готовы к сложной деятельности, включающей в себя и ма­лоинтересную подготовительную работу, упорное преодоление препятствия. Вожатые должны быть готовы предложить ребятам программу жизни, мак­симально деятельную, помочь войти в ее ритм. При этом следует помнить, что физические возможности подростков не всегда соответствуют их стремлениям, поэтому следует оберегать их от чрезмерных перегрузок.

В этом возрасте значительно усложняются их отношения со взрослыми. Ведь теперь более не существует того естественного авторитета, которым обладал в глазах младших школьников каждый взрослый. Дети этого возраста склонны признавать только настоящий, по праву завоеванный авторитет. Они зорки и наблюдательны, чутко улавливают противоречия во взглядах и позициях старших, болезненно относятся к расхождениям между их словами и делами. Они все более настойчиво начинают требовать от старших уважения к себе, к своим мнениям и взглядам, и особенно ценят серьезный, искренний тон взаимоотношений.

Характерные особенности:

· Остро ощущаемая потребность в активности

· Горячий энтузиазм, но быстро гаснет, если не может вылиться в какое-либо действие

· Формируется собственная точка зрения на взаимоотношения между людьми, на моральные требования и оценки, развивается самооценка, самосознание, стремление определить свое место среди свер­стников и взрослых

· Не принимает на веру все, что слышат от взрослых, способны противостоять влиянию окружающих

· Могут воздействовать на сверстников, утверждая среди них то, что они сами считают несомненным и правильным

· Стремление к объединению в различные группы, быть как все, не отстать от друзей, выделиться среди сверстников, занять место лидера

Юношество (15-17 лет)

Это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становления нравственности и открытия «Я», обретения новой социальной позиции. Но это и возраст потерь детского мироощущения, более беззаботного и безответственного образа жизни, пора мучительных и тревожных сомнений в себе и в своих возможностях, поиски правды в себе и в других. Это шаг в зрелость, нора выбора своего места в жизни, определения и реализации своих планов, пора всепоглощающего стремления к общению. Юность бескомпромиссна и ее ведущей чертой является жажда самовыражения и самораскрытия. Конечно же, юность сумбурна и противоречива. Это время первой любви, пора становления дружбы. Цена дружеской верности, преданности, чести, как никогда высока. Они хотят больше самостоятельности, любят осознавать свою нужность, потому что как никогда хотят разобраться в себе, почувствовать силу своего «Я», пытаются оценить себя сами. Будучи очень чуткими и ранимыми, старшеклассники часто бывают прямолинейны и бескомпромиссны до бестактности. Стремление к максимализму («все или ничего») зачастую приводит к потере чувства реальности. Для них характерна повышенная критичность, часто в позиции «со стороны».

Характерные особенности:

Физический рост и развитие

· Половая зрелость, сопровождаемая физическими и эмоциональными изменениями (в среднем завершается у мальчиков к 15 годам, у девочек – к 13 годам)

· Усиливаются различия, т.к. некоторые дети уже повзрослели, а некоторые только начинают взрослеть

· Мальчики отстают в развитии от девочек в среднем на 2 года

 

Особенности поведения:

· Девочки интересуются мальчиками раньше, чем мальчики девочками

· Беспокойство о внешности, рост социальной активности

· Привыкание к своему телу, желание его изменить (похудеть, накачаться и т.д.)

· Проблема достижения независимости от своей семьи

· Поиск себя

· Определение в выборе профессии

· Возникновение первой любви

· Появляются крайности в поведении (например «Я знаю все»)

 

Возможные сложности и варианты их решения

Прогнозируемые ситуации Возрастные особенности Варианты решения

Лет

Раздражительность, тоска по домашним, слезы. Скучают по домашним, испытывают чувство страха перед не­известностью: боязнь но­вой обстановки (новые люди в окружении). Отвлечь интересными делами, переключить внимание, дать какое-либо зада­ние, чтобы ребенок по­чувствовал себя нужным в новом коллективе. Множество вопросов. Любознательность. Внимательно выслуши­вать и спокойно отве­чать, повторяя ответ столько раз, сколько не­обходимо для понима­ния. Быстрая утомляемость. Высокая активность. Быстрее «бежать» к финишу мероприятия, к результатам в игре, труде... Неуверенность в себе. Есть робкие и физически слабые. Давать нагрузку с учетом физического здоровья, без акцентирования на этом внимания. Готовы пробовать все на вкус. Повышенный интерес ко всему новому, неизвест­ному. Рассказывать детям о ядовитых ягодах, растениях. Опасность травматизма. Мальчики демонстриру­ют свою смелость. Избегать чрезмерный ограничений в деятельности детей, заполнять их жизнь полезными и нужными играми, состязаниями, следя при этом за соблюдением необходимых правил безопасности. Потеря интереса к заня­тиям, рассеянное внима­ние. Утомляемость от однооб­разия, неумение сосредо­точиться на одном объ­екте, легко отвлекаются на любой внешний раз­дражитель. Частая смена видов деятельности, игры, конкурсы, соревнования не должны быть продолжительными по времени. Слезы и страхи в темно­те. Боязнь темноты. Не оставлять одного в темноте. Желание играть со сверстниками. Чувство взрослости по отношению к младшим. Поддержка, поощрение и направление действий детей по опеке малышей. Копирование привычек, манеры поведения, лек­сикона взрослых. Слепое подражание взрослым. Стремиться не подавать дурного примера ни в чем. Постоянные опоздания. Отсутствие чувства вре­мени. Не давать поручений( связанных с учетом времени. Впечатлительность.   Эмоциональная неурав­новешенность.   Не рассказывать сказки, истории с «плохим кон­цом».

Лет

Обидчивость, повышенная чувствительность к несправедливости.   Половое созревание.   Внимательное, доброе отношение к детям, стремление разобраться в причинах поведения детей. Курение, игра в карты, проба спиртного, употребление взрослого лексикона, использование косметики, украшений.   Внешнее проявление взрослости.   Проводить разъясни­тельную работу с при­влечением всех специ­алистов и показом соот­ветствующих кинофиль­мов. Приучать к выпол­нению разумного режима дня. Замкнутость, одиночество.   Обостренное пережива­ние своих недостатков.   Стремиться переключать внимание детей, давать поручения, связанные с необходимостью обще­ния. Непослушание, действие « наперекор», посто­янные споры. Стремление к самостоя­тельности. Вникать в интересы де­тей, сотрудничать с ни­ми . Появление тайн, укромных уголков, озорство, шалости.   Неуемная фантазия.   Знать секреты детей, совместно сохранять их, разумно использовать. Организовывать инте­ресные игры с элемента­ми романтики.

Лет

Конфликтность, как вызов обществу, упрямство. Мнение сверстников выше мнения взрослых. Самоутверждение.   Стремление понять под­ростков, разобраться в мотивах их поведения. Сотрудничество с ними. Замкнутость, агрессивность. Отсутствие навыков общения, легкая ранимость. Чередование плохого и хорошего настроения, уход в «себя». Развитие интереса к про­тивоположному полу, появление новых ощу­щений, чувств, пережи­ваний. Тактично, целомудренно раскрыть подросткам красоту настоящей люб­ви.   Неподчинение взрос­лым, действия «напере­кор», критиканство. Действия опережают мысли.   Стремление к независи­мости, агрессивность, вызывающее поведение   Пытаться понять подростков, понять причины того или иного их поступка, тактично направлять их действия в нужное русло. Замкнутость, одиночест­во, сильная ранимость, вспыльчивость, раздра­жительность. Интерес к себе.   Специфические особен­ности внешнего вида (прыщики, полнота, жирные волосы и т. д.). В индивидуальной беседе разъяснять подростку, как избавиться от этих особенностей или сгладить их, как сделать, чтобы «этого» было меньше. В коллективной беседе — находить у такого подростка лучшие качества и подчеркивать их. Проявление чрезмерной самостоятельности.   Стремление освободиться от родительской опеки.   Учитывать это и предоставлять       подросткам как можно больше подконтрольной самостоятельности. Несбывающиеся мечты подростков.   Мечтательность   Поразмышлять вместе с подростками о будущем.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 225.