Критерии оценивания выполнения заданий 3 и 4
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(описание фото и сравнение двух фото)

7 баллов за одно задание (максимум – 14 баллов).

Баллы Решение коммуникативной задачи (содержание)* Организация высказывания Языковое оформление высказывания
3 Коммуникативная задача выполнена полностью: содержа­ние полно, точно и развёрнуто отра­жает все аспекты, указанные в задании (12-15 фраз)    
2 Коммуникативная задача выполнена частично: один аспект не раскрыт (остальные раскрыты полно), ИЛИ один-два раскрыты неполно (9-11 фраз) Высказывание логично и имеет завершённый характер; имеются вступительная и заключительная фразы, соответствующие теме. Средства логической связи используются правильно Используемый словарный запас, грамматические структуры, фонетическое оформление высказывания соответствуют поставленной задаче (допускается не более двух негрубых лексико-грамматических ошибок И/ИЛИ не более двух негрубых фонетических ошибок)
1 Коммуникативная задача выполнена не полностью: два аспекта не раскрыты (остальные раскрыты полно), ИЛИ все аспекты раскрыты неполно (6-8 фраз) Высказывание в основном логично и имеет достаточно завершённый характер, НО отсутствует вступительная И/ИЛИ заключительная фраза, И/ИЛИ средства логической связи используются недостаточно Используемый словарный запас, грамматические структуры, фонетическое оформление высказывания в основном соответствуют поставленной задаче (допускается не более четырёх лексико-грамматических ошибок (из них не более двух грубых) ИЛИ/И не более четырёх фонетических ошибок (из них не более двух грубых)
0 Коммуникативная задача выполнена менее чем на 50%: три и более аспектов содержания не раскрыты (5 и менее фраз) Высказывание нелогично И/ИЛИ не имеет завершен­ного характера; вступительная и заключительная фразы отсутствуют; средства логической связи практически не используются Понимание высказывания затруднено из-за многочис­ленных лексико-грамматических и фонетических ошибок (пять и более лексико-грамматических ошибок И/ИЛИ пять и более фонетических ошибок) ИЛИ более двух грубых ошибок

*Примечание. При получении экзаменуемым 0 баллов по критерию «Решение коммуникативной задачи» всё задание оценивается в 0 баллов.

Что такое «решение коммуникативной задачи»? - Соответствие теме и ситуации общения, указанной в коммуникативном задании, полнота и точность раскрытия темы, продуктивность речи, соответствие объему высказывания.

  • Что означает «содержание полно и развернуто отражает все аспекты, указанные в задании»? – Под аспектом понимаются пункты задания. Полным ответом считается ответ, раскрывающий содержание всех пунктов плана и отвечающий коммуникативной задаче. Полный ответ на пункт плана включает все элементы вопроса: WHERE and WHEN?

Точным считается ответ, соответствующий содержанию картинки и предложенным пунктам плана;

Неточный ответ характеризируется:

- несоответствием содержания фотографии и плану.

- отходом от темы, избыточной информацией, рассказом вместо описания, элементами топика, фактическими ошибками;

- непонятными из-за языковых ошибок фразами;

Для получения высшего балла по критерию РКЗ участник экзамена должен дать развернутые ответы, т.е. раскрыть каждый пункт плана либо в форме сложного предложения (сложносочиненного или сложноподчиненного), либо нескольких простых предложений, либо в одном простом предложении высказать 2 идеи, например: In the picture you can see my sister skiing./ I took this photo in Turkey in July.

 

В полных, точных и развернутых ответах задействованы все детали картинки (картинок), которые правильно и точно интерпретированы. Правильно использованы стратегии рассуждения, описания, повествования.

В задании 3 используются, в первую очередь, стратегии повествования и описания и частично рассуждения. В задании 4 – на первый план выходят стратегии рассуждения, а затем уж описания.

       Немаловажен также объем высказывания: для получения максимального балла - 3 по критерию решение коммуникативной задачи монологическое высказывание экзаменуемого должно содержать 12-15 фраз (в среднем по 3 фразы на каждый пункт плана); для получения 2-х баллов требуемый объем – 9-11 фраз. Требование определенного количества фраз в устном ответе участника ЕГЭ на задания 3 и 4 носит все же вспомогательный характер и призвано облегчить для экспертов объяснение сниженного балла по критерию «Решение коммуникативной задачи (Содержание)» в случае апелляций. Участники экзамена с недостаточно сформированной коммуникативной компетенцией склонны воспринимать предложенный в задании план как список вопросов, на которые надо ответить, и они отвечают пятью короткими простыми предложениями. При таком ответе, содержащем 5 фраз, коммуникативная задача оказывается невыполненной, содержание нераскрытым. Ответ оценивается в 0 баллов по критерию РКЗ, не проверяется по другим критериям. Участник ЕГЭ получает в целом 0 баллов за такой ответ.

Если участник экзамена полностью выполняет коммуникативную задачу, используя при этом развернутые сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, то требование определенного объема высказывания будет также выполнено, т.к. подсчет будет вестись по простым предложениям, входящим в состав сложных.

 

Типичные ошибки по данному критерию в задании 3: описание двух картинок вместо одной (или попытка описать все три фотографии); неправильная интерпретация содержания картинки, отсутствие ответа или неполные ответы на пункты плана. Вместе с тем, встречаются ответы с неоправданным отходом от темы и переходом от жанра описания к жанру рассказа. Например, на фотографии изображена девушка, которая готовит на кухне, а участники ЕГЭ рассказывают о том, что она готовится к приему гостей и переходят к рассказу о вечеринке (которой на фотографии нет!).

Еще одной ошибкой является отсутствие адресности, сигнализирующее о непонимании коммуникативной ситуации. В начале и в конце монолога от отвечающего ожидается прямое обращение к другу, а не фразы типа «Я хочу описать эту фотографию» и «Я показываю эту фотографию другу (нужно: тебе), потому что хочу его (нужно: тебя) познакомить с моим братом». Однако, если участник в начале не обращался к другу, то оценка не снижается. Важно, чтобы участник не произносил: хочу рассказать другу вместо хочу рассказать тебе. Если адресность отсутствует в пункте 4, то в дополнительной схеме ставится +- (плюс-минус).

 

       Типичные ошибки по данному критерию в ответах на задание 4 –отдельное описание двух картинок вместо их сравнения; неумение найти и сформулировать общее и различное; неумение высказать свои предпочтения и обосновать их.

Что такое «организация текста»? - логичность в изложении материала, связность текста, которая обеспечивается правильным использованием языковых средств передачи логической связи между отдельными частями высказывания (союзы, вводные слова, местоимения и т.п.), композиция текста, т.е. деление текста на вступительную фразу, основную часть и заключительную фразу согласно плану.

Что означает «высказывание логично и носит завершенный характер»? – Участник строит последовательно, связно и в соответствии с планом свое высказывание, которое имеет четкую композицию, в том числе вступительную и заключительную фразу, соответствующую ситуации. Монологическое высказывание не заканчивается на середине фразы.

Что понимается под использованием средств логической связи? – Средства логической связи используются верно, придают связность монологическому высказыванию и часто показывают характер монологического высказывания - рассуждение, описание, повествование.

Типичные ошибки в организации высказывания в заданиях 3 и 4 – отсутствие или неправильная формулировка вступительной и заключительной фраз, отсутствие или неправильное использование средств логической связи.

Что понимается под языковым оформлением высказывания? - точность в выборе слов и выражений и их соответствие теме и ситуации общения; правильность формирования лексических словосочетаний, соблюдение узуальной (общепринятой) сочетаемости английского языка; запас слов и разнообразие используемой лексики (синонимы, антонимы, фразеологизмы) и их соответствие базовому уровню в задании 3 и высокому уровню в задании 4; точность в выборе грамматической конструкции в соответствии с целью высказывания, разнообразие и правильность используемых грамматических средств, соответствие используемых конструкций базовому уровню  в задании 3 и высокому уровню в задании 4.

Что понимается под лексическими ошибками? - Нарушения в использовании слов в контексте, словосочетаний.

Что понимается под грамматическими ошибками? - Нарушения в использовании грамматических форм и средств.

Что понимается под фонетическими ошибками? – нарушения в использовании фонетических средств.

Что такое грубые ошибки? – Типичные ошибки элементарного уровня и ошибки, которые меняют смысл высказывания.

В заданиях 3-4 у участников ЕГЭ могут возникнуть фактические ошибки. Фактические ошибки – это разновидность неязыковых ошибок, заключающаяся в том, что говорящий приводит факты, противоречащие действительности, искажает факты из увиденного на фото. Например, изображены мальчики, экзаменуемый говорит, что на картинке девочки; женщина в брюках, а говорит, что в платье; на картинке молодой человек, а обучающийся говорит, что старик. Но иногда трудно определить, человеку 20 или 30 лет, в этом случае расхождение во мнениях учащегося и эксперта снижения баллов не должны вызывать. Также, если экзаменуемый говорит: «Это мой сын/дочь/жена» – не снижаем балл, так как среди участников ЕГЭ становится больше людей, давно закончивших школу.

Иногда при описании экзаменуемые путают времена года: лето – осень, ранняя весна – зима. Считаем неточным ответом только, если видны на картинке четкие указания на сезон, например, сугробы, снеговик. Иногда наблюдаются несоответствия в количестве: на картинке 3 человека, а сказал 4 человека. Ошибки такого рода оцениваются по критерию «Решение коммуникативной задачи» и считаются неточными.
В дополнительной схеме они отмечаются как +- (плюс-минус).

Усвоение теоретического материала, представленного в Разделе 1 УММ, является основой формирования практических умений адекватного оценивания устных ответов экзаменуемых, чему и будет посвящен следующий раздел 1. 

Контрольные вопросы к разделу I

1. В чем назначение ЕГЭ?

2. Каковы цели обучения иностранному языку в школе?

3. Что такое коммуникативная компетенция?

4. Какие виды и формы контроля коммуникативной компетенции вы знаете?

5. Что такое языковое тестирование? Чем отличается стандартизированный тест от нестандартизированного?

6. Какие виды заданий используются в письменной части ЕГЭ в разделах а) «Чтение и аудирование»; б) «Лексика и грамматика»; в) «Письмо» и в устной части?

7. Какую роль выполняют задания с развернутым ответом и как они оцениваются?

8. Что такое холистическое и аналитическое оценивание?

9. Есть ли разница между критериями и параметрами оценивания? Если есть, то в чем она заключается?

10. Что такое шкала оценивания и для чего она используется?

11. В чем специфика говорения как вида речевой деятельности?

12. Какие формы контроля умений говорения вам известны?

13. Каковы структура и содержание устной части ЕГЭ по иностранным языкам?

14. Почему устная часть вводится в компьютеризированной форме без участия экзаменатора-собеседника? Повышает ли это объективность оценивания?

15. С какой целью в устную часть включено задание по чтению текста вслух и как оно оценивается?

16. Какие умения и навыки проверяются в задании 2 устной части?

17. Почему это задание называется «Условный диалог-расспрос» и как оно оценивается?

18. Какие умения и навыки проверяются в задании 3 устной части и как оно оценивается?

19. Какие умения и навыки проверяются в задании 4 устной части и как оно оценивается?

20. В чем разница между заданиями 3 и 4? Почему возможно использовать одни и те же критерии в их оценивании?


Рефлексия

1. Что показалось сложным в данной теме?

2. Что было полезным?

3. Что было ненужным?

4. Что вы узнали нового (если узнали)?



Дата: 2019-04-23, просмотров: 529.