Процесс написания курсовой работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Собрав и изучив литературные источники, нормативные правовые акты, судебную практику и практический материал, студент приступает к написанию курсовой работы. Как уже указывалось, студенту необходимо скорректировать план в зависимости от изученного и набранного материала, и согласовать его с руководителем курсовой работы. Утвержденный план позволит спланировать график написания работы. План по курсовой работе, является кратким описанием ее логической структуры, включающей основные и второстепенные вопросы, различные классификации и т.д. Поэтому в нем должны быть четко выделены главы и параграфы. После чего необходимо поэтапно приступать к написанию курсовой работы. Необходимо помнить, что в соответствии со стандартными требованиями курсовая работа должна включать введение, основную часть и заключение.

Излагать материал в курсовой работе рекомендуется своими словами, не допуская дословного переписывания из литературных источников. Не допускается также произвольное сокращение слов. Приводимые в тексте цитаты следует тщательно сверить и снабдить их ссылками на источники. Справочные материалы, если они заимствованы, также должны иметь ссылки на источник. Работа без ссылок на источники не принимается к рассмотрению.

При любом цитировании должна быть сделана сноска на первоисточник.

Введение должно содержать четкую формулировку задачи работы, изложение истории вопроса, оценку современного состояния теории и практики и обоснование целесообразности данной работы.

В конце курсовой работы нужно написать краткое заключение. В заключительной части приводятся предложения и выводы, возможные перспективы развития исследований.

Одно из требований, предъявляемых к курсовой работе – четкое и логичное изложение. Перед каждой главой или параграфом должна быть поставлена совершенно конкретная цель. Автору нужно следить за тем, чтобы изложение материала точно соответствовало цели и названию параграфа.

Проверяя работу, особенно тщательно следует сверить фамилии, инициалы, даты, номера статей и т.д. Ответственность за правильность приведенных данных несет студент.

Структура научной работы

Структура работы должна соответствовать утвержденному научным руководителем плану и, как правило, состоять из следующих частей:

– титульный лист (приложение 1);

– задание (приложение 2);

– аннотация (приложение 3);

– оглавление (приложение 4);

– введение;

– основная часть (главы и параграфы);

– заключение (приложение 5);

– библиографический список;

– приложения (в случае необходимости).

 

ВВЕДЕНИЕ
   В среднем объем введения может варьироваться от 2 до 3 страниц. Во введении дается краткое обоснование выбора темы курсовой работы, обосновывается актуальность проблемы исследования, объект и предмет исследования, формулируются цель и задачи, методы исследования курсовой работы. Формулировка цели исследования должна отражать название темы работы, а формулировка задач – названия соответствующих глав и параграфов.

Кроме того, должна быть четко определена теоретическая база исследования, т.е. перечислены авторы, проводившие научные или научно-практические исследования по данной проблеме; сформулировано и обосновано отношение студента к их научным позициям. Далее следует показать научную новизну и практическую значимость работы. В конце «ВВЕДЕНИЯ» приводится структура работы с кратким описанием содержания последующих глав и параграфов курсовой работы в виде аннотации к каждой главе и параграфу.

Актуальность

Обоснование актуальности темы исследования – одно из обязательных требований, предъявляемых к курсовой работе студента. Именно поэтому курсовая работа начинается с обоснования актуальности. Для студента выбор темы исследования начинается, прежде всего, с выбора наиболее интересующей его отрасли права из ранее изученных, а также с учетом его интересов в дальнейшей профессиональной деятельности.

Студент должен кратко показать главное – суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Если автору курсовой работы удастся показать, где проходит граница между знанием и незнанием о предмете исследования, то ему будет не трудно четко и однозначно определить проблему и сформулировать ее суть. Автору курсовой работы не следует отождествлять проблему с вопросом (т.е. с положением, которое также нужно разрешить). Принято считать, что проблема – это тот же вопрос, только наиболее важный и сложный. Специфической чертой проблемы является то, что для ее решения необходимо выйти за рамки старого уже достигнутого знания, а для ответа на вопрос вполне достаточно старого знания, следовательно, вопрос проблемой не является.

Объект и предмет исследования

Нередко объект исследования определить достаточно сложно из-за множественности понятий, предметов, связей в различных видах деятельности. Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Определение же предмета исследования – это то, что находится в границах объекта. Если объект – это область деятельности, то предмет – это изучаемый процесс в рамках объекта исследования.

Именно на предмет исследования направлено основное внимание студента, именно предмет определяет тему курсовой работы. Для его исследования формулируются цель и задачи.

Цель исследования

Цель исследования – это мысленное предвосхищение (прогнозирование) результата, определение оптимальных путей решения задач в условиях выбора методов и приемов исследования в процессе подготовки курсовой работы студентом.

Задачи исследования

Задачи исследования курсовой работы определяются поставленной целью и представляют собой конкретные последовательные этапы (пути) решения проблемы исследования по достижению основной цели. Решаемые задачи для достижения цели должны раскрывать название глав и параграфов.

Методы исследования

Успешность выполнения курсовой работы в значительной степени зависит от умения студента выбирать наиболее результативные методы исследования, поскольку именно они позволяют достичь поставленной цели через решение необходимых задач. Методы научного познания принято делить на два вида: общие и специальные. Общие методы научного познания обычно делят на три группы:

1) методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);

2) методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.);

3) методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).

Большинство проблем в юриспруденции требуют применения специальных методов решения конкретных задач. В основе всего лежит юридический метод, в котором можно выделить: 1) метод сравнительного правоведения; 2) историко-правовой метод  и другие научные методы: формально-логический; диалектический; прогнозирование; системный и т.д.

Метод исследования – это способ получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и данных в различных сферах жизнедеятельности. Метод – это совокупность приемов. Другими словами, прием – это часть метода. Не усвоив методологию правовой науки, студенты не могут четко объяснить, что такое правовое регулирование, каким образом происходит установление прав и обязанностей субъектов права и т.д.

Например, при исследовании возможно использовать следующие методы:

– изучение и анализ научной литературы;

– изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики;

– сравнение, анализ, синтез, интервьюирование и т.д;

Научная новизна

Определение научной новизны относится ко всему исследованию в целом. Научная новизна в зависимости от характера и сущности исследования может формулироваться по-разному.
Так, для теоретических работ научная новизна определяется тем, что нового внесено в теорию и методику исследуемого предмета.
Для работ исследовательской направленности научная новизна определяется результатом, полученным впервые, возможно обновление, развитие или уточнение сложившихся ранее научных представлений и достижений. Важнейшее значение в определении научной новизны исследования имеет прогнозирование результата (цели исследования).

Практическая значимость

Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в нормотворчестве в образовательной и иной практической деятельности, независимо от того является данная курсовая работа теоретической или исследовательской.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Основную часть курсовой работы целесообразно начинать с рассмотрения общетеоретических вопросов, касающихся темы курсовой работы. Важным является также рассмотрение вопросов избранной темы в динамике, с соблюдением принципа историзма.

После рассмотрения общих вопросов большую часть курсовой работы следует посвятить рассмотрению основных проблем темы.

Примерами из судебной, в т.ч. региональной (местной) практики, должна быть насыщена вся курсовая работа. Данные социологических исследований могут быть использованы при рассмотрении теоретических положений работы либо изложены в заключительной главе.

Изложение материала в курсовой работе должно быть последовательным и логичным. Все главы и параграфы должны быть связаны между собой. Следует обращать особое внимание на логические переходы от одной главы к другой, от параграфа к параграфу, а внутри параграфа – от вопроса к вопросу.

После оформления «ВВЕДЕНИЯ» написание текста курсовой работы следует начинать с первой главы, тщательно прорабатывая содержание и структуру всех глав.

Изложение материала по данной проблеме должно быть конкретным, при этом важно не просто описание, а критический анализ имеющихся данных. При изложении в курсовой работе спорных (противоречивых) решений необходимо приводить мнения различных ученых и практиков. Если в работе критически рассматривается точка зрения кого-то из них, его мысль следует излагать без сокращений, т.е. приводить цитаты. Обязательным, при наличии различных подходов к решению изучаемой проблемы, является сравнение рекомендаций, содержащихся в действующих инструктивных материалах и работах различных авторов. Только после этого следует обосновывать свое мнение по спорному вопросу или соглашаться с одной из уже имеющихся точек зрения, выдвигая в каждом из случаев соответствующие аргументы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Заключение является частью курсовой работы, обусловленной логикой проведенного исследования. Оно носит форму синтеза накопленной в основной части научной информации. Этот синтез представляет последовательно, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении. Именно заключение содержит «выводное» знание, которое является новым по отношению к исходному знанию. Именно это и выносится на обсуждение при защите курсовой работы.

Заключение не должно подменяться механическим суммированием выводов в конце параграфов и глав. Оно должно содержать то новое, существенное, ради чего и производилась работа. Здесь, на основании полученных результатов, должны быть указаны не только предложения по усовершенствованию законодательства, но и научная новизна, теоретическая и практическая значимость.

В заключении даются выводы и предложения. Заключение должно отражать результаты практической значимости исследования, пути и дальнейшие перспективы работы над проблемой. В заключении дается краткий перечень наиболее значимых выводов и предложений (рекомендаций), содержатся обобщенные выводы и предложения по совершенствованию законодательства. Курсовая работа должна содержать не менее 2-х предложений по совершенствованию законодательства.

Заключение не освобождает студента от выводов в конце каждого параграфа.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

В научных работах по юриспруденции чаще всего применяют группировку источников по видам изданий. Список составляется по разделам в следующем порядке:

I. Законы и иные нормативные акты: Конституция Российской Федерации, Конституционные и Федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, постановления Конституционного Суда РФ, нормативные акты других федеральных органов государственного управления (министерств, комитетов, служб), нормативные акты субъектов Федерации (конституции, уставы, решения, постановления), акты органов местного самоуправления. Если при написании курсовой работы были использованы международные правовые акты, то они в списке должны быть записаны после Конституции РФ. Список исследованных законов и иных нормативных актов должен быть не менее 10 позиций.

II. Судебная и другая правоприменительная практика: руководящие постановления Пленума Верховного Суда РФ (РСФСР, СССР); опубликованные обзоры и обобщения практики Верховного Суда РФ; приговоры, решения, определения и постановления высших судебных органов страны; неопубликованная следственная, судебная, прокурорская, нотариальная и иная практика (архивные уголовные, гражданские и административные дела, отказные материалы и т.д.). Список судебной и правоприменительной практики не должен быть менее 6 позиций.

III. Учебники, учебные пособия, комментарии. Список учебников, учебных пособий, комментариев не должен быть менее 10 позиций.

IV. Монографии, лекции, статьи, диссертации и авторефераты диссертаций. Список монографий, лекций, статей, диссертаций и авторефератов не должен быть менее 10 позиций.

Внутри главных разделов этого списка применяются другие группировки. Например, нормативные акты, руководящие постановления Пленума Верховного Суда РФ, работы одного автора, архивные дела должны быть расположены в хронологическом порядке, а монографии, учебники, статьи и  тезисы – в алфавитном. Способ группировки источников зависит от вида работы, ее назначения, характера и количества документов.

Библиографический список (т.е. список всех использованных в работе источников) должен быть не менее не менее 30–35 позиций.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

По содержанию приложения могут быть разнообразными. Например: копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, производственные планы и протоколы, отдельные положения из инструкций и правил, ранее неопубликованные тексты, переписка и т.п. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, схемы, диаграммы и т.д.

В приложения не включаются общепринятые бланки документов.

Приложения оформляются как продолжение курсовой работы на последних ее страницах.

Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в курсовой работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста.

Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри»; оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки по форме:

Например: «Изменение площади сельскохозяйственных земель в г. Миасс за период с 2005 по 2015 гг. (см. Приложение 9) позволяет говорить о …».

 

Язык и стиль юридической речи

Особенностью языка научной речи является подчеркнутая логичность. Эта логичность должна проявляться на различных уровнях: всего текста, его частей и отдельных абзацев.                  Она характеризуется последовательным переходом от одной мысли к другой. В качестве средства связи между ними используются: вводные слова и предложения (как уже говорилось, как было отмечено и т.д.); местоимения, прилагательные и причастия (этот, такой, названные, указанные и др.); специальные функционально-синтаксические средства, указывающие на последовательность развития мысли (прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и др.), противительные отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее), причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, вследствие этого, кроме того), переход от одной мысли к другой (рассмотрим, рассмотрев, остановимся на..., перейдем к…, обратимся к…), итог, вывод (итак, таким образом, значит, подводя итог, как видим, в заключение отметим).

Научный юридический текст характеризуется точностью и однозначностью выражений, которые обусловлены спецификой языка права. Такой язык отличается краткостью, логичностью, точностью и стремлением к исключению многозначности толкования слов. Этому способствует использование специальных терминов. Под термином здесь понимается имеющее юридическое значение слово или словосочетание, выражающее сущность правового явления (например: преступление, наказание, уголовное право и т.д.).

Научный язык характеризуется стремлением к объективности изложения материала. Объективность изложения обусловлена спецификой научного познания, направленного на установление истины. Для подтверждения объективности в тексте делается ссылка на то, кем высказана та или иная мысль, в каком источнике содержится использованная информация. При этом в тексте используются вводные слова и словосочетания, указывающие на авторство (по мнению, по данным, по словам, по сообщению, по сведениям и др.). Позиция самого автора выражается в словах: по нашему мнению, нам представляется, мы придерживаемся точки зрения и др. Тем самым он отражает свое мнение как точку зрения группы ученых, относящихся к определенной научной школе или научному направлению. Поэтому употребление местоимения «мы» вместо «я» придает изложению некоторую объективность.

Однако, использование автором в тексте местоимения «мы» может произвести неблагоприятное впечатление на читателя.           В связи с этим в последние годы авторы стали излагать свое мнение от первого лица единственного числа (полагаю, по моему мнению) или от имени третьего лица (автор считает, по мнению автора, с точки зрения автора). Чтобы избежать употребление местоимения, предпочтительно писать неопределенно-личными предложениями (например: «При квалификации преступления устанавливают точное соответствие между признаками совершенного деяния и признаками состава преступления») либо предложениями со сострадательным залогом (например: «В курсовой работе предложен проект нормы об ответственности за мелкое хищение чужого имущества»).

Для объективности в тексте научного произведения личные пристрастия, эмоциональные моменты не отражаются.

В курсовой работе следует избегать канцеляризмов, штампов, избыточных словосочетаний (например: административное правонарушение, уголовное преступление, пинал ногами, месяц май, отложить дело слушанием, произведенным по уголовному делу, предварительным расследованием установлено и т.д.). Не украшают речь повторения, растянутые фразы с нагромождением придаточных предложений и вводных слов. Нужно писать понятно для других, без наукообразности и по возможности кратко. Краткости можно добиться, прибегая к общепринятым сокращениям слов и словосочетаний, замене часто употребляемых понятий аббревиатурами.

Сокращение слов

Сокращения слов юридического текста применяют с целью уменьшения его объема. В настоящее время используются следующие виды сокращений: 1) буквенные аббревиатуры; 2) сложносокращенные слова; 3) условные графические сокращения по начальным буквам и частям слова.

Буквенные аббревиатуры составляются из начальных букв каждого слова, входящего в название. Например, вместо слов «Гражданский кодекс Российской Федерации», «Министерство внутренних дел Российской Федерации» принято писать соответственно ГК РФ, МВД РФ. Такое сокращение записывается прописными буквами.

Сложносокращенные слова составляются из усеченных слов, например: райвоенкомат – районный военный комиссариат, профсоюз – профессиональный союз.

В юридических текстах обычно используются условные графические сокращения по начальным буквам и частям слов, в том числе при оформлении ссылок и библиографического списка.

Сокращению подлежат различные части речи.

При сокращении слов применяют усечение, стяжение или сочетание этих приемов. При усечении конечной части слова оставшаяся часть должна: позволять безошибочно восстанавливать полное слово; заканчиваться на согласный звук; при стяжении в конце нескольких разных согласных заканчиваться на последнем из них; при сочетании в конце двух одинаковых согласных заканчиваться на одном из них.

Вне зависимости от используемого приема при сокращении должно оставаться не менее двух букв:

Например:

– ст. – статья,

– см. – смотри.

Сокращение слов до одной начальной буквы допускается только для общепринятых сокращений и отдельных слов:

Например:

– г. – год (при цифрах),

– к. – копейка (при цифрах),

– р. – рубль (при цифрах),

– с. – страница (при цифрах и в примечании),

– т. – том (при цифрах и в примечании),

– ч. – часть,

– т.к. – так как,

– и др. – и другие,

– и т.д. – и так далее,

– в т.ч. – в том числе.

Следующий способ сокращения – пропуск нескольких букв в середине слова, вместо которых ставится дефис:

Например:

– ин-т – институт,

– д-р – доктор,

– з-д – завод,

– изд-во – издательство,

– м-во – министерство,

– р-н – район,

– ун-т – университет.

В текстах применяются следующие общепринятые сокращения слов:

– после перечисления, например: и др. (и другие), и пр. (и прочие), и т.д. (и так далее), и т.п. (и тому подобное);

– при географических названиях, например: г. Челябинск,
д. Сосновка, Челябинская обл., с. Долгодеревенское;

– при цифрах, например: ХХ век, 2009 год, 20.02.2009 г., 145 млн, 100 р., 7 тыс., 50 экз.;

– при внутритекстовых ссылках, например: гл. 2 (глава 2), п. 1 (пункт 1), подп. 2 (подпункт 2), рис. 3 (рисунок 3), с. 17 (страница 17), табл. 4 (таблица 4), ч. 1 (часть 1), т. 5 (том 5);

– при именах и фамилиях, например: г-жа (госпожа), г-н (господин), им. (имени), тов. (товарищ).

Не допускается сокращение слов «и другие», «и прочие», «и тому подобное» внутри предложения. Не сокращают слова «так называемый», «например».

В сложных словах, пишущихся слитно, сокращают первую либо последнюю часть слова или оставляют первые буквы слов, составляющих сложное слово, например: микрофиша – мфиша, диафильм – дф.

В сложных словах, пишущихся через дефис, сокращают каждую часть слова, например: профессионально-технический – проф.- техн.

Как правило, сокращение обозначается точкой.

Точка в сокращениях не ставится:

– если сокращение образовано выбрасыванием средней части слова и заменой ее дефисом, например: изд-во (издательство), р-н (район), хоз-во (хозяйство);

– в конце сокращений, образованных путем удаления гласных, например: млн, млрд;

– после сокращенных обозначений единиц физических величин, например: 5 г, 10 кг, 1 т, 20 мм, 50 см;

– в буквенных аббревиатурах.

ГОСТ разрешает применять сокращения им не предусмотренные или более краткие варианты сокращения слов, чем в данном стандарте, при наличии справочного аппарата, обеспечивающего их расшифровку. Это означает, что при первом использовании таких сокращений по тексту необходимо в круглых скобках объяснить их значение. Например: Собрание законодательства Российской Федерации (далее по тексту – СЗ РФ); Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации (далее по тексту – ПП ВС РФ).

 





Оформление курсовой работы

Курсовая работа должна быть подшита в папку.

Академический стиль изложения курсовой работы в современной научной литературе предлагает безличное описание, т.е. исключающие личные местоимения «я» и «мы».

Титульный лист курсовой работы должен содержать все выходные данные работы (см. приложение 1). За титульным листом следует задание для курсовых работ, потом аннотация и после этого оглавление, с обязательным указанием страниц, на которых начинается соответствующая глава, параграф.

Объем работы должен составлять от 25 до 30 листов машинописного текста.

Курсовая работа должна содержать не менее 2-х глав, в каждой главе не менее 2-х параграфов. Главы и параграфы должны быть соразмерны, параграф должен быть не менее 4 страниц.

Поля, шрифт

Текст работы размещается на одной стороне листов белой бумаги формата А4 (210 х 297 мм) с соблюдением следующих параметров полей на странице: верхнее и нижнее – 20 мм., левое – 25 мм; правое –15 мм.

Текст печатается в режиме полуторного межстрочного интервала (редактор Microsoft World), шрифтом Times New Roman, размер символа – 14. На странице должно быть 28–30 строк, в строке – 60–64 знака.

Текст должен быть отформатирован по ширине, перенос слов не допускается, буква «ё» пишется как «е».

 

Оглавление

Перечень введения, названия всех глав и параграфов работы, заключения, библиографического списка и, при наличии, приложений оформляется с заголовком «ОГЛАВЛЕНИЕ» (без кавычек) с указанием страниц, с которых они начинаются.

Номер страницы у первого заголовка, если на одной и той же странице последовательно расположено несколько заголовков разного уровня (например, название главы и название параграфа), между которыми нет текста, – не указывается.

Обратить внимание на то, что нумеруются только главы и параграфы. Перед словами «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК», «ПРИЛОЖЕНИЯ» –нумерация не ставится.

Образец оглавления смотри в приложении (Приложение 4).

Нумерация страниц

Нумерация страниц курсовой работы должна быть сквозной. Первой страницей считается титульный лист. Титульный лист не нумеруется. Нумерация начинается со второй страницы (т.е. с задания), которой, соответственно, присваивается номер 2. Номер страницы ставится арабскими цифрами и располагается в нижнем поле страницы в центре. Приложения на отдельных листах включаются в общую нумерацию страниц. Не допускается наличие пустых страниц в курсовой работе.

Разделы, заголовки

Текст курсовой работы разбивается на главы и параграфы. Главы курсовой работы начинаются с новой страницы. Допускается разделять параграфы на пункты и подпункты. Номера параграфов состоят из номера главы и порядкового номера параграфа с точкой между ними. Параграфы нумеруются арабскими цифрами с предшествующим значком параграфа (§). Количество страниц в параграфе должно быть не менее 4. Название глав набирается прописными буквами, параграфов – строчными.

Заголовки могут состоять из двух и более предложений, разделяемых точкой. Перенос слов в заголовке не допускается, предлоги и союзы в многострочном заголовке нельзя оставлять в предыдущей строке. В конце заголовка точка не ставится.                Не допускается разделение длинных заголовков на разные страницы, отделение заголовка от основного текста. После заголовка на странице должно размещаться не менее трех строк текста.

Необходимо соблюдать межстрочные пробелы, разделяющие название глав, параграфов и непосредственно текста параграфа. Между главой и параграфом должно быть 3 одинарных пробела, между параграфом и текстом – 2 пробела, от окончания текста до наименования параграфа – 3 пробела строки.

Правила оформления перечислений в основном тексте

Перечисления, встречающиеся в тексте, рекомендуется оформлять следующим образом. Если перечисления состоят из отдельных слов или словосочетаний, то они пишутся в строчку и оформляются с помощью нумерации арабскими цифрами или латинскими буквами и запятых. Например: В современной России можно выделить такие социальные слои: 1) верхний, 2) средний,
3) базовый, 4) нижний и 5) «социальное дно».

Если перечисления состоят из развернутых фраз со своими знаками препинания, то части перечисления чаще всего пишутся с новой строки и отделяются друг от друга точкой с запятой. Например: Социальная пенсия назначается:

а) детям-инвалидам; инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III, II и I степени, в т.ч. инвалидам с детства;

б) детям в возрасте до 18 лет, потерявшим одного или обоих родителей, а также детям умершей одинокой матери;

в) гражданам, достигшим возраста 65 лет (мужчинам) и 60 лет (женщинам).

Правила использования цитат

В курсовой работе часто возникает необходимость подтверждения собственных доводов ссылкой на авторитетный источник. С этой целью в работах следует приводить цитаты, которые также можно использовать и для критического разбора той или иной точки зрения.

Академический этикет требует точного воспроизведения цитируемого текста, для того чтобы не исказить смысл, который был вложен в него автором.

Общие требования к цитированию:

– текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания;

– цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения цитируемого текста и без искажений мысли автора. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается без искажения цитируемого текста и обозначается многоточием;

– каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого должно приводиться в соответствии с установленными требованиями;

– для значительной экономии текста допускается непрямое цитирование. При этом следует быть предельно точным в изложении мысли автора и давать соответствующие ссылки на источник. В этом случае, заключать цитируемый текст в кавычки не следует;

– цитирование должно использоваться в разумных пределах, поскольку как избыточное, так и недостаточное цитирование снижает общий уровень работы.

При оформлении цитат необходимо следовать правилам употребления знаков препинания в цитируемых текстах.

Оформление цитат подчиняется следующим правилам. Если цитата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста, она начинается с прописной (большой буквы). Если цитата включена на правах части в предложение авторского текста, она пишется со строчной (маленькой) буквы. Если в цитату вошла только часть предложения цитируемого источника, то либо после кавычки ставится многоточие и цитата начинается с маленькой буквы, либо цитата начинается с большой буквы и заканчивается многоточием. Например, Г. Спенсер считал явления общественной жизни «...следующими общим мировым законам, как и все другие естественные явления».

Цитата начинается со строчной буквы и тогда, когда она «органически входит в состав предложения», независимо от того, как она начиналась в источнике. Например, П.А. Сорокин писал, что «уникальные условия революции дают возможность проверить многие социологические положения».

Номер века пишется римскими цифрами (XVIII век).


Оформление библиографического списка

Библиографическое описание

Перечень использованных в работе источников является обязательной составной частью курсовой работы и показывает умение студента применять на практике знания, полученные при изучении соответствующих учебных дисциплин.

В список включаются, как правило, библиографические сведения об использованных при подготовке работы источниках.

Составление списка – длительный процесс, по сути дела,  начинающийся с момента определения темы работы. Необходимо сразу же начать вести личную библиографическую картотеку (удобнее – на отдельных карточках), выписывая из каталогов, карточек, библиографических пособий, списков в изданиях все источники, которые так или иначе могут иметь отношение к теме.
При ознакомлении с каждым источником библиографические данные проверяются и уточняются. Цитаты, фактические, статистические и иные сведения выписываются с точным указанием страницы.

Описание книг

Сведения для описания книг берутся с титульного листа.

Общее правило таково: если документ имеет от 1-го до 3-х авторов, документ описывается под первым индивидуальным автором, если 4-х и более авторов, а также, если автор не указан, документ описывается под заглавием. В случаях, когда необходимо подчеркнуть роль организации или учреждения, ответственных за составление документа, документ описывается под коллективным автором.

Под коллективным автором описываются многие государственные и правительственные документы, материалы конференций, семинаров, съездов, совещаний. Под заглавием описываются также сборники произведений разных авторов с общим заглавием, официальные материалы, нормативные документы, сборники законов и некоторые другие документы.

Примеры библиографического описания


Дата: 2019-04-23, просмотров: 198.