После выбора темы курсовой работы студенту необходимо ознакомиться с настоящими «Методическими рекомендациями по выполнению, оформлению и защите курсовых работ» и приступить к ее написанию. Подробно об алгоритме написания работы см. «НАПИСАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВЫХ РАБОТ».
Руководитель курсовой работы:
– ориентирует студента по теме курсовой работы, ее структуре и задачах;
– оказывает ему помощь в составлении календарного плана на весь период выполнения работы;
– рекомендует необходимую основную и дополнительную литературу (учебники, учебные пособия, монографии, статьи и т.д), нормативно-правовые акты, справочные материалы и другие источники по теме;
– проводит предусмотренные беседы со студентом и дает ему консультации;
– проверяет выполнение работы (по частям и в целом);
План курсовой работы представляет собой составленный в определенном порядке перечень глав и развернутый перечень вопросов (параграфов), которые должны быть освещены в каждой главе. Правильно построенный план работы служит организующим началом в работе студентов, помогает систематизировать материал, обеспечивает последовательность его изложения.
План курсовой работы студент составляет самостоятельно, с учетом замысла и индивидуального подхода. Первоначальный вариант плана работы, вносимые в него в ходе работы изменения и окончательный его вариант должен согласовываться с преподавателем. То есть, в процессе работы план может уточняться. Могут расширяться отдельные главы и параграфы, вводиться новые параграфы за счет собранного материала, представляющего интерес. Другие параграфы, наоборот, могут сокращаться либо опускаться. Однако при всем многообразии индивидуальных подходов к плану курсовых работ, традиционная структура работы содержит, как правило, 2 главы по 2–3 параграфа в каждой. В первой главе, носящей историко-теоретический характер, первый параграф раскрывает историю становления и развития избранной темы, а второй – освещает теоретические основы темы курсовой работы. Вторая глава должна быть посвящена исследованию проблемных вопросов, связанных с темой курсовой работы.
Хранение и ликвидация курсовых работ
Выполненные студентами курсовые работы хранятся два года в архиве деканата. По истечении указанного срока курсовые работы списываются по акту.
Лучшие курсовые работы, представляющие учебно-методическую ценность, могут быть использованы в качестве учебных пособий в кабинетах и лабораториях образовательного учреждения.
Изделия и продукты творческой деятельности по решению образовательного учреждения могут быть использованы в качестве учебных пособий, реализованы через выставки-продажи и т.п.
СБОР НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ
3.1. Основные источники научной информации
Под источником информации понимается документ, содержащий какие-либо сведения. К документам относят различного рода издания, являющиеся основными источниками научной информации. Издание – это документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, полученный печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения.
Источниками научной информации служат также неопубликованные документы: диссертации, отчеты о научно-исследовательских работах, научные переводы, обзорно-аналитические материалы. В отличие от изданий, эти документы не рассчитаны на широкое и многократное использование, находятся в виде рукописей либо тиражируются в небольшом количестве экземпляров.
Все документальные источники научной информации делятся на первичные и вторичные. Первичные документы содержат исходную информацию, непосредственные результаты научных исследований (монографии, сборники научных трудов, авторефераты диссертаций и т.д.), а вторичные документы являются результатом аналитической и логической переработки первичных документов (справочные, информационные, библиографические и другие).
Издания классифицируют по различным основаниям: по целевому назначению (официальное, научное, учебное, справочное и др.); степени аналитико-синтетической переработки информации (информационное, библиографическое, реферативное, обзорное); материальной конструкции (книжное, журнальное, листовое, газетное и т.д.); знаковой природе информации (текстовое, нотное, картографическое, изоиздание); объему (книга, брошюра, листовка); периодичности (непериодическое, сериальное, периодическое, продолжающееся); составу основного текста (моноиздание, сборник); структуре (серия, однотомное, многотомное, собрание сочинений, избранные сочинения).
3.2. Виды научных изданий
Научным считается издание, содержащее результаты теоретических и (или) экспериментальных исследований, а также научно подготовленные к публикации памятники культуры и исторические документы. Научные издания делятся
на следующие виды: монография, автореферат диссертации, препринт, сборник научных трудов, материалы научной конференции, тезисы докладов научной конференции, научно-популярное издание.
Монография – научное или научно-популярное книжное издание, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы и принадлежащее одному или нескольким авторам.
Автореферат диссертации – научное издание в виде брошюры, содержащее составленный автором реферат проведенного им исследования, представляемого на соискание ученой степени.
Препринт – научное издание, содержащее материалы предварительного характера, опубликованные до выхода в свет издания, в котором они могут быть помещены.
Сборник научных трудов – сборник, содержащий исследовательские материалы научных учреждений, учебных заведений или обществ.
Материалы научной конференции – научный непериодический сборник, содержащий итоги научной конференции (программы, доклады, рекомендации, решения).
Тезисы докладов (сообщений) научной конференции – научный непериодический сборник, содержащий опубликованные до начала конференции материалы предварительного характера (аннотации, рефераты докладов и (или) сообщений).
Научно-популярное издание – издание, содержащее сведения о теоретических и (или) экспериментальных исследованиях в области науки, культуры и техники, изложенные в форме, доступной читателю неспециалисту.
3.3. Виды учебных изданий
Учебное издание – это издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для преподавания и изучения, и рассчитанное на учащихся разного возраста и степени обучения. Виды учебных изданий: учебник, учебное пособие и др.
Учебник – учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания.
Учебное пособие – учебное издание, содержащее систематическое изложение раздела или части учебной дисциплины, официально утвержденное в качестве данного вида издания.
Учебно-методическое пособие – учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания учебной дисциплины (ее раздела, части).
3.4. Изучение литературы
Изучение литературы по выбранной теме нужно начинать с общих работ, чтобы получить представление об основных вопросах, к которым примыкает избранная тема, а затем уже вести поиск нового материала.
Изучение научной литературы – серьезная работа. Поэтому статью или книгу следует читать с карандашом в руках, делая выписки. Если имеется собственный экземпляр журнала или книги, то можно делать пометки на полях. Это существенно облегчает в дальнейшем поиск необходимых материалов.
Изучение научных публикаций желательно проводить поэтапно:
1) общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению;
2) беглый просмотр всего содержания;
3) чтение в порядке последовательности расположения материала;
4) выборочное чтение какой-либо части произведения;
5) выписка представляющих интерес материалов;
6) критическая оценка записанного, его редактирование и «чистовая» запись как фрагмент текста будущей курсовой работы.
Изучение проблемы целесообразно начинать с основных монографических трудов, переходя затем к частным исследованиям. Необходимо изучить все труды одного автора по данной проблеме или различных изданий одной и той же работы и указать на изменившуюся точку зрения.
При работе над литературой возможно конспектирование в тетради. Однако более удобными являются записи и выписки на отдельных листах и карточках, в которых необходимо указать работу и номер страницы и название вопроса, которому посвящена запись.
В процессе изучения литературы у студента возникают свои соображения, выводы, возражения против доводов того или иного автора, которые необходимо записывать либо на полях этой карточки, либо на отдельной карточке. По мере накопления их следует раскладывать по папкам или конвертам, в порядке рассмотрения материала согласно плану.
Кроме того, необходимую литературу можно подобрать, просмотрев последние номера юридических журналов, в которых печатается перечень статей, опубликованных в минувшем году в журнале.
Для написания курсовой работы необходимо исследовать
1) журналы: «Российская юстиция» (до 1992 года – «Советская юстиция»), «Законность» (до 1992 года – «Социалистическая законность»), «Государство и право», «Правоведение», «Хозяйство и право», «Конституционное и муниципальное право», «Философия права», «Собрание законодательства Российской Федерации», «Местное право», «Юридическое образование и наука», «Современное право», «Право и образование», «Правоведение», «Черные дыры» в Российском законодательстве», «Законодательство», «Российское право», «Домашний адвокат», «Государственная власть и местное самоуправление», «История государства и права», «Вестник Конституционного Суда Российской Федерации», «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации», «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации», «Муниципальное право», «Муниципальная служба», «Юрист», «Мировой судья», «Закон и право», «Федерализм»;
2) газеты: «Российская газета», «ЭЖ-Юрист», «Южно-Уральская панорама», «Миасский рабочий» и другие.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 209.