Из п. 2 ст. 11 Федерального закона № 426-ФЗ следует, что форма и порядок подачи декларации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку и реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в трудовой сфере. Он же обеспечивает формирование и ведение реестра таких деклараций. Внесенная в реестр декларация действительна в течение пяти лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (СОУТ).
Возникает такая проблема: работодатель может задекларировать соответствие условий труда на любом рабочем месте, если захочет. Это возможно при сотрудничестве с недобросовестными компаниями, готовыми за определенную сумму закрыть глаза на недостатки при проведении СОУТ. В законе № 426-ФЗ предусмотрены условия, при которых фиктивная декларация будет прекращена.
Иногда на уже задекларированных рабочих местах происходят несчастные случаи на производстве. Согласно п. 5-7 ст. 11 закона № 426-ФЗ в отношении такого рабочего места действие декларации прекращается и проводится внеплановая СОУТ.
Прекратить действие декларации может федеральный орган исполнительной власти, имеющий право на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства. О прекращении действия декларации сообщается за 10 календарных дней, о чем делается запись в реестре деклараций соответствия условий труда нормативным требованиям.
Почему это выгодно.
Декларирование соответствия условий труда выгодно работодателю.
Первый аспект – финансовый. Речь идет о страховых отчислениях в Пенсионный фонд РФ, размер которого определяется в зависимости от класса условий труда на занятом сотрудником рабочем месте (это записано в п. 2.1 ст. 33.2 Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном
страховании в Российской Федерации»). Работодатель обязан сам выплачивать компенсации (в размере как минимум 4 %) сотрудникам, работающим на местах, соответствующих классу условий труда 3.1 и выше. Помимо этого ра-
ботодатель должен предоставлять им дополнительные отпуска и сокращенный
рабочий день.
Работодателю целесообразнее модернизировать производство и рабочие места, чем обеспечивать своих сотрудников вышеперечисленными льготами.
Второй аспект – социальный. Практически каждый занятый на рабочем месте с вредными условиями труда готов продолжать работать в таких условиях постоянно, чтобы получать дополнительные выплаты и льготы. Важно, чтобы работодатель сумел грамотно расставить приоритеты для работников и разъяснить им, что в действительности будет для них выгодно и полезно.
Какие условия подлежат декларированию.
Декларированию подлежат в основном условия труда на рабочих местах офисных работников, а также занятых на рабочих местах первого (оптимального) и второго (допустимого) классов по условиям труда. Классы присваивают рабочим местам в результате проведения СОУТ.
Если разбираться подробнее, это не все рабочие места, подпадающие под декларирование. Дополнительно декларируют соответствие условий труда на рабочих местах, на которых факторы по условиям труда не превышают предельно допустимых уровней. Это определяется после исследования результатов СОУТ.
Стоимость проведения СОУТ
Перечислим основные факторы, которые влияют на стоимость специальной оценки условий труда (СОУТ).
Во-первых, это уровень сложности рабочего места, который, в свою очередь, зависит от количества зон замеров и количества измеряемых факторов (особенно химических и биологических). В отношении СОУТ зона замера и рабочее место – это не одно и то же.
Приведем пример. В обычном среднестатистическом офисе, как правило, рабочим местом сотрудника является рабочий стол со всеми необходимыми принадлежностями и предметами техники. В случае, если сотрудник во время рабочего процесса находится только там, это и будет зона замера. Однако если мы возьмем, скажем, завод по производству соков. Где сотрудник во время рабочего процесса обязан контролировать работу у разных станков в различных производственных помещениях, то его рабочее место будет состоять из нескольких рабочих зон, а следовательно, измерения будут проводиться в каждой такой зоне. Набор измеряемых факторов также не всегда одинаков.
Во-вторых, не стоит забывать о себестоимости услуги проведения СОУТ. Она зависит от уровня лабораторной базы организации, осуществляющей СОУТ, от квалификации инженеров и экспертов, от эффективности бизнес-процессов, а также от наличия внутренней системы контроля качества.
Уровень сложности рабочего места и себестоимость услуги проведения СОУТ – два основных фактора, формирующих стоимость СОУТ.
Вместе с тем в обязательном порядке следует учитывать следующие условия:
объем заказа – чем больше объем (в том числе смежные услуги), тем ниже цена. Это объясняется тем, что, например, выезд на объект, где нужно сделать замеры производственных факторов на одном – двух рабочих местах, требует зачастую не намного меньше трудозатрат и времени, чем для замеров на пяти – десяти рабочих местах. Таким образом, для организации, проводящей СОУТ, гораздо удобнее осуществить СОУТ сразу большого количества рабочих мест;
территориальную распределенность рабочих мест (РМ) – чем больше концентрация РМ, тем ниже цена. Для примера возьмем сеть магазинов и среднестатистический офис. Понятно, что сеть магазинов подразумевает высокую территориальную удаленность рабочих мест друг от друга, следовательно, на проведение СОУТ в такой компании понадобится затратить в разы больше времени и усилий, чем в офисе, где все рабочие места собраны на одной площади. Таким образом, стоимость проведения СОУТ при большой концентрации рабочих мест дешевле;
загрузку производственных мощностей – чем больше загрузка, тем выше цена. Если производство или, например, лаборатория организации, проводящей СОУТ мало загружены, то стоимость услуги по проведению СОУТ именно у этой организации снижается. При высокой загрузке, постоянной занятости и нехватке времени, конечно же, стоимость услуги возрастает;
конкурентную ситуацию на рынке – чем выше конкуренция среди
организаций, осуществляющих СОУТ, тем ниже цена;
уровень ответственности организации, проводящей СОУТ, в том числе финансовой. Чем выше уровень ответственности(от репутационных и финансовых рисков), тем выше цена. Организация, которая дает 100 %-ую гарантию качества предоставленных услуг, просит оплату выше, нежели непроверенные и ненадежные организации с низким уровнем ответственности.
По итогам проведения СОУТ в любой компании предусмотрены дополнительные страховые тарифы в Пенсионный фонд РФ. Они рассчитываются исходя из присвоенного класса условий труда на рабочем месте. Дополнительные страховые тарифы существовали до принятия Федерального закона от 18.12.13 № 426-ФЗ «О СОУТ», а теперь претерпели некоторые изменения.
Так, например, в рамках аттестации рабочих мест (АРМ) на основании Федерального закона № 212-ФЗ «О страховых взносах в ПФРФ, ФСС и ФОМС» порядок отчисления дополнительных страховых взносов в ПФР был таковым: по Списку № 1 (особо вредные и особо тяжелые условия труда) в 2013 г. – 4 %, в 2014 г. – 6 %, в 2015 г. и далее – 9 %; по Списку № 2 (вредные и тяжелые условия труда) и «малые списки» – соответственно – 2; 4; 6 %.
В связи с изменениями в области охраны труда, обусловленными принятием Федерального закона № 426-ФЗ, изменился и порядок отчисления дополнительных страховых взносов. В рамках СОУТ на основании Федерального закона № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» дополнительные тарифы зависят от класса условий труда, установленного для рабочего места по итогам проведения СОУТ: опасный (4) – 8 %; вредный: 3.4 – 7 %, 3.3 – 6 %, 3.2 – 4 %, 3.1 – 2 %.
Класс условий труда влияет и на различные льготы и компенсации, положенные сотрудникам (4 % доплаты к заработанной плате, дополнительный отпуск от семи календарных дней и сокращенная 36-часовая рабочая неделя). При АРМ такие льготы не представлялись только работникам, класс условий труда которых был «допустимым» и «оптимальным».
В рамках СОУТ порядок предоставления льгот и компенсаций изменился: теперь в отношении присвоенного класса условий труда «вредный 3.1» и «вредный 3.2» сотрудникам уже не положена сокращенная рабочая неделя; для класса 3.1 не предусмотрен теперь и дополнительный отпуск не менее семи календарных дней.
Есть возможность заменить дополнительный отпуск свыше семи календарных дней денежной компенсацией, а также увеличить рабочую неделю до 40 ч. Такого рода дополнения могут быть реализованы на предприятии только с письменного согласия сотрудника, например, в рамках коллективного договора.
Таким образом, благодаря изменениям работодатель существенно снижает свои затраты на льготы и компенсации даже при незначительных улучшениях условий труда. Для примера; при переводе рабочего места из класса 3.2 в 3.1 работодатель обязан будет компенсировать сотруднику, занятому на данном рабочем месте, только доплату в 4 %, тогда как ранее он был обязан
предоставить ему весь пакет льгот, в том числе дополнительный отпуск и сокращенную рабочую неделю.
Проводить СОУТ не только необходимо, но и выгодно для каждого работодателя – он освободит себя от штрафов за непроведение СОУТ при проверке государственными органами – ведь после такой проверки и уплаты штрафа работодатель все равно будет обязан провести СОУТ в течение месяца.
Руководитель получает также дополнительные компенсации и скидки [17]:
· до 20 % от страховых взносов, уплаченных в Фонд социального страхования РФ (ФСС России) за прошлый год страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
· до 40 % от базовой ставки к страховому тарифу ФСС России на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Работодатель, проведя СОУТ в своей компании в установленном порядке в установленные сроки, действует на основании закона и заботится о своих сотрудниках, получая при этом скидки и компенсации затрат на проведение СОУТ. В итоге в плюсе остается и сам работодатель, и его сотрудники, что немаловажно для формирования качественного рынка труда.
2.18. Методика снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятых на работами с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты
Общие положения
1. Настоящая методика устанавливает требования к процедурам оценки эффективности применяемых работниками, занятыми на работами с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011) (далее соответственно – СИЗ, технический регламент, оценка эффективности, и снижения класса (подкласса) условий труда при применении отдельных видов эффективных СИЗ.
2. Настоящая методика не применяется в отношении:
1) СИЗ работников, занятых на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к опасным условиям труда;
2) СИЗ работников, занятых на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к оптимальным или допустимым условиям труда;
3) СИЗ для защиты от общих производственных загрязнений;
4) СИЗ, подлежащих декларированию;
5) СИЗ, подлежащих сертификации и указанных в п. 5, 7, 12, 19-27, 32-37, 40-42 приложения № 4 к техническому регламенту.
3. Снижения класса (подкласса) условий труда при применении эффективных СИЗ осуществляется в ходе проведения в установленном порядке
специальной оценки условий труда путем последовательной реализации следующих процедур:
1) оценка соответствия наименования СИЗ и нормы их выдачи наименованиям СИЗ, предусмотренными типовыми нормами бесплатной выдачи работникам сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее – типовые нормы);
2) оценка наличия документов, подтверждающих соответствие СИЗ требованиям технического регламента;
3) оценка наличия эксплуатационной документации и маркировки СИЗ, соответствующих требованиям технического регламента, комплектности СИЗ;
4) оценки эффективности выбора СИЗ;
5) оценка эффективности применения СИЗ.
4. Реализация процедур, указанных в п. 3 настоящей методики, осуществля-
ется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда (далее – эксперт), в отношении каждого работника, занятого на рабочем месте (рабочих местах). На рабочих местах, признанных в ходе проведения специальной оценки условий труда аналогичными рабочими местами, реализация процедур, указанных в п. 3 настоящей методики осуществляется экспертом в отношении каждого работника, занятого на каждом аналогичном рабочем месте.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 203.