СОУТ  и  изменения  в  социальном  страховании
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В рамках реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ (далее – Стратегия) был принят Федеральный закон от 01.12.12 № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования».

В соответствии с этим законом начиная с 1 января 2013 г. установлен дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный Фонд России (ПФР) для работодателей (плательщиков), использующих труд наемных работников, чьи профессии предусмотрены Списками № 1 и № 2 (Списками производств, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденными постановлением Кабинета Министров СССР от26.0191 № 10) – 4 и 2 % соответственно. Законом предусмотрено ежегодное повышение тарифа: с 01.01.2014 г. – 6 и 4 %, а с 2015 г. и в последующие

годы – 9 и 6 %.

Вместе с тем предусмотрено, что плательщики страховых взносов освобождаются от уплаты страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам после получения результатов проведенной специальной оценки условий труда (СОУТ) в соответствии с Федеральным законом от 28.12.13 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона от 28.12.13 № 426 –ФЗ "О специальной оценке условий труда"».

В соответствии с Федеральным законом № 421-ФЗ устанавливаются дополнительные страховые тарифы в ПФР в зависимости от условий труда, установленных при проведении СОУТ. Если по ее результатам установлено, что условия труда соответствуют оптимальным или допустимым, работодатели освобождаются от уплаты дополнительных страховых тарифов.

Работникам. Занятым на таких рабочих местах, пенсия будет устанавливаться на общих основаниях. Таким образом, после проведения СОУТ

Списки утрачивают свое значение.

В закон внесены так называемые защитные механизмы для работников, чьи

должности (профессии) есть в Списках № 1 и № 2. Суть в том, что если до 1 января 2018 г. не будет проведена специальная оценка условий труда, то все льготы, предоставляемые на этом рабочем месте (должности), сохраняются.

Если по результатам СОУТ установили иной, – допустимый, нормальный или менее вредный класс условий труда, – то стаж работы до проведения и утверждения спецоценки засчитывается в льготный стаж, дающий право на досрочное на досрочное пенсионное обеспечение, и уже далее право работника- продолжать трудиться труда позволят ему претендовать на стаж для досрочной пенсии.

Федеральным законом от 28.12.13 № 410-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 07.05.98 "О негосударственных пенсионных фондах"» предусматривается создание системы негосударственного пенсионного обеспечения для работников, занятых на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 27 Федерального закона от 17.12.01и№ 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Иными словами, досрочное негосударственное пенсионное обеспечение предусматривается в отношении работников, занятых на рабочих местах, условия труда на которых по результатам СОУТ установлены (признаны) как вредные и (или) опасные.

Положения Федерального закона № 410-ФЗ вступают в силу с 1 января 2017 г. До этого времени за работниками сохраняется право на назначение и выплату досрочных трудовых пенсий в рамках обязательного пенсионного страхования.

В специальный страховой стаж, дающий право на назначение досрочных трудовых пенсий, будут включаться также периоды работы во вредных и (или)

опасных условиях труда, за которые с согласия работника работодатель уплачивал страховые взносы в рамках созданной у работодателя системы досрочного негосударственного обеспечения.

Рассматривая по существу эту новацию Стратегии, приходится констатировать, что она создана для улучшения финансового положения работодателей, которое достигается за счет работников.

Установленные размеры минимальных страховых тарифов в системе негосударственного пенсионного обеспечения составляют 2 и 4 % по Спискам № 2 и № 1 соответственно. Это обстоятельство дает работодателю основание переходить на негосударственное пенсионное обеспечение, так как законом предусмотрено освобождение работодателей от уплаты страховых взносов в ПФР в случае формирования работодателем соответствующих негосударственных пенсионных систем.

Из этого следует, что вместо улучшения условий труда (что позволило бы снижать классы, подклассы при оценке условий труда на рабочих местах) работодатели займутся созданием негосударственных пенсионных систем.

Еще одна новация Стратегии – установление возможности софинансирова-

ния работниками досрочного негосударственного обеспечения. Законодательно такое софинансирование может осуществляться на добровольных началах. Из этого следует, что работнику предлагается оплачивать свою досрочную пенсию, поскольку по действующей «пенсионной формуле» от этого зависит размер его будущей досрочной пенсии.

Парадоксально, но факт: при этом в любом случае размер его пенсии, установленной на общих основаниях, окажется значительно ниже размера пенсии работника, отработавшего полный стаж и сформировавшего свою пенсию на общих основаниях. В этом – ущемление прав работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Стратегией предусмотрено также участие государства в софинансировании страховых взносов в негосударственных пенсионных системах. Но каковы гарантии этого участия в случаях финансовых кризисов? Каков порядок индексации застрахованных сумм? Законодательно это не определено, что не может не вызывать беспокойства [10].

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 183.