Положения ст. 12 Федерального закона от 28.12.13 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» внесли значительные изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ). Некоторые из них носят формальный характер. Например, термин «аттестация рабочих мест по условиям труда» заменен термином «специальная оценка условий труда (СОУТ)»; из всех статей ТК РФ исключены термины «тяжелые работы», оставлены «работы с вредными и (или) опасными условиями труда». Другие изменения принципиальны, в частности, положения относительно предоставляемых работникам гарантий и компенсаций в связи с работой во вредных и (или) опасных условиях труда.
Согласно ч. 2 ст. 219 ТК РФ в связи с работой во вредных и (или) опасных условиях труда работникам предоставляются гарантии и компенсации – повышенная оплата труда, сокращенный рабочий день, дополнительный оплачиваемый отпуск.
В соответствии с новой редакцией ст. 92 ТК РФ для работников, условия труда, на рабочих местах которых по результатам специальной оценки отнесены к вредным условиям труда 3-й или 4-й степени (т.е. подкласс 3.3 или 3.4) или опасным (класс 4), продолжительность рабочей недели не должна превышать 36 ч. При этом на основании письменного согласия работника путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору, продолжительность рабочего времени при вредных условиях труда может быть увеличена до 40 часов в неделю с выплатой работнику денежной компенсации.
Дополнение к ст. 94 допускает увеличение максимальной
продолжительности ежедневной работы (смены) при 36-часовой рабочей неделе – до 12 ч, а при 30-часовой рабочей неделе – до 8 ч при условии соблюдения предельной еженедельной продолжительности рабочего времени.
В новой редакции ст. 117 указано, что ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда которых по результатам СОУТ отнесены к вредным 2-й, 3-й или 4-й степени (т.е. подклассы 3.2, 3.3 или 3.4) либо опасным (класс 4) условиям труда.
Минимальная продолжительность отпуска устанавливается 7 календарных
дней. При этом «... продолжительность дополнительного оплачиваемого
отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на
основании отраслевого (межотраслевого) соглашения или коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда».
В ст. 147 установлен минимальный размер повышения оплаты труда работникам при вредных и (или) опасных условиях труда, который составляет 4 % тарифной ставки (оклада) для работ с допустимыми условиями труда. Конкретный размер повышения оплаты труда таким работникам устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленным ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.
Таким образом, представительный орган работников вправе вносить предложения о дифференциации размеров предоставляемых гарантий и компенсаций за условия труда, отличающиеся от безопасных. Для этого обязательства их предоставления должны быть включены в условия коллективных договоров и соглашений.
Для обоснования конкретного размера повышения оплаты труда на рабочих местах, которые по результатам СОУТ отнесены к вредным или опасным условиям труда, удобно использовать единый индекс вреда, измеряемый сутками сокращения продолжительности полноценной жизни (СППЖ) за год и таблицу ущерба, наносимого здоровью работающих в условиях труда с различной степенью вредности (табл.) [11, 12].
Таблица 23. Величина ущерба, наносимого здоровью при работе в различных классах (подклассах) условий труда
Класс усло-вий труда | 2 | 3.1 | 3.2 | 3.3 | 3.4 |
Ущерб, сут-ки СППЖ/год | 0,2...2,9 | 3,0...25,0 | 25,1...50,0 | 50,0...75.0 | 75,1...150,0 |
Для определения численных значений ущерба, обусловленного конкретной концентрацией или энергетическим уровнем вредного фактора, присутствующего на рабочем месте, в работе [11] предложено использовать уравнение линейной регрессии:
yi = axi + b. (1)
где yi – ожидаемый ущерб в сутках потерянной жизни за один год; a –
коэффициент связи с размерностью вредного фактора; xi – значение превышения гигиенических нормативов ПДК или ПДУ, установленных для рабочей зоны (см. Приложения № 1 ... 20 к Методике [13]); b – безразмерный коэффициент.
В общем виде уравнение (1) решается системой уравнений:
. (2)
Здесь у1 и у2 – нижнее и верхнее значение ущерба при соответствующем классе условий труда по данным табл.; х1 и х2 – нижнее и верхнее значение превышения гигиенических нормативов при соответствующем классе условий труда (см. Приложения № 1 ... 20 к Методике [13]).
Для расчета дифференцированного размера компенсационных доплат в соответствии с фактическим классом (подклассом) условий труда применено уравнение линейной регрессии (1). При его решении граничными значениями величины ущерба yi являются данные табл., а параметры xi представляют собой размер доплат ∆Дi в % к тарифной ставке (окладу). Уравнения регрессии для расчета процента доплат работающим во вредных условиях труда (подклассы 3.1 ... 3.4) имеют вид [12]:
Для подкласса 3.1 ∆Д3.1 = 0,136 · у3.1 + 0,592 . (3)
Для подкласса 3.2 ∆Д 3..2= 0,160 · у3. 2 . (4)
Для подкласса 3.3 ∆Д 3..3 = 0,320 · у3..3 – 8 . (5)
Для подкласса 3.4 ∆Д3.4 = 0,107 · у3.4 + 8 . (6)
Исходя из всего вышеизложенного, предлагается следующая методика для обоснования конкретного размера повышения оплаты труда на рабочих местах, которые по результатам СОУТ отнесены к одному из подклассов вредных условий труда [14]:
1. Для подкласса 3.1 в соответствии со ст. 147 ТК РФ устанавливаем минимальный размер повышения оплаты труда работникам при вредных условиях труда, который составляет 4 % тарифной ставки (оклада) для работ с допустимыми условиями труда.
2. Для подклассов условий труда 3.2, 3.3 и 3.4 определяем индекс вреда в сутках СППЖ за год, используя уравнения регрессии (1) и (2). Необходимые для расчета нижнее и верхнее значения ущерба у1 и у2 при соответствующем подклассе условий труда даны выше в табл., а нижнее и верхнее значения превышения гигиенических нормативов х1 и х2 при соответствующем подклассе условий труда принимаются по таблицам Приложений № 1 ... 20 к Методике [13].
3. Для расчета процента компенсационных доплат работающим во вредных условиях труда (подклассы 3.2, 3.3, 3.4) используем уравнения регрессии (4), (5), (6).
Предлагаемый подход достаточно объективен с позиций оценки вредного влияния факторов производственной среды на здоровье человека и экономически справедлив, так как работающий в наихудших условиях получит наибольшую часть денежных компенсационных выплат за причиняемый ущерб.
В новой редакции ст. 117 ТК РФ указано, что ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда которых по результатам СОУТ отнесены к вредным 2-й, 3-й или 4-й степени (т.е. подклассы 3.2, 3.3 или 3.4) либо опасным (класс 4) условиям труда. Минимальная продолжительность отпуска устанавливается 7 календарных дней без какой-либо дифференциации в зависимости от степени вредности условий труда. При этом «... продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения или коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда».
Таким образом, представительный орган работников вправе вносить предложения о дифференциации размеров предоставляемых преференций за условия труда, отличающиеся от безопасных. Для этого обязательства их предоставления включают в условия коллективных договоров и соглашений [15].
Для обоснования продолжительности дополнительного оплачиваемого отпуска конкретных работников, условия труда которых по результатам СОУТ отнесены к определенным подклассам вредных условий труда, нами предложены уравнения линейной регрессии (1...2). При решении таких уравнений граничными значениями величины ущерба при соответствующем подклассе условий труда yi являются данные из приведенной выше таблицы 23, а параметры xi представляют собой продолжительности дополнительного оплачиваемого отпуска конкретных работников ∆Т i, дни. Уравнения регрессии для расчета продолжительности дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, работающим во вредных условиях труда (подклассы 3.3 – 3.4), имеют вид [16]:
Для подкласса 3.3 ∆Т3..3 = 0,28 · у3..3 . (1)
Для подкласса 3.4 ∆ Т3.4 = 0,093 · у3.4 + 14 . (2)
Исходя из всего вышеизложенного, предлагается следующая методика для обоснования продолжительности дополнительного оплачиваемого отпуска конкретных работников, рабочие места которых по результатам СОУТ отнесены к одному из подклассов вредных условий труда:
1. Для подкласса 3.2 в соответствии со ст. 117 ТК РФ устанавливаем минимальную продолжительность отпуска – 7 календарных дней.
2. Для подклассов условий труда 3.3 и 3.4 определяем индекс вреда в сутках СППЖ за год по методике, изложенной в работе [4].
3. Для расчета продолжительности дополнительного оплачиваемого отпуска конкретных работников, условия труда которых по результатам СОУТ отнесены к подклассам вредных условий труда 3.3 и 3.4 используем уравнения регрессии (1) и (2).
Предлагаемый подход достаточно объективен с позиций оценки вредного влияния факторов производственной среды на здоровье человека и экономически справедлив, так как работающий в наихудших условиях получит наибольшую продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска.
Экспертиза качества СОУТ
С целью ревизии итогов специальной оценки в ст. 24 Федерального закона № 426-ФЗ установлен порядок экспертизы качества специальной оценки условий труда.
Вместе с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» в соответствующие законы внесены нормы, предусматривающую административную и уголовную ответственность должностных лиц, нарушающих установленные процедуры проведения СОУТ работников.
В Федеральном законе № 426-ФЗ предусмотрен ряд процедур, регулирующих подготовку и аттестацию специалистов, которые будут заниматься специальной оценкой.
Повторная специальная оценка условий труда по заявлению работника либо профсоюза или органа, уполномоченного работниками, должна проводиться в случае, если государственная инспекция труда найдет основания к тому, что специальная оценка была проведена необъективно. В таких случаях повторное обследование конкретных рабочих мест будет осуществлено за счет государства.
Страхование ошибок организации, осуществляющей проведение СОУТ, будет для работодателя не обязательным, а добровольным.
Как будет проводиться экспертиза качества специальной оценки? Роструд – это контролирующий орган. На него возложены обязанности по контролю качества СОУТ и порядка рассмотрения разногласий при проведении экспертизы.
Государственные инспекции труда не должны иметь лабораторий. При экспертизе качества СОУТ инспекции должны дать ответ, есть ли основание сомневаться в результатах специальной оценки. Они заказывают экспертизу – приглашают экспертов из других лабораторий; проверка проводится за счет бюджетных средств. Это делается не силами государственных инспекций труда, - у них для этого нет ресурсов. Это не норма закона, это должно четко регулироваться подзаконными нормативными правовыми актами.
Надо иметь в виду и то, что государственная инспекция труда – не последняя инстанция. Если вопрос не будет решен, работник или профсоюзная организация вправе обратиться в суд. Даже если «авторитеты» Роструда скажут, что все нормально, суд может принять другое решение.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 203.