специальной оценки условий труда....................................................................80
Подготовка к проведению сертификации работ по охране
труда в организациях ............................................................................................87
Планирование и финансирование мероприятий
по охране труда.........................................................................................88
2.10. Изменения в методике СОУТ.........................................................89
2.11. СОУТ и производственный контроль...........................................99
2.12. СОУТ и изменения в социальном страховании....................................103
2.13. Влияние результатов СОУТ на гарантии и компенсации работающим во вредных и (или) опасных условиях труда..........................107
2.14. Экспертиза качества СОУТ......................................................................111
Особенности СОУТ в организациях, осуществляющих отдельные
Виды деятельности, в отношении которых СОУТ проводится
с учетом особенностей..........................................................................................112
2.16. Декларирование соответствия условий труда.......................................115
2.17. Стоимость проведения СОУТ...................................................................117
2.18. Методика снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятых на работами с вредными
условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты...........120
2.18.1. Общие положения.....................................................................................120
Оценка соответствия наименования СИЗ и нормы их выдачи наименованиям СИЗ и нормам их выдачи, предусмотренных
типовыми нормами..............................................................................................121
Оценка наличия документов, подтверждающих соответствие
СИЗ требованиям технического регламента..................................................121
Оценка наличия эксплуатационной документации и
маркировки СИЗ, соответствующих требованиям технического регламента, комплектности СИЗ......................................................................122
2.18.5. Оценка эффективности выбора СИЗ...................................................122
2.18.6. Оценка эффективности применения СИЗ...........................................125
2.18.7. Комплексная оценка эффективности СИЗ..........................................127
2.18.8. Оформление результатов оценки эффективности СИЗ...................128
2.18.9. Снижение класса (подкласса) условий труда при
Применении работниками, занятыми на рабочих местах
с вредными условиями труда, эффективных СИЗ.........................................129
Рекомендуемый Методикой образец анкеты для
определения удобства применения средств индивидуальной
защиты органов дыхания фильтрующего типа....... ......................................131
2.19. Подготовка экспертов СОУТ... .................................................................132
2.19.1. Специалист или эксперт по охране труда. В чем разница?..............132
2.19.2. Области компетенции эксперта, требования к их знаниям
и умениям................................................................................................................135
2.20. Спецоценка и ответственность..................................................................140
ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА
И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР...............................................................143
Человеческий фактор в обеспечении безопасности
в системе «человек – машина»............................................................................143
3.2. Обучение операторов технических систем по безопасности жизнедеятельности и профессиональный отбор.......................................................153
3.3. Выводы из опыта применения компьютерных программ при оформлении результатов аттестации рабочих мест.......................................165
Экономический эффект мероприятий по улучшению условий
и охраны труда ……………………......................................................................169
ВВЕДЕНИЕ
С 1 января 2014 г. вступили в силу два Федеральных закона от 28.12.13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» [1] и № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» [2]. Они вводят такое понятие трудового права, как специальная оценка условий труда (СОУТ). Данная процедура пришла на смену аттестации рабочих мест по условиям труда (АРМ).
Как сказано в Федеральном законе № 426-ФЗ, «...специальная оценка условий труда – это комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных производственной среды и трудового процесса и оценки уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников».
Министр труда и социальной защиты России М. А. Топилин подчеркнул, что «введя процедуру специальной оценки условий труда, мы создали именно экономический механизм, который стимулирует всех работать на одно дело, для того, чтобы сохранять здоровье наших работников и делать это экономически выгодным». Он напомнил, что число несчастных случаев на производстве со смертельным исходом снизилось в РФ на 20 %: с 2757 случаев в 2013 г. до 2223 в 2024-м. А если брать более долгий срок, то с начала 2000-х травматизм снизился почти в три раза [3].
Самыми травмоопасными отраслями остаются строительство, обрабатывающее производство, сельское и лесное хозяйства и транспорт. Так, в 2014 году в строительстве погибло 24 % от общего числа пострадавших на производстве со смертельным исходом, в обрабатывающих производствах – 18 %, в сельском и лесном хозяйствах – 11 %, на транспорте – 10 %, в добыче полезных ископаемых – 8 %.
Также министр обратил внимание на то, что в ближайшее время необходимо пересмотреть систему выявления профессиональных заболеваний. По его мнению, это нужно для того, чтобы работодатели несли справедливую финансовую ответственность за ущерб, причиненный работникам.
– Согласно последним данным, – сказал он, – в России ежегодно регистрируется всего лишь около 7 тыс. профзаболеваний. Это означает, что система их выявления отсутствует, а механизмы выявления профпатологии и связи между заболеванием и его причиной не работают. В результате государство тратит огромные деньги, назначая различные выплаты, если граждане получают инвалидность, а работодатель при этом не несет ответственности за то, что нанес вред здоровью своего работника. Здесь есть
очень серьезный резерв как с точки зрения сохранения здоровья, так и с точки
зрения восстановления справедливости.
Вместе с тем в РФ проводится большая работа по охране труда, и все действия интегрируются с политикой, проводимой авторитетными организациями (Международная организация труда (МОТ), Международная ассоциация социального обеспечения (МАСО), Совет по глобальной повестке дня по вопросам устойчивого развития систем социального обеспечения Всемирного экономического Форума в Давосе, Департамент по Европейской социальной хартии и Европейскому кодексу социального обеспечения Генерального директората по правам человека и юридическим вопросам Совета Европы) на международном уровне. В российское законодательство в сфере охраны труда включены лучшие международные практики. Применение международных норм позволяет не только адаптировать правовые отношения к новым социально экономическим условиям, но и создать прочный правовой фундамент для дальнейшего развития российского законодательства в области охраны труда.
В частности, во исполнение Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» Минтруд России подготовил Методику проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форму отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкцию по ее заполнению. Указанные документы были утверждены приказом Минтруда России от 24.01.14 № 33н, который получил госрегистрацию в Минюсте России (21.03.14, № 31 689) и стал обязательным для применения нормативным правовым актом [4].
Тексты утвержденных документов имеют сходство с уходящими в прошлое «Порядком проведения рабочих мест по условиям труда» (Приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.11 № 342-н) и «Руководством по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» (Руководство Р 2.2.2006-05 от 29.07.05).
В Минтруде России сохранили преемственность документов, оставив без изменений основные принципиальные моменты, к которым привыкли специалисты за время правоприменения отменяемых актов. У рассматриваемых документов больше сходства, чем различий: та же классификация условий труда, те же принципы и подходы к оценке производственных факторов, схожие формы отчетных документов. Тем не менее, есть различия, которые носят существенный характер.
Новая Методика компактнее прежнего Руководства 2.2.2006-05 и, что важнее избавляет от обращения ко многим ведомственным регламентирующим документам (ГОСТы, СанПиНы, СН, СНиПы, МУКи, МУ и т.д.), поскольку включает в себя (в виде приложений) закрытый перечень нормативных и предельно допустимых значений исследуемых (испытуемых) производственных факторов со ссылками на государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, зарегистрированные Минюстом России.
Руководство 2.2.2006-05 давно подвергалось критике за отсутствие статуса нормативно-правового акта, избыточный набор исследуемых факторов, завышенные уровни их допустимых значений в сравнении со странами ЕС и ОЭСР, наличие субъективной оценки целого ряда факторов. Тем не менее, до введения новой Методики это Руководство оставалось единственным систематизированным сборником гигиенических нормативов условий труда. Это Руководство более восьми лет по сути являлось настольной книгой специалистов по аттестации.
Такой же настольной книгой для экспертов и специалистов по аттестации был Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Однако, новая процедура оценки условий труда, предусмотренная в Федеральном законе «О СОУТ» и в утвержденной Методике, при многих сходствах по ряду моментов содержатся существенные отличия.
Вместе с Методикой утвержден Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, чего ранее не было.
Предлагаемый Минтрудом России Порядок проведения идентификации привязан к конкретной ситуации вокруг рабочих мест у конкретного работодателя, вплоть до опроса самих работников и их руководителей. Кроме того, Классификатор содержит компактный перечень того, что надо идентифицировать, и уточняющие ссылки, указывающие на то, что идентифицировать не требуется.
Так, в частности, параметры микроклимата идентифицируются только там, где технологическое оборудование является искусственным источником тепла и (или) холода, за исключением кондиционеров. Пыль, которая, как известно, есть практически везде, кроме стерильных камер, исследуют там, где осуществляются добыча, обогащение, производство и использование в технологическом процессе пылящих веществ. Неионизирующие излучения (электромагнитные, электростатические поля и пр.) не измеряют на «офисных» рабочих местах и т.д.
Другими словами, новая Методика имеет ярко выраженный «промышленно-производственно ориентированный» характер, т.е. исключает спецоценку условий труда на рабочих местах так называемых офисников. Методика допускает проведение измерений в административных зданиях и прочих «офисных» учреждениях, так как в приложении 16 есть ссылка на то, что нормативное значение освещенной поверхности устанавливается в соответствии с СанПин 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных и зданий» (введены в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.04.03 № 34, зарегистрированы Минюстом России 23.04.03 № 4443).
Теперь, когда с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» внесены соответствующие изменения в Трудовой кодекс РФ, определяющие понятие «система управления охраной труда», уточняющие понятие «управление профессиональными рисками» и обязывающие работодателя создавать систему управления охраной труда, исключение из процесса лабораторных исследований благополучных рабочих мест с последующим декларированием выглядит вполне уместным и своевременным.
При измерении световой среды исключен коэффициент пульсации освещенности Кп.
Исключена оценка травмоопасности. Это одно из слабых мест новой Методики. Ранее при оценке травмоопасности для целей аттестации специалист аттестующей организации вместе с представителями комиссии работодателя выявляли нарушения в эксплуатации оборудования, приспособлений и инструментов; проверяли соответствие процесса работы установленным требованиям безопасности, применение технической документации и инструкций по эксплуатации. При оценке травмоопасности проверялось соответствие подготовки работников по вопросам охраны труда установленным требованиям (прошли ли работники обучение охране труда с последующей проверкой знаний требований охраны труда, проведены ли инструктажи, в порядке ли журналы регистрации инструктажей и т.д.).
В этой части прежняя аттестация несла в себе сильную профилактическую составляющую: в ходе оценки травмоопасности работодатели и их представители выявляли те риски, которые долгое время оставались ими незамеченными. Аттестация показывала то, на что они ранее – во многом в силу привычки – не обращали внимания (как это, к сожалению, бывает на подавляющем большинстве производственных объектов по всей стране).
Правда, добавилась форма протокола оценки эффективности средств индивидуальной защиты на рабочем месте. В прежних протоколах обеспеченности работников СИЗ на рабочем месте (приказ № 342н) была строка «Эффективность использования СИЗ», но на практике оценка эффективности СИЗ для целей аттестации не проводилась.
Вновь введенная Методика оценки эффективности средств индивидуальной защиты содержит указания, как снизить класс (подкласс) условий труда. Это будет хорошим стимулом для приобретения работодателями действительно эффективных СИЗ.
Новая Методика устанавливает единый предельно допустимый уровень (ПДУ) шума 80 дБА – в отличие от нескольких ранее действующих ПДУ, которые были предметом острых дискуссий. То, что вместо нескольких ПДУ остался один – безусловно позитивный шаг.
Перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда также претерпел изменения и, возможно, не в лучшую сторону (ранее, в редакции приказа № 342н, был План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда). Исчезли подразделы «Источник финансирования» и
«Ответственный за выполнение мероприятия».
Работодателям, которые зависят от вышестоящих организаций, и специалистам по охране труда теперь придется потрудиться, чтобы
предусмотреть в бюджетах финансирование расходов на улучшение условий труда согласно новым Перечням рекомендуемых мероприятий.
Нельзя забывать, что после проведения специальной оценки условий труда работодатель в конечном итоге должен выстроить систему управления профессиональными рисками, которая в свою очередь, должна стать основой для создания и функционирования современной системы управления охраной труда (см. ст. 212 ТК РФ в новой редакции) [5].
Дата: 2019-04-23, просмотров: 207.