С 1 января 2014 г. на смену аттестациирабочих мест (АРМ) пришла специальная оценка условий труда (СОУТ). Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» установил процедуры по проведению СОУТ: это рабочие места, их идентификация, экспертиза, оценка; тарифы в Пенсионный фонд России (ПФР) с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочих местах для предоставления гарантий и компенсаций работникам; улучшение условий труда (инструктаж, медосмотр, оценка профессиональных рисков, безопасные технологии и применение средств индивидуальной и коллективной защиты, контроль с функцией противодействия травматизму, контроль за состоянием условий труда на рабочих местах с безусловным расследованием несчастных случаев и профессиональных заболеванием); предоставление работникам гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда; информация работникам об условиях труда на рабочих местах и перечне профессий с опасными и вредными условиями труда, по которым начисляются досрочные пенсии, и т.д.
В соответствии со ст. 9 закона № 426-ФЗ работодатель формирует комиссию, которую он (его представитель) возглавляет. Комиссия работает по графику проведения СОУТ. До начала выполнения работ она утверждает перечень рабочих мест, где будет проводиться СОУТ, с указанием аналогичных рабочих мест (п. 5, ст. 9), где воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, предусмотренные списками соответствующих работ, с учетом которых досрочно назначаются трудовые пенсии по старости. Именно рабочие места с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 эксперт проводит идентификацию потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов – сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов.
Процедура идентификации установлена методикой проведения СОУТ, предусмотренной ч. 3 ст. 8. Результаты утверждаются комиссией (ч. 2 ст. 10). Если вредные и (или) опасные производственные факторы идентифицированы, комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений выявленных вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. 1 ст. 12).
Для полноты обоснования возможности платить (не платить) досрочную пенсию мало отразить вредные и (или) опасные производственные факторы производственной среды и трудового процесса, подлежащие исследованию (испытанию) и измерению при проведении СОУТ (ст. 13). В виде предложений указываются многие другие факторы [6]. Например, предлагается дополнить декларацию СОУТ картой СОУТ.
Мероприятия (действия) направленные на безопасное выполнение работ:
устранение (снижение воздействия) вредных и (или) опасных производственных факторов; проведение медицинских осмотров (обследований) работников; использование средств индивидуальной и коллективной защиты; обучение работников охране труда; ознакомление с профессиональными рисками; информирование работников о состоянии условий и охраны труда; проведение в установленные сроки испытаний оборудования и средств защиты.
На основании результатов выполнения указанных мероприятий рабочее место относится к определенному классу (подклассу) условий труда (ч.1 ст. 14): оптимальному, допустимому, вредному или опасному, как определяющему результат идентификации известных производственных факторов.
Для рабочих мест, на которых не идентифицированы вредные и (или) опасные производственные факторы (признаются комиссией допустимыми), работодателем подается в территориальный орган федерального уровня исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (ст. 11).
Система управления охраной труда (СУОТ) включает: организационную структуру; деятельность по планированию; финансирование; распределение ответственности; процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, достижения целей, анализа эффективности политики и мероприятий по охране труда в организации; контролирующие и корректирующие действия; анализ со стороны руководства.
Закон № 426-ФЗ не устанавливает каких-либо специальных требований в отношении участия профсоюза в проведении СОУТ. Тем не менее, первичной профсоюзной организации (ее представителям) в составе комиссии по СОУТ целесообразно провести подготовительную работу до начала проведения СОУТ. Прежде всего, проанализировать результаты предыдущей АРМ (если она проводилась), происшедшие на рабочих местах несчастные случаи, выявленные у работников профзаболевания, возникшие в связи с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов. Во многих случаях эта информация учитывается и оказывает влияние на процедуру СОУТ.
Кроме того, необходимо проанализировать мероприятия по улучшению условий труда, проведенные работодателем за период после предыдущей АРМ, в результате которых на рабочих местах могли снизиться уровни вредных и (или) опасных производственных факторов. Выслушать мнение работников,
занятых на таких рабочих местах, о результатах этих мероприятий и наличии
(отсутствии) улучшений.
Роль профсоюзов при проведении СОУТ должна заключаться в следующем: участие в СОУТ; идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов опротестование (обжалование) результатов СОУТ в Роструде или суде; инициация проведения внеплановой СОУТ; корректировка уровня предоставляемых работнику гарантий и компенсаций в связи с вредными и (или) опасными условиями труда в ходе коллективных переговоров.
В ряде случаев выявление вредных факторов может осуществляться профсоюзным инспектором труда (если это определено в коллективном договоре). Предлагается проведение СОУТ в организации начать с оформления:
- декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
- карты СОУТ;
- приказа по проведению СОУТ;
- памятки работникам о проведении СОУТ;
- плана-графика проведения СОУТ;
- сведений, документов и информации, характеризующих условия труда на рабочих местах, для составления отчета о проведении СОУТ;
- формы отчета о проведении СОУТ.
Идентификация – начальный, наиболее важный этап проведения специальной оценки. Идентификацию потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляет эксперт организации, проводящей СОУТ. Это значит, что ответственность за полноту и качество идентификации факторов несет эксперт, который должен иметь достаточный опыт и квалификацию для выполнения этой работы.
В федеральном законе № 426-ФЗ предусмотрен ряд процедур, способствующих повышению качества работы экспертов. Так, к трудовой дея-
тельности в качестве эксперта организации, проводящей СОУТ, допускаются лица, прошедшие аттестацию на право выполнения работ по СОУТ и имеющие соответствующий сертификат эксперта.
В свою очередь, проведение аттестации на право выполнения работ по СОУТ, выдача по ее результатам сертификата эксперта и ее аннулирование осуществляются федеральным органом исполнительной власти, на который вложены функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, в порядке, установленном Правительством РФ.
Кроме того, к лицам, претендующим на получение сертификата эксперта, предъявляются определенные требования: наличие высшего образования; дополнительного профессионального образования, содержание дополни-тельной профессиональной программы которого предусматривает изучение вопросов оценки условий труда в объеме не менее 72 ч; наличие опыта практи-
ческой работы в области оценки условий труда, в том числе в области АРМ, не
менее трех лет.
Совершенно новым является требование, способствующее повышению
качества оценки, – наличие в штате организаций, проводящих СОУТ, эксперта с высшим образованием по одной из следующих специальностей: врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям.
Предполагается, что эксперт имеет познания в различных отраслях. Тем не менее, опыт проведения, как АРМ, так и государственной экспертизы условий труда показывает, что наилучшие результаты в оценке условий труда достигаются тогда, когда существует специализация экспертов по отраслям экономики. К примеру, условия труда работников здравоохранения существенно отличаются от условий труда работников машиностроительного комплекса, и эксперт в той или иной конкретной области может более качественно выполнять свою работу, нежели эксперт-универсал.
Повышению качества работы экспертов послужит и предусмотренная Кодексом РФ об административных правонарушениях ответственность. Так, нарушение проведения СОУТ в установленном порядке влечет наложение административного штрафа в размере от 20 тыс. до 30 тыс. руб. За совершение повторного нарушения увеличивается размер штрафа (от 40 тыс. до 50 тыс. руб.) или предусмотрена дисквалификация на срок от одного года до трех лет.
На сегодняшний день в Федеральном законе № 426-ФЗ определены такие рабочие места, на которых все необходимые измерения проводятся без идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов.
К ним относятся:
1) рабочие места работников, чьи профессии, должности, специальности включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
2) рабочие места, в связи с работой на которых работникам предоставляются
гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами;
3) рабочие места, на которых по результатам ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
В соответствии с Трудовым кодексом РФ гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда устанавливаются по результатам ранее проведенной АРМ или СОУТ, а также, если были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
По итогам идентификации возможны два варианта развития событий.
Первый вариант – работодатель подает в Государственную инспекцию труда по месту своего нахождения декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены.
Второй вариант – все вредные и (или) опасные производственные факторы, которые идентифицированы в порядке, установленном Федеральным законом № 426-ФЗ, подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям. Таким образом, в случае идентификации, предположим, фактора шума на рабочем месте СОУТ будет сведена к измерению одного фактора.
Новым в Федеральном законе № 426-ФЗ является возможность применить результаты исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, проведенных аккредитованной в установленном законодательством РФ порядке испытательной лабораторией (центром) при осуществлении на рабочих местах производственного контроля за условиями труда, но не ранее чем за шесть месяцев до проведения СОУТ.
Решение о возможности использовать указанные результаты при проведении СОУТ принимается комиссией по представлению эксперта организации, проводящей СОУТ.
Процедура исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов во многом аналогична процедуре гигиенической оценке условий труда, проводимой при АРМ, - изменен лишь перечень факторов, подлежащих оценке.
Существенное отличие СОУТ от АРМ – отсутствие оценки травмоопасности рабочих мест. Это вызывает некоторую озабоченность, поскольку итоги аттестации позволяли не только улучшить условия труда в части гигиены, но и
привести оборудование, приспособления, инструменты в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, а также оценить качество обучения и инструктажа работников. СОУТ такой возможности не дает.
Оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты преобразована в оценку эффективности таких средств. В случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию, комиссией на основе заключения эксперта организации, проводящей СОУТ, класс (подкласс) условий труда может быть снижен на одну ступень. Данный вид оценки способствует обеспечению работников эффективными и качественными средствами индивидуальной защиты в соответствии с установленной номенклатурой СИЗ.
Процедура проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда закреплена за органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в рамках государственной экспертизы охраны труда, предусмотренной Трудовым кодексом РФ.
Благодаря Федеральному закону № 426-ФЗ процедура СОУТ во многом
устранит недостатки, присущие АРМ. Реализация этой процедуры будет
способствовать снижению финансовой нагрузки на работодателя.
Сегодня действует ряд нормативных правовых актов, утвердивших следующие списки производств, работ, профессий, досрочных пенсий и т.п.,:
- по вредным производствам и профессиям (7690 видов, более 10 тыс. профессий) – постановление Госкомитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам и Президиума ВЦСПС от 25.10.74 № 298/П-22 «Об утверждении списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день»;
- по спискам лечебно-профилактического питания (перечень производств и профессий из 3222 наименований) – приказ Минздравсоцразвития России от 16.02.09 № 46н «Об утверждении Перечня производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, рационов лечебно-профилактического питания, норм бесплатной выдачи витаминных препаратов и Правил выдачи лечебно-профилактического питания»;
- по досрочному назначению трудовых пенсий (более 2200 профессий) – постановление Кабинета Министров СССР от 26.01.91 № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (с изменениями дополнениями от 23.07, 09.08, 02.10.91).
Этим постановлением были утверждены:
· Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях;
· Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость на которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.
Действует также ряд других отраслевых списков, дающих право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет.
Общее количество наименований производств, работ, профессий с вредными условиями труда – несколько десятков тысяч, общее количество рабочих мест трудно установить. До 90 % таких рабочих мест заняты рабочими, а остальные – инженерно-техническим персоналом (мастерами, инженерами).
Дата: 2019-04-23, просмотров: 216.