Как и любая социальная система, система предупреждения преступлений включает объекты и субъекты воздействия, применяемые ими при этом меры, а также механизм их реализации, предполагающий правовое, научное, информационно-аналитическое, организационно-методическое, материально-техническое, финансовое, кадровое обеспечение.
Наиболее важным элементом этой системы являются следующие объекты предупреждения преступлений:
1) причины преступлений и условия, способствующие их совершению;
2) негативные явления и процессы, способствующие совершению преступлений;
3) лица с устойчивым противоправным поведением;
4) юридические и физические лица, в отношении которых в соответствии с законодательством осуществляется контроль за соблюдением установленных правил, нормативов, стандартов;
5) лица, в отношении которых осуществляется контроль за соблюдением установленных в соответствии с законодательством ограничений;
6) лица, замышляющие совершение преступления, осуществляющие приготовление к нему и покушение на преступление;
7) лица, привлекаемые к ответственности за совершение преступлений;
8) лица с виктимным поведением.
Субъектами предупреждения преступлений являются органы государственной власти и органы местного самоуправления, ведомства, должностные лица, общественные организации и граждане, целенаправленно осуществляющие на различных уровнях и в различных масштабах руководство, планирование мероприятий по предупреждению преступлений, их непосредственную реализацию, обеспечение этой реализации; имеющие в этой сфере определенные права и обязанности и несущие ответственность за достижение возложенных задач.
К субъектам государственной системы предупреждения преступлений относятся:
федеральные органы законодательной власти, законодательные (представительные) органы власти субъектов Федерации, осуществляющие функции правового регулирования отношений, возникающих в сфере предупреждения преступлений;
федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации, организующие работу подчиненных органов по исполнению законодательства, регулирующего вопросы предупреждения преступлений;
межведомственные комиссии по предупреждению преступлений, координирующие деятельность субъектов предупреждения преступлений;
органы прокуратуры; органы юстиции и их учреждения, исполняющие уголовное наказание; органы внутренних дел; органы федеральной службы безопасности; органы федеральной службы наркоконтроля; таможенные и другие органы, непосредственно осуществляющие в пределах своей компетенции предупреждение преступлений.
В предупреждении преступлений принимают участие в пределах своей компетенции и в формах, установленных законодательством, органы и учреждения здравоохранения, образования, социальной защиты населения, средства массовой информации, другие учреждения, предприятия и организации независимо от форм собственности, органы местного самоуправления, общественные объединения, граждане.
Участие общественных объединений и граждан в деятельности по предупреждению преступлений осуществляется на основе добровольности, материального и морального стимулирования при организационно-методической, информационной и иной поддержке субъектов государственной системы предупреждения преступлений.
В системе мер, используемых различными субъектами для предупреждения преступлений, следует особо выделить следующие:
- экономические меры (стабилизация экономики; уменьшение степени дифференциации населения по уровню доходов; обеспечение прожиточного минимума для необеспеченных слоев населения; обеспечение приоритета легальной экономической деятельности; экономическое стимулирование добровольного отказа от совершения правонарушений в процессе экономической деятельности; борьба с безработицей; компенсация ущерба жертвам правонарушений и т.п.);
- политические меры (демократизация политической жизни; борьба с коррупцией; борьба с неправомерным лоббированием частных (корпоративных) интересов в органах власти; разработка государственной стратегии борьбы с правонарушениями; стабилизация политического режима; развитие международного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью и т.п.);
- правовые меры (принятие комплексного законодательного акта об основах государственной системы предупреждения преступлений и иных правонарушений; устранение противоречий правового, уголовно-процес-суального, уголовно-исполнительного, административного, гражданского и других отраслей законодательства и др);
- психолого-педагогические и культурно-воспитательные меры (правовое воспитание населения; воспитание профилактической активности личности; формирование доверия к правоохранительным органам; информирование о негативных последствиях нарушений уголовно-правовых, административно-правовых запретов; демонстрация положительных результатов борьбы с преступностью и иными правонарушениями и т.п.);
- криминологические меры общей и индивидуальной профилактики (профилактические беседы; направление информации об антиобщественном поведении лиц руководителям предприятий, учреждений, учебных заведений, общественных организаций; предупреждение о постановке на профилактический учет; постановка на профилактический учет; административный надзор; официальное предостережение; виктимологическая профилактика);
- организационные меры (воспитание правовой культуры; информирование контрольно-ревизионными, правоохранительными органами, судами организаций, предприятий, учреждений о вскрытых в их деятельности в ходе контроля, расследования преступлений криминогенных факторах, обусловивших или облегчивших возможность совершения правонарушений, для принятия мер по их устранению или нейтрализации и т.п.);
- технические меры (техническое обеспечение правоохранительных органов, опережающее техническое обеспечение преступной среды; развитие системы коммуникаций до уровня, обеспечивающего немедленное реагирование на преступления и иные правонарушения; осуществление технических и инженерных мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения и пожарной безопасности).
Дата: 2019-04-23, просмотров: 221.