Понятие и криминологические особенности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Должностных преступлений

Должностная преступность - совокупность совершаемых долж­ностными лицами преступлений (и лиц, их совершивших) против го­сударственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Общественная опасность этих преступлений состоит в том, что в результате их совершения серьезно нарушается нормальная, регламентированная соответствующими правовыми актами дея­тельность государственных органов, органов местного самоуправ­ления, государственных и муниципальных учреждений, Воору­женных Сил РФ, других войск и воинских формирований страны, ущемляются права и законные интересы граждан или организаций, а в целом - интересы общества и госу­дарства.

Криминологической особенностью должностных преступлений является их совершение лишь должностными лицами, наделенны­ми властными полномочиями либо осуществляющими организацион­но-распорядительные, административно-хозяйственные функции. К ним относятся, во-первых, представители власти, во-вторых - лица, выполняющие организационно-распорядительные, административ­но-хозяйственные функции в государственных органах, органах ме­стного самоуправления, государственных и муниципальных учреж­дениях, а также в Вооруженных Силах и других войсках и воинских формированиях страны.

Криминологической особенностью должностных преступлений яв­ляется также их значительное разнообразие.

В первую очередь это преступления против государственной вла­сти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления:

- злоупотребление должностными полномочиями;

- нецелевое расходование бюджетных средств, средств государст­венных внебюджетных фондов;

- превышение должностных полномочий;

- отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или ее Счетной палате;

- незаконное участие в предпринимательской деятельности;

- получение взятки;

- служебный подлог;

- халатность.

Специфичным для должностной преступности является относи­тельная стабильность и небольшое количество регистрируемых преступлений при высоком уровне их латентности.

Ежегодно в стране регистрируется около 22-25 тыс. этих преступ­лений, что составляет 0,8% от общего объема преступности в стране.

В структуре должностных преступлений преобладают: служеб­ный подлог (35%), получение взятки (20%), злоупотребление должно­стными полномочиями (17%), превышение должностных полномочий (16%), халатность (9%).

Однако сложность обнаружения фактов совершения должност­ных преступлений, само служебное положение должностных лиц, их совершающих, создают значительные трудности правоохранитель­ным органам в борьбе с этим видом преступности. Не случайно, по мнению экспертов, латентность должностных преступлений превы­шает 90%.

 

Должностные преступления: причины и условия,

Предупреждение

Должностная преступность во многом предопре­деляется общими для всей преступности страны криминогенными со­циально-экономическими, политическими, социально-психологичес­кими и другими факторами. К их числу относятся общие негативные последствия реформирования страны (кризис и нестабильность раз­вития экономики, существование ее «теневой» составляющей, «дико­го» рынка, криминального бизнеса, неразвитость форм правового регу­лирования рыночных отношений, падение нравственности, снижение уровня правосознания населения и т.п.).

В то же время для анализируемой преступности присущи и осо­бенно значимы специфические причины и условия ее существования и развития, связанные преимущественно с государственной, муници­пальной и иной службой.

Среди этих факторов следует выделить те из них, которые связа­ны с особенностями служебной среды, условиями службы; с характе­ристикой самих служащих; с состоянием социального контроля за их служебной деятельностью.

Существующие в настоящее время условия службы большинства чиновников, размер оплаты их труда, не позволяющий достойно жить им и их семьям, к сожалению, зачастую влияют на формирование ко­рыстной мотивации служащих, провоцируют их на совершение пре­ступлений.

Наличие во многих учреждениях ситуативного типа управления, позволяющего служащим решать мно­гие вопросы по своему усмотрению, а также распространенность не уведомительного, а разрешительного порядка решения физичес­кими и юридическими лицами тех или иных своих проблем способ­ствуют практической реализации чиновниками их корыстной мо­тивации.

На должностную и коррупционную преступность серьезно влия­ет и существующая в учреждениях социально-психологическая об­становка, признание коррупции в среде служащих нормальным яв­лением.

Одним из существенных условий, способствующих совершению должностных и коррупционных преступлений, являются недо­статки организационно-распорядительного характера и социаль­ного контроля. К ним относятся: недостатки планирования, нару­шение договорной дисциплины; недостатки в организации служебной деятельности (распределение обязанностей, передача полномочий, чрезмерная загрузка и т.п.); недостатки в подборе и расстановке кадров (прием на работу дилетантов, лиц с сомнитель­ной репутацией, по признаку семейственности и т.п.); недостатки учета и контроля; бесхозяйственность (расточительство при ис­пользовании энергоресурсов, материальных и людских ресурсов); недостатки в воспитательной работе; недостатки в работе контро­лирующих и правоохранительных органов, отсутствие контроля за доходами и расходами должностных лиц, служащих, а также за выполнением ими служебных обязанностей.

В борьбе с должностной преступностью важное значение имеет предупреждение, т.е. позитивное воздействие на ее причины и условия, профилактика и пресечение преступной деятель­ности отдельных лиц.

Мерами такого предупреждения являются:

- совершенствование правовой базы борьбы с должностной преступностью; принятие пра­вового акта, регулирующего порядок взаимодействия кадровых служб, контролирующих и правоохранительных органов при провер­ке достоверности сведений, представляемых лицами, назначенными на государственные должности);

- совершенствование подбора и расстановки кадров в государст­венном аппарате, увольнение с государственной службы лиц, нару­шивших этические нормы поведения, связанные с осуществлением должностных полномочий;

- осуществление повышенного контроля за доходами и расходами государственных, муниципальных и иных категорий служащих, за видами их деятельности, наиболее связанными с возможностью со­вершения должностных и коррупционных преступлений;

- установление и осуществление административного надзора за лицами, имеющими судимости за совершение тяжких должностных преступлений.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 214.