БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ
23.03.01 Технология транспортных процессов
бакалавр
Организация перевозок и управление на воздушном транспорте
Лекции
Практические занятия
Зачет дифф.
№ П/п |
Раздел д исциплины | |
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ. КОНЦЕПЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ | ||
1. | Тема 1.1. Введение. Концепция безопасности на ВТ, основные понятия и определения в сфере безопасности полетов (БП) и авиационной транспортной безопасности (АТБ) | |
2. | Тема 1.2. Факторы угроз и принципы обеспечения безопасности на ВТ | |
РАЗДЕЛ 2. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БП НА ВТ | ||
3. | Тема 2.1. Государственная система обеспечения безопасности полетов ГА РФ | |
4. | Тема 2.2. Нормативное правовое регулирование деятельности в сфере БП | |
5. | Тема 2.3.Государственный контроль и надзор в области БП | |
6. | Тема 2.4. Государственная и корпоративные системы управления БП (СУБП) | |
7. | Тема 2.5. Основные меры по обеспечению приемлемого уровня БП в СУБП | |
8. | Тема 2.6. Обеспечение БП в деятельности по организации транспортных процессов на ВТ | |
РАЗДЕЛ 3. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ АТБ НА ВТ | ||
9. | Тема 3.1. Государственная система обеспечения АТБ в ГА РФ | |
10. | Тема 3.2. Нормативное правовое регулирование деятельности в сфере АТБ | |
11. | Тема 3.3. Террористическая составляющая угроз деятельности ГА и меры противодействия терроризму | |
12. | Тема 3.4. Категорирование объектов и оценка их уязвимости. | |
13. | Тема 3.5. Организация процессов и технические средства обеспечения АТБ | |
14. | Тема 3.6. Меры, требования и управление риском в системе обеспечения АТБ | |
15. | Тема 3.7.Обеспечение АТБ при выполнении транспортной деятельности |
№ п\п | Тематика практических занятий |
ПЗ цикла 1 | |
ПЗ №1 | Классификация негативных событий в безопасности и нормирование вероятностей возникновения особых ситуаций в полёте |
ПЗ №2 | Классификация актов незаконного вмешательства (АНВ) в авиационной транспортной безопасности (АТБ). Динамика и хроника АНВ в ГА РФ и мире |
ПЗ цикла 2 | |
ПЗ №3 | Определение основных показателей состояния безопасности полётов и оценка уровня риска по результатам наблюдений с использованием норм вероятностей возникновения особых ситуаций в полёте. |
ПЗ №4 | Оценка уровня риска по результатам наблюдений с использованием статистических данных о частоте наступления классифицированных негативных событий. |
ПЗ №5 | Нормативные правовые акты РФ в сфере БП (обсуждение с реферативными презентациями студентов). |
ПЗ №6 | Просмотр и обсуждение учебных видеофильмов по БП. Презентации рефератов. Итоговая аттестация по циклу 2 практических занятий |
ПЗ цикла 3 | |
ПЗ №7 | Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств гражданской авиации |
ПЗ №8 | Экспертная оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств гражданской авиации |
ПЗ №9 | Нормативные правовые акты РФ в сфере АТБ (обсуждение с реферативными презентациями студентов). |
ПЗ №10 | Просмотр и обсуждение учебных видеофильмов по АТБ. Презентации рефератов. Итоговая аттестация по циклу 3 практических занятий |
Литература
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ. КОНЦЕПЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ (ВТ)
Лекция 1.1. Введение. Концепция безопасности на ВТ, основные понятия и определения в сфере безопасности полетов (БП) и авиационной транспортной безопасности (АТБ)
Понятие о безопасности
Нежелательные последствия – ущерб здоровью, угроза жизни, экономические потери, экологический ущерб и др. |
Производственная среда – всё, что окружает человека в процессе производственной деятельности и прямо или косвенно влияет на его состояние, здоровье, результаты труда и т.п. |
Опасность (угроза) – предметы, объекты, явления, процессы, характеристики среды и т.п., способные в определенных условиях вызывать нежелательные последствия. |
РИСК |
Ожидаемый ущерб |
Вероятность реализации угрозы |
Во всех видах жизнедеятельности человека абсолютной безопасности не существует. Поэтому за безопасность мы условно принимаем такое состояние опасности, которое может быть определено как приемлемое. При этом мерой опасности является риск, т.е. безопасность есть состояние приемлемого риска.
Понятие о риске
Риск – сочетание вероятности реализации потенциальных опасностей в реальный ущерб за определенный промежуток времени с ожидаемой величиной этого ущерба. |
Ri (T) = ri qi
Т – промежуток времени, за который рассматривается реализация потенциальных опасностей, (год, месяц, сутки, час, и т. п.),
ri – мера опасности,
qi – вероятность проявления опасности (перехода в событие с нежелательными последствиями),
i – вид потенциальных опасностей (i=1,2,…,n).
Интегральное значение риска для действующих одновременно угроз: n
RΣ (T) = Σ Ri (T)
i=1
Снижение риска - действия, предпринятые для уменьшения вероятности, негативных последствий или того и другого вместе, связанных с риском ГОСТ Р 51897-2002 |
Системные
(определяются внутренними свойствами АТС)
Внесистемные
(внешние)
(зависят от свойств
Условий)
Классификация групп факторов, влияющих на БП
Элементы влияния
Особые ситуации в полёте
Международная ассоциация воздушного транспорта — I АТА (ИАТА)
IATA (International Air Transport Association) ассоциация авиаперевозчиков, выполняющих регулярные коммерческие авиаперевозки. Основана в 1945 г. в Гаване после подписания Чикагской конвенции 1944 г., учредившей ICAO. Ассоциация является фактическим правопреемником Международной ассоциации воздушных перевозок, основанной в 1919 г. в Гааге.
Членами ассоциации являются авиакомпании. Штаб-квартира – Монреаль, Европейский центр – Женева, региональный офис по СНГ – Москва, 101 представительство в мире, на 2007 г. – 265 авиакомпаний, выполняющих 94% международных авиаперевозок. В 1996 году в Москве организован региональный офис, работающий на территории России и стран СНГ.
Международный Совет Аэропортов – ACI (МСА)
Основными целями данной организации являются: представление интересов аэропортов – членов организации, поиск путей сотрудничества их с авиакомпаниями и другими партнерами для создания условий, необходимых для успешного функционирования всей отрасли, продвижение интересов операторов аэропортов в регулирующих органах и законодательных структурах, а также в кругах, влияющих на формирование
общественного мнения об аэропортовом бизнесе.
EASA (European Aviation Safety Agency) создано по постановлению Совета и Парламента Европейского Союза от 15 июля 2002 года «Об общих правилах в области ГА и образовании Европейского агентства БП» на базе Объединённой авиационной администрации европейских стран (JAA), основная деятельность которого состояла в разработке гармонизированных авиационных правил – JAR.
EASA несёт ответственность за разработку всех правил в сфере обеспечения БП для самостоятельного утверждения либо для предоставления в Европейскую Комиссию или Парламент (Совет), а также за проведение проверок на соответствие авиационной деятельности этим правилам.
В частности, к настоящему времени приняты нормативные документы: PART M – Сохранение лётной годности единичного экземпляра ВС, PART-145 – Организации, эксплуатирующие тяжёлые и/или гражданские ВС), PART-66 – Аттестация лиц, имеющих право выдавать разрешение на техническое обслуживание ВС, PART-147 – Организации, проводящие обучение технического персонала и др.
Европейская конференция гражданской авиации – ECAC (ЕКГА)
Основная цель деятельности: содействие безопасному и последовательному развитию гражданской авиации в Европе. \
Проверки по программе SAFA.
ECAC ведет активную работу в таких областях, как авиационная безопасность, упрощение формальностей, сотрудничество с другими странами, не входящими в ECAC, регулирование экономической политики, разработки в области УВД.
Часть 1
АЭРОНАВИГАЦИЯ
Часть 2
Часть 3
Часть 4
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Глава 1
Общие принципы и применение Конвенции
Глава 7
Организация
Глава 14
Информация и отчеты
Глава 17
Другие соглашения по вопросам аэронавтики
Глава 8
Ассамблея
Глава 15
Аэропорты и другие аэронавигацион-ные средства
Глава 2
Полет над территорией Договаривающих-ся государств
Глава 18
Споры и невыполнение обязательств
Глава 9
Совет
Глава 16
Организация совместной эксплуатации и пульные соглашения
Глава 19
Война
Глава 3
Национальность воздушных судов
Глава 10
Аэронавигацион-ная комиссия
Глава 20
Приложения
Глава 4
Меры содействия аэронавигации
Глава 11
Персонал
Глава 21
Ратификация, присоединение, поправки и денонсация
Глава 12
Финансы
Глава 5
Условия, подлежащие соблюдению в отношении воздушных судов
Глава 13
Другие международные соглашения
Глава 22
Определения
Глава 6
Международные стандарты и рекомендуемая практика
Общая структура и состав документов ИКАО
Конвенция ПРИЛОЖЕНИЯ к Конвенции о международной ГА |
| ||||||||||||||||||||||
|
Рекомендуемая практика |
| |||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
|
Дополнительные Региональные правила (SUPPS) |
| |||||||||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||
II. Инструктивно-методические документы | |||||||||||||||||||||||
|
Руководства (Technical manuals) |
Аэронавигационные планы (ANP) |
Циркуляры |
| |||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||
III. Технические документы | |||||||||||||||||||||||
Доклады совещаний ИКАО (специализированных, региональных, групп экспертов) |
| Технические и статистические издания | |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||
Ñ Стандарт - техническое требование, единообразное применение которого необходимо для обеспечения безопасности или регулярности международной гражданской аэронавигации и который Договаривающиеся государства выполняют в соответствии с Конвенцией.
Ñ Рекомендуемая практика - техническое требование, единообразное применение которого считается желательным для обеспечения безопасности, регулярности и эффективности международной гражданской аэронавигации.
Другие Конвенции
Doc 7300. Конвенция о международной гражданской авиации . Конституция ИКАО. Данный документ содержит сводный текст Чикагской конвенции, включая все действующие изменения. Подписана в Чикаго 7 декабря 1944 г. и изменена Ассамблеей ИКАО. Doc 7620. Конвенция о международном признании прав на воздушные суда . Подписана в Женеве 19 июня 1948 г. Doc 7364. Конвенция об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности . Подписана в Риме 7 октября 1952 г. Doc 8181. Конвенция , дополнительная к Варшавской конвенции , для унификации некоторых правил , касающихся международных воздушных перевозок , осуществляемых лицом , не являющимся перевозчиком по договору . Подписана в Гвадалахаре 18 сентября 1961 г. Doc 8364. Конвенция о преступлениях и некоторых других актах , совершаемых на борту воздушных судов . Подписана в Токио 14 сентября 1963 г. Doc 8920. Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов . Подписана в Гааге 16 декабря 1970 г. Doc 8966. Конвенция о борьбе с незаконными актами , направленными против безопасности гражданской авиации . Подписана в Монреале 23 сентября 1971 г. Doc 9571. Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения . Совершена в Монреале 1 марта 1991 г. Doc 9740. Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок . Совершена в Монреале 28 мая 1999 г. Дополнение (совершено в Монреале 20 апреля 2010 г.) В данном Дополнении приводятся результаты первого пересмотра пределов ответственности, установленных в рамках Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок, совершенной в Монреале 28 мая 1999 года. Doc 9793. Конвенция о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования . Подписана в Кейптауне 16 ноября 2001 г. – 188 с. Doc 9518. Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах , обслуживающих международную гражданскую авиацию , дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами , направленными против безопасности гражданской авиации , принятую в Монреале 23 сентября 1971 года . Подписано в Монреале 24 февраля 1988 г. Doc 9919. Конвенция о возмещении ущерба , причиненного воздушными судами третьим лицам . Подписана в Монреале 2 мая 2009 г. – 88 с. Doc 9920. Конвенция о возмещении ущерба третьим лицам , причиненного в результате актов незаконного вмешательства с участием воздушных судов . Подписана в Монреале 2 мая 2009 г. – 160 с. Конвенция о борьбе с незаконными актами в отношении международной гражданской авиации . Совершена в Пекине 10 сентября 2010 г. Doc 9959. Протокол , дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконным захватом воздушных судов . Совершен в Пекине 10 сентября 2010 г. – 94 с. |
АВИАЦИОННАЯ МЕДИЦИНА
МЕТЕОРОЛОГИЯ | |
7488 8896 9328 9377 9680 9691 9766 9817 9837 | Руководство по стандартной атмосфере ИКАО (до высоты 80 км (262500 футов)) Руководство по авиационной метеорологии Рук. по практике наблюдения за дальностью видимости по ВПП и передачи сообщений о ней Руководство по координации между органами ОВД, службами аэронавигационной информации и авиационными метеорологическими службами Руководство по метеорологическому обеспечению международных полетов вертолетов Руководство по облакам вулканического пепла, радиоактивных материалов и токсических химических веществ Справочник по службе слежения за вулканической деятельностью на международных авиатрассах Руководство по сдвигу ветра и турбулентности на малых высотах Руководство по автоматическим системам метеорологического наблюдения на аэродромах |
БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ | |
9401 9683 9758 9803 7192 9379 9806 9808 9824 9835 9841 | Руководство по созданию и работе авиационных учебных центров Руководство по обучению в области человеческого фактора Основные принципы учета человеческого фактора в системах ОрВД (АТМ) Проведение проверок состояния БП при выполнении полетов авиакомпаниями (прогр. LOSA) Руководство по обучению Рук. по созданию государственной системы выдачи свидетельств личному составу и управлению этой системой Рекомендации по человеческому фактору для Рук. по проведению проверок организации контроля за обеспечением БП Человеческий фактор в системе мер безопасности гражданской авиации Руководящие принципы по аспектам человеческого фактора для Руководства по ТО ВС Руководство по внедрению требований ИКАО к знанию языка Руководство по утверждению организаций по подготовке летных экипажей |
АВИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ | |
8973 8973 | Рук. по безопасности для защиты ГА от актов незаконного вмешательства (ДСП) Руководство по авиационной безопасности |
Глава I. Общие положения
Глава V. Воздушные суда
Глава X. Полеты ВС | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
66 67 68 69 70 | Допуск к полёту воздушного судна Документация, имеющаяся на борту воздушного судна Подготовка к полёту ВС и его экипажа, выполнение полёта ВС Обеспечение полётов ВС План полёта воздушного судна | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Свод ФАП РФ
Оформление результатов инспектирования контроля за состоянием БП Результаты проверки подразделений, отделов, служб предприятий оформляются справкой или актом. Акт составляется при комплексных проверках предприятий по материалам членов комиссии. Справка составляется при проверке отдельных вопросов работы предприятий, организаций, учреждений и служб. Инспекторское предписание Инспекторское предписание является документом, требующим устранения вскрытых недостатков в организации обеспечения БП. Инспекторские предписания издаются государственными инспекторами, должностными лицами инспекции, старшими инженерами-инспекторами (инженерами-инспекторами) в пределах предоставленных им полномочий и направляются в адрес руководителей предприятий. Инспекторские предписания по устранению недостатков по срокам исполнения должны контролироваться постоянно. Качество выполнения инспекторских предписаний проверяется при повторных проверках на месте или при оперативном выезде по контролю фактически принятых мер. Общие положения СУБП – это управленческий инструмент посредством которого производится системное упреждающее управление безопасностью. СУБП должна быть одобрена государством и, как минимум: а) выявлять факторы опасности для безопасности полетов; b) обеспечивать принятие корректирующих мер, необходимых для поддержания согласованных показателей безопасности полетов; с) обеспечивать постоянный мониторинг и регулярную оценку показателей безопасности полетов; d) быть нацеленной на постоянное совершенствование общей эффективности системы управления безопасностью полетов.
Согласно стандартам, изложенными в Приложении 19 «Управление безопасностью полетов» СУБП поставщика обслуживания: a) создается в соответствии с элементами концептуальных рамок, содержащимися ниже; b) соответствует масштабам деятельности поставщика обслуживания и сложности предоставляемых им авиационных продуктов или услуг.
В соответствии с Приложением 19 СУБП должна включать:
Для поставщика обслуживания |
| 1. Политика и цели обеспечения безопасности полетов: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.1 Обязательства и ответственность руководства. 1.2 Иерархия ответственности за безопасность полетов. 1.3 Назначение ведущих сотрудников, ответственных за БП. 1.4 Координация планирования мероприятий на случай аварийной обстановки. 1.5 Документация по СУБП. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Управление рисками для безопасности полетов: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.1 Выявление источников опасности. 2.2 Оценка и уменьшение рисков для БП. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Обеспечение безопасности полетов: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.1 Контроль и количественная оценка эффективности обеспечения БП. 3.2 Осуществление изменений. 3.3 Постоянное совершенствование СУБП. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Популяризация вопросов безопасности полетов: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.1 Подготовка кадров и обучение. 4.2 Обмен информацией о БП. |
Требования воздушного законодательства в сфере развития СУБП
Обеспечение безопасности полетов гражданских ВС (Воздушный кодекс РФ, Статья 24.1) |
1. Реализация СУБП гражданских ВС обеспечивается в РФ в соответствии с международными стандартами Международной организации гражданской авиации. |
2. Правительство РФ в рамках обеспечения реализации государственной СУБП гражданских ВС устанавливает порядок разработки и применения СУБП ВС юридическими лицами (поставщиками услуг) –
|
3. В целях управления БП гражданских ВС уполномоченный орган в области ГА в порядке, установленном Правительством РФ, осуществляет сбор и анализ данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу БП гражданских ВС, хранение этих данных и обмен ими в соответствии с международными стандартами Международной организации гражданской авиации. |
Правила
разработки и применения СУБП воздушных судов…
(утв. пост. Правительства РФ от 18 ноября 2014 г. N 1215)
Используемые в Правилах термины | |
"Государственная система управле-ния безопасно-стью полетов (СУБП)" | Совокупность осуществляемых на государственном уровне мероприятий по выявлению потенциальных и фактических факторов опасности, по оценке риска их проявления, по разработке и принятию корректирующих действий, необходимых для поддержания приемлемого уровня БП, по оценке эффективности мер по управлению БП гражданских ВС |
"Риск" | Прогнозируемые вероятность и тяжесть последствий проявления одного или нескольких факторов опасности; |
"СУБП поставщи-ков услуг" | Совокупность осуществляемых поставщиком услуг мероприятий по выявлению … (см. Гос. СУБП). |
"Фактор опасности" | Результат действия или бездействия, обстоятельство, условие или их сочетание, влияющие на БП гражданских ВС |
Поставщик услуг формирует СУБП с учетом решаемых им задач посредством разработки и утверждения документов, определяющих: | |
1 | Обязанности должностных лиц по организации и обеспечению функционирования СУБП |
2 | Перечень сведений в области БП, порядок их учета и хранения |
3 | Источники данных для получения сведений в области БП |
4 | Порядок выявления факторов опасности |
5 | Порядок сбора данных о факторах опасности |
6 | Порядок анализа данных о факторах опасности и проведения оценки риска |
7 | Порядок разработки мероприятий по снижению риска |
8 | Порядок обеспечения организационными и финансовыми ресурсами мероприятий по снижению риска |
9 | Порядок оценки эффективности реализованных мероприятий по снижению риска |
10 | План внедрения СУБП, включающий в себя назначение сотрудников, ответственных за БП, и установление их обязанностей, ответственности и полномочий |
Поставщик услуг обеспечивает функционирование СУБП | |
1 | Осуществляет сбор и обработку данных о факторах опасности; |
2 | Проводит анализ выявленных факторов опасности и оценку риска; |
3 | Осуществляет разработку и реализацию мероприятий по снижению риска; |
4 | Проводит оценку эффективности функционирования СУБП |
5 | Принимает решения о внесении изменений в СУБП. |
6 | Представляет в ФАВТ данные о факторах опасности и риска, состав и формат которых устанавливается Минтранса России |
ФАВТ в рамках государственной СУБП гражданских воздушных судов получает | |
1 | Данные о факторах опасности и риска - от поставщиков услуг, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, ТО гражданских ВС, аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов и подготовку пилотов гражданских ВС в формате, установленном Минтрансом России |
2 | Информацию о техническом состоянии АТ и об особенностях ее эксплуатации - от поставщиков услуг, осуществляющих разработку гражданских ВС в формате, установленном Минтрансом России |
3 | Результаты проведения надзорных мероприятий за исполнением воздушного законодательства РФ - от ФСНСТ в формате, установленном Минтрансом России |
4 | Результаты расследования авиационных событий - в порядке, установленном ПРАПИ-98 |
5 | Добровольные сообщения - в произвольной форме, в т.ч. по адресу электронной почты опубликованному на официальном сайте ФАВТ. |
ФАВТ обеспечивает контроль и регистрацию поступающей информации в базе данных о факторах опасности и риска |
Минтранс России в рамках государственной СУБП гражданских воздушных судов | |
1 | Устанавливает формат данных о факторах опасности и риска, обеспечивающий передачу данных в Международную организацию гражданской авиации в соответствии с международными стандартами |
2 | Организует анализ данных о факторах опасности и риска, разработку и реализацию мероприятий по их снижению. |
Реализация методов активного управления БП
Базовые элементы процесса УБП
Приверженность стар-шего руководства прин-ципам управления БП | Эффективное пред-ставление информа-ции о БП | Расследование событий, связанных с БП | |||
"Нет денег - не будет безопасности полетов" | "Нельзя управлять тем, что нельзя измерить" | "Кто сделал это ?" не так важно, как "Почему это случилось?" | |||
| |||||
Эффективное внедрение стандартных эксплуа- тационных правил |
| Интеграция подготовки эксплуатационного персонала в области БП | |||
"Стандартные правила работают как упражнения в гимнастике" | "Каждый несет ответствен-ность за безопасность полетов" - миф | ||||
Обмен информацией о передовой практике в области БП | Постоянный мониторинг | Постоянное совершенствование общего уровня БП | |||
"Учись на ошибках других и сам не успеешь за свою жизнь все их совершить" | "Держи постоянно руку на пульсе – во время увидишь отклонения" | "Управление БП - это дело не одного дня" |
Национальная культура
признает и отражает национальные черты и систему ценностей конкретных наций (в частности, поведение в условиях неопределенности и двусмысленности, выражение своей индивидуальности, реакция по отношению к начальству и др.).
Профессиональная культура
отражает типичное поведение и характерные черты конкретных профессиональных групп, для которых характерна тенденция к усвоению системы ценностей и развитию поведенческих навыков, присущих их коллегам.
3) Корпоративная культура
признает и отражает поведение и ценности конкретных организаций (например, поведение сотрудников одной компании по сравнению с поведением персонала другой компании или поведение людей в государственном секторе по сравнению с частным сектором).
Культура безопасности
является естественным побочным продуктом корпоративной культуры и определяет границы приемлемого поведения человека на рабочем месте путем установления поведенческих норм и пределов, что является основой для управленческих решений и решений, принимаемых сотрудниками по вопросам безопасности.
Характеристики различных видов культуры безопасности
Вид
Показателя
Вариант культуры безопасности
Постулат №3 в организации СУБП: Без позитивной культуры безопасности - нет СУБП !!! |
УБП – управление факторами риска
Вероятность факторов риска
Вероятность факторов риска для безопасности полетов определяется как возможность возникновения небезопасного события или состояния. |
Таблица вероятностей факторов риска для безопасности полетов
Возможность возникновения | Описание | Класс величины |
Часто | Может произойти многократно (происходит часто) | 5 |
Иногда | Может происходить время от времени (происходит нечасто) | 4 |
Весьма редко | Маловероятно, но возможно, что произойдет (происходит редко) | 3 |
Маловероятно | Весьма малая вероятность, что произойдет (нет сведений о том, что происходило) | 2 |
Крайне маловероятно | Возможность наступления события почти исключена | 1 |
.
Допустимость факторов риска
Матрица оценки факторов риска для безопасности полетов
Вероятность риска
Степень серьезности риска
Лекция 2.5. Основные меры по обеспечению приемлемого уровня БП в СУБП
Одним из эффективных средств обеспечения безопасности полётов является введение государством правил безопасного выполнения полётов и осуществление строгого государственного контроля за их соблюдением в практике авиационной деятельности.
Полёты выполняются в соответствии с Руководством по производству полётов эксплуатанта, разработанным с учётом требований этих Правил.
Полёты ВС в воздушном пространстве РФ (как и во всем мире) выполняются:
1) по правилам полётов по приборам (ППП);
2) по правилам визуальных полётов (ПВП).
ППП предусматривают выдерживание по пилотажно-навигационным приборам установленных вертикальных, продольных и боковых интервалов эшелонирования на ВС, имеющих для этого необходимое оборудование.
При этом под эшелонированием понимают:
Ñ Эшелонирование - общий термин, означающий вертикальное, продольное или боковое рассредоточение ВС в воздушном пространстве на установленные интервалы;
Ñ Эшелонирование вертикальное - рассредоточение ВС по высоте на установленные интервалы;
Ñ Эшелонирование продольное - рассредоточение ВС на одной высоте на установленные интервалы по времени или расстояние вдоль линии пути;
Ñ Эшелонирование боковое - рассредоточение ВС на одной высоте на установленные интервалы по расстоянию или угловому смещению между их линиями пути.
Вертикальное эшелонирование в РФ
Метеорологические минимумы
Для обеспечения безопасности и регулярности полётов устанавливаются следующие метеорологические минимумы (метеоминимумы):
1) аэродрома;
2) ВС;
3) командира ВС;
4) эксплуатационные;
5) авиационных работ.
Категории метеоминимумов для точных заходов на посадку и посадок:
Категория I (кат. I) – точный заход на посадку и посадка по приборам с относительной высотой принятия решения не менее 60 м и либо при видимости не менее 800 м, либо при дальности видимости на ВПП не менее 550 м;
Категория II (кат. II) – точный заход на посадку и посадка по приборам с относительной высотой принятия решения менее 60 м, но не менее 30 м и при дальности видимости на ВПП не менее 350 м;
Категория IIIА (кат. IIIA) – точный заход на посадку и посадка по приборам с относительной высотой принятия решения менее 30 м или без ограничения по относительной высоте принятия решения и при дальности видимости на ВПП не менее 200 м;
Категория IIIВ (кат. IIIВ) – точный заход на посадку и посадка по приборам с относительной высотой принятия решения менее 15 м или без ограничения по относительной высоте принятия решения и при дальности видимости на ВПП менее 200 м, но не менее 50 м;
Категория III С (кат. IIIC) – точный заход на посадку и посадка по приборам без ограничений по относительной высоте принятия решения и дальности видимости на ВПП.
В зависимости от категории метеоминимума определяется установленное значение высоты принятия решения на посадке (рис. 3.1.3).
Минимумы аэродромов для взлёта и посадки ВС рассчитываются в соответствии с методикой определения минимумов аэродромов для взлёта и посадки ВС.
В каждом конкретном случае минимумы для взлёта и посадки определяются исходя из минимума аэродрома, ВС, командира ВС по наивысшим из них.
Высота принятия решения
Полёты в особых условиях
Особые случаи в полёте
|
Общие правила безопасности в особых случаях |
Информации
В обеспечении БП гражданских ВС широкое применение нашли системы сбора и обработки полётной информации (ССО ПИ), называемые также средствами объективного контроля полётов - вследствие независимости автоматического процесса регистрации данных, реализованного в этих системах, от субъекта (человека). При выполнении авиационной деятельности объективный контроль представляет собой технологический процесс регистрации информации от бортовых средств объективного контроля (бортовые СОК) и ее обработку с помощью специальных технических средств.
Получаемые с помощью ССОПИ данные используется при решении трёх основных групп задач
При этом эксплуатанты обязаны руководствоваться и выполнять национальные правила и нормы Российской Федерации, касающиеся применения и использования средств объективного контроля.
По характеру назначения БССПИ могут быть:
v аварийными (накопители информации);
v эксплуатационными (накопители или системы сбора и обработки информации);
v комбинированными (аварийный двойного назначения).
По характеру регистрируемой информации различают:
v параметрические (регистрирующие параметры движения ВС и работы бортовых систем);
v звуковые (регистрирующие звуки в кабине и переговоры экипажа) БССПИ.
Номенклатура регистрируемых параметров (в соответствии с требованиями НЛГ и сложившейся практикой) может быть подразделена на следующие шесть основных групп:
1) параметры движения ВС (высотно-скоростные, навигационные, посадочные и др.);
2) параметры положения органов управления (положения штурвала и педалей, усилия на органах управления, отклонение аэродинамических рулей и др.);
3) параметры состояния СУ (положение РУД, частота вращения, температура газов, давление воздуха и масла, мгновенный расход топлива, вибрации и др.);
4) параметры состояния ФС (расходы, давления, температуры, нагрузки, напряжения, частоты, токи и др.);
5) разовые команды (сигналы "вкл - выкл", "исправность", "резерв", предельные значения, события типа "Предкрылки выпущены", "Пожар", "Обледенение", "Дым", команды типа "Управляй креном" и др.);
6) служебные параметры (дата, время, № рейса, № самолёта, код КВС и др.).
Наземное оборудование
На земле используется компьютерная система для анализа параметров полета. Файлы с параметрами полёта загружаются с записывающего устройства ВС на сервер наземной системы.
Порядок передачи и обработки информации показан ниже.
Дальнейшим развитием систем сбора бортовой полетной информации стали бортовые автоматизированные системы контроля (БАСК), которые выполняет следующие функции:
Ø Контроль технического состояния функциональных систем самолета и двигателей
Ø Контроль следующих действий экипажа:
ü Выполнение предписаний руководства по летной эксплуатации
ü Выполнение рекомендаций и ограничений при управлении двигателями
ü Готовность к взлету и посадке
Ø Специальные задачи:
ü Определение массы и центровки на земле и в полете
ü Формирование и передача информации об отказах в аварийный регистратор и связной комплекс
ü Замещение функций измерительных систем, индикаторов и сигнализаторов
ü Определение максимально допустимой взлетной массы в зависимости от условий аэродрома
ü Определение скорости принятия решения и условий прекращения взлета на разбеге
ü Определение минимальной высоты ухода на второй круг в зависимости от посадочной массы и условий посадки
Ø Накапливание информации:
ü Для статической обработки при помощи универсальных наземных средств
ü Для обработки при помощи комплекса
ü Регистрация и оценка отработки ресурсов планера, двигателей и др. комплектующих ВС.
Лекция 2.6. Обеспечение БП в деятельности по организации транспортных процессов на ВТ
Общие сведения
Служба организации перевозок (СОП) является производственной службой аэропорта, которая обеспечивает обслуживание пассажиров, обработку багажа, груза и почты на внутренних и международных воздушных линиях.
Главной целью службы организации перевозок является обеспечение безопасности и регулярности полетов, обеспечение высокой коммерческой загрузки самолетов и своевременное обслуживание рейсов, поддержание высокого уровня культуры обслуживания пассажиров, грузовой клиентуры.
Обслуживание пассажиров | Проведение загрузки и выгрузки ВС | Обслуживание грузовой клиентуры | |||
| |||||
Доставка пасса-жиров, багажа, грузов и почты | Хранение грузов и вещей пассажиров | ||||
Комплектование коммерческой загрузки рейса | Расчет центровки и загрузки ВС | Организация перевозок опасных грузов |
Практически все основные виды деятельности СОП оказывают влияние на безопасность полётов и\или авиационную безопасность (см. нижеприведенную таблицу).
№ |
Вид деятельности СОП |
Влияние на безопасность | |
БП | АБ | ||
1. | Регистрация билетов и оформление перевозки багажа. | + | |
2. | Ведение компоновки, явки пассажиров на посадку. | + | |
3. | Доставка пассажиров к месту стоянки ВС и организацию их посадки. | + | |
4. | Снятие багажа в случае неявки пассажира на посадку. | + | |
5. | Встреча пассажиров при их выходе с ВС и организация их доставки в здание аэровокзала. | + | |
6. | Организация выгрузки из ВС, транспортировки и выдача багажа пассажирам. | + | |
7. | Организация загрузки и разгрузки питания на борт ВС. | + | |
8. | Организация хранения вещей в камере хранения. | + | |
9. | Организация хранения невостребованного багажа. | + | |
10. | Осуществление расчета центровки, составление центровочных графиков и схем загрузки ВС. | + | |
11. | Обеспечение размещения загрузки ВС в соответствии с графиком. | + | |
12. | Организация безопасной перевозки опасных грузов. | + | + |
В контексте рассматриваемой в настоящем разделе тематики, связанной с обеспечением безопасности полётов, рассмотрим влияние 12 и 13 видов деятельности СОП.
Единая государственная информационная система обеспечения ТБ (ЕГИС ОТБ)
Повышение эффективности деятельности в сфере безопасности транспортного комплекса за счёт применения информационно-коммуникационных технологий путем организации централизованного сбора, хранения и обработки информации, совместного использования информации в области ТБ. |
Поставщики информации | Оператор Системы | Пользователи информации | |||
Минтранс России | Департ.ТБ МТ РФ | ||||
ФСНСТ | ФСНСТ | ||||
ФАВТ | ФАВТ | ||||
ФАЖТ | ФАЖТ | ||||
ФДА |
| ФДА | |||
ФАМиРТ | ФАМиРТ | ||||
Специализированные организации | |||||
Аттестующие организации | |||||
Субъекты транспорт-ной инфраструктуры | Потребители информации | ||||
Перевозчики | ФСБ России | ||||
Иностр. орг. и др. | ФГУП «ЗащитаИн-фоТранс МТ РФ» | МВД России |
Лекция 3.2. Нормативное правовое регулирование деятельности в сфере АТБ
|
|
|
|
|
|
|
|
Конвенция
1
Чикагская конвенция 1944г.
2
Токийская конвенция 1963г.
3
Гаагская конвенция 1970г.
4
Монреальская конвенция 1971г.
Монреальский дополнительный протокол 1988г.
Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации. Ратиф. 20.02.89г. Указом Президиума ВС СССР № 10153-XI
Монреальская конвенция 1991г.
Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения. Ратиф.ФЗ от 24.07.07г. № 201-ФЗ
Пекинская конвенция 2010г.
Конвенция о борьбе с незаконными актами в отношении международной гражданской авиации.
Пекинский дополнительный протокол 2010г.
Дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконным захватом воздушных судов.
Приложение 17 к Чикагской конвенции ИКАО
Первое издание) принято 22.03.74
Безопасность. Защита международной гражданской авиации от АНВ, изд. девятое, 2011 |
ПРЕДИСЛОВИЕ ГЛАВА 1. Определения ГЛАВА 2. Общие принципы 2.1 Цели 2.2 Применимость 2.3 Безопасность и упрощение формальностей 2.4 Международное сотрудничество 2.5 Оборудование, исследования и разработки ГЛАВА 3. Организация 3.1 Национальная организация и соответствующий полномочный орган 3.2 Эксплуатация аэропортов 3.3 Эксплуатанты воздушных судов 3.4 Контроль качества 3.5 Поставщики обслуживания воздушного движения ГЛАВА 4. Превентивные меры безопасности 4.1 Цели 4.2 Меры, касающиеся контроля доступа 4.3 Меры, касающиеся воздушных судов 4.4 Меры, касающиеся пассажиров и их ручной клади 4.5 Меры, касающиеся перевозимого в грузовом отсеке багажа 4.6 Меры, касающиеся груза, почты и других предметов 4.7 Меры, касающиеся особых категорий пассажиров 4.8 Меры, касающиеся неконтролируемой зоны 4.9 Меры, касающиеся кибер-угроз ГЛАВА 5. Руководство ответными действиями в связи с АНВ 5.1 Предотвращение 5.2 Ответные действия 5.3 Обмен информацией и предоставление уведомлений |
Стандарт ИКАО - любое требование к физическим характеристикам, конфигурации, материальной части, техническим характеристикам, персоналу или правилам, единообразное применение которого признается необходимым для обеспечения безопасности или регулярности международной аэронавигации и которое будут соблюдать Договаривающиеся государства согласно Конвенции; в случае невозможности соблюдения Стандарта Совету в обязательном порядке направляется уведомление в соответствии со статьей 38 Конвенции. |
Рекомендуемая практика ИКАО - любое требование к тем же объектам единообразное применение которого признается желательным для обеспечения безопасности, регулярности или эффективности международной аэронавигации и которое будут стремиться соблюдать Договаривающиеся государства согласно Конвенции. |
Руководство ИКАО по АБ
Первое Руководства издано в 1971г., последнее – 8 издание вышло в 2011 г., 748 стр.
Предисловие Акронимы и сокращения Глава 1. Определения Глава 2. Общие принципы Глава 3. Правовые и связанные с ними аспекты Глава 4. Международное сотрудничество Глава 5. Организация и контроль |
Глава 6. Национальная программа безопасности гражданской авиации Глава 7. Контроль качества Глава 9. Система управления авиационной безопасностью Глава 10. Организация работы и программы аэропорта Глава 11. Безопасность аэропорта Глава 12. Особые категории пассажиров и провоз огнестрельного оружия Глава 13. Груз и почта |
Глава 14. Поставщики бортпитания и бортприпасов, компании, занимающиеся уборкой и чисткой, и прочие арендаторы аэропорта Глава 15. Безопасность воздушных судов Глава 16. Нарушающие порядок или недисциплинированные пассажиры Глава 17. Управление кризисной ситуацией и реагирование на акты незаконного вмешательства Глава 18. Кибер-угрозы критическим авиационным системам информационных и связных технологий |
ДОБАВЛЕНИЯ |
Лекция 3.3. Террористическая составляющая угроз деятельности ГА и меры противодействия терроризму
Терроризм | Идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий Закон о противодействии терроризму |
Террористическая деятельность - деятельность, включающая в себя подготовку и\или реализацию террористической акции, включая:
а) организацию, планирование, вербовку, вооружение, обучение финансирование и реализацию теракта;
б) подстрекательство к террористическому акту информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;
в) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.
Документов ИКАО
14.09.1963 |
1963 Токийская конвенция | |||||
1970 Гаагская конвенция |
| 1970 Вступление СССР в ИКАО 14.11.70 | Охранно-режимное обеспе-чение безопасности аэропор- тов и др. объектов ГА СССР | ||
1971 Монреальская конвенция |
|
| |||
1974 Приложение №17 ИКАО |
| 1973 Начало создания системы АБ в СССР | В МГА СССР создано Управ-ление режима для решения задач по предупреждению и пресечению попыток угона ВС за границу, совершения др. АНВ. | ||
1991 Монреальская конвенция | 1988 Реформирование системы АБ в СССР | Реорганизация системы защиты деятельности ГА от АНВ. В МГА создано Управ-ление АБ. | |||
| 1993 Создание САБ В РФ | Положение «О федеральной системе защиты деятельно-сти ГА от АНВ», утв. ПП РФ №897 от 30.07.1994. | |||
2008 Развитие САБ В РФ | Принятие Государственной программы обеспечения АБ в ГА РФ. | ||||
2010 Пекинская конвенция и доп.протокол | 2010 Начало рефор-мирования сис- темы АБ в РФ | Начало реформирования системы АБ в РФ в соответ- ствии с требованиями закона «О транспортной безопасно-сти» от 09.02.2007 №16-ФЗ. |
Процесс создания системы авиационной транспортной безопасности в РФ
АБ |
= |
АТБ |
+ |
ТБ |
Меры по реализации ФЗ «О транспортной безопасности»
1. Утверждение перечня потенциальных угроз (Минтранс по согласованию с МВД и ФСБ). | ||
2. Категорирование объектов транспортной инфраструк-туры - утверждение Порядка установления количества категорий и критериев категорирования (Минтранс по согласованию с МВД, ФСБ и Минэкономразвития), - утверждение количества категорий и количественных показателей критериев категорирования (профильные федеральные агентства по видам транспорта: Росжелдор, Росавиация и т.д.), - утверждение порядка ведения реестра категорированных объектов (Минтранс), - ведение реестра категорированных объектов (профильные федеральные агентства по видам транспорта). | ||
3. Утверждение Перечня уровней безопасности (Правительство). | ||
4. Установление Требований по обеспечению транспортной безопасности, с учетом уровней безопасности и категорирования (Минтранс по согласованию с МВД, ФСБ и Минэкономразвития). | ||
Категорирование
Согласно ФЗ «О транспортной безопасности», категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств относится к основным задачам обеспечения транспортной безопасности и состоит в отнесении их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий, т.е. с учетом риска.
Критерии категорирования
1). В зависимости от количественных показателей статистических данных (сведений) о совершенных и предотвращенных актах незаконного вмешательства (далее - АНВ) на территории РФ, в том числе в отношении категорируемых объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (ОТИ и ТС) воздушного транспорта, за период последних 12-ти месяцев до момента категорирования, присваиваются следующие категории:
А) применительно к объектам транспортной инфраструктуры (ОТИ) ВТ
Категории ОТИ
Категории ОТИ
Категории ОТИ и ТС
Первая
Вторая
Третья
Четвертая
3). В зависимости от количественных показателей о возможном материальном ущербе и ущербе окружающей природной среде, ОТИ и ТС воздушного транспорта присваиваются следующие категории:
Категории ОТИ и ТС |
Первая |
Вторая |
Третья |
Четвертая | Пятая | ||||
ОТИ | ТС | ОТИ | ТС | ОТИ | ТС | ОТИ | ТС | ОТИ | |
Возможный ма-териальный ущерб, млн руб. | Более 500 | Более 500 | От 250 до 500 | От 250 до 500 | От 100 до 250 | От 100 до 250 | От 10 до 100 | Менее 10 | Менее 10 |
Перечень
Характеристика нарушителя
(для ОТИ)
По видам угроз
Тип наруши-теля
Внутренний
Внешний
Комбинированный
Тактика действий
Открытое нападение
Скрытое проникновение
Обманное проникновение
Осведом-ленность
О целях и мотивах совер-шения АНВ
Высокий уровень осведом-ленности об ОТИ
Оснащен-ность
Наличие вспомогательных технических средств
Наличие специальной техники
Наличие стрелкового вооружения и/или СВУ
Наличие тяжелого оружия, оружия массового поражения
Подготов-ленность
Владение техническими средствами и оружием
Подготовленное физическое состояние
Устойчивое психологическое состояние
Суммарное количество баллов
Для удобства применения используются условные оценки степени значимости и вероятности проявления условий и качеств нарушителя для совершения АНВ для соответствующего вида угрозы, определённые по критерию: 1 – «Необязательно»; 2 – «Вероятно»; 3 – «Скорее всего»; 4 – «Почти в каждом случае».
Аналогично используется характеристика нарушителя для потенциальных угроз совершения АНВ в деятельность ТС
Лекция 3.5. Организация процессов и технические средства обеспечения АТБ
Внутриобъектовый режим
Внутриобъектовый режим – совокупность мероприятий и правил по регламенту работы и взаимодействия охраняемых объектов с подразделением охраны, по принятию объектов под охрану и обеспечению порядка передвижения лиц и транспортных средств в контролируемой зоне аэропорта (авиапредприятия). |
· организация патрулирования нарядами охраны территории аэродрома, мест стоянок ВС, объектов УВД и мест хранения материальных ценностей; · внедрение автоматических контрольно-пропускных установок (кабин), обеспечивающих контроль времени прохода через КПП; · введение системы увольнительных записок, для лиц, выходящих из предприятия в течении рабочего дня; · оборудование служебных помещений с ограниченным доступом кодовыми замками и охранной сигнализацией; · контроль состояния пожарной безопасности перед закрытием объектов защиты. |
Виды досмотров
Досмотр является одной из основных функций по защите объектов от АНВ. Так называют контрольные действия службы ТБ по обследованию физических лиц (пассажиров, авиаперсонала, партнёров авиапредприятия и др.), а также ТС, грузов, почты, багажа, ручной клади и личных вещей, находящихся у физических лиц, при их перемещении через границу зоны ТБ или ее части в целях обнаружения предметов и веществ, в отношении которых установлен запрет или ограничение на такое перемещение. |
В перечень запрещённых предметов входят оружие, взрывчатые и опасные вещества и предметы, которые могут быть использованы для совершения АНВ или запрещены к перевозке на ТС в интересах обеспечения безопасности.
Таким образом обеспечивается «стерильность» контролируемой зоны ограниченного доступа (зоны ТБ) в отношении несанкционированного попадания в неё опасных предметов и веществ.
Зона внимания
Степень угрозы
Категории ОТИ
5
4
3
2
1
Уров-ни ТБ
Уров-ни ТБ
Уров-ни ТБ
Уров-ни ТБ
Уров-ни ТБ
(Из ПП РФ от 28.07.2018 г. N 886 « Требования по обеспечению ТБ, учитывающие уровни безопасности для различных категорий ОТИ и ТС ВТ» )
Действия при угрозах
|
Меры, принимаемые на ОТИ
при реагировании на подготовку
Совершения АНВ
Угроза
.
Тема 4.2. Действия в чрезвычайных (кризисных) ситуациях
План урегулирование чрезвычайных (кризисных) ситуаций
5.1.4. Каждое Договаривающееся государство обеспечивает разработку планов на случай непредвиденных обстоятельств и выделение ресурсов для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства. Планы мероприятий на случай непредвиденных обстоятельств отрабатываются на регулярной основе. Из Приложения 17 к Чикагской конвенции ИКАО (издание 9, 2011 г.) |
ПЛАН УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (ПЧС) |
Часть I. ВВЕДЕНИЕ (Цели, сфера применения, основные правила обеспечения безопасности и ликвидации ЧС) |
Часть II. ОБЩИЕ РАЗДЕЛЫ ПЛАНА (Общепринятые для аэропортов темы по общим проблемам безопасности и чрезвычайным ситуациям) 1. ОПИСАНИЕ АЭРОПОРТА И ПРИМЕНИМОСТЬ ПЛАНА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И КООРДИНАЦИЯ ДЕЙСТВИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ 3. КОМАНДНЫЙ ПУНКТ АЭРОПОРТА. ПУНКТЫ СБОРА РЕСУРСОВ 4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ (охрана) АЭРОПОРТА 5. АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 6. МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. 7. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ. ПРЕСС-ЦЕНТР. |
Часть III. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ В АЭРОПОРТУ (Возможные чрезвычайные ситуации и действия различных служб и органов по их ликвидации) 8. ДЕЙСТВИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ, СВЯЗАННЫХ С АКТАМИ НЕЗАКОННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АЭРОПОРТА Захват / угон ВС, угроза взрыва, диверсии (попытки диверсий), блокирование ВС или сооружений аэропорта, несанкционированное на объекты, поджог, беспорядки, саботаж, вымогательство, инциденты и др. кризисные ситуации, связанные с АНВ 9. ДЕЙСТВИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ, СВЯЗАННЫХ С БП Авиационные происшествия, ЧП 10. ДЕЙСТВИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА И ПРИ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЯХ Пожары и взрывы, аварии, стихийные бедствия (землетрясения, бури, ураганы, смерчи, циклоны, цунами, крупный град и т.д.), инфекционная заболеваемость (эпидемия людей и животных) |
Часть IV. ДЕЙСТВЕННОСТЬ ПЛАНА 11. УЧЕНИЯ И АНАЛИЗ ДЕЙСТВЕННОСТИ ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ (Отработка и пересмотр плана действий в ЧС. Цель, штабные учения, ограниченные учения, полномасштабные учения, анализ действий после кризиса) |
Часть V. ПРИЛОЖЕНИЯ К ПЛАНУ 1. Структурная схема оповещения служб и органов 2. Номера телефонов на случай возникновения чрезвычайных ситуаций 3. Карты и схемы аэропорта и прилегающей местности, организационных структур 4. Руководство по действиям персонала аэропорта и авиакомпаний в ЧС 5. Контрольный лист действий на случай ЧС связанной с АНВ 6. Контрольный лист действий на случай кризисной ситуации, связанной с БП 7. Контрольный лист действий на случай ЧС техногенного характера 8. Контрольный лист действий на случай ЧС природного происхождения 9. Опросный лист по плану урегулирования чрезвычайных ситуаций 10. Перечень возможных чрезвычайных ситуаций в аэропорту 11. Перечень оперативной информации по АНВ, представляемой в государственные органы 12. Перечень и состав руководящих документов |
Примечание: Перечень и состав Приложений может постоянно корректироваться и дополняться
различными документами, имеющими отношение к локализации и ликвидации
чрезвычайных ситуаций.
Основные понятия об опасных грузах
Нормативные документы |
При обеспечении безопасной перевозки опасных грузов (ОГ) на борту воздушных судов ГА, руководствуются следующими нормативными документами: Приложение 18 к Конвенции о международной гражданской авиации «Безопасная перевозка опасных грузов по воздуху». ИКАО, изд. третье, Июль 2001 г.; Технические инструкции по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху (Doc 9284) ИКАО; ФАП «Правила перевозки опасных грузов воздушными судами гражданской авиации» (утв. приказом Минтранса РФ от 5 сентября 2008 г. N 141 и распространяются на полёты ВС ГА в воздушном пространстве РФ, эксплуатируемых российскими эксплуатантами, а также на наземное обслуживание ВС в гражданских аэропортах (аэродромах) РФ); ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка». |
Понятие опасного груза |
Опасный груз - изделие или вещество, которое при его перевозке на ВС способно создать угрозу для здоровья людей, безопасности полёта, имущества или окружающей среды. Основные виды угроз, возникающих при перевозке опасных грузов: • взрывоопасность; • радиоактивность; • опасная для здоровья токсичность; • легковоспламеняемость, способность к самовоспламенению; • разъедающее, коррозийное действие; • опасность заражения и др. |
Номера классов и категорий
Класс 2 — Газы
2.1 — Легковоспламеняющиеся газы
2.2 — Невоспламеняющиеся нетоксические газы
2.3 — Токсические газы
Патроны
Сухой лед
Выделяющие тепло изделия | ||||
С разрешения эксплуатанта выделяющие тепло изделия (т. е. оборудова-ние, приводимое в действие батареей, такое как подводные фонари и паяль-ное оборудование, которые при случайном включении могут вызвать пожар) только в ручной клади, источник энергии должен быть снят | Во всех других случаях | |||
Опасные грузы в авиапочте В соответствии с Конвенцией Всемирного почтового союза в почте не разрешается перевозить опасные грузы. Однако в качестве почтового отправления могут перевозиться некоторые категории опасных грузов - инфекционные вещества и твердая двуокись углерода (сухой лед), если сухой лед используется в качестве хладагента для данных инфекционных веществ; - радиоактивные материалы с малой активностью. Опасные грузы эксплуатанта К этой категории опасных грузов относятся: Технические средства обеспечения безопасности жизнедеятельности (рис.6.2). 2. Опасные грузы, предназначенные для использования и продажи на борту ВС (аэрозоли, алкогольные напитки, духи, одеколоны, безопасные спички. 3. Сухой лед, предназначенный для охлаждения пищевых продуктов и напитков при обслуживании на борту ВС. Упаковывание опасных грузов Опасные грузы упаковываются и перевозятся в упаковочных комплектах (ёмкости или другие компоненты или материалы, которые необходимы для обеспечения функции по удержанию содержимого) в соответствии с действующими Правилами и техническими инструкциями. Обязанности эксплуатанта Эксплуатант не принимает опасные грузы для перевозки на ВС: v если опасные грузы не сопровождаются декларацией грузоотправителя на опасный груз, за исключением случаев, указанных в Технических инструкциях о том, что наличие такого документа не требуется; v без проверки грузового места, внешней упаковки или грузового контейнера с опасными грузами в соответствии с порядком, установленным в технических инструкциях; v если упаковочные комплекты не защищены и не снабжены прокладками, предотвращающими повреждение упаковочных комплектов, утечку опасного груза и обеспечивающими осуществление контроля за его перемещением внутри внешней упаковки в обычных условиях перевозки опасных грузов воздушными судами. Грузовые места, внешние упаковки с опасными грузами и грузовые контейнеры с радиоактивными материалами проверяются на отсутствие признаков повреждений или утечки также при выгрузке из ВС или из средства пакетирования опасных грузов. Опасные грузы не перевозятся в салоне пассажирского ВС или в кабине экипажа ВС, за исключением обстоятельств, предусмотренных техническими инструкциями. Перечень учебной литературы а) основная литература: 3. Безопасность полётов: учебник для вузов / Б. В. Зубков, С. Е. Прозоров; под ред. Б. В. Зубкова - Ульяновск : УВАУ ГА(И), 2013. - 451с 4. Авиационная безопасность: учебник для вузов / Б. В. Зубков, С. Е. Прозоров, С. И. Краснов, В. М. Ильин; под ред. С. Е. Прозорова. - Ульяновск : УВАУ ГА(И), 2014. - 387с б) учебно-методическая литература по проведению практических (семинарских) занятий: 5. Федеральный закон РФ «О транспортной безопасности» от 09.02. 2007 № 16-ФЗ. 6. Руководство по управлению безопасностью полётов, Doc 9859AN/460, ИКАО, 2006 7. Правила проведения предполетного и послеполетного досмотра. Утв. приказом Минтранса России от 25.07.07г № 104 8. Требования авиационной безопасности к аэропортам. ФАП. Утв. приказом Минтранса России от 28.11.2005 №142 9. Правила перевозки опасных грузов воздушными судами гражданской авиации. ФАП. Утв. приказом Минтранса РФ от 05.09.2008 N 141
БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ | ||||
Направление подготовки | 23.03.01 Технология транспортных процессов | |||
Квалификация (степень) | бакалавр | |||
Профиль подготовки | Организация перевозок и управление на воздушном транспорте | |||
Лекции | 30 | час. | ||
Практические занятия | 20 | час. | ||
Зачет дифф. | 8 | сем. | ||
№ П/п |
Раздел д исциплины | |
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ. КОНЦЕПЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ | ||
1. | Тема 1.1. Введение. Концепция безопасности на ВТ, основные понятия и определения в сфере безопасности полетов (БП) и авиационной транспортной безопасности (АТБ) | |
2. | Тема 1.2. Факторы угроз и принципы обеспечения безопасности на ВТ | |
РАЗДЕЛ 2. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БП НА ВТ | ||
3. | Тема 2.1. Государственная система обеспечения безопасности полетов ГА РФ | |
4. | Тема 2.2. Нормативное правовое регулирование деятельности в сфере БП | |
5. | Тема 2.3.Государственный контроль и надзор в области БП | |
6. | Тема 2.4. Государственная и корпоративные системы управления БП (СУБП) | |
7. | Тема 2.5. Основные меры по обеспечению приемлемого уровня БП в СУБП | |
8. | Тема 2.6. Обеспечение БП в деятельности по организации транспортных процессов на ВТ | |
РАЗДЕЛ 3. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ АТБ НА ВТ | ||
9. | Тема 3.1. Государственная система обеспечения АТБ в ГА РФ | |
10. | Тема 3.2. Нормативное правовое регулирование деятельности в сфере АТБ | |
11. | Тема 3.3. Террористическая составляющая угроз деятельности ГА и меры противодействия терроризму | |
12. | Тема 3.4. Категорирование объектов и оценка их уязвимости. | |
13. | Тема 3.5. Организация процессов и технические средства обеспечения АТБ | |
14. | Тема 3.6. Меры, требования и управление риском в системе обеспечения АТБ | |
15. | Тема 3.7.Обеспечение АТБ при выполнении транспортной деятельности |
№ п\п | Тематика практических занятий |
ПЗ цикла 1 | |
ПЗ №1 | Классификация негативных событий в безопасности и нормирование вероятностей возникновения особых ситуаций в полёте |
ПЗ №2 | Классификация актов незаконного вмешательства (АНВ) в авиационной транспортной безопасности (АТБ). Динамика и хроника АНВ в ГА РФ и мире |
ПЗ цикла 2 | |
ПЗ №3 | Определение основных показателей состояния безопасности полётов и оценка уровня риска по результатам наблюдений с использованием норм вероятностей возникновения особых ситуаций в полёте. |
ПЗ №4 | Оценка уровня риска по результатам наблюдений с использованием статистических данных о частоте наступления классифицированных негативных событий. |
ПЗ №5 | Нормативные правовые акты РФ в сфере БП (обсуждение с реферативными презентациями студентов). |
ПЗ №6 | Просмотр и обсуждение учебных видеофильмов по БП. Презентации рефератов. Итоговая аттестация по циклу 2 практических занятий |
ПЗ цикла 3 | |
ПЗ №7 | Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств гражданской авиации |
ПЗ №8 | Экспертная оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств гражданской авиации |
ПЗ №9 | Нормативные правовые акты РФ в сфере АТБ (обсуждение с реферативными презентациями студентов). |
ПЗ №10 | Просмотр и обсуждение учебных видеофильмов по АТБ. Презентации рефератов. Итоговая аттестация по циклу 3 практических занятий |
Литература
Дата: 2019-04-23, просмотров: 531.