План лекции.
1. Мышление, его виды и формы.
2. Мыслительные операции.
1. МЫШЛЕНИЕ, ЕГО ВИДЫ И ФОРМЫ
Мышление – познавательный психический процесс – процесс опосредованного и обобщенного отражения человеком предметов и явлений объективной действительности в их существенных связях и отношениях.
Опосредованное означает то, что мы в состоянии выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путем анализа косвенной информации. Например, выйдя утром рано на улицу, мы видим лужи, мы можем сделать вывод о том, что ночью был дождь.
Обобщенное означает мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам, то есть мы объединяем отдельные качества, свойства в целостную картину мира. Например, лужи, сырость, серое небо позволяют нам сделать вывод о дожде ночью. Или, мы знаем, что если к листу бумаги преподнести зажженную спичку, то он загорится (мы отразили общее свойство бумаги и применили его к единичному предмету).
Существенные связи означают то, что мы выделяет основные, важнейшие характеристики предметов и, затем, объединяем именно их.
Виды мышления:
Критерий | Виды мышления |
По характеру решаемых задач
По форме
(по уровню обобщения)
По развернутости
По новизне и оригинальности
Формы мышления:
Понятие – это отражение общих и существенных свойств предметов и явлений. В основе понятий лежат знания об предметах и явлениях. Понятия подразделяют на:
- конкретные - отражаются определенные предметы и явления (к примеру, "мебель", "растения", "животные").
- абстрактных - отражаются существенные признаки и свойства, отделенные от самих объектов ("вес", "мужество", "храбрость", "добро", "зло" и т.д.).
- общие - те, которые охватывают целый класс однородных предметов или явлений, носящих одно и тоже название (например, понятия «стул», «человек», «болезнь» и др.). В общих понятиях отражаются признаки, свойственные всем предметам, которые объединены соответствующим понятием.
- единичные - понятия, обозначающие какой-либо один предмет (например, «Днепр», «Киев» и т.д.). Единичные понятия представляют собой совокупность знаний о каком-либо одном предмете, однако при этом отражают свойства, которые могут быть охвачены другими, более общими понятиями. Например, в понятие «Днепр» входит то, что это река, которая течет по территории Украины. Следует отметить, что любые общие понятия возникают лишь на основе единичных предметов и явлений.
Суждение – понимание связи конкретного предмета или явления с другими предметами или явлениями
Умозаключение – формирование новых суждений на основе преобразования уже имеющихся. Умозаключение опирается на понятия и суждения.
Может быть:
индуктивным (способ рассуждения от частного к общему)
дедуктивным (от общего к частному).
2. МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ
Умственные действия – это операции, которые человек осуществляет в умственном плане, это оперирование образами предметов с помощью понятий. В зависимости от того, какие образы играют при этом ведущую роль, умственные действия могут быть сенсорными, перцептивные и мыслительными. Умственные действия происходят мысленно при помощи речи. В умственных действиях можно выделить главные составные элементы или процессы – мыслительные операции. К ним относятся: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация, систематизация.
Анализ – мысленное расчленение чего-либо на части или мысленное выделение отдельных свойств предметов (их цвет, форму и т.д.). Например, анализ стихотворения, анализ такого понятия как «мышление» и т.д.
Синтез – мысленное соединение отдельных частей предметов или явлений в одно целое, мысленное сочетание отдельных свойств. Например, целостный образ человека (его характер, темперамент, способности, особенности памяти, мышления, его отношение к окружающим и т.д.).
Сравнение – операция установления сходства и различия между предметами и явлениями окружающей действительности. Например, можно сравнить двух человек по внешности, характеру; сравнить познавательные процессы: восприятие и мышление; сравнить города, животных и т.д.
Абстрагирование – мысленное отделение одних признаков и свойств предметов от других и от самих предметов, которым они свойственны. Например, используя такое понятие как «стол», мы представляем некий образ целого класса предметов. В этом понятии объединяются наши представления о разных столах. Для того, чтобы сформировать данное понятие, нам пришлось отвлечься от целого ряда частных свойств и признаков, характерных только для определенного объекта или отдельной группы объектов, которые определяется сформированным нами понятием.
Конкретизация – представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению. Например, конкретизацией понятия «фрукт» является понятие яблоко.
Обобщение – это мысленное объединение предметов, явлений в группы по существенным признакам. Например, мы можем обобщить такие понятия как «стул», «стол» «кровать», «шкаф» понятием «мебель».
Классификация – группировка объектов по видовым, родовым и другими признакам; объединение объектов на основании их совместных существенных признаков. Например, можно выполнить классификацию по группам: одушевленные – неодушевленные, люди – техника – животные …
Систематизация – упорядочение знаний на основании предельно широких общих признаков групп объектов. Систематизация обеспечивает разграничение и дальнейшее объединение не отдельных объектов, как это имеет место при классификации, а их групп и классов.
ТЕМА 2.4. РЕЧЬ. ВНИМАНИЕ
План лекции.
1. Речь, ее виды.
2. Внимание, его виды и свойства.
1. РЕЧЬ, ЕЕ ВИДЫ
Речь - процесс использования языка в процессе общения. В отличие от речи язык есть средство общения людей друг с другом.
Язык – система словесных знаков, опосредствующих психическую (прежде всего интеллектуальную) деятельность.
Язык возникает в процессе становления человека как общественного существа, в процессе совместной трудовой деятельности людей. Язык является общественным явлением, важнейшим способ организации человеческих отношений. Единицей языка является слово. Слово имеет две стороны: внешнюю звуковую (фонетическая стона); внутреннюю смысловую (семантическая сторона).
Речь является специфически человеческой деятельностью. Речь, а вместе с ней и язык возникли впервые лишь в человеческом обществе, в трудовой деятельности.
Речь связана с мышлением человека. Она является инструментом мышления.
Речь не может существовать вне языка. С другой стороны, язык остается живым только при условии, когда активно используется людьми. Язык развивается и совершенствуется в процессе общения.
Физиологическим основанием речи является условно-рефлекторная деятельность коры больших полушарий головного мозга. Раздражителями для нее являются слова, «сигналы сигналов» (И.П.Сеченов), заменяющие предметы и их свойства. Как раздражитель слово существует в трех формах: слово услышанное, слово увиденное, слово произнесенное.
Системы, обеспечивающие речь, могут быть разделены на две группы: периферические (голосовой аппарат и органы слуха) и центральные (определенные структура головного мозга).
Виды речи:
Внешняя речь связана с процессом общения, обменом информацией, она направлена на общение с другими людьми.
Устная - это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух - с другой.
Монологическая - это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли.
Диалогическая - это разговор, в котором участвует не менее двух собеседников.
Письменная речь – это речь в письменной форме. Письменная речь является разновидностью монологической. Особенностями письменной речи является: отсутствие непосредственного контакта с собеседником, боле развернутый текст, структурная сложность (строгое соблюдение правил грамматики, подбора слов и выражений).
Внутренняя речь не направлена на общение с другими людьми. Человек пользуется внутренней речью, когда обдумывает что-то, планирует свои действия, не выражая их вслух и не записывая на бумаге, не входя в контакт с людьми. Главной особенностью внутренней речи является ее беззвучность, хотя она и нередко проявляется в форме шепота, а иногда начинает звучать, переходя в разговор с самим собой. Также ее особенностями является то, что она сильно сокращена, отрывочна, в ней опускается большинство второстепенных членов предложения. Внутренняя речь порождается потребностью выразить что-то устно или письменно, спланировать, построить схему действий, перед тем, как реализовать их практически.
Внешняя и внутренняя речь человека находятся в постоянной взаимосвязи и в постоянных взаимных переходах.
Современные исследователи также выделяют кинетическую речь – это эмоционально-выразительные элементы речи (например, жесты, которые использует любой человек при общении или жесты-символы, используемые глухонемыми). Мы часто сопровождаем свою внешнюю или внутреннюю речь кинетической речью.
2. ВНИМАНИЕ, ЕГО ВИДЫ И СВОЙСТВА
Внимание – познавательный психический процесс – направленность и сосредоточенность сознания человека на предметы, явления окружающей действительности или собственные переживаниях при одновременном отвлечении от всего остального.
Под направленностью психической деятельности (сознания) подразумевается избирательный характер психической деятельности, т.е. выделение из окружающей действительности значимых для человека конкретных предметов, явлений или выбор определенного рода психической деятельности, с сохранением деятельности на определенный промежуток времени. Например, читаю книгу, человек направляет свое сознание на содержание текста и в течение определенного промежутка времени сохраняет в поле своего внимания текст, его содержание.
Под сосредоточенностью подразумевается углубленность (степень углубленности) в деятельность при отвлечении от всего постороннего, т.е. человек, сосредоточиваясь на чем-то одном, не замечает всего остального.
Направленность и сосредоточенность тесно связаны между собой. Одно не может существовать без другого.
Виды внимания:
Критерий | ||
Дата: 2019-04-23, просмотров: 235.