ТЕМА 1.2. ПСИХИКА, СОЗНАНИЕ, БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

План лекции

1. Понятие психики.

2. Мозг и психика

3. Структура психики человека.

4. Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза.

5. Сознание и бессознательное.

6. Психика и организм.

 

1. ПОНЯТИЕ ПСИХИКИ

Психика – свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение.

Психическое отражение не является зеркальным, механическим копированием мира (как зеркало или фотоаппарат). Оно всегда сопряжено с поиском, выбором; связано с какой-то необходимостью, с потребностями. Это субъективное избирательное отражение объективного мира, т.к. принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от особенностей субъекта: от его интересов, эмоций, особенностей органов чувств и уровня мышления, (одну и ту же объективную информацию разные люди могут воспринимать по-своему, причем каждый из них обычно думает, что именно его восприятие самое верное). Таким образом, субъективное психическое отражение, субъективная реальность может отличаться частично или значимо от объективной реальности. Психика – это субъективный образ объективного мира.

Функции психики:

1) отражение окружающей действительности,

2) сохранение целостности организма,

3) регуляция поведения.

Данные функции взаимосвязаны между собой и обеспечивают адаптацию живого организма к условиям окружающей среды.

 

2. МОЗГ И ПСИХИКА

Материальной основой психики является нервная система.

Нервная система человека важнейшая система, регулирующая все процессы в организме и обеспечивающая его оптимальное взаимодействие с окружающим миром.

Нервная система делится на:

- центральную

* головной мозг (в частности кора больших полушарий состоящая из нейронов – рабочих клеток головного мозга)

* спинной мозг

- периферическую

* нервные окончания (рецепторы)

* нервные волокна (проводящие пути)

* нервные узлы

Функции центральной нервной системы:

- обработка и анализ информации получаемой из внешней среды;

- организация ответной реакции в ответ на раздражение из внешней среды.

Функции периферической нервной системы:

- восприятие и передача информации об особенностях раздражителей в ц.н.с. из внешней среды;

- передача команды от ц.н.с. на рабочие органы (мышцы, железы внешней и внутренней секреции).

Человеческий мозг насчитывает 10 видов связанных между собой и взаимодействующих нейронов (нервных клеток). Тела нервных клеток составляют серое вещество мозга, а белое – скопление аксонов и дендритов. В составе рефлекторной дуги по своей функциональной значимости различают три вида нейронов:

афферентные – способные воспринимать раздражения из внешней и внутренней среды и передавать в мозг;

центральные – обрабатывающие сигнал от афферентных нейронов и передающие его эфферентным нейронам;

эфферентные – передающих сигнал от центральных нейронов на рабочий орган.

Теоретически обосновал сущность рефлекторной природы психики Сеченов в труде «Рефлексы головного мозга». И.П. Павлов экспериментально проверил и доказал правильность теории о том, что психика имеет рефлекторный характер.

Рефлекс – закономерная ответная реакция организма на внешние или внутренние раздражители, которая осуществляется при помощи нервной системы.

Виды рефлексов:

- безусловный – врожденная реакция организма осуществляемая при помощи реакции нижележащих отделов нервной системы (мозговой ствол, спинной мозг)

- условный – приобретенная в течении индивидуальной жизни форма реакции на раздражители, которая осуществляется вышележащими отделами ц.н.с. (кора головного мозга)

Условный рефлекс образуется, когда условный раздражитель совпадает безусловному или предшествует ему. В коре головного мозга образуются временные нервные связи между соответствующими центрами и определяют высшую нервную деятельность.

Высшая нервная деятельность характеризуется различным соотношением двух основных процессов: возбуждения и торможения.

Возбуждение – это функциональная активность нервных клеток и центров коры головного мозга.

Торможение – это затухание активности нервных клеток и центров коры головного мозга.

 

 

Нервные процессы возбуждения и торможения характеризуются:

- силой;

- уравновешенностью;

- подвижностью.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 240.