II сигнальн ая систем а |
Относятся словесные раздражители заменяющие действия первосигнальных, непосредственных раздражителей. Эта система может функционировать лишь на основании и в тесной взаимосвязи с I сигнальной системой (когда кто то говорит нам «лимон», то мы почти чувствуем его кислоту и мы можем скривиться). |
I сигнальн ая систем а |
Относятся все непосредственные раздражители, которые действуют на органы чувств (цвет, запах, звук, прикосновение и др.) на основе которых можно образовать условный рефлекс. Их еще называют условными раздражителями (а безусловные – жизненно важные (еда, боль и т. д.). В сочетании с безусловными раздражителями образуются условные рефлексы. Эта система имеется как у животных, так и у человека. |
3. СТРУКТУРА ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА
Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений: психические процессы; психические состояния; психические свойства.
ПРОЦЕССЫ
(динамичны)
Это отражение окружающего мира в разных формах психики. «Процесс» обозначает течение явления, имеющего начало, развитие и конец.
4. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ПРОЦЕССЕ ФИЛОГЕНЕЗА И ОНТОГЕНЕЗА
Филогенез– это историческое развитие чего-либо в процессе эволюции.
Нервная система живых организмов в процессе эволюции усложнялась, усложнялись их реакции на внешние воздействия:
1. Безусловные рефлексы (врожденные) – простейшие механизмы реагирования.
2. Инстинкты – сложно организованные цепи безусловных рефлексов, позволяющие осуществлять сложные виды поведения.
3. Условные рефлексы (приобретенные) – выработанная реакция, подкрепленная стимулом.
4. Рассудочная деятельность (интеллектуальные действия) – высшая форма деятельности животных, включающая нестереотипные решения сложных задач и перенос операций, усвоенных в предшествующем индивидуальном опыте.
5. Разум, сознание, мышление – высшая форма психики.
Этапы развития психики
№ | Название этапа развития психики | У каких организмов впервые отмечается | Основное содержание этапа |
1 | Развитие сенсорных процессов животных | Начиная с кишечно-полостных животных и червей | • Развитие органов перецепции — обоняния, зрения, слуха, осязания и др., позволяющее более точно дифференцировать внешние раздражения; • формирование способности примитивных животных распознавать воздействие внешних и внутренних раздражителей и дифференцированно отвечать па них; • возникновение простейших психических явлений — ощущений; • возникновение простейшего механизма реагирования — безусловного рефлекса |
2 | Развитие перцептивных процессов животных | Высшие моллюски, насекомые, позвоночные животные | • У животных формируется сложная нервная система с большим количеством нейронов; • наблюдается значительное развитие и усложнение рецепторных процессов, а также усложняется их роль в поведении; • большую роль играют инстинкты — сложно организованные цепи безусловных рефлексов, позволяющие осуществлять сложные виды поведения; • возникают условные рефлексы; • появляется предметно-образное отражение действительности |
3 | Развитие интеллектуальных действие животных (рас-судочная деятельность) | У млекопитающих и ряда птиц | • Появляется способность к интеллектуальному поведению при возникновении препятствий на пути достижения цели, при этом интеллектуальные действия носят примитивный характер и не являются следствием знания объективных законов природы; • изобретенные способы действий не передаются от одного животного к другому и не являются, таким образом, продуктом видового развития |
4 | Развитие сознания человека | Начиная с древнейших людей — Homohabilis — «Человека умелого» | • Руки становятся органом труда — преобразования предметов по сознательно намеченному плану; • появляется способность к мышлению; • появляется потребность к общению с другими людьми; • появление речи содействует развитию абстрактного мышления; • появляется способность познавать общее и особенное в окружающей действительности |
5 | Развитие самосознания человека | Начиная с современного человека — Homo sapiens — «Человека разумного» | • Развивается познание себя путем познания других; • возникает процесс самопознания путем анализа собственной деятельности и поведения; • появляется возможность самоконтроля и самовоспитания |
Онтогенез– индивидуальное развитие чего-либо (в частности, психики).
Новорожденность
(0 – 1 месяц)
Ведущая деятельность – рефлекторные реакции.
Появление зрительного и слухового сосредоточения, возможность появления условных рефлексов на зрительные и слуховые раздражители.
Появление улыбки — готовность общения со взрослым
Комплекс оживления — эмоционально-положительная реакция на взрослого –
основное новообразование этапа новорожденности
При патологическом течении кризиса – равнодушие к взрослому, отсутствие реакции на игрушки, задержка развития
Младенчество
(1 месяц – 1 год)
Важная деятельность для нормального развития – эмоциональное общение ребенка и матери –
служит признаком физического и психического здоровья, формирует привязанность к матери, базовое доверие к миру
Ходьба — первое основное новообразование младенческого возраста.
Второе основное новообразование этого возраста — появление первого слова.
ПРИЧИНЫ КРИЗИСА 1 ГОДА: Нарастание противоречия между потребностями в познании окружающего мира и еще недостаточными возможностями для их удовлетворения.
При нарушениях привязанности к матери:
· дети испытывают проблемы в психическом развитии, формируется задержка речи;
· проблемы в установлении взаимоотношений со сверстниками и окружающими;
· формируется тревожность, страхи, неуверенность в себе;
· отставание в развитии движений;
· в дальнейшем у взрослых проявляется как недоверие, тревожность, невротизм, избегание близких отношений, неспособность любить.
Раннее детство
(1 - 3 года)
Ведущая деятельность раннего детства — предметная деятельность
Появляется способность понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми.
Развитие восприятия, памяти, наглядно-образного мышления.
Появляются игровые действия (игры — подражания действиям взрослых).
Ребенок проверяет свою независимость от матери, способность выпустить мать из поля зрения и верить, что она придет.
КРИЗИС 3-х ЛЕТ: ломка взаимоотношений между ребенком и взрослым
Новообразования раннего возраста:
· возникает самостоятельность, независимость и самосознание («Я — сам!»);
· инициатива, личное действие, отличающееся от действий взрослого.
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ ПРИ НЕПРАВИЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЯХ РОДИТЕЛЕЙ:
· Страх и тревога: страх наказания, темноты, незнакомых вещей, сказочных персонажей и пр. (В последствии – личностная тревожность, развитие невроза, отчуждение от родителей, лживость).
· Отсутствие независимости, самостоятельности (автономии). (В последствии – негативизм, капризы, сомнения в своих возможностях, чувство стыда).
· Желание привлекать к себе внимание, властвовать над взрослыми, сверстниками, желание избежать неудачи, отомстить. (В последствии – формирование эгоизма).
Дошкольный возраст
(3—6 лет)
Ведущая деятельность — игра.
Развитие познавательных процессов.
Развитие воли.
Развитие моральных суждений, чувства вины.
Формирование самостоятельности.
КРИЗИС 7 ЛЕТ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ:
· Интеллектуальная незрелость: синдром дефицита внимания и гиперактивность, трудности в овладении речью. (В последствии – задержка психического развития).
· Агрессивное поведение вследствие положительного подкрепления агрессии, физических наказаний. (В последствии – дезадаптация в социуме, деструкции в общении, трудности в саморегуляции, деспотизм, критиканство).
· Подавление самостоятельности взрослыми (В последствии – безинициативность, неуверенность, чувство вины, боязнь ответственности, зависимость).
Младший школьный возраст
(6—11 лет)
Ведущая деятельность—учеба.
Развитие рефлексии.
Формирование внутреннего плана действий.
Появляется новый авторитет - учитель
Формируется самооценка на основе оценивания учителями достигнутых результатов в учении: неверие в свои сипы, чувство неполноценности ИЛИ уверенность в себе, компетентность
КРИЗИС 11 ЛЕТ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ:
· Трудности освоения учебной деятельности, несформированность мотивов учения.
· Эмоциональное неблагополучие: тревожность, низкая самооценка, страхи школы, вызова к доске, контрольных работ, агрессия, плохое настроение. (В последствии – страх, лживость, одиночество и незащищенность).
· Несформированность ответственности. Причины: гиперопека, жесткий контроль со стороны родителей. (В последствии – зависимость от родителей, неуверенность в себе, ориентация на внешний контроль, боязнь принимать решения).
Подростковый возраст
(11—14 лет)
Ведущая деятельность — общение со сверстниками.
Интенсивное половое созревание и развитие, бурная физиологическая перестройка организма.
Неустойчивая эмоциональная сфера, всплески и неуправляемость эмоций и настроений.
Формирование самосознания своего "Я", эгоцентричности
Самоутверждение своей самостоятельности и индивидуальности. Формирование самооценки, характера. Формирование собственных взглядов, выбор референтной группы
Возникает «чувство взрослости». Появление сексуальных влечений и интересов. Протест против диктата взрослых
КРИЗИС 17 ЛЕТ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ:
· Негативные взаимоотношения в семье вследствие авторитарного стиля воспитания. (В последствии – эмоциональные травмы, формирование алкогольной, наркотической зависимостей, перенос проблемных отношений с родителями в собственную семью, принятие ценностей асоциальных групп).
· При низком самоуважении - закрытость, уход в мечты, болезненная реакция на критику, чувство неполноценности, утверждение себя за счет окружающих.
· Невозможность занять достойное место среди сверстников, неумение общаться, агрессия, невоспитанность, неряшливый вид. Последствия: правонарушения, криминальные группы.
· Проблемы, связанные с сексуальными переживаниями. Причины: невозможность удовлетворения сексуального влечения, отсутствие опыта совладания с ним, отсутствие навыков сексуального поведения. Последствия: осознание неумелости сексуального поведения и трудности, связанные с ее преодолением, развитие половой идентификации.
Юность
(14 — 18 лет)
Ведущая деятельность — учебно-профессиональная.
Формируется самосознание — представление о себе самом.
Формируется собственное мировоззрение.
Стремление приобрести профессию — основной мотив познавательной деятельности.
Возникает первое чувство любви, дружбы.
Молодость
(18—28 лет)
Ведущая деятельность — социально-личностное общение.
Зрелость в умственном, нравственном отношении.
Пик интеллектуальных и познавательных возможностей.
Принятие ответственных решений: выбор и овладение профессией, выбор стиля и своего места в жизни.
Выбор спутника жизни, создание своей семьи, активность в сексуальной сфере.
Взрослость
(28—45 лет)
Ведущая деятельность — профессиональная.
Убежденность, сложившееся мировоззрение.
Критичность и самокритичность.
Пик профессиональных достижений.
КРИЗИС СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ 40 ЛЕТ
Кризис середины жизни - это психологический феномен, переживаемый людьми, достигшими возраста 40-45 лет, и заключающийся в критической оценке и переоценке того, что было достигнуто в жизни к этому времени. К сожалению, очень часто эта переоценка приводит к пониманию того, что «жизнь прошла бессмысленно и время уже потеряно». В результате депрессивные состояния становятся доминирующими в общем фоне настроений.
У подавляющего большинства людей переход в средний возраст происходит незаметно и плавно. Они считают, что средний возраст - это переходный период, связанный с переопределением целей.
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ В ЮНОСТИ И МОЛОДОСТИ:
· Проблемы в познавательной деятельности: противоречия между необходимым и имеющимся уровнем знаний, потребность в высокой оплате труда и ее отсутствием, необходимостью обучаться и отсутствием познавательной активности.
· Проблемы в освоении профессии: несовпадений профессиональных ожиданий и действительности (18-20 лет), кризис профессионального роста – неудовлетворенность процессом и результатом профессиональной деятельности (23-25 лет), кризис профессиональной карьеры (30-35 лет) – неудовлетворенность своим профессиональным статусом.
· Проблемы в семье: потребность быть в близких отношениях и сохранить автономию (одиночество как образ жизни), боязнь интимности, ревность, желание отделиться от родительской семьи и финансовая зависимость от родителей.
Зрелость
(45—65 лет)
Ведущая деятельность – преодоление кризиса середины жизни.
Достижение вершин в управленческой деятельности.
Подтверждение своей значимости для других.
Выработка нового образа Я.
Переосмысление жизненных целей.
КРИЗИС 65 ЛЕТ:
· Проблемы профессионализации: 40-42 года – осознание остановки в развитии, профессиональные деформации, 55-60 лет - кризис утраты профессиональной деятельности, уход на пенсию.
· Переживания, связанные с ухудшением здоровья.
Старость
(от 65 лет)
Ведущая деятельность – приспособление к старению.
Выход на пенсию и прекращение активной трудовой деятельности.
Сужение пространства межличностных отношений.
Изменения в психике.
Мудрость как приобретение старости.
Проблемы: ожидания пожилых людей игнорируются родственниками, лишение возможности быть полезным, потребность общаться с внуками и необходимость жить врозь (синдром «опустошения гнезда»).
5. СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
Сознание человека– высшая форма психического отражения объективнойдействительности (окружающего мира), обусловливающая формирование учеловека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.
Часто под сознанием понимают заключенные в психике человека возможности отдавать отчет о месте, времени, окружающей обстановке, состоянии и образе действий собственной личности.
К признакам сознания относятся речь, мышление, способность создавать модель окружающего мира в виде образов и понятий.
В структуру сознания входит ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 201.