Первая и вторая сигнальная система
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
II сигнальн ая систем а
Относятся словесные раздражители заменяющие действия первосигнальных, непосредственных раздражителей. Эта система может функционировать лишь на основании и в тесной взаимосвязи с I сигнальной системой (когда кто то говорит нам «лимон», то мы почти чувствуем его кислоту и мы можем скривиться).

 

 

I сигнальн ая систем а
Относятся все непосредственные раздражители, которые действуют на органы чувств (цвет, запах, звук, прикосновение и др.) на основе которых можно образовать условный рефлекс. Их еще называют условными раздражителями (а безусловные – жизненно важные (еда, боль и т. д.). В сочетании с безусловными раздражителями образуются условные рефлексы. Эта система имеется как у животных, так и у человека.

 

 

3. СТРУКТУРА ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений: психические процессы; психические состояния; психические свойства.

 

ПРОЦЕССЫ

(динамичны)

Это отражение окружающего мира в разных формах психики. «Процесс» обозначает течение явления, имеющего начало, развитие и конец.

СОСТОЯНИЯ (статичные моменты проявления психики) Имеющийся в данный момент уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности человека. Например: бодрость или подавленность, усталость или работоспособность, хорошее настроение или плохое и пр. Психические состояния имеют рефлекторную природу: возникают под влиянием ситуации. Они могут влиять на течение психических процессов: при страхе, например, может искажаться восприятие информации. СВОЙСТВА (устойчивые психические особенности личности, которые закреплены и проявляются в ее структуре) Устойчивые образования, характеризующие человека, регулирующие его поведение. Например: агрессивность, вспыльчивость, смелость, честность.   Познавательные С помощью психических процессов человек познает мир, приобретает знания (поэтому они называются познавательными процессами). Эмоционально - волевые     -ощущения -эмоции -устойчивый интерес -направленность -восприятие -чувства -творческий подъем (мотивы, интересы, -память -воля -убежденность мировоззрение и т.д.) -мышление   -сомнение -темперамент -воображение   -апатия -характер -внимание   -угнетенность -способности -речь   др.  

 

 

4. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ПРОЦЕССЕ ФИЛОГЕНЕЗА И ОНТОГЕНЕЗА

Филогенез– это историческое развитие чего-либо в процессе эволюции.

Нервная система живых организмов в процессе эволюции усложнялась, усложнялись их реакции на внешние воздействия:

1. Безусловные рефлексы (врожденные) – простейшие механизмы реагирования.

2. Инстинкты – сложно организованные цепи безусловных рефлексов, позволяющие осуществлять сложные виды поведения.

3. Условные рефлексы (приобретенные) – выработанная реакция, подкрепленная стимулом.

4. Рассудочная деятельность (интеллектуальные действия)высшая форма деятельности животных, включающая нестереотипные решения сложных задач и перенос операций, усвоенных в предшествующем индивидуальном опыте.

5. Разум, сознание, мышлениевысшая форма психики.

 

Этапы развития психики

 

Название этапа развития психики У каких организмов впервые отмечается Основное содержание этапа
1 Развитие сенсорных процессов животных Начиная с кишечно-полостных животных и червей • Развитие органов перецепции — обоняния, зрения, слуха, осязания и др., позволяющее более точно дифференцировать внешние раздражения; • формирование способности примитивных животных распознавать воздействие внешних и внутренних раздражителей и дифференцированно отвечать па них; • возникновение простейших психических явлений — ощущений; • возникновение простейшего механизма реагирования — безусловного рефлекса
2 Развитие перцептивных процессов животных Высшие моллюски, насекомые, позвоночные животные • У животных формируется сложная нервная система с большим количеством нейронов; • наблюдается значительное развитие и усложнение рецепторных процессов, а также усложняется их роль в поведении; • большую роль играют инстинкты — сложно организованные цепи безусловных рефлексов, позволяющие осуществлять сложные виды поведения; • возникают условные рефлексы; • появляется предметно-образное отражение действительности
3 Развитие интеллектуальных действие животных (рас-судочная деятельность) У млекопитающих и ряда птиц • Появляется способность к интеллектуальному поведению при возникновении препятствий на пути достижения цели, при этом интеллектуальные действия носят примитивный характер и не являются следствием знания объективных законов природы; • изобретенные способы действий не передаются от одного животного к  другому и не являются, таким образом, продуктом видового развития
4 Развитие сознания человека Начиная с древнейших людей — Homohabilis — «Человека умелого» • Руки становятся органом труда — преобразования предметов по сознательно намеченному плану; • появляется способность к мышлению; • появляется потребность к общению с другими людьми; • появление речи содействует развитию абстрактного мышления; • появляется способность познавать общее и особенное в окружающей действительности
5 Развитие самосознания человека Начиная с современного человека — Homo sapiens — «Человека разумного» • Развивается познание себя путем познания других; • возникает процесс самопознания путем анализа собственной деятельности и поведения; • появляется возможность самоконтроля и самовоспитания

Онтогенез– индивидуальное развитие чего-либо (в частности, психики).

Новорожденность

(0 – 1 месяц)

Ведущая деятельность – рефлекторные реакции.

Появление зрительного и слухового сосредоточения, возможность появления условных рефлексов на зрительные и слуховые раздражители.

Появление улыбки — готовность общения со взрослым

Комплекс оживления — эмоционально-положительная реакция на взрослого –

основное новообразование этапа новорожденности

При патологическом течении кризиса – равнодушие к взрослому, отсутствие реакции на игрушки, задержка развития

Младенчество

(1 месяц – 1 год)

Важная деятельность для нормального развития – эмоциональное общение ребенка и матери –

служит признаком физического и психического здоровья, формирует привязанность к матери, базовое доверие к миру

Ходьба — первое основное новообразование младенческого возраста.

Второе основное новообразование этого возраста — появление первого слова.

ПРИЧИНЫ КРИЗИСА 1 ГОДА: Нарастание противоречия между потребностями в познании окружающего мира и еще недостаточными возможностями для их удовлетворения.

При нарушениях привязанности к матери:

· дети испытывают проблемы в психическом развитии, формируется задержка речи;

· проблемы в установлении взаимоотношений со сверстниками и окружающими;

· формируется тревожность, страхи, неуверенность в себе;

· отставание в развитии движений;

· в дальнейшем у взрослых проявляется как недоверие, тревожность, невротизм, избегание близких отношений, неспособность любить.

Раннее детство

(1 - 3 года)

Ведущая деятельность раннего детства — предметная деятельность

Появляется способность понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми.

Развитие восприятия, памяти, наглядно-образного мышления.

Появляются игровые действия (игры — подражания действиям взрослых).

Ребенок проверяет свою независимость от матери, способность выпустить мать из поля зрения и верить, что она придет.

КРИЗИС 3-х ЛЕТ: ломка взаимоотношений между ребенком и взрослым

Новообразования раннего возраста:

· возникает самостоятельность, независимость и самосознание («Я — сам!»);

· инициатива, личное действие, отличающееся от действий взрослого.

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ ПРИ НЕПРАВИЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЯХ РОДИТЕЛЕЙ:

· Страх и тревога: страх наказания, темноты, незнакомых вещей, сказочных персонажей и пр. (В последствии – личностная тревожность, развитие невроза, отчуждение от родителей, лживость).

· Отсутствие независимости, самостоятельности (автономии). (В последствии – негативизм, капризы, сомнения в своих возможностях, чувство стыда).

· Желание привлекать к себе внимание, властвовать над взрослыми, сверстниками, желание избежать неудачи, отомстить. (В последствии – формирование эгоизма).

Дошкольный возраст

(3—6 лет)

Ведущая деятельность — игра.

Развитие познавательных процессов.

Развитие воли.

Развитие моральных суждений, чувства вины.

Формирование самостоятельности.

КРИЗИС 7 ЛЕТ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ:

· Интеллектуальная незрелость: синдром дефицита внимания и гиперактивность, трудности в овладении речью. (В последствии – задержка психического развития).

· Агрессивное поведение вследствие положительного подкрепления агрессии, физических наказаний. (В последствии – дезадаптация в социуме, деструкции в общении, трудности в саморегуляции, деспотизм, критиканство).

· Подавление самостоятельности взрослыми (В последствии – безинициативность, неуверенность, чувство вины, боязнь ответственности, зависимость).

Младший школьный возраст

(6—11 лет)

Ведущая деятельность—учеба.

Развитие рефлексии.

Формирование внутреннего плана действий.

Появляется новый авторитет - учитель

Формируется самооценка на основе оценивания учителями достигнутых результатов в учении: неверие в свои сипы, чувство неполноценности ИЛИ уверенность в себе, компетентность

КРИЗИС 11 ЛЕТ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ:

· Трудности освоения учебной деятельности, несформированность мотивов учения.

· Эмоциональное неблагополучие: тревожность, низкая самооценка, страхи школы, вызова к доске, контрольных работ, агрессия, плохое настроение. (В последствии – страх, лживость, одиночество и незащищенность).

· Несформированность ответственности. Причины: гиперопека, жесткий контроль со стороны родителей. (В последствии – зависимость от родителей, неуверенность в себе, ориентация на внешний контроль, боязнь принимать решения).

Подростковый возраст

(11—14 лет)

Ведущая деятельность — общение со сверстниками.

Интенсивное половое созревание и развитие, бурная физиологическая перестройка организма.

Неустойчивая эмоциональная сфера, всплески и неуправляемость эмоций и настроений.

Формирование самосознания своего "Я", эгоцентричности

Самоутверждение своей самостоятельности и индивидуальности. Формирование самооценки, характера. Формирование собственных взглядов, выбор референтной группы

Возникает «чувство взрослости». Появление сексуальных влечений и интересов. Протест против диктата взрослых

КРИЗИС 17 ЛЕТ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ:

· Негативные взаимоотношения в семье вследствие авторитарного стиля воспитания. (В последствии – эмоциональные травмы, формирование алкогольной, наркотической зависимостей, перенос проблемных отношений с родителями в собственную семью, принятие ценностей асоциальных групп).

· При низком самоуважении - закрытость, уход в мечты, болезненная реакция на критику, чувство неполноценности, утверждение себя за счет окружающих.

· Невозможность занять достойное место среди сверстников, неумение общаться, агрессия, невоспитанность, неряшливый вид. Последствия: правонарушения, криминальные группы.

· Проблемы, связанные с сексуальными переживаниями. Причины: невозможность удовлетворения сексуального влечения, отсутствие опыта совладания с ним, отсутствие навыков сексуального поведения. Последствия: осознание неумелости сексуального поведения и трудности, связанные с ее преодолением, развитие половой идентификации.

Юность

(14 — 18 лет)

Ведущая деятельность — учебно-профессиональная.

Формируется самосознание — представление о себе самом.

Формируется собственное мировоззрение.

Стремление приобрести профессию — основной мотив познавательной деятельности.

Возникает первое чувство любви, дружбы.

Молодость

(18—28 лет)

Ведущая деятельность — социально-личностное общение.

Зрелость в умственном, нравственном отношении.

Пик интеллектуальных и познавательных возможностей.

Принятие ответственных решений: выбор и овладение профессией, выбор стиля и своего места в жизни.

Выбор спутника жизни, создание своей семьи, активность в сексуальной сфере.

Взрослость

(28—45 лет)

Ведущая деятельность — профессиональная.

Убежденность, сложившееся мировоззрение.

Критичность и самокритичность.

Пик профессиональных достижений.

КРИЗИС СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ 40 ЛЕТ

Кризис середины жизни - это психологический феномен, переживаемый людьми, достигшими возраста 40-45 лет, и заключающийся в критической оценке и переоценке того, что было достигнуто в жизни к этому времени. К сожалению, очень часто эта переоценка приводит к пониманию того, что «жизнь прошла бессмысленно и время уже потеряно». В результате депрессивные состояния становятся доминирующими в общем фоне настроений.

У подавляющего большинства людей переход в средний возраст происходит незаметно и плавно. Они считают, что средний возраст - это переходный период, связанный с переопределением целей.

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ В ЮНОСТИ И МОЛОДОСТИ:

· Проблемы в познавательной деятельности: противоречия между необходимым и имеющимся уровнем знаний, потребность в высокой оплате труда и ее отсутствием, необходимостью обучаться и отсутствием познавательной активности.

· Проблемы в освоении профессии: несовпадений профессиональных ожиданий и действительности (18-20 лет), кризис профессионального роста – неудовлетворенность процессом и результатом профессиональной деятельности (23-25 лет), кризис профессиональной карьеры (30-35 лет) – неудовлетворенность своим профессиональным статусом.

· Проблемы в семье: потребность быть в близких отношениях и сохранить автономию (одиночество как образ жизни), боязнь интимности, ревность, желание отделиться от родительской семьи и финансовая зависимость от родителей.

Зрелость

(45—65 лет)

Ведущая деятельность – преодоление кризиса середины жизни.

Достижение вершин в управленческой деятельности.

Подтверждение своей значимости для других.

Выработка нового образа Я.

Переосмысление жизненных целей.

КРИЗИС 65 ЛЕТ:

· Проблемы профессионализации: 40-42 года – осознание остановки в развитии, профессиональные деформации, 55-60 лет - кризис утраты профессиональной деятельности, уход на пенсию.

· Переживания, связанные с ухудшением здоровья.

Старость

(от 65 лет)

Ведущая деятельность – приспособление к старению.

Выход на пенсию и прекращение активной трудовой деятельности.

Сужение пространства межличностных отношений.

Изменения в психике.

Мудрость как приобретение старости.

Проблемы: ожидания пожилых людей игнорируются родственниками, лишение возможности быть полезным, потребность общаться с внуками и необходимость жить врозь (синдром «опустошения гнезда»).

 

 

5. СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Сознание человека– высшая форма психического отражения объективнойдействительности (окружающего мира), обусловливающая формирование учеловека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Часто под сознанием понимают заключенные в психике человека возможности отдавать отчет о месте, времени, окружающей обстановке, состоянии и образе действий собственной личности.

К признакам сознания относятся речь, мышление, способность создавать модель окружающего мира в виде образов и понятий.

В структуру сознания входит ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 182.