Тип | Сущность | Примеры |
Предсознание | Информация, которая не дошла до сознания | Слабые подпороговые ощущения и подсознательная память |
Автоматизированные процессы | Автоматизированные двигательные навыки (то, что раньше осознавалось, но потом перешло в подкорковые структуры. Навязчивые привычки. Неосознаваемые сложные двигательные акты | Плаванье, вязание, вождение автомобиля, работа с клавиатурой компьютера и.т.д. Навязчивые действия – жесты, ритуалы, движения. Сомнамбулизм («лунатизм»). |
Бессознательные явления личности | Неосознанные генетические программы (инстинкты). Негативные явления, вытесненные из сознания. Неосознанные «случайные» действия. Неосознанные программы поведения, установленные другими людьми. | Половое влечение – либидо. Обиды, оскорбления и пр. Описки, оговорки. Родительские программы, внушение и гипноз, идеологические установки, реклама. |
Особые психические состояния | Психические состояния, характеризующиеся ослабленным контролем сознания | Сон, гипноз, транс, аффект |
Надсознательные процессы | Высокоэффективные неосознаваемые мыслительные процессы | Интуиция, творческое озарение |
6. ПСИХИКА И ОРГАНИЗМ
Особое значение для психики имеют некоторые особенности человеческого организма:
- возраст – существует большая разница в психике, например, младенца, юноши и старика;
- пол – строение мозга у мужчин и женщин различно: девочки, например, превосходят мальчиков в вербальных способностях, мальчики – в математических и визуально-пространственных; более высокие показатели памяти, интуиции, анализа, тонкая моторика рук - у женщин, т.к. левое полушарие мозга более активно, чем у мужчин; у мужчин – правое, отвечающее за творческие художественные способности, ориентировку в пространстве, координацию и т.п.;
- морфологические особенности организма (тип телосложения) – по теории Э. Кречмера и У. Шелдона, существует связь между строением тела человека и его характером и темпераментом;
- генетические аномалии – наследственные психические аномалии влияют на развитие психики, например, болезнь Дауна;
- уровень гормональной активности – например, повышенный уровень гормона щитовидной железы приводит к формированию «желчного» характера.
РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
ТЕМА 2.1. ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЕ
План лекции.
1. Ощущения и их виды.
2. Свойства ощущений. Чувствительность анализаторов.
3. Восприятие и его виды.
4. Свойства восприятия.
1. ОЩУЩЕНИЯ И ИХ ВИДЫ
Ощущения – познавательный психический процесс – процесс отражения психикой отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Ощущения имеют рефлекторную природу. Процесс восприятия, хранения и переработки информации осуществляется с помощью анализатора. Каждый анализатор состоит из трех структурных элементов:
1) рецепторов;
2) нервных волокон;
3) соответствующих отделов ЦНС.
Рецептор – специальные нервные окончания, преобразующие раздражения в нервное возбуждение. Рецепторы расположены по всему организму человека. Особенно много рецепторов в органах чувств, специально предназначенных для восприятия информации об окружающем мире (глаз, язык, ухо, нос, кончики пальцев).
Информация, полученная с помощью рецепторов, передается далее в соответствующий отдел ЦНС, включая кору головного мозга.
Существует несколько групп рецепторов. Каждый рецептор воспринимает и перерабатывает только один вид воздействия. Информация от одинаковых рецепторов поступает только в определенную область коры головного мозга.
Виды ощущений:
Критерий | Виды ощущений |
Дата: 2019-04-23, просмотров: 211.