РАЗДЕЛ 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА. ПСИХИКА
ТЕМА 1.1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ
План лекций
1. Объект, предмет и методы психологии. Отрасли психологии.
2. История развития психологического знания.
3. Основные направления в психологии.
ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ.
ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ
Объект психологии: психика человека, то есть, его внутренний мир, «душа».
Предмет психологии: основные закономерности порождения и функционирования психических явлений.
Задачей психологии как науки является изучение механизмов и закономерностей психических явлений, а также содействие внедрению знаний психологии в практику жизни людей.
Методы исследования в психологии - это приемы и средства, помогающие психологам получать достоверные сведения для построения теорий и выработки практических рекомендаций.
Связь психологии с другими науками
Рис. Связь психологии с другими науками
Философия. Родоначальником психологии считается величайший философ древности — Аристотель. Философия есть система взглядов на мир и человека, а изучением человека занимается именно психология. Поэтому до недавнего времени психологию изучали на философских факультетах университетов, и ее некоторые разделы (в частности, общая психология, где даются определения базовых понятий науки) тесно переплетаются с философией. На стыке философии и психологии располагается такая отрасль, как общая психология.
Естествознание тесно связано с психологией. Развитие теоретической и практической психологии в последние годы было бы невозможно без успехов в биологии, анатомии, физиологии, биохимии и медицине. Благодаря этим наукам психологи лучше понимают строение и работу мозга человека, который является материальной основой психики. На стыке физиологии и психологии располагается психофизиология.
Социология как самостоятельная наука тесно связана с социальной психологией, которая является тем мостиком, который связывает мысли, чувства и установки отдельных людей с феноменами массового сознания. Кроме того, социология предоставляет психологии факты социальной деятельности людей, которые затем используются психологией. Связь между психологией и социологией обеспечивает социальная психология.
Технические науки также связаны с психологией, так как у них зачастую возникает проблема «стыковки» сложных технических систем и человека. Данными вопросами занимаются инженерная психология и психология труда.
История. Современный человек — есть продукт исторического развития, при котором происходило взаимодействия биологических и психических факторов — начиная от биологического процесса естественного отбора до психических процессов речи, мышления и труда. Историческая психология изучает изменение психики людей в процессе исторического развития и роль психологических качеств исторических деятелей на ход истории.
Медицина помогает психологии лучше понять возможные механизмы нарушения психики людей и находить пути для ее лечения (психокоррекции и психотерапии). На стыке медицины и психологии находятся такие ветви психологии, как медицинская психология и психотерапия.
Педагогика предоставляет психологии информацию об основных направлениях и закономерностях обучения и воспитания людей, позволяющую вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов. Связь между этими близкими науками обеспечивают педагогическая психология и возрастная психология.
Отрасли психологии
№ | Отрасль психологии: | Изучает: |
1. | Возрастная психология | Онтогенез психических процессов и качеств личности в различные периоды жизни |
2. | Детская психология | Развитие ребенка от рождения до 11 лет |
3. | Психология подростка и юности | Развитие детей 11-17 лет |
4. | Психология взрослого | Развитие человека ранней, средней и поздней зрелости |
5. | Геронтопсихология | Особенности пожилых людей и старости |
6. | Педагогическая психология | Психологические закономерности обучения и воспитания человека |
7. | Психология обучения | Основы дидактики, методик, программированного обучения |
8. | Психология воспитания | Основы воспитания, психологию ученического коллектива |
9. | Психология учителя | Закономерности преподавания наук и формирования педагогических особенностей |
10. | Психология познания | Психологические познавательные процессы |
11. | Социальная психология | Взаимодействие людей в коллективе, взаимоотношения |
12. | Психология личности (дифференциальная психология) | Характер, индивидуальные различия, способности |
13. | Психология труда | Психологические особенности трудовой деятельности, научной организации труда (НОТ) |
14. | Экономическая психология | Психологические механизмы и процессы, лежащие в основе экономического поведения и производственных отношений |
15. | Политическая психология | Субъективно-мотивационные компоненты политики |
16. | Психология торговли | Условия воздействия рекламы, вопросы спроса, обслуживания и моды |
17. | Психология творчества | Особенности творческой личности, активизацию интуиции |
18. | Космическая психология | Деятельность человека в условиях невесомости, чрезмерных перегрузок организма |
19. | Авиационная психология | Закономерности деятельности человека в процессе летного обучения и выполнения полетов |
20. | Инженерная психология | Деятельность оператора в автоматизированных системах управления, в системах «человек-машина» |
21. | Медицинская психология | Психологические аспекты деятельности врача и поведения больного |
22. | Нейропсихология | Соотношение психических явлений с физиологическими мозговыми структурами |
23. | Психофармакология | Влияние лекарств на психику |
24. | Психотерапия | Психическое воздействие лечения на больных |
25. | Психогигиена | Система мероприятий для обеспечения психического здоровья людей |
26. | Специальная психология | Отклонения в развитии психики |
27. | Юридическая психология | Психологические вопросы реализации прав человека |
28. | Судебная психология | Психология свидетельских показаний, поведение обвиняемого, требования к допросу |
29. | Криминальная психология | Поведение и формирование личности преступника, мотивы преступления |
30. | Зоопсихология | Психику и поведение животных |
31. | Сравнительная психология | Сопоставление психики животных и человека |
Рис. 1. А. Канова. Амур и Психея
Советская психология
БИХЕВИОРИЗМ. Направление в психологии, возникшее в США в начале ХХ в. Основоположником бихевиоризма (от англ. behaviour - поведение) был американский психолог Джон Уотсон (1878-1958). Он указал на несостоятельность концепции сознания и заявил, что интроспекция – не научный метод познания, т.к. субъективен, не может быть проверен объективными методами и зафиксирован, что психологии следует оказаться от изучения сознания и сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, то есть на поведении человека. В рамках этой концепции психологи должны изучать только поступки и реакции человека и животных, не пытаясь проникнуть в механизмы психической деятельности. Последователи Дж. Уотсона – американские психологи Эдуард Торндайк(1874-1949) и Фредерик Скиннер (1904-1990) – считали, что поведение (реакция человека) всегда имеет причину (стимул) и является или результатом научения путем проб и ошибок, или заученного «репертуара» навыков. Для описания и объяснения поведения человека и животных бихевиористы предложили схему S – R (стимул – реакция).
ПСИХОАНАЛИЗ. Направление в психологии ХХ в., основателем которого является австрийский психиатр и психолог Зигмунд Фрейд(1856-1940). Он считал, что психология должна изучать не стимулы поведения и не сознание, а бессознательное. Согласно учению Фрейда, психика содержит, три образования: «Я» («Эго») - сознание, «Сверх–Я» («Супер-Эго») – сверхсознание, совесть, «Оно» («Ид») - бессознательное. Именно бессознательное - желания, влечения, переживания, которые человек не осознает или в которых не может себе признаться, влияют и руководят его поведением. Фрейд считал, что человек рождается с двумя сильными влечениями – к любви (эротическое влечение) и к смерти (агрессия). Но общество (совесть) не позволяет реализовать человеку эти влечения во всю силу. Придерживаясь правил поведения, человек вытесняет из сознания свои желания в бессознательное. Желания как бы исчезают, забываются, но в реальности остаются в психической жизни человека и стремятся к реализации, побуждая человека к тем или иным поступкам. Из бессознательного желания могут «прорываться» в виде сновидений, оговорок, агрессии, невроза и пр. Чтобы исправить поведение человека, нужно анализировать его желания в подсознании. Для выявления этих трех компонентов психики 3. Фрейд разработал новый метод — психоанализ, позволяющий вступать в контакт с бессознательным за счет ослабления контроля сознания, используя принцип «свободных ассоциаций».
ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ. Направление в психологии, возникшее в Германии в начале ХХ в., выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур – гештальтов (от нем. gestalt - форма, образ). Ее основатели – немецкие психологи Макс Вертхеймер (1880-1943), Вольфганг Кёлер (1887-1967), Курт Коффка(1886-1941).Гештальтпсихологии считали, что качество целостного образования, будь то сознание, образ восприятия, ситуация, несводимо к сумме элементов, составляющих целое, и не может быть выведено из них. Наоборот, целое определяет качественные особенности элементов. Их исследования в области восприятия показали, что восприятие качественно отличается от ощущений и не сводится к их сумме. Для исследования интеллекта В. Кёлер избрал шимпанзе. Обезьяна после нескольких безуспешных попыток достать банан прекращала хаотичные движения, как бы задумывалась, затем брала палку и с ее помощью доставала плод. В. Кёлер считал, что животное решало задачу через перестройку ситуации, в результате чего элементы ситуации оказывались в новых взаимосвязях, приобретали новое значение (палка начинала выступать как средство достижения цели). Это явление было названо инсайтом (инсайт – схватывание, озарение, «ага-решение»). Оно противопоставлялось методу проб и ошибок бихевиористов. В. Кёлер подчеркнул, что «инсайтное поведение» тесно связано со зрительным восприятием, с творческим характером мышления.
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯПСИХОЛОГИЯ. Направление в психологии, возникшее в 50-е гг. ХХ в. в США. Ее представители – американские психологи Карл Роджерс (1902-1987), Абрахам Маслоу (1908-1970), Гордон Оллпорт (1897-1967) - предметом психологических исследований считают здоровую творческую личность человека. Человек – не животное, нельзя изучать его реакции, как бихевиористы. Он от природы не агрессивен, не надо изучать его бессознательное, как психоаналитики. А. Маслоу считал, что человек рождается с иерархией потребностей: 1) физиологические (в пище, тепле), 2) потребности в безопасности, 3) в принятии в обществе, в любви, 4) потребность в уважении, самоуважении, 5) в самоактуализации – выполнить всё, на что способен. Пока не будут реализованы потребности низшего уровня, человек не может перейти к высшим. Чем выше поднимается по «лестнице» потребностей, тем больше здоровья, гуманности будет проявлять к другим. Человек, вышедший на высокий уровень, – не злобный, не завистливый, без пороков, не склонен к депрессии, к пессимизму, эгоизму, с высокой самооценкой, демократичен к другим и пр. Согласно гуманистической психологии, цель такой личности – самоосуществление, рост конструктивного начала человеческого «Я». На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика.
КОГНИТИВНАЯПСИХОЛОГИЯ (от лат. «когнито» - знание). Направление в психологии, возникшее в начале 60–х гг. ХХ в. в США. Представители этого направления – американский психолог Ульрих Найссер (род. 1928) и другие - отводят в поведении субъекта решающую роль знаниям. Предмет исследований когнитивной психологии составляют познавательные процессы, главной ее задачей является исследование процессов приобретения, сохранения и использования человеком своих знаний. Современная когнитивная психология работает в следующих исследовательских областях: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий интеллект и искусственный интеллект.
ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (от лат. trans– сквозь, через; рersоna – личность).Направление в психологии, возникшее в середине 60–х гг. ХХ в. в США.. Представители этого направления – чешско-американский психолог Станислав Гроф, итальянский врач и философ Роберто Ассаджоли (1889-1974), Карлфрид Дюркгейм (род. 1896) и другие - рассматривают человека как духовное космическое существо, неразрывно связанное со всей Вселенной, Космосом, человечеством, как существо, обладающее возможностью доступа к общемировому информационному космическому полю. Через бессознательную психику человек связан с бессознательной психикой других лиц, с «коллективным бессознательным человечества», с космической информацией, с «мировым разумом». Психологи считали, что психика связана с космосом через бессознательное, у человека могут быть мистические переживания, космическое сознание, что психология должна изучать предельные возможности психики, измененные состояния сознания («трансперсональная» - за пределами личности). Хотя многие положения этого направления не могут пока получить статус вполне научных, в практическом плане многие находки получают дальнейшее развитие. Это — гипнотические техники, различные школы йоги, суфизма, даосизма, шаманизма, опыт наркотического опьянения, работа с различными энергетическими центрами.
ИНТЕРАКТИВНАЯПСИХОЛОГИЯ (от англ. Interactive – взаимодействующие друг с другом).Направление в психологии, возникшее в середине в ХХ в. в США, рассматривает человека как общественное существо, главной характеристикой которого является общение, взаимодействие с людьми. Цель психологии – изучать законы общения, взаимодействия, конфликтов. Представитель направления – американский психотерапевт, психолог Эрик Берн (1902-1970), создатель «трансактного анализа», ориентированного на выявление «сценариев» жизненных планов индивида, которые часто навязываются родителями.
СОВЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Важное значение для развития психологической науки рассматриваемого этапа имели открытия и разработки российских ученых. Исследовательская практика стала ориентироваться на прикладные проблемы.
Одним из основоположников научной психологии в России является Иван Михайлович Сеченов (1829-1905) – великий русский физиолог и психолог. В своей работе «Рефлексы головного мозга» (1863) он заложил основы учения о рефлекторной природе психики. Сеченов не отождествлял психический акт с рефлекторным, а только указывал на сходство в их строении.
Иван Петрович Павлов (1849-1936) – великий русский ученый-физиолог – основатель учения о высшей нервной деятельности, развил учение о рефлексе. Он ввел понятие условного рефлекса. Это означало, что организм приобретает и изменяет программу своих действий в зависимости от условий внешних и внутренних.
Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927) - выдающийся русский физиолог, психиатр и психолог - создал первую в России экспериментально-психологическую лабораторию (1885) и Психоневрологический институт (1908), в которых проводились комплексные психофизиологические исследования. Разработал естественнонаучную теорию поведения, научную рефлексологию.
Лев Семенович Выготский (1896-1934) - выдающийся отечественный психолог - создал культурно-историческую теорию психики человека, с помощью которой определил качественную специфику психики человека, описал генезис человеческого сознания и механизмы его формирования. Л.С. Выготский различал два уровня психики человека: низшие натуральные и высшие социальные психические функции. Натуральные функции даны человеку как природному существу. Они носят психофизиологический характер - это сенсорная, моторная, пневмоническая (непроизвольное запоминание). Высшие психические функции носят социальный характер.
ПРОЦЕССЫ
(динамичны)
Это отражение окружающего мира в разных формах психики. «Процесс» обозначает течение явления, имеющего начало, развитие и конец.
4. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ПРОЦЕССЕ ФИЛОГЕНЕЗА И ОНТОГЕНЕЗА
Филогенез– это историческое развитие чего-либо в процессе эволюции.
Нервная система живых организмов в процессе эволюции усложнялась, усложнялись их реакции на внешние воздействия:
1. Безусловные рефлексы (врожденные) – простейшие механизмы реагирования.
2. Инстинкты – сложно организованные цепи безусловных рефлексов, позволяющие осуществлять сложные виды поведения.
3. Условные рефлексы (приобретенные) – выработанная реакция, подкрепленная стимулом.
4. Рассудочная деятельность (интеллектуальные действия) – высшая форма деятельности животных, включающая нестереотипные решения сложных задач и перенос операций, усвоенных в предшествующем индивидуальном опыте.
5. Разум, сознание, мышление – высшая форма психики.
Этапы развития психики
№ | Название этапа развития психики | У каких организмов впервые отмечается | Основное содержание этапа |
1 | Развитие сенсорных процессов животных | Начиная с кишечно-полостных животных и червей | • Развитие органов перецепции — обоняния, зрения, слуха, осязания и др., позволяющее более точно дифференцировать внешние раздражения; • формирование способности примитивных животных распознавать воздействие внешних и внутренних раздражителей и дифференцированно отвечать па них; • возникновение простейших психических явлений — ощущений; • возникновение простейшего механизма реагирования — безусловного рефлекса |
2 | Развитие перцептивных процессов животных | Высшие моллюски, насекомые, позвоночные животные | • У животных формируется сложная нервная система с большим количеством нейронов; • наблюдается значительное развитие и усложнение рецепторных процессов, а также усложняется их роль в поведении; • большую роль играют инстинкты — сложно организованные цепи безусловных рефлексов, позволяющие осуществлять сложные виды поведения; • возникают условные рефлексы; • появляется предметно-образное отражение действительности |
3 | Развитие интеллектуальных действие животных (рас-судочная деятельность) | У млекопитающих и ряда птиц | • Появляется способность к интеллектуальному поведению при возникновении препятствий на пути достижения цели, при этом интеллектуальные действия носят примитивный характер и не являются следствием знания объективных законов природы; • изобретенные способы действий не передаются от одного животного к другому и не являются, таким образом, продуктом видового развития |
4 | Развитие сознания человека | Начиная с древнейших людей — Homohabilis — «Человека умелого» | • Руки становятся органом труда — преобразования предметов по сознательно намеченному плану; • появляется способность к мышлению; • появляется потребность к общению с другими людьми; • появление речи содействует развитию абстрактного мышления; • появляется способность познавать общее и особенное в окружающей действительности |
5 | Развитие самосознания человека | Начиная с современного человека — Homo sapiens — «Человека разумного» | • Развивается познание себя путем познания других; • возникает процесс самопознания путем анализа собственной деятельности и поведения; • появляется возможность самоконтроля и самовоспитания |
Онтогенез– индивидуальное развитие чего-либо (в частности, психики).
Новорожденность
(0 – 1 месяц)
Ведущая деятельность – рефлекторные реакции.
Появление зрительного и слухового сосредоточения, возможность появления условных рефлексов на зрительные и слуховые раздражители.
Появление улыбки — готовность общения со взрослым
Комплекс оживления — эмоционально-положительная реакция на взрослого –
основное новообразование этапа новорожденности
При патологическом течении кризиса – равнодушие к взрослому, отсутствие реакции на игрушки, задержка развития
Младенчество
(1 месяц – 1 год)
Важная деятельность для нормального развития – эмоциональное общение ребенка и матери –
служит признаком физического и психического здоровья, формирует привязанность к матери, базовое доверие к миру
Ходьба — первое основное новообразование младенческого возраста.
Второе основное новообразование этого возраста — появление первого слова.
ПРИЧИНЫ КРИЗИСА 1 ГОДА: Нарастание противоречия между потребностями в познании окружающего мира и еще недостаточными возможностями для их удовлетворения.
При нарушениях привязанности к матери:
· дети испытывают проблемы в психическом развитии, формируется задержка речи;
· проблемы в установлении взаимоотношений со сверстниками и окружающими;
· формируется тревожность, страхи, неуверенность в себе;
· отставание в развитии движений;
· в дальнейшем у взрослых проявляется как недоверие, тревожность, невротизм, избегание близких отношений, неспособность любить.
Раннее детство
(1 - 3 года)
Ведущая деятельность раннего детства — предметная деятельность
Появляется способность понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми.
Развитие восприятия, памяти, наглядно-образного мышления.
Появляются игровые действия (игры — подражания действиям взрослых).
Ребенок проверяет свою независимость от матери, способность выпустить мать из поля зрения и верить, что она придет.
КРИЗИС 3-х ЛЕТ: ломка взаимоотношений между ребенком и взрослым
Новообразования раннего возраста:
· возникает самостоятельность, независимость и самосознание («Я — сам!»);
· инициатива, личное действие, отличающееся от действий взрослого.
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ ПРИ НЕПРАВИЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЯХ РОДИТЕЛЕЙ:
· Страх и тревога: страх наказания, темноты, незнакомых вещей, сказочных персонажей и пр. (В последствии – личностная тревожность, развитие невроза, отчуждение от родителей, лживость).
· Отсутствие независимости, самостоятельности (автономии). (В последствии – негативизм, капризы, сомнения в своих возможностях, чувство стыда).
· Желание привлекать к себе внимание, властвовать над взрослыми, сверстниками, желание избежать неудачи, отомстить. (В последствии – формирование эгоизма).
Дошкольный возраст
(3—6 лет)
Ведущая деятельность — игра.
Развитие познавательных процессов.
Развитие воли.
Развитие моральных суждений, чувства вины.
Формирование самостоятельности.
КРИЗИС 7 ЛЕТ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ:
· Интеллектуальная незрелость: синдром дефицита внимания и гиперактивность, трудности в овладении речью. (В последствии – задержка психического развития).
· Агрессивное поведение вследствие положительного подкрепления агрессии, физических наказаний. (В последствии – дезадаптация в социуме, деструкции в общении, трудности в саморегуляции, деспотизм, критиканство).
· Подавление самостоятельности взрослыми (В последствии – безинициативность, неуверенность, чувство вины, боязнь ответственности, зависимость).
Младший школьный возраст
(6—11 лет)
Ведущая деятельность—учеба.
Развитие рефлексии.
Формирование внутреннего плана действий.
Появляется новый авторитет - учитель
Формируется самооценка на основе оценивания учителями достигнутых результатов в учении: неверие в свои сипы, чувство неполноценности ИЛИ уверенность в себе, компетентность
КРИЗИС 11 ЛЕТ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ:
· Трудности освоения учебной деятельности, несформированность мотивов учения.
· Эмоциональное неблагополучие: тревожность, низкая самооценка, страхи школы, вызова к доске, контрольных работ, агрессия, плохое настроение. (В последствии – страх, лживость, одиночество и незащищенность).
· Несформированность ответственности. Причины: гиперопека, жесткий контроль со стороны родителей. (В последствии – зависимость от родителей, неуверенность в себе, ориентация на внешний контроль, боязнь принимать решения).
Подростковый возраст
(11—14 лет)
Ведущая деятельность — общение со сверстниками.
Интенсивное половое созревание и развитие, бурная физиологическая перестройка организма.
Неустойчивая эмоциональная сфера, всплески и неуправляемость эмоций и настроений.
Формирование самосознания своего "Я", эгоцентричности
Самоутверждение своей самостоятельности и индивидуальности. Формирование самооценки, характера. Формирование собственных взглядов, выбор референтной группы
Возникает «чувство взрослости». Появление сексуальных влечений и интересов. Протест против диктата взрослых
КРИЗИС 17 ЛЕТ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ:
· Негативные взаимоотношения в семье вследствие авторитарного стиля воспитания. (В последствии – эмоциональные травмы, формирование алкогольной, наркотической зависимостей, перенос проблемных отношений с родителями в собственную семью, принятие ценностей асоциальных групп).
· При низком самоуважении - закрытость, уход в мечты, болезненная реакция на критику, чувство неполноценности, утверждение себя за счет окружающих.
· Невозможность занять достойное место среди сверстников, неумение общаться, агрессия, невоспитанность, неряшливый вид. Последствия: правонарушения, криминальные группы.
· Проблемы, связанные с сексуальными переживаниями. Причины: невозможность удовлетворения сексуального влечения, отсутствие опыта совладания с ним, отсутствие навыков сексуального поведения. Последствия: осознание неумелости сексуального поведения и трудности, связанные с ее преодолением, развитие половой идентификации.
Юность
(14 — 18 лет)
Ведущая деятельность — учебно-профессиональная.
Формируется самосознание — представление о себе самом.
Формируется собственное мировоззрение.
Стремление приобрести профессию — основной мотив познавательной деятельности.
Возникает первое чувство любви, дружбы.
Молодость
(18—28 лет)
Ведущая деятельность — социально-личностное общение.
Зрелость в умственном, нравственном отношении.
Пик интеллектуальных и познавательных возможностей.
Принятие ответственных решений: выбор и овладение профессией, выбор стиля и своего места в жизни.
Выбор спутника жизни, создание своей семьи, активность в сексуальной сфере.
Взрослость
(28—45 лет)
Ведущая деятельность — профессиональная.
Убежденность, сложившееся мировоззрение.
Критичность и самокритичность.
Пик профессиональных достижений.
КРИЗИС СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ 40 ЛЕТ
Кризис середины жизни - это психологический феномен, переживаемый людьми, достигшими возраста 40-45 лет, и заключающийся в критической оценке и переоценке того, что было достигнуто в жизни к этому времени. К сожалению, очень часто эта переоценка приводит к пониманию того, что «жизнь прошла бессмысленно и время уже потеряно». В результате депрессивные состояния становятся доминирующими в общем фоне настроений.
У подавляющего большинства людей переход в средний возраст происходит незаметно и плавно. Они считают, что средний возраст - это переходный период, связанный с переопределением целей.
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ В ЮНОСТИ И МОЛОДОСТИ:
· Проблемы в познавательной деятельности: противоречия между необходимым и имеющимся уровнем знаний, потребность в высокой оплате труда и ее отсутствием, необходимостью обучаться и отсутствием познавательной активности.
· Проблемы в освоении профессии: несовпадений профессиональных ожиданий и действительности (18-20 лет), кризис профессионального роста – неудовлетворенность процессом и результатом профессиональной деятельности (23-25 лет), кризис профессиональной карьеры (30-35 лет) – неудовлетворенность своим профессиональным статусом.
· Проблемы в семье: потребность быть в близких отношениях и сохранить автономию (одиночество как образ жизни), боязнь интимности, ревность, желание отделиться от родительской семьи и финансовая зависимость от родителей.
Зрелость
(45—65 лет)
Ведущая деятельность – преодоление кризиса середины жизни.
Достижение вершин в управленческой деятельности.
Подтверждение своей значимости для других.
Выработка нового образа Я.
Переосмысление жизненных целей.
КРИЗИС 65 ЛЕТ:
· Проблемы профессионализации: 40-42 года – осознание остановки в развитии, профессиональные деформации, 55-60 лет - кризис утраты профессиональной деятельности, уход на пенсию.
· Переживания, связанные с ухудшением здоровья.
Старость
(от 65 лет)
Ведущая деятельность – приспособление к старению.
Выход на пенсию и прекращение активной трудовой деятельности.
Сужение пространства межличностных отношений.
Изменения в психике.
Мудрость как приобретение старости.
Проблемы: ожидания пожилых людей игнорируются родственниками, лишение возможности быть полезным, потребность общаться с внуками и необходимость жить врозь (синдром «опустошения гнезда»).
5. СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
Сознание человека– высшая форма психического отражения объективнойдействительности (окружающего мира), обусловливающая формирование учеловека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.
Часто под сознанием понимают заключенные в психике человека возможности отдавать отчет о месте, времени, окружающей обстановке, состоянии и образе действий собственной личности.
К признакам сознания относятся речь, мышление, способность создавать модель окружающего мира в виде образов и понятий.
В структуру сознания входит ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания.
В зависимости от того, что
Запоминается и воссоздается
(т.е. в зависимости от материала, который запоминается)
Двигательная память (запоминание и воспроизведение человеком своих движений). Проявляется она в разных видах
игровой, трудовой, производственной деятельности, в действиях
художника, балерины, машинистки и т.п. Она является основанием создания различных умений и навыков, освоения устного и письменного языка.
Эмоциональная память (запоминание и воспроизведение человеком своих эмоций и чувств). Запоминаются не только сами
по себе эмоции, а также предметы и явления, которые их вызывают. Например, переживания чувства ностальгии при
воспоминаниях о стране, в которой человек вырос, но оставил ее.
Кратковременная память (память, которая характеризуется
быстрым запоминанием материала, его воспроизведением и
непродолжительным хранением).
По участию воли в
Деятельности
Содержанию деятельности
4. ПРИЕМЫ СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВ
Создание образов воображения проходит два основных этапа:
- на первом этапе происходит своеобразное расчленение впечатлений, или имеющихся представлений, на составные части (анализ объекта и абстрагирование частей);
- на втором этапе (этапе синтеза) образы могут быть поставлены в новые сочетания и связи, образам может быть придан совершенно новый смысл.
Прием | Характеристика |
Агглютинация (от латинского - "склеивание") | Соединение качеств, свойств или частей, взятых из разных объектов (эти части могут быть вообще несоединимыми). Например, сказочные образы русалки — наполовину женщины, наполовину рыбы, кентавра — наполовину мужчины, и наполовину коня, мифические божества (человек с хвостом и звериной головой)… |
Аналогия | Строится новый образ похожий на реально существующий, но в нем проектируется при- нципиально новая модель явления или факта. Например, локатор, «электронный глаз», по аналогии с птицами человек изобрел летательные устройства, по аналогии с дельфином – каркас подводной лодки. |
Акцентирование (заострение) | Умышленное усиление в предмете определенных признаков, которые становятся доминирующими на фоне других. Например, карикатура, или: лиса – хитрая, волк – злой, осел – глупый |
Гиперболизация: преувеличение (или преуменьшение) | Чрезмерное преувеличение или преуменьшение характеристик предмета, изменение определенных частей или их количества. Например, Змей Горынич, мальчик с пальчик. |
Схематизация | Образы сводятся в определенную схему (могут выделяться основные / существенные детали, случайно обнаруженные при восприятии предмета). При схематизации отдельные представления сливаются, отличия стираются, а черты сходства четко выступают. |
Типизация | Выделение существенного, которое повторяется в однородных образах. Так, например, создаются художественные образы (образ борца за справедливость и т.д.). |
По характеру решаемых задач
По форме
(по уровню обобщения)
По развернутости
По новизне и оригинальности
Формы мышления:
Понятие – это отражение общих и существенных свойств предметов и явлений. В основе понятий лежат знания об предметах и явлениях. Понятия подразделяют на:
- конкретные - отражаются определенные предметы и явления (к примеру, "мебель", "растения", "животные").
- абстрактных - отражаются существенные признаки и свойства, отделенные от самих объектов ("вес", "мужество", "храбрость", "добро", "зло" и т.д.).
- общие - те, которые охватывают целый класс однородных предметов или явлений, носящих одно и тоже название (например, понятия «стул», «человек», «болезнь» и др.). В общих понятиях отражаются признаки, свойственные всем предметам, которые объединены соответствующим понятием.
- единичные - понятия, обозначающие какой-либо один предмет (например, «Днепр», «Киев» и т.д.). Единичные понятия представляют собой совокупность знаний о каком-либо одном предмете, однако при этом отражают свойства, которые могут быть охвачены другими, более общими понятиями. Например, в понятие «Днепр» входит то, что это река, которая течет по территории Украины. Следует отметить, что любые общие понятия возникают лишь на основе единичных предметов и явлений.
Суждение – понимание связи конкретного предмета или явления с другими предметами или явлениями
Умозаключение – формирование новых суждений на основе преобразования уже имеющихся. Умозаключение опирается на понятия и суждения.
Может быть:
индуктивным (способ рассуждения от частного к общему)
дедуктивным (от общего к частному).
2. МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ
Умственные действия – это операции, которые человек осуществляет в умственном плане, это оперирование образами предметов с помощью понятий. В зависимости от того, какие образы играют при этом ведущую роль, умственные действия могут быть сенсорными, перцептивные и мыслительными. Умственные действия происходят мысленно при помощи речи. В умственных действиях можно выделить главные составные элементы или процессы – мыслительные операции. К ним относятся: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация, систематизация.
Анализ – мысленное расчленение чего-либо на части или мысленное выделение отдельных свойств предметов (их цвет, форму и т.д.). Например, анализ стихотворения, анализ такого понятия как «мышление» и т.д.
Синтез – мысленное соединение отдельных частей предметов или явлений в одно целое, мысленное сочетание отдельных свойств. Например, целостный образ человека (его характер, темперамент, способности, особенности памяти, мышления, его отношение к окружающим и т.д.).
Сравнение – операция установления сходства и различия между предметами и явлениями окружающей действительности. Например, можно сравнить двух человек по внешности, характеру; сравнить познавательные процессы: восприятие и мышление; сравнить города, животных и т.д.
Абстрагирование – мысленное отделение одних признаков и свойств предметов от других и от самих предметов, которым они свойственны. Например, используя такое понятие как «стол», мы представляем некий образ целого класса предметов. В этом понятии объединяются наши представления о разных столах. Для того, чтобы сформировать данное понятие, нам пришлось отвлечься от целого ряда частных свойств и признаков, характерных только для определенного объекта или отдельной группы объектов, которые определяется сформированным нами понятием.
Конкретизация – представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению. Например, конкретизацией понятия «фрукт» является понятие яблоко.
Обобщение – это мысленное объединение предметов, явлений в группы по существенным признакам. Например, мы можем обобщить такие понятия как «стул», «стол» «кровать», «шкаф» понятием «мебель».
Классификация – группировка объектов по видовым, родовым и другими признакам; объединение объектов на основании их совместных существенных признаков. Например, можно выполнить классификацию по группам: одушевленные – неодушевленные, люди – техника – животные …
Систематизация – упорядочение знаний на основании предельно широких общих признаков групп объектов. Систематизация обеспечивает разграничение и дальнейшее объединение не отдельных объектов, как это имеет место при классификации, а их групп и классов.
ТЕМА 2.4. РЕЧЬ. ВНИМАНИЕ
План лекции.
1. Речь, ее виды.
2. Внимание, его виды и свойства.
1. РЕЧЬ, ЕЕ ВИДЫ
Речь - процесс использования языка в процессе общения. В отличие от речи язык есть средство общения людей друг с другом.
Язык – система словесных знаков, опосредствующих психическую (прежде всего интеллектуальную) деятельность.
Язык возникает в процессе становления человека как общественного существа, в процессе совместной трудовой деятельности людей. Язык является общественным явлением, важнейшим способ организации человеческих отношений. Единицей языка является слово. Слово имеет две стороны: внешнюю звуковую (фонетическая стона); внутреннюю смысловую (семантическая сторона).
Речь является специфически человеческой деятельностью. Речь, а вместе с ней и язык возникли впервые лишь в человеческом обществе, в трудовой деятельности.
Речь связана с мышлением человека. Она является инструментом мышления.
Речь не может существовать вне языка. С другой стороны, язык остается живым только при условии, когда активно используется людьми. Язык развивается и совершенствуется в процессе общения.
Физиологическим основанием речи является условно-рефлекторная деятельность коры больших полушарий головного мозга. Раздражителями для нее являются слова, «сигналы сигналов» (И.П.Сеченов), заменяющие предметы и их свойства. Как раздражитель слово существует в трех формах: слово услышанное, слово увиденное, слово произнесенное.
Системы, обеспечивающие речь, могут быть разделены на две группы: периферические (голосовой аппарат и органы слуха) и центральные (определенные структура головного мозга).
Виды речи:
Внешняя речь связана с процессом общения, обменом информацией, она направлена на общение с другими людьми.
Устная - это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух - с другой.
Монологическая - это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли.
Диалогическая - это разговор, в котором участвует не менее двух собеседников.
Письменная речь – это речь в письменной форме. Письменная речь является разновидностью монологической. Особенностями письменной речи является: отсутствие непосредственного контакта с собеседником, боле развернутый текст, структурная сложность (строгое соблюдение правил грамматики, подбора слов и выражений).
Внутренняя речь не направлена на общение с другими людьми. Человек пользуется внутренней речью, когда обдумывает что-то, планирует свои действия, не выражая их вслух и не записывая на бумаге, не входя в контакт с людьми. Главной особенностью внутренней речи является ее беззвучность, хотя она и нередко проявляется в форме шепота, а иногда начинает звучать, переходя в разговор с самим собой. Также ее особенностями является то, что она сильно сокращена, отрывочна, в ней опускается большинство второстепенных членов предложения. Внутренняя речь порождается потребностью выразить что-то устно или письменно, спланировать, построить схему действий, перед тем, как реализовать их практически.
Внешняя и внутренняя речь человека находятся в постоянной взаимосвязи и в постоянных взаимных переходах.
Современные исследователи также выделяют кинетическую речь – это эмоционально-выразительные элементы речи (например, жесты, которые использует любой человек при общении или жесты-символы, используемые глухонемыми). Мы часто сопровождаем свою внешнюю или внутреннюю речь кинетической речью.
2. ВНИМАНИЕ, ЕГО ВИДЫ И СВОЙСТВА
Внимание – познавательный психический процесс – направленность и сосредоточенность сознания человека на предметы, явления окружающей действительности или собственные переживаниях при одновременном отвлечении от всего остального.
Под направленностью психической деятельности (сознания) подразумевается избирательный характер психической деятельности, т.е. выделение из окружающей действительности значимых для человека конкретных предметов, явлений или выбор определенного рода психической деятельности, с сохранением деятельности на определенный промежуток времени. Например, читаю книгу, человек направляет свое сознание на содержание текста и в течение определенного промежутка времени сохраняет в поле своего внимания текст, его содержание.
Под сосредоточенностью подразумевается углубленность (степень углубленности) в деятельность при отвлечении от всего постороннего, т.е. человек, сосредоточиваясь на чем-то одном, не замечает всего остального.
Направленность и сосредоточенность тесно связаны между собой. Одно не может существовать без другого.
Виды внимания:
Критерий | ||
Направленности волевого
Усилия
Свойства внимания:
Свойство | Характеристика |
Концентрация (сосредоточенность) внимания | Проявляется в интенсивности (в степени) сосредоточения на объектах, являющихся предметом умственной или физической деятельности (углубленность в занятие). Сосредоточившись на деле, человек не замечает посторонних раздражителей, того, что происходит вокруг. |
Устойчивость внимания | Заключается в способности определенное время сосредоточиться на одном и том же объекте. |
Колебания внимания | Проявляются в периодическом снижении и повышении сосредоточенности (наступает в среднем через 2-3 секунды, максимум – 12). Например, если прислушиваться к тиканью часов и пытаться сосредоточиться на нем, то оно будет то слышно, то не слышно. Или, двойственное изображение (усеченная пирамида). |
Переключение внимания | Означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации. |
Распределение внимания | Проявляется в том, что человек одновременно выполняет несколько видов деятельности. Например, Юлий Цезарь, который мог делать 7 не связанных между собой дел. Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь важных дипломатических документов. |
Объем внимания | Количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно. Средний объем внимания 5 + (-) 2. |
Отвлекаемость внимания | Непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Может быть внешней (причина: влияние внешних раздражителей) и внутренней (причина: влияние посторонних эмоций, сильных переживаний, отсутствие интереса к выполняемому делу). |
Структура «Я-концепции»
Самовосприятие
Самоанализ
Я-концепция
Самонаблюдение
«Я-концепция» возникает как итог трех процессов: самовосприятия(своих эмоций, чувств, отношений, представлений и пр.),самонаблюдения (своей внешности, своего поведения) исамоанализа(своих мыслей, поступков, взаимоотношений и другими людьми и сравнения с ними).
«Я-концепция» определяет прогнозы и ожидания личности (уверенное или неуверенное поведение, завышенная или заниженная самооценка).
Я-концепция как совокупность установок на себя
Реальное Я (представление о том, каков я на самом деле)
Идеальное Я (представление о том, каким бы я хотел быть)
Зеркальное Я (представление о том, каким меня воспринимают другие)
Аспекты:
- физический
- эмоциональный
- социальный
3. МОТИВАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
Мотивация– совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и направляющих его к определенному виду деятельности.
Мотивы– это те внутренние силы, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности.
Функции мотивов:
1. побуждающая– вызывают активность человека
2. направляющая– определяют выбор объекта
3. регулирующая– определяют очередность потребностей.
Потребность– это состояние нужды в чем-либо.
Потребности делятся по происхождению на:
Культурные (не передаются на генном уровне)
Естественные (передаются на генном уровне)
Биологические:
в кислороде, пище, воде, сне
Первичные социальные: в общении, в признании, в лидерстве
В красоте, чистоте, книгах, социальном статусе, знаниях и пр.
В воспроизведении рода.
Особенности потребностей:
1. Связаны с чувством неудовлетворенности.
2. Фиксируют внимание на объектах, удовлетворяющих потребность.
3. Сопровождаются эмоциями: до их удовлетворения – отрицательными, потом - положительными.
4. Их количество возрастает в процессе онтогенеза.
5. Образуют иерархическую систему.
Иерархия потребностей (по А. Маслоу). Классификация человеческих потребностей по иерархически построенным группам, последовательность которых указывает на порядок появления потребностей в процессе индивидуального развития, а также на развитость в целом мотивационной сферы, была предложена Абрахамом Маслоу. У человека, согласно его концепции, с рождения последовательно появляются и сопровождают его личностное взросление следующие семь классов потребностей:
1) потребности физиологические (органические);
2) потребности в безопасности;
3) потребности в принадлежности и любви;
4) потребности уважения (почитания);
5) познавательные потребности;
6) эстетические потребности;
7) потребности в самоактуализации.
Кроме мотивов, потребностей и целей, в качестве побудителей человеческого поведения рассматриваются также интересы, задачи, желания и намерения.
Интересом называют особое мотивационное состояние познавательного характера, которое, как правило, напрямую не связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени потребностью. Интерес к себе может вызвать любое неожиданное событие, непроизвольно привлекшее к себе внимание, любой новый появившийся в поле зрения предмет, любой частный, случайно возникший слуховой или иной раздражитель.
Таблица 9
Содержание уровней пирамиды потребностей А.Маслоу
Уровень потребности | Содержание |
Физиологические потребности | В еде, питье, кислороде, тепле, отдыхе, сексе и пр. |
Потребность в безопасности | Потребность в стабильности существования нынешнего порядка вещей. Уверенность в завтрашнем дне, ощущение, что тебе ничего не угрожает, а старость будет обеспеченной. |
Потребность в принадлежности и любви | Потребность любить и быть любимым, общаться с другими людьми, быть причастным к какой-то группе. |
Потребность в уважении | а) стремление к свободе и независимости, желание быть сильным, компетентным и уверенным в себе; б) желание обладать высокой репутацией, стремление к престижу, высокому общественному положению и власти |
Познавательная потребность | Стремление к получению новой информации, потребность знать и умень |
Эстетическая потребность | Стремление к порядку, красоте, гармонии |
Потребность в самоактуализации | Стремление реализовать свою уникальность, делать то, что нравится |
Классификация мотивов:
- по содержанию потребности: например, биологические и социальные, самоуважения и самоунижения и т.д.;
- по социальным установкам: например, личные и общественные, нравственные и безнравственные;
- по видам деятельности: например, трудовые, учебные, исследовательские, коммуникативные;
- по степени осознания: например, осознанные и неосознанные;
- по длительности: например, кратковременные, устойчивые;
- по уровню притязаний: например, достижения успеха, избегания неудачи.
РАЗДЕЛ 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА. ПСИХИКА
Дата: 2019-04-23, просмотров: 218.