Предмет и значение логики.
Логика (от греч. λόγος — логос — слово, понятие, рассуждение, разум, мысль) — наука об общезначимых формах и средствах мысли (в том числе, закономерностях мышления, методах рассуждений), необходимых для рационального познания в любой области знания, непротиворечивых выводов, формулирования понятий, построения умозаключений, гипотез, версий, теорий.
Предмет логики (науки) — формы и средства мысли, законы правильного мышления и получения выводного знания, методы рассуждений и формулирования истинных выводов, обобщений, рекомендаций, решений.
Говоря кратко, логику можно назвать наукой о формах, закономерностях и методах правильного мышления. Мышление, включая познание, представляет сложный процесс, в котором центральное место занимают знания. Цель любого субъекта заключается в обладании возможно большим объемом необходимых в его жизни и деятельности истинных знаний. Знания — сведения, информация, алгоритмы действий, полученные субъектом в ходе освоения действительности, переработанные им на основе личного опыта или общественной практики и используемые им в ходе своей познавательно-преобразовательной деятельности.
Необходимым компонентом формирования и развития субъектом системы знаний (и одновременно специфически человеческой особенностью познавательно-преобразовательной деятельности) является абстрактное мышление, которое позволяет в многообразии проявлений воспринимаемого бытия выделить существенные, повторяющиеся, необходимые связи (законы), выявлять сущность процессов, предметов, явлений.
Логика и язык.
Язык — информационная знаковая система, способ и средство существования и передачи мысли, способ общения между людьми.
Язык и мышление — не одно и то же, но между ними существует тесная глубокая связь. Мышление выражается через язык, вне языка оно невозможно. Формы мышления и формы языковых выражений соответствуют друг другу. Язык считают формой существования сознания
Языки обычно делят на две большие группы:
• естественные → национальные, жестов, музыки и т. д.;
• искусственные → специальные, созданные относительно узкой группой людей (например, профессиональные (врачей, сантехников, юристов), языки различных социальных групп (возрастных, представляющих элемент субкультуры); языки конкретных наук (отраслей науки), в том числе язык логики. Для научного языка характерна строгая определенность содержания. Языки конкретных наук обладают специфическим понятийнокатегориальным аппаратом, используют особенную, отражающую как научность, так и особенности данной отрасли лексику (в данном случае — логики).
Понятие как форма мышления.
Понятие — форма абстрактного мышления, отражающая единство существенных и отличительных признаков отдельного предмета или класса однородных предметов.
Понятия (в формальной логике): • один из основных элементов исследования; • необходимая составляющая мышления — построения суждений, умозаключений, теорий; • средство формирования и хранения знаний в самой логике, как науке
Содержание и объем понятия.
Любое понятие имеет объем и содержание.
Содержание понятия — совокупность основных, существенных и отличительных признаков предмета или класса однородных предметов, отраженных в этом понятии.
Логическое содержание — информация, включающая логическую форму понятия, по которой можно дать его характеристику. 1. Определить: является ли понятие универсальным, то есть включающим весь универсум рассуждения — род (например, «субстанция», «разум»). 2. Установить: является ли понятие пустым (обозначающем нечто, не существующее в действительности, «ковер-самолет», например). 3. Соотнести понятия между собой по содержанию: богаче или беднее одно понятие по сравнению с другим (например, понятие «студент РАП» богаче понятия «студент» и беднее «студент второго курса РАП»).
Фактическое содержание — содержание с учетом всего имеющегося знания о предметах (об их свойствах и отношениях), обобщаемых в понятии, о признаках, по которым происходит обобщение.
По содержанию понятия могут быть:
1) конкретными и абстрактными: конкретные — отражают отдельный предмет или класс предметов («лошадь», «планета», «Солнце»); абстрактные — отражают признак предмета, отношения между ними («несправедливость», «честность», «неравенство», «тождество»);
2) относительные и безотносительные: относительные — отражают предметы, существование которых предполагает существование других предметов («начальник — подчиненный», «отец — сын», «учитель — ученик»); безотносительные такой связи не предполагают (означают предметы, не связанные непременно с другими — «дом», «слово», «Родина»);
3) положительные и отрицательные: положительные — содержат характерные качества или отношения свойственные предметам («эксплуататор», «тиран», «враг», «грамотный человек»); отрицательные — отражают отсутствие в предмете неких качеств («безграмотный специалист», «бескорыстный партнер», «незлобивый человек», и т. д.).
Объем понятия — множество предметов, обобщаемых и выделяемых в понятии, то есть тех предметов, которым присущи признаки, составля ющие содержание понятия.
По объему понятия могут быть:
• единичными — обозначают один предмет, явление («Российская академия правосудия», «вселенная», «Марс»).
• общими — включает число элементов больше одного («мост», «галактика»),
Есть также всеобщие понятия, которые включают все предметы конкретной области знания или рассуждения («люди», «предмет», «явление», «натуральные числа» и др
• пустые (или нулевые), которые не отражают ни один предмет из универсума («горячий лед», «то, чего не может быть», «разноугольный квадрат»);
• неопределенные, объем которых нельзя определить однозначно («население России в 2040 году», «чудовище Lochness»).
Кроме того, выделяют понятия собирательные, в которых группа однородных предметов обозначается как единое целое («коллегия адвокатов», «студенческая группа», «сборник стихов»); и несобирательные, которые можно отнести к каждому предмету данного класса, охватываемому понятием (например, «воин», «судья», «учебник»). Содержание собирательного понятия нельзя отнести к каждому отдельному элементу, входящему в объем этого понятия; несобирательное отражает содержание любого отдельного предмета (процесса, явления) данного класса.
Виды понятий.
Виды деления понятий.
В практической деятельности можно встретить несколько видов деления понятий. Иногда обращают внимание на неупорядоченное (по различным основаниям) и упорядоченное (по одному основанию) деление. В других случаях говорят о возможности деления по естественным (за основание берут существеннее признаки делимых понятий) и по искусственным (когда признак в качестве основания деления определяет сам исследователь) основаниям. Большинство специалистов указывают, прежде всего, на дихотомическое деление и деление по видоизменению признака.
Дихотомическое деление — вид упорядоченного деления на два члена деления, когда объем понятия делится на два вида по наличию или отсутствию некоторого признака, на два противоречащие понятия: «А» и «не-А» (например, понятие «здание» делится на два противоречащих понятия: «одноэтажное здание» и «многоэтажное здание»). В свою очередь понятие «не-А» может делиться на два противоречащих: «Б» и «не-Б» а затем «не-Б» может делиться на «С» и «не-С» и т. д. Дихотомия имеет преимущества: в ней не надо перечислять все виды делимого рода. Выделяется один вид, а затем образуются противоречащие понятия. Деление всегда соразмерно и производится по одному основанию. Однако объем отрицательного понятия может оказаться неопределенным; четким и последовательным является по существу лишь деление на два первых противоречащих друг другу понятия.
Деление по видоизменению признака основано на том, что члены деления образуются на основании изменения характеристики, выступающей в качестве основания деления. Так, науки на основании изменения их объектно-предметной области можно делить на естественные, технические, общественные, гуманитарные. К основанию предъявляются определенные требования; главное из них — объективность.
Выделяют также таксономическое и мерологическое деление понятий.
Таксономическое (от лат. taxare — оценивать) деление — это выделение в объеме родовых понятия подклассов, являющихся объемами видовых понятий. В свою очередь оно подразделяется на дихотомическое деление и деление по видоизменению признака.
Мерологическое (от греч. meros — часть) деление основано на отношении целого и части, сложного и простого. Такое деление предполагает расчленение целого объема понятия на простые составные части. Так, «здание» состоит из «фундамента», «стен», «перекрытий», «крыши»
Правила деления понятий.
И при простом делении понятий и при сложной разветвленной классификации важно знать и соблюдать правила деления понятий
Закон тождества.
Закон тождества — любая мысль непременно должна быть тождественна самой себе, т. е. она должна быть ясной, точной, простой, определенной (именно той же мыслью, а не похожей по форме, но иной) на протяжении всего рассуждения о ней.
Закон утверждает, что каждая объективно истинная и логически правильная мысль или понятие о предмете должны быть определенными и сохранять свою однозначность на протяжении всего рассуждения и вывода
Тождество — равенство, сходство предметов в каком‑либо отношении. В объективной реальности тождество существует в связи с различием, как его противоположность.
При этом, очевидно, в природе нет абсолютно тождественных вещей, например, двух близнецов, самолетов, судебных дел и т. д. Даже об одном и том же разные люди — в силу различного опыта, культуры, образования, статуса и т. д. — могут судить совершенно различно. Однако, при известных условиях, в определенных рамках, мы отвлекаемся от неизбежных различий и фиксируем внимание только на тождестве предметов или их свойств.
Закон тождества выступает в качестве нормативного правила мышления, смысл которого состоит в том, чтобы исключить, в ходе логического вывода, произвольное изменение предмета рассуждения, подмену одного понятия или суждения другими. Таким образом, закон тождества ориентирует нас на то, чтобы в процессе определенного рассуждения всякая мысль была тождественной самой себе.
Однако очень часто в нашей жизни встречаются ошибки, связанные с нарушением требований закона тождества, возникающие из-за многозначности слов, словосочетаний и предложений естественного языка
.эквивокация → рассуждающий использует многозначное слово то в одном, то в другом значении, считая, что использует слово однозначно;
• логомахия → спорящие используют многозначное слово в разных значениях;
• амфиболия → человек высказывает многозначное суждение, преднамеренно или непреднамеренно не замечая этой многозначности.
Закон непротиворечив.
Закон противоречия — два противоположных суждения не могут быть истинными в одно и то же время и в одном и том же отношении.
Важным условием следует признать непременное сопоставление противоположных суждений в одном и том же отношении и в одно и то же время.
Данный закон не проявляет себя в следующих случаях:
-Когда мы утверждаем принадлежность предмету одного признака и в то же время отрицаем принадлежность этому предмету другого признака
-Когда речь идёт об одном и том же предмете, но в разное время
-Когда речь идёт об одном и том же предмете, в одно и тоже время, но в разных отношениях
-Когда речь идет о разных предметах
Закон противоречия выражает одно из коренных свойств правильного мышления – её непротиворечивость и последовательность.
Закон указывает на ложность одного из двух логически противоположных суждений, но не позволяет выделить его.
Общие правила силлогизма.
Правила терминов.
В каждом силлогизме может быть только три термина (больший — Р, меньший — М, средний — S; больший и меньший в одной из посылок и в заключении, средний — в обеих посылках). Ошибка-«учетверение терминов». Смысл ее в том, что в посылках оказывается четыре термина, следовательно, посылки между собой не связаны.
Средний термин должен быть распределен хотя бы в одной из посылок (то есть хотя бы в одной посылке он должен мыслиться в полном объеме). Нарушение правила приводит к потере связи между посылками, вывод становится невозможным.
Термин, не распределенный в посылке, не может быть распределен и в заключении.
Правила посылок:
Из двух отрицательных посылок нельзя сделать заключение
Если одна из посылок отрицательная, то заключение будет отрицательным
Из двух частных посылок нельзя сделать никакого заключения
Если одна из посылок частная, то и заключение должно быть частным
Разделительный силлогизм.
Разделительное умозаключение — умозаключение, в котором одна или несколько посылок — разделительные (дизъюнктивные) суждения; их делят на условно-разделительные и разделительно-категорические умозаключения.
Условно-разделительное (лемматическое) - умозаключение, в котором одна посылка состоит из двух или более условных суждений, а другая – разделительное суждение .
Требует соблюдения правил: - в конструктивной дилемме рассуждение должно быть направлено от утверждения оснований к утверждению следствий; в деструктивной – от отрицания следствий к отрицанию оснований; - в разделительной посылке должны быть перечислены все возможные альтернативы, т.е. она обязана быть полной.
Разделительно-категорическим называется умозаключение, в котором одна из посылок – разделительное суждение , а другая посылка и заключение – категорические суждения
Сокращенные силлогизмы.
Категорический силлогизм может выступать в сокращенной форме, то есть в нем отсутствует либо одна из посылок, либо заключение. Такой силлогизм называется энтимемой.
Энтимема —это такой силлогизм, часть которого мы держим в уме, а часть выражаем. Мы можем выбрасывать каждую- часть силлогизма и мыслить всё-таки силлогистически. Например, если мы относительно кого-нибудь употребим выражение: «нужно быть дурным человеком, чтобы делать подобные вещи», то это выражение представляет собой силлогизм, который, если мы ему придадим полную форму, приобретёт следующий вид:
Все люди, которые делают подобные вещи, дурны. Этот человек делает подобные вещи.
Следовательно, он дурной человек
Для того чтобы пояснить, как происходит этот пропуск Частей силлогизма, возьмём какой-нибудь полный силлогизм, например:Всякий порок заслуживает порицания. Скупость есть порок.
Следовательно, скупость заслуживает порицания,
Индуктивные умозаключения.
Индуктивное умозаключение — такое умозаключение, в котором на основе повторяемости признака у явлений определенного класса делается вывод о принадлежности этого признака всем явлениям данного класса; когда вывод представляет собой знание большей степени общности, чем посылки.
В структуре индуктивного умозаключения выделяют три составных элемента: исходное знание, обосновывающее знание, выводное знание. Правильность вывода обеспечивают два правила, общие для всех видов индукции:
• индуктивное обобщение прочно лишь тогда, когда производится по существенным признакам;
• индуктивное обобщение распространяется только на объективно сходные, однородные предметы.
Виды индукции.
Индукция бывает полная и неполная, выделяют также математическую — построенную на аксиомах, связанную со свойствами ряда натуральных чисел.
Полная индукция — это умозаключение, в котором на основе повторяемости признака у каждого из явлений определенного класса делается вывод о принадлежности этого признака всему классу явлений.
Полная индукция возможна, когда изучается строго определенный (замкнутый) класс предметов, каждый из которых доступен для анализа. Количество элементов замкнутого класса конечно и вполне доступно исследователю. Полная индукция предполагает:
• точное знание числа предметов или явлений, подлежащих изучению;
• принадлежность изучаемого признака каждому элементу класса;
• сравнительно небольшое число элементов изучаемого класса. Примером полной индукции можно считать единогласное признание вины подсудимого присяжными заседателями.
Неполная индукция — это умозаключение, в котором на основе повторяемости признака у некоторых явлений определенного класса делается вывод (предположение достаточно высокой степени вероятности) о принадлежности этого признака всему классу явлений.
Неполная индукция — это индуктивное умозаключение в строгом смысле содержания данного понятия
По способу отбора посылок, обоснования заключения неполная индукция делится на популярную, научную индукцию, статистические обобщения. Популярная индукции — это такое обобщение (индуктивное умозаключение), в котором путем перечисления устанавливают повторяемость признака у некоторых явлений класса, на основе чего делают заключение о вероятности его принадлежности ко всему классу явлений.
Научная индукция — умозаключение, в посылках которого наряду с повторяемостью признака у некоторых явлений класса содержится информация о существенности этого признака, зависимости от определенных свойств явления.
Статистическое обобщение — это умозаключение неполной индукции, в котором установленная в посылках количественная информация о частоте определенного признака в исследуемой группе (образце) переносится в заключении на все множество явлений этого рода.
В математике специальным видом индукции является математическая индукция, которую также иногда называют полной, от которой она отличается тем, что имеет дело с бесконечным множеством предметов, но, одновременно, похожа на полную, ибо также дает достоверный результат. Математическая индукция основывается на строении и свойствах натурального ряда чисел, в частности на простом законе: каждое следующее число больше предыдущего ровно на единицу.
Аналогия и ее виды.
Умозаключение по аналогии (традуктивное) — умозаключение, в котором принадлежность предмету определенного признака обосновывается сходством в существенных признаках с другим предметом.
Аналогия — это сходство — отношение между рассматриваемыми объектами, состоящее в принадлежности этим объектам общих признаков. Аналогия — это перенос информации с одного предмета (модели) на другой (прототип). Умозаключение по аналогии позволяет осуществить логический переход от известного знания об отдельном предмете или их группе к новому знанию о другом отдельном предмете или другой их группе.
По характеру переносимого признака выделяют 2 вида умозаключений по аналогии: аналогию свойств и аналогию отношений.
Аналогии свойств — традуктивное умозаключение, в котором объектом уподобления (сравнения) являются два единичных предмета, а переносимым признаком — свойства этих предметов.
Аналогия отношений — традуктивное умозаключение, в котором объектом уподобления являются отношения между двумя парами предметов, а переносимым признаком — свойства этих отношений.
Гипотеза и ее виды.
Гипотеза — это предположение (высказывание, содержащее не утверждение, а предположение), с определенной степенью вероятности раскрывающее связь между явлениями, устанавливающее причинно-следственную зависимость сущности предмета и ее проявления, объясняющее свойства и причины исследуемого предмета: явлений, процессов, вещей.
Гипотеза представляет неопределенность, догадку, вероятное знание, статус которого — между истиной и ложью. Гипотеза, получившая подтверждение, перестает быть гипотезой, превращается в истинное знание: теорию или модель. Опровергнутая гипотеза становится ложным знанием и опять-таки теряет статус гипотезы. Далеко не всякую догадку, предположение можно назвать гипотезой; в отличие от обычного предположения, содержащаяся в ней основная мысль должна быть в какой-то мере обоснованной.
Структура доказательства
Тезис – суждение, истинность которого обосновывают в процессе аргументации.
Аргументы – это те истинные исходные теоретические или фактические положения, которыми пользуются при доказательстве тезиса.
Демонстрация – способ логической связи между тезисом и аргументами
Виды доказательств
По форме демонстрации:
По способу обоснования тезиса:
Опровержение и его способы.
Опровержение — логическая операция, направленная на разрушение доказательства путем установления ложности или необоснованности ранее выдвинутого тезиса. По своему предназначению опровержение — логическая операция проверки истинности выдвинутого тезиса. В юридической деятельности, в том числе в судебной практике, обвиняемая сторона («защита») нередко стремится не столько доказать истину, сколько, наоборот, скрыть или извратить ее.
Логика вопросов и ответов.
Знание логического механизма постановки вопросов и конструирования ответов на них играет важную роль уголовном процессе, служит рациональной основой успешного проведения допросов, свидетельствований, опознания и других судебно-следственных действий, а также продуктивных социологических опросов путем анкетирования.
Корректные и некорректные.
закрытыми и открытыми
уточняющие (ли-вопросы) и восполняющие
простыми и сложными
узловые и восполняющие.
Познавательная функция вопроса реализуется в форме ответа на поставленный вопрос.
Ответ представляет собой новое суждение, уточняющее или дополняющее в соответствии с поставленным вопросом прежнее знание. Поиск ответа предполагает обращение к конкретной области теоретических или эмпирических знаний, которую называют областью поиска ответа. Полученное в ответе знание, расширяя либо уточняя исходную информацию, может служить базисом для постановки новых, более глубоких вопросов о предмете исследования.
Среди ответов различают:
- истинные и ложные;
- прямые и косвенные;
- краткие и развернутые;
- полные и неполные.
Смещение времени действия.
Предмет и значение логики.
Логика (от греч. λόγος — логос — слово, понятие, рассуждение, разум, мысль) — наука об общезначимых формах и средствах мысли (в том числе, закономерностях мышления, методах рассуждений), необходимых для рационального познания в любой области знания, непротиворечивых выводов, формулирования понятий, построения умозаключений, гипотез, версий, теорий.
Предмет логики (науки) — формы и средства мысли, законы правильного мышления и получения выводного знания, методы рассуждений и формулирования истинных выводов, обобщений, рекомендаций, решений.
Говоря кратко, логику можно назвать наукой о формах, закономерностях и методах правильного мышления. Мышление, включая познание, представляет сложный процесс, в котором центральное место занимают знания. Цель любого субъекта заключается в обладании возможно большим объемом необходимых в его жизни и деятельности истинных знаний. Знания — сведения, информация, алгоритмы действий, полученные субъектом в ходе освоения действительности, переработанные им на основе личного опыта или общественной практики и используемые им в ходе своей познавательно-преобразовательной деятельности.
Необходимым компонентом формирования и развития субъектом системы знаний (и одновременно специфически человеческой особенностью познавательно-преобразовательной деятельности) является абстрактное мышление, которое позволяет в многообразии проявлений воспринимаемого бытия выделить существенные, повторяющиеся, необходимые связи (законы), выявлять сущность процессов, предметов, явлений.
Логика и язык.
Язык — информационная знаковая система, способ и средство существования и передачи мысли, способ общения между людьми.
Язык и мышление — не одно и то же, но между ними существует тесная глубокая связь. Мышление выражается через язык, вне языка оно невозможно. Формы мышления и формы языковых выражений соответствуют друг другу. Язык считают формой существования сознания
Языки обычно делят на две большие группы:
• естественные → национальные, жестов, музыки и т. д.;
• искусственные → специальные, созданные относительно узкой группой людей (например, профессиональные (врачей, сантехников, юристов), языки различных социальных групп (возрастных, представляющих элемент субкультуры); языки конкретных наук (отраслей науки), в том числе язык логики. Для научного языка характерна строгая определенность содержания. Языки конкретных наук обладают специфическим понятийнокатегориальным аппаратом, используют особенную, отражающую как научность, так и особенности данной отрасли лексику (в данном случае — логики).
Понятие как форма мышления.
Понятие — форма абстрактного мышления, отражающая единство существенных и отличительных признаков отдельного предмета или класса однородных предметов.
Понятия (в формальной логике): • один из основных элементов исследования; • необходимая составляющая мышления — построения суждений, умозаключений, теорий; • средство формирования и хранения знаний в самой логике, как науке
Содержание и объем понятия.
Любое понятие имеет объем и содержание.
Содержание понятия — совокупность основных, существенных и отличительных признаков предмета или класса однородных предметов, отраженных в этом понятии.
Логическое содержание — информация, включающая логическую форму понятия, по которой можно дать его характеристику. 1. Определить: является ли понятие универсальным, то есть включающим весь универсум рассуждения — род (например, «субстанция», «разум»). 2. Установить: является ли понятие пустым (обозначающем нечто, не существующее в действительности, «ковер-самолет», например). 3. Соотнести понятия между собой по содержанию: богаче или беднее одно понятие по сравнению с другим (например, понятие «студент РАП» богаче понятия «студент» и беднее «студент второго курса РАП»).
Фактическое содержание — содержание с учетом всего имеющегося знания о предметах (об их свойствах и отношениях), обобщаемых в понятии, о признаках, по которым происходит обобщение.
По содержанию понятия могут быть:
1) конкретными и абстрактными: конкретные — отражают отдельный предмет или класс предметов («лошадь», «планета», «Солнце»); абстрактные — отражают признак предмета, отношения между ними («несправедливость», «честность», «неравенство», «тождество»);
2) относительные и безотносительные: относительные — отражают предметы, существование которых предполагает существование других предметов («начальник — подчиненный», «отец — сын», «учитель — ученик»); безотносительные такой связи не предполагают (означают предметы, не связанные непременно с другими — «дом», «слово», «Родина»);
3) положительные и отрицательные: положительные — содержат характерные качества или отношения свойственные предметам («эксплуататор», «тиран», «враг», «грамотный человек»); отрицательные — отражают отсутствие в предмете неких качеств («безграмотный специалист», «бескорыстный партнер», «незлобивый человек», и т. д.).
Объем понятия — множество предметов, обобщаемых и выделяемых в понятии, то есть тех предметов, которым присущи признаки, составля ющие содержание понятия.
По объему понятия могут быть:
• единичными — обозначают один предмет, явление («Российская академия правосудия», «вселенная», «Марс»).
• общими — включает число элементов больше одного («мост», «галактика»),
Есть также всеобщие понятия, которые включают все предметы конкретной области знания или рассуждения («люди», «предмет», «явление», «натуральные числа» и др
• пустые (или нулевые), которые не отражают ни один предмет из универсума («горячий лед», «то, чего не может быть», «разноугольный квадрат»);
• неопределенные, объем которых нельзя определить однозначно («население России в 2040 году», «чудовище Lochness»).
Кроме того, выделяют понятия собирательные, в которых группа однородных предметов обозначается как единое целое («коллегия адвокатов», «студенческая группа», «сборник стихов»); и несобирательные, которые можно отнести к каждому предмету данного класса, охватываемому понятием (например, «воин», «судья», «учебник»). Содержание собирательного понятия нельзя отнести к каждому отдельному элементу, входящему в объем этого понятия; несобирательное отражает содержание любого отдельного предмета (процесса, явления) данного класса.
Виды понятий.
Отношение между понятиями. Типы совместимости.
Понятия могут быть сравнимыми и несравнимыми. Сравнимые понятия имеют хотя бы один общий признак, что дает возможность выявить между ними отношения тождества, противоречия, противоположности, подчинения, несравнимые общих признаков не имеют.
Сравнимые понятия делятся по объему на совместимые, когда их объемы совпадают полностью или частично, и несовместимые, исключающие друг друга.
Совместимые понятия могут находиться в отношениях равнозначности, перекрещивания, подчинения.
Равнозначные понятия (тождественные, эквивалентные, равнообъемные) различаются по содержанию, но объемы их совпадают .Все элементы объема одного понятия в этом случае — одновременно элементы объема другого понятия. Существенные или отличительные признаки, присущие сравниваемым понятиям, принадлежат всем элементам множеств, составляющих их объемы.
Перекрещивающиеся понятия (частично совпадающие) — когда часть объема одного понятия входит в объем другого, не исчерпывая его («преступление» и «злоупотребление», «студенты» и «спортсмены», «судьи» и «орденоносцы» и т.д.). То есть некоторая часть объектов (явлений) универсума может одновременно быть частью объема нескольких понятий, у каждого из которых объем шире (выходит за пределы) данной общей части .Студенты могут мыть спортсменами, и наоборот.
Подчиненные понятия (включение, соотношение рода и вида) — объем одного понятия целиком включается в объем другого, но не исчерпывает его. Понятие меньшего объема составляет часть объема большего, не выходя за его пределы. Другими словами, это вид понятия с большим объемом, который по отношению к нему является родом («преступление» и «правонарушение», «студент» и «учащийся», «судья» и «юрист» м т. Д
Дата: 2019-04-23, просмотров: 220.