Задачи и принципы промышленной политики России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Промышленная политика – это согласованная система законодательных, административных, финансово-экономических государственных решений и мер, позволяющих управлять развитием промышленности в стране в соответствии с поставленными целями такого развития[14].

Промышленная политика - стратегия, образ действий, направленных на развитие и повышение эффективности промышленного производства, конкурентоспособности предприятий и продукции, обеспечение занятости населения.

В широком смысле, промышленная политика также включает и меры по обеспечению справедливой конкуренции, развитию регионов, расширению кооперации и специализации производства, стимулированию эффективности и содействию внедрению новых технологий. В узком смысле, промышленная политика может быть нацелена на поддержку конкретных отраслей, производств и отдельных проектов.

Промышленная политика может формироваться или корректироваться как реакция на те или иные острые хозяйственные и макроэкономические проблемы - увеличение экспорта, снижение инфляции и проч. Идентификация потенциальных угроз и возможностей, открывающихся перед конкретными секторами промышленности, также является составной частью процесса выработки промышленной политики.

Заметную роль в промышленной политике многих стран играют меры по обеспечению конкурентоспособности национальных отраслей и предприятий на мировом рынке и поддержка экспорта. Среди практических инструментов промышленной политики можно выделить в этой связи налоги и таможенные пошлины. Важным инструментом международной кооперации в промышленности являются свободные экономические зоны, получившие широкое распространение в странах Юго-Восточной Азии.

Составной частью промышленной политики в России, как и в других странах, является приватизация и национализация промышленных предприятий с целью повышения их эффективности и др.

Все большее значение приобретает такой элемент промышленной политики, как антимонопольное регулирование, поскольку предприятия-монополисты, не имеют достаточно мощных стимулов к развитию и снижению производственных затрат.

Различают два основных подхода к формированию промышленной политики. Первый подход предусматривает активное и непосредственное вмешательство государства в экономику в форме государственных субсидий, адресных заданий, льгот, ограничений и т.п. Данный подход весьма характерен для Франции, Японии и других европейских стран. Второй подход не предусматривает воздействия на определенные предприятия или отрасли, а ориентирован на создание определенной “окружающей экономической среды”, то есть регулирование косвенными методами. Такой политики придерживаются, по преимуществу, в США, где программы государственного кредитования экономики незначительны и осуществляются, преимущественно в форме гарантий по частным кредитам.

В России в 90-е годы промышленная политика претерпевала коренные повороты - от жесткой централизации к чисто “либеральной” модели, не предусматривающей существенного вмешательства государства.

Все более ключевым аспектом промышленной политики становится определение пропорций между двумя группами производств, различающихся долей добавленной стоимости. Первую группу образуют, товары с низкой долей добавленной стоимости, производство которых основано на несложных технологиях и использовании низкоквалифицированной рабочей силы. Такие предприятия, чтобы выжить в условиях конкуренции, должны снижать цены и издержки или менять профиль. Другую группу образуют наукоемкие товары с высокой долей добавленной стоимости, для производства которых требуется больше капитала и высококвалифицированная рабочая сила. Соотношение этих групп является одной из основных характеристик развития промышленности.

Критерии краткосрочной финансовой отдачи не являются ключевыми при формировании промышленной политики. Стержнем промышленной политики является поддержка глубинных, долгосрочных процессов перестройки промышленности на современной технологической основе. С этой целью разрабатываются целевые научно-технические программы, создаются совместные внедренческие центры, объединяющие научные организации и промышленные предприятия, научные парки и т.п.

Важной составной частью промышленной политики является поддержка малого бизнеса, который создает около одной трети промышленной продукции и образует благоприятную среду для разного рода инноваций, без которых невозможно развитие.

В рамках экономической политики, проводимой в современном мире, выделяются две основных сферы[15]:

1. Макроэкономическая политика, подразумевающая регулирование хозяйственных процессов на национальном уровне.

2. Промышленная политика, направленная на достижение конкретных стратегических целей на отраслевом и корпоративном уровне.

Национальная промышленная политика — комплекс мер государственного регулирования экономических процессов на отраслевом и корпоративном уровне, направленный на стимулирование инновационной активности, структурной перестройки экономики и экономического роста.

Заблуждения относительно промышленной политики

1. Промышленная политика — это всегда поддержка лоббистов, особенно крупного бизнеса — "поддержка сильных".

2. Промышленная политика — это всегда раздача бюджетных средств.

3. Промышленная политика — это любая политика, направленная на развитие экономики.

Две модели промышленной политики

1. "Жесткая" промышленная политика:

Ставит своей целью создание и развитие отраслей экономики, определенных как приоритетные.

2. "Мягкая" промышленная политика:

Ориентирована на содействие росту конкурентоспособности национальных компаний-производителей.

"Жесткая" промышленная политика

Имеет ярко выраженные мобилизационные черты и предполагает:

Опору на бюджетное субсидирование и кредитование предприятий приоритетных отраслей.

Развитые механизмы косвенного субсидирования компаний за счет манипуляций с валютным курсом, регулирования цен на сырье и энергию, тарифов естественных монополий.

Протекционистский курс во внешней торговле, направленный на создание "тепличных" условий для национальных производителей и привлечение прямых иностранных инвестиций, мотивированных заинтересованностью во избежание высоких тарифов.

"Мягкая" промышленная политика

Ориентирована на содействие росту конкурентоспособности национальных производителей.

На поддержку инвестиционных проектов, позволяющих частному бизнесу повысить уровень эффективности.

Проекты, поддерживаемые в рамках промышленной политики

1. Инфраструктурные проекты.

2. Инновационные проекты.

Инфраструктурные проекты

Дают позитивный эффект не только для компании-инвестора, но и для компаний, условия деятельности которых улучшаются благодаря улучшению:

Транспортной инфраструктуры (включая портовую и трубопроводную).

Информационной инфраструктуры (включая системы спутниковых и оптико-волоконных коммуникаций).

Образовательной и научно-технической инфраструктуры (системы ВУЗовского и профессионально-технического образования во взаимосвязи с научными учреждениями).

Социальной и коммунальной инфраструктуры (обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов, в которых размещены хозяйственные объекты).


Инновационные проекты

Ориентированы на закрепление страны в перспективных нишах мировых рынков. Могут преследовать две основные цели:

Создание в рамках отечественной экономики цепочек добавленной стоимости, "на выходе" которых — конкурентоспособный по мировым стандартам продукт.

Встраивание отечественных компаний в глобальные цепочки добавленной стоимости (с участием зарубежных компаний), но не в качестве поставщиков материального и интеллектуального "сырья", а в качестве продавцов высокотехнологичного продукта и профессиональных услуг.

Принципы промышленной политики

Национальный характер промышленной политики:

Промышленная политика должна вырабатываться на основе тесного взаимодействия органов власти, представителей бизнес-сообщества и экспертного сообщества.

Ориентация на объективные потребности экономики:

Отбор проектов для поддержки должен осуществляться в соответствии с четко определенными направлениями повышения конкурентоспособности производителей.

Прозрачность критериев поддержки проектов:

Критерии отбора проектов (объем производимой добавленной стоимости, динамика прироста выпуска, экспорта и занятости, снижение издержек) должны быть четко определены и не допускать двусмысленного толкования.

Целостность системы промышленной политики:

Мероприятия промышленной политики должны быть логически связаны друг с другом и с другими мероприятиями экономической политики.

Принципы промышленной политики

Поддержка инновационного и инвестиционного процесса мерами налоговой и кредитной политики (инвестиционные налоговые кредиты, режим ускоренной амортизации, создание специализированных кредитных фондов, частичное субсидирование процентной ставки по коммерческим займам).

Предоставление государственных заказов на высокотехнологичную продукцию и проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) при условии, что рыночный потенциал финансирования соответствующих проектов недостаточен.

Предоставление инвесторам, осуществляющим долгосрочные проекты, гарантий от неблагоприятного изменения экономического законодательства и цен, находящихся под контролем государства (таких, как тарифы на услуги естественных монополий).

Стимулирование экспорта продукции путем обеспечения доступа к кредитным фондам, возврата части налогов, уплаченных на стадии производства продукции, и юридической поддержки экспортеров в случае их дискриминации на внешних рынках, а также при прохождении процедур международной сертификации их продукции.

Задачи промышленной политики

Создание эффективных механизмов защиты национальных производителей от некорректных торговых практик конкурентов, в т.ч. в сфере контроля за качеством товаров и услуг, и использования торговых марок (брендов).

Развитие финансовой и банковской инфраструктуры, отвечающей потребностям бизнеса в кредитных ресурсах.

Совершенствование системы валютного регулирования в части, касающейся валютных операций национальных компаний, экспортирующих готовую продукцию и импортирующих сырье, материалы, оборудование и технологии.

Диверсифицированный подход к утверждению ввозных и вывозных таможенных пошлин, предполагающий льготный режим в отношении импорта критически важных видов сырья и оборудования и отмену экспортных пошлин на наукоемкую продукцию.

Направления региональной промышленной политики:

Принятие мер в сфере компетенции региональных органов власти.

Идентификация направлений совершенствования промышленной политики на национальном уровне.

Результаты региональной промышленной политики:

Прямые: повышение конкурентоспособности региональных производителей.

Косвенные: рост благосостояния жителей региона и налоговой базы региональных бюджетов.

Остановимся на факторах формирования и реализации промышленной политики.

Для современной промышленной политики экономически развитых стран характерно отсутствие жестких отраслевых приоритетов, вследствие прежде всего высокодиверсифицированной структуры бизнеса. Поэтому в качестве главного адресата промышленной политики все чаще выступают сформировавшиеся в той или иной стране корпоративные структуры. Именно здесь все в возрастающей степени концентрируются ресурсы общенационального развития: профессиональные кадры (маркетологи, топ-менеджеры), управленческая компетенция, передовые технологии и финансовые ресурсы.

В современной промышленной политике важная роль принадлежит корпоративному управлению. Корпоративное управление - это сложная система взаимоотношений между фирмами и другими экономическими субъектами, предпринимательская среда которых регулируется законами о корпорациях, правилами в области регулирования выпуска и использования ценных бумаг, инвестиций, процедурами функционирования фондового рынка, стандартами бухгалтерского учета и налоговыми законами. Корпоративное управление влияет на решения инвесторов и стратегию фирм в области рисков, новых технологий и инвестиций в “человеческий капитал”, которые в свою очередь воплощаются в соответствующих потоках капитала и размещении ресурсов.

Важным элементом национальной промышленной политики является повышение значения невещных инвестиций (intangible investment). Инвестиции играют ключевую роль в адаптации и долговременном росте промышленности. Структура инвестиций в современных условиях претерпевает существенные изменения, поскольку возрастающее значение в эффективной деятельности фирм приобретают новые технологии, знания, профессиональная подготовка работающих, организация бизнеса и программное обеспечение.

Можно сказать, что с экстремальной концепцией государственной промышленной политики в рыночной экономике с позиции: правительство лучше знает (“government knows best”), в том числе как эффективнее разместить ресурсы, не согласен бизнес. С экстремальной концепцией бизнеса: нам не нужна государственная промышленная политика, промышленная стратегия бизнеса - наиболее эффективна, несогласно государство.

Эволюция от государственной отраслевой к национальной промышленной политике конкурентоспособности на основе стратегического взаимодействия государства и бизнеса на условиях равноправного партнерства есть тот ориентир, к которому стремится в настоящее время большинство стран.

В то же время многими специалистами признается тот очевидный факт, что каждая страна характеризуется своеобразными и неповторимыми историческими, общественно-экономическими, природными, этническими и иными характеристиками, что влияет, в том числе, на особенности и традиции проводимой государством в них экономической политики, в частности применительно к задачам развития промышленности. Признавая это положение, следует в то же самое время отметить важность выявления общих черт различных промышленно-развитых стран мира в их государственной политике по отношению к промышленности. Это позволяет лучше понять факторы такой политики и оценить степень общности и дифференциации процессов ее трансформации на новейшем этапе, оценить доминирующие тенденции на будущее. Как и всякое обобщение, выделение регионов со специфической промышленной политикой является продуктом абстрагирования от имеющих место национальных особенностей той или иной страны и поэтому в определенной мере страдает условностью.

Региональная политика в Российской Федерации - законодательно оформленная система правовых, организационных, институциональных и финансово-экономических мер, определяющих деятельность федеральных органов государственной власти, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, объединений бизнеса и иных институтов гражданского общества, направленная на достижение целей и решение задач политического, экономического и социального развития регионов в соответствии с основными направлениями внутренней и внешней политики государства[16]. В приложении 1 представлен Комплекс мер по реализации Концепции совершенствования региональной политики в Российской Федерации.

Базовой целью региональной политики в Российской Федерации является обеспечение сбалансированного социально-экономического развития субъектов РФ. Это предполагает, с одной стороны, сокращение различий в уровне социально-экономического развития субъектов РФ. С другой стороны - обеспечение баланса между наращиванием экономического потенциала субъектов РФ и обеспечением комфортной среды обитания для населения, созданием равных возможностей для граждан РФ независимо от места проживания в реализации своих социальных и экономических прав и удовлетворении потребностей.

Для достижения этой цели применение инструментов региональной политики должно быть сконцентрировано на организации согласованных действий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления по созданию максимально благоприятных условий для развития экономики субъектов РФ и муниципалитетов, прежде всего, путем привлечения частных инвестиций и повышению качества и доступности бюджетных услуг, что в совокупности составляет основу для роста уровня и качества жизни населения и социально-экономического развития государства в целом.

В условиях федеративного устройства государства и самостоятельности местного самоуправления особого внимания заслуживают механизмы управления социально-экономическими процессами на федеральном, региональном и местном уровнях, обеспечивающие единство целей, задач и действий всех органов публичной власти. Это потребует решения задачи совершенствования федеративных отношений и местного самоуправления, прежде всего, путем завершения разграничения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления и выстраивания системы их надлежащего исполнения. Это позволит в значительной мере реализовать еще одну стратегическую цель региональной политики - формирование эффективного и компактного государства.

На федеральном уровне процесс территориального планирования, занимающего ключевое место в системе стратегического планирования, так и не начат. Как следствие, в отсутствие ориентиров со стороны федерального центра на региональном и местном уровнях работа по подготовке и утверждению документов территориального планирования ведется крайне медленно. В совокупности это существенно сдерживает планирование и реализацию частных инвестиционных проектов, деловую активность в регионах.

17 января 2008 г. подписано распоряжение Правительства Российской Федерации об утверждении проекта и финансировании разработки проектно-сметной документации на меридиональную железнодорожную линию ст. Полуночное (Свердловская область) — ст. Обская — Салехард (Ямало-Ненецкий автономный округ). Приказом Минфина России от 28 января 2008 г. №17Н разработка проектной документации проекта « Урал Промышленный — Урал Полярный» включена в бюджетную классификацию. Определен размер бюджетных расходов в сумме 4,163 млрд. рублей на 2008 год в соответствии с утвержденной бюджетной росписью.

Законодательные аспекты, регулирующие промышленную политику в РФ, в реализации межнационального проекта «Урал промышленный - Урал Полярный» являются:

- Федеральная целевая программа "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)" разработана во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 г. № 232-р[17].

Программа содержит перечень, характеристики и механизм реализации мероприятий по развитию транспортной системы страны на период до 2010 года, необходимых для ее устойчивой и эффективной работы и предусматривающих согласованное развитие всех видов транспорта общего пользования как составных частей единой транспортной системы.

Модернизация транспортной системы страны рассматривается как первый этап реализации стратегической цели государственной транспортной политики и первостепенная задача в области транспорта, решение которой создаст предпосылки для расширения внутренних и внешних хозяйственных связей и возможностей использования населением всех видов сообщений, а также для привлечения на транспортные коммуникации России транзитных перевозок третьих стран.

Итак, разработка и реализация Программы позволят комплексно подойти к развитию наземных, водных и воздушных транспортных систем, обеспечить их согласованное развитие и функционирование, соответственно, более эффективное использование финансовых и материальных ресурсов. Процесс модернизации транспортной системы России окажет существенное влияние на социально-экономическое развитие всех регионов России.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать следующие выводы: государственная промышленная политика не является исключением. Поэтому необходимо спрогнозировать ее последствия. К сожалению, в практике российского управления чаще всего ограничиваются прогнозом в виде экспертных оценок, в лучшем случае инерционным прогнозом, которые не дают уверенных оценок развития. Вместе с тем, за последние 40 лет сформировалось и получило широкое распространение в мире новое направление в прикладной экономике, позволяющее найти подходы к решению широкого круга задач, относящихся, в основном, к государственному регулированию экономики.




Дата: 2019-04-22, просмотров: 174.