ВКС -    Вестник Конституционного Суда Российской Федерации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОДЕРЖАНИЕ

 

Список принятых сокращений

Введение

Глава 1. Промышленная политика как предмет управления развитием экономической политики в России

1.1 Законодательное обеспечение российской промышленной политики

1.2 Основные исторические модели промышленной политики.

1.3 Задачи и принципы промышленной политики России

Глава 2. Проект «Урал промышленный - Урал полярный» - основа программы развития транспортного комплекса в Тюменской области

2.1 Анализ программы проекта

2.2 Характеристика субъектов управления проектом

2.3 Работа администрации ЯНАО по выполнению проекта

2.4 Совершенствование нормативной базы в части уточнения функций и ответственности координатора комплексных инвестиционных проектов

Заключение

Список источников и литературы



Список принятых сокращений

 

РФ -      Российская Федерация

ВС -      Верховный Суд

Бюл. -    Бюллетень

Бюл. ВС РФ - Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации

ВКС -    Вестник Конституционного Суда Российской Федерации

РГ -       Российская газета

САПП РФ - Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации

СЗ РФ - Собрание законодательства Российской Федерации



ВВЕДЕНИЕ

 

Стремление государства к постепенному переходу в качественно новое состояние, с доминированием "новой экономики", должно сопровождаться, прежде всего, активной государственной политикой, направленной на использование нашего основного и наиболее перспективного потенциала для развития — научных знаний. Именно от того, насколько нам удастся обратить на пользу этот потенциал, и будет зависеть ответ на вопрос о том, какое же место займет Россия в быстро меняющемся и противоречивом мире; Кризис и его последствия предоставляют нам уникальную возможность для радикального совершенствования основополагающей законодательной базы, регламентирующей отношения "труд-общество" с целью восстановления труда как приоритетной ценности и основного источника экономического развития государства. Для обеспечения выпуска конкурентной на мировом рынке продукции необходимо радикальное переоснащение основных отраслей промышленности и их инфраструктуры. Учитывая огромную капиталоемкость современных технологий, решение этой задачи в ближайшие 5-10 лет вряд ли возможно в принципе. Отсюда следует необходимость в концентрации ограниченных ресурсов на главных направлениях. Такими направлениями, безусловно, являются сфера науки и оборонно-промышленный комплекс, в котором сосредоточен основной научный и технологический потенциал, являющийся необходимым условием для экономического развития страны; Эффективное применение развиваемых в мире "общих" технологий 5-го и 6-го поколений весьма жестко связано с необходимостью использования современных информационных технологий во всех "иных" сферах деятельности, включая исследования, разработку, производство товаров, маркетинг, использование их и утилизацию. В свою очередь, это предполагает необходимость создания и развития современных систем управления и повышения доверия к используемой информации. Это в полной мере касается и необходимости формирования и использования баз знаний и применения современных методов доступа к ним, а так же использование современных методов принятия решений, опирающихся на базы знаний, как на государственном, так и на корпоративном уровнях управления: Принятие на государственном уровне концепции промышленной политики и неуклонное следование ей стало бы реальным свидетельством стремления властных структур содействовать развитию реальной экономики. И это вполне отвечало бы национальным интересам.

Основным методом реализации промышленной политики служит предоставление ограниченному числу участников национальной экономики дополнительных ресурсов, которые могут быть использованы для осуществления инвестиций. С этой точки зрения комплекс мер, направленных на изъятие части рентного дохода из добывающих отраслей посредством налогообложения и распределение их через бюджет в другие отрасли экономики на основе того или иного критерия (например, принадлежность к «новой экономике») может рассматриваться как пример промышленной политики.

Выбор в пользу подобной промышленной политики или отказа от нее чрезвычайно актуален для современной России. Альтернативой активной промышленной политике в форме перераспределения рентных доходов является развитие финансовой инфраструктуры экономики и улучшение инвестиционного климата, повышающее привлекательность обрабатывающих отраслей экономики. Оба варианта сопряжены со специфическими проблемами и рисками и характеризуются различной эффективностью в зависимости от рассматриваемого периода времени. Перераспределение ресурсов из добывающих отраслей в обрабатывающие может послужить основой для резкого ускорения экономического роста, но одновременно сопряжено с рисками, характерными для активной промышленной политики в целом. Кроме того, такая стратегия может служить основой экономического роста исключительно в краткосрочном периоде.

Иными словами, такое перераспределение не гарантирует устойчивости экономического роста. Устойчивое развитие – это эколого-социо-экономическое развитие, характеризующееся стабильной положительной динамикой промышленных объемов с замкнутыми циклами ресурсопользования, что обеспечивает повышение удовлетворение материальных, духовных потребностей и социальное развитие в условиях сохранения экологического равновесия. В свою очередь, акцент на последовательном развитии финансовой инфраструктуры и совершенствовании инвестиционного климата сопряжен с меньшими рисками и характеризуется большей эффективностью в долгосрочном периоде, однако такая стратегия не может обеспечить радикального ускорения темпов экономического роста.

Объект исследования – основа реализации федеральной программы развития транспортного комплекса в Тюменской области.

Предмет исследования – транспортный комплекс как фактор устойчивого развития Тюменской области.

Целью дипломной работы является изучение основ реализации федеральной программы развития транспортного комплекса в Тюменской области.

Сформулированные цели определили необходимость решения следующих задач:

- рассмотреть теоретические и законодательные основы реализации проекта;

- определить ход реализации проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный» в различных регионах-участниках проекта;

- рассмотреть методы совершенствования нормативной базы в части уточнения функций и ответственности координатора комплексных инвестиционных проектов;

- выявить перспективы социально-экономического развития России.

Методами в работе являются следующие: – аналитический метод (используется при анализе литературы и нормативно-правовых актов), статистический и логический методы, методы сравнительного анализа и обобщения.

Нормативно-методическую базу исследования составляют нормативные акты России, показатели регионального развития экономики.

Теоретическую базу исследования составляют труды таких ученых как В. Завадникова, В.Н. Княгинина, А.Д. Некипелова, В.Н. Гаврилова, В.И. Волошина, Е.Б. Ленчук, А. Калина и др.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.



Анализ программ проекта

 

Проект «Урал Промышленный – Урал Полярный» уникален по всем параметрам. Аналогов ему в современной России нет. Проект реализуется на территории сразу двух субъектов Российской Федерации – Югры и Ямала, а заинтересованы в нем как минимум еще четыре региона Уральского федерального округа.

Источниками финансирования проекта УП-УП предполагаются:

- Инвестиционный фонд - 105 млрд.руб.;

- субъекты Уральского федерального округа - 79,1 млрд.руб.;

- средства частных инвесторов - 359,7 млрд.руб.

Рис. 1.1. Источники финансирования проекта УП-УП

 

Особенностью проекта стало то, что в нем сочетаются интересы государства и бизнеса в лице крупных компаний.

Эта заинтересованность имеет простое объяснение.

Помимо того, что проект «Урал Промышленный - Урал Полярный» отвечает общим для всех интересам, для каждой из участвующих сторон в нем есть свои преимущества и перспективы.

Кроме первоочередного развития транспортной и энергетической инфраструктуры, подробного геологического изучения недр, комплексного освоения месторождений и создания современных производств, необходимо своевременно опережающими темпами создавать социальную инфраструктуру. Только на территории Березовского района автономного округа при реализации проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный» может быть создано свыше 60 тысяч рабочих мест, с семьями это количество увеличится более чем до 150 тысяч человек. Необходимо обеспечить этих людей современным жильем, отвечающим всем требованиям, создать социальную инфраструктуру (школы, больницы, культурные учреждения, места отдыха, сервисные предприятия). Это требует взаимодействия работы органов власти всех уровней, органов местного самоуправления и инвесторов.

Конечно, основой развития экономики является транспортная доступность сырья и рынков сбыта. Поэтому в первую очередь необходимо создать транспортную и энергетическую инфраструктуры, провести более подробное геологическое изучение недр Приполярного и Полярного Урала. В настоящее время идет разработка проектной документации для строительства железной дороги. На эти цели из Инвестиционного фонда РФ выделено 4,2 млрд. рублей, 2,3 млрд. рублей – средства ОАО «Корпорация Урал Промышленный – Урал Полярный». До конца этого года планируется закончить разработку проекта строительства железной дороги. В I квартале 2009 года предполагается согласовать этот проект с заинтересованными федеральными министерствами и ведомствами и приступить к строительству железнодорожной линии «Полуночное–Обская».

Для разработки проектной документации немецкой компанией «DBInternational » и ОАО «Корпорация Урал Промышленный – Урал Полярный» создано совместное предприятие ООО «Уралстройтехнологии». Железная дорога проектируется с применением новой информационной технологии управления проектами. Использование немецкого инновационного метода DB-I и новейшей для России информационной платформы Share Point позволяет значительно повысить качество и сократить сроки проектных работ, в дальнейшем и строительство других объектов транспортной инфраструктуры. Одновременно с железной дорогой по восточному склону Урала планируется строительство автомобильной дороги «Агириш–Обская» протяженностью 795 км, большая часть которой пройдет по территории Югры. Автомобильная дорога свяжет несколько населенных пунктов и станцию Обская.

С 2000 года реализуется проект по производству минеральных добавок для сельского хозяйства, фильтров для очистки воды, лекарственного препарата «Климонт» из цеолита. В городе Нягань идет строительство предприятия по производству продукции из высокочистого кварцевого концентрата для светотехнической, электронной, волоконно-оптической отраслей экономики. Сырье поставляется из уникальных месторождений особо чистого кварца, которые находятся на Приполярном Урале, в Березовском районе. Планируемый срок ввода всех мощностей – 2010 год.

В июне 2008 года Территориальная энергетическая компания приступила к реализации инвестиционного проекта по строительству Няганьской ГРЭС. Это стало возможным благодаря принятию предложений правительства Ханты-Мансийского автономного округа по корректировке соглашения о сотрудничестве, которое заключено между Югрой, Ямалом, Тюменской областью и РАО «ЕЭС России». Первые два энергоблока мощностью по 400 МВт планируется запустить в эксплуатацию в 2010–2011 годах. Всего до 2020 года предусматривается ввод восьми блоков общей мощностью 3 200 МВт.

По предварительным расчетам в будущем здесь можно построить крупные ТЭЦ на угле общей мощностью до 4 800 МВт, что позволит не только полностью закрыть все энергопотребности наших северо-западных территорий, но и продавать избыток электроэнергии за пределы округа. Также на Приполярном Урале предусматривается строительство железорудного горно-обогатительного комбината мощностью 3 млн тонн руды в год, меднорудного горно-обогатительного комбината – 2 млн тонн руды в год, трех угледобывающих разрезов общей мощностью 19,5 млн тонн угля в год. Планируется организовать глубокую, безотходную лесопереработку мощностью до 100 тыс. куб. м в год.

ОАО «Корпорация Урал Промышленный – Урал Полярный», учредителями которого на паритетных началах являются Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский автономные округа и Тюменская область, заключило семь соглашений общей инвестиционной емкостью более 175 млрд. рублей. Например, соглашения с ОАО «Челябинский электрометаллургический комбинат» на освоение месторождений хромитов на сумму свыше 10 млрд. рублей, с ЗАО «Альянс Групп» о финансировании геологоразведочных работ и освоения месторождений бурых углей на сумму более 12 млрд. рублей, а также последующем строительстве электростанции стоимостью 73 млрд. рублей, с ГПК «Север» на геологическое изучение, разведку и добычу медно-цинковых руд Северо-Сосьвинского месторождения на сумму около 10 млрд. рублей и другие.

При реализации всех проектов по освоению Приполярного Урала предусматривается использовать самые передовые методы и технологии. Создание горнопромышленных районов является одной из множества новаций, применяемых для реализации проекта «Урал Промышленный — Урал Полярный», среди которых уникальные технологии проектирования и строительства железнодорожных линий, предложения по площадному лицензированию участков недр и экспресс-технологиям поиска и оценки месторождений, механизмы управления и реализации инвестиционных проектов.

Специалистами изучаются технологии производства электроэнергии на когенерирующих установках, предложенные красноярскими и чешскими разработчиками. Эти технологии также являются инновационными.
При реализации мега-проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный» стоит задача снижения расходов бюджетов всех уровней при одновременном увеличении доли частных инвестиций. На первом этапе освоения уже заложено более 2 млрд. рублей в бюджете автономного округа на геологическое изучение территории. Бюджетные средства вкладываются в проектирование железной дороги, ее строительство. Строительство автодороги также будет финансироваться преимущественно за счет бюджетных средств.

Основными акционерами являются три субъекта РФ: Тюменская область, ХМАО-Югра и ЯНАО — по 32,67% акций, а также фонд стратегических исследований и инвестиций УрФО — 2 %. Уставной капитал общества составляет 300 млн. рублей.

Работа над реализацией проекта ведется сразу по трем основным направлениям: подготовка документов для оформления заявки в Инвестиционный фонд РФ, разработка стратегии развития УрФО, а также формирование федеральной целевой программы по комплексному развитию Севера Урала.

Итак, «Урал Промышленный – Урал Полярный» – сложный проект, который объединяет на единой инфраструктурной основе разнородные локальные проекты, существенно различающиеся по срокам реализации и продолжительности, при этом сам он рассчитан на длительную эксплуатацию. И тут необходим комплексный, сбалансированный подход.

 


Заключение

 

Государственная промышленная политика должна включать элементы социального регулирования, направленного на пробуждение социальной активности и формирование работника нового типа. Главные достижения в экономике будут определяться человеком труда, его включенностью в решение общенациональных задач.

Экономическая политика в централизованной плановой экономике почти полностью укладывалась в понятие промышленной политики, поскольку основным инструментом являлся маневр государственными капитальными вложениями для решения проблемы продуктовых дефицитов. Неудивительно, что призывы к активной промышленной политике в первой половине 90-х годов (а в значительной степени и до сих пор) воспринимались как призыв к реанимации системы централизованного планирования. Негативное восприятие усиливалось тем, что инициаторами и идеологами промышленной политики часто выступали "традиционные" экономисты ("государственники") и экономисты "левого толка". Промышленные лобби (в частности, ВПК) видели в лозунгах промышленной политики возможность "выбить" из государства поддержку и дотации, что, естественно, приводило к противостоянию сторонников макро-стабилизации (что было в тот период практически тождественно политике сокращения государственных расходов) и сторонников сохранения и усиления государственной поддержки отдельных отраслей, часто выступавших под лозунгами промышленной политики. В результате на протяжении 90-х годов важность промышленной политики неоднократно декларировалась на всех уровнях, разрабатывались государственные концепции и программы, однако реальные действия по их реализации отсутствовали или противоречили этим декларациям.

Реализация проекта «Урал промышленный — Урал Полярный» позволит добиться существенных положительных изменений в экономике страны в целом, а также решить ряд стратегически важных для УрФО задач. В частности, создать новую горнорудную базу, способную обеспечить потребности всей отечественной промышленности в среднем до 2050 года. Благодаря этому произойдет ликвидация импортозависимости по основным стратегически важным природным ресурсам. Экономический эффект от снижения цен на сырье и металлы не только повысит конкурентоспособность металлургических производств, но и может быть направлен на модернизацию машиностроительного комплекса Урала, который получит дополнительную загрузку за счет роста потребностей в технике и оборудовании.

Реализация национального проекта позволит также обеспечить оптимальную транспортную схему в регионах, составляющих основу энергетической безопасности России. Наряду с развитием железнодорожных и автомобильных дорог, произойдет и активизация морской деятельности в арктической зоне. Будут созданы экономические возможности для развития инфраструктуры Северного морского пути, в том числе в целях его транзитного использования Европейским и Азиатско-Тихоокеанским сообществами.

Все эти факторы сыграют существенную роль в процессе усиления экономической интеграции субъектов Российской Федерации — участников проекта и укрепления единого экономического пространства. В конечном итоге проект «Урал промышленный — Урал Полярный» способен стать мощной ресурсной «подпиткой» для решения задачи увеличения валового внутреннего продукта страны. По расчетам экспертов, уже к 2010 году, благодаря реализации проекта, внутренний региональный продукт ЯНАО увеличится в 2,7 раза, в ХМАО — в 2,5 раза, в Свердловской и Челябинской областях к 2015 году — в три раза. Прирост валового продукта России к 2010 году должен составить 38 процентов.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать следующие выводы: государственная промышленная политика не является исключением. Поэтому необходимо спрогнозировать ее последствия. К сожалению, в практике российского управления чаще всего ограничиваются прогнозом в виде экспертных оценок, в лучшем случае инерционным прогнозом, которые не дают уверенных оценок развития. Вместе с тем, за последние 40 лет сформировалось и получило широкое распространение в мире новое направление в прикладной экономике, позволяющее найти подходы к решению широкого круга задач, относящихся, в основном, к государственному регулированию экономики.



СОДЕРЖАНИЕ

 

Список принятых сокращений

Введение

Глава 1. Промышленная политика как предмет управления развитием экономической политики в России

1.1 Законодательное обеспечение российской промышленной политики

1.2 Основные исторические модели промышленной политики.

1.3 Задачи и принципы промышленной политики России

Глава 2. Проект «Урал промышленный - Урал полярный» - основа программы развития транспортного комплекса в Тюменской области

2.1 Анализ программы проекта

2.2 Характеристика субъектов управления проектом

2.3 Работа администрации ЯНАО по выполнению проекта

2.4 Совершенствование нормативной базы в части уточнения функций и ответственности координатора комплексных инвестиционных проектов

Заключение

Список источников и литературы



Список принятых сокращений

 

РФ -      Российская Федерация

ВС -      Верховный Суд

Бюл. -    Бюллетень

Бюл. ВС РФ - Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации

ВКС -    Вестник Конституционного Суда Российской Федерации

РГ -       Российская газета

САПП РФ - Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации

СЗ РФ - Собрание законодательства Российской Федерации



ВВЕДЕНИЕ

 

Стремление государства к постепенному переходу в качественно новое состояние, с доминированием "новой экономики", должно сопровождаться, прежде всего, активной государственной политикой, направленной на использование нашего основного и наиболее перспективного потенциала для развития — научных знаний. Именно от того, насколько нам удастся обратить на пользу этот потенциал, и будет зависеть ответ на вопрос о том, какое же место займет Россия в быстро меняющемся и противоречивом мире; Кризис и его последствия предоставляют нам уникальную возможность для радикального совершенствования основополагающей законодательной базы, регламентирующей отношения "труд-общество" с целью восстановления труда как приоритетной ценности и основного источника экономического развития государства. Для обеспечения выпуска конкурентной на мировом рынке продукции необходимо радикальное переоснащение основных отраслей промышленности и их инфраструктуры. Учитывая огромную капиталоемкость современных технологий, решение этой задачи в ближайшие 5-10 лет вряд ли возможно в принципе. Отсюда следует необходимость в концентрации ограниченных ресурсов на главных направлениях. Такими направлениями, безусловно, являются сфера науки и оборонно-промышленный комплекс, в котором сосредоточен основной научный и технологический потенциал, являющийся необходимым условием для экономического развития страны; Эффективное применение развиваемых в мире "общих" технологий 5-го и 6-го поколений весьма жестко связано с необходимостью использования современных информационных технологий во всех "иных" сферах деятельности, включая исследования, разработку, производство товаров, маркетинг, использование их и утилизацию. В свою очередь, это предполагает необходимость создания и развития современных систем управления и повышения доверия к используемой информации. Это в полной мере касается и необходимости формирования и использования баз знаний и применения современных методов доступа к ним, а так же использование современных методов принятия решений, опирающихся на базы знаний, как на государственном, так и на корпоративном уровнях управления: Принятие на государственном уровне концепции промышленной политики и неуклонное следование ей стало бы реальным свидетельством стремления властных структур содействовать развитию реальной экономики. И это вполне отвечало бы национальным интересам.

Основным методом реализации промышленной политики служит предоставление ограниченному числу участников национальной экономики дополнительных ресурсов, которые могут быть использованы для осуществления инвестиций. С этой точки зрения комплекс мер, направленных на изъятие части рентного дохода из добывающих отраслей посредством налогообложения и распределение их через бюджет в другие отрасли экономики на основе того или иного критерия (например, принадлежность к «новой экономике») может рассматриваться как пример промышленной политики.

Выбор в пользу подобной промышленной политики или отказа от нее чрезвычайно актуален для современной России. Альтернативой активной промышленной политике в форме перераспределения рентных доходов является развитие финансовой инфраструктуры экономики и улучшение инвестиционного климата, повышающее привлекательность обрабатывающих отраслей экономики. Оба варианта сопряжены со специфическими проблемами и рисками и характеризуются различной эффективностью в зависимости от рассматриваемого периода времени. Перераспределение ресурсов из добывающих отраслей в обрабатывающие может послужить основой для резкого ускорения экономического роста, но одновременно сопряжено с рисками, характерными для активной промышленной политики в целом. Кроме того, такая стратегия может служить основой экономического роста исключительно в краткосрочном периоде.

Иными словами, такое перераспределение не гарантирует устойчивости экономического роста. Устойчивое развитие – это эколого-социо-экономическое развитие, характеризующееся стабильной положительной динамикой промышленных объемов с замкнутыми циклами ресурсопользования, что обеспечивает повышение удовлетворение материальных, духовных потребностей и социальное развитие в условиях сохранения экологического равновесия. В свою очередь, акцент на последовательном развитии финансовой инфраструктуры и совершенствовании инвестиционного климата сопряжен с меньшими рисками и характеризуется большей эффективностью в долгосрочном периоде, однако такая стратегия не может обеспечить радикального ускорения темпов экономического роста.

Объект исследования – основа реализации федеральной программы развития транспортного комплекса в Тюменской области.

Предмет исследования – транспортный комплекс как фактор устойчивого развития Тюменской области.

Целью дипломной работы является изучение основ реализации федеральной программы развития транспортного комплекса в Тюменской области.

Сформулированные цели определили необходимость решения следующих задач:

- рассмотреть теоретические и законодательные основы реализации проекта;

- определить ход реализации проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный» в различных регионах-участниках проекта;

- рассмотреть методы совершенствования нормативной базы в части уточнения функций и ответственности координатора комплексных инвестиционных проектов;

- выявить перспективы социально-экономического развития России.

Методами в работе являются следующие: – аналитический метод (используется при анализе литературы и нормативно-правовых актов), статистический и логический методы, методы сравнительного анализа и обобщения.

Нормативно-методическую базу исследования составляют нормативные акты России, показатели регионального развития экономики.

Теоретическую базу исследования составляют труды таких ученых как В. Завадникова, В.Н. Княгинина, А.Д. Некипелова, В.Н. Гаврилова, В.И. Волошина, Е.Б. Ленчук, А. Калина и др.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.



Дата: 2019-04-22, просмотров: 194.