На уровне организации источниками финансирования инновационно-инвестиционной деятельности являются:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

· собственные средства (прибыль, амортизационные отчисления, страховые возмещения, нематериальные активы, временно свободные основные и оборотные средства);

· привлеченные средства, полученные от продажи акций, а также взносы, целевые поступления и пр.;

· заемные средства в виде бюджетных, банковских и коммерческих кредитов.

Инновационную деятельность организация может вести как за счет финансовых средств, привлекаемых со стороны, так и за счет собственных средств. Важными внутренними источниками финансирования инновационной деятельности организаций являются:

· амортизационные отчисления

· фонд развития производства.

 

Финансирование инновационно-инвестиционной деятельности за счет средств инвесторов реализуется в форме:

· кредитных инвестиций,

· инвестиций в ценные бумаги (акций, облигаций, векселей), эмитируемые субъектами инновационной деятельности;

· прямых вложений в денежной форме, в виде ценных бумаг, основных фондов, промышленной и интеллектуальной собственности и прав на них, осуществляемых на основе заключения партнерских соглашений о совместном ведении инновационной деятельности;

· путем использования лизинга и иных способов привлечения инвестиций [8,18].

Одним из основных признаков современной системы кредитования деятельности инновационных предприятий является ее договорная основа. Все вопросы, возникающие по поводу кредитования, решаются непосредственно сторонами, заключающими договор, скажем, предприятием-заемщиком и банком. При решении вопроса  о выдаче инновационного кредита инвестор анализирует возможности реализации инновационной продукции на рынке, ожидаемый рост доходов инновационного предприятия и другие важные характеристики, а в случае долгосрочных кредитов оцениваются и перспективы экономического положения инновационного предприятия в целом. Для получения этих и других характеристик окупаемости финансовых вложений инвестор, как правило, при принятии решения о выделении кредита рассматривает соответствующий бизнес-план инновационного проекта.

Инвесторы могут финансировать инновационную деятельность, вкладывая средства в ценные бумаги (акции, облигации, векселя), эмитируемые субъектами инновационной деятельности. Инновационные предприятия часто прибегают к дополнительной эмиссии ценных бумаг в случае недостатка собственных средств для финансирования перспективных инновационных проектов, развития материально-технической базы, проведения необходимых НИОКР [3,4].

Инвестиции – это вложения капитала субъекта во что-либо для увеличения впоследствии своих доходов.

Необходимым звеном процесса является замена изношенных основных средств новыми. Вместе с тем расширение производства может осуществляться только за счет новых вложений, направленных не только на создание новых производственных мощностей, но и на совершенствование старой техники или технологий. Именно это и составляет экономический смысл инвестиций.

Инвестиции рассматриваются как процесс, отражающий движение стоимости, и как экономическая категория – экономические отношения, связанные с движением стоимости, вложенной в основные фонды.

Совокупность затрат – это долгосрочное вложение капитала в различные области экономики, реализуется в форме целенаправленного вложения капитала на определенный срок в различные отрасли и сферы экономики, а также в объекты предпринимательской и других видов деятельности для получения дохода. Само понятие «инвестиции» означает вложения капитала в отрасли экономики не только на предприятии, но и внутри страны и за границей.

Инвестиции – это откладывание денег на завтрашний день, чтобы иметь возможность больше получить в будущем. Одна из частей инвестиций – потребительские блага, они откладываются в запас (инвестиции на увеличение запасов).

А вот ресурсы, которые направляются на расширение производства (приобретение зданий, машин и сооружений) – это уже другая часть инвестиций.

 

3.Основные подходы к классификации инноваций и инвестиций

Классификация инноваций означает распределение инноваций на конкретные группы по определенным критериям. Построение классификационной схемы инноваций начинается с оп­ределения классификационных признаков. Классификационный при­знак представляет собой отличительное свойство данной группы инно­ваций, ее главную особенность.

Классификацию инноваций можно проводить по разным схемам, используя различные классификационные признаки. В экономической литературе представлены самые различные подходы к классификации инноваций, а также к выделению ее критериев.

Инновации классифицируются по следующим признакам:

1. значимость (базисные, улучшающие, псевдоинновации);

2. направленность (заменяющие, рационализирующие, расширяющие);

3. место реализации (отрасль возникновения, отрасль внедрения, отрасль потребления);

4. глубина изменения (регенерирование первоначальных способов, изменение количества, перегруппировка, адаптивные изменения; новый вариант, новое поколение, новый вид, новый род);

5. разработчик (разработанные силами предприятия, внешними силами);

6. масштаб распространения (для создания новой отрасли, применение во всех отраслях);

7. место в процессе производства (основные продуктовые и технологические, дополняющие продуктовые и технологические);

8. характер удовлетворяемых потребностей (новые потребности, существующие потребности);

9. степень новизны (на основе нового научного открытия, на основе нового способа применения к давно открытым явлениям);

10. время выхода на рынок (инновации-лидеры, инновации-последователи);

11. причина возникновения (реактивные, стратегические);

12. область применения (технические, технологические, организационно-управленческие, информационные, социальные и т.д.).

По значимости различают базисные инновации, которые реализуют крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений техники; улучшающие инновации, обычно реализующие мелкие и средние изобретения и преобладающие на фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла; псевдоинновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологий.

По направлениям воздействия на процесс производства инновации могут быть расширяющими (нацелены на глубокое проникновение в различные отрасли и рынки имеющихся базисных инноваций), рационализирующими (по сути, близки к видоизменениям) и заменяющими (предназначены для замены старых продуктов или технологий новыми, основанными на выполнении той же функции).

Классификация инноваций по глубине вносимых изменений позволяет последовательно проследить переходы от инноваций более низкого уровня к более высокому:

· регенерирование первоначальных свойств системы, сохранение и обновление ее существующих функций;

· изменение количественных свойств системы, перегруппировка составных частей системы с целью улучшения ее функционирования;

· адаптивные изменения элементов производственной системы с целью приспособления друг к другу;

· новый вариант - простейшее качественное изменение, выходящее за рамки простых адаптивных изменений;

· новое поколение - меняются все или большинство свойств системы, но базовая концепция сохраняется;

· новый вид - качественное изменение первоначальных свойств системы, первоначальной концепции без изменения функционального принципа;

· новый род - высшее изменение в функциональных свойствах системы, которое меняет ее функциональный принцип;

· радикальные (базовые);

· улучшающие;

· модификационные (частные).

По масштабам распространения могут быть выделены локальные инновации, развивающие имеющиеся базисные технологии; отраслевые инновации, ставшие основой для новой отрасли; и глобальные инновации, которые находят применение во всех отраслях.

По характеру удовлетворяемых потребностей инновации могут быть ориентированы на существующие потребности или могут создавать новые.

По степени новизны инновации могут быть основаны на новых открытиях или быть созданными па основе нового способа, примененного к открытым явлениям. Также, по типу новизны для рынка инновации делятся на:

· новые для отрасли в мире;

· новые для отрасли в стране;

· новые для данного предприятия (группы предприятий).

По причинам возникновения инновации можно разделить на реактивные, обеспечивающие выживание фирмы, представляющие собой реакцию на нововведения, осуществленные конкурентом; и стратегические - инновации, внедрение которых имеет упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.

По области применения инновации весьма своеобразны: технические появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами; технологические возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции; организационно-управленческие связаны, прежде всего, с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения; информационные решают задачи организации рациональных информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации; социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.

По месту инноваций в системе (на предприятии) можно выделить:

· инновации «на входе» предприятия (изменения в выборе сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);

· инновации «на выходе» предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);

· инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

Научно-исследовательским институтом системных исследований (РНИИСИ) предложена расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия. Согласно этому признаку инновации подразделяются на:

· технологические;

· производственные;

· экономические;

· торговые;

· социальные;

· в области управления.

В теории инновационного менеджмента выделяют общую (традиционную) классификацию инноваций и инновационных продуктов и классификацию инноваций, учитывающую развитие технологий на основе «подрывных» инноваций.

Основу общей (традиционной) классификации инноваций и инновационных продуктов составляют следующие признаки.

Как источник идеи для инновации могут выступать:

· открытие, научная идея, научная теория, явление;

· изобретение, ряд изобретений, лицензии;

· рационализаторские предложения;

· прочие ситуации.

Вид новшества:

· продукта, его конструкции или устройства, системы и механизма;

· технологии, метода, способа;

· материала, вещества;

· живых организмов, растений;

· постройки, здания, сооружения, офиса, цеха или участка, другого архитектурного решения;

· информационного продукта (проекта, исследования, разработки, программы и т.п.;

· услуги;

· прочих решений.

По областям применения в научно-производственном процессе в сфере промышленности, транспорта, связи и сельского хозяйства выделяются следующие виды инноваций:

· научно-исследовательские, которые изменяют процесс в сфере НИОКР;

· технические или продуктовые, которые появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами, ведут к изменению технологий деловых процессов у потребителя;

· технологические, которые возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции, ведут к изменению технологий деловых процессов у потребителя;

· информационно-коммуникационные, которые ведут к изменению технологий обработки информации и технологии связи у потребителя;

· маркетинговые, которые ведут к изменениям в исследовании рынков и работе на них, изменениям брендов товаров и организаций;

· логистические, которые ведут к изменениям в сфере организации движения потоков, снабжении и сбыте.

· организационно-управленческие, которые ведут к изменениям в организационном механизме и системе управления, совершенствуют их;

· социально-экономические, правовые и другие, которые изменяют социальные, экономические и правовые условия функционирования предприятия.

По областям применения в сферах обслуживания:

· образование;

· питание;

· спорт и молодежь;

· культура;

· здравоохранение;

· правовое обслуживание и охрана;

· туризм;

· торговля;

· финансовое обслуживание;

· другие.

По уровню новизны инновационные товары и услуги могут распределяться на обладающие признаками:

· мировой новизны;

· отечественной новизны;

· отраслевой новизны;

· новые для фирмы;

· расширение имеющейся гаммы товаров, ассортимента, портфеля товаров и услуг;

· обновленные товары и услуги;

· товары и услуги с измененным позиционированием;

· с сокращенными издержками (производственные инновации).

Масштабы распространения инноваций:

· транснациональные;

· народнохозяйственные и федеральные;

· региональные;

· муниципальные;

· в рамках объединений и ассоциаций;

· в рамках организации;

· в рамках подразделения.

Широта воздействия инноваций:

· глобальна, мировая;

· народнохозяйственная, национальная;

· отраслевая;

· локальная.

Темпы осуществления инноваций:

· быстрые, нарастающие;

· замедленные, равномерные;

· медленные, затухающие.

Стадии жизненного цикла инноваций, с которых начинается инновационный процесс для данной организации и которыми он заканчивается:

· исследования;

· разработки;

· промышленное производство;

· маркетинг;

· логистика;

· диффузия;

· рутинизация;

· сервисная поддержка.

По преемственности выделяют следующие инновации:

· открывающие, за которыми может следовать поток новых инноваций, на которых основан мультипликационный эффект;

· закрывающие - инновации, закрывающие ряд отраслей;

· замещающие;

· отменяющие;

· ретровведения.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 201.