Казахстан богат историческими памятниками, характеризующими общечеловеческую цивилизацию. В них нашли отражение все этапы тысячелетней истории и культуры. Территория Казахстана издревле была одним из важнейших торгово-экономических, финансовых, культурных, ремесленных центров, играющих большую роль в функционировании трансконтинентального сухопутного Великого Шелкового пути, связывающего народы и государства Запада и Востока, Севера и Юга. Здесь исторически возникали, развивались и эволюционно сменяли друг друга многочисленные государственные образования тюрков.
Исследование краеведения в Республике Казахстан в целом и в её регионах в частности продиктовано необходимостью воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма, любви и уважения к Родине. Не случайно в программах средних образовательных школ в качестве обязательного компонента введен региональный аспект изучения отечественной истории, географии, филологии и др.
В основу методологии исследований по краеведению могут быть положены принцип историзма и концепция целостности и объективности мировоззрения, событий и явлений, что позволяет рассмотреть историю развития краеведения, а также методологические подходы к ее изучению: метод анализа и синтеза, исторический, логический, проблемно-хронологический, историко-сравнительный и системный методы.
Программа «Туған жер» – основа общенационального патриотизма. Образование – самый фундаментальный фактор успеха в будущем. Нужны не просто специалисты, а люди, хорошо понимающие современность и будущее. Нужно создать условия для полноценного образования по истории, политологии, социологии, философии, психологии, культурологии, филологии. Необходимо организовать серьезную краеведческую работу в сфере образования, экологии и благоустройства, изучения региональной истории, восстановления культурно-исторических памятников и культурных объектов местного масштаба. Кроме того, внутренний и внешний культурный туризм должен опираться на символическое наследие народа. «Национальные традиции и обычаи, язык и музыка, литература и свадебные обряды, – одним словом, национальный дух, должны вечно оставаться с нами, вечный зов аруаха – это только часть нашей духовной культуры. Важно не забывать о принадлежности к единой и великой нации» (см.: «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»).
Формы реализации: написание научных монографий по истории края, составление энциклопедий, изучение культовых мест, сакральных объектов и духовных святынь национального масштаба, выпуск методических пособий для учащихся по краеведению, издание фотоальбомов, туристических проспектов, знакомящих иностранцев с культурно-историческими памятниками Казахстана, разработка рекомендаций по созданию краеведческих музеев в школах. Исследования могут быть использованы при создании обобщающих работ по изучению природы и истории края, при организации краеведческих курсов для учителей школ городов, областей и районов.
В рамках проекта «Современная казахстанская культура в глобальном мире» («Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания») необходимы исследования не только истории края, но и природных ресурсов, сельского хозяйства, промышленности областей; создание областных, районных, городских, поселково-сельских, «заводских» и школьных музеев, которые будут осуществлять большую работу по воссозданию исторического прошлого Казахстана, способствовать сохранению памятников истории и архитектуры. Исследования должны быть также ориентированы на изучение деятельности библиотек, Государственных архивов, Центров документаций, обеспечивающих сохранение культурного наследия казахского народа и этносов, проживающих на территории Республики Казахстан; на систематизацию и пропаганду краеведческих знаний, формирование гражданского сознания школьников и студентов суверенного Казахстана.
В связи с этим особое значение приобретают краеведческие исследования в рамках магистерских и докторских диссертаций, НИР по грантовому и программно-целевому финансированию.
Комплексное изучение территории охватывает самый широкий круг исследований в области природы, истории, археологии, этнографии, культуры, демографии, топонимики, туризма, хозяйства и др. Краеведение использует комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию родного края. Поэтому в общем краеведении в зависимости от объектов исследования выделяют различные виды краеведения:
– природно-географическое – изучает компоненты природы и природно-территориальные комплексы;
– экономико-географическое – изучает хозяйство и производственно-территориальные комплексы;
– историческое – вещественные и письменные памятники, археологические находки, литературные и архивные источники, памятники зодчества и архитектуры;
– этнографическое – жизнь, деятельность и быт людей определенного микрорайона, при этом комплексно изучаются поселения, одежда, утварь, орудия производства;
– фольклорное (от нем. слова «народ») – декоративные украшения произведений зодчества, художественных промыслов, устное народное творчество и народные обряды;
– биологическое и экологическое – изучение биоценозы, флоры, фауны края и т. д.
Комплексное краеведение – природные и социальные явления во всех их причинно-следственных связях. Основным методом является сбор и систематизация информации, натуральных образцов, предметов материальной культуры и др. Комплексное краеведение привлекает ряд научных методов, но наиболее тесно оно связано с географией.
Системные научные изыскания определяют ценность комплексного изучения вопросов становления и развития краеведческого образования в Казахстане на примерах разных регионов. В целях развития духовной сферы необходимо воссоздание и научное исследование значительных историко-культурных и архитектурных памятников, имеющих особое значение для национальной культуры. При этом должна быть абсолютно современная по форме подачи материала методика, книги, весь набор мультимедийного сопровождения и информационная поддержка в популяризации истории и биографии исторических личностей и выдающихся современников.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 247.