КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КРАЕВЕДЕНИЯ
В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Методические рекомендации
Структура
Введение | 3 |
Нормативная правовая база краеведческой работы в Республике Казахстан | 5 |
Цель и задачи Концептуальных основ | 5 |
Субъекты краеведения | 6 |
Объекты краеведения | 7 |
Основные источники краеведения | 8 |
Этнопедагогические основы краеведения Казахстана – «Қасиетті Жер-Су» | 8 |
Сакральные объекты Казахстана общенационального значения | 11 |
Научно-педагогические и методологические основы краеведческой деятельности и исследований | 12 |
Ресурсное обеспечение краеведческой работы | 14 |
Популяризация и пропаганда краеведческих знаний в обществе | 17 |
Ожидаемые результаты реализации | 18 |
Введение
На современном этапе развития казахстанского общества, в условиях модернизации общественного сознания, представляется особо важным сохранение собственного национального кода, своей культуры и национальной идентичности. Именно на это нацелена программная статья Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру» / «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».
В программной статье Главы государства определены стратегические установки и новые задачи на основе таких принципов, как «национальный код, конкурентоспособность, прагматизм, сохранение национальной идентичности, культ знания, эволюционное развитие, открытость сознания. На протяжении многих столетий наши предки сохранили экологически правильный уклад жизни, сохраняя уникальную среду обитания, плодородие земли, очень прагматично и экономно расходуя ее природные ресурсы. Чрезвычайно важно точное знание своих национальных и личных ресурсов, их экономное расходование, умение планировать свое будущее» (см.: «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»).
Современность привнесла свои коррективы в развитие социокультурной жизнедеятельности человечества, которая обусловлена фактором мировой глобализации, связанной с унификацией, ускорением времени, модернизацией, промышленными революциями, развитием технологий, характеризующимися внешними и внутренними противоречиями и вызовами, которые влияют на современные нации, государства, все политические, социальные и культурные сообщества. Современный Казахстан также живет в условиях процессов мировой глобализации, сложных геополитических сдвигов и новых вызовов, быстрых экономических и технологических изменений.
Краеведение Казахстана – всестороннее и планомерное изучение нашей страны, его истории, природы, культуры и быта населения. Познав и изучив историю и природу края, необходимо целенаправленно и конкретно осуществлять мероприятия по охране исторических и культурных памятников, флоры и фауны, природных ресурсов.
Краеведение – это изучение прошлого и настоящего определенной местности, научная и научно-популяризаторская деятельность, основывающаяся на методе познания от частного к общему, выявления общего и особенного, опирающаяся на различные научно-исследовательские методы и междисциплинарные связи.
Краеведение – форма научной и общественной деятельности, к которой причастны не только ученые-специалисты, но и местные знатоки и старожилы. К плеяде казахстанских краеведов можно отнести таких видных деятелей данной отрасли, как Муса Шорманов, Шокан Уалиханов, Салих Бабаджанов, Григорий Потанин, Машхур-Жусуп Купеев, Аубакир Диваев, Николай Коншин, Николай Катанов, Евгений Михаэлис, Алихан Букейханов, Алексей Белослюдов, Александр Чулошников, Мухамеджан Тынышбаев, Ахмет Байтұрсынов, Халел Досмухамедов, Каныш Сатпаев, Алькей Маргулан, Федор Фиельструп, Ермахан Бекмаханов, Александр Затаевич, Альвин Бимбоэс, Жагда Бабалыков, Озбекали Жанибеков, Максим Зверев, Николай Ивлев, Владимир Проскурин, Акселеу Сейдимбек, Касым Таукенов и др.
«Современный мир вступил в новую эпоху исторического развития, когда высокообразованный человек может относительно легко менять профессию именно благодаря высокому уровню образования. Масштабные экономические преобразования в нашей стране должны сопровождаться опережающей модернизацией общественного сознания. Условие модернизации нового типа – это сохранение своей культуры, собственного национального кода» (см.: «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»).
В Казахстане реализован целый ряд государственных программ, нацеленных на изучение культурных памятников, возрождение исторического прошлого и восстановление национальной памяти. В 2004-2010 гг. была реализована программа «Мәдени мұра», направленная на восстановление историко-культурных памятников и объектов на территории Казахстана. В 2013 году программа «Халық тарих толқынында» позволила системно собрать и изучить документы из ведущих мировых архивов, посвященные истории нашей страны (см.: «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»).
В таких научных отраслях знания, как история, филология, география Казахстана накоплен огромный пласт информации, который доступен в большей степени академической и профессиональной среде, в меньшей степени другим категориям казахстанского общества. Следует восполнить этот пробел. Поэтому очень важно, чтобы историко-культурный опыт, актуальность которого не теряется со временем, стал доступным широким массам. Необходимы эффективные практические меры по раскрытию потенциала краеведения, что приведет в результате к мультипликативному эффекту: росту самосознания; смене потенциально опасных деструктивных парадигм мышления (культ потребления, небрежное отношение к экологии, ксенофобия) на прогрессивные, конструктивные и созидательные парадигмы; развитию зрительской культуры; общему интеллектуальному и личностному росту.
Концептуальные основы краеведения (далее – Концептуальные основы) разработаны в рамках реализации государственной политики в сфере науки, образования, культуры, спорта, формирования и развития общественного согласия, светскости с учетом современных социокультурных трансформаций в казахстанском обществе. Концептуальные основы базируются на приоритете уважения к правам и свободам человека, общечеловеческих и национальных ценностей, воспитания патриотизма, национальной (гражданской) идентификации, свободного развития личности, трудолюбия, творческой самореализации.
Нормативная правовая база
Субъекты краеведения
Субъектами краеведческой деятельности определены следующие физические и юридические лица:
– научно-исследовательские учреждения;
– республиканские и местные исполнительные органы, областные и районные учреждения, межведомственные группы;
– организации образования всех уровней и форм собственности;
– учреждения и организации культуры, туризма и спорта;
– неправительственные организации;
– творческие и авторские коллективы;
– индивидуальные исследователи.
Для обеспечения реализации содержания краеведения рекомендуется включить индикатор «краеведческая деятельность» в оценку деятельности организаций и учреждений, признаваемых ее субъектами.
Учреждения, ведущие краеведческую деятельность, хранение и охрану культурного наследия:
– государственные, областные, районные архивы и их фонды;
– музеи (государственные, национальные, мемориальные, краеведческие, изобразительного искусства, и др.) фонды музеев;
– библиотеки (республиканская, национальные, областные, районные);
– выставки.
Объекты краеведения
Объектом краеведения является край как локальная (административная, географическая, культурно-историческая) территория проживания человека, ограниченная административными, природно-географическими и историко-географическими границами. В силу многокомпонентности понятия «край» частными объектами признаются:
– история и демография (этнография, урбанистика, топонимика и т.д.);
– этнография и фольклор (народные знания, ремесла, промыслы);
– язык и литература (ономастика, фольклор, литературные произведения);
– культура и искусство (музыка, народное искусство, архитектура).
– экономика и хозяйство (социум, территория, отрасли производства);
– природа и все ее компоненты (геология, рельеф, богатства недр, почва, климат, водоемы, растительность, животный мир).
Краеведческая деятельность реализуется в следующих формах:
– научно-исследовательская, методическая, проектная и творческая деятельность субъектов краеведения;
– связь с общественностью, пропаганда и реклама, публикации и продвижение в средствах массовой информации;
– изучение исторического наследия и охрана культурных памятников;
– музейное дело и архивное дело;
– туризм и спорт;
– тематические краеведческие движения.
Развитие школьного туризма и краеведения, вовлечение подрастающего поколения в краеведческую деятельность в различных организационных формах позволяет обеспечить в будущем расширение и совершенствование туристской индустрии в целом, которая становится все более важным сектором экономики многих стран. Кроме того, международный и внутренний туризм содействуют развитию контактов и сотрудничеству. Международный туризм способствует укреплению мира во всем мире, оздоровлению международной обстановки в целом. Внутренний туризм благотворно воздействует на развитие национального патриотизма и формированию общегражданской идентичности.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КРАЕВЕДЕНИЯ
В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Методические рекомендации
Структура
Введение | 3 |
Нормативная правовая база краеведческой работы в Республике Казахстан | 5 |
Цель и задачи Концептуальных основ | 5 |
Субъекты краеведения | 6 |
Объекты краеведения | 7 |
Основные источники краеведения | 8 |
Этнопедагогические основы краеведения Казахстана – «Қасиетті Жер-Су» | 8 |
Сакральные объекты Казахстана общенационального значения | 11 |
Научно-педагогические и методологические основы краеведческой деятельности и исследований | 12 |
Ресурсное обеспечение краеведческой работы | 14 |
Популяризация и пропаганда краеведческих знаний в обществе | 17 |
Ожидаемые результаты реализации | 18 |
Введение
На современном этапе развития казахстанского общества, в условиях модернизации общественного сознания, представляется особо важным сохранение собственного национального кода, своей культуры и национальной идентичности. Именно на это нацелена программная статья Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру» / «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».
В программной статье Главы государства определены стратегические установки и новые задачи на основе таких принципов, как «национальный код, конкурентоспособность, прагматизм, сохранение национальной идентичности, культ знания, эволюционное развитие, открытость сознания. На протяжении многих столетий наши предки сохранили экологически правильный уклад жизни, сохраняя уникальную среду обитания, плодородие земли, очень прагматично и экономно расходуя ее природные ресурсы. Чрезвычайно важно точное знание своих национальных и личных ресурсов, их экономное расходование, умение планировать свое будущее» (см.: «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»).
Современность привнесла свои коррективы в развитие социокультурной жизнедеятельности человечества, которая обусловлена фактором мировой глобализации, связанной с унификацией, ускорением времени, модернизацией, промышленными революциями, развитием технологий, характеризующимися внешними и внутренними противоречиями и вызовами, которые влияют на современные нации, государства, все политические, социальные и культурные сообщества. Современный Казахстан также живет в условиях процессов мировой глобализации, сложных геополитических сдвигов и новых вызовов, быстрых экономических и технологических изменений.
Краеведение Казахстана – всестороннее и планомерное изучение нашей страны, его истории, природы, культуры и быта населения. Познав и изучив историю и природу края, необходимо целенаправленно и конкретно осуществлять мероприятия по охране исторических и культурных памятников, флоры и фауны, природных ресурсов.
Краеведение – это изучение прошлого и настоящего определенной местности, научная и научно-популяризаторская деятельность, основывающаяся на методе познания от частного к общему, выявления общего и особенного, опирающаяся на различные научно-исследовательские методы и междисциплинарные связи.
Краеведение – форма научной и общественной деятельности, к которой причастны не только ученые-специалисты, но и местные знатоки и старожилы. К плеяде казахстанских краеведов можно отнести таких видных деятелей данной отрасли, как Муса Шорманов, Шокан Уалиханов, Салих Бабаджанов, Григорий Потанин, Машхур-Жусуп Купеев, Аубакир Диваев, Николай Коншин, Николай Катанов, Евгений Михаэлис, Алихан Букейханов, Алексей Белослюдов, Александр Чулошников, Мухамеджан Тынышбаев, Ахмет Байтұрсынов, Халел Досмухамедов, Каныш Сатпаев, Алькей Маргулан, Федор Фиельструп, Ермахан Бекмаханов, Александр Затаевич, Альвин Бимбоэс, Жагда Бабалыков, Озбекали Жанибеков, Максим Зверев, Николай Ивлев, Владимир Проскурин, Акселеу Сейдимбек, Касым Таукенов и др.
«Современный мир вступил в новую эпоху исторического развития, когда высокообразованный человек может относительно легко менять профессию именно благодаря высокому уровню образования. Масштабные экономические преобразования в нашей стране должны сопровождаться опережающей модернизацией общественного сознания. Условие модернизации нового типа – это сохранение своей культуры, собственного национального кода» (см.: «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»).
В Казахстане реализован целый ряд государственных программ, нацеленных на изучение культурных памятников, возрождение исторического прошлого и восстановление национальной памяти. В 2004-2010 гг. была реализована программа «Мәдени мұра», направленная на восстановление историко-культурных памятников и объектов на территории Казахстана. В 2013 году программа «Халық тарих толқынында» позволила системно собрать и изучить документы из ведущих мировых архивов, посвященные истории нашей страны (см.: «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»).
В таких научных отраслях знания, как история, филология, география Казахстана накоплен огромный пласт информации, который доступен в большей степени академической и профессиональной среде, в меньшей степени другим категориям казахстанского общества. Следует восполнить этот пробел. Поэтому очень важно, чтобы историко-культурный опыт, актуальность которого не теряется со временем, стал доступным широким массам. Необходимы эффективные практические меры по раскрытию потенциала краеведения, что приведет в результате к мультипликативному эффекту: росту самосознания; смене потенциально опасных деструктивных парадигм мышления (культ потребления, небрежное отношение к экологии, ксенофобия) на прогрессивные, конструктивные и созидательные парадигмы; развитию зрительской культуры; общему интеллектуальному и личностному росту.
Концептуальные основы краеведения (далее – Концептуальные основы) разработаны в рамках реализации государственной политики в сфере науки, образования, культуры, спорта, формирования и развития общественного согласия, светскости с учетом современных социокультурных трансформаций в казахстанском обществе. Концептуальные основы базируются на приоритете уважения к правам и свободам человека, общечеловеческих и национальных ценностей, воспитания патриотизма, национальной (гражданской) идентификации, свободного развития личности, трудолюбия, творческой самореализации.
Нормативная правовая база
Дата: 2019-04-23, просмотров: 574.