Нормативной правовой базой Концептуальных основ являются следующие документы:
– Закон Республики Казахстан «Об образовании»;
– Закон Республики Казахстан «О науке»;
– Закон Республики Казахстан «О культуре»;
– Закон Республики Казахстан «О туристской деятельности в Республике Казахстан»;
– Закон Республики Казахстан «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия»;
– Закон Республики Казахстан «Об особо охраняемых природных территориях;
– Концепция развития Ассамблеи народа Казахстана (до 2020 года);
– Закон Республики Казахстан «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан»;
– Концепция развития туристской отрасли Республики Казахстан до 2023 года.
В основу Концептуальных основ были положены:
– постановление Правительства РК от 12.12.2017 № 827 об утверждении Государственной программы «Цифровой Казахстан»;
– приказы Министерства образования и науки Республики Казахстан «Об утверждении типовых учебных программ по общеобразовательным предметам, курсам по выбору и факультативам для общеобразовательных организаций» и «Об утверждении Типовых правил деятельности видов организаций дополнительного образования для детей».
Цель и задачи Концептуальных основ
Цель – определение стратегических направлений развития краеведческой деятельности в Республике Казахстан.
Задачи:
– совершенствование нормативной и правовой базы краеведческой работы в Республике Казахстан;
– определение субъектов краеведения и источников ресурсного обеспечения;
– совершенствование научно-педагогических и методологических основ краеведческой деятельности и исследований;
– определение перспектив развития краеведческого движения;
– популяризация краеведческих знаний в обществе;
– регулирование механизмов реализации краеведческой деятельности в Республике Казахстан;
– пропаганда успешного опыта в области краеведческой работы;
– определение условий реализации Концептуальных основ;
– формирование ожидаемых результатов реализации Концептуальных основ.
В качестве основных направлений краеведческой работы выступают:
– гуманитарное направление: история, язык и литература и др.;
– естественнонаучное направление: география, биология, экология и др.;
– творческие направления: архитектура, музыка, искусство и др.
Приоритетными подходами к реализации краеведческой работы являются дифференцированный и интегрированный.
Субъекты краеведения
Субъектами краеведческой деятельности определены следующие физические и юридические лица:
– научно-исследовательские учреждения;
– республиканские и местные исполнительные органы, областные и районные учреждения, межведомственные группы;
– организации образования всех уровней и форм собственности;
– учреждения и организации культуры, туризма и спорта;
– неправительственные организации;
– творческие и авторские коллективы;
– индивидуальные исследователи.
Для обеспечения реализации содержания краеведения рекомендуется включить индикатор «краеведческая деятельность» в оценку деятельности организаций и учреждений, признаваемых ее субъектами.
Учреждения, ведущие краеведческую деятельность, хранение и охрану культурного наследия:
– государственные, областные, районные архивы и их фонды;
– музеи (государственные, национальные, мемориальные, краеведческие, изобразительного искусства, и др.) фонды музеев;
– библиотеки (республиканская, национальные, областные, районные);
– выставки.
Объекты краеведения
Объектом краеведения является край как локальная (административная, географическая, культурно-историческая) территория проживания человека, ограниченная административными, природно-географическими и историко-географическими границами. В силу многокомпонентности понятия «край» частными объектами признаются:
– история и демография (этнография, урбанистика, топонимика и т.д.);
– этнография и фольклор (народные знания, ремесла, промыслы);
– язык и литература (ономастика, фольклор, литературные произведения);
– культура и искусство (музыка, народное искусство, архитектура).
– экономика и хозяйство (социум, территория, отрасли производства);
– природа и все ее компоненты (геология, рельеф, богатства недр, почва, климат, водоемы, растительность, животный мир).
Краеведческая деятельность реализуется в следующих формах:
– научно-исследовательская, методическая, проектная и творческая деятельность субъектов краеведения;
– связь с общественностью, пропаганда и реклама, публикации и продвижение в средствах массовой информации;
– изучение исторического наследия и охрана культурных памятников;
– музейное дело и архивное дело;
– туризм и спорт;
– тематические краеведческие движения.
Развитие школьного туризма и краеведения, вовлечение подрастающего поколения в краеведческую деятельность в различных организационных формах позволяет обеспечить в будущем расширение и совершенствование туристской индустрии в целом, которая становится все более важным сектором экономики многих стран. Кроме того, международный и внутренний туризм содействуют развитию контактов и сотрудничеству. Международный туризм способствует укреплению мира во всем мире, оздоровлению международной обстановки в целом. Внутренний туризм благотворно воздействует на развитие национального патриотизма и формированию общегражданской идентичности.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 258.