Если договор против войны имеет черты, не совместимые с конституцией Японии, и эти черты серьезно отражаются на национальной структуре, государство должно принять все меры для исправления этого положения.
Имеются два пути для этого исправления: посредством отказа ратифицировать договор и посредством ратификации его с оговоркой в отношении пунктов, которые не совпадают с конституцией. Так как первый шаг, отказ от ратификации, приведет к провалу всего договора, это все равно, что убить быка для того, чтобы выпрямить его рога. Международный мир не только является общей потребностью нашей эпохи, но он с незапамятных времен составлял благое желание японских императоров. Bo всяком случае, Япония должна быть осторожной, чтобы не предпринять шага, который сорвет такое важное для международного мира дело, как договор против войны, несмотря на имеющиеся в нем недостатки. Но недостатки являются недостатками и должны быть без колебания уничтожены, хотя сам договор должен быть во что бы то ни стало сохранен. Поэтому правильным будет другой выход — ратифицировать договор с оговоркой.
Следующим вопросом является влияние, которое окажет на договор оговорка при ратификации. Этот вопрос окончательно международным правом еще не разрешен, хотя имеется много прецедентов относительно таких оговорок, и они были даны как раз Соединенными штатами. Для правительства Соединенных штатов не представлялось необычным делом выполнять решение сената о ратификации договоров с поправками, изменениями, дополнениями и исключениями.
В случае, если одно из договаривающихся государств ратифицирует договор с оговорками, то другие стороны могут, конечно, сделать соответствующие представления, если они не принимают этих оговорок. Если происшедший из этого спор относительно соответствующих пунктов не может быть разрешен, обе стороны могут, разумеется, отказаться от договора. Если же возражений против оговорок нет, последние становятся частью договора или с открытого, или с молчаливого согласия. Предположим теперь, что оговорка в отношении вызвавших возражения слов будет присоединена к ратификации Японией договора против войны; какова будет по отношению к этому позиция подписавших договор держав? Эти слова имеют большое значение для Японии, но для других подписавших государств, за исключением. Соединенных штатов, они не имеют существенного значения. Автор с уверенностью полагает, что оговорка Японии была бы принята без возражений всеми подписавшими государствами, включая Соединенные штаты. Если по какому-либо случаю поднялся бы в отношении этой оговорки спор, который не мог бы быть разрешен, Япония Имела бы основание, конечно с сожалением, отказаться от договора против войны. Как бы ни был для международного мира желателен договор, он не оправдывает жертвы важными частями национальной структуры.
Заявление о том, что американское правительство и группы, поддерживающие его в отношении договора против войны, согласятся, по крайней мере молчаливо, на оговорки Японии по поводу вызвавшей возражения фразы, может показаться несовместимым с высказанным’ раньше утверждением, что они придают большое значение этой фразе. Конечно, американское правительство и особенно группы, борющиеся против войны, будут глубоко сожалеть по поводу японской оговорки. Однако автор уверен, что у них нет другого выхода, как только пройти мимо этой оговорки. Какое бы значение ни придавалось вызвавшим возражения словам, разве только они существенны для договора? Когда речь идет о жизни и смерти договора, можно пожертвовать важными словами для того, чтобы сохранить самый договор. Когда договор против войны обсуждался в сенате и Бора понял, что судьба договора висит на волоске, он, являющийся действительным отцом договора, смягчил свою кампанию за разоружение, которой он дорожил почти так же, как договором против войны, и снял свои возражения по поводу стоявшего на очереди закона о расширении морских вооружений, чтобы его оппоненты взамен этого сняли свои возражения против антивоенного договора. Этой уступкой он добился прохождения договора. Этот пример показывает, как легко американские государственные деятели приспособляются к обстановке.
Существует убеждение, что фраза «от имени своих народов», включенная в договор против войны, может сделаться общеупотребительной для дипломатических документов и договоров. Если Япония упустит настоящий случай прямо выразить свое отношение к этой терминологии, для нее будет трудно в будущем вести переговоры об изменении этой фразы[110].
Глава одиннадцатая
Конституция и внешняя политика японского государства
Конституция
Надо признать, что японская конституция является единственной в мире. Какая другая страна на земле находится под управлением монарха, принадлежащего к императорскому дому, который царствует в стране с незапамятных времен? В какой другой стране сам монарх проявлял инициативу для создания парламента, который должен решать государственные дела в согласии е желаниями народа? Где монарх содействовал распространению знаний среди народа, потребовал составления основного закона страны и поощрял народ к участию в управлении государством? Японский народ считает особую структуру своего государства во всех отношениях совершенной и будет защищать ее ценой своей жизни.
Намерение Иугэ-но-Докё, буддийского монаха, занять императорский трон[111] является единственным примером этого рода в длинной истории Японии. Тогда форма правления в Японии подверглась серьезной угрозе, но, чтобы ее защитить, поднялся Ваке-но-Кийомаро. Он пришел в храм Хатиман[112] в Юзе и просил бога дать ему небесное послание для руководства его поведением. Его молитва была услышана, и оракул произнес следующее: «Со времени основания страны были твердо установлены отношения между императором и народом. Императорский трон будет всегда занимать сын императора». Широко огласив это предсказание, Ваке-но-Кийомаро был в состоянии помешать заговору вероломного монаха. Разглашенное послание бога Хатимана предотвратило национальную опасность. За исключением этого случая, не было сделано ни одной попытки изменить постоянную форму правления Японии.
Первой обязанностью японской дипломатии является одновременно защита национальных интересов и благосостояния народа в отношении внешнего мира и в то же время сохранение особой национальной структуры и развитие ее основных принципов. Император Страны восходящего солнца никогда не имел агрессивных намерений в отношении других стран и не допускал агрессии с их стороны. Когда в древние времена племена сику-син помогли айну нападать на японский народ, императорские силы отбили нападения и огнем и мечом разрушили центр нападавших, и когда три корейских королевства и дикие племена Северо-Восточной Азии поддерживали восставшее племя кумасо в юго-западной части Японии, императорская армия двинулась против них, разбила их и оставила гарнизон и военные учреждения (Мимана-фу) в Корее. Эти мероприятия, однако, не выходили за пределы законной самозащиты. В дальнейшем, во время нахождения у власти военных, случилась непоправимая трагедия, когда Йосимицу, один из военных властителей из дома Асикага, позорно принял от царствующего императора из династии Мин в Китае титул короля Японии и признал суверенитет китайского императора. Однако надо заметить, что при возвышении Иоеимицу до положения платящего дань короля, по-видимому, не было намерения изменять национальную структуру Японии. Китайский монарх, очевидно, думал, что управление страной принадлежало семье Асикага, и действовал в данном случае с обычным китайским тщеславием. Но непростительно было для Иосимицу злоупотреблять своей властью и благодушно принять титул короля от иностранного правительства. Снова, в более позднее время, когда разразился конфликт между Японией и Китаем во время экспедиции Хидейоси в Корею и китайский двор, помня о прецеденте с Иосимицу и полагая, что он может удовлетворить японского военного таким же способом, написал Хидейоси следующее: «Мы назначаем вас королем Японии». В этом случае также у китайского императора не было намерения оскорбить Японию. Скорее это была попытка доставить удовольствие Хидейоси и улучшить отношения между Японией и Китаем. Во всяком случае, когда китайский посол передал Хидейоси его назначение, последний сердито спросил: «Если я стану королем Японии, каково будет положение императора?» Китайский посол тогда впервые понял, что в Японии верховная власть находится у императора в Киото, а не у солдата в Момояма[113]. Ответственность за неправильное представление китайцев о политическом порядке Японии должна быть возложена на сёгуна Асикага, который столь низко пал, что признал себя подданным китайского императора. Результаты такого обращения с национальной структурой Японии были ужасны. К счастью для Японии, до Асикага (Иосимицу) был Ходзё Токимунэ[114], а после Асикага, к великому огорчению Китая, был герой Тойотоми Хидейоси, но была нужна еще японо-китайская война 1894–1895 гг., чтобы заставить китайцев раз навсегда расстаться с мыслью об управлении Японией.
Для Японии важно теперь, так же как было важно в древние времена, чтобы ее дипломаты зорко смотрели за национальной конституцией. В действительности теперь требуется еще большая, чем раньше, бдительность благодаря волнениям и изменению взглядов людей.
К концу мировой воины президент Вильсон отказался обсуждать условия мира с императорами двух центральных европейских держав и открыто заявил, что он будет иметь дело только с действительными представителями вражеских народов. Германский император никогда не имел намерения отказаться от трона, но перед лицом непреклонности Вильсона в конце концов он был принужден удалиться в малоизвестную деревню в Голландии. Другими словами, дипломатия американского президента в военное время вызвала перемену основных форм правления Германии и заставила Германию сделаться республикой.
Во время Версальской мирной конференции, когда президент Вильсон не мог прийти к соглашению с итальянскими представителями, премьером Орландо и министром иностранных дел Соннино, по вопросу о владении Фиуме, он обратился с посланием непосредственно к итальянскому народу, через голову итальянского короля и итальянского правительства. Мотивы Вильсона были хороши, но его метод был совершенно неправильный. Он имел дело прямо с народом и игнорировал короля и законное правительство на том основании, что высшая власть принадлежит народу, и таким образом сводил к нулю конституцию Италии.
Совсем недавно в фразе «от имени своих народов», появившейся в предложенном Соединенными штатами договоре об отказе от войны, была заложена мысль, что верховная власть принадлежит народу, и для страны, подобной Японии, возник первостепенной важности вопрос, так как Япония имеет определенную национальную конституцию, не допускающую вмешательства со стороны[115]. Те, которым надлежало этим ведать, не хотели своевременно принять соответствующие меры предосторожности, потому что договор имел целью ~ уничтожение войны и укрепление международного мира, не проявили достаточного понимания важности защиты национального порядка Японии в сношениях с другими государствами.
Принятие Асикага Иосимицу из рук китайского императора титула короля Японии является самым возмутительным явлением в японской истории и представляет собой величайший позор для военного режима. Отказ Вильсона иметь дело с кайзером был отступлением от установленного порядка, но это была дипломатия военного времени. Его обращение непосредственно к итальянскому народу, через голову дружественного итальянского государя и правительства, нельзя оправдывать. И это тем более, что Америка, исходя из суверенитета своего государства, никогда не допускала малейшей мысли об иностранном вмешательстве в ее внутренние дела и безжалостно требовала отзыва иностранных послов, которые хотя бы косвенным образом критиковали ее политику. То, что президент той же страны не считался с внутренним строем, не говоря уже об основной структуре, дружеской нации и пытался вести переговоры непосредственно с народом, было совершенно недопустимо. Как плохо он понимал настроения в Италии, можно было судить по тому факту, что итальянский народ в это время еще чувствительнее относился к вопросу о Фиуме, чем премьер Орландо и министр иностранных дел Соннино. Что касается фразы «от имени своих народов» в договоре против войны, — не дело американского правительства, которое предложило этот договор, беспокоиться по поводу возможного влияния этих слов та национальную конституцию Японии. Это дело японского правительства, и поэтому с американского правительства должно быть снято обвинение в неподходящем выступлении в этом отношении. Больше всего приходится удивляться тому, что японское правительство было удовлетворено и приняло данные объяснения, несмотря на прежние неприятности в отношении применения этой фразы к Японии. Однако вопрос был удовлетворительно разрешен оговоркой, приложенной к японской ратификации договора. Оговорка эта одновременно служил для осведомления всего мира об органической структуре японского государства.
Был еще один случай, когда конституция Японии подверглась внешнему воздействию. Во время переговоров в 1889 г. о пересмотре японских договоров было предложено, чтобы некоторое количество иностранных судей было привлечено для рассмотрения смешанных дел (между европейцами и японцами), но общественное мнение в Японии пришло до такой степени в ярость по поводу этого предложения, что эта идея была отброшена. Настроение японского народа в то время, может быть, было чересчур возбужденным; тем не менее оно помогло сохранить целостность национальной структуры. Вопрос об иностранных судьях и вопрос о суверенности императора представляют собой два примера, в которых государственный строй Японии подвергся испытанию. К счастью, в обоих этих случаях не было принесено никакого вреда.
Внешняя политика Японии
В настоящей книге автор изложил дипломатическую историю Японии и остановился сравнительно подробно на ее важнейших чертах. Было показано, как в течение пятидесяти лет со времени восстановления императорской власти великий император Мейдзи улучшил управление государственными делами, укрепил хорошее правительство в стране и добился высокого престижа для Японии во всем мире. Было рассказано, как благодаря борьбе с Китаем, а потом с Россией и присоединению Кореи две традиционные угрозы Японии были уничтожены и необходимая безопасность для нации в конце концов обеспечена и как император Тайсё продолжал великое дело своего императорского предшественника и мудрой политикой во время мировой войны добился места для своей империи на словах и на деле среди пяти руководящих держав мира. Но что будет в будущем с империей, которая за полвека достигла такого необычайного прогресса?
Премудрый император, который теперь царствует в Японии, по восшествии на трон милостиво объявил своим подданным, что он будет проводить национальную политику, начатую императорами Мейдзи и Тайсё. Во время управления множеством государственных дел его отец-император (Тайсё) соблаговолил выразить следующий принцип внешней политики в связи с ратификацией Версальского договора: «Я искренно радуюсь, что создана новая организация для постоянного мира и что закончена схема Лиги наций». В то же самое время император Тайсё отдал распоряжение своему народу «придерживаться общего образца для государств и исполнять великие мировые законы, для того чтобы дело мира, поддерживаемое Лигой наций, могло быть выполнено».
Принципы, которые должны руководить внешней политикой Японии в новую эпоху, ясно указаны в только что цитированном императорском рескрипте и должны, как маяки, направлять государство вперед без уклонения от курса. В международных делах со времени мировой войны японское правительство последовательно исполняло императорское распоряжение и по мере сил сотрудничало с другими государствами в интересах международного мира. Его ответ на приглашение принять участие в конференциях по разоружению, его быстрое согласие на предложение присоединиться к договору об отказе от войны и его поддержка подобных мирных мероприятий являлись только исполнением указаний покойного императора.
Как было сказано в предыдущих главах, народное требование в первые годы царствования Мейдзи послать экспедицию в Корею, подавить феодальные кланы и присоединить к ближайшей провинции острова Рюкю, а также направить военную экспедицию на остров Формозу — все это заставило иностранные государства думать, что Япония любит войну ради войны. То же мнение было высказано, когда Япония пошла на войну сначала с Китаем, а потом с Россией. Но ошибочные мнения недолго держались, и ложные обвинения рано или поздно были взяты обратно. Осложнения с соседними государствами в первые годы эры Мейдзи в действительности имели внутреннее значение, связанное с восстановлением императорской власти, в то время как войны против Китая и России были неизбежными войнами самозащиты перед лицом вызова, брошенного империи. Державы в конце концов начали усваивать эти истины. Но недавно японские переговоры с Китаем во время мировой войны стали предметом весьма распространенной критики. Таким образом, в третий раз Япония попала под подозрение у других государств, и потребовалось много времени и усилий, чтобы восстановить ее доброе имя. Однако по истечении десяти лет эти недоразумения в основном рассеялись, и неуставные заботы империи об укреплении международного мира теперь нашли общее признание.
Так же как частное предприятие, чтобы процветать, должно иметь доверие публики, так же и государство в международных делах, для того чтобы занимать прочную позицию, должно иметь доверие других государств. Однако международное доверие может быть достигнуто только строгим соблюдением справедливости — этого золотого правила международных отношений. Во всех странах имеются страдающие манией величия мечтатели, которые не хотят отказаться от своих устарелых желаний. Если случается, что эти неуравновешенные люди приходят к власти, доверие к государству временно падает. Если в такие времена народ не поднимает своего голоса для того, чтобы власти освободились от своих неуместных грёз и вернулись к здравому смыслу, то их страна, изолированная и подвергнутая остракизму, будет презираться международным общественным мнением. Чтобы избежать этого презрения, отсталая политика агрессии и тщеславной дипломатии должна быть прекращена. Так как в основе агрессивной политики лежит влияние милитаристов, оно должно быть вовремя приостановлено. Вместо агрессивной политики надо иметь уважение к правам и законным интересам других государств. Такое уважение дает государству, применяющему его, право ожидать от других государств уважения его собственных прав и законных интересов. Если найдется государство, которое не уважает нрава и интересы другого государства, то последнее должно быть готово иметь решимость принудить к этому уважению, так как без такой готовности и решимости государство, думающее только о правах и интересах других государств, будет, без сомнения, из-за своего глупого добродушия в конце концов предметом насмешки всего остального мира. Истинный и прочный международный мир может существовать только тогда, когда государство открыто заявляет о своих собственных правах, готово защищать их и, с другой стороны, имеет подлинное и честное желание строго уважать права других государств. Народ должен остерегаться того, чтобы стать на агрессивный путь, и в то же время должен быть готов сопротивляться иностранной агрессии и защищать страну своих предков, т. е. придерживаться среднего пути между милитаризмом и мягкостью штатских людей. Штатские люди должны уважать военных и должны быть в отношении их щедрыми, в то время как военные, со своей стороны, должны проявлять сдержанность и не выходить за пределы необходимой защиты нации. Короче говоря, государство, взяв на себя заботу об укреплении международного мира, должно быть готово на случай крайностей. Таким образом, военные и штатские зависят друг от друга. Весь мир стремится к тому, чтобы найти необходимое равновесие между этими двумя элементами.
В настоящее время весь свет непрестанно и неуклонно призывает к миру, и нет другого выбора, как только следовать этому призыву. Если японцы будут прислушиваться к этому призыву и отдадут свои усилия делу укрепления международного мира, они исполнят желание покойного императора. В то же самое время они выполнят благородный долг, который взяла на себя империя в качестве члена Лиги наций. Как первый шаг к установлению международного мира должна быть применена система разрешения споров между народами мирными средствами. Способы для такого разрешения споров представлены арбитражными организациями и беспристрастными судами. Эти учреждения должны поощряться, и должны делаться попытки заключать договоры об арбитраже, возможно широкие, насколько современные международные условия это позволяют. Раз начнут действовать достаточно широкие договоры об арбитраже, современные государства почувствуют большую степень безопасности и вместе с этим начнут разоружаться. Если разоружение будет хотя бы частично осуществлено, это охладит военный пыл и существенным образом облегчит налоговое бремя внутри государств, и таким образом человечество впервые будет в состоянии наслаждаться действительным миром. Японское правительство не должно жалеть усилий, чтобы добиться ограничения и уменьшения вооружений. Наше время требует, чтобы Япония поддержала договоры об арбитраже и движение за разоружение.
Проблемы населения и расы в будущем будут самыми трудными и самыми важными вопросами в международных отношениях. Эти проблемы не могли быть разрешены старыми методами агрессии и дипломатических интриг, и человечество ожидает нового типа дипломатии для их разрешения. Новая дипломатия изменившегося мира должна заняться этими проблемами с исключительным хладнокровием и терпением. Вопрос об отношениях между передовыми и отсталыми государствами мира тоже требует объективного и бесстрастного подхода. Передовые государства должны быть достаточно великодушны, чтобы понять пробуждающиеся отсталые нации и принимать меры для удовлетворения их пожеланий, в то время как отсталые расы со своей стороны должны остерегаться поспешности и резких шагов, понимать обязательность сдержанности и двигаться к своим целям, соблюдая порядок. Предсказания о конфликте между Японией и Соединенными штатами по вопросам расы и иммиграции основываются или на недостаточном знакомстве с фактами, или на недоразумениях, происходящих от злонамеренной пропаганды. Япония может обсуждать в духе дружбы и сотрудничества, а также беспристрастия и сдержанности с Соединенными штатами и другими заинтересованными государствами вопросы расы и иммиграции. Надо помнить, что эти проблемы касаются не только Японии и Соединенных штатов, но интересуют большинство стран мира. Япония и. Соединенные штаты как защитники и представители своих рас не могут сами разрешить эти вопросы и не склонны это делать. Удовлетворительное разрешение этих сложных проблем находится на ответственности дипломатии XX века. Дипломатия XX века в настоящее время обнаруживает тенденцию сообразоваться с новым типом дипломатии, введенной Лигой наций. Эта дипломатия может быть названа очищенной народной дипломатией, и Японии и японскому народу следует приготовиться к ней. Проблемы населения и расы имеют длинную историю, охватывающую много столетий, и, естественно, не могут быть разрешены в один день. Поспешность в отношении их приведет к провалу. Международное общественное мнение должно прежде всего достигнуть необходимой степени просвещения. Такой процесс, может быть, скучен, но движение вперед должно быть медленным. Идея разрешения споров между государствами мирными способами глубоко вкоренилась в умы людей; в то же время идея разоружения постоянно прогрессирует. Более того, на войну начинают смотреть, как на преступление, и пакты об отказе от войны заключены и уже действуют. Автор твердо убежден, что если дипломатия Японской империи последует без сопротивления духу времени, будет стоять за справедливость в отношениях между государствами и стремиться к международному миру, как это было предписано великим императором Мейдзи и покойным и настоящим императорами, блестящее будущее ожидает империю.
Примечания
1
Родился в 1866 г. в семье японского чиновника.
(обратно)
2
Перевод сделан с английского сокращенного издания, проверен по японскому тексту (Токио, 1931).
(обратно)
3
Ленин, Соч., т. XVIII.
(обратно)
4
Комацу Мидори, Тайная дипломатия (Гайко хива), Токио, над. газеты «Цюгай Сёгё» на японском языке.
(обратно)
5
Мимана-фу — японская колония в Мимана (Корея, близ Фузана), основанная в первые годы нашей эры легендарным японским императором Судзин.
(обратно)
6
Суи — китайская династия с 589 по 618 г.
(обратно)
7
Тан — китайская династия с 618 по 907 г.
(обратно)
8
Суйко — имя императрицы, а не императора.
(обратно)
9
Асикага — династия сёгунов с 1335 по 1572 г.
(обратно)
10
Мин — китайская династия с 1368 по 1644 г.
(обратно)
11
Ходзё — японская династия военачальников, управлявшая страной от имени сёгуна в XIII веке.
(обратно)
12
Урага — порт около города Токио.
(обратно)
13
Айну — племя, населявшее когда-то японские острова, куда пришло в доисторические времена, по-видимому, из Сибири. Айну были частично уничтожены малайскими и корейско-монгольскими племенами, частично с ними ассимилировались. В настоящее время на острове Хоккайдо и в японской части Сахалина имеется около 15 тысяч айну, ведущих первобытный образ жизни.
(обратно)
14
Сучен — племя, жившее в теперешнем Приморье.
(обратно)
15
Гиляки — племя, живущее в разных частях Восточной Сибири.
(обратно)
16
Тунгусы — племя, населяющее северные районы Сибири.
(обратно)
17
Портсмутский договор был подписан на Портсмутской конференции в Портсмуте (США) 5 сентября 1905 г. между русскими и японскими представителями. По договору царское правительство передавало Японии Ляодунский полуостров с Южно-манчжурской железной дорогой, южную часть Сахалина и предоставляло право рыболовства японским рыбопромышленникам в дальневосточных водах. По Портсмутскому договору, обе стороны могли держать в Манчжурии лишь ограниченное количество войск, необходимых для охраны железных дорог.
(обратно)
18
Кумасо — одно из племен малайского происхождения, с которым японцы вели борьбу на острове Кюсю.
(обратно)
19
Тао-и (нушен) — одно из корейских племен.
(обратно)
20
Ики — остров между Японией и Кореей.
(обратно)
21
Цусима — остров в Цусимском проливе.
(обратно)
22
Тикудзен — район в Японии на берегу Японского моря.
(обратно)
23
Дайдзай-фу — военное наместничество на острове Кюсю, в котором сосредоточено было управление западными провинциями Японии.
(обратно)
24
Киото — местопребывание японских императоров с 794 по 1869 г.
(обратно)
25
Камакура — столица Японии при сёгуне Иоритомо Минамото.
(обратно)
26
Бусидо и Яматодамаси, — кодексы морали японского военного дворянства — самураев.
(обратно)
27
Керулен — река, протекающая по Монголии. Начинается в горном хребте Кентей и впадает в озеро Далай-нор, затем через реку Аргунь питает своими водами Амур.
(обратно)
28
Сун — китайская династия (960—1280).
(обратно)
29
Юань — монгольская династия, правившая Китаем с 1206 по 1368 г. и основанная Чингисханом.
(обратно)
30
Хаката — город на острове Кюсю.
(обратно)
31
Таканосима — остров между Кореей и Японией.
(обратно)
32
Кидань — тунгусское племя, устраивавшее набеги на Китай при династии Сун.
(обратно)
33
Манчжу — тунгусское племя, захватившее власть в Китае и основавшее там Манчжурскую династию (1644).
(обратно)
34
Симоносеки — город на юге Японии, в котором был подписан договор после окончания японо-китайской войны в 1895 г.
(обратно)
35
Договор, подписанный 17 апреля 1895 г., по которому Китай отказался от своих прав на Корею и уступил Японии полуостров Ляодун в Манчжурии, остров Формозу и Пескадорские острова, а кроме того, был обязан заплатить 200 миллионов купинских таэлей.
(обратно)
36
Китайско-Восточная железная дорога. В 1896 г. царское правительство получило от китайского правительства право на постройку этой дороги от станции Манчжурия до станции Пограничная и затем от станции Харбин до Дайрена и Порт-Артура. После Октябрьской революции положение дороги было урегулировано соглашением между советским и китайским правительствами в 1924 г. В 1935 г. дорога была продана правительству Манчжоу-го под гарантию японского правительства. 31 декабря 1939 г. вопрос о платежах за КВЖД был окончательно урегулирован соглашением т. Молотова с японским послом в Москве.
(обратно)
37
Хэйлунцзян — одна из трех провинций Манчжурии.
(обратно)
38
Гирин — одна из трех провинций Манчжурии.
(обратно)
39
Киао-Чао или Цзяочжоу — китайский порт в Шаньдуне, захваченный в 1897 г. Германией под видом компенсации за совместное («тройственное») с Россией и Францией вмешательство в условия Симоносекского мира, когда было предъявлено требование к Японии возвратить Китаю Ляодунский полуостров.
(обратно)
40
Дайрен (по-китайски «Далянь») — по-русски Дальний — порт на Ляодунском полуострове; был по Симоносекскому договору 1895 г. передан Китаем Японии, но после «тройственного вмешательства» (России, Германии и Франции) возвращен Китаю, а затем, в 1898 г., передан вместе с Порт-Артуром в составе Ляодунского полуострова России. После русско-японской войны по Портсмутскому договору 1905 г. снова, как часть Ляодунского полуострова, перешел к Японии.
(обратно)
41
Порт-Артур — морская крепость на Ляодунском полуострове, построенная в 80-х годах XIX века и названная по имени строившего ее французского инженера. Подвергся той же участи, что и весь Ляодунский полуостров (см. предыдущее примечание). В начале русско-японской войны в 1904 г. подвергся нападению японских морских сил, затем — семимесячном осаде армией генерала Ноги. В декабре 1904 г., когда крепость еще могла держаться, был сдан генералом Стесселем японцам Тем самым освободилась армия генерала Ноги, которая затем нанесла решающий удар русской армии под Мукденом.
(обратно)
42
Инкоу (Нючжуан) — порт в Ляодунском заливе.
(обратно)
43
Острова Рюкю — севернее Формозы.
(обратно)
44
Тёсю — один из самых крупных феодальных кланов на юге Японии. Принимал активнейшее участие в свержении правительства с гуната. Выходцы из клана Т сю занимали многие важнейшие посты в японской армии. Влияние их в армии дает себя знать до настоящего времени.
(обратно)
45
Сага — провинция на острове Кюсю.
(обратно)
46
Дзинпурен — религиозная секта в Японии.
(обратно)
47
Кумамото — провинция на острове Кюсю.
(обратно)
48
Хаги — город в бывшей провинции Гагато, которая больше не существует. Хаги теперь входит в провинцию Ямагути.
(обратно)
49
Сейнанская война — японское название происшедшего в 1877 г. реакционного мятежа феодального клана Сацума под руководством Сайго. Этот мятеж ставил своей целью прекращение буржуазных реформ в Японии и получил название Сейнанского, или юго-западного, потому что базой для него послужил юго-западный клан Сацума.
(обратно)
50
Договор о мире, торговле и судоходстве между Японией и Соединенными штатами был подписан в Канагава 31 марта 1854 г. Коммодор Мэттью Калбрайт Перри подписал его от имени Соединенных штатов.
(обратно)
51
В Урага коммодор Перри впервые встретился с японскими представителями; в Симода жил первый американский посол.
Симода — город недалеко от Токио, где жили первые американские дипломаты.
(обратно)
52
Касумигасеки — часть Токио, в которой находится здание министерства иностранных дел Японии (Гаймусё).
(обратно)
53
Чжили — провинция Северного Китая, где находилась столица Манчжурской империи Пекин (Бэйпин).
(обратно)
54
Сан-Стефано — город недалеко от Стамбула (Константинополь), где был подписан Сан-Стефанский договор о мире после окончания русско-турецкой войны 1877–1878 гг. Этот договор затем был пересмотрен на Берлинском конгрессе 1878 г.
(обратно)
55
Соглашение об азиатском континенте от 10 июня 1907 г. Одновременно оба правительства опубликовали декларацию относительно права наибольшего благоприятствования между Японией и Индо-Китаем.
(обратно)
56
Гуанчжоу — город в Южном Китае.
(обратно)
57
Вэйхайвэй — китайский порт в Шаньдуне, оккупированный Англией после японо-китайской войны и пересмотра Симоносекского договора под давлением России, Германии и Франции.
(обратно)
58
Коулун — китайский порт, расположенный против Гонконга и занятый Англией по Пекинскому договору 1860 г.
(обратно)
59
Боксерское восстание 1900 г. — народное восстание в Китае против империалистов, начавших в 1896–1898 гг. раздел Китая. Восстание руководилось обществом «Большого кулака». Название этого общества было неточно переведено на иностранные языки презрительным именем «боксеры». Восстание началось в провинции Шаньдун и вскоре; распространилось на весь Северный Китай, приняв особенно широкий размах в столичной провинции Чжили. Восстание было жестоко подавлено войсками Англии, Франции, Германии, России, Японии, Италии, Австро-Венгрии и Соединенных штатов
(обратно)
60
Таку (Дагу) — морской порт в провинции Чжили, служащий портом для Пекина.
(обратно)
61
Сиань — столица провинции Шэньси, куда была перенесена столица Китая во время занятия Пекина иностранными войсками.
(обратно)
62
Версальский договор — подписан в 1919 г. после окончания первой мировой империалистической войны.
(обратно)
63
Баодин — столица китайской провинции Чжили.
(обратно)
64
Посольский квартал — до последнего времени существующий в Бэйпине и пользующийся особыми правами, имеет самоуправление и специальную иностранную охрану.
(обратно)
65
Цинь — манчжурская династия, правившая Китаем с 1644 по 1912 г.
(обратно)
66
В то время — «старший политический деятель», живший в уединении в своем имении в Хаяма, недалеко от Токио. Тогда маркиз Иноуэ также был одним из «старших политических деятелей».
(обратно)
67
Хаяма — город близ Токио. Местонахождение одного из дворцов императора и летняя резиденция многих государственных деятелей Японии.
(обратно)
68
Договор Ямагата — Лобанов — договор, заключенный 9 июня 1896 г., о сотрудничестве в Корее между Японией и Россией. Был подписан русским министром иностранных дел Лобановым и японским генералом Ямагата во время его поездки в Россию во главе делегации на коронацию Николая II.
(обратно)
69
Соглашение Ниси — Розен — соглашение, заключенное 14 мая 1898 г., между Японией и Россией о признании независимости Кореи. Подписано японским министром иностранных дел Ниси и русским послом в Японии Розеном.
(обратно)
70
Соглашение Комура — Павлов — соглашение, заключенное 25 апреля 1896 г., между Японией и Россией, но не Комура — Павлов, а Комура — Вебер, когда оба они были дипломатическими представителями в Корее.
(обратно)
71
Русско-японское соглашение 1907 г. о признании независимости Китая и взаимных прав в Китае, прикрывавшее дележ Китая.
(обратно)
72
Русско-японское соглашение 1910 г. союзного характера о совместной защите приобретенных обоими государствами прав в Китае.
(обратно)
73
Соглашение Рут — Такахира — соглашение 1908 г. о признании Соединенными штатами и Японией независимости и целостности Китая и принципа открытых дверей и равных возможностей п Китае. Подписано министром иностранных дел США Рут и японским послом в США Такахира.
(обратно)
74
Договор между США., Британской империей, Францией и Японией, касающийся их островных владений и островных доминионов в Тихом океане, подписанный 13 декабря 1921 г., статья IV; «Этот договор будет ратифицирован как можно скорее, в соответствии с конституционными порядками высоких договаривающихся сторон и вступит в силу после обмена ратификационными грамотами, который будет иметь место в Вашингтоне, после чего соглашение между Великобританией и Японией, заключенное в Лондоне 13 июля 1911 г., будет аннулировано…»
(обратно)
75
Ялу — река в северо-западной части Кореи, в районе которой царское правительство получило лесную концессию. Последняя должна была служить базой для дальнейшего проникновения в Корею.
(обратно)
76
Дайдо — река в Корее, приблизительно в восьмидесяти милях южнее корейско-манчжурской границы.
(обратно)
77
Масанпо — порт на южном побережье Кореи.
(обратно)
78
Исии здесь допускает фактическую ошибку. Во время Крымской войны Владивосток не существовал (он был основан в 1860 г.). Английские корабли во время Крымской войны появились в Петропавловске-на-Камчатке.
(обратно)
79
Татарский пролив.
(обратно)
80
По статье XI японо-американского договора 1854 г., представителю Соединенных штатов было позволено проживать в Симода, небольшом порту на полуострове Изу, у входа в Токийский залив. По последующим договорам определенные районы (иностранные сетлменты, или «концессии») были открыты для постоянного жительства американских граждан (и других иностранцев): в Симода и Хакодате 4 июля 1858 г., в Канагава (Иокогама) и Нагасаки—4 июля 1859 г., в Ниигата—1 января I860 г., в Хего (Кобэ) — 1 января 1863 г.
(обратно)
81
Сараево — город в Боснии, где в июне 1914 г. сербским подданным был убит наследник австрийского престола Франц-Фердииад. Это убийство Германия использовала как повод для развязывания мировой империалистической войны.
(обратно)
82
21 требование — в январе 1915 г. были предъявлены лично Юань Шикаю кабинетом Окума, в котором министром иностранных дел был Като. Представляли собой программу установления японского протектората над Китаем.
(обратно)
83
Фуцзянь — китайская провинция, отделена от острова Тайван (Формоза), переданного Китаем Японии по. Симоносекскому договору, проливом шириной от ста до двухсот миль
(обратно)
84
Даты истечения сроков были следующие: аренда Дайрена и Порт-Артура — 27 марта 1923 г., Южно-манчжурской дороги, с правом Китая выкупить ее, — около 1938 г., с правом получить ее бесплатно — около 1982 г., и Андунь-Мукденской дороги — 1923 Г,
(обратно)
85
Нельзя не сказать, что с историческими фактами Исии обращается иногда довольно свободно. Например, он не смущаясь заявляет, что сепаратный мир, заключенный немецким агентом на русском престоле императором Петром III в 1762 году с прусским, королем Фридрихом II, явился результатом ослабления силы русских войск и потери ими способности воевать. На самом деле, русские войска в результате Семилетней войны (1756–1762) разбили наголову армию Фридриха II и занимали даже Берлин. Мир Петром III был заключен против желания русской армии и, несмотря на ее победу над пруссаками.
(обратно)
86
Дословно — «выгода», «прибыль», конкретный «интерес».
(обратно)
87
Пакт Локарно был заключен 16 октября 1925 г. в Локарно (Швейцария) между Францией, Бельгией, Англией, Италией и Германией. По этому пакту Франция, Бельгия и Германия обязались не нападать друг на друга. Германия вынуждена была подтвердить постановление Версальского договора, запрещающего ей иметь армию и возводить военные укрепления в Рейнской зоне (левый берег Рейна и 50-километровая полоса вдоль правого берега). Англия и Италия обязались выступить против любой из трех договорившихся стран в случае нарушения ею пакта Локарно. Франция и Германия, а также и Бельгия обязались разрешать все спорные (Вопросы путем арбитража: через третейский суд или Совет Лиги Наций. Фашистская Германия 7 марта 1936 г. нарушила пакт Локарно, оккупировала Рейнскую зону и заявила о том, что более не считает себя связанной этим пактом. Остальные участники пакта не выступили в защиту его.
(обратно)
88
Женевский протокол — решение, принятое Ассамблеей Лиги наций 2 октября 1924 г. под влиянием премьер-министра Великобритании Макдональда и премьер-министра Франции Эррио. Это решение представляло Франции гарантии против нападения на нее со стороны какой-либо державы, взамен чего Франция соглашалась на участие в конференции по разоружению. После падения правительства Макдональда в Великобритании и прихода к власти консервативного правительства Болдуина, последнее аннулировало согласие Англии на соглашение, выраженное в «Женевском протоколе».
(обратно)
89
План Дауэса принят в августе 1924 г. на Лондонской конференции относительно германских платежей по репарациям и урегулирования финансов Германии. Дауэс был председателем Комитета экспертов, разработавшего этот план.
(обратно)
90
В Верхней Силезии, согласно ст. 88 Версальского договора, должен был быть произведен плебисцит для выяснения желания населения входить в состав Германии или Польши. Совет послов не мог (самостоятельно разрешить вопрос о судьбе Верхней Силезии. Верхняя Силезия была занята польскими войсками под командой Корфанти; ввиду этого туда были посланы английские и французские войска. Лига наций разделила Верхнюю Силезию между Германией и Польшей и установила в ней временный режим. Решение Лиги наций, объявленное 20 октября 1921 г., было подтверждено польско-германским соглашением 15 мая 1922 г.
(обратно)
91
Вступление Германии в Лигу наций — па сессии Ассамблеи Лиги наций в марте 1926 г. обсуждался вопрос о вступлении Германии в Лигу. Германские делегаты во главе с рейхсканцлером Лютером и министром иностранных дел Штреземаном прибыли в Женеву для участия в Ассамблее и в Совете Лиги. В Совет Германия должна была быть принята в качестве постоянного члена Совета. Из-за претензий Испании, Бразилии, Полыни и Бельгии на постоянное место в Совете вопрос о вступлении Германии в Лигу наций в марте 1926 г. не был решен. Пени допускает явную ошибку, утверждая, что Германия вступила в Лигу наций в марте 1926 г. В действительности Германия вступила в Лигу в сентябре 1926 г.
(обратно)
92
Имеются в виду республики Караибского моря: Порто-Рико, Гаити, Куба, и Ямайка.
(обратно)
93
В этой резолюции сказано, что избиратели должны «иметь в виду, что судьи должны представлять несколько форм цивилизации и главнейшие юридические системы мира».
(обратно)
94
Гаагский суд — постоянная палата третейского суда, учрежденная в Гааге в 1899 г. для разбора спорных между государствами вопросов.
(обратно)
95
Лондонская конференция 1930 г.
(обратно)
96
Этот раздел включен в настоящую главу по желанию Исии, хотя в его книге он помещен в приложении, так как был написан после того как вся книга была им закончена. (Примечание редакции английского издания.)
(обратно)
97
Для члена генро, старейшего государственного деятеля, князя Сайондзи.
(обратно)
98
Доктрина «непрерывного путешествия», или «непрерывного транспорта», определяет вопрос о том, является ли груз контрабандным не по характеру самого груза, а по стране назначения. При этом перерывы в движении грузов (заход в 'порты других стран) не принимаются во внимание.
(обратно)
99
5 мая 1908 г. Продолжен соглашениями, подписанными 28 июня 1913 г. и 28 августа 1918 г.
(обратно)
100
Трафальгар — мыс вблизи Гибралтара, у которого английская эскадра под командованием Нельсона разбила в 1805 г. французскую эскадру.
(обратно)
101
Американский комитет признания войны незаконной, председатель Соломон-Оливер Левинсон.
(обратно)
102
«Алабама» — название военного корабля, построенного англичанами во время гражданской войны в США в 1861–1865 гг. по заказу Конфедерации южных штатов США. После передачи корабля южным штатам США правительство США заявило протест английскому правительству. По окончании гражданской войны дело рассматривалось третейским судом, признавшим действия английского правительства неправильными и обязавшим его уплатить убытки США.
(обратно)
103
Вопрос о рыболовстве в Беринговом море. Когда Аляска принадлежала России, царское правительство в 1821 г. издало указ, запрещавший иностранцам ловлю рыбы и котиков в пределах стомильной полосы вдоль берегов Аляски. Соединенные штаты и Великобритания протестовали против этого указа и добились соглашения с Россией, по которому их граждане были исключены из действия упомянутого указа. Но после покупки Аляски в 1867 г. правительство США со своей стороны издало распоряжение, подобное русскому указу 1821 г. Великобритания протестовала. По обоюдному согласию в 1892 г. вопрос был передан на арбитраж, который в 1893 г. решил дело целиком в пользу Великобритании.
(обратно)
104
Автор, по-видимому, имеет в виду одобрение исполнительной властью Соединенных штатов подписания протокола устава Постоянного международного суда 16 декабря 1920 г., протокола о пересмотре устава Постоянного международного суда 14 сентября 1929 г. и протокола о присоединении Соединенных штатов к протоколу об уставе Постоянного международного суда 14 сентября 1929 г., которые были 10 декабря 1930 г. и снова 16 января 1935 г. представлены сенату, но которые остались без ратификации.
(обратно)
105
Предостережение Вашингтона о принятии США обязательств в отношении европейских стран было сделано им перед его уходом с поста президента в 1796 г. Это предостережение указывало на нежелательность заключения договоров союзного характера с европейскими державами и допускало их лишь при особо важных обстоятельствах.
(обратно)
106
В Японии 15-й день 8-го месяца лунного года является популярным праздником, и народ наблюдает полнолуние с соблюдением известных обрядов. Обычай наблюдения луны потерял в значительной степени свое прежнее религиозное значение, и теперь он является, поводом для восхищения красотой лунного света.
(обратно)
107
Статья XIII японской конституции гласит: «Император объявляет войну, устанавливает мир и заключает договоры». Утверждение Исии, что формулировка, данная в пакте Келлога — Бриана, о том, что договор, заключающий слова «от имени народа», противоречит японской конституции, в такой же мере правильно, как утверждение, что эта формулировка противоречит французской, английской и другим конституциям буржуазных стран. По французской конституции, президент тоже объявляет войну, устанавливает мир и заключает договоры. Правда, он делает это по предложению своего правительства и в некоторых случаях с согласия парламента, но это вопрос внутреннего характера. Какие предварительные действия предпринимаются до решения президентом подписать тот или иной договор, с вопросом внешних отношений не связано.
(обратно)
108
Американская лига признания войны незаконной играла известную роль в деле выработки проекта, договора. Но Исии преувеличивает ее роль. На самом деле этот договор соответствовал планам внешней политики американского правительства, поскольку оно хотело иметь особое соглашение подобного характера с Францией (инициатива переговоров о таком договоре принадлежала Бриану), а кроме того американское правительство хотело затруднить осуществление агрессивных планов Японии, которая как раз в то время осуществляла занятие Шаньдуна в Китае и активизировала свою политику в Манчжурии.
(обратно)
109
Шлезвиг-Гольштейн — датская провинция, из-за которой в 1864 г. велась война между Германией и Австрией, с одной стороны, и Данией, с другой, кончившаяся присоединением Шлезвиг-Гольштейна к Германии. После мировой войны по Версальскому договору большая часть этой провинции была возвращена Дании.
(обратно)
110
Японское правительство сделало декларацию в отношении фразы «от имени своих народов», которая была приложена к документу о ратификации. Эта декларация (1) и документ о ратификации (2) гласят:
1. «Императорское правительство заявляет, — что фраза «от имени своих народов», появившаяся в статье первой договора об отказе от войны, подписанном в Париже 27 августа 1928 г., рассматриваемая в свете положений императорской конституции, считается неприменимой в отношении Японии.
(Имя его величества)
2. По милости неба, император Японии, восседающий на троне, занимаемом той же династией без перемен вечные времена.
Всем, кто может это получить, привет.
Рассмотрев договор об отказе от войны, подписанный в Париже японским уполномоченным вместе с уполномоченными других держав 27 августа 1928 г., в отношении которого японское правительство двадцать шестого дня шестого месяца четвертого года Сёва (1929) обнародовало декларацию относительно фразы, содержащейся в первой статье этого договора, мы, подтверждая названную декларацию, одобряем, принимаем и ратифицируем этот договор.
Для уверенности в этом мы подписываем этот документ и предлагаем, чтобы к нему была приложена большая печать империи. Токио, двадцать шестого дня шестого месяца четвертого года Сева (1929), т. е. две тысячи пятьсот восемьдесят девятый год со времени коронации императора Дзимму.
(Печать империи).
(Собственноручная подпись императора).
Дата: 2019-04-23, просмотров: 224.