Контрольная работа № 1.
Задание
1. Прочитайте любой отрывок из древнерусского текста («Грамота великого князя Мстислава Владимировича и его сына Всеволода около 1130 г.»).
2. Проанализируйте части речи в данном тексте по следующей схеме:
Имя существительное
1. Выпишите все имена существительные, распределив их по древним типам склонения.
2. Для каждого существительного укажите тип склонения, род, число, падеж.
3. Поставьте существительные в форму именительного падежа единственного, двойственного и множественного чисел.
4. В каждом случае определите, какая флексия у сущ.: древняя (11 век) или новая, объясните их.
Имя прилагательное
1. Выпишите имена прилагательные (притяжательные, относительные или качественные).
2.Укажите род, число, падеж каждого прилагательного, отметьте, именное оно или местоименное.
3. В форме какой степени употреблено прилагательное, какая у него флексия: древнерусская или старославянская? Обозначьте суффиксы прилагательных.
Местоимение
1. Определите разряд, род, число, падеж неличных местоимений; лицо, число, падеж личных.
2. Приведите начальную форму; поставьте местоимение в форму именительного падежа единственного, двойственного и множественного чисел.
Числительное
1. Найдите числительные в тексте, как они образованы, какое число обозначают?
2. Отметьте род и падеж количественных числительных; род, падеж, число и форму (краткая или полная) порядковых числительных.
Глагол
1. Выпишите все глаголы, укажите наклонение, время, лицо, число у спрягаемых форм глагола; вид глагола – у форм инфинитива.
2. Если это причастие, укажите род, число, падеж, залог, время, форму (именная или членная).
3. Для каждой глагольной формы приведите инфинитив, выделите основу.
4. К какому классу относится каждый из глаголов? От какой основы образованы эти формы глаголов и причастий?
5.Укажите состав морфем в причастиях.
6. Найдите все формы нетематических глаголов, определите время, лицо, число глаголов.
Наречие
1. Определите разряд по значению.
2. Из каких морфем состоит данное наречие?
Контрольная работа № 2.
Вариант 1.
Задание 1. Прочитайте отрывок из древнерусского текста (Грамота великого князя Мстислава Володимировича и его сына Всеволода около 1130 года) с 1-5 строку, переведите его.
Задание 2. Укажите сильные и слабые позиции редуцированных Ъ, Ь (знаками « + », « - ») в тексте, объясните их.
Задание 3. Дайте полную характеристику гласным и согласным в слове ПОВЕЛЪЛЪ.
Задание 4. Выпишите из данного отрывка все существительные, прилагательные, местоимения, глаголы и произведите их морфологический разбор.
Задание 5. Объясните, чем обусловлено наличие начального е (ё) в русских словах ель, ёж, ежевика!
Задание 6. Кратко изложите историю звука Ъ, приведите примеры слов.
Вариант 2.
Задание 1. Прочитайте отрывок из древнерусского текста (Грамота великого князя Мстислава Володимировича и его сына Всеволода около 1130 года) с 5-10 строку, переведите его.
Задание 2. Укажите сильные и слабые позиции редуцированных Ъ, Ь (знаками « + », « - ») в тексте, объясните их.
Задание 3. Дайте полную характеристику гласным и согласным в слове ХОТЪТИ.
Задание 4. Выпишите из данного отрывка все существительные, прилагательные, местоимения, глаголы и произведите их морфологический разбор.
Задание 5. Почему буква Ф является признаком нерусского (и вообще неславянского) происхождения слова?
Задание 6. Объясните, твердо или мягко произносились звуки Ж, Ш в древнерусском языке, судя по памятникам письменности?
Вариант 3.
Задание 1. Прочитайте отрывок из древнерусского текста (Грамота великого князя Мстислава Володимировича и его сына Всеволода около 1130 года) с 10-15 строку, переведите его.
Задание 2. Укажите сильные и слабые позиции редуцированных Ъ, Ь (знаками « + », « - ») в тексте, объясните их.
Задание 3. Дайте полную характеристику гласным и согласным в слове МАНАСТЫРИ.
Задание 4. Выпишите из данного отрывка все существительные, прилагательные, местоимения, глаголы и произведите их морфологический разбор.
Задание 5. Твердо или мягко произносилась аффриката Ц в древнерусском языке, судя по написаниям ОТЬЦЬ, КОНЬЦЫ?
Задание 6. Объясните, как образовались полные имена прилагательные в древнерусском языке?
Вариант 4.
Задание 1. Прочитайте отрывок из древнерусского текста (Грамота великого князя Мстислава Володимировича и его сына Всеволода около 1130 года) с 15-20 строку, переведите его.
Задание 2. Укажите сильные и слабые позиции редуцированных Ъ, Ь (знаками « + », « - ») в тексте, объясните их.
Задание 3. Дайте полную характеристику гласным и согласным в слове ПРИШЬСТВИ JA .
Задание 4. Выпишите из данного отрывка все существительные, прилагательные, местоимения, глаголы и произведите их морфологический разбор.
Задание 5. Какого происхождения звук С в местоимении весь, вся, все (ср. др.-рус. и ст.-сл. - ВЬСА).
Задание 6. Чем объясняется чередование согласных звуков в словах НОГА - НОЗЪ; РУКА – РУЦЪ?
Контрольная работа № 3.
Тема: Язык Киевской Руси.
Задание
· Определите типы древнерусского литературного языка в памятников письменности («Слово о полку Игореве», «Грамота великого князя Мстислава», «Сказание о Борисе и Глебе», «Слово о законе и благодати киевского митрополита Илариона») путем сопоставительного анализа языка текстов (фонетические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические особенности).
Тема: Язык Московской Руси.
Задания
· Установите близость языка текстов «Слова о полку Игореве» и «Задонщины», объясняя причины языковой преемственности этих памятников разных исторических периодов.
· Определите особенности языка текстов «Домостроя», используя схему: 1. Элементы живой народной речи; 2. Элементы «делового» языка; 3. Элементы книжного изложения.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 503.