ОБОБЩАЮЩИЕ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Контрольная работа № 1.

Задание

1. Прочитайте любой отрывок из древнерусского текста («Грамота великого князя Мстислава Владимировича и его сына Всеволода около 1130 г.»).

2. Проанализируйте части речи в данном тексте по следующей схеме:

Имя существительное

1. Выпишите все имена существительные, распределив их по древним типам склонения.

2. Для каждого существительного укажите тип склонения, род, число, падеж.

3. Поставьте существительные в форму именительного падежа единственного, двойственного и множественного чисел.

4. В каждом случае определите, какая флексия у сущ.: древняя (11 век) или новая, объясните их.

Имя прилагательное

1. Выпишите имена прилагательные (притяжательные, относительные или качественные).

2.Укажите род, число, падеж каждого прилагательного, отметьте, именное оно или местоименное.

3. В форме какой степени употреблено прилагательное, какая у него флексия: древнерусская или старославянская? Обозначьте суффиксы прилагательных.

Местоимение

1. Определите разряд, род, число, падеж неличных местоимений; лицо, число, падеж личных.

2. Приведите начальную форму; поставьте местоимение в форму именительного падежа единственного, двойственного и множественного чисел.

Числительное

1. Найдите числительные в тексте, как они образованы, какое число обозначают?

2. Отметьте род и падеж количественных числительных; род, падеж, число и форму (краткая или полная) порядковых числительных.

Глагол

1. Выпишите все глаголы, укажите наклонение, время, лицо, число у спрягаемых форм глагола; вид глагола – у форм инфинитива.

2. Если это причастие, укажите род, число, падеж, залог, время, форму (именная или членная).

3. Для каждой глагольной формы приведите инфинитив, выделите основу.

4. К какому классу относится каждый из глаголов? От какой основы образованы эти формы глаголов и причастий?

5.Укажите состав морфем в причастиях.

6. Найдите все формы нетематических глаголов, определите время, лицо, число глаголов.

Наречие

1. Определите разряд по значению.

2. Из каких морфем состоит данное наречие?

Контрольная работа № 2.

Вариант 1.

Задание 1. Прочитайте отрывок из древнерусского текста (Грамота великого князя Мстислава Володимировича и его сына Всеволода около 1130 года) с 1-5 строку, переведите его.

Задание 2. Укажите сильные и слабые позиции редуцированных Ъ, Ь (знаками « + », « - ») в тексте, объясните их.

Задание 3. Дайте полную характеристику гласным и согласным в слове ПОВЕЛЪЛЪ.

Задание 4. Выпишите из данного отрывка все существительные, прилагательные, местоимения, глаголы и произведите их морфологический разбор.

Задание 5. Объясните, чем обусловлено наличие начального е (ё) в русских словах ель, ёж, ежевика!

Задание 6. Кратко изложите историю звука Ъ, приведите примеры слов.

 

Вариант 2.

      Задание 1. Прочитайте отрывок из древнерусского текста (Грамота великого князя Мстислава Володимировича и его сына Всеволода около 1130 года) с 5-10 строку, переведите его.

Задание 2. Укажите сильные и слабые позиции редуцированных Ъ, Ь (знаками « + », « - ») в тексте, объясните их.

Задание 3. Дайте полную характеристику гласным и согласным в слове ХОТЪТИ.

Задание 4. Выпишите из данного отрывка все существительные, прилагательные, местоимения, глаголы и произведите их морфологический разбор.

Задание 5. Почему буква Ф является признаком нерусского (и вообще неславянского) происхождения слова?

Задание 6. Объясните, твердо или мягко произносились звуки Ж, Ш в древнерусском языке, судя по памятникам письменности?

 

Вариант 3.

      Задание 1. Прочитайте отрывок из древнерусского текста (Грамота великого князя Мстислава Володимировича и его сына Всеволода около 1130 года) с 10-15 строку, переведите его.

Задание 2. Укажите сильные и слабые позиции редуцированных Ъ, Ь (знаками « + », « - ») в тексте, объясните их.

Задание 3. Дайте полную характеристику гласным и согласным в слове МАНАСТЫРИ.

Задание 4. Выпишите из данного отрывка все существительные, прилагательные, местоимения, глаголы и произведите их морфологический разбор.

Задание 5. Твердо или мягко произносилась аффриката Ц в древнерусском языке, судя по написаниям ОТЬЦЬ, КОНЬЦЫ?

Задание 6. Объясните, как образовались полные имена прилагательные в древнерусском языке?

Вариант 4.

     Задание 1. Прочитайте отрывок из древнерусского текста (Грамота великого князя Мстислава Володимировича и его сына Всеволода около 1130 года) с 15-20 строку, переведите его.

Задание 2. Укажите сильные и слабые позиции редуцированных Ъ, Ь (знаками « + », « - ») в тексте, объясните их.

Задание 3. Дайте полную характеристику гласным и согласным в слове ПРИШЬСТВИ JA .

Задание 4. Выпишите из данного отрывка все существительные, прилагательные, местоимения, глаголы и произведите их морфологический разбор.

Задание 5. Какого происхождения звук С в местоимении весь, вся, все (ср. др.-рус. и ст.-сл. - ВЬСА).

Задание 6. Чем объясняется чередование согласных звуков в словах НОГА - НОЗЪ; РУКА – РУЦЪ?

Контрольная работа № 3.

Тема: Язык Киевской Руси.

Задание

· Определите типы древнерусского литературного языка в памятников письменности («Слово о полку Игореве», «Грамота великого князя Мстислава», «Сказание о Борисе и Глебе», «Слово о законе и благодати киевского митрополита Илариона») путем сопоставительного анализа языка текстов (фонетические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические особенности).

Тема: Язык Московской Руси.

Задания

· Установите близость языка текстов «Слова о полку Игореве» и «Задонщины», объясняя причины языковой преемственности этих памятников разных исторических периодов.

· Определите особенности языка текстов «Домостроя», используя схему: 1. Элементы живой народной речи; 2. Элементы «делового» языка; 3. Элементы книжного изложения.   

Дата: 2019-04-23, просмотров: 458.