ПЕРЕЧЕНЬ  ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы: www.gramota.ru;

2. Национальный корпус русского языка www.ruscorpora.ru;

3. Компьютерный корпус газетных текстов МГУ www.philol.msu.ru/lex/corpus;

4. Базы данных по языку разных социально-профессиональных групп, речи в разных сферах общения, в том числе современных СМИ, составленные преподавателями кафедры и хранящиеся на кафедре русского языка и речевой коммуникации;

5. Толковые словари, словари трудностей русского языка, стилистические, орфографические, этимологические словари, словари неологизмов, жаргонизмов, энциклопедические словари по стилистике ресурсов, функциональной стилистике, по культуре речи, справочная литература по русскому языку и др.

 

ВОПРОСНИКИ

Вопросник для анализа текстов памятников

Церковно-книжной письменности

 

1. Дайте характеристику используемых средств на фонетическом, морфологическом, словообразовательном уровнях. Назовите признаки, свидетельствующие о преобладании в тексте церковнославянских черт.

2. Определите состав лексических средств, используемых в тексте: назовите состав имен собственных, тематические группы слов, связанные с обозначением религиозных понятий; укажите случаи употребления различных групп конкретной лексики, а также отвлеченных слов и выражений, конкретной лексики в символическом значении; покажите обилие книжных сложных слов; охарактеризуйте синонимы и антонимы как средства, отличающие книжно-письменный язык от обыденной речи.

3. Охарактеризуйте приемы повествования: сопоставьте выражение житийного, проповеднического, паломнического и учительного содержания; опишите применение тропов (метафор, эпитетов и др.) и стилистических фигур (образных сравнений, сквозных антитез, символического параллелизма и др.), способствующее реализации религиозного, патриотического смысла высказывания и философских обобщений, прославлению христианства и христианской культуры, деятельности русских князей, представителей церкви и др.; покажите обилие притяжательных и относительных прилагательных, страдательных причастий прошедшего времени и действительных причастий настоящего времени в функции эпитетов; выделите цитаты из церковных книг, иносказательные обороты церковно-книжной письменности; выявите переплетение книжных и языческих образов в контексте; определите роль риторических приемов изложения (тирад, амплификаций и др. способов словесного варьирования темы, риторических восклицаний и вопросов, ритмизированности прозы, фоностилистических звуковых эффектов, повторов, анафор, эпифор, синтаксического параллелизма и др.); установите состав синтаксических конструкций, употребляемых в тексте (преобладание сложных предложений и периодов, союзных придаточных, причастных оборотов, инфинитивных конструкций, предложений с союзами а, но и др.).

Вопросник для анализа текстов памятников

Светской письменности

1. Дайте характеристику используемых средств на фонетическом, морфологическом, словообразовательном уровнях. Покажите соотношение в тексте церковнославянизмов и русизмов.

2. Определите состав лексических средств, используемых в тексте: найдите лексику, отражающую религиозные воззрения дохристианского и христианского периодов; назовите состав имен собственных, тематические группы слов, связанные с обозначением быта, реалий Руси, окружающей русичей действительности, живой и неживой природы, феодальных, производственных отношений, социального расслоения общества; охарактеризуйте терминологию земледельческого, народного быта в ее конкретном употреблении и образном переосмыслении; выделите "военно-дружинную" фразеологию; укажите случаи использования синонимов, антонимов, дифференцирующих явлений по звуку, восприятию, характеристике лица, предмета и т.д.; выражений народно-поэтического характера, лексики, передающей цветовые и др. контрасты,звукоподражательные эффекты.

3. Охарактеризуйте приемы повествования: укажите сравнения, эпитеты, метафоры, не свойственные обыденной речи, основанные на образах живой и неживой природы, установите их связь с традициями книжно-письменной культуры и народной поэтики; сопоставьте летописное и художественное изображение действительности; отметьте способы документального изложения, реалистичного описания лиц, событий, конкретных явлений природы, быта, военной жизни и т.д.; покажите выразительность частных речей, обращений, реплик героев; выделите элементы стилизации, риторически-художественного повествования, языковые средства психологической характеристики героев, их внешности, поведения и т.д. с использованием церковнославянизмов и русизмов; найдите случаи объединения в текстах элементов церковно-книжной и русской языковых стихий (молитвенные обращения и мирские притчи, молитвословный стих и сказовый стих заговоров, пословиц и т.д., книжные и разговорно-просторечные выражения); объясните употребление иносказательных оборотов книжного характера; выявите построения на основе изобразительных сравнений, близких к стилю народной поэзии, бытовой речи, использование плеоназмов, повторов, ритмических переходов, восклицаний и др. экспрессивных фигур речи; опишите состав синтаксических средств (преобладание простых, сочинительных, присоединительных, бессоюзных конструкций, использование оборотов с однородными членами, оборотов-пояснений, уточнений, вопросно-ответных единств, инфинитивных и др. экспрессивных синтаксических построений).

Дата: 2019-04-23, просмотров: 254.