Тема 5. Культурное пространство Российской империи в XVIII в
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Урок 61. Образование, общественная мысль, публицистика, литература в XVIII в. Российская наука и техника в XVIII веке.

Урок 62. Искусство в XVIII веке.

Урок 63. Перемены в повседневной жизни российских сословий.

Урок 64. Народы России в XVIII веке.

Уроки 65 – 68. Резерв.

При построении содержания уроков в 9 классах, продолжающих изучение истории по концентрическому принципу с использованием «старых» учебников, учителю также необходимо ориентироваться на требования Историко-культурного стандарта, а именно на:

- ведущие методологические подходы – многофакторный, многоуровневый, историко-культурный и историко-антропологический;

- перечень дат, обязательных для изучения периодов и тем, понятий                   и терминов, событий и персоналий;

- принципиальные трактовки и оценки ключевых событий прошлого, особенно «трудных вопросов» истории, которые вызывают острые дискуссии            в обществе.

Планируя учебный процесс, учителю следует учитывать такие характеристики, заложенные в Историко-культурном стандарте, как многофакторный подход к содержанию истории – обеспечение баланса между различными областями исторического знания; направленность на органическое единство рассмотрения отечественной и зарубежной истории при приоритете изучения истории России. Изучение истории России и зарубежной истории целесообразно организовывать по следующим параметрам:

1) прямое сравнение России и других стран;

2) хронологическая синхронизация изучения событий в России и в мире;

3) анализ конкретных событий в истории России и их влияния                      на мировую историю. 

При составлении рабочих программ учителю необходимо обосновать                и отразить изменения в учебных часах, обратить внимание на формируемые              на уровне основного общего образования универсальные учебные действия (познавательные, личностные, коммуникативные, регулятивные), которые представлены в учебно-методических комплектах издательств.

Руководителям образовательных организаций, руководителям методических объединений:

- обратить внимание, что преподавание истории осуществляется                          в соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса                   по отечественной истории и Историко-культурным стандартом;

- организовать переход школ на линейную модель изучения истории             в 8 классах;

- в случае нехватки количества учебников по всеобщей истории                    в 7-х и 8-х классах разрешить изменить порядок прохождения курсов «Всеобщая История» и «История России» в 8 классе (отразить в календарно-тематическом планировании на учебный год).

 

Учителям истории:

 - скорректировать рабочую программу при переходе на новую структуру изучения истории в 8 классе; в связи с отсутствием в перечне новых учебников по курсам всеобщей истории и возможной нехваткой экземпляров учебников           на две параллели («Новая история» для 7 – 8 классов), предусмотреть прохождение курса «Всеобщая история» 8 класса во второй четверти            2018/2019 учебного года;

- руководствоваться при преподавании истории требованиями примерной основной образовательной программы основного общего образования;

- при выборе учебно-методического комплекта по истории России обращать внимание на полноту комплекта, представленного издательством;

 - при отборе содержания учитывать характеристики, заложенные                   во федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, Концепции нового учебно-методического комплекса                          по отечественной истории и Историко-культурного стандарта, примерной основной образовательной программой основного общего образования: многофакторный подход к содержанию истории,  многоуровневое представление истории (история государства, региональный и локальный компоненты);

 - при организации обучения опираться на системно-деятельностный подход, использовать активные методы обучения и интерактивные образовательные технологии, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков, дебатов      и т.д.; совмещать различные алгоритмы усвоения знаний и умений                        при сохранении единой содержательной основы, что обеспечит тесную взаимосвязь разнообразных способов и форм учебной деятельности в ходе изучения истории; активно внедрять групповые методы работы, творческие задания, в том числе учебно-исследовательские проекты для приобретения учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развития личностной позиции учащегося в образовательном процессе;

- ориентировать учащихся на осуществление проектной деятельности,         в том числе на межпредметной основе, на активное участие во внеурочной деятельности по предмету.

В 2018/2019 учебном году в общеобразовательных организациях в 6 –        8 классах учебный процесс организуется по новым учебно-методическим комплектам по истории России, включенным в федеральный перечень (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 8.06.2015 № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников»):

Новые учебники по истории России, вошедшие в федеральный перечень, рассчитаны на линейное изучение истории с 6 по 10 класс.

История России

«Просвещение»

Арсентьев Н.М., Данилов А.А., и др. История России. 6 – 10 класс.

«ДРОФА» -«ВЕНТАНА ГРАФ»

Андреев И.Л., Федоров И.Н. и др. История России 6-8 класс

Волобуев О.В., Симонова Е.В. и др. История России. 9 – 10 класс.

«Русское слово»

Пчелов Е.В., Лукин П.В и др. История России 6 – 8 класс.

Соловьев К.А., Шевырев А.П./Под ред. Петрова Ю.А. История России. 1801 –  1914 гг. 9 класс.

Всеобщая история

«Просвещение»

Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс.

Агибалова Е.В., Донской Г.М. Всеобщая история. История Средних веков.                  6 класс.

Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История Нового времени. 1500 – 1800. 7 –  8 класс.

Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история.             9 класс.

Уколова В.И. История. Древний мир. 5 класс.

Ведюшкин В.А., Уколова В.И. История. 6 – 7 класс.

Медяков А.С., Бовыкин Д.Ю. История. Новое время. Конец XVIII – XIX век.             8 класс.

Белоусов Л.С., Смирнов В.П. История. Новейшее время. XX – начало XXI века. 9 класс.

«ДРОФА» – «ВЕНТАНА ГРАФ»

Колпаков С.В., Селунская Н.А. Всеобщая история. История Древнего мира.          5 класс. ДРОФА

Пономарев М.В., Абрамов А.В., Тырин С.В. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс. ДРОФА.

Ведюшкин В.А., Бурин С.Н. Всеобщая история. История Нового времени.            7 класс. ДРОФА.

Бурин С.Н., Митрофанов А.А., Пономарев М.В. Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс. ДРОФА.

Шубин А.В. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. ДРОФА.

Майков А.Н. История. 5 класс. Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ

Андреевская Т.П., Белкин М.В., Ванина Э.В./ Под ред. Мясникова В.С. История Древнего мира. 5 класс. Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ.

Искровская Л.В., Федоров С.Е., Гурьянова Ю.В./ Под ред. Мясникова В.С. История Средних веков. 6 класс. Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ

Носков В.В., Андреевская Т.П. Всеобщая история. 7 – 8 класс. Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ.

Хейфец В.Л., Хейфец Л.С., Северинов К.М./ Под ред. Мясникова В.С. Всеобщая история. 9 класс. Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ.

 «Русское слово»

Михайловский Ф.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс.

Бойцов М.А., Шукуров Р.М. Всеобщая история. История Средних веков.                   6 класс.

Дмитриева О.В. Всеобщая история. История Нового времени. Конец                     XV – XVIII век. 7 класс.

Загладин Н.В. Всеобщая история. История Нового времени XIX – начало     XX века. Новейшая история XX – начало XXI века 8 – 9 класс.

 

Средняя школа

При переходе на федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования для учащихся 10 класса возможно                 не хронологическое, а проблемно-тематическое изучение истории России                в 1914 – 2015 гг. с осмыслением событий ХХ – начала XXI века в исторической ретроспективе.

Проблемно-тематическое изучение истории должно строиться                       в соответствии с требованиями Историко-культурного стандарта                              (не подразумевает строго хронологического принципа преподавания истории).

На основе проблемно-тематического подхода могут рассматриваться следующие проблемы:

- этапы становления и особенности российской цивилизации                           как поликультурной, поликонфессиональной общности, российской гражданской и цивилизационно-культурной идентичности с осмыслением места России в современном мире, в ближнем и дальнем окружении;

- участие России в освободительных войнах, феномен российского патриотизма в контексте годовщин Первой и Второй мировых войн;

- социально-экономическое и политическое развитие страны                             в ретроспективе и перспективе с попыткой осмысления его культурологических оснований;

- история народов и регионов России в их контактах с центром, между собой и другими цивилизационными центрами, в их взаимовлиянии                            и взаимодействии с осмыслением проблем, связанных с возникновением                    и распадом Российской империи, образованием и распадом СССР осмыслением перспектив развития федеративного устройства страны;

- освоение огромных пространств и их богатств, влияние природно-климатических факторов на историю страны в прошлом и настоящем;

- роль России в различных системах международного права, международных отношений в контексте перспектив складывания современного многополярного мира и противодействиям мировым угрозам (терроризм и др.);

- история идей и история повседневности; влияние мировых религий на историю страны в целом, её регионов и народов, более чем тысячелетняя история православия и ислама, почти 500-летняя история буддизма на территории нашей страны. 

Историческое образование в 11 классе средней школы может иметь дифференцированный характер. В соответствии с запросами школьников, возможностями образовательной организации изучение истории осуществляется на базовом и/или углубленном уровнях. Проблемно-тематическое изучение истории должно строиться в соответствии                                с требованиями историко-культурного стандарта и не подразумевает строго хронологического принципа преподавания истории.

На переходный период можно предложить следующие подходы                         и варианты изучения истории в 11 классе:

1) при завершении курсов всеобщей и отечественной истории сделать акцент на осмыслении событий ХХI века и подведение обобщающих итогов. При этом подходе в качестве ключевой может быть предложена проблема «Россия в 1990 – 2000 гг.: вызовы времени и задачи модернизации». В качестве ключевых аспектов этой проблемы могут быть рассмотрены следующие дидактические единицы: «Политические и экономические приоритеты российского государства», «Человек и общество в конце ХХ – начале ХХ1 вв.», «Внешняя политика в конце ХХ – начале ХХ1 вв.», «Культура и наука России                 в конце ХХ – начале ХХ1 вв.». При этом следует учесть, что в Историко-культурном стандарте (содержательной части примерных общеобразовательных программ) эти дидактические единицы выделены курсивом, что означает их дополнительный характер. При этом текстовая часть этих единиц выделена обычным шрифтом, что означает их обязательность для изучения;

2) Разработать для изучения комплексный и синхронный курс отечественной и всеобщей истории, построенный по проблемному принципу, что позволяет совершить обзорные обобщающие экскурсы по изученному ранее в хронологической последовательности историческому материалу. При этом акцент в построении курса может быть сделан на наиболее актуальных проблемах современности или интересах, культурно-исторических запросах обучающихся. Так, например, в качестве интересных для школьников аспектов истории ХХ – начала ХХ1 вв. могут быть взяты для изучения история становления глобальной сети интернета, история освоения космоса, история становления мобильного телефона как средства коммуникации, становление «эры антибиотиков», история моды и дизайна и др.;

3) Для изучения на углубленном уровне предлагается разработать итоговый курс истории с акцентом на теоретические и методологические основы учебного предмета.

Содержание курса в этом случае необходимо дополнить историографическими, историко-философскими сюжетами, а процессу обучения придать выраженный личностно-деятельностный характер;

4) В качестве варианта можно рассмотреть разработку и реализацию интенсивного курса подготовки к сдаче ЕГЭ по истории.

Обучающиеся старшей школы (в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательного стандартов) должны сформировать знания о месте и роли исторической науки в системе научных дисциплин, представления об историографии; овладеть системными историческими знаниями, пониманием места и роли России в мировой истории; овладеть приёмами работы с историческими источниками, умениями самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике; сформировать умение сопоставлять и оценивать различные исторические версии.

Учебники, рекомендованные для использования при реализации   федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования:

История России

«Просвещение»

Арсентьев Н.М., Данилов А.А., и др История России. 6 – 10 класс.

«ДРОФА» –  «ВЕНТАНА ГРАФ»

Волобуев О.В., Симонова Е.В. и др История России. 9 – 10 класс.

 

Всеобщая история

«Просвещение»

Уколова В.И., Ревякин А.В./ Под ред. Чубарьяна А.О. История. Всеобщая история (базовый уровень). 10 класс.

Улунян А.А., Сергеев Е.Ю./ Под ред. Чубарьяна А.О. История. Всеобщая история (базовый уровень). 11 класс.

«ДРОФА» – «ВЕНТАНА ГРАФ»

Волобуев О.В., Митрофанов А.А., Пономарев М.В. История. Всеобщая история. Базовый и углубленный уровни. 10 – 11класс. ДРОФА.

Климов О.Ю., Земляницин В.А., Носков В.В., Искровская Л.В./ Под ред. Мясникова В.С. История. Всеобщая история. 10 класс: базовый уровень, углубленный уровень. Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ.

Пленков О.Ю., Андреевская Т.П., Шевченко С.В./ Под ред. Мясникова В.С. История. Всеобщая история. 11 класс: базовый уровень, углубленный уровень. Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ.

«Русское слово»

Загладин. Н.В. и др История (базовый уровень). 10 – 11класс.

Загладин Н.В.,Симония Н.А. История. Всеобщая история (углубленный уровень). 10 – 11 класс.

Россия в мире

«ДРОФА» – «ВЕНТАНА ГРАФ»

Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В., Рогожкин В.А. Россия в мире (базовый уровень). 10 – 11 класс. ДРОФА

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 204.