По преподаванию учебного предмета «История»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

По преподаванию учебного предмета «История»

В 2018/2019 учебном году

Преподавание учебных предметов «История России» и «Всеобщая история» в 2018/2019 учебном году организуется в соответствии                                   со следующими нормативными и распорядительными документами:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании                  в Российской Федерации»;

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации            от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (в ред. приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2008              № 164, от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643,                    от 24.01.2012 № 39, от 31.01.2012 № 69);

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации         от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации   от 29.12.2014 № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897                       «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации           от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации                       от 17.12.2010№ 1897»;

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации        от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с внесенными изменениями (приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 8.06.2015 № 576,    28.12.2015 № 1529, 26.01.2016 № 38, 29.12.2016 № 1677);

7. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории (Вестник образования, 2014, № 13; сайт Российского исторического общества (http://rushistory.org/images/documents/kon);

8.   Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8.04.2015 № 1/15) – Электронный ресурс реестра основных образовательных программ    http://fgosreestr.ru/ ).

   Основная школа

 В примерной основной образовательной программе основного общего образования раскрывается место учебного предмета «История» в Примерном учебном плане основного общего образования и отмечается, что структурно предмет «История» включает учебные курсы по всеобщей истории и истории России и «знакомство обучающихся при получении основного общего образования с предметом «История» начинается с курса всеобщей истории». Изучение всеобщей истории способствует формированию общей картины исторического пути человечества, разных народов и государств, преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов.

Важнейшим слагаемым предмета «История» является курс истории России, который, согласно Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села, семьи).

В 2018/2019 учебном году в соответствии с требованиями Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории                           и  Историко-культурного стандарта во всех школах Омской области продолжается поэтапный переход на линейную структуру школьного исторического образования. В 6 – 8 классах организация изучения учебного предмета «История» осуществляется в соответствии с синхронизацией курсов всеобщей истории и истории России, предлагаемой Примерной образовательной программой (2015, с. 312 – 314) (таблица 1).

 

Таблица 1

                                                         

Примерный порядок изучения курсов истории

Тема 4. Россия при Павле I

Урок 58. Внутренняя политика Павла I.

Урок 59. Внешняя политика Павла I.

Урок 60. Повторительно-обобщающий.

История России

«Просвещение»

Арсентьев Н.М., Данилов А.А., и др. История России. 6 – 10 класс.

«ДРОФА» -«ВЕНТАНА ГРАФ»

Андреев И.Л., Федоров И.Н. и др. История России 6-8 класс

Волобуев О.В., Симонова Е.В. и др. История России. 9 – 10 класс.

«Русское слово»

Пчелов Е.В., Лукин П.В и др. История России 6 – 8 класс.

Соловьев К.А., Шевырев А.П./Под ред. Петрова Ю.А. История России. 1801 –  1914 гг. 9 класс.

Всеобщая история

«Просвещение»

Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс.

Агибалова Е.В., Донской Г.М. Всеобщая история. История Средних веков.                  6 класс.

Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История Нового времени. 1500 – 1800. 7 –  8 класс.

Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история.             9 класс.

Уколова В.И. История. Древний мир. 5 класс.

Ведюшкин В.А., Уколова В.И. История. 6 – 7 класс.

Медяков А.С., Бовыкин Д.Ю. История. Новое время. Конец XVIII – XIX век.             8 класс.

Белоусов Л.С., Смирнов В.П. История. Новейшее время. XX – начало XXI века. 9 класс.

«ДРОФА» – «ВЕНТАНА ГРАФ»

Колпаков С.В., Селунская Н.А. Всеобщая история. История Древнего мира.          5 класс. ДРОФА

Пономарев М.В., Абрамов А.В., Тырин С.В. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс. ДРОФА.

Ведюшкин В.А., Бурин С.Н. Всеобщая история. История Нового времени.            7 класс. ДРОФА.

Бурин С.Н., Митрофанов А.А., Пономарев М.В. Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс. ДРОФА.

Шубин А.В. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. ДРОФА.

Майков А.Н. История. 5 класс. Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ

Андреевская Т.П., Белкин М.В., Ванина Э.В./ Под ред. Мясникова В.С. История Древнего мира. 5 класс. Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ.

Искровская Л.В., Федоров С.Е., Гурьянова Ю.В./ Под ред. Мясникова В.С. История Средних веков. 6 класс. Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ

Носков В.В., Андреевская Т.П. Всеобщая история. 7 – 8 класс. Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ.

Хейфец В.Л., Хейфец Л.С., Северинов К.М./ Под ред. Мясникова В.С. Всеобщая история. 9 класс. Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ.

 «Русское слово»

Михайловский Ф.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс.

Бойцов М.А., Шукуров Р.М. Всеобщая история. История Средних веков.                   6 класс.

Дмитриева О.В. Всеобщая история. История Нового времени. Конец                     XV – XVIII век. 7 класс.

Загладин Н.В. Всеобщая история. История Нового времени XIX – начало     XX века. Новейшая история XX – начало XXI века 8 – 9 класс.

 

Средняя школа

При переходе на федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования для учащихся 10 класса возможно                 не хронологическое, а проблемно-тематическое изучение истории России                в 1914 – 2015 гг. с осмыслением событий ХХ – начала XXI века в исторической ретроспективе.

Проблемно-тематическое изучение истории должно строиться                       в соответствии с требованиями Историко-культурного стандарта                              (не подразумевает строго хронологического принципа преподавания истории).

На основе проблемно-тематического подхода могут рассматриваться следующие проблемы:

- этапы становления и особенности российской цивилизации                           как поликультурной, поликонфессиональной общности, российской гражданской и цивилизационно-культурной идентичности с осмыслением места России в современном мире, в ближнем и дальнем окружении;

- участие России в освободительных войнах, феномен российского патриотизма в контексте годовщин Первой и Второй мировых войн;

- социально-экономическое и политическое развитие страны                             в ретроспективе и перспективе с попыткой осмысления его культурологических оснований;

- история народов и регионов России в их контактах с центром, между собой и другими цивилизационными центрами, в их взаимовлиянии                            и взаимодействии с осмыслением проблем, связанных с возникновением                    и распадом Российской империи, образованием и распадом СССР осмыслением перспектив развития федеративного устройства страны;

- освоение огромных пространств и их богатств, влияние природно-климатических факторов на историю страны в прошлом и настоящем;

- роль России в различных системах международного права, международных отношений в контексте перспектив складывания современного многополярного мира и противодействиям мировым угрозам (терроризм и др.);

- история идей и история повседневности; влияние мировых религий на историю страны в целом, её регионов и народов, более чем тысячелетняя история православия и ислама, почти 500-летняя история буддизма на территории нашей страны. 

Историческое образование в 11 классе средней школы может иметь дифференцированный характер. В соответствии с запросами школьников, возможностями образовательной организации изучение истории осуществляется на базовом и/или углубленном уровнях. Проблемно-тематическое изучение истории должно строиться в соответствии                                с требованиями историко-культурного стандарта и не подразумевает строго хронологического принципа преподавания истории.

На переходный период можно предложить следующие подходы                         и варианты изучения истории в 11 классе:

1) при завершении курсов всеобщей и отечественной истории сделать акцент на осмыслении событий ХХI века и подведение обобщающих итогов. При этом подходе в качестве ключевой может быть предложена проблема «Россия в 1990 – 2000 гг.: вызовы времени и задачи модернизации». В качестве ключевых аспектов этой проблемы могут быть рассмотрены следующие дидактические единицы: «Политические и экономические приоритеты российского государства», «Человек и общество в конце ХХ – начале ХХ1 вв.», «Внешняя политика в конце ХХ – начале ХХ1 вв.», «Культура и наука России                 в конце ХХ – начале ХХ1 вв.». При этом следует учесть, что в Историко-культурном стандарте (содержательной части примерных общеобразовательных программ) эти дидактические единицы выделены курсивом, что означает их дополнительный характер. При этом текстовая часть этих единиц выделена обычным шрифтом, что означает их обязательность для изучения;

2) Разработать для изучения комплексный и синхронный курс отечественной и всеобщей истории, построенный по проблемному принципу, что позволяет совершить обзорные обобщающие экскурсы по изученному ранее в хронологической последовательности историческому материалу. При этом акцент в построении курса может быть сделан на наиболее актуальных проблемах современности или интересах, культурно-исторических запросах обучающихся. Так, например, в качестве интересных для школьников аспектов истории ХХ – начала ХХ1 вв. могут быть взяты для изучения история становления глобальной сети интернета, история освоения космоса, история становления мобильного телефона как средства коммуникации, становление «эры антибиотиков», история моды и дизайна и др.;

3) Для изучения на углубленном уровне предлагается разработать итоговый курс истории с акцентом на теоретические и методологические основы учебного предмета.

Содержание курса в этом случае необходимо дополнить историографическими, историко-философскими сюжетами, а процессу обучения придать выраженный личностно-деятельностный характер;

4) В качестве варианта можно рассмотреть разработку и реализацию интенсивного курса подготовки к сдаче ЕГЭ по истории.

Обучающиеся старшей школы (в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательного стандартов) должны сформировать знания о месте и роли исторической науки в системе научных дисциплин, представления об историографии; овладеть системными историческими знаниями, пониманием места и роли России в мировой истории; овладеть приёмами работы с историческими источниками, умениями самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике; сформировать умение сопоставлять и оценивать различные исторические версии.

Учебники, рекомендованные для использования при реализации   федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования:

История России

«Просвещение»

Арсентьев Н.М., Данилов А.А., и др История России. 6 – 10 класс.

«ДРОФА» –  «ВЕНТАНА ГРАФ»

Волобуев О.В., Симонова Е.В. и др История России. 9 – 10 класс.

 

Всеобщая история

«Просвещение»

Уколова В.И., Ревякин А.В./ Под ред. Чубарьяна А.О. История. Всеобщая история (базовый уровень). 10 класс.

Улунян А.А., Сергеев Е.Ю./ Под ред. Чубарьяна А.О. История. Всеобщая история (базовый уровень). 11 класс.

«ДРОФА» – «ВЕНТАНА ГРАФ»

Волобуев О.В., Митрофанов А.А., Пономарев М.В. История. Всеобщая история. Базовый и углубленный уровни. 10 – 11класс. ДРОФА.

Климов О.Ю., Земляницин В.А., Носков В.В., Искровская Л.В./ Под ред. Мясникова В.С. История. Всеобщая история. 10 класс: базовый уровень, углубленный уровень. Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ.

Пленков О.Ю., Андреевская Т.П., Шевченко С.В./ Под ред. Мясникова В.С. История. Всеобщая история. 11 класс: базовый уровень, углубленный уровень. Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ.

«Русское слово»

Загладин. Н.В. и др История (базовый уровень). 10 – 11класс.

Загладин Н.В.,Симония Н.А. История. Всеобщая история (углубленный уровень). 10 – 11 класс.

Россия в мире

«ДРОФА» – «ВЕНТАНА ГРАФ»

Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В., Рогожкин В.А. Россия в мире (базовый уровень). 10 – 11 класс. ДРОФА

 

по преподаванию учебного предмета «История»

В 2018/2019 учебном году

Преподавание учебных предметов «История России» и «Всеобщая история» в 2018/2019 учебном году организуется в соответствии                                   со следующими нормативными и распорядительными документами:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании                  в Российской Федерации»;

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации            от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (в ред. приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2008              № 164, от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643,                    от 24.01.2012 № 39, от 31.01.2012 № 69);

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации         от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации   от 29.12.2014 № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897                       «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации           от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации                       от 17.12.2010№ 1897»;

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации        от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с внесенными изменениями (приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 8.06.2015 № 576,    28.12.2015 № 1529, 26.01.2016 № 38, 29.12.2016 № 1677);

7. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории (Вестник образования, 2014, № 13; сайт Российского исторического общества (http://rushistory.org/images/documents/kon);

8.   Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8.04.2015 № 1/15) – Электронный ресурс реестра основных образовательных программ    http://fgosreestr.ru/ ).

   Основная школа

 В примерной основной образовательной программе основного общего образования раскрывается место учебного предмета «История» в Примерном учебном плане основного общего образования и отмечается, что структурно предмет «История» включает учебные курсы по всеобщей истории и истории России и «знакомство обучающихся при получении основного общего образования с предметом «История» начинается с курса всеобщей истории». Изучение всеобщей истории способствует формированию общей картины исторического пути человечества, разных народов и государств, преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов.

Важнейшим слагаемым предмета «История» является курс истории России, который, согласно Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села, семьи).

В 2018/2019 учебном году в соответствии с требованиями Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории                           и  Историко-культурного стандарта во всех школах Омской области продолжается поэтапный переход на линейную структуру школьного исторического образования. В 6 – 8 классах организация изучения учебного предмета «История» осуществляется в соответствии с синхронизацией курсов всеобщей истории и истории России, предлагаемой Примерной образовательной программой (2015, с. 312 – 314) (таблица 1).

 

Таблица 1

                                                         

Дата: 2019-04-23, просмотров: 176.