Классы | Всеобщая история | История России |
5 | История Древнего мира (68 часов) | Нет |
6 | Всеобщая история VI – XV вв. Средние века до падения Византии, до Великих географических открытий (28 часов) | История России VIII – XV вв. До создания единого Русского государства (РЦГ), до конца правления Ивана III (1505) (40 часов) |
7 | Всеобщая история XVI – XVII вв. От абсолютной монархии к парламентской монархии. От абсолютизма к парламентаризму (28 часов) | История России XVI – XVII вв. Начиная с Василия III (1505), Ивана 1V Грозного (1533) до начала правления Петра I (40 часов) |
8 | Всеобщая история XVIII в. Эпоха Просвещения. Эпоха промышленного переворота. Первые буржуазные революции. Великая французская революция (28 часов) | История России XVIII в. От начала правления Петра I до конца правления Павла I (1801) (40 часов) |
9 | Всеобщая история XIX в. | История России XIX в. |
Линейная структура школьного исторического образования предусматривает синхронизацию основных хронологических периодов учебных курсов истории России и Всеобщей истории. С учетом этого необходимо заранее предусмотреть в рабочих программах перераспределение учебных часов и ряда учебных тем курса Всеобщей истории в соответствии с рекомендациями (см. таблицу 1: 6 класс – История Средних веков: VI – XV вв.; 7 класс – История Нового времени: XVI – XVII вв.; 8 класс – История Нового времени: XVIII в.; 9 класс – История Нового времени: XIX – начало ХХ в.; 10 класс – История Новейшего времени: ХХ – начало ХХI вв.).
Министерство образования и науки Российской Федерации разъясняет переход с концентрической системы преподавания истории на линейную в письме от 07.12.2016 № 08-2655.
Распределение часов между курсами возможно в сторону большего увеличения учебного времени на отечественную историю, а именно: «Всеобщая история» – до 24 часов, «История России» – до 44 часов, при этом следует учитывать, что, согласно примерной основной образовательной программе основного общего образования, Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, в рамках курса «История России» обязательно рекомендуется изучение в объеме 6 – 8 часов региональной истории.
Наибольшие сложности в 2018/2019 учебном году возникнут при переходе на линейную структуру в 8 классе, так как учебник по Всеобщей истории для 7 класса будет использоваться, как в 7-м, так и 8-м классах. В этом случае рекомендуется внести изменения в порядок прохождения курсов «Всеобщая история» и «Истории России» в 8 классе и отразить это в рабочих программах.
Таблица 3
Примерный порядок изучения курсов истории
В 8 классе в 2018/2019 учебном году
Сентябрь – ноябрь, 24 часа | Декабрь – февраль, 24 часа | Март – май, 20 часов |
История России XVIII в. Темы: «Россия в эпоху преобразований Петра I», Эпоха «дворцовых переворотов» | Всеобщая история. Новая история XVIII в. | России XVIII в. Темы: «Российская империя при Екатерине II», «Россия при Павле I», «Культурное пространство Российской империи в XVIII в.» |
В качестве примера для образовательных организаций предлагается вариант поурочного планирования по истории для 8 класса (по учебникам издательства «Просвещения»):
Курс «История России. XVIII в».
Урок 1. У истоков российской модернизации (Введение).
Тема 1. Россия в эпоху преобразований Петра I
Урок 2. Россия и Европа в конце XVII в.
Урок 3. Предпосылки петровских реформ.
Урок 4. Начало правления Петра I.
Уроки 5 – 6. Великая Северная война 1700 – 1721 гг.
Урок 7. Экономическая политика.
Урок 8. Реформы управления.
Урок 9. Российское общество в петровскую эпоху.
Урок 10. Церковная реформа. Положение традиционных конфессий.
Урок 11. Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам.
Урок 12 Перемены в культуре России в годы петровских реформ.
Урок 13. Повседневная жизнь и быт при Петре I.
Урок 14. Народы России в петровскую эпоху.
Урок 15. Значение петровских преобразований в истории страны.
Урок 16. Повторительно-обобщающий.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 342.