Государственно-правовой механизм фашистской диктатуры в Японии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Японский фашизм возник и развивался в специфической форме военно-монархической диктатуры. Причины этого явления объяснялись тем, что экономические и политические интересы тесно связывали японские монополии с помещиками и профессиональной военщиной. Союз этот преследовал две главные цели: обуздание рабочего класса и крестьянства, с одной стороны, завоевание внешних рынков для японской промышленности – с другой.

Конкурентная способность японской промышленности обеспечивалась низким жизненным уровнем японского рабочего и крестьянина, соглашавшихся на любую работу и за любую плату. В то время как 74% крестьян владели 22% земли, кучке помещиков принадлежало 42% земли. 4 млн. крестьянских хозяйств имели крошечные наделы (по 1/2 га) или вовсе не имели земли. Поэтому крестьяне устремлялись в города. Деревня, жившая натуральным хозяйством, почти не покупала изделий промышленности, и внутренний рынок был поневоле узким. Превратить натуральное крестьянское хозяйство в товарное могла бы только земельная реформа, проведению которой противились помещики. Выходом из этой ситуации признавалось завоевание чужих территорий и внешних рынков. Отсюда – выдвижение на первый план военной силы и заведомо агрессивная внешняя политика.

Либеральные реформы в Японии осуществлялись непоследовательно и робко. Например, к 1925 году здесь вводится «всеобщее» мужское избирательное право: при этом права голоса были лишены военнослужащие, студенты, лица, не имеющие годичного ценза оседлости, пользующиеся благотворительностью, и, наконец, главы знатных фамилий (чтобы последние не смешивались с прочими гражданами). От кандидата в депутаты требовался крупный залог в размере 2 тыс. иен, поступавший в казну, если кандидат не набирал минимума голосов. Среди других либеральных реформ отметим введение суда присяжных.

В Японии также осуществлялась беспрецедентная борьба с рабочим движением. Укажем, например, на закон «Об охране общественного спокойствия» 1925 года, установивший многолетние каторжные работы за участие в организациях, ставивших целью «уничтожение частной собственности и изменение политического строя». В 1928 году японское правительство запрещает все организации «левого» толка. Специальный указ устанавливал длительное тюремное заключение для рядовых коммунистов и смертную казнь для активистов компартии. В 1938 году японский парламент принимает пресловутый «Закон о всеобщей мобилизации нации», разрешавший предпринимателям удлинять по своему усмотрению рабочий день и снижать заработную плату. Забастовки были объявлены преступлением. Конфликты между рабочими и капиталистами передавались на окончательное решение арбитражной секции «особой полиции».

Парламент Японии играл ничтожную роль. Нижняя палата его собиралась не более чем на три месяца в год, а остальные девять месяцев правительство, пользуясь правом издавать указы с силой закона, по сути, законодательствовало само. Конституция не устанавливала ответственности правительства перед парламентом, вследствие чего палата депутатов не располагала средствами для эффективного влияния на политику. В то же время правительство посредством императорского указа могло в любой момент распустить эту палату.

Поощряемые крупным капиталом, в стране множились и крепли разного рода фашистские организации. Одна из них, руководимая генералами и объединявшая «молодое офицерство», вообще требовала ликвидации парламента и партийных кабинетов. Партия хотела установления военно-фашистской диктатуры во главе с императором. В 1932 году «молодое офицерство» учинило настоящий военный мятеж. Вместо того чтобы усмирить его участников, правительство пошло навстречу их требованиям: партийный кабинет был устранен, а на его место пришли генералы и адмиралы.

Последовательное усиление роли японских военных в определении политики страны, их проникновение на все важные посты в государственном аппарате служили, хотя и своеобразно, целям подчинения японской государственной машины наиболее крупным, агрессивным монополиям, жаждавшим войны вовне и сохранения жестких форм эксплуатации внутри страны. В 1933 году Япония выходит из Лиги наций и вторгается в Китай, намереваясь превратить его в колонию. Она дважды делает попытку вторжения на территорию СССР – первый раз у озера Ханка, а второй – у озера Хасан (каждый раз с огромным уроном для себя). Разрабатывая план порабощения Азии и Океании, Япония вступает в союз с гитлеровской Германией. Заимствуя у последней лозунги «нового порядка», «избранной расы» и «исторической миссии», Япония готовилась к переделу мира с тем, чтобы «великая нация» получила «великую территорию».

Фашизация японского государственного строя получила свое развитие с началом Второй мировой войны и в ходе ее. В 1940 году японские правящие круги (в особенности генералитет) выдвинули премьер-министром принца Коноэ, бывшего идеологом тоталитарного военно-фашистского режима. Наиболее важные посты в правительстве были поручены представителям концернов тяжелой промышленности. Вслед за тем начинается создание так называемой новой политической структуры. В осуществление этого плана политические партии объявили о самороспуске. Все вместе они составили «Ассоциацию помощи трону» – своеобразную государственно-политическую партию, финансируемую правительством и им же руководимую. Органами Ассоциации на местах стали так называемые «соседские общины». По существу это был средневековый институт, при котором каждая община объединяла 10–12 семей. Несколько общин составляли «ассоциацию улицы», поселка и т. д. Ассоциация помощи трону предписывала членам общины следить за поведением соседей и доносить обо всем замеченном. На заводах и фабриках создавались вместо запрещенных профсоюзов «общества служения отечеству через производство», куда рабочих загоняли силой и точно так же добивались взаимной слежки и слепого повиновения.

Непременным элементом «новой политической структуры» сделались унификация прессы, строжайшая цензура, шовинистическая пропаганда. Экономическая жизнь контролировалась специальными ассоциациями промышленников и финансистов, наделенных административными полномочиями. Это называлось «новой экономической структурой». В политическом же плане японский парламент, вернее то, что от него осталось, потерял всякое значение. Члены парламентаназначались правительством или избирались по особым спискам, составленным правительством.

Между тем в отличие от своих европейских аналогов военно-монархический фашизм в Японии характеризовался следующим:

а) если в Германии и Италии фашистские партии контролировали армию, то в Японии именно армия играла роль главной руководящей политической силы;

б) как и в Италии, так и в Японии фашизм не ликвидировал монархию. Разница, однако, состоит в том, что итальянский король не играл никакой роли в период диктатуры Муссолини, тогда как японский император, напротив, не только не утратил своей абсолютной власти и влияния, но и значительно укрепил их.

в) в стране Восходящего Солнца не было установлено подлинной однопартийной диктатуры. «Ассоциацию помощи трону» трудно причислить к военно-политическим структурам: она довольно слабо сотрудничала с японским генералитетом. Самороспуск же политических партий не может быть приравнен к их легальному запрету.

43. Образование ГДР. Конституция ГДР 1949 г. и ее дальнейшие изменения.
В соответствии с Потсдамским соглашением СССР оккупировал восточную часть Германии: земли Бранденбург, Мекленбург, Тюрингию, Саксонию, Саксонию-Ангальт. Был создан специальный орган советской военной администрации в Германии – СВАГ. Вскоре к правительственной деятельности была привлечена Социалистическая единая партия Германии (СЕПГ). Она образовалась в апреле 1946г. в результате слияния коммунистической и социал-демократической партийных организаций. В сентябре-октябре 1946г. по всей Восточной Германии были проведены выборы в органы местного самоуправления и земельные парламенты-ландтаги. СЕПГ получила более 50 % голосов на общинных выборах и 47 % – на выборах в ландтаги.

Вместе с тем последовали реформы социалистического характера. Было конфисковано имущество монополий, проведена аграрная реформа. Была взята ориентация на коллективизацию сельского хозяйства.

В сентябре 1947 г. состоялся 2-ой съезд СКПГ. Он предложил созвать Немецкий народный конгресс для определения дальнейших судеб государства. Народный конгресс Восточной Германии (март 1948 г.) избрал так называемый Немецкий народный совет и поручил ему разработать конституцию будущей ГДР.

7.10.1949 г. Народный совет объявил о введении в действие новой конституции о создании Германской Демократической Республики как самостоятельного государства. Вместе с тем Народный совет преобразовал себя во Временную народную палату ГДР. Временная народная палата приняла закон об образовании временного правительства ГДР и поручила его формирование Отто Гротенволю, выдвинутому на пост премьер-министра фракцией СЕПГ.


Конституция ГДР 1949 г.

Высший орган власти – Народная палата (400 депутатов), избираемая на 4 года путем всеобщих, прямых и равных выборов. При тайном голосовании, народная палата избирает свой Президиум, в котором представлена каждая фракция, насчитывающая не менее 40 депутатов. Представительство земель осуществляет Палата земель, которая избирается местными ландтагами. Палата земель получила ограниченные права: она может в течение 14 дней заявить протест против закона, принятого Народной палатой, но окончательное решение принадлежит последней.

К компетенции обеих палат относятся выборы президента. Он избирается на 4 года, представляет республику в международных отношениях, принимает дипломатических представителей, осуществляет право – помилование и т.п. Первым президентом ГДР был избран представитель СЕПГ Вильгельм Пик.

Правительство формируется представителем фракции, которая является сильнейшей в Народной палате. Народная палата утверждает состав правительства и его программу. Правительство ответственно перед палатой.

Первые выборы в законодательную палату ГДР состоялись уже в 1949 г. Они проводились на основе общей избирательной программы с общими списками кандидатов Национального фронта демократической Германии. Квота, приходившаяся на каждую партию, была определена заранее, СЕПГ получила 25 % мест, христианско-демократический союз и либерально-демократическая партия – по 15 %, демократическая крестьянская партия – 7,5 %, Союз свободной немецкой молодежи – 5 %.

В 1952 г. было ликвидировано историческое деление страны на земли и установлено новое административно-территориальное деление ГДР на 14 округов и 217 районов. Была упразднена Палата земель и ландтаги. Власть на местах стали осуществлять окружные и районные собрания, которые избирали свои советы (органы исполнительной власти).

В 1952 г. конференция СЕПГ приняла решение о строительстве социализма в ГДР. Через 16 лет после этого новая конституция ГДР 1968 г. декларировала победу социалистических производственных отношений.

Между тем, Западная Германия все более обгоняла Восточную по уровню жизни, степени промышленного и демократического развития. Социализм дискредитировал себя. В конце 80-х годов обстановка в мире изменилась. Закончилась "холодная война", противостояние капиталистической и социалистической систем. В этих условиях стало возможным объединение ФРГ и ГДР, и оно свершилось в 1989 г.

Вывод: Таким образом, после 1-ой мировой войны Германия стала жертвой противостояния между мировых систем и вновь потеряла свою целостность. Однако на этот раз объединение государства свершилось не насильственным путем, не "жезлом и кровью", как во времена Бисмарка, а посредством мирного соглашения.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 496.