Черт. 7
4.2.5.8. Если управляемый выпрямитель имеет быстродействующую систему регулирования углов включения (без блокировки импульсов управления), то токи КЗ в произвольный момент времени следует рассчитывать методом математического моделирования переходных процессов с применением ЭВМ.
Допускается применение отраслевых программ.
Расчет токов при КЗ в контактной сети постоянного тока тяговых подстанций
4.3.1. Расчетная схема и схемы замещения
4.3.1.1. При расчете токов КЗ в контактной сети постоянного тока тяговых подстанций следует использовать типовую схему подключения контактной сети постоянного тока к тяговой преобразовательной подстанции, которая приведена на черт. 7. Соответствующая этой расчетной схеме схема замещения цепей КЗ при повреждениях в контактной сети тяговой (троллейбусной) подстанции приведена на черт. 8, где указаны цепи при КЗ полюсов в контактной сети (КЗ) и замыкании положительного полюса на землю (К4). Схема замещения цепей КЗ при повреждениях в контактной сети тяговых (железнодорожных) подстанций при одностороннем питании контактной сети приведена на черт. 9а, а при двустороннем питании - на черт. 96.
4.3.2. Расчетные условия, допущения
4.3.2.1. Расчетными режимами следует считать установившиеся режимы КЗ. При этом расчету подлежат максимальные и минимальные значения установившихся токов КЗ в зоне обслуживания тяговой подстанции.
Схема замещения цепи КЗ при повреждениях в контактной сети тяговой (троллейбусной) подстанции
Черт. 8
Схемы замещения цепи КЗ при повреждении в контактной сети тяговых (железнодорожных) подстанций
а - одностороннее питание контактной сети; б - двустороннее питание контактной сети на двухпутном участке с постом секционирования
Черт. 9
Максимальные значения токов следует рассчитывать, пренебрегая дуговыми явлениями в месте повреждения и принимая минимальную удаленность точки КЗ от источника энергии (преобразователя) постоянного тока (при ΔUд = 0, lк = 0), а минимальные значения токов - с учетом дуговых явлений и при максимальной удаленности точки КЗ (при ΔUд ≠ 0, lк = lк mах).
4.3.2.2. При расчете токов КЗ в контактной сети постоянного тока вентильный преобразователь допустимо характеризовать средними интегральными параметрами.
4.3.3. Расчет токов при КЗ в контактной сети постоянного тока тяговой подстанции городского транспорта
4.3.3.1. При отсутствии (неучете) катодных реакторов в выпрямительных агрегатах тяговой подстанции ток КЗ (Iк) в амперах следует определять в соответствии со схемой замещения, приведенной на черт. 8, по формулам:
- при замыкании полюсных проводов (КЗ)
(50)
- при замыкании положительного провода на землю (К4)
(51)
где Еd 0 - ЭДС холостого хода выпрямительной установки, В;
ΔUд - падение напряжения на электрической дуге, В;
lк - удаленность КЗ (длина проводов), км;
Rd к - сопротивление КЗ выпрямительной установки, Ом.
ЭДС холостого хода следует вычислять по формулам:
- при выполнении преобразователей по трехфазной мостовой схеме
Ed 0 = 2,34E;
- при выполнении преобразователей по схеме две обратные звезды с уравнительным реактором
Ed 0 = 1,17E.
Сопротивление КЗ выпрямительной установки подстанции (Rd к) в омах следует определять по формуле
Rd к = Ed0/(maIda), (52)
где mа - число параллельно работающих выпрямительных агрегатов тяговой подстанции;
Ida - ток КЗ на шинах выпрямительной подстанции от одного агрегата, А.
При этом следует принимать Ida = Idy и определять этот ток, в зависимости от схемы, по которой выполнены преобразователи, по формуле (40) или (41), а входящий в эти формулы ток Im - по формуле (34), имея в виду, что:
(53)
4.3.3.2. При наличии (учете) катодных реакторов в выпрямительных агрегатах тяговой подстанции токи КЗ (Iк) в амперах следует определять по формулам:
- при выполнении преобразователей по трехфазной мостовой схеме
(54)
- при выполнении преобразователей по схеме две обратные звезды с уравнительным реактором
(55)
RΣ = Rc + Rт/ma;
RdΣ = Rd/ma + Rп + R0 + 2rк сlк - при расчете замыкания полюсных проводов;
RdΣ = Rd/ma + Rп + Rз к + Rз + rк сlк - при расчете замыкания положительного провода на землю;
ХΣ = Хc + Xт/ma.
4.3.3.3. При неполных исходных данных токи КЗ в сети постоянного тока тяговой подстанции городского транспорта допустимо рассчитывать без активных сопротивлений цепей переменного тока и использовать приближенные соотношения:
- ток КЗ на шинах выпрямительной подстанции (Idк) в амперах
(56)
- напряжение (ЭДС) холостого хода выпрямительной подстанции (Ud0) в вольтах
Ud0 = Ud ном [1 + A (Xc +Xт)] + ΔUв, (57)
где А - коэффициент, учитывающий наклон внешней характеристики вентильного преобразователя (в среднем А = 0,5);
ΔUв - падение напряжения на вентилях, В (в среднем ΔUв = 0,75 В на полупроводниковый прибор);
- сопротивление короткого замыкания выпрямительной подстанции (Rdк) в омах
(58)
- ток КЗ в контактной сети постоянного тока тяговой подстанции (Iк) в амперах
(59)
где ΣR - суммарное активное сопротивление короткозамкнутой цепи постоянного тока, Ом.
4.3.4. Расчет токов при КЗ в контактной сети постоянного тока тяговой подстанции железнодорожного транспорта
4.3.4.1. При одностороннем питании контактной сети ток КЗ в месте повреждения (Iк) в амперах следует определять (см. черт. 9а), используя формулы:
1) при ориентировочных данных о тяговой подстанции
(60)
где U0 - напряжение холостого хода подстанции, В;
Iнг - ток нагрузки подстанции от поездов на неповрежденных секциях зоны, А;
р - нормативный коэффициент возможного изменения напряжения источника энергии, %;
lк - расстояние от подстанции до места КЗ, км;
ρ - сопротивление подстанции (с учетом питающей системы переменного тока), Ом:
; (61)
(62)
Sк - мощность трехфазного КЗ на шинах высшего напряжения тяговой подстанции, кВ А;
2) при ориентировочных данных о тяговой подстанции и ее нагрузке (полагая Iнг = mаId ном):
(63)
Примечания:
1. При определении максимального тока КЗ допустимо не учитывать предварительную нагрузку подстанции и падения напряжения в дуге и на вентилях, а также принимать (rк c + rр)lк = 0.
2. При определении минимального тока КЗ предварительно следует сопротивления токоведущих частей привести к нормированной предельно допустимой температуре продолжительного режима.
При неполных исходных данных допустимо ток нагрузки (Iнг) принимать равным току среднегодовой нагрузки (Iср год).
3. При достаточно полных данных о тяговой подстанции ток КЗ в месте повреждения (Iк) в амперах следует определять:
- при выполнении преобразователей по трехфазной мостовой схеме
(64)
- при выполнении преобразователей по схеме две обратные звезды с уравнительным реактором
(65)
где
RdΣ = Rd/ma + RП + R0 + (rк с +rp)lк;
RΣ = Rc + Rт/ma;
XΣ = Xc + Xт/ma;
E = Uном2 .
4.3.4.2. При определении тока КЗ в контактной сети с двухсторонним питанием необходимо применять схему замещения, показанную на черт. 96. На этой схеме приняты следующие обозначения:
А, В - тяговые преобразовательные подстанции;
С - пост секционирования;
UpA, UpВ - расчетные напряжения тяговых преобразовательных подстанций А и В, В;
lА, lВ - протяженность секций АС и СВ, км;
l - расстояние между подстанциями А ж В, км;
lк - расстояние от точки КЗ до подстанции А, км.
Расчетное напряжение тяговой преобразовательной подстанции (Up) в вольтах допустимо определять по формуле
Up = (1+p/100)·Udном – ΔUd, (66)
а активные сопротивления схемы замещения в омах - по формулам:
RA1 = RпA1 + rк с1lA;
RВ1 = RпВ1 + rк с1lВ;
RВ2 = RпВ2 + rк с2lВ;
RкА = RпА2 + rк с2lк;
Rк с = rк с2 (lA-lк;
RpA = rplк + R0A + ρA;
RpВ = rp(l-lк) + R0В + ρВ,
где RпA1, RпВ1, RпА2, RпВ2 - сопротивления питающих кабелей, отходящих от подстанций А и В контактной сети 1 и 2-го путей, Ом;
R0A, R0В - сопротивления отсасывающих проводов соответственно подстанций А и В Ом;
ρA, ρВ - сопротивления преобразовательных устройств соответственно подстанций А и В, Ом;
rк с1, rк с2 - удельные сопротивления проводов контактных сетей 1 и 2-го путей, Ом/км;
rр - удельное сопротивление рельсовых путей, Ом/км.
Чтобы получить искомое значение тока в месте КЗ, следует предварительно схему замещения (черт. 96) привести к простейшему виду, используя обычные способы преобразования схем.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 266.