Равным образом отбор переменных должен проводиться на основании теоретических критериев. Здесь, впрочем, мы сталкиваемся с трудностью противоположного характера, а именно, с потенциальным изобилием факторов, требующих рассмотрения. Учитывая положение с большинством эмпирических проблем, сложившееся в области теории социальных наук, мы не можем a priori исключать возможность использования большого числа переменных. Эта трудность еще более усугубится, если мы захотим пойти дальше «универсализации» объяснений и исследовать разнообразие, т.е. «поиски вариантов» ( Tilly , 1984), или обратимся к моделям «конъюнктурной причинности».
Обычный путь отбора ограниченного количества переменных состоит в практике тестирования в строго «попперовском» фальсификаторском стиле любой гипотезы, подходящей для решения проблемы. Например, таким образом может быть протестирован известный тезис С. Липсета о том, что «чем более нация процветает, тем больше шансов на то, что она сохранит демократию» ( Lipset , 1963, р. 31). В сегодняшнем мире эта гипотеза проверена в 70% случаев, представляющих собой процветающие и консолидированные демократические режимы. Вместе с тем эта гипотеза не подходит к ситуациям бедных стран с относительно стабильными демократическими режимами, в частности, таким, как Ботсвана, Индия или Папуа—Новая Гвинея. Точно так же она неприменима к ситуациям падения демократии в сравнительно высокоразвитых странах, таких, например, как Веймарская республика в Германии. Специальная проверка этой гипотезы для периода между мировыми войнами в Европе дала результат в 10 из 18 «правильных» ответов ( Berg - Schlosser , De Mem , 1994).
Чтобы удовлетворить любому гносеологическому критерию, требующему чего-то большего, нежели неопределенная «вероятность», подобная гипотеза должна быть модифицирована и детализирована. Следующим шагом должна стать проверка «конъюнктурных гипотез», в которых отбор переменных основывается на объяснениях, являющихся по сути своей комбинаторными ( Amenta , Poulsen , 1994). При таком подходе могут бьгть выявлены и протестированы определенные трудности, связанные, в частности, с условиями, благоприятствующими сохранению демократии в ряде развивающихся стран, или неблагоприятными для демократического режима в некоторых развитых странах.
3 Иногда бывает непросто достичь согласия относительно подходящих «отрицательных случаев». Так, например, исследователи сталкиваются с рядом трудностей при уточнении группы стран, в которых не было социальной революции, что имеет немалое значение для анализа позитивных примеров социальных революций. В таких исследованиях внимание уделяется только положительным примерам, и специалист может попытаться сделать соответствующие общие выводы на основе анализа различных направлений. Тем не менее, в исследованиях иного характера существует меньше сомнений по поводу значимых случаев с отрицательным исходом.
733 Расширяя исследовательский горизонт, специалисты могут применить «перспективный» подход, в котором рассматривается смешанный набор переменных, основанных на магистральных теоретических направлениях эмпирических исследований. Такой подход, очевидно, стал наиболее распространенным способом решения сложных проблем, встающих в ходе эмпирических обществен-нонаучных исследований. Специалист внимательно изучает «положение дел» в данной области и после этого разрабатывает конкретный план исследования, принимая в расчет более широкий спектр подобных факторов. В то же время исследователь создает собственный критерий выбора между различными объяснениями и допускает «эффекты взаимодействия» между определенными факторами. Ссылаясь на уже приводившийся пример эмпирической демократической теории, следует отметить, что в работах Р. Даля и в обзоре С. Липсета рассматривается широкий спектр факторов, способствующих установлению более стабильных форм демократического правления в современном мире ( Dahl , 1971; 1989; Lipset , 1994). Вместе с тем в этих работах не выделяется специфический «вес» этих факторов и не рассматривается эффект их взаимодействия.
Однако даже в столь масштабных работах не обязательно рассматриваются все релевантные факторы или все релевантные взаимодействия. Поэтому исследователи нередко должны вырабатывать более широкие подходы, объединяющие все распространенные теории, гипотезы и объяснения. Даже если определение «все» при такой постановке вопроса не является всеобъемлющим, оно указывает, тем не менее, на потенциальную сложность при употреблении переменных в дилемме «много переменных величин, мало случаев». Такой широкий подход должен быть структурирован с учетом всеобъемлющих «системных» моделей парсоновского или истоновского типа и потенциально объединять и учитывать все релевантные аспекты и взаимодействия. Различные подсистемы или категории такой модели должны быть «наполнены» перечнем переменных теоретического и исторического характера, как и в «перспективном» подходе. Тем не менее, даже такой всеобъемлющий подход не гарантирует учета всех релевантных факторов и взаимодействий.
Качественные макрометоды
Успешно применять сравнительно-качественный метод можно на основе тщательно отобранного набора случаев и, как правило, достаточно широкого спектра переменных. В основе большинства рассматриваемых сравнительным анализом случаев, особенно тех, которые носят менее формальный характер, лежит простая идея о том, что одинаковые случаи ведут к одинаковым результатам. Большинство сторонников этой простой идеи, в свою очередь, опираются на доводы Дж. С. Милля, изложенные в его работе «Система логики», особенно на «метод согласия» и «косвенный метод различия» ( Mill , 1974/ 1975; Cohen , Nagel , 1934). Хотя этими методами пользовались несколько поколений исследователей, все же они являются достаточно примитивными и не могут применяться к некоторым основополагающим областям общественной жизни. В частности, результаты часто обусловлены сочетанием нескольких причин, а не одной причиной ( Lieberson , 1991). Нередко также случается, что конкретный результат может определяться несколькими различными сочетаниями причин. Столь сложная причинность, которая в наше время характеризует общественную жизнь людей, особенно на макрополитическом уровне,
734
просто не может быть исследована с помощью обычных приемов статистического анализа. Вместе с тем сравнительно-качественные методы носят всеобщий характер и по самой своей природе применимы к любым конкретным случаям, а потому они с успехом могут быть использованы при работе с дилеммой «много переменных величин, мало случаев».
Ниже мы рассмотрим три типа приемов, применяющихся при работе с проблемой «много переменных величин, мало случаев». Приемы, о которых идет речь, дополняют друг друга. Сначала мы остановимся на принципах «максимального сходства» и «максимального различия» систем. В исследованиях такого типа используется весь спектр переменных вне зависимости от присущих им многочисленных комбинаций и взаимодействий. Далее мы бегло остановимся на «сравнительном качественном анализе» (QCA), основанном на достаточно ограниченном спектре переменных — максимум 12 при доступном сегодня программном обеспечении QCA 3,0 ( Drass , Ragin , 1991), ~-который, тем не менее, учитывает все логически возможные комбинации и взаимодействия переменных и дает возможность получить сокращенную информационную версию по отдельным рассматриваемым случаям. Третьей, заключительной темой является проблема снижения сложности путем элиминации некоторых переменных и реорганизации других посредством более широкого подхода.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 267.