Глава 33
Качественные макрометоды
Успешно применять сравнительно-качественный метод можно на основе тщательно отобранного набора случаев и, как правило, достаточно широкого спектра переменных. В основе большинства рассматриваемых сравнительным анализом случаев, особенно тех, которые носят менее формальный характер, лежит простая идея о том, что одинаковые случаи ведут к одинаковым результатам. Большинство сторонников этой простой идеи, в свою очередь, опираются на доводы Дж. С. Милля, изложенные в его работе «Система логики», особенно на «метод согласия» и «косвенный метод различия» ( Mill , 1974/ 1975; Cohen , Nagel , 1934). Хотя этими методами пользовались несколько поколений исследователей, все же они являются достаточно примитивными и не могут применяться к некоторым основополагающим областям общественной жизни. В частности, результаты часто обусловлены сочетанием нескольких причин, а не одной причиной ( Lieberson , 1991). Нередко также случается, что конкретный результат может определяться несколькими различными сочетаниями причин. Столь сложная причинность, которая в наше время характеризует общественную жизнь людей, особенно на макрополитическом уровне,
734
просто не может быть исследована с помощью обычных приемов статистического анализа. Вместе с тем сравнительно-качественные методы носят всеобщий характер и по самой своей природе применимы к любым конкретным случаям, а потому они с успехом могут быть использованы при работе с дилеммой «много переменных величин, мало случаев».
Ниже мы рассмотрим три типа приемов, применяющихся при работе с проблемой «много переменных величин, мало случаев». Приемы, о которых идет речь, дополняют друг друга. Сначала мы остановимся на принципах «максимального сходства» и «максимального различия» систем. В исследованиях такого типа используется весь спектр переменных вне зависимости от присущих им многочисленных комбинаций и взаимодействий. Далее мы бегло остановимся на «сравнительном качественном анализе» (QCA), основанном на достаточно ограниченном спектре переменных — максимум 12 при доступном сегодня программном обеспечении QCA 3,0 ( Drass , Ragin , 1991), ~-который, тем не менее, учитывает все логически возможные комбинации и взаимодействия переменных и дает возможность получить сокращенную информационную версию по отдельным рассматриваемым случаям. Третьей, заключительной темой является проблема снижения сложности путем элиминации некоторых переменных и реорганизации других посредством более широкого подхода.
738
Ч. Рейджином (Quine, 1952; McCluskey, 1956; McDermott, 1985; Mendelson, 1970; Roth, 1975; Dross, Ragin 1991).
Одно из достоинств QCA заключается в том, что этот метод может быть использован различными способами для различных целей.
1) Его можно применять для изучения бесчисленного множества случаев, связанных с конкретным результатом, который, таким образом, подвергается всестороннему исследованию. Такое описание будет наиболее точным, так как оно включит в себя все возможные альтернативные минимизированные выражения, которые позволят создать наиболее сжатые интерпретации.
2) Он может быть использован для проверки гипотез, появляющихся в научных публикациях, показывая, сочетаются ли они с описанными комбинациями. В том случае, если имеют место многочисленные противоречия с данными комбинациями, гипотеза признается несостоятельной.
3) Он может быть использован для вывода наиболее коротких формул, характеризующих простейший набор существующих, возможных или фактически необоснованных случаев, не противоречащих соответствующему результату. Таким образом, более общие выражения могут быть сведены к использованию «упрощенных предположений».
Итак, QCA служит для достижения наиболее важных целей любой науки, а именно, для создания теорий, а также для их систематического описания и фальсификации.
На QCA распространяется ряд ограничений, связанных с потерей информации и некоторой произвольностью в определении основных моментов дихотомных переменных. В отличие от общепринятой статистической процедуры, этот метод, тем не менее, полностью сохраняет сложность всех рассматриваемых случаев и переменных. Например, в изучении судеб демократии в период между двумя мировыми войнами в Европе на основе 10 основных воссозданных переменных и создания определенного числа заведомо «упрощенных предположений» были выведены следующие четыре альтернативные формулы падения демократии6.
Падение демократии
\) М + hx Uxw;
2) М + е х h x U;
3) М + Сх Uxw;
4) М + е х С х U.
Эти выражения могут быть сокращены:
Падение демократии = М+ Ux
h x w ex h Cxw ex С
Отсюда явствует, что возникает минимизированный фактор М («политическая роль военных»), и он определяет 9 из 10 случаев падения демократических режимов. Только случай с Эстонией опять-таки не вписывается в эту
6 Прописные буквы обозначают наличие того или иного условия, строчные буквы свидетельствуют об отсутствии того или иного условия, знак умножения указывает на наличие интересующих условий, знак сложения — на наличие альтернативных комбинаций данных условий. 24* 739 картину и не может быть объяснен таким образом: он описывается с помощью 4 альтернативных определений, каждое из которых включает в себя переменную U — высокий уровень социальной напряженности при использовании вооруженных милицейских подразделений; а также в других сочетаниях такие факторы, как низкий уровень экономического развития (е) и интеграция в мировой рынок (w), социальная однородность (А) и сильные позиции представителей коммерческих интересов ( Q .
Как показывает данный пример, в ходе исследования могут возникнуть специфические формулы, однако это, скорее, следует считать сильной, а не слабой стороной данных приемов. Они явственно связаны с «одиночными вариантами» и полностью способны изучить их во всей изначальной сложности. Это может привести к некоторым «конъюнктурным» проблемам, которые и объясняют данный результат. Когда несколько различных формул используют при рассмотрении одного и того же случая, набор приемов, входящих в данную технику исследования, побуждает специалиста (как в случае с MSDO) более пристально присмотреться к результатам и интерпретировать их на основе глубоких исторических знаний о предмете изучения. В макрополитологи-ческом исследовании такой подход более предпочтителен, чем чисто механическая процедура, которая в ходе статистического анализа не дает никакого представления о судьбе особых случаев. Здесь фактически и начинается подлинная качественная работа, исход которой в большой мере зависит от качества анализа и подготовки исследователей, глубины знаний и тонкости понимания конкретных случаев.
В . Причинность
Определяющим фактором любого научного исследования является причинность, однако само это понятие связано с достаточно сложными и часто малоисследованными вопросами, которые, в свою очередь, определяются эмпирической спецификой целей исследования ( King et al , 1994, p . 75 f .). Как показано на примерах, обсуждаемых в данной главе, сравнительно-качественные методы определяют широкий спектр условий появления определенных результатов. Определенные на основе применения таких методов модели не включают в себя автоматические и механические процессы, которые приводят к рассматриваемому результату. Скорее, эти методы представляют собой эвристические инструменты, которые организуют и систематизируют взаимосвязь идей и доказательств ( Ragin , 1987, р. 164—171). Поэтому утверждение о «детерминистских причинах» ( Lieberson , 1991) значительно искажает проблему причинности. Далее, методы, о которых идет речь, нередко представляют несколько альтернатив, которые помогают исследователю определить нужное направление. В конце концов, специалисты должны принять окончательное решение и дать соответствующие толкования проблемы в свете своих теоретических знаний и эмпирических представлений об обсуждаемом предмете.
Объяснения, включающие условия происшедшего, в социальных науках редко имеют ясно выраженный «инвариантный» характер: в работе Г. Кинга и др. говорится о «системных и несистемных компонентах» любого умозаключения ( King et al ., 1994). Все равно остается «фундаментальная проблема причинного умозаключения» ( Holland , 1986). Как утверждается в работе Г. Кинга и др., «...сколь бы ни был совершенен план исследования, какими бы объемными ни были собранные статистические данные, как бы ни были квалифицированны помощники исследователя и как бы серьезен ни был контроль над экспериментом, мы никогда не сможем точно определить причинную обусловленность явлений» ( Kingetal .,1994, p . 70).
Широкий спектр «структурных» условий, связанных со сравнительно-качественными методами, готовит почву для рассмотрения специфически ориентированных на «актора» факторов, выявляя их соответствующие масштабы и значение. Благодаря этому может быть получено достаточное объяснение. Чем ближе мы подходим к объяснению любого конкретного события, тем большую роль играют специфические факторы, связанные с психологическими аспектами индивидов и конкретными обстоятельствами рассматриваемой проблемы, которые в итоге помогают исследователям найти «индивидуализированное» историческое объяснение ( Tilly , 1984). Однако это объяснение значительно удалено от тех результатов, которые можно получить за счет применения качественных методов макроисследования.
743 Г. Индукция или дедукция
Этой проблеме посвящена значительная часть гносеологических дискуссий. Наивный индукционизм в наше время, естественно, уже утратил какое бы то ни было значение ( Cohen , Nagel , 1934; Popper , 1968). Было убедительно доказано, что любое имеющее теоретический смысл действие требует дедуктивных шагов и предположений, какими бы незначительными они ни были. Равным образом и научные результаты всегда являются предварительными; для любого теоретического постулата возможна лишь фальсификация, а не постоянная верификация. Вместе с тем, представляется, что было бы несправедливо вести речь лишь, говоря словами К. фон Байме, об «инстинктах фальсификаторского убийцы» в любой дисциплине, не признавая того, что было или могло быть достигнуто за счет применения определенных методов (Веуте, 1992, s . 27). Э. О'Хэар в этой связи отмечал: «Поппер всегда стремится к рассуждениям с позиции объяснения универсальных теорий. Тем не менее, мы вновь вынуждены настаивать на том, что выдвижение и проверка универсальных теорий является лишь частью цели науки. В условиях явных различий во времени и пространстве подлинно универсальные теории существовать не могут; с этой вероятностью мы никак не можем не считаться. Однако даже если бы это было так, наука, тем не менее, могла бы выполнять многие из своих задач, давая нам знания и верные прогнозы относительно условий, существующих как внутри, так и за пределами нашей пространственно-временной ниши» (О ' Hear , 1989, р. 43, курсив оригинала).
В этой связи качественные макропроцедуры ближе к тому подходу, который получил название «аналитической индукции» ( Blalock , 1984, p . 86 f .). Систематическое исследование и постоянные размышления, связанные с ограниченным числом случаев в рамках конкретной проблемы, могут подвести к созданию ограниченных как во времени, так и в пространстве «теорий среднего уровня» в том смысле, который вкладывал в это понятие Р. Мертон. Эти «острова теории» ( Wiarda , 1985) могут быть расширены, если следовать строгим критериям сопоставимости с другими (но также ограниченными) случаями и событиями. Если учесть то обстоятельство, что мы имеем дело с гибкой, «пластичной» материей, расположенной между крайностями жестко детерминистских механических «часов», с одной стороны, и совершенно раздробленными, необъяснимыми «облаками» — с другой, возможно, это самое лучшее из того, на что мы вправе рассчитывать ( Almond , Genco , 1977). Оценивая пределы таких умозаключений, мы возвращаемся к нашей исходной проблеме, а именно, к теоретически обоснованному отбору конкретных случаев и переменных. С нашей точки зрения, этот процесс должен включать в себя долгосрочную обратную связь между нашими гипотезами и нашим пониманием сложных моделей причинности с лишь некоторой степенью возможной приближенности.
Заключение
Данная работа представляет собой обзор некоторых научных трудов и выделяет ключевые гносеологические проблемы сравнительно-качественных методов исследований. Она посвящена рассмотрению таких вопросов, как отбор
744
случаев и переменных; конкретные технические исследовательские приемы, в частности, принципы «максимально различных» и «максимально схожих» систем; сравнительно-качественный анализ; проблемы объяснения; теоретические подходы, в которых применяются качественные методы.
В заключение важно подчеркнуть, что сравнительно-качественные подходы, в защиту которых мы здесь выступаем, должны быть дополнены другими формами анализа. Исследования на микроуровне, так же, как и качественные макрометоды, имеют свое важное и вполне оправданное значение в том случае, если к их специфическим особенностям и ограничениям относятся с уважением и пониманием. Как отмечал Д. Кольер, «при наличии нормальной коммуникации страноведы и эксперты по качественному анализу могут добиться прогресса в большем приближении к контексту в сравнительных количественных исследованиях. С таким же успехом специалисты в области сравнительно-количественных методов могут побудить страноведов и экспертов по качественным сравнениям к более систематическому измерению и проверке гипотез» ( Collier , 1996, р. 116; Тейпе, 1990, р. 48).
ЛИТЕРАТУРА
Aarebrot F.A., Bakka P.H. Die vergleichende Methode in der Politikwissenschaft //
Vergleichende Politikwissenschaft / Hrsg. von D. Berg-Schlosser, F. Miiller-Rommel.
Opladen: Leske and Budrich, 1992. S. 51-69. Almond GA., Genco SJ. Clocks, clouds and the study of politics // World Politics. 1977. Vol. 29.
P. 489-522. Amenta E., Poulsen J.D. Where to begin: A survey of five approaches to selecting independent
variables for qualitative comparative analysis // Sociological Methods and Research.
1994. Vol. 23. P. 22-53. Barton A.H. The concept of property space in social research // The Language of Social
Research / Ed. by P.P. Lazarsfeld, M. Rosenberg. Glencoe (111.): Free Press, 1955. P. 45-50. Berg-Schlosser D., De Meur G. Conditions of democracy in inter-war Europe: A boolean
test of major hypotheses // Comparative Politics. 1994. Vol. 26. P. 253-279. Berg-Schlosser D., De Meur G. Conditions of authoritarianism, fascism and democracy in
inter-war Europe: Systematic matching and contrasting of cases for 'small N' analysis //
Comparative Political Studies. 1996 (forthcoming). Beyme K. von. Die politischen Theorien der Gegenwart. Eine Einfiihrung. Opladen:
Westdeutscher Verlag, 1992.
Blalock H.M.jr. Basic dilemmas in the social sciences. Beverly Hills (Cal.): Sage, 1984. Bollen K.A., Entwisle В ., Alderson A.S. Macrocomparative research methods // Annual
Review of Sociology. 1993. Vol. 19. P. 321-351. Cohen M., Nagel E. An introduction to logic and scientific method. New York: Harcourt,
Brace, 1934. Collier D. The comparative method // Political Science: The State of the Discipline II /
Ed. by A.W. Finifter. Washington (D.C.): American Political Science Association, 1993.
P. 105-119. Dahl R.A. Polyarchy: Participation and opposition. New Haven (Conn.): Yale University
Press, 1971.
Dahl R.A. Democracy and its critics. New Haven (Conn.): Yale University Press, 1989. De Meur G., Berg-Schlosser D. Comparing political systems: Establishing similarities and
dissimilarities // European Journal for Political Research. 1994o. Vol. 26. P. 193-219. De Meur G., Berg-Schlosser D. Reduction of complexity for a small-N analysis — A systematic
example from inter-war Europe. Paper presented at the World Congress of the
International Sociological Association. RC 18. Bielefeld, 19946.
745 DeMeurG., QuenterS. MSDO/MDSO Designs. Brassels, Marburg, 1994.
Dogan M., Pelassy D. How to compare nations. Chatham (N.J.): Chatham House, 1984.
{Доган M ., ПелассиД. Сравнительная политическая социология. М.: ИСПИ РАН,
1994.] Dogan M ., KazancigilA . (eds). Comparing Nations: Concepts, Strategies, Substance. Oxford:
Blackwell, 1994. Dross K,A., Ragin C.C. Qualitative comparative analysis 3.0. Evanston (111.): Center for
Urban Affairs and Policy Research, Northwestern University, 1991. Durkheim E. Les regies de la me'thode sociologique. Paris: Flammarion, 1988; originally
published 1894.
Elster J. Nuts and bolts for the social sciences. Cambridge: Cambridge University Press, 1989. Feagin J.R., Orum A.M., Sjoberg G. (eds). A case for the case study. Chapel Hill: University
of North Carolina Press, 1991.
Griffin L. Narrative event-structure analysis and causal interpretation in historical sociology/American Journal of Sociology. 1993. Vol. 98. P. 1094-1133. Griffin L, Ragin С . С . (eds). Sociological methods and research. 1994. Vol. 23. Hampel F.R. et al. Robust statistics: The approach based on influence statistics. New York:
Wiley, 1986. Heise D. Modelling event structures // Journal of Mathematical Sociology. 1989. Vol. 14.
P. 139-169. Holland P. Statistics and causal inference // Journal of the American Statistical Association.
1986. Vol. 81. P. 945-960. Keman H. (ed.). Comparative politics: New directions in theory and method. Amsterdam:
VU University Press, 1993. King G., Keohane R. O., Verba S. Designing social inquiry: Scientific inference in qualitative
research. Princeton (N.J.): Princeton University Press, 1994. Kuhn T.S. The structure of scientific revolutions. Chicago (111.): University of Chicago
Press, 1962.
Lane J.E., Ersson S.O, Comparative politics. Oxford: Polity Press, 1994. Lieberson S, Small N's and big conclusions: An examination of the reasoning based on a
small number of cases // Social Forces. 1991. Vol. 70. P. 307-320. Lieberson S. More on the uneasy case for using Mill-type methods in small-N comparative
studies// Social Forces. 1994. Vol. 72. P. 1225-1237. LijphartA. Comparative politics and the comparative method // American Political Science
Review. 1971. Vol. 65. P. 682-693. Lijphart A. The comparable cases strategy in comparative research // Comparative Political
Studies. 1975. Vol. 8. P. 157-175.
Lipset S.M. Political man. New York: Doubleday, 1963. Lipset S.M. The social requisites of democracy revisited // American Sociological Review.
1994. Vol. 59. P. 1-22.
Mayer L.C. Redefining comparative politics. Newbury Park (Cal.): Sage, 1989. McCluskey E.J. Minimization of Boolean functions // Bell System Technical Journal. 1956.
Vol. 35. P. 1417-1444.
McDermottR. Computer-aided logic design. Indianapolis (Ind.): Howard A. Sams, 1985. Mendelson E. Boolean algebra and switching circuits. New York: McGraw-Hill, 1970. Mill J.S. A system of logic //Collected Works of J.S. Mill. London: Routledge and Kegan
Paul, 1974/75. Vols. VII, VIII; originally published 1843. [Милль Дж. С. Системалогики
силлогистической и индуктивной. М., 1914.] Nichols E. Skocpol and revolution: Comparative analysis versus historical conjuncture //
Comparative Social Research. 1986. Vol. 9. P. 163-186.
O'HearA. Introduction to the philosophy of science. Oxford: Clarendon Press, 1989. Petersen T. Recent advances in longitudinal methodology // Annual Review of Sociology.
1993. Vcl 19. P. 425-454. Popper K.R. The logic of scientific discovery. New York: Harper and Row, 1968. [Поппер К.Р.
Логика и рост научного знания. М., 1983.]
Przeworski A. Methods of cross-national research, 1970-1983 // Comparative Policy Research:
Learning from Experience / Ed. by M. Dierkes, H.N. Weiler, A.B. Antal. Aldershot:
Gower, 1987. P. 31-49.
Przeworski A., Teune H. The logic of comparative social inquiry. New York: Wiley, 1970. Quine W. V. The problem of simplifying truth functions //American Mathematical Monthly.
1952. Vol. 59. P. 521-531. Ragin С . С . The comparative method: Moving beyond qualitative and quantitative strategies.
Berkeley: University of California Press, 1987. Ragin C.C. New directions in comparative research // Cross-national Research in Sociology /
Ed. by M.L. Kohn. Newbury Park (Cal.): Sage, 1989. P. 57-76.
Ragin C.C. (ed.). Issues and alternatives in comparative social research. Leiden: E.J. Brill, 1991. Ragin С . С . Constructing social research: The unity and diversity of method. Newbury Park
(Cal.): Pine Forge Press, 1994д. Ragin С . С . Introduction to qualitative comparative analysis // The Comparative Political
Economy of the Welfare States / Ed. by T. Janoski, A. Hicks. New York: Cambridge
University Press, 1994&. P. 299-319. Ragin С . С . A qualitative comparative analysis of pensions systems // The Comparative
Political Economy of the Welfare States / Ed. by T. Janoski, A. Hicks. New York:
Cambridge University Press, 1994c. P. 320-345. Ragin C.C, Bradshaw Y. Statistical analysis of employment discrimination: A review and
critique // Research in Social Stratification and Mobility. 1991. Vol. 10. P. 199-228. Ragin C.C, Hein J. The comparative study of ethnicity: Methodological and conceptual
issues//Race and Ethnicity in Research Methods / Ed. byJ.H. Stanfield, R.M. Dennis.
Newbury Park (Cal.): Sage, 1993. P. 254-272. Ragin C.C, Mayer S.E., Brass K.A. Assessing discrimination: A Boolean approach //
American Sociological Review. 1984. Vol. 49. P. 221-234. Roth C. Fundamentals of logic design. St. Paul (Minn.): West, 1975. Rustow D.A., Erickson K.P. (eds). Comparative political dynamics. New York: HarperCollins,
1991. Savolainen J. The rationality of drawing big conclusions based on small samples: In defense
of Mill's methods // Social Forces. 1994. Vol. 72. P. 1217-1224. Sigelman L., Gadbois G.H, Contemporary comparative politics: An inventory and assessment //
Comparative Political Studies. 1983. Vol. 16. P. 275-305. Skocpol T. (ed.). Vision and method in historical sociology. Cambridge: Cambridge University
Press, 1984. Skocpol T. Analyzing configurations in history: A rejoinder to Nichols // Comparative
Social Research. 1986. Vol. 9. P. 187-194. Taylor C.L., Jodice D.A. World handbook of political and social indicators. New Haven
(Conn.): Yale University Press, 1983. Teune H. Comparing countries: Lessons learned // Comparative Methodology: Theory and
Practice in International Social Research / Ed. by E. Oyen. London: Sage, 1990. P. 38—62. Tilly C. Big structures, large processes, huge comparisons. New York: Russell Sage
Foundation, 1984.
Wallerstein L The modern world system. New York: Academic Press, 1980. Weber M. The methodology of the social sciences / Trans, and ed. by E.A. Shils, H.A Finch.
Glencoe (111.): Free Press, 1949. Wiarda H.H. (ed.). New directions in comparative politics. Boulder (Colo.): Westview
Press, 1985.
Глава 33
ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ : КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ
Ч. РЕЙ ДЖИН
Д. БЕРГ-ШЛОССЕР
Ж. ДЕ МЁР
Э. Дюркгейм писал, что «лишь сравнительный метод подходит для социологии» ( Durkheim , 1988, р. 217). Хотя в приведенной цитате значение сравнительного метода явно преувеличивается, однако не вызывает сомнения тот факт, что сравнительный системный анализ представляет собой одно из основных средств общественнонаучных обобщений в макрополитологическом исследовании. Впрочем, сравнения в политической науке сталкиваются с дилеммой особого рода. На уровне политических систем в целом, или «национальных государств», существует сравнительно мало объектов для наблюдения (например на сегодняшний день в Организацию Объединенных Наций входит лишь около 180 государств-членов). В то же время каждый из таких объектов в отдельности настолько сложен, что может поставить в тупик даже самого информированного эксперта в стране. Дилемма существования «многих переменных величин, но малого числа объектов для изучения» находится в центре внимания качественных методов макрополитологического исследования, особенно такого, которое нацелено на поиск обобщений, объединяющих изучаемые объекты ( Lijphart , 1971; 1975).
В этой работе мы используем термин «качественные» для того, чтобы подчеркнуть, что исследование связано с интересом к наличию или отсутствию особых характерных черт или их специфических сочетаний, которые изучаются путем систематического сравнения многообразных случаев. В том смысле, в котором этот термин используется здесь, он не ограничивается набором качественных методов, используемых на микроуровне (например методом наблюдения участника в социологии), или качественной интерпретацией (например герменевтическими методами). Область качественных методов в макрополитологическом исследовании лежит между двумя крайними подходами к изучению отдельного случая: исследований с помощью одной главной объясни-
729 тельной переменной, например посредством анализа мировых систем ( Wal - lerstein , 1980), с одной стороны, и попыткой объять все существующие политические системы на глобальном уровне при помощи возможно большего количества переменных — с другой. Примером последнего подхода могут служить «Всемирные справочники», идею которых активно поддерживал К. Дойч; один из таких справочников, в частности, был издан Ч. Тейлором и Д. Джодисом ( Taylor , Jodice , 1983). Область качественных методов также располагается между обычным эмпирическим исследованием, в котором наличествуют бесчисленные переменные, но есть всего один объект изучения, и обычным количественным исследованием, подразумевающим многочисленность объектов изучения при сравнительно небольшом числе переменных ( Ragin , 1994 a ).
Привлекательность качественных методов обусловлена двумя факторами. Прежде всего, качественные методы могут с большим успехом использоваться в исследовательских программах, в которых теоретическая база развита слабо и основные понятия достаточно неопределенны. Поэтому качественные исследования нередко предшествуют достижению серьезных теоретических результатов ( Feagin , Orum , Sjoberg , 1991). Так, в частности, обычной практикой качественного исследования является «двойное сочетание» теоретического понятия и эмпирической категории, что позволяет выявить и прояснить содержание как понятия, так и категории (например при исследовании концепции «антиколониальной революции», или комплекса случаев, приводимых в качестве примеров). Во-вторых, исследователи часто ставят вопросы, на которые нельзя ответить с помощью обычных количественных методов. В частности, большинство вопросов о важнейших культурных или исторических явлениях связаны с эмпирическими категориями, ограниченными во времени и пространстве, а потому обычно основываются на незначительном, фиксированном числе-известных примеров. Количественные методы — с точки зрения как допущений, так и предъявляемых ими требований — очень трудно применять в ситуациях, где возникает проблема малых чисел. Вопросы, поставленные в ходе исследования, могут противоречить ряду требований, выдвигаемых количественными методами, таким, как: наличие четко определенного набора наблюдений; возможность осуществления выборки; выявление предшествующих условий и результатов, которые в каждом конкретном случае отличаются друг от друга; уверенность в том, что случаи, включенные в данное исследование, гипотетически гомогенны и т.д. Вместо изменения вопросов исследования таким образом, чтобы они удовлетворяли требованиям обычных количественных методов, многие исследователи обращаются к качественным исследовательским подходам.
Несмотря на то, что существует определенное несоответствие между определением количественных методов, которое дано в этой работе, и основными проблемами, стоящими в области сравнительной политики, следует отметить, что в научных публикациях последнего времени более пристальное внимание уделялось скорее вопросам содержания, чем методологии1. Тем не менее, существуют определенные доказательства того, что методологичес-
1 См.: Wiarda , 1985; Mayer , 1989; Rustow , Erickson , 1991; Lane , Ersson , 1994; Dogan , Kazan - cigil , 1994. В число исключений входят работы: Przeworski , 1987; Ragin , 1987; Тейпе, 1990; Collier , 1993.
730
кие вопросы, особенно связанные с исследованиями, где «много переменных, но мало объектов», влияют на проблему выбора в сравнительных социальных науках. В обзорах соответствующей научной литературы, сделанных как Л. Сиглманом и Ж. Гадбуа, так и К. Болленом и др., была выявлена U-образная частота распространения исследований, противоречащих основному количеству случаев, изучавшихся в каждой проведенной работе ( Sigelman , Gadbois , 1983; Bollen et ai , 1983; Ragin , 1989). В большинстве проделанных работ было отмечено один-два таких случая, хотя в отдельных из них число таких случаев превышало двадцать.
Возможность отхода от такого U-образного отношения, несомненно, существует2. Тем не менее, подобные работы пока еще можно отнести лишь к исключениям. Однако это отнюдь не служит свидетельством того, что данный тип изысканий в какой-то степени уступает более распространенным анализу единичных случаев и количественным исследованиям с использованием больших чисел. Напротив, работы, имеющие дело со средним числом случаев, могут оказаться гораздо более полезными как для расширения круга систематизированных знаний об отдельных случаях, так и для развития теоретических изысканий.
В данной главе мы обращаемся к некоторым основным характеристикам и проблемам этого типа исследований, который может быть назван «сравнительно-качественным исследованием», т.е. «срезовым» анализом отдельных случаев с точки зрения как сходства, так и различия. Сначала мы рассмотрим отдельные случаи и переменные величины в рамках упомянутой выше дилеммы, после чего остановимся на некоторых недавно появившихся технических приемах, таких, как «принцип максимального сходства систем» и «принцип максимального различия систем» (MSDO и MDSO), а также на сравнительном качественном анализе (QCA). Ниже речь пойдет об основных гносеологических проблемах, связанных с подобными исследованиями.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 461.