Конструкция электропневматических контакторов

Отдельные типы электропневматических контакторов собираются из унифицированных узлов. Вместе с тем контакторы отличаются друг от друга напряжением изоляции, коммутируемым током, количеством и типом блокировочных контактов, а также наличием или отсутствием системы дугогашения, конструктивным исполнением дугогасительных камер, блокировок и включающих вентилей.

Контакторы с системой дугогашения оснащаются камерами лабиринтно-щелевого типа (контакторы ПК-21 – ПК-26), в которых лучи обеих боковин образуют лабиринт, или щелевого типа (одно-, двух- и трехщелевые), состоящими из асбестоцементных стенок и перегородок (контакторы ПК-31 – ПК-36, ПК-41 – ПК-46).

Конструктивно все электропневматические контакторы, применяемые на ЭПС, представляют собой выключатели с дистанционным приводом. Управление контактором осуществляется электропневматическим вентилем включающего типа.

Конструкция электропневматического контактора ПК-31 показана на рис. 1.1. Контактор состоит из следующих основных узлов: кронштейна 6, на котором находятся неподвижный контакт 7 и дугогасительная катушка 9; кронштейна 4, на котором шарнирно закреплен рычаг подвижного контакта 8; цилиндра пневмопривода 1; электромагнитного вентиля 10 и съемной дугогасительной камеры трехщелевого типа.

Рис. 1.1 Конструкция электропневматического контактора ПК-31:

1 – цилиндр пневмопривода; 2 – изоляционная тяга; 3 – изоляционный стержень; 4, 6 – кронштейн; 5 – рычаг подвижного контакта; 7 – неподвижный контакт; 8 – подвижный контакт; 9 – дугогасительная катушка; 10 – электропневматический вентиль; 11 – блокировочные контакты

Бронзовые литые кронштейны укреплены на стальном опрессованном изоляцией стержне 3. Кронштейн неподвижного контакта отлит как одно целое с верхним дугогасительным рогом, охватывающим дугогасительную катушку 9. На литом бронзовом рычаге 5 установлен литой держатель подвижного контакта с притирающей пружиной. Шарниры рычага и держателя шунтированы гибким кабелем.

Литой чугунный цилиндр привода укреплен в нижней части стержня 3. Шток привода соединен с рычагом подвижного контакта прессованной изоляционной тягой 2. На корпусе электропневматического вентиля 10 крепятся блокировочные контакты 11.

При возбуждении катушки вентиля 10 сжатый воздух поступает в цилиндр пневмопривода 1. Шток привода вместе с тягой 2 поднимается вверх, сжимая при этом выключающую пружину, расположенную в цилиндре 1. Изоляционная тяга 2 передает движение рычагу подвижного контакта. После замыкания силовых контактов образуется цепь тока от внешнего зажима через дугогасительную катушку, неподвижный контакт, подвижный контакт, держатель, гибкий шунт и внешний зажим на нижнем кронштейне. Одновременно с включением силовых контактов контактора происходит переключение его блокировочных контактов, система которых связана с тягой 2. При снятии напряжения питания с катушки электропневматического вентиля цилиндр пневмопривода соединяется с атмосферой. Подвижная система контактора под действием выключающей пружины возвращается в отключенное положение. Возникающая при размыкании силовых контактов электрическая дуга вытягивается в дугогасительную камеру, где происходит ее гашение.

На ЭПС переменного тока для включения и отключения цепей тяговых двигателей, ток которых достигает 1000А и более, применяются контакторы с двумя парами контактов (ПК-96 – ПК-101, ПК-356): главными, через которые протекает силовой ток при включенном состоянии аппарата, и дугогасительными, предназначенными для замыкания и размыкания электрической цепи (рис. 2). При отключении такого контактора сначала размыкаются главные контакты, затем дугогасительные. Электрическая дуга, образующаяся при расхождении второй пары контактов, гасится в дугогасительной камере. В процессе включения наоборот сначала замыкаются дугогасительные контакты, затем главные.

Рис. 2 Конструкция электропневматического контактора ПК-96:

1 – изоляционный стержень; 2 – кронштейн подвижного контакта; 3 – рычаг; 4 – подвижный главный контакт; 5 – неподвижный главный контакт; 6 – кронштейн неподвижного контакта; 7 – дугогасительная катушка; 8 – дугогасительная камера; 9 – неподвижный дугогасительный контакт; 10 – подвижный дугогасительный контакт; 11 – изоляционная тяга; 12 – цилиндр пневматического привода; 13 – блокировочные контакты

Дата: 2019-04-23, просмотров: 12.