Коллоквиум.
Политика глобальной безопасности: цели и приоритеты
1. Понятие «глобальная безопасность». Современная глобалистика и проблемы перестройки системы международных отношений. Глобальное управление как мировая проблема. Политические формы и средства адаптации отдельных обществ и цивилизации в целом к императивам выживания. Механизмы, методы, направления регулирования взаимозависимостей, определяющих безопасность глобальной системы и ее различных структур.
2. Экологическая безопасность в системе глобальной безопасности. Содержание и структура экологической безопасности. Политические аспекты взаимодействия общества и природы. Экологическая политика и экологическое воспитание. Экополитика и модели развития. Экологический кризис и экологическая политика в России. Проблемы обеспечения экологической безопасности.
Брифинг.
Политическая глобалистика
1.Общая характеристика политической глобалистики. Понятие «глобальные проблемы современности». Критерии глобальных проблем. Политическая глобалистика как научная дисциплина. Пределы развития человечества, способствующие возникновению глобальных проблем. Политическая экология. Планетарные проблемы как фактор мирового политического развития. Экологическая безопасность в системе национальной безопасности.
2.Политические аспекты глобальных проблем современности. Классификация общечеловеческих проблем. Проблема сохранения мира. Проблема преодоления экономической отсталости многих развивающихся стран. «Демографический взрыв». Экологическая проблема.
3.Политические пути решения глобальных проблем. Направления политической стратегии решения глобальных проблем современности. Фактор технологической революции. Демократизация и гуманизация международных отношений. Новый международный политический порядок. Экологизация сознания человечества. Проблема сбалансированного развития.
Коллоквиум.
Политика глобальной безопасности
1. Методологические проблемы политической глобалистики. Понятие «глобальная безопасность». Политические формы и средства адаптации отдельных обществ и цивилизации в целом к императивам выживания. Механизмы, методы и направления регулирования взаимозависимостей, определяющих безопасность глобальной системы и ее различных структур.
2. Экологическая безопасность в системе глобальной безопасности. Политические аспекты глобального взаимодействия общества и природы. Предмет политической экологии. Содержание и структура экологической безопасности. Экологическая политика: цели и приоритеты. Экологический кризис и экологическая политика в России. Экологическая политика и экономический рост. Экополитика и модели развития. Проблемы обеспечения экологической безопасности.
Контрольно-оценочный блок.
Контрольный тест .
Укажите, какие из приведенных ниже понятий и определений соответствуют друг другу:
Понятия:
а) экологическая безопасность;
б) цивилизационный сдвиг;
в) глобальные проблемы современности;
г) международный политический порядок;
д) политическая экология;
е) политическая глобалистика;
ж) политическая стратегия решения глобальных проблем;
з) пределы развития человечества.
Определения:
1) определенная структура, строй международных политических отношений, оформленный (или неоформленный) в системе соответствующих принципов и норм международного права, международных договоров и соглашений;
2) переход к цивилизации нового типа, качественно отличающейся от современной цивилизации;
3) одна из составляющих национальной безопасности;
4) наука, объектом изучения которой выступают политические методы и способы разрешения планетарного противоречия между обществом и окружающей средой;
5) научное направление, изучающее глобальные проблемы современности под политологическим углом зрения;
6) ограничения (внутренние и внешние) развития человеческого сообщества;
7) проблемы, затрагивающие в той или иной мере жизненные интересы всего человечества, всех государств и народов, каждого отдельного жителя нашей планеты;
8) система политических средств и методов решения глобальных проблем современности.
Контрольные вопросы:
1. Критерии и характерные черты глобальных проблем современности.
2. Предмет политической глобалистики.
3. Внутренние и внешние пределы развития человечества.
4. Глобальное управление как мировая проблема.
5. Экополитика и модели развития.
Темы рефератов.
1. Экология в системе социальных и политических приоритетов.
2. Проблемы обеспечения экологической безопасности.
3. Теория катастроф и глобальные проблемы современности.
4. Международная безопасность и глобальный политический процесс.
5. Проблемы устойчивого развития.
Итоговый тест по курсу
«политология»
1. Согласно идеологии консерватизма, ...
а) «Равенство — это не только юридическое, но и политическое понятие, которое надо внедрить и в социальную сферу»;
б) «Способность человека к справедливости делает возможной демократию. Но его склонность к несправедливости делает ее необходимой»;
в) «Только государство понимает, что есть общее благо, и только оно способно осуществить его»;
г) «Равенство — это один из необходимых элементов общества, в то время как свобода — это и средство, а в некотором смысле и цель в себе».
2. Разновидность политической идеологии, отстаивающей исключительность и гегемонию этнической группы и опирающейся для ее достижения на террор и агрессию.
а) фашизм;
б) национализм;
в) расизм;
г) феминизм.
3. Система разного уровня благ, власти и престижа...
а) социальная мобильность;
б) аномия;
в) каста;
г) социальная стратификация.
4. Стремление к обособлению, проявляющееся, как правило, у национальных меньшинств в многонациональных государствах и направленное на создание самостоятельных государств или национально-государственных автономий...
а) сепаратизм;
б) изоляционизм;
в) либертаризм;
г) лоббизм.
5. Пограничными социальными общностями являются...
а) элитные группы;
б) «золотые воротнички»;
в) маргиналы;
г) «синие воротнички».
6. В различных политических учениях — форма государства, где властвуют немногие лучшие...
а) олигархия;
б) меритократия;
в) медиакратия;
г) аристократия.
7. Соглашение на основе взаимных уступок...
а) консенсус;
б) фрустрация;
в) инцидент;
г) компромисс.
8. Назовите страну, в которой формой правления является президентская республика...
а) Франция;
б) США;
в) Марокко;
г) Нидерланды.
9. Назовите страну с унитарным государственным устройством...
а) Канада;
б) Италия;
в) Германия;
г) Бразилия.
10. Какого русского мыслителя С.Л. Франк назвал «революционером в услужении реакции»?
а) Н.Я. Данилевского;
б) М.Н. Каткова;
в) К.П. Победоносцева;
г) К.Н. Леонтьева.
11. Период адаптации общества к новому демократическому механизму называется...
а) редемократизация;
б) вестернизация;
в) модернизация;
г) консолидация демократии.
12. Автором концепции «третьей волны демократизации» является...
а) Ф. Шмиттер;
б) Г. О’Доннелл;
в) С. Хантингтон;
г) Р. Даль.
13. Кто впервые в истории политической мысли сформулировал и обосновал понятие суверенитета как абсолютную и постоянную власть над гражданами и подданными, не связанную никакими законами, кроме справедливых законов Бога и природы?
а) Г. Гроций;
б) Н. Макиавелли;
в) Ж. Боден;
г) Т. Гоббс.
14. Разновидность политической идеологии, предполагающей устройство общества на основе принципов коллективизма, равенства, справедливости, удовлетворения всех потребностей индивида, называется...
а) анархизм;
б) консерватизм;
в) коммунизм;
г) либерализм.
15. Какой из перечисленных методов политология использует для изучения политического поведения личности или групп?
а) антропологический;
б) структурно-функциональный;
в) психологический;
г) бихевиористский.
16. Какая дисциплина изучает влияние гражданского общества на распределение власти?
а) политическая география;
б) политическая социология;
в) политическая философия;
г) политическая антропология.
17. «История человечества — это история постоянной смены элит; одни возвышаются, другие приходят в упадок», — утверждал...
а) Г. Моска;
б) М. Вебер;
в) В. Парето;
г) Р. Михельс.
18. «Государь, действуя грубой силой, подобно животным, должен сочетать в себе качества льва и лисицы», — считал...
а) Дж. Локк;
б) Н. Макиавелли;
в) Ф. Аквинский;
г) Ж. Боден.
19. Политический порядок, предполагающий «относительно высокую терпимость к оппозиции ... и относительно широкие возможности участвовать во влиянии на поведение правительства и даже в смещении мирным путем различных официальных лиц», называется...
а) тоталитаризм;
б) делегативная демократия;
в) авторитаризм;
г) полиархия.
20. Способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в их формировании, — это...
а) форма государственного устройства;
б) политический режим;
в) тип легитимного господства;
г) форма правления.
21. Какой тип политической культуры (согласно классификации Г. Ал-монда и С. Вербы) ориентируется на местные ценности (ценности племени, клана, рода)?
а) подданнический;
б) патриархальный;
в) фрагментарный;
г) активистский.
22. Автором теории рациональной бюрократии является...
а) И. Кант;
б) Цицерон;
в) В. Парето;
г) М. Вебер.
23. Какой метод политологии основывается на анализе официальных структур и формальных правил принятия решений?
а) системный;
б) социологический;
в) бихевиористский;
г) институциональный.
24. Кому принадлежит следующее утверждение: «Политическая власть, в собственном смысле слова, это — организованное насилие одного класса для подавления другого»?
а) М. Веберу;
б) Ч. Мерриаму;
в) М. Крозье;
г) В.И. Ленину.
25. Какое социально-политическое течение провозглашает своей целью уничтожение государства и замену любых форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан?
а) эгалитаризм;
б) анархизм;
в) национализм;
г) социал-демократизм.
26. Какое из приведенных высказываний характерно для либеральной идеологии?
а) «Избыток демократии равнозначен дефициту управляемости»;
б) «Солидарность есть взаимодействие всех людей ради достижения свободы и справедливости»;
в) «Верховный государственный орган можно сравнить не с головой, увенчивающей общество, а с шляпой, которую можно безболезненно сменить»;
г) «Государство — это то, без чего невозможно осуществить ни порядок, ни справедливость, ни внешнюю безопасность, ни внутреннюю солидарность».
27. Кто из политических мыслителей назвал свою работу именем библейского мифического существа, отождествив его с государством?
а) Аристотель;
б) А. де Токвиль;
в) Т. Гоббс;
г) Ш. Монтескье.
28. Наука о власти называется...
а) партологией;
б) бихевиоризмом;
в) кратологией;
г) идеократией.
29. Бихевиористские концепции власти анализируют...
а) системную природу власти;
б) бессознательные мотивы, влияющие на властные решения;
в) ролевые отношения в процессе осуществления власти;
г) поведенческие аспекты властных отношений.
30. Власть, основанная на воздействии средств массовой информации, называется...
а) геронтократией;
б) охлократией;
в) плутократией;
г) медиакратией.
31. Как называют прямые и косвенные проявления общественного инакомыслия и недовольства существующим режимом?
а) относительная депривация;
б) аномия;
в) оппозиция;
г) фракция.
32. Терпимость к чужому мнению называется...
а) компромиссом;
б) плюрализмом;
в) толерантностью;
г) консенсусом.
33. Форма уклонения избирателей от участия в голосовании — это...
а) пацифизм;
б) анархизм;
в) популизм;
г) абсентеизм.
34. В какой из названных стран формой правления является президентско-парламентская республика?
а) Великобритания;
б) Франция;
в) Германия;
г) Япония.
35. Участие, основанное на принуждении и направленное исключительно на поддержку политической системы, называется...
а) автономным;
б) конвенциональным;
в) мобилизационным;
г) электоральным.
36. Целенаправленное воздействие групп интересов на органы власти с целью реализации специфических интересов есть ничто иное как...
а) корпоративизм;
б) коммунитаризм;
в) лоббизм;
г) этакратизм.
37. К какому виду мобильности относятся социальные перемещения, не связанные с изменением социального статуса?
а) вертикальная мобильность;
б) внутрипоколенческая мобильность;
в) горизонтальная мобильность;
г) статусная несовместимость.
38. Какая дисциплина изучает примитивные формы политической организации?
а) прикладная политология;
б) политическая антропология;
в) политическая история;
г) политическая психология.
39. Что понимается под категорией политическая власть в правовом государстве?
а) использование элитой своих преимуществ;
б) умение навязать свою волю другому;
в) управление сильных слабыми;
г) делегирование обществом государству политических полномочий.
40. Конвенциональное участие в политике — это...
а) один из типов легитимного господства,
б) явление, характерное для традиционного общества;
в) легальное, регламентированное законом участие;
г) стиль политического лидерства.
41. Субъекты этнополитических конфликтов — это...
а) социальные группы;
б) государства;
в) этнические общности и этносоциальные организации;
г) международные организации.
42. Современный полицентризм в международных отношениях характеризуется...
а) биполярностью мира;
б) усилением власти сверхдержав;
в) хаосом и дезинтеграцией в международных отношениях;
г) ростом взаимовлияния разных субъектов геополитики.
43. Под «легитимностью власти» в политологии понимается...
а) передача власти от одного ее субъекта другому;
б) навязывание взглядов, политических установок одним субъектом другому;
в) проявление готовности граждан подчиняться воле руководителей, признание значительности их власти;
г) характер политического лидерства.
44. Какой из перечисленных принципов соответствует плюралистической концепции демократии?
а) идея автономии личности и ее первичности по отношению к народу и его воле;
б) преимущественно негативное понимание индивидуальной свободы;
в) соперничество и баланс групповых интересов как социальной основы демократической власти;
г) ограничение компетенции и сферы деятельности государства преимущественно охраной общественного порядка, безопасности граждан и социального мира.
45. Что такое геополитика?
а) часть политической системы;
б) один из методов политологического исследования;
в) политическая концепция, использующая экологический императив в глобальных международных процессах;
г) политическая концепция международных отношений государств или блоков государств.
46. Согласно аналитическим выводам в рамках теории « баланса силы », переход от биполярной модели миропорядка к многополярной означает...
а) меньшую степень безопасности для большинства стран мира;
б) обеспечение большей безопасности для малых и слабых государств со стороны ядерных держав;
в) снижение угрозы распространения ядерного оружия;
г) меньшую вероятность угрозы применения силы со стороны ядерных держав.
47. Что должно предпринять человечество для своего выживания?
а) отказаться от техногенной цивилизации;
б) освоить космос;
в) возродить религиозные нормы и традиции;
г) решить глобальные проблемы.
48. Согласно теории правового государства,..
а) разрешено только то, что не запрещено законом;
б) государство должно быть ограничено законом;
в) запрещено все, что не разрешено законом;
г) все государственные органы могут судить о том, является ли человек преступником или нет.
49. Как называется политическая концепция, сторонником которой был М.А. Бакунин?
а) консерватизм;
б) либерализм;
в) анархизм;
г) национализм.
50. Автором «железного закона олигархических тенденций» является...
а) М. Дюверже;
б) Д. Истон;
в) М. Острогорский;
г) Р. Михельс.
Заключение. Методические. рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная работа студентов – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками по профилю изучаемой дисциплины, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровней.
Самостоятельная работа является обязательной для каждого студента, а ее объем определяется учебным планом. При определении содержания самостоятельной работы следует учитывать уровень самостоятельности студентов и требования к уровню самостоятельности выпускников для того, чтобы за период обучения искомый уровень был достигнут.
Самостоятельная работа выполняет важные функции:
1. способствует усвоению знаний, формированию профессиональных умений и навыков, обеспечивает формирование профессиональной компетенции будущего специалиста;
2. воспитывает потребность в самообразовании, максимально развивает познавательные и творческие способности личности;
3. побуждает к научно-исследовательской работе.
Самостоятельная работа студентов (СРС) включает следующие виды самостоятельной деятельности:
1. самостоятельное выполнение заданий на лабораторных и практических занятиях;
2. проработку учебного материала в соответствии с графиком самостоятельной работы (по конспектам, учебной и научной литературе);
3. написание рефератов, докладов, рецензий, обзора литературы и других видов письменных работ;
4. выполнение переводов с иностранных языков;
5. выполнение учебно-исследовательской (на младших курсах) и научно-исследовательской (на старших курсах) работы;
6. выполнение различных видов самостоятельной работы во время учебных и производственных практик;
7. другие виды самостоятельной работы, специальные для конкретной учебной дисциплины и специализации.
Для организации самостоятельной работы необходимы следующие условия:
1. готовность студентов к самостоятельному труду;
2. мотивация получения знаний;
3. наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала;
4. система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;
5. консультационная помощь преподавателя.
Формы самостоятельной работы определяются содержанием учебной дисциплины, степенью подготовленности студентов. Они могут быть тесно связаны с теоретическими курсами, иметь ярко выраженный учебный, учебно-исследовательский характер.
Планирование СРС осуществляется на основе определения научно-обоснованных нормативов времени на выполнение всех видов учебных заданий по каждой дисциплине.
График СРС включает обязательные и рекомендуемые самостоятельные работы.
Объем планового времени на самостоятельную внеаудиторную работу определяется на основе учета общего лимита времени, но не выходящего за рамки 54-часовой учебной недели, включающей аудиторные и внеаудиторные виды учебной работы.
Для студентов, перешедших на индивидуальный план, составляется индивидуальный график самостоятельной работы.
Руководство разработкой и составление графиков СРС осуществляют ответственные исполнители из числа преподавателей кафедр.
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии со следующими рекомендуемыми ее видами:
для овладения знаниями:
- чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);
- составление плана текста;
- графическое изображение структуры текста;
- конспектирование текста;
- выписки из текста;
- работа со словарями и справочниками: ознакомление с нормативными документами;
- учебно-исследовательская работа;
- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.;
для закрепления и систематизации знаний:
- работа с конспектом лекции;
- работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей);
- составление плана и тезисов ответа;
- составление таблиц для систематизации учебного материала;
- изучение нормативных материалов;
- ответы на контрольные вопросы;
- аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.);
- подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре, конференции;
- подготовка рефератов, докладов: составление библиографии, тематических кроссвордов и др.;
для формирования умений:
- решение задач и упражнений по образцу;
- решение вариативных задач и упражнений;
- решение ситуационных (профессиональных) задач;
- подготовка к деловым играм;
- проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности;
- подготовка курсовых и дипломных работ (проектов);
- опытно-экспериментальная работа;
Графики СРС утверждаются заведующими кафедрой.
Контроль выполнения графиков СРС осуществляется преподавателями конкретных учебных дисциплин.
Методика организации самостоятельной работы зависит от структуры, характера и особенностей изучаемой дисциплины, объема часов, отведенных на ее изучение, вида заданий для самостоятельной работы, индивидуальных качеств студентов и условий учебной деятельности.
Процесс организации самостоятельной работы включает в себя следующие этапы:
- подготовительный (определение целей, составление программы, подготовка методического обеспечения, подготовка оборудования);
- основной (реализация программы, использование приемов поиска информации, усвоения, переработки, применения, передачи знаний, фиксирование результатов, самоорганизация процесса работы);
- заключительный (оценка значимости и анализ результатов, их систематизация, оценка эффективности программы и приемов работы, выводы о направлениях оптимизации труда).
Преподаватели:
- знакомят студентов с системой форм и методов обучения в вузе, научной организацией труда, методикой самостоятельной работы, критериями оценки качества выполняемой самостоятельной работы;
- информируют студентов о целях, средствах, трудоемкости, сроках выполнения, формах контроля самостоятельной работы;
- формируют умения для поиска оптимальных вариантов ответов, расчетов, решений, навыки научного исследования;
- развивают навыки работы с учебниками и научной литературой;
- проводят групповые и индивидуальные консультации по организации самостоятельной работы;
- осуществляют систематический контроль выполнения студентами графиков самостоятельной работы;
- проводят анализ и дают оценку выполненной самостоятельной работы.
Факультет обеспечивает учебно-методическую и материально-техническую базу для организации самостоятельной работы, предусмотренную учебными программами по дисциплинам.
Библиотека вуза и факультета обеспечивает:
- учебный процесс необходимой литературой и информацией (комплектуют библиотечный фонд учебной, методической, научной, периодической, справочной и художественной литературой в соответствии с учебными планами и учебными (рабочими) программами дисциплин, в том числе на электронных носителях);
- доступ к основным информационным образовательным ресурсам, информационной базе данных, в том числе библиографической, возможность выхода в Интернет.
Кафедры:
- организуют работу по комплектованию кафедр научной и учебной литературой, периодическими изданиями, учебными материалами и пособиями, необходимой техникой;
- обеспечивают доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала;
- предоставляют студентам сведения о наличии учебно-методической литературы, современных программ;
- разрабатывают:
• учебно-методические комплексы дисциплин, учебные (рабочие) программы дисциплин, пособия, материалы, учебники, как в печатном, так и в электронном варианте, в соответствии с ФГОС ВПО;
• методические рекомендации, пособия по организации самостоятельной работы;
• системы заданий для самостоятельной работы;
• темы рефератов и докладов;
• темы курсовых работ и проектов, методических рекомендаций по их выполнению;
• темы квалификационных работ и методических рекомендаций по их выполнению;
• вопросы к экзаменам и зачетам;
• образцы оформления индивидуальных заданий;
• инструкции и методические указания к выполнению лабораторных работ, семестровых заданий и т. д.
Психолого-педагогическая сущность мониторинга самостоятельной работы выражается в организации и корректировке учебной деятельности студентов, в помощи при возникающих затруднениях.
Контроль СРС предусматривает:
1. соотнесение содержания контроля с целями обучения; объективность контроля;
2. валидность контроля (соответствие предъявляемых заданий тому, что предполагается проверить);
3. дифференциацию контрольно-измерительных материалов.
Формами контроля СРС в высшей школе являются:
1. текущий (оперативный) контроль;
2. рубежный (итоговый) контроль;
3. итоговый контроль;
4. самоконтроль.
Приемами контроля самостоятельной работы студентов являются:
1. устный контроль;
2. письменный контроль;
3. тестовый контроль.
Если по данной дисциплине в течение семестра кафедра осуществляет текущий оперативный контроль самостоятельной работы, то студенту предоставляется право выбора - принимать участие в текущем оперативном контроле самостоятельной работы в течение семестра или отчитываться по самостоятельной работе в ходе итогового контроля (на экзамене или зачете). Конкретные формы проверки итогов самостоятельной работы в ходе рубежного контроля устанавливаются кафедрой.
Студент, не участвующий в текущем оперативном контроле самостоятельной работы, не имеет права отказываться от участия в проверке остаточных знаний и контрольных работах, проводимых при аккредитации и лицензирования ООП ВПО.
Студент, не участвующий в текущем оперативном контроле самостоятельной работы, в соответствии с «Положением о промежуточной аттестации студентов ФГОУ ВПО» в процессе обучения допускается к итоговому экзамену (зачету) при условии выполнения им всех видов учебных заданий по практической части соответствующей дисциплины.
Важнейшую роль в руководстве самостоятельной работой студентов играют индивидуальные собеседования преподавателя и студента. Регулярные консультации обеспечивают устойчивую обратную связь с обучаемыми и позволяют, при необходимости, быстро проводить коррекцию в организации учебного процесса по отношению к отдельному студенту или к конкретной группе.
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:
1. уровень освоения учебного материала,
2. умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач,
3. полнота общеучебных представлений, знаний и умений по изучаемой теме, к которой относится данная самостоятельная работа,
4. обоснованность и четкость изложения ответа на поставленный по внеаудиторной самостоятельной работе вопрос,
5. оформление отчетного материала в соответствии с известными или заданными преподавателем требованиями, предъявляемыми к подобного рода материалам.
6. Студент, не представивший результаты своей внеаудиторной самостоятельной работы, к итоговой аттестации по учебной дисциплине не допускается.
Контроль знаний и выполнение СРС может проводиться:
1. по традиционной экзаменационно-зачетной системе;
2. по балльно-рейтинговой системе с экзаменами (см. «Положение о балльно-рейтинговой системе оценки качества учебной работы студентов с использованием модульной технологии обучения»);
3. по бессессионной БРС.
В каждой из этих систем возможен текущий контроль всех видов СРС, но более целесообразно использовать балльно-рейтинговые системы оценки успеваемости студента, когда результаты самостоятельной работы, выполненной в ходе семестра, органически учитываются при итоговой аттестации студента по дисциплине.
В высшем образовании рекомендованы и применяются следующие формы контроля СРС:
- проведение традиционного экзамена;
- проведение зачета;
- контрольные мероприятия в рамках балльно-рейтинговых систем;
- тестирование;
- проверка домашних заданий и контрольных работ;
- прослушивание доклада по самостоятельно изученной теме (возможен коллективный);
- защита реферата;
- защита комплекса лабораторных работ;
- защита курсовых проектов и курсовых работ;
- проверка переводов иностранных текстов;
- веерный экспресс-опрос.
Письменные самостоятельные работы оформляются в тетрадях для самостоятельных работ в соответствии с установленными требованиями к структуре и оформлению самостоятельных работ студентов либо на листах формата А4, А3, А2, А1 (курсовая работа, реферат, работа, содержащая технические рисунки и чертежи).
Оцениваться письменные самостоятельные работы могут по пятибалльной системе или в форме зачета и учитываются как показатели текущей успеваемости студентов и выставляются в графах на странице журнала учебных занятий группы соответствующей дисциплины.
По результатам выполненных работ преподаватель оформляет отчет по каждой группе, в котором производит анализ работ с указанием количества запланированных и количества выполненных работ, типичных ошибок, допущенных студентами в ходе выполнения работ, среднего балла, полученного студентами за выполнение работы. По завершении дисциплины отчет и выполненные СРС предоставляется преподавателем методисту кафедры (делопроизводителю).
Комплекты выполненных студентами самостоятельных работ вместе с отчетами хранятся на кафедрах в течение одного учебного года с момента их выполнения. По истечении указанного срока все самостоятельные работы, не представляющие для преподавателя интереса, списываются по акту.
Акты о списании работ готовит методист (делопроизводитель) кафедры и подписывает зав. кафедрой. Акты о списании работ хранятся на кафедрах.
Лучшие работы, представляющие учебно-методическую ценность, могут быть использованы в качестве учебных пособий и наглядных материалов в кабинетах и лабораториях кафедры.
Технологическая карта-табличное представление балльно-рейтинговой системы как оценочно-контрольной коммуникации преподавателя и студента:
Темы практикума | Посещение занятий-18 баллов | Конспект занятий-18 баллов | Выполнение практических заданий-36 баллов | Выполнение контрольных заданий-28 баллов |
Тема 1 Политология как наука и учебная дисциплина | 1 балл | 1 балл | 2 балла | 1 балл |
Тема 2. Идейные истоки политологии | 1 балл | 1 балл | 2 балла | 1 балл |
Тема 3. Русская политическая мысль XIX — начала XX века | 1 балл | 1 балл | 2 балла | 1 балл |
Тема 4. Политическая власть | 1 балл | 1 балл | 2 балла | 1 балл |
Тема 5. Социальные основы политики | 1 балл | 1 балл | 2 балла | 1 балл |
Тема 6. Социальные субъекты политической власти | 1 балл | 1 балл | 2 балла | 1 балл |
Тема 7. Политическая система общества | 1 балл | 1 балл | 2 балла | 1 балл |
Тема 8. Политические режимы | 1 балл | 1 балл | 2 балла | 1 балл |
Тема 9. Избирательные системы | 1 балл | 1 балл | 2 балла | 2 балла |
Тема 10. Государство как институт политической системы | 1 балл | 1 балл | 2 балла | 2 балла |
Тема 11. Политические партии, партийные системы, общественно-политические движения | 1 балл | 1 балл | 2 балла | 2 балла |
Тема 12. Политическая культура и социализация | 1 балл | 1 балл | 2 балла | 2 балла |
Тема 13. Политическое поведение и участие | 1 балл | 1 балл | 2 балла | 2 балла |
Тема 14. Современные политические идеологии | 1 балл | 1 балл | 2 балла | 2 балла |
Тема 15. Политическое развитие и модернизация | 1 балл | 1 балл | 2 балла | 2 балла |
Тема 16. Политические конфликты и кризисы | 1 балл | 1 балл | 2 балла | 2 балла |
Тема 17. Геополитика | 1 балл | 1 балл | 2 балла | 2 балла |
Тема 18. Политическая глобалистика | 1 балл | 1 балл | 2 балла | 2 балла |
Список рекомендуемой литературы.
33. Хелд, Д. Глобальные трансформации: политика, экономика и культура / Д. Хелд. – М.: Праксис, 2004. – 575 с.
Ресурсы INTERNET по дисциплине
Органы государственной власти РФ
Официальная Россия – сервер органов государственной власти РФ: http:// www.gov.ru
Президент РФ. Вопросы и ответы: http:// www. president. kremlin.ru
Администрация Президента РФ: http:// www. kremlin.ru
Правительство РФ. Пресс-центр: http:// www. government.gov.ru
Каталог интернет-ресурсов в регионах России: http:// www. region.gov.ru
Cовет Федерации Федерального Собрания РФ: http:// www. council.gov.ru
Государственная Дума Федерального Собрания РФ. Депутатский корпус. Информация о работе Госдумы. Законодательная деятельность: http:// www. duma.gov.ru
Министерство иностранных дел РФ (МИД): http:// www. mid.ru
Электоральные процессы
Центризбирком. Законодательство. Федеральные и региональные выборы. Обзоры электоральных событий: http:// www. fci.ru
Федеральный информационный центр. Результаты выборов. Опросы и прогнозы: http:// www. izbirkom.ru
Независимый институт выборов. Правовая экспертиза: http:// www. vibory.ru
Все о выборах: http:// www. elections.ru
Общественно-политические объединения
Демократическая партия России: http:// www. demparty.ru
Демократический союз. Архив с 1988 г. Газета «Свободное слово»: http:// www. ds.ru
Единая Россия: http:// www. edinros.ru
Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ): http:// www. kprf.ru
Яблоко: http:// www. yabloko.ru
Союз Правых Сил (СПС): http:// www. sps.ru
Либерально-демократическая партия России (ЛДПР): http:// www. ldpr.ru
Идущие вместе: http:// www. idushie.ru
CМИ в Интернете
Интерфакс: http:// www. interfax.ru
ИТАР-ТАСС: http:// www. itar-tass.com
РИА «Новости»: http:// www. RIAN.ru
Агентство «Reuters»: http:// www. reuters. com
Росбизнесконсалтинг: http:// www. rbc.ru
Агентство региональных новостей Regions. ru: http:// www. regions.ru
Информационное агентство северо-западного региона и Балтии «Росбалт»: http:// www. rosbalt.ru
Ежедневные газеты и периодические издания(электронные версии)
Аргументы и факты. Издательский дом: http:// www. aif.ru
Ведомости. Архив с 1999 (только зарегистрированным подписчикам): http:// www. vedomosti.ru
Время новостей. Полнотекстовые публикации материалов текущего выпуска и форумы по темам выпуска: http:// www. vremya.ru
Коммерсантъ: http:// www. kommersant.ru
Комсомольская правда: http:// www. kp.ru
Московский комсомолец. Полнотекстовые публикации текущего номера, приложения даются в анонсах: http:// www. mk.ru
Независимая газета. Архив с сентября 1999 г.: http:// www. ng.ru
Новая газета: http:// www. novayagazeta.ru
Сегодня. Архив за 2000 г.: http:// www. segodnya.ru
Труд: http:// www. trud.ru
Журналы (электронные версии)
Вопросы экономики: http:// www. vopreco.ru
Время Московских новостей. Архив за последние 10 дней: http:// www.vremyamn.ru
Исследовано в России. Электронный многопредметный научный журнал: http:// www. zhurnal.gpi.ru
Итоги: http:// www. itogi.ra
Карта. Российский правозащитный и исторический журнал: http:// www. hro.org/actions.ru
Коммерсантъ-власть: http:// www. commersant.ru
Мир России: http://www.socio.ru/wr/
Московские новости. Архив с 2001 г. Лента новостей: http:// www.mn.ru
Peter-Club.Русский либеральный журнал: http:// www. peter-club.spb.ru
Политические исследования (ПОЛИС). Научный и культурно-просветительский журнал: http://www.politstudies.ru
Политическая экспертиза (Политэкс) Научный журнал (СПб): http:// www. unipress.ru
Право и политика. Международный научный журнал: http:// www. law-and-politics.com
Профиль: http:// www. profil.ovc.ru
Российская газета. Ежедневное издание правительства РФ (официальный публикатор государственных документов). Архив с 1999 г.: http:// www.rg.ru
Российский бюллетень по правам человека. Журнал Института прав человека: http:// www. hrights.ru/text/b1/bul1.htm
Русский журнал: http://www.russ.ru
Социально-гуманитарные знания: http:// www.auditorium.ru/magazines/soc humen.shtml
Социологические исследования (СОЦИС): http://www.isras.rssi
Социологический журнал. Журнал Института социологии РАН; Новое поколение. Теоретический журнал Высшей школы экономики по социальным наукам: http://www. nir.ru/socio/scipubl/socjour.htm
Факт. Информационно-аналитический журнал: http:// www. fact.ru
Эксперт: http:// www. expert.ru
Эхо планеты. Общественно-политический журнал ИТАР-ТАСС: http:// www. explan.ru
Cетевые СМИ
Агентство политических новостей «АПН.ru»: http:// www. арn.ru
Агентство экономической информации «Прайм-ТАСС»: http:// www. prime-tass.ru
Газета СНГ: http:// www. gazetasng.ru:8101
Ежедневное информационное издание «Дни.ru»: http:// www. dni.ru
Интернет-газета «Вести»: http:// www. vesti.ru
Информационное агентство ФИНМАРКЕТ: http:// www. finmarket.ru
Информационно-политический канал «Полит.ru»: http:// www. рolit.ru
Информационный портал ИНТЕРТЭК: http:// www. intertek.ru
Национальная служба новостей: http:// www. nns.ru
Национальная информационная служба «Страна. ru»: http:// www. strana.ru
POSTFACTUM-универсальный сетевой информационный ресурс: http:// www. strana.ru
Сервер правовой информации: http:// www. pravopoliten.ru
Сетевые газеты: СМИ. ru и Вести. ru: http:// www. smi.ru и http:// www. postfactum.ru
Консалтинговые политологические центры и научные организации
Горбачев-фонд: http:// www. gorby.ru
Фонд эффективной политики (ФЭП): http:// www. feр.ru
ИНДЕМ: http:// www. indem.ru
Российская ассоциация политической науки: http:// www. raрn.ru
Cетевой экспертный канал: http:// www. vvр.ru
Международный центр: http:// www.ceip.ru
Московский центр Карнеги: http:// www.carnegie.ru
Московский научный общественный фонд: http:// www.mpsf.ru
Политическая экспертная система «Кремль.org»: http:// www. kreml.org
Центр стратегических разработок: http:// www.csr.ru
Социологические службы
Агентство РОМИР: http:// www.romir.ru
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ): http:// www.wciom.ru
Каталог научных социологических ресурсов: http:// www.cityline.ru
Фонд «Общественное мнение:» http:// www.fom.ru
Ежегодник «Общественное мнение в России»: http://www.monitoring.ru/press-center/news/
Библиотечные и информационно-аналитические ресурсы
Библиотека Московского Государственного Университета (МГУ): http:// www.msu.ru
Библиотека издательства «Вагриус»: http:// www. vagrius.com
Геополитическая библиотека (Минск): http:// www. europa.ehu.by/geolibrary.htm
Госкомстат РФ: http:// www. gks.ru
Государственная публичная историческая библиотека: http:// www. shml.ru
Российская Государственная Библиотека (РГБ): http:// www.rsl.ru
Национальная электронная библиотека: http:// www.nel.nns.ru
Каталог интеллектуальных ресурсов: http:// www.rusmarket.ru
Политологическая библиотека М.Н. Грачева: http:// www.Grachev 62. narod.ru
Политология. Геополитика. Глобальные проблемы современности. Политическая идеология. http://www.political-science.ru
Проект «Российская власть»: http:// www. vlast.rambler.ru
Библиотека публикаций московского центра Карнеги: http://pubs.carnegie.ru (журнал «Pro et Contra» и др.)
Библиографическая поисковая система «Букинист»: http:// www.bukinist.agava.ru
Библиотека Гумер-Политология- http://www.gumer.info.
ИНИОН: http:// www.inion.ru
Издательский торговый дом «КноРус»: http:// www.book.ru
Институт изучения постиндустриального общества: http://www.postindustrial. ru/
Институт проблем глобализации. Интернет-журнал «Глобальная альтернатива»: http://www. aglob.ru/
«Международный центр информации по этнокультурному разнообразию»: http://www. edrc.rо/
Предметно-ориентированная логическая библиотечная сеть: http:// www.libweb.ru
Российская сеть информационного общества: www.isn.ru
Российский независимый институт социальных и национальных проблем: http:www.riisnp.ru/
Сайт «Законотворчество»: http:// www. legislative.ru
Соционет: информационное пространство по общественным наукам: http://www.socionet.ru/
Университетская информационная система «Россия»: http:// www.cir.ru
Современная российская социология в сети: http://socnet.narod.ru/library/authors/
Открытое общество Дж. Сороса. Проекты. Пресс-центр: http://www.soros.novgorod.ru
Экономика России. XXI век. Аналитические и обзорные материалы: http:// www. ruseconomy.ru
Электронная библиотека сети «Право» (интернет-ресурсы): http:// www.russianlaw.net/law/netlaw/Resurs.htm
Электронная публичная библиотека: http:// www. publik.ru
Дата: 2019-04-23, просмотров: 280.