деятельностно-коммуникативный блок
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Коллоквиум.
Политика глобальной безопасности: цели и приоритеты

1. Понятие «глобальная безопасность». Современная глобалистика и проблемы перестройки системы международных отношений. Глобальное управление как мировая проблема. Политические формы и средства адаптации отдельных обществ и цивилизации в целом к императивам выживания. Механизмы, методы, направле­ния регулирования взаимозависимостей, определяющих безопасность глобальной системы и ее различных структур.

2. Экологическая безопасность в системе глобальной безопас­ности. Содержание и структура экологической безопасности. Поли­тические аспекты взаимодействия общества и природы. Экологи­ческая политика и экологическое воспитание. Экополитика и моде­ли развития. Экологический кризис и экологическая политика в России. Проблемы обеспечения экологической безопасности.

Брифинг.
Политическая глобалистика

1.Общая характеристика политической глобалистики. Понятие «гло­бальные проблемы современности». Критерии глобальных проблем. По­литическая глобалистика как научная дисциплина. Пределы развития че­ловечества, способствующие возникновению глобальных проблем. Поли­тическая экология. Планетарные проблемы как фактор мирового полити­ческого развития. Экологическая безопасность в системе национальной безопасности.

2.Политические аспекты глобальных проблем современности. Класси­фикация общечеловеческих проблем. Проблема сохранения мира. Про­блема преодоления экономической отсталости многих развивающихся стран. «Демографический взрыв». Экологическая проблема.

3.Политические пути решения глобальных проблем. Направления по­литической стратегии решения глобальных проблем современности. Фактор технологической революции. Демократизация и гуманизация международных отношений. Новый международный политический порядок. Экологизация со­знания человечества. Проблема сбалансированного развития.

Коллоквиум.
Политика глобальной безопасности

1. Методологические проблемы политической глобалистики. Поня­тие «глобальная безопасность». Политические формы и средства адаптации отдельных обществ и цивилизации в целом к императивам выживания. Механизмы, методы и направления регулирования взаимозависимостей, оп­ределяющих безопасность глобальной системы и ее различных структур.

2. Экологическая безопасность в системе глобальной безопасности. Политические аспекты глобального взаимодействия общества и природы. Предмет политической экологии. Содержание и структура экологической безопасности. Экологическая политика: цели и приоритеты. Экологичес­кий кризис и экологическая политика в России. Экологическая политика и экономический рост. Экополитика и модели развития. Проблемы обес­печения экологической безопасности.




Контрольно-оценочный блок.

Контрольный тест .

Укажите, какие из приведенных ниже понятий и определений соответствуют друг другу:


Понятия:

а) экологическая безопасность;

б) цивилизационный сдвиг;

в) глобальные пробле­мы современности;

г) международный по­литический порядок;

д) политическая эколо­гия;

е) политическая глоба­листика;

ж) политическая стра­тегия решения гло­бальных проблем;

з) пределы развития че­ловечества.

Определения:

1) определенная структура, строй международ­ных политических отношений, оформлен­ный (или неоформленный) в системе соот­ветствующих принципов и норм междуна­родного права, международных договоров и соглашений;

2) переход к цивилизации нового типа, качест­венно отличающейся от современной циви­лизации;

3) одна из составляющих национальной без­опасности;

4) наука, объектом изучения которой выступа­ют политические методы и способы разре­шения планетарного противоречия между обществом и окружающей средой;

5) научное направление, изучающее глобаль­ные проблемы современности под полито­логическим углом зрения;

6) ограничения (внутренние и внешние) разви­тия человеческого сообщества;

7) проблемы, затрагивающие в той или иной мере жизненные интересы всего человече­ства, всех государств и народов, каждого отдельного жителя нашей планеты;

8) система политических средств и методов решения глобальных проблем современ­ности.

Контрольные вопросы:

1. Критерии и характерные черты глобальных проблем современности.

2. Предмет политической глобалистики.

3. Внутренние и внешние пределы развития человечества.

4. Глобальное управление как мировая проблема.

5. Экополитика и модели развития.


Темы рефератов.

1. Экология в системе социальных и политических приоритетов.

2. Проблемы обеспечения экологической безопасности.

3. Теория катастроф и глобальные проблемы современности.

4. Международная безопасность и глобальный политический процесс.

5. Проблемы устойчивого развития.


Итоговый тест по курсу
«политология»

1. Согласно идеологии консерватизма, ...

а) «Равенство — это не только юридическое, но и политическое понятие, которое надо внедрить и в социальную сферу»;

б) «Способность человека к справедливости делает возможной демокра­тию. Но его склонность к несправедливости делает ее необходимой»;

в) «Только государство понимает, что есть общее благо, и только оно спо­собно осуществить его»;

г) «Равенство — это один из необходимых элементов общества, в то время как свобода — это и средство, а в некотором смысле и цель в себе».

2. Разновидность политической идеологии, отстаивающей исключи­тельность и гегемонию этнической группы и опирающейся для ее до­стижения на террор и агрессию.

а) фашизм;

б) национализм;

в) расизм;

г) феминизм.

3. Система разного уровня благ, власти и престижа...

а) социальная мобильность;

б) аномия;

в) каста;

г) социальная стратификация.

4. Стремление к обособлению, проявляющееся, как правило, у нацио­нальных меньшинств в многонациональных государствах и направлен­ное на создание самостоятельных государств или национально-госу­дарственных автономий...

а) сепаратизм;

б) изоляционизм;

в) либертаризм;

г) лоббизм.

5. Пограничными социальными общностями являются...

а) элитные группы;

б) «золотые воротнички»;

в) маргиналы;

г) «синие воротнички».

6. В различных политических учениях — форма государства, где вла­ствуют немногие лучшие...

а) олигархия;

б) меритократия;

в) медиакратия;

г) аристократия.

7. Соглашение на основе взаимных уступок...

а) консенсус;

б) фрустрация;

в) инцидент;

г) компромисс.

8. Назовите страну, в которой формой правления является президент­ская республика...

а) Франция;

б) США;

в) Марокко;

г) Нидерланды.

9. Назовите страну с унитарным государственным устройством...

а) Канада;

б) Италия;

в) Германия;

г) Бразилия.

10. Какого русского мыслителя С.Л. Франк назвал «революционером в услужении реакции»?

а) Н.Я. Данилевского;

б) М.Н. Каткова;

в) К.П. Победоносцева;

г) К.Н. Леонтьева.

11. Период адаптации общества к новому демократическому механизму называется...

а) редемократизация;

б) вестернизация;

в) модернизация;

г) консолидация демократии.

12. Автором концепции «третьей волны демократизации» является...

а) Ф. Шмиттер;

б) Г. О’Доннелл;

в) С. Хантингтон;

г) Р. Даль.

13. Кто впервые в истории политической мысли сформулировал и обо­сновал понятие суверенитета как абсолютную и постоянную власть над гражданами и подданными, не связанную никакими законами, кроме справедливых законов Бога и природы?

а) Г. Гроций;

б) Н. Макиавелли;

в) Ж. Боден;

г) Т. Гоббс.

14. Разновидность политической идеологии, предполагающей устрой­ство общества на основе принципов коллективизма, равенства, спра­ведливости, удовлетворения всех потребностей индивида, называется...

а) анархизм;

б) консерватизм;

в) коммунизм;

г) либерализм.

15. Какой из перечисленных методов политология использует для изу­чения политического поведения личности или групп?

а) антропологический;

б) структурно-функциональный;

в) психологический;

г) бихевиористский.

16. Какая дисциплина изучает влияние гражданского общества на рас­пределение власти?

а) политическая география;

б) политическая социология;

в) политическая философия;

г) политическая антропология.

17. «История человечества — это история постоянной смены элит; одни возвышаются, другие приходят в упадок», — утверждал...

а) Г. Моска;

б) М. Вебер;

в) В. Парето;

г) Р. Михельс.

18.  «Государь, действуя грубой силой, подобно животным, должен со­четать в себе качества льва и лисицы», — считал...

а) Дж. Локк;

б) Н. Макиавелли;

в) Ф. Аквинский;

г) Ж. Боден.

19. Политический порядок, предполагающий «относительно высокую терпимость к оппозиции ... и относительно широкие возможности уча­ствовать во влиянии на поведение правительства и даже в смещении мирным путем различных официальных лиц», называется...

а) тоталитаризм;

б) делегативная демократия;

в) авторитаризм;

г) полиархия.

 

20. Способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в их форми­ровании, — это...

а) форма государственного устройства;

б) политический режим;

в) тип легитимного господства;

г) форма правления.

21. Какой тип политической культуры (согласно классификации Г. Ал-монда и С. Вербы) ориентируется на местные ценности (ценности пле­мени, клана, рода)?

а) подданнический;

б) патриархальный;

в) фрагментарный;

г) активистский.

22. Автором теории рациональной бюрократии является...

а) И. Кант;

б) Цицерон;

в) В. Парето;

г) М. Вебер.

23. Какой метод политологии основывается на анализе официальных структур и формальных правил принятия решений?

а) системный;

б) социологический;

в) бихевиористский;

г) институциональный.

24. Кому принадлежит следующее утверждение: «Политическая власть, в собственном смысле слова, это — организованное насилие одного класса для подавления другого»?

а) М. Веберу;

б) Ч. Мерриаму;

в) М. Крозье;

г) В.И. Ленину.

25. Какое социально-политическое течение провозглашает своей целью уничтожение государства и замену любых форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан?

а) эгалитаризм;

б) анархизм;

в) национализм;

г) социал-демократизм.

26. Какое из приведенных высказываний характерно для либеральной идеологии?

а) «Избыток демократии равнозначен дефициту управляемости»;

б) «Солидарность есть взаимодействие всех людей ради достижения сво­боды и справедливости»;

в) «Верховный государственный орган можно сравнить не с головой, увенчивающей общество, а с шляпой, которую можно безболезненно сменить»;

г) «Государство — это то, без чего невозможно осуществить ни порядок, ни справедливость, ни внешнюю безопасность, ни внутреннюю соли­дарность».

27. Кто из политических мыслителей назвал свою работу именем библейского мифического существа, отождествив его с государст­вом?

а) Аристотель;

б) А. де Токвиль;

в) Т. Гоббс;

г) Ш. Монтескье.

28. Наука о власти называется...

а) партологией;

б) бихевиоризмом;

в) кратологией;

г) идеократией.

29. Бихевиористские концепции власти анализируют...

а) системную природу власти;

б) бессознательные мотивы, влияющие на властные решения;

в) ролевые отношения в процессе осуществления власти;

г) поведенческие аспекты властных отношений.

30. Власть, основанная на воздействии средств массовой информации, называется...

а) геронтократией;

б) охлократией;

в) плутократией;

г) медиакратией.

31. Как называют прямые и косвенные проявления общественного инакомыслия и недовольства существующим режимом?

а) относительная депривация;

б) аномия;

в) оппозиция;

г) фракция.

32. Терпимость к чужому мнению называется...

а) компромиссом;

б) плюрализмом;

в) толерантностью;

г) консенсусом.

33. Форма уклонения избирателей от участия в голосовании — это...

а) пацифизм;

б) анархизм;

в) популизм;

г) абсентеизм.

34. В какой из названных стран формой правления является президентско-парламентская республика?

а) Великобритания;

б) Франция;

в) Германия;

г) Япония.

35. Участие, основанное на принуждении и направленное исключитель­но на поддержку политической системы, называется...

а) автономным;

б) конвенциональным;

в) мобилизационным;

г) электоральным.

36. Целенаправленное воздействие групп интересов на органы власти с целью реализации специфических интересов есть ничто иное как...

а) корпоративизм;

б) коммунитаризм;

в) лоббизм;

г) этакратизм.

37. К какому виду мобильности относятся социальные перемещения, не связанные с изменением социального статуса?

а) вертикальная мобильность;

б) внутрипоколенческая мобильность;

в) горизонтальная мобильность;

г) статусная несовместимость.

38. Какая дисциплина изучает примитивные формы политической ор­ганизации?

а) прикладная политология;

б) политическая антропология;

в) политическая история;

г) политическая психология.

39. Что понимается под категорией политическая власть в правовом го­сударстве?

а) использование элитой своих преимуществ;

б) умение навязать свою волю другому;

в) управление сильных слабыми;

г) делегирование обществом государству политических полномочий.

40. Конвенциональное участие в политике — это...

а) один из типов легитимного господства,

б) явление, характерное для традиционного общества;

в) легальное, регламентированное законом участие;

г) стиль политического лидерства.

41. Субъекты этнополитических конфликтов — это...

а) социальные группы;

б) государства;

в) этнические общности и этносоциальные организации;

г) международные организации.

42. Современный полицентризм в международных отношениях харак­теризуется...

а) биполярностью мира;

б) усилением власти сверхдержав;

в) хаосом и дезинтеграцией в международных отношениях;

г) ростом взаимовлияния разных субъектов геополитики.

43. Под «легитимностью власти» в политологии понимается...

а) передача власти от одного ее субъекта другому;

б) навязывание взглядов, политических установок одним субъектом дру­гому;

в) проявление готовности граждан подчиняться воле руководителей, при­знание значительности их власти;

г) характер политического лидерства.

44. Какой из перечисленных принципов соответствует плюралистичес­кой концепции демократии?

а) идея автономии личности и ее первичности по отношению к народу и его воле;

б) преимущественно негативное понимание индивидуальной свободы;

в) соперничество и баланс групповых интересов как социальной основы демократической власти;

г) ограничение компетенции и сферы деятельности государства преиму­щественно охраной общественного порядка, безопасности граждан и социального мира.

45. Что такое геополитика?

а) часть политической системы;

б) один из методов политологического исследования;

в) политическая концепция, использующая экологический императив в глобальных международных процессах;

г) политическая концепция международных отношений государств или блоков государств.

46. Согласно аналитическим выводам в рамках теории « баланса силы », переход от биполярной модели миропорядка к многополярной озна­чает...

а) меньшую степень безопасности для большинства стран мира;

б) обеспечение большей безопасности для малых и слабых государств со стороны ядерных держав;

в) снижение угрозы распространения ядерного оружия;

г) меньшую вероятность угрозы применения силы со стороны ядерных держав.

47. Что должно предпринять человечество для своего выживания?

а) отказаться от техногенной цивилизации;

б) освоить космос;

в) возродить религиозные нормы и традиции;

г) решить глобальные проблемы.

48. Согласно теории правового государства,..

а) разрешено только то, что не запрещено законом;

б) государство должно быть ограничено законом;

в) запрещено все, что не разрешено законом;

г) все государственные органы могут судить о том, является ли человек преступником или нет.

49. Как называется политическая концепция, сторонником кото­рой был М.А. Бакунин?

а) консерватизм;

б) либерализм;

в) анархизм;

г) национализм.

50. Автором «железного закона олигархических тенденций» яв­ляется...

а) М. Дюверже;

б) Д. Истон;

в) М. Острогорский;

г) Р. Михельс.


 Заключение. Методические. рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная работа студентов – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками по профилю изучаемой дисциплины, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровней.

Самостоятельная работа является обязательной для каждого студента, а ее объем определяется учебным планом. При определении содержания самостоятельной работы следует учитывать уровень самостоятельности студентов и требования к уровню самостоятельности выпускников для того, чтобы за период обучения искомый уровень был достигнут.

Самостоятельная работа выполняет важные функции:

1. способствует усвоению знаний, формированию профессиональных умений и навыков, обеспечивает формирование профессиональной компетенции будущего специалиста;

2. воспитывает потребность в самообразовании, максимально развивает познавательные и творческие способности личности;

3. побуждает к научно-исследовательской работе.

Самостоятельная работа студентов (СРС) включает следующие виды самостоятельной деятельности:

1. самостоятельное выполнение заданий на лабораторных и практических занятиях;

2. проработку учебного материала в соответствии с графиком самостоятельной работы (по конспектам, учебной и научной литературе);

3. написание рефератов, докладов, рецензий, обзора литературы и других видов письменных работ;

4. выполнение переводов с иностранных языков;

5. выполнение учебно-исследовательской (на младших курсах) и научно-исследовательской (на старших курсах) работы;

6. выполнение различных видов самостоятельной работы во время учебных и производственных практик;

7. другие виды самостоятельной работы, специальные для конкретной учебной дисциплины и специализации.

Для организации самостоятельной работы необходимы следующие условия:

1. готовность студентов к самостоятельному труду;

2. мотивация получения знаний;

3. наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочно­го материала;

4. система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;

5. консультационная помощь преподавателя.

Формы самостоятельной работы определяются содержанием учебной дисциплины, степенью подготовленности студентов. Они могут быть тесно связаны с теоретичес­кими курсами, иметь ярко выраженный учебный, учебно-исследовательский характер.

Планирование СРС осуществляется на основе определения научно-обоснованных нормативов времени на выполнение всех видов учебных заданий по каждой дисциплине.

График СРС включает обязательные и рекомендуемые самостоятельные работы.

Объем планового времени на самостоятельную внеаудиторную работу определяется на основе учета общего лимита времени, но не выходящего за рамки 54-часовой учебной недели, включающей аудиторные и внеаудиторные виды учебной работы.

Для студентов, перешедших на индивидуальный план, составляется индивидуальный график самостоятельной работы.

Руководство разработкой и составление графиков СРС осуществляют ответственные исполнители из числа преподавателей кафедр.

Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии со следующими рекомендуемыми ее видами:

для овладения знаниями:

- чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);

- составление плана текста;

- графическое изображение структуры текста;

- конспектирование текста;

- выписки из текста;

- работа со словарями и справочниками: ознакомление с нормативными документами;

- учебно-исследовательская работа;

- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.;

для закрепления и систематизации знаний:

- работа с конспектом лекции;

- работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей);

- составление плана и тезисов ответа;

- составление таблиц для систематизации учебного материала;

- изучение нормативных материалов;

- ответы на контрольные вопросы;

- аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.);

- подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре, конференции;

- подготовка рефератов, докладов: составление библиографии, тематических кроссвордов и др.;

для формирования умений:

- решение задач и упражнений по образцу;

- решение вариативных задач и упражнений;

- решение ситуационных (профессиональных) задач;

- подготовка к деловым играм;

- проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности;

- подготовка курсовых и дипломных работ (проектов);

- опытно-экспериментальная работа;

Графики СРС утверждаются заведующими кафедрой.

Контроль выполнения графиков СРС осуществляется преподавателями конкретных учебных дисциплин.

Методика организации самостоятельной работы зависит от структуры, характера и особенностей изучаемой дисциплины, объема часов, отведенных на ее изучение, вида заданий для самостоятельной работы, индивидуальных качеств студентов и условий учебной деятельности.

Процесс организации самостоятельной работы включает в себя следующие этапы:

- подготовительный (определение целей, составление программы, подготовка ме­тодического обеспечения, подготовка оборудования);

- основной (реализация программы, использование приемов поиска информации, усвоения, переработки, применения, передачи знаний, фиксирование результатов, са­моорганизация процесса работы);

- заключительный (оценка значимости и анализ результатов, их систематизация, оценка эффективности программы и приемов работы, выводы о направлениях опти­мизации труда).

Преподаватели:

- знакомят студентов с системой форм и методов обучения в вузе, научной организацией труда, методикой самостоятельной работы, критериями оценки качества выполняемой самостоятельной работы;

- информируют студентов о целях, средствах, трудоемкости, сроках выполнения, формах контроля самостоятельной работы;

- формируют умения для поиска оптимальных вариантов ответов, расчетов, реше­ний, навыки научного исследования;

- развивают навыки работы с учебниками и научной литературой;

- проводят групповые и индивидуальные консультации по организации самостоя­тельной работы;

- осуществляют систематический контроль выполнения студентами графиков са­мостоятельной работы;

- проводят анализ и дают оценку выполненной самостоятельной работы.

Факультет обеспечивает учебно-методическую и материально-техническую базу для организации самостоятельной работы, предусмотренную учебными программами по дисциплинам.

Библиотека вуза и факультета обеспечивает:

- учебный процесс необходимой литературой и информацией (комплектуют биб­лиотечный фонд учебной, методической, научной, периодической, справочной и худо­жественной литературой в соответствии с учебными планами и учебными (рабочими) программами дисциплин, в том числе на электронных носителях);

- доступ к основным информационным образовательным ресурсам, информацион­ной базе данных, в том числе библиографической, возможность выхода в Интернет.

Кафедры:

- организуют работу по комплектованию кафедр научной и учебной литературой, периодическими изданиями, учебными материалами и пособиями, необходимой техникой;

- обеспечивают доступность всего необходимого учебно-методического и спра­вочного материала;

- предоставляют студентам сведения о наличии учебно-методической литерату­ры, современных программ;

- разрабатывают:

• учебно-методические комплексы дисциплин, учебные (рабочие) программы дисциплин, пособия, материалы, учебники, как в печатном, так и в электронном варианте, в соответствии с ФГОС ВПО;

• методические рекомендации, пособия по организации самостоятельной работы;

• системы заданий для самостоятельной работы;

• темы рефератов и докладов;

• темы курсовых работ и проектов, методических рекомендаций по их выполнению;

• темы квалификационных работ и методических рекомендаций по их выпол­нению;

• вопросы к экзаменам и зачетам;

• образцы оформления индивидуальных заданий;

• инструкции и методические указания к выполнению лабораторных работ, семес­тровых заданий и т. д.

Психолого-педагогическая сущность мониторинга самостоятельной работы выражается в организации и корректировке учебной деятельности студентов, в помощи при возникающих затруднениях.

Контроль СРС предусматривает:

1. соотнесение содержания контроля с целями обучения; объективность контроля;

2. валидность контроля (соответствие предъявляемых заданий тому, что предполагается проверить);

3. дифференциацию контрольно-измерительных материалов.

Формами контроля СРС в высшей школе являются:

1. текущий (оперативный) контроль;

2. рубежный (итоговый) контроль;

3. итоговый контроль;

4. самоконтроль.

Приемами контроля самостоятельной работы студентов являются:

1. устный контроль;

2. письменный контроль;

3. тестовый контроль.

Если по данной дисциплине в течение семестра кафедра осуществляет текущий оперативный контроль самостоятельной работы, то студенту предоставляется право выбора - принимать участие в текущем оперативном контроле самостоятельной работы в течение семестра или отчитываться по самостоятельной работе в ходе итогового контроля (на экзамене или зачете). Конкретные формы проверки итогов самостоятельной работы в ходе рубежного контроля устанавливаются кафедрой.

Студент, не участвующий в текущем оперативном контроле самостоятельной работы, не имеет права отказываться от участия в проверке остаточных знаний и контрольных работах, проводимых при аккредитации и лицензирования ООП ВПО.

Студент, не участвующий в текущем оперативном контроле самостоятельной работы, в соответствии с «Положением о промежуточной аттестации студентов ФГОУ ВПО» в процессе обучения допускается к итоговому экзамену (зачету) при условии выполнения им всех видов учебных заданий по практической части соответствующей дисциплины.

Важнейшую роль в руководстве самостоятельной работой студентов играют индивидуальные собеседования преподавателя и студента. Регулярные консультации обеспечивают устойчивую обратную связь с обучаемыми и позволяют, при необходимости, быстро проводить коррекцию в организации учебного процесса по отношению к отдельному студенту или к конкретной группе.

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:

1. уровень освоения учебного материала,

2. умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач,

3. полнота общеучебных представлений, знаний и умений по изучаемой теме, к которой относится данная самостоятельная работа,

4. обоснованность и четкость изложения ответа на поставленный по внеаудиторной самостоятельной работе вопрос,

5. оформление отчетного материала в соответствии с известными или заданными преподавателем требованиями, предъявляемыми к подобного рода материалам.

6. Студент, не представивший результаты своей внеаудиторной самостоятельной работы, к итоговой аттестации по учебной дисциплине не допускается.

Контроль знаний и выполнение СРС может проводиться:

1. по традиционной экзаменационно-зачетной системе;

2. по балльно-рейтинговой системе с экзаменами (см. «Положение о балльно-рейтинговой системе оценки качества учебной работы студентов с использованием модульной технологии обучения»);

3. по бессессионной БРС.

В каждой из этих систем возможен текущий контроль всех видов СРС, но более целесообразно использовать балльно-рейтинговые системы оценки успеваемости студента, когда результаты самостоятельной работы, выполненной в ходе семестра, органически учитываются при итоговой аттестации студента по дисциплине.

В высшем образовании рекомендованы и применяются следующие формы контроля СРС:

- проведение традиционного экзамена;

- проведение зачета;

- контрольные мероприятия в рамках балльно-рейтинговых систем;

- тестирование;

- проверка домашних заданий и контрольных работ;

- прослушивание доклада по самостоятельно изученной теме (возможен коллективный);

- защита реферата;

- защита комплекса лабораторных работ;

- защита курсовых проектов и курсовых работ;

- проверка переводов иностранных текстов;

- веерный экспресс-опрос.

Письменные самостоятельные работы оформляются в тетрадях для самостоятельных работ в соответствии с установленными требованиями к структуре и оформлению самостоятельных работ студентов либо на листах формата А4, А3, А2, А1 (курсовая работа, реферат, работа, содержащая технические рисунки и чертежи).

Оцениваться письменные самостоятельные работы могут по пятибалльной системе или в форме зачета и учитываются как показатели текущей успеваемости студентов и выставляются в графах на странице журнала учебных занятий группы соответствующей дисциплины.

По результатам выполненных работ преподаватель оформляет отчет по каждой группе, в котором производит анализ работ с указанием количества запланированных и количества выполненных работ, типичных ошибок, допущенных студентами в ходе выполнения работ, среднего балла, полученного студентами за выполнение работы. По завершении дисциплины отчет и выполненные СРС предоставляется преподавателем методисту кафедры (делопроизводителю).

Комплекты выполненных студентами самостоятельных работ вместе с отчетами хранятся на кафедрах в течение одного учебного года с момента их выполнения. По истечении указанного срока все самостоятельные работы, не представляющие для преподавателя интереса, списываются по акту.

Акты о списании работ готовит методист (делопроизводитель) кафедры и подписывает зав. кафедрой. Акты о списании работ хранятся на кафедрах.

Лучшие работы, представляющие учебно-методическую ценность, могут быть использованы в качестве учебных пособий и наглядных материалов в кабинетах и лабораториях кафедры.

Технологическая карта-табличное представление балльно-рейтинговой системы как оценочно-контрольной коммуникации преподавателя и студента:

Темы практикума Посещение занятий-18 баллов Конспект занятий-18 баллов Выполнение практических заданий-36 баллов Выполнение контрольных заданий-28 баллов
Тема 1 Политология как наука и учебная дисциплина 1 балл 1 балл 2 балла 1 балл
Тема 2. Идейные истоки политологии 1 балл 1 балл 2 балла 1 балл
Тема 3. Русская политическая мысль XIX — начала XX века 1 балл 1 балл 2 балла 1 балл
Тема 4. Политическая власть 1 балл 1 балл 2 балла 1 балл
Тема 5. Социальные основы политики 1 балл 1 балл 2 балла 1 балл
Тема 6. Социальные субъекты политической власти 1 балл 1 балл 2 балла 1 балл
Тема 7. Политическая система общества 1 балл 1 балл 2 балла 1 балл
Тема 8. Политические режимы 1 балл 1 балл 2 балла 1 балл
Тема 9. Избирательные системы 1 балл 1 балл 2 балла 2 балла
Тема 10. Государство как институт политической системы 1 балл 1 балл 2 балла 2 балла
Тема 11. Политические партии, партийные системы, общественно-политические движения 1 балл 1 балл 2 балла 2 балла
Тема 12. Политическая культура и социализация 1 балл 1 балл 2 балла 2 балла
Тема 13. Политическое поведение и участие 1 балл 1 балл 2 балла 2 балла
Тема 14. Современные политические идеологии 1 балл 1 балл 2 балла 2 балла
Тема 15. Политическое развитие и модернизация 1 балл 1 балл 2 балла 2 балла
Тема 16. Политические конфликты и кризисы 1 балл 1 балл 2 балла 2 балла
Тема 17. Геополитика 1 балл 1 балл 2 балла 2 балла
Тема 18. Политическая глобалистика 1 балл 1 балл 2 балла 2 балла

 




Список рекомендуемой литературы.

  1. Белов, Г.А. Политология: курс лекций / Г.А. Белов. – М.: ЧеРо, 1998. – 303 с.
  2. Вся политика. Хрестоматия / сост. В.Д. Нечаев, А.В. Филиппов. – М.: Издательство «Европа», 2006. – 440 с.
  3. Гаджиев, К.С. Политология / К.С. Гаджиев. – М.: Высшее образование, 2005. – 206 с.
  4. Гаджиев, К.С. Введение в геополитику / К.С. Гаджиев. – М.: Логос, 2000. – 428 с.
  5. Гозман, Л.Я. Политическая психология / Л.Я. Гозман, Е.Б. Шестопал. – Ростов н/Д.: Феникс, 1996. – 445 с.
  6. Голосов, Г.В. Сравнительная политология / Г.В. Голосов. – СПб.: Изд-во ЕУСПб, 2001. – 365 с.
  7. Горелов, А.А. Политология: учеб. / А.А. Горелов. – М.: Флинта: МПСИ, 2006. –311 с.
  8. Дегтярев, А.А. Основы политической теории / А.А. Дегтярев. – М.: Высш. шк., 1998. – 238 с.
  9. Зарубежная политология: Словарь-справочник. – М.: Независмый открытый ун-т, 1998. – 360 с.
  10. Ильин, В.В. Политология: учеб. для вузов / В.В. Ильин. – М.: Кн. дом «Университет», 2000. – 538 с.
  11. Исаев, Б.А. Геополитика: учеб. пособие / Б.А. Исаев. – СПб.: Питер Принт, 2005. – 378 с.
  12. История политических и правовых учений / Е.А. Воротилин, О.Э. Лейст, И.Ф. Мачин [и др.]. – М.: Зерцало, 2000. – 556 с.
  13. История политических и правовых учений: хрестоматия / под ред. О.Э. Лейста. – М.: Городец, 2000. – 511 с.
  14. Карнышев, А.Д. Психология и политика: вопросы теории и практики / А.Д. Карнышев, К.С. Жуков, В.Ф. Шестак. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2004. – 361 с.
  15. Кравченко, А.И. Политология: учеб. / А.И. Кравченко. – М.: Проспект, 2005. – 444 с.
  16. Крадин, Н.Н. Политическая антропология = Political antropology: учеб. для вузов / Н.Н. Крадин. – М.: Логос, 2004. – 270 с.
  17. Лебедева, М.М. Мировая политика / М.М. Лебедева. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 348 с.
  18. Малетин, С.С. Политические процессы: лекция для студентов всех специальностей и форм обучения / С.С. Малетин. – Новосибирск: СибУПК, 2004. – 23 с.
  19. Мангейм, Д.Б. Политология. Методы исследования / Д.Б. Мангейм. – М.: Весь мир, 1997. – 542 с.
  20. Матвеев, Р.Ф. Теоретическая и практическая политология / Р.Ф. Матвеев. – М.: РОССПЭН, 1993. – 239 с.
  21. Мухаев, Р.Т. Политология: учеб. / Р.Т. Мухаев. – М.:ЮНИТИ, 2006. – 495 с.
  22. Общая и прикладная политология / под общ. ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова. – М.: Союз, 1997. – 991 с.
  23. Панарин, А.С. Политология. Западная и восточная традиция: учеб. для вузов / А.С. Панарин. – М.: Университет, 2000. – 318 с.
  24. Панарин, А.С. Политология: учеб. / А.С. Панарин. – М.: Проспект, 2004. – 438 с.
  25. Политология / под ред. В.И. Буренко, В.В. Журавлева. – М.: Экзамен, 2005. – 318 с.
  26. Политология: курс лекций / под ред. М.Н. Марченко. – М.: Юристъ, 2003. – 681 с.
  27. Политология: учеб. / А.Ю. Мельвиль и др. – М.: МГИМО (У) МИД России, ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 624 с.
  28. Политология: учеб. / под ред. М.А. Василика. – М.: Гардарики, 2003. – 588 с.
  29. Политология: Словарь-справочник / М.А. Василик, М.С. Вершинин и др. — М.: Гардарики, 2001. — 328 с.
  30. Политология: хрестоматия / сост. М.А. Василик, М.С. Вершинин. – М.: Гардарики, 2001. – 843 с.
  31. Политология: хрестоматия / сост. Б.А. Исаев, А.С. Тургаев, А.Е Хренов. – СПб.: Питер, 2006. – 464 с.
  32. Соловьев, А.И. Политология: политическая теория, политические технологии: учеб. / А.И. Соловьев. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 558 с.

33. Хелд, Д. Глобальные трансформации: политика, экономика и культура / Д. Хелд. – М.: Праксис, 2004. – 575 с.

Ресурсы INTERNET по дисциплине
Органы государственной власти РФ
Официальная Россия – сервер органов государственной власти РФ: http:// www.gov.ru
Президент РФ. Вопросы и ответы: http:// www. president. kremlin.ru
Администрация Президента РФ: http:// www. kremlin.ru
Правительство РФ. Пресс-центр: http:// www. government.gov.ru
Каталог интернет-ресурсов в регионах России: http:// www. region.gov.ru
Cовет Федерации Федерального Собрания РФ: http:// www. council.gov.ru
Государственная Дума Федерального Собрания РФ. Депутатский корпус. Информация о работе Госдумы. Законодательная деятельность: http:// www. duma.gov.ru
Министерство иностранных дел РФ (МИД): http:// www. mid.ru
Электоральные процессы
Центризбирком. Законодательство. Федеральные и региональные выборы. Обзоры электоральных событий: http:// www. fci.ru
Федеральный информационный центр. Результаты выборов. Опросы и прогнозы: http:// www. izbirkom.ru
Независимый институт выборов. Правовая экспертиза: http:// www. vibory.ru
Все о выборах: http:// www. elections.ru
Общественно-политические объединения
Демократическая партия России: http:// www. demparty.ru
Демократический союз. Архив с 1988 г. Газета «Свободное слово»: http:// www. ds.ru
Единая Россия: http:// www. edinros.ru
Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ): http:// www. kprf.ru
Яблоко: http:// www. yabloko.ru
Союз Правых Сил (СПС): http:// www. sps.ru
Либерально-демократическая партия России (ЛДПР): http:// www. ldpr.ru
Идущие вместе: http:// www. idushie.ru
CМИ в Интернете
Интерфакс: http:// www. interfax.ru
ИТАР-ТАСС: http:// www. itar-tass.com
РИА «Новости»: http:// www. RIAN.ru
Агентство «Reuters»: http:// www. reuters. com
Росбизнесконсалтинг: http:// www. rbc.ru
Агентство региональных новостей Regions. ru: http:// www. regions.ru
Информационное агентство северо-западного региона и Балтии «Росбалт»: http:// www. rosbalt.ru
Ежедневные газеты и периодические издания(электронные версии)
Аргументы и факты. Издательский дом: http:// www. aif.ru
Ведомости. Архив с 1999 (только зарегистрированным подписчикам): http:// www. vedomosti.ru
Время новостей. Полнотекстовые публикации материалов текущего выпуска и форумы по темам выпуска: http:// www. vremya.ru
Коммерсантъ: http:// www. kommersant.ru
Комсомольская правда: http:// www. kp.ru

Московский комсомолец. Полнотекстовые публикации текущего номера, приложения даются в анонсах: http:// www. mk.ru
Независимая газета. Архив с сентября 1999 г.: http:// www. ng.ru
Новая газета: http:// www. novayagazeta.ru
Сегодня. Архив за 2000 г.: http:// www. segodnya.ru
Труд: http:// www. trud.ru
Журналы (электронные версии)
Вопросы экономики: http:// www. vopreco.ru
Время Московских новостей. Архив за последние 10 дней: http:// www.vremyamn.ru
Исследовано в России. Электронный многопредметный научный журнал: http:// www. zhurnal.gpi.ru
Итоги: http:// www. itogi.ra
Карта. Российский правозащитный и исторический журнал: http:// www. hro.org/actions.ru
Коммерсантъ-власть: http:// www. commersant.ru
Мир России: http://www.socio.ru/wr/
Московские новости. Архив с 2001 г. Лента новостей: http:// www.mn.ru
Peter-Club.Русский либеральный журнал: http:// www. peter-club.spb.ru
Политические исследования (ПОЛИС). Научный и культурно-просветительский журнал: http://www.politstudies.ru
Политическая экспертиза (Политэкс) Научный журнал (СПб): http:// www. unipress.ru
Право и политика. Международный научный журнал: http:// www. law-and-politics.com
Профиль: http:// www. profil.ovc.ru
Российская газета. Ежедневное издание правительства РФ (официальный публикатор государственных документов). Архив с 1999 г.: http:// www.rg.ru
Российский бюллетень по правам человека. Журнал Института прав человека: http:// www. hrights.ru/text/b1/bul1.htm
Русский журнал: http://www.russ.ru
Социально-гуманитарные знания: http:// www.auditorium.ru/magazines/soc humen.shtml
Социологические исследования (СОЦИС): http://www.isras.rssi
Социологический журнал. Журнал Института социологии РАН; Новое поколение. Теоретический журнал Высшей школы экономики по социальным наукам: http://www. nir.ru/socio/scipubl/socjour.htm
Факт. Информационно-аналитический журнал: http:// www. fact.ru
Эксперт: http:// www. expert.ru
Эхо планеты. Общественно-политический журнал ИТАР-ТАСС: http:// www. explan.ru
Cетевые СМИ
Агентство политических новостей «АПН.ru»: http:// www. арn.ru
Агентство экономической информации «Прайм-ТАСС»: http:// www. prime-tass.ru
Газета СНГ: http:// www. gazetasng.ru:8101
Ежедневное информационное издание «Дни.ru»: http:// www. dni.ru
Интернет-газета «Вести»: http:// www. vesti.ru
Информационное агентство ФИНМАРКЕТ: http:// www. finmarket.ru
Информационно-политический канал «Полит.ru»: http:// www. рolit.ru
Информационный портал ИНТЕРТЭК: http:// www. intertek.ru
Национальная служба новостей: http:// www. nns.ru
Национальная информационная служба «Страна. ru»: http:// www. strana.ru
POSTFACTUM-универсальный сетевой информационный ресурс: http:// www. strana.ru
Сервер правовой информации: http:// www. pravopoliten.ru
Сетевые газеты: СМИ. ru и Вести. ru: http:// www. smi.ru и http:// www. postfactum.ru
Консалтинговые политологические центры и научные организации
Горбачев-фонд: http:// www. gorby.ru

Фонд эффективной политики (ФЭП): http:// www. feр.ru
ИНДЕМ: http:// www. indem.ru
Российская ассоциация политической науки: http:// www. raрn.ru
Cетевой экспертный канал: http:// www. vvр.ru
Международный центр: http:// www.ceip.ru
Московский центр Карнеги: http:// www.carnegie.ru
Московский научный общественный фонд: http:// www.mpsf.ru
Политическая экспертная система «Кремль.org»: http:// www. kreml.org
Центр стратегических разработок: http:// www.csr.ru
Социологические службы
Агентство РОМИР: http:// www.romir.ru
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ): http:// www.wciom.ru
Каталог научных социологических ресурсов: http:// www.cityline.ru
Фонд «Общественное мнение:» http:// www.fom.ru
Ежегодник «Общественное мнение в России»: http://www.monitoring.ru/press-center/news/
Библиотечные и информационно-аналитические ресурсы
Библиотека Московского Государственного Университета (МГУ): http:// www.msu.ru
Библиотека издательства «Вагриус»: http:// www. vagrius.com
Геополитическая библиотека (Минск): http:// www. europa.ehu.by/geolibrary.htm
Госкомстат РФ: http:// www. gks.ru
Государственная публичная историческая библиотека: http:// www. shml.ru
Российская Государственная Библиотека (РГБ): http:// www.rsl.ru
Национальная электронная библиотека: http:// www.nel.nns.ru
Каталог интеллектуальных ресурсов: http:// www.rusmarket.ru
Политологическая библиотека М.Н. Грачева: http:// www.Grachev 62. narod.ru
Политология. Геополитика. Глобальные проблемы современности. Политическая идеология. http://www.political-science.ru
Проект «Российская власть»: http:// www. vlast.rambler.ru
Библиотека публикаций московского центра Карнеги: http://pubs.carnegie.ru (журнал «Pro et Contra» и др.)
Библиографическая поисковая система «Букинист»: http:// www.bukinist.agava.ru
Библиотека Гумер-Политология- http://www.gumer.info.
ИНИОН: http:// www.inion.ru
Издательский торговый дом «КноРус»: http:// www.book.ru
Институт изучения постиндустриального общества: http://www.postindustrial. ru/
Институт проблем глобализации. Интернет-журнал «Глобальная альтернатива»: http://www. aglob.ru/
«Международный центр информации по этнокультурному разнообразию»: http://www. edrc.rо/
Предметно-ориентированная логическая библиотечная сеть: http:// www.libweb.ru
Российская сеть информационного общества: www.isn.ru
Российский независимый институт социальных и национальных проблем: http:www.riisnp.ru/
Сайт «Законотворчество»: http:// www. legislative.ru
Соционет: информационное пространство по общественным наукам: http://www.socionet.ru/
Университетская информационная система «Россия»: http:// www.cir.ru
Современная российская социология в сети: http://socnet.narod.ru/library/authors/
Открытое общество Дж. Сороса. Проекты. Пресс-центр: http://www.soros.novgorod.ru
Экономика России. XXI век. Аналитические и обзорные материалы: http:// www. ruseconomy.ru
Электронная библиотека сети «Право» (интернет-ресурсы): http:// www.russianlaw.net/law/netlaw/Resurs.htm
Электронная публичная библиотека: http:// www. publik.ru

 






























































































































Дата: 2019-04-23, просмотров: 235.