ОО – открытое образование
СОО – система открытого образования
ГОС - Государственные образовательные стандарты.
ДО - дистанционное обучение.
ДПО - дополнительное профессиональное образование .
ЗО - заочное обучение.
МСКО - международная стандартная классификации образования.
НИТ- новые информационные технологии.
ОчО - Очное обучение.
ООД - ориентировочные основы действия.
ОП - образовательная программа.
СНИТ - средства новых информационных технологий.
ТДО - технологии дистанционного обучения.
ТСО - технических средств обучения.
ЭО - экстернат.
ЭОС - средства обучения на основе экспертных обучающих систем
ДЛП- дистанционный лабораторный практикум.
ИДО-институт дистанционного образования.
ИНИНФО- институт информатизации образования.
ИНФО- институт новых форм обучения.
КДО- комплект средств дистанционного обучения.
КС- компьютерные сети.
КУММ- комплект учебно-методических материалов.
МППК- мобильные портативные переносные компьютеры.
МЭСИ- Московский экономико-статистический институт.
НДК- научный дидактический комплекс.
НИИ ВО-научно-исследовательский институт высшего образования.
НИТ- новые информационные технологии.
ОУДО- образовательное учреждение дистанционного обучения.
ПСУН- программные средства учебного назначения.
Рос НИИ ИС - Российский научно-исследовательский институт информационных систем.
РУДН- Российский университет дружбы народов.
РЦ- региональный центр.
СГУ- современный гуманитарный университет.
СДО- система дистанционного обучения.
СНИТ- средства новых информационных технологий.
ТДО- технологии дистанционного обучения.
ТВ- телевидение.
УКП- учебно-консультационный пункт.
ЦДО- центр дистанционного обучения.
ЭП- электронная почта.
ЭК- электронная конференция.
ВР - Средства обучения на основе виртуальной реальности.
КО – качество образования.
СК – система качества.
ВПО – высшее профессиональное образование.
КХ – квалификационная характеристика.
НОТ – научная организация труда.
ТО – технология обучения.
ПСУН – программные средства учебного назанчения.
ГИС - Средства обучения на основе геоинформационных систем.
УПП – учебно – практические пособия
Глоссарий
Адекватность (валидность) теста мера пригодности и обоснованности теста для измерения того, что предлагается им измерить, а также соответствие содержания задаваемой тестом пробы смыслу и содержанию выявляемого признака.
Активные методы обучения (АМО) Методы обучения, побуждающие слушателей к активному, творческому участию в процессе обучения, Включают лекции-диалоги, проблемные лекции, проблемные семинары, диспуты, конференции, деловые игры, выездные занятия и др.
Алгоритм
· Схема конечного числа последовательных шагов, приводящая к результату.
· точное предписание, определяющее вычислительный процесс, ведущий от варьируемых начальных данных к искомому результату. Одним из способов представления алгоритма является логическая схема (блок-схема). Программа представляет собой описание алгоритма на языке программирования
Анализ
· Метод научного исследования, состоящий в мысленном расчленении целого на составные элементы и их исследовании для установления существенных свойств.
· метод научного исследования, основанный на расчленении целого на составные части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных.
Андрогогика Наука об обучении взрослых, обосновывающая деятельность обучающихся и обучающих по планированию, реализации, оцениванию и коррекции процесса обучения.
Анкетирование метод изучения мнений, общения, лидерства, отношения людей к различным общественным событиям и явлениям в группах и коллективах. Цель анкетирования - массовый сбор материала, который после соответствующей обработки используется для решения тех или иных образовательных задач. При этом также решается вопрос объема и однородности выборки, ее репрезентативности, т.е. возможности распространения выводов, полученных при изучении выборки, по отношению ко всей совокупности.
Аннотация Краткая характеристика чего-либо, раскрывающая его содержание.
Аппарат издания сведения справочного, научного или пояснительного характера, дополняющие основной текст, помогающие лучше понимать его, облегчающие пользование изданием. В аппарат издания входят выходные сведения, оглавление и содержание, предисловие, вступительная статья, послесловие, библиографический аппарат издания, комментарии, примечания, вспомогательные указатели, колонтитулы.
Аспект Точка зрения, с которой рассматривается предмет.
Аспирантура образовательное учреждение, реализующее образовательные программы послевузовского профессионального образования и создаваемое при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях
Аттестация Проводится по заявлению образовательного учреждения государственной аттестационной службой, либо по ее доверенности органами управления образованием. Целью и содержанием аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям Государственных образовательных стандартов. Аттестация проводится после первого выпуска, но не ранее, чем через три года после получения лицензии.
Аудитория Помещение, предназначенное для занятий.
База знаний - формализованная система сведений о некоторой предметной области, содержащая данные о свойствах объектов, закономерностях процессов и явлений и правила использования в задаваемых ситуациях этих данных для принятия новых решений.
Бакалавр первая ученая степень во многих современных зарубежных странах. Во Франции присваивается окончившим среднюю школу и дает право поступления в университет. В России бакалавр -лицо, освоившее основную образовательную программу по направлениям с нормативным сроком обучения не менее 4 лет; полученное бакалавром образование позволяет продолжить обучение для получения квалификации специалиста в сроки, дополняющие до нормативного срока подготовки специалиста.
Балл оценочный Условное выражение оценки знаний, умений и навыков учащихся. Применение находили пятибалльные, десятибалльные, двенадцатибалльные, стобальные системы.
Библиотека идеологическое, культурно-просветительное и информационное учреждение, организующее общественное пользование произведениями печати и другими документами.
Брошюра книжное издание объемом свыше 4, но не более 48 страниц.
Вид Образовательного Учреждения - организационно-правовая форма образовательного учреждения (государственные, муниципальные, негосударственные:частные, общественных и религиозных организаций.
Виды образовательных программ общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные) программы.
Воздействие педагогическое
· Влияние педагога на обучаемого в интересах формирования целевых знаний, умений и навыков. Включает лекцию, беседу, показ наглядных пособий, организацию практических занятий и др.
· влияние педагога на сознание, волю, эмоции воспитуемого, на организацию его деятельности и общений в интересах формирования зна-иий, умений и навыков, определенных качеств личности.
Воспитание одна из составных частей образования (наряду с обучением и просвещением), объективно-закономерный процесс подготовки людей к трудовой и иной полезной деятельности в обществе, к выполнению многообразных социальных функций.
Восприятие Отражение предметов и явлений, действующих в данный момент на органы чувств.
Восприятие Сложный процесс преобразования информации, характеризующийся большими индивидуальными различиями в полноте, точности и быстроте. Основные свойства: предметность, целостность.
Вывод - рассуждение, в ходе которого возникает последовательность логически связанных друг с другом предложений или последовательность таких предложений.
- выработка соответствующих методов, организационных форм и средств обучения
Высшая школа
· Система высшего, последипломного и соответствующего дополнительного профессионального образования (соврем.).
· Система образовательных учреждений, готовящих специалистов высшей квалификации. Включает университеты, колледжи, институты, академии.
· учеб. ное заведение, готовящее специалистов высшей квалификации для различных отраслей народного хозяйства, культуры и государственного управления - университеты, колледжи, институты, академии.
Гипертекст способ организации информации и доступа к ней в автоматизированных системах обучения, при котором между различными текстами и/или фрагментами текстов установлены связи, а выделение связи автоматически обеспечивает доступ к соответствующему тексту или фрагменту текста.
Гипертекстовая Система представление информации в виде некоторого графа, в узлах которого содержится текстовые элементы (предложения, абзацы, страницы или даже целые статьи или книги), а между узлами имеются связи, с помощью которых можно переходить от одного текстового элемента к другому.
Государственные образовательные стандарты Включают федеральный и национально региональный компоненты. Федеральные компоненты ГОС определяют обязательный (ГОС) минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки, требования к уровню выпускников. ГОС являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников.
Государственный Образовательный Стандарт Высшего Профессионального Образования стандарт образования, утвержденный постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 940 он устанавливает: 1) структуру высшего профессионального образования; 2) общие требования к основным профессиональным образовательным программам высшего профессионального образования и условиям их реализации; 3) общие нормативы учебной нагрузки студента высшего учебного заведения и ее объем; 4) академические свободы высшего учебного заведения в определении содержания высшего профессионального образования; 5) общие требования к перечню направлений (специальностей) высшего профессионального образования; 6) порядок разработки и утверждения государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным направлениям (специальностям) высшего профессионального образования в качестве федерального компонента; 7) правила государственного контроля за соблюдением требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Положения ГОС ВПО подлежат обязательному применению всеми образовательными учреждениями. расположенными на территории РФ и аккредитованными федеральным (центральным) государственным органом управления высшим образованием в качестве высших учебных заведений.
Граф совокупность точек, изображенных на плоскости (вершины графа), и линий, соединяющих их (ребра или дуги графа).
Групповая Динамика одно из направлений социальной психологии в изучении малых групп; в настоящее время под групповой динамикой понимают систему методических принципов, правил и приемов, направленных на повышение эффективности внутригруппового взаимодействия при решении конкретной задачи или достижения поставленной цели.
Дайджест Адаптированное и сокращенное изложение исходных материалов.
Дедукция
· Способ рассуждения от общего к частному.
· Рассуждение, позволяющее по определенным правилам логики делать выводы из некоторых утверждений или их комбинаций.
· В обучении использование в учебной работе формы умозаключения, при которой новое знание о предмете выводится на основании знания общих для данного класса предметов, правил и положений.
Деловая Игра
· Форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики.
· Форма контекстного обучения, в которой реально моделируется реальная обстановка, конкретные или надуманные ситуации, характерные для той или иной сферы деятельности, оцениваются действия отдельных слушателей и игровых групп "специалистов" по выбору оптимальных решений с точки зрения учета технических, технологических, организационно-экономических и других параметров деятельности сотрудников таможенных органов.
Демонстрация Один из способов подачи учебного материала, использующий аппаратуру для приобретения слушателями определенных навыков.
Дескриптор лексическая единица (слово, словосочетание) информационно-поискового языка, которая служит для описания основного смыслового содержания документа.
Диагностика (как компонент педагогического процесса) всесторонняя проверка учащегося в целях установления уровня его развития и воспитания, индивидуальных особенностей, выявления возможных отклонений и прогнозирования дальнейшего формирования личности
Диалектика Процесс развития чего-либо во всем многообразии и противоречивости.
Диатека помещение или место для хранения диафильмов, диапозитивов и других наглядных пособий статической проекции.
Дидактика
· Часть педагогики, изучающая закономерности обучения (задачи, содержание, усвоение материала, принципы, методы и организационные формы)
· область педагогики, изучающая закономерности общего, политехнического и профессионального образования, рассматривающая вопросы о задачах и содержании образования, о процессе усвоения и применения учащимися знаний, умений и навыков, о принципах, методах и формах обучения.
Дипломная работа Самостоятельная письменная работа, представляемая студентами (слушателями) при окончании соответствующего образовательного учреждения.
Дипломный проект Выпускная работа студентов (слушателей), предусмотренная учебным планом и на основе оценки которой Государственная экзаменационная комиссия присваивает или не присваивает им определенную квалификацию.
Дискуссия
· Обсуждение спорного вопроса.
· форма учебных занятий, основанная на обсуждении какого-либо вопроса или круга вопроса» (с участием лица, ведущего дискуссию) с целью найти их правильное решение или выясняя» пути этого решения.
Диспут Публичный спор на определенную тему.
Дистанционное образование (ДО) в концепции Госкомитета РФ по высшему образованию. ДО - это комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательных учреждений. Обучаемые в системе дистанционного образования (СДО) в основном не посещают регулярных занятий в виде лекций и семинаров, а занимаются в удобном для себя месте, в удобное время, в удобном темпе и по выбранной программе, что является большим преимуществом для тех, кто не хочет или не может изменить свой привычный уклад жизни.
Дистракторы - помехи; неправильные ответы, неполные ответы.
Доклад Публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение определенной темы.
Дополнительное профессиональное образование Образование на базе высшего или среднего профессионального, осуществляемое в целях совершенствования профессиональных качеств специалистов или переподготовки их к новым видам профессиональной деятельности в связи с развитием науки, техники и технологий, совершенствованием образовательных стандартов завершающееся итоговой аттестацией и выдачей слушателю соответствующего документа.
-дошкольное, общеобразовательное, начального, среднего высшего, послевузовского профессионального образования, дополнительного профессионального образования взрослых, дополнительного образования, специальное и др.
Зачет Вид проверки знаний по предметам, в изучении которых преобладают практические занятия
Знания
· Результат познавательной деятельности человека. Знания выступают в виде усвоенных понятий, законов, принципов, а также зафиксированных образов явлений и предметов.
· В предметной области - вся совокупность полезной информации и процедур, которые можно к ней применить, чтобы произвести новую информацию о предметной области.
Игра деловая Вид активного обучения, имитирующий определенные практические ситуации.
Игра ролевая Вид активного обучения, имитирующий определенные человеческие отношения.
Индивидуум, индивид Отдельный человек, личность.
Индукция — умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению). Различают полную индукцию, когда обобщение относится к конечно-обозримой области фактов, и неполную индукцию, когда оно относится к бесконечно или конечно-необозримой области фактов.
Информатизация
· обеспечение оснащения интеллектуального труда комплексом электронно-вычислительных машин, объединенных в локальные и корпоративные информационно-вычислительные сети, создаются условия для общения с ЭВМ на близком к естественному языку, реализуются возможности информационно-логического моделирования, создаются корпоративные информационные ресурсы, предоставляются достаточно развитые по номенклатуре информационные услуги и сервисы.
Информационная система организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.
Информационная технология систем научных и инженерных знании, а также методов и средств, которая используется для создания, сбора, передачи хранения и обработки информации.
Информационно-образовательная среда совокупность источников, потребителей, систем хранения и переработки образовательной информации, связанных каналами ее потребления, т.е. это предметно ориентированная среда, представляющая совокупность учебников, учебно-методических материалов, библиотек их хранения, а также средств и способов передачи информации обучаемым.
Информационные ресурсы отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).
Информационные технологии - технологии, основанные на использовании средств коммуникации, вычислительной техники и др. для создания, сбора, передачи, хранения и обработки информации.
Информация
· Совокупность знаний о фактических данных и зависимостях между ними. Является одним из видов ресурсов, используемых человеком в трудовой деятельности и в быту. 2. В предметной области - любой вид сведений о предметах, фактах, понятиях предметной области.
· В обучении определенная знаковая система (текст учебника, речь преподавателя, обучающая программа), объективно существующая в обществе. Преимущество обучения состоит в том, что тот или иной знак как носитель информации определенным образом замещает реальные предметы и явления и позволяет на понятийном уровне "экономно" осваивать действительность.
Качество Совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности.
Квалификационная характеристика - документ содержащий требования к квалификации тех или иных специалистов
Квалификационная характеристика специалиста - государственный документ, определяющий цели обучения, профессиональное назначение специалиста и совокупность -мании, умений, навыков, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей специалиста.
Квалификационные требования к специалистам с высшим образованием -социальная норма по качеству (уровню) высшего профессионального образования, призванная отразить объективно необходимую для данного этапа развития общественную потребность в таком качестве (уровне) и представляющая собой особый социокультур-ный феномен. Категория "квалификационные требования к специалистам с высшим образованием как социальная норма" - ключевое концептуальное понятие..
Квалификация
· степень и вид профессиональной обученности работника, наличие у него знаний умений и навыков, необходимых для выполнения определенной работы.
· определение качества чего-либо, оценка чего-либо; 2) уровень подготовленности, степень годности к какому-нибудь виду деятельности; 3) профессия, специальность.
Кейс-стади Обучение посредством рассмотрения различных практических ситуаций.
Книга книжное издание объемом свыше 48 страниц.
Коллоквиум собеседование преподавателя с учащимися с целью выяснения их знаний; чаще всего проводится перед началом лабораторных и других практических работ для выяснения теоретических знаний учащихся, необходимых для выполнения этих работ.
Компетенция 1) Круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу; 2) Знания или опыт в той или иной области.
Конспектирование краткое изложение содержания или основных идей прочитанного или прослушанного (статьи, лекции, главы из учебника, книги и т.н.) с выделением ведущих положений..
Консультация Разъяснение специалистом сложного и актуального вопроса.
Концентризм в обучении принцип построения курсов основных наук, характеризующийся тем, что часть учебного материала повторно, но с разной степенью глубины изучается на нескольких ступенях обучения.
Концептуальная схема (предметной области) непротиворечивая совокупность высказываний, истинных для данной предметной области, включая возможные состояния. классификации, законы, правила.
Концепция Система взглядов на какое-либо явление.
Креативная педагогика - педагогика, ориентированная на развитие творческих способностей обучаемого.
Креативность (способность к творчеству) черта профессионализма преподавателя, включающая в себя умение обобщать личный педагогический опыт. вести исследование.
Критерий
· Средство проверки того или иного утверждения. Критерием истины является общественная практика.
· признак, на основании которого производится оценивание обучеиности : то, с чем сравнивается выполненное задание, основание для оценки.
Курсовая работа самостоятельная учебная работа, выполняемая по окончании изучения того или иною курса (предмета, темы).
Лабораторная работа один из видов самостоятельной работы учащихся, проводимой по заданию преподавателя с применением учебных приборов, инструментов, материалов, установок и других технических средств.
Лабораторные занятия вид самостоятельных практических работ учащихся, углубляющих и закрепляющих знания учащихся и развивающих практические навыки и навыки экспериментирования.
Лекция вид публичного выступления, в ходе которой специалист раскрывает систему представлений о чем-либо.
Личностно-Ориентированное Образование – образование, обеспечивающее развитие саморазвитие личности, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности; личностно ориентированное образование базируется на признания за каждым учащимся права выбора собственного пути раз. вития через создание альтернативных форм обучения.
Личность индивид, как субъект межличностных отношений и сознательной деятельности.
Межпредметные связи научно обоснованная взаимная различных предметов, предполагавшая устранение дублирования и нарушений в учебном материале.
Менталитет мировосприятие, склад ума.
Метод способ достижения цели для определенной цели.
Методика обучения частная дидактика, включает:
- определение задач обучения,
- определение содержания обучения,
Методическое обеспечение образовательного процесса предоставление достаточных методических средств для осуществления образовательного процесса.
Методология
· система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
· Система применяемых методов исследования.
Модели учебные наглядные пособия, представляющие собой трехмерное изображение предметов или их частей в увеличенном или уменьшенном масштабе, с соблюдением внешнего сходства и пропорции частей, при некоторой схематизации и условности изобразительных средств.
Моделирование в обучении приблизительное воспроизведение каких-либо объектов, которые по своей сложности и величине не поддаются или плохо поддаются исследованию и изготовлению в натуре. - Си. Моделирование, Модели учебные.
Модель Образец, воспроизведение, схема или изображение какого-либо предмета или процесса.
Модель обучения педагогическая Организация деятельности обучающегося и обучающего, при которой: обучающий занимает доминирующее положение. он определяет все параметры процесса обучения: цели, содержание, формы и методы, средства и источники обучения; обучающийся (точнее, в данном случае обучаемый) в силу объективных факторов (несформированности личности, зависимого экономического и социального положения, малого жизненного опыта, отсутствия серьезных проблем, для решения которых необходимо учиться) занимает подчиненное, зависимое положение и не имеет возможности серьезно влиять на планирование и оценивание процесса обучения. Его участие в реализации процесса обучения достаточно пассивно, его основная роль - восприятие социального опыта, передаваемого ему обучающим.
Мозговая атака (мозговой штурм) коллективный метод поиска новых идей и решений. Цель данного метода - получение большого количества различных идей и предложений в ограниченное время. М.а. состоит из двух фаз: генерация идей и их последующая оценка группой экспертов.
Мониторинг Контроль за развитием того или иного процесса или явления с оценкой и прогнозированием.
Монография научный труд, углубленно разрабатывающий определенную тему.
Навык приобретенное в результате обучения решать определенную задачу с помощью каких-либо средств с заданной точностью и скоростью.
Направление (специальность) высшего образования Совокупность знаний, представлений, умений и навыков выпускника, обеспечивающих возможность определенного вида профессиональной деятельности в соответствии с присваиваемой квалификацией.
Научение процесс и результат приобретения человеком индивидуального опыта.
научная организация труда в вузе комплекс научно обоснованных мероприятий по достижению максимальных результатов в учебно-воспитательной работе, оптимальной трудоспособности студентов, преподавателей и других работников вуза при рациональных затратах времени, трудовых, материальных и финансовых ресурсов
Новация Новшество.
Нормативный срок обучения установленный стандартом расчетный срок освоения выпускником основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования для очной формы обучения, осуществляемого на базе дневного (полного) общего образования.
Ноу-хау Технические знания, секреты производства, документально оформленные для охраны законодательством.
Образование Целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Образование взрослых Система государственных и общественных мероприятий по распространению знаний среди взрослого населения (особые образовательные учреждения, формы и методы обучения).
Образование дистанционное Комплекс образовательных услуг, предоставляемый с помощью специализированной среды, обеспечивающей обмен учебной информацией на расстоянии (соврем.).Роль дистанционных методов в образовании возрастает с развитием общества. Характерные черты: гибкость, модульность, экономичность, новая роль преподавателя, специальный контроль качества, специальные технологии и средства обучения (соврем).
Образование формальное Образование, получаемое в образовательных учреждениях государственных и негосударственных аккредитованных.
Образование неформальное Образование, получаемое в общественных образовательных учреждениях.
Образование профессиональнее Система знаний, умений и навыков в определенной профессиональной сфере. По уровню квалификации его принято делить на начальное, среднее и высшее.
Образование взрослых общекультурное Образование, удовлетворяющее потребности индивида в своем развитии, в поддержании здоровья, в содержательном проведении досуга.
Образование Совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, достигнутые в результате учебно-воспитательной работы.
Образование Включает: воспитание, обучение, развитие.
Образовательная программа Документ, определяющий содержание образования определенного уровня и направленности.
Образовательное учреждение Учреждение, осуществляющее образовательный процесс (т.е. реализующее образовательные программы) могут быть - государственным, муниципальным, негосударственным (частным, учреждением общественных и религиозных организаций);
-дошкольное, общеобразовательное, начального, среднего высшего, послевузовского профессионального образования, дополнительного профессионального образования взрослых, дополнительного образования, специальное и др.
Образовательное пространство существующее в социуме "место", где субъективно задаются множества отношений и связей, где осуществляются специальные деятельности различных систем (государственных, общественных и смешанных) по развитию индивида и его социализации; также возможно и внутренне формируемое, индивидуальное образовательное пространство, становление которого происходит в опыте каждого. Введение данного термина в научный оборот связано с отказом от принятого ранее представления об образовательных процессах как линии, траектории или некоего канала, по которым нормативно должен двигаться ученик.
Обратная реакция (связь) в обучении Информация от слушателей, выражающая их мнение о содержании, методах и средствах обучения.
Обучение
· Конкретный вид педагогического процесса, в ходе которого решаются определенные задачи образования личности под руководством специально подготовленного лица (преподавателя).
· Процесс усвоения новых норм, определяющий приобщение к культуре, традициям, нации, мирового сообщества.
· Специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия преподавателей со слушателями, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями. Основу обучения составляют представления о знаниях, умениях, навыках, которые должны быть сформированы у обучаемых в его процессе в соответствии с требованиями профессиональной деятельности.
Обучение институциональное Вид обучения, организованный в стенах учебного заведения, при наличии опытных преподавателей, хороших источников обучения.
Обучение открытое Форма организации процесса обучения, свободное (открытое) основанная на принципе свободы выбора времени, места, продолжительности, стоимости, вида и форм, целей, организации, методов, источников и средств, последовательности, содержания, оценки, программы обучения, консультантов, наставников, преподавателей, учебных заведений, уровня и документов образования.
Обучение непрерывное Способ жизнедеятельности человека, процесс приобретения им необходимых знаний, умений. навыков и качеств по мере возникновения потребности в них. происходящий на протяжении всей жизни человек.
Обученность внутренняя психолого-педагогическая деятельностная характеристика личности, определяющая результативность процесса обучения через совокупность "того, чему научили", т.е. приобретенная учебная или профессиональная компетентность.
Объект - то, что может быть индивидуально описано и рассмотрено.
Однозначность теста означает, что в оценках качества его выполнения испытуемыми не должно быть противоречий по сравнению с ответами, сформулированными экспертами (специалистами).
Оппонент Противник в споре; лицо, выступающее с критикой.
Оценка Мера, определяющая степень соответствия чего-либо заданным требованиям.
Оценка качества Проверка способности объекта удовлетворять установленным требованиям.
Педагог Лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, обучению и развитию и имеющее специальную подготовку в этой области.
Педагогика совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучении.
Педагогическая культура преподавателя синтез его специфических профессиональных отношений. взглядов и убеждений. высокого педагогического мастерства и организованности в повседневной деятельности. умения продуктивно сочетать учебно-воспитательную и научно-исследовательскую работу, педагогически направленного общения и поведения, постоянной устремленности к самосовершенствованию я т.п.
Педагогические технологии сложные и открытые системы приемов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями; концептуально взаимоувязанных между собой задач и содержания, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития учащегося.
Педагогический опыт совокупность знании, умений и навыков обучения и воспитания, приобретаемых преподавателем в процессе Учебно-воспитательной работ. Органичная часть педагогического мастерства.
Пособие учебно-методическое учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания учебной дисциплины, ее раздела, части или по методике воспитания.
Презентация Официальное представление чего-либо.
Приемы обучения Составные части методов обучения (анализ, сравнение, оценка фактов, индукция и дедукция, синтез, систематизация,...)
Принцип Основополагающая идея, положение.
Принципы обучения система важнейших требований, отражающих закономерности обучения, соблюдение которых обеспечивает эффективное и качественное функционирование учебного прогресса. Включают в себя: сознательность, наглядность, постепенность, последовательность, посильность, прочность усвоения знаний, Связь теории с практикой, Научность, систематичность. Преемственность одной ступени обучения к предыдущей, Активность и сознательность учащихся, Доступность, связанная с учетом возрастных и индивидуальных особенностей Индивидуальный подход, развитие способностей каждого.
Проблема Трудноразрешимый вопрос
Проект Самостоятельная работа, сдаваемая слушателем, для получения документа об образовании.
Проспект
· краткое изложение содержания чего-либо.
· справочное и /или рекламное издание, содержащее систематизированный перечень предметов (описание одного предмета), предназначенных к выпуску, продаже или экспонированию.
Процесс Последовательная смена следующих друг другом моментов развития чего-либо. Схема действий с определенными объектами
Психология Наука о психике, как отражении действительности мозгом человека (психической деятельности, психических свойствах и состояниях человека)
Психология обучения Раздел педагогической психологии, посвященный психологическим закономерностям процессов усвоения знаний, умений и навыков.
Развитие Закономерное изменение объектов Процесс выращивания способностей обучаемых путем совершенствования действий, определяющих уровень цивилизованности.
Рациональный Разумно обоснованный, целесообразный.
Реализация профессиональных образовательных программ Подготовка рабочих, служащих и специалистов согласно перечням профессий и специальностей и уровням образования. Наличие другого профессионального образования не может служить причиной отказа в приеме.
Рейтинг Индивидуальный показатель авторитета, профессионализма кого-либо.
Реформа Преобразование чего-либо.
Самообразование Образование (метод приобретения знаний) на основе самостоятельных занятий.
Семинар Вид учебных занятий, на котором учащимися под руководством преподавателя обсуждаются. подготовленные ими сообщения.
Сертификат Документ об образовании, вручаемый слушателю успешно прошедшему обучение: удостоверение - при краткосрочном обучении (до 100 час.); свидетельство - при обучении свыше 100 час. и итоговом экзамене.
Синтез Метод исследования чего-либо, рассматривающий это как единое целое.
Система образования в Российской Федерации совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности: сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов: органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
Системный анализ совокупность методологических средств, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам политического, военного, социального, экономического, научного и технического характера. Опирается на системный подход, а также на ряд математических дисциплин и современных методов управления. Основная процедура - построение обобщенной модели, отображающей взаимосвязи реальной ситуации; Техническая основа системного анализа - вычислительные машины и информационные системы.
Словарь Сборник слов с их пояснением и толкованием.
Слушатель Лицо, зачисленное на обучение приказом руководителя образовательного учреждения.
Содержание образования - социальный опыт. накопленный обществом и передаваемый от старшего поколения младшему. состоит из следующих основных компонентов: знания о мире; опыт осуществления способов деятельности: опыт эмоционально-ценностного отношения.
Специалист
· Обобщенное наименование квалификации третьего уровня высшего профессионального образования.
· Исполнитель, обладающий определенной квалификацией и опытом в сфере своей профессиональной деятельности (соврем.).
Специальность (направление) высшего образования совокупность знаний, представлений, умении и навыков выпускника, приобретенных в процессе обучения по основным профессиональным образовательным программам высшего образования и обеспечивающих возможность определенного вида профессиональной деятельности в соответствии с присваиваемой квалификацией. В отличие от специальности высшего образования направление обеспечивает специалисту более широкую область профессиональной деятельности.
Специфика Отличительная особенность чего-либо.
Способ Прием, действие, применяемое при осуществлении чего-либо.
Средства обучения орудия, предметы, учебные пособия и другие источники учебной информант. необходимые для достижения учебных целей
Стажировка Формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков.
Стандарт в широком смысле слова - образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов. Стандарт как нормативно-технический документ устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утверждается компетентным органом. Стандарт может быть разработан как на материальные предметы (продукцию, эталоны, образцы веществ), так и на нормы, правила, требования различного характера. Применение стандарта способствует улучшению качества продукции, повышению уровня унификации и взаимозаменяемости, Существующие в России стандарты различают по сфере действия: государственные (ГОСТ) - на всей территории и для всех отраслей, отраслевые (ОСТ), предприятий (объединений) (СТП).
Статус Правовое положение.
Стимул Побудительная причина.
Стратегия Руководство, основанное на долговременных прогнозах.
Студент Учащийся высшего учебного заведения.
Сформулированные принципы обучения взрослых не являются чем-то совершенно противоположным дидактическим принципам педагогики. Частично они их развивают, частично коррелируют с ними. Однако их действие в конкретных условиях обучения взрослых людей отличается достаточно четкой спецификой.
Сценарий Детальный план осуществления чего-либо.
Тариф Система ставок, определяющая размер платы за различные услуги.
Тезаурус
· Систематизированный набор данных о какой-либо области знаний.
· словарь терминов, общепринятых в науке и употребляемых в данной книге.
Тезис Кратко сформулированные основные положения доклада.
Телекоммуникация дистанционная связь: дистанционная передача данных.
Телеконференция использование автоматизированных информационных технологий для обмена информацией, в том числе и в целях обучения, между группами пользователей в двух и более удаленных друг от друга местах
Тестирование метод диагностики (психологической. педагогической, профессиональной и др.), использующий стандартизованные вопросы, задачи и задания {тесты), имеющие определенную шкалу значений
Технология обучения Совокупность используемых методов, форм и средств обучения.
Типизация - метод стандартизации, направленный на разработку типовых конструктивных и технологических решений; в результате работ по типизации вырабатываются и закрепляются в нормативном документе определенные характеристики тех или иных процессов или изделий.
Тренинг Систематические упражнения для приобретения или совершенствования какого-либо навыка, умения.
Тьютор Наставник, помогающий самостоятельной работе учащегося.
Умение педагогическое владение приемами и способами обучения и воспитания, основанное на сознательном использовании психолого-педагогических и методических знаний.
Унификация Приведение к единообразию.
Упражнение Вид задания, выполнение которого служит для тренировки навыков.
Успеваемость Степень усвоения знаний, умений и навыков с точки зрения полноты, глубины, прочности и сознательности.
- установление значения учебного предмета,
Учащийся, слушатель Тот, кто обучается чему-либо в соответствующем образовательном учреждении.
Учебная деятельность один из основных (наряду с трудом) видов деятельности человека, специально направленный на овладение способами предметных и познавательных действий, обобщенных по форме теоретических знаний.
Учебная задача - задача. требующая от учащихся открытия и освоения в учебной деятельности всеобщего способа (принципа, закономерности) решения относительно широкого круга проблем и конкретно-практических задач.
Учебная программа Учебно-методический документ, определяющий научное содержание и методическое построение дисциплины или раздела учебного плана.
Учебно-тематический план Учебно-методический документ, конкретизирующий учебный план и определяющий содержание и структуру учебных дисциплин, объем и последовательность их изучения, виды занятий и формы контроля.
Учебный план Учебно-методический документ, определяющий содержание обучения конкретной категории слушателей, планирование и организацию учебной деятельности.
Факультативный курс Необязательный учебный предмет, изучаемый по желанию самих учащихся.
Философия образования междисциплинарная область науки, изучающая наиболее общие стратегические. инвариантные подходы к обоснованию развития образовательных спечем с учетом их взаимодействия с социально-экономической и культурной точкой зрения.
Форма занятия Структура занятия, его организация.
Функция Внешнее проявление свойств объекта в некоторой системе отношений.
Хронология Перечень событий в их временной последовательности.
Ценз Ограничительные условия допущения к осуществлению чего-либо.
Эдукология Одна из наук об образовании, изучающая общие закономерности организации, функционирования и развития сферы образования.
Экзамен Метод проверки знаний, умений и навыков учащихся. В высшей школе проводятся по теоретическим дисциплинам. Одна из форм контроля знаний.
Экстерн Лицо, сдающее экзамены в учебном заведении, не обучаясь в нем.
Эмпирический Основанный на опыте.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 183.