Виды лекций с точки зрения характера содержания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Академическая лекция

2. Популярная (публичная) лекция

Академическая лекция - это традиционно вузовская учебная лекция, которую порой противопоставляют публичной лекции вне стен вуза. Для нее характерны высокий научный уровень, теоретические абстракции, имеющие большое практическое значение, но все же это абстракции. Стиль такой лекции четкий план, строгая логика, убедительные доказательства, краткие выводы. Цельная композиция лекции не допускает ответвлений мысли. Большинство учебных лекций по программе курса - академические.

Популярная (публичная) лекция представляет изложение научных истин для аудитории, которая не подготовлена к их восприятию. Ученый-педагог обязан быть популяризатором, уметь просто и ясно излагать научную проблему. Обычно такие лекции читаются вне стен вуза. Но и в высшей школе они уместны по курсу «Введение в специальность» для студентов 1 курса, слушателей подготовительного отделения, абитуриентов.

 

Виды лекций с точки зрения их места в процессе обучения

Лекция общего курса (учебная лекция но программе курса) - это обычная и самая распространенная лекция в вузе. Содержанием общих курсов является последовательное и системное изложение данной науки, ознакомление слушателей с ее основными категориями, принципами и закономерностями.

Характерной особенностью этих лекции является их взаимосвязь, каждая лекция логически связана с предыдущими и учитывает вопросы в последующих лекциях. Здесь господствует принцип неразрывности, единств целою курса лекции. Это накладывает печать на подготовку каждой отдельной лекции, на ее место и роль в целом курсе.

Вводная лекция  намечает основные проблемы курса в целом или его раздела. В нее включаются «ключевые» вопросы, понимание которых позволяет лучше усвоить материал последующих тем или самостоятельно разобраться в нем. Если      первая лекция прочитана плохо (вяло, скучно) – то определит отрицательное отношение студентов ко многим будущим лекциям или даже ко всему лекционному курсу. Учитывая знания студентами других вузовских предметов, уровень обыденного сознания данной области науки, ее практическое применение и многое другое, лектор должен так выстроить первую лекцию, чтобы вызвать у студентов интерес к науке и желание постигнуть ее. Первая лекция должна особенно тщательно готовиться лектором.

Обзорные лекции читаются обычно перед экзаменами - государственными или курсовыми. Их отличие от цикла курсовых лекций заключается в том, что они излагают лишь отдельные, наиболее крупные вопросы программы. Отбор этих вопросов зависит от многих факторов -• состояния науки, количества часов, отводимых на лекцию, и др. Обычно обзорные лекции читаются студентам, которые ранее изучали данный предмет, поэтому в них излагаются новые положения в науке. Сюда включаются также наиболее сложные вопросы курса, новейшая практика, последние литературные публикации.

Обзорные лекции часто читают на вечерних и заочных отделениях вузов, представляя конспективный обзор полного учебного курса лекций. При этом задача лектора состоит в том, чтобы нарисовать общую картину своего предмета, более подробно остановившись на узловых и наиболее сложных и типичных ошибках студентов на экзаменах. Весьма эффективен и такой прием, за день-два до лекции, преподаватель или лаборант собирает в письменном виде вопросы и пожелания студентов-заочников, приехавших на экзаменационную сессию. Продумывая затем план обзорной лекции, преподаватель учитывает эти вопросы, особенно если они повторяются. Что касается специфических вопросов, то о них лучше рассказать во время консультации.

Обзорная лекция является основным методом изучения нескольких тем программы. Она применяется также при изложении сведений, имеющих информационное значение. Если для вводной лекции наиболее типичны различные приемы обобщений, установок, оценочных выводов, то обзорной лекции присущи элементы повествования и описания, сочетаемые с анализом и обобщениями. Основным в обзорной лекции является умение так отобрать и сгруппировать типичные и характерные формы, чтобы логически подготовить студентов к пониманию закономерностей.

Комплексная лекция читается в специальных курсах или на факультетах повышения квалификации преподавателей. Она представляет собой конгломерат данных из нескольких наук при сохранении ведущего значения одной из них. Такое комплексное рассмотрение темы помогает студентам оценить проблему.

Специальные курсы предназначены для углубленного освещения тех или иных разделов и проблем науки. Данный вид чаще используется на стационаре. Спецкурсы читают обычно в факультативном порядке по дисциплинам, выражающим профиль данного вуза (факультета). Особенностью таких лекции является их высокий научный уровень. Как правило, спецкурсы читают преподователи, которые сами ведут научные исследования в данной области. Они сообщают студентам информацию о различных научных школах и направлениях, о разнообразных методах работы, о спорных вопросах в научной области.

Установочные лекции читаются чаще всего студентам заочного отделения, приступающим к изучению данной дисциплины. Задача таких лекций, во-первых, нацелить студентов на глубокое самостоятельное изучение предмета по литературным источникам, во-вторых, оказать им посильную помощь в этой работе. Лектор знакомит студентов с содержанием и назначением предмета, его важнейшими понятиями и методами, главными трудностями при его изучении. Значительная часть времени отводится ознакомлению с необходимой литературой (первоисточниками и учебниками), методическими советами и рекомендациями по ее изучению, написанию контрольных работ, а также с требованиями, предъявляемыми на экзаменах.

Читать такие лекции достаточно трудно для этого требуется высокая квалификация преподавателей, способных направить самостоятельный труд студентов. Установочные лекции могут читаться как по целому курсу, так и по его частям. Для студентов дневных факультетов установочные лекции читаются во время выбора тем курсовых или дипломных работ - это методические лекции, из которых можно узнать как подготовить курсовую или дипломную работу (подбор литературы, ее изучение, план работы подготовка текста, защита работы и др.).



Дата: 2019-04-23, просмотров: 227.