Основы педагогического контроля в высшей школе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Известно, что контроль стимулирует обучение и влияние на поведение студентов. Как показала практика, попытки исключить контроль частично или полностью из учебного процесса приводят к снижению качества обучения. 

 

Функции педагогического контроля

В области контроля можно выделить три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную.

Диагностическая функция: контроль – это процесс выявления уровня знаний, умений, навыков, оценка реального поведения студентов.

Обучающая функция контроля проявляется в активизации работы по усвоению учебного материала.

Воспитательная функция: наличие системы контроля дисциплинирует, организует и направляет деятельность студентов, помогает выявить пробелы в знаниях, особенности личности, устранить эти пробелы, формирует творческое отношение к предмету и стремление развить свои способности.

В учебно-воспитательном процессе все три функции взаимосвязаны и переплетены, но есть и формы контроля, когда одна, ведущая функция превалирует над остальными. Так, на семинаре в основном проявляется обучающая функция: высказываются различные суждения, задаются наводящие вопросы, обсуждаются ошибки, но вместе с тем семинар выполняет диагностическую и воспитывающую функции.

Зачеты, экзамены, коллоквиумы, тестирование выполняют преимущественно диагностическую функцию контроля.

При применении программированного контроля проявляется его обучающая и контролирующая функции.

 

Требования к контролю

Общие: объективность, полнота, адекватность, надежность, естественность условий контроля, экономичность.

Специальные реализация индивидуального контроля, массовость, оперативность получения результатов и принятия решений, прогностическая валидность, однородность заданий [8].

 

Формы педагогического контроля

Систему контроля образуют экзамены, зачеты, устный опрос (собеседование), письменные контрольные, рефераты, коллоквиумы, семинары, курсовые, лабораторные контрольные работы, проектные работы, дневниковые записи, журналы наблюдений. Каждая из форм имеет свои особенности.

Во время устного опроса контролируются не только знания, но тренируется устная речь, развивается педагогическое общение. Письменные работы позволяют документально установить уровень знания материала, но требуют больших затрат времени для преподавателя. Экзамены создают дополнительную нагрузку на психику студента. Курсовые и дипломные работы способствуют формированию творческой личности будущего специалиста. Умелое сочетание разных видов контроля – показатель уровня постановки учебного процесса в вузе и один из важных показателей педагогической квалификации преподавателя.

По времени педагогический контроль делится на текущий, тематический, рубежный, итоговый, заключительный.

Текущий контроль помогает дифференцировать студентов на успевающих и неуспевающих, мотивирует обучение (опрос, контрольные, задания, проверка данных самоконтроля).

Тематический контроль – это оценка результатов определенной темы или раздела программы.

Рубежный контроль – проверка учебных достижений каждого студента перед тем, как преподаватель переходит к следующей части учебного материала, усвоение которого невозможно без усвоения предыдущей части.

Итоговый контроль – экзамен по курсу. Это итог изучения пройденной дисциплины, на котором выявляется способность студента к дальнейшей учебе. Итоговым контролем может быть и оценка результатов научно-исследовательской практики.

Заключительный контроль – госэкзамены, защита дипломной работы или дипломного проекта, присвоение квалификации Государственной экзаменационной комиссией.

 

Контроль в образовательном процессе заключается в проверке хода и результатов теоретического и практического усвоения слушателями учебного материала. Оценка знаний, умений и навыков, полученных в процессе дистанционного обучения приобретает особое значение ввиду отсутствия непосредственного контакта обучающегося и педагога. Повышается роль и значение объективных и многокритериальных форм контроля качества знаний. Особенностью контроля в СОО является необходимость дополнительной реализации функций идентификации личности обучающегося для исключения возможности фальсификации обучения.

Качество усвоения студентами учебного материала в СОО, так же как в традиционном процессе, можно характеризовать по уровням усвоения: 1. Уровень представления, 2. Уровень воспроизведения, 3. Уровень умений и навыков 4. Уровень творчества .

В СОО используются следующие виды контроля: экзамены, контрольные работы, зачеты, курсовые и дипломные работы. В СОО широкое распространение получили тестовый контроль как для самопроверки, так и для итогового контроля, который может проводиться в Центре или в учебно – консультационных пунктах под наблюдением тьютора (представителя Центра).

Организацию контроля при реализации технологий, например, дистанционного обучения, можно классифицировать и наглядно представить в виде схемы, изображенной на Рис. 2.3.1.   

Автоматизированный                                      Неавтоматизированный

 

 


Удаленный                                                               Очный   

                                        

 

                                                                   

                                                          На месте                С выездом

                                                     под наблюдением       студента                                        

                                                     представителей          в Центр

                                                            Центра

 

 

С передачей необработанного            Обработка

материала контроля                         результатов         

     в Центр                                            контроля     

                                                                    на месте                  

                                                                                                                                  

                  Рис 2.3.1. Варианты организации контроля в СОО

 

Исследования вариантов организации контроля при дистанционном обучении показали, что целесообразны два типа контроля: регламентный контроль и самоконтроль.

При регламентных формах контроля целесообразно организовывать непрерывную связь в виде входного, текущего и выходного. Результаты входного контроля, дают возможность осуществлять управление процессом обучения и учитываются как при планировании процесса обучения, так и в ходе его, так как по ним определяются подходы к организации индивидуального процесса дальнейшего процесса дистанционного обучения. 

Самоконтроль осуществляется обучающимся как с помощью компьютерных обучающих программ, так и элементарными приемами, путем ответов на контрольные вопросы тесты тестов, составленным по разделам учебной программы.

 

Тестирование

Контроль (проверка) результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения и трактуется как педагогическая диагностика. Дидактические тесты - метод (средство) проверки результатов обучения представляет собой совокупность стандартизированных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися.

Тест рассматривается как некоторый «измерительный прибор», который должен отвечать следующим требованиям:

· надежность (показывает те же результаты неоднократно, в сходных условиях);

· валидность (тест обнаруживает и измеряет уровень усвоения именно тех знаний, которые хочет измерить разработчик теста);

· объективность (независимость проверки и оценки знаний от личности преподавателя).

 

В мировой педагогической практике принято выделять три этапа внедрения тестирования 

1. 1900-1915г.г. Период поисков. Признанным авторитетом в области тестирования считается Э. Торндайк (1874-1949г.г.). В этот период происходит осознание и первоначальное внедрение тестов памяти, восприятия и других, которые предложил французским психолог А.Бине. Разрабатываются и проверяются тесты интеллекта, позволяющие определять коэффициент умственного развития.

2. 1916-1930г.г. Бурное развитие тестирования. Создается классическая теория тестирования на базе количественного оценивания человеческих качеств Френсиса Гальтона. Разрабатываются и внедряются тесты О.Стоуна по арифметике, Б. Зекингема для проверки правописания. При разработке тестов используются научные разработки Т. Келли, который разработал способ измерения интересов и наклонностей обучаемых.

3. 1931- н.в. совершенствование теории и практики тестирования идет по следующим направлениям:

· создаются новые совершенные средства предъявления и обработки тестов, накопления и эффективного использования диагностической информации;

· повышается объективность тестов;

· создается непрерывная (сквозная) система диагностики с общими принципами;

· создаются основы теории адаптивного теории (Item Respons Theory).

   В 1947г. организуется американская служба Educational Testing Service, имеющая свыше 5 тысяч отделений во многих странах мира.

Россия в начале века безоговорочно приняла тестовую основу объективного контроля обучения. Однако после постановления ЦК ВКП(б) в 1936г. «О педологических извращениях в системе наркомпроса» били ликвидированы не только интеллектуальные, но и безобидные тесты успеваемости. Попытки возродить их в 70-х годах ни к чему не привели. В этой области наша наука и практика значительно отстали от зарубежного уровня. В настоящее время в спешном порядке наверстывается упущенное. Серьезные научные исследования в области теории и практики тестирования проводятся Исследовательском центре проблем качества подготовки специалистов Минобразования РФ (рук.Селезнева Н.А.). В области теории и практики тестирования работают такие отечественные специалисты, как  Аванесов В.С., Радионов Б.У., Татур А.О., Васильев В.И., Малышев Н.Г., Тягунова Т.Н. и др.

Успехи компьютеризации образования позволили автоматизировать процесс подготовки тестов и самого процесса тестирования. Системы электронных тестов становятся неотъемлемым элементом учебно-методического обеспечения. Преподавателям предписывается в обязательном порядке разрабатывать и иметь тесты, также как они обязан иметь для эффективного проведения учебного процесса, например, учебную программу, конспект лекций и планы семинарских занятий и др.

Оболочки для разработки систем электронного тестирования разрабатываются в своем большинстве самими вузами (например, Финансовая академия, Российская таможенная академия, Международный институт экономики и права и др.). Под патронажем Всемирного технологического университета разработана инструментальная среда адаптивного тестирования АСТ-ТЕСТ, система сетевого тестирования ЛИТМО (С- Петербург) и др.

 В МЭСИ разработана система сетевого тестирования НИИ ДО (С.Л. Лобачев).   

В то же время исследования, проведенные в НИИ ОТ, показали, что существует значительное количество отечественных и зарубежных оболочек для создания сетевых учебников, среди них «Кобра-2000»- комплекс информационно-обучающих программ (Центр телекоммуникаций РЭА им. Г.В. Плеханова ЗАО «Диалог-версия»), ДОСТУП- Сб-Петербург, WebСТ, Topclass и др.

 Наличие оболочек для подготовки электронных учебников делает ненужным наличие отдельных систем тестирования, т.к. они уже встроены в эти оболочки. Говоря о целесообразности создания, приобретения и использования отдельных оболочек для создания тестов, можно привести такое образное сравнение.

Вы приобрели музыкальный центр, где есть все в комплексе (интегрировано), и телевизор, и видео(аудио)магнитофон, и приемник и другой сервис. И тут-то вам предлагают приобрести еще дополнительно магнитофон. Зачем он мне? -, ответите вы наверняка.

 

Классификация тестов

Если в основу классификации тестов положить различные аспекты развития и формирования человеческих качеств, то она будет выглядеть следующим образом:

 

1. Тесты общих умственных способностей, умственного развития.

2. Тесты специальных способностей в различных областях деятельности

3. Тесты обученности, успеваимости, академических достижений

4. Тесты для определения отдельных качеств (черт) личности (памяти, мышления, характера и др.

5. Тесты для определения уровня воспитанности (сформированности общечеловеческих, нравственных, социальных и других качеств).

 

В учебном процессе тесты применяются в основном для проверки качества знаний. Тесты могу быть гомогенными (по одному предмету) и гетерогенными (проверяется сумма знаний). Тестирование предполагает системность. В рамках одного вуза он должно проводиться от момента поступления студентов до момента окончания ими вуза. Это системная работа со своим финансированием и своим штатом. Специалистов по тестированию мало. Вся научная и методическая литература в основном на английском языке. На Западе чем выше уровень развития тестового контроля, тем выше рейтинг вуза. Нидерланды являются центром тестирования. Затем идут Япония, Австралия, США.

Тест – это совокупность заданий, опробованных на основе научных критериев для педагогического измерения в тех или иных целях.

Цели тестового контроля могут быть следующими:

· обобщающая цель – повышение качества обучения;

· локальные (конкретные) цели необходимы для:

1. Объективной оценки объема знаний студентов.

2. Профориентации и профотбора. (Тесты устанавливают адекватность выбора профессии абитуриентами).

3. Итоговая аттестация и аккредитация вузов. (В настоящее время в России созданы с этой целью группы разработчиков – 5-6 вузов, работающих по разным специальностям).

4. Выявление структуры усвоения знаний у студентов

5. Система полного усвоения знаний. (Эта система особенно популярна в западных странах. Выявляются нули в тестах и соответственно заполняются пробелы в знаниях).

6. Оценка эффективности работы кафедры, преподавания читаемых на ней предметов.

 

Для научного создания тестов необходимы:

1. Методология (теория методов создания тестов). Традиционно в тестировании сложилось две методологии:

· методология создания тестов до 20-60-х гг.;

· современная методология, называемая латентно (скрытный) – структурный анализ;

2. Теория педагогических измерений.

Для выделения предмета измерения вначале необходимо концептуально решить – «что такое значение». Поэтому очень сложно выделить предмет измерений.

3. Педагогическая теория теста (некий понятийный аппарат, формы задания, методы отбора содержания и т.д.).

 

Таким образом, тест – система заданий возрастающей трудности специфической формы, позволяющая объективно оценивать уровень и структуру знаний студентов.

Единицами тестирования служат тестовые задания – это одна единица контрольного материала, сформулированная в виде утверждения, предложения с неизвестным, удовлетворяющая ряду требований. Тестовое задание – задание в тестовой форме.

 

Формы тестовых заданий [2]

1. Закрытая форма.

2. Открытая форма.

3. Задания на соответствие.

4. Задания на установление правильной последовательности

 

Перечень характеристик тестовых заданий

1. Содержание. Чем полнее отобрано содержание курса в тестовом задании, тем выше валидность теста. 360 заданий выполняются приблизительно за 1,5-2 часа.

Требования к содержанию тестового задания:

· Предметная чистота (чем меньше междисциплинарных элементов, тем чище содержание дисциплины);

· Значимость содержания.

· Содержание должно быть репрезентативным (более полно отражать знание курса);

· Содержание должно быть научно достоверным (отражать современные взгляды).

 

2. Формы тестового задания.

Выбор формы задания зависит от:

· Содержания курса;

· Цели создания теста (контроля);

· Умения разработчика.

 

3. Степень трудности: задания должны быть разной трудности; есть одно-два задания, которые не может сделать никто; одно-два задания, которые должны выполнить все; 60-70% составляют задания средней трудности.

1. Дифференцирующая способность. Знающие студенты должны выполнить задание, не знающие - не в состоянии его выполнить.

2. Локальная независимость: выполнение заданий не зависит от результатов выполнения других форм работы.

3. Информативность заданий. Каждое задание выполняет информационную функцию.

4. Коррелируемость задания с критерием.

 

В российской высшей школе исследованиями в области тестирования занимаются: в Москве – текстильная академия, мелиоративная академия, университет дружбы народов, МИФИ; в Санкт – Петербурге – медицинская академия; в Красноярске – исследовательский тестологический центр; в Новгородском университете организована лаборатория тестового контроля.

 

Методы оценки критериев качества тестов

Классическая теория тестов опирается на теорию корреляции, главными параметрами которой являются надежность и валидность. Основы классических тестов составляет идея их параллельности. Параллельными называются тесты, в которых истинные и ошибочные компоненты равны на одной и той же выборки испытуемых. Они имеют одни и те же элементы содержания, одну и ту же трудность заданий.

Надежность – устойчивость результатов теста, получаемых при его применении. Существуют следующие методы оценивания надежности:

1. Параллельное тестирование в 2 – х группах.

2. Ретестовая надежность (повторное тестирование)

3. Расщепление теста (тест расщепляют на две части по четным и нечетным номерам заданий). Чем выше корреляция между двумя частями, тем выше надежность.

Существуют тесты на выявление знаний (dominitest) и на выявление навыков (masteritest).

Валидность – пригодность теста, т. е. Способность качественно измерять то, для чего он создан по замыслу авторов. Оценка валидности производится по результатам тестирования и результатам экзамена и профессиональной деятельности, которые должны иметь высокий уровень корреляции.

Раньше данные тестирования подвергались статистической обработке, а сегодня конечный результат достигается с помощью математического структурного анализа. Теория математического структурного анализа основывается на том, что человеческие знания имеют некоторую латентную переменную. Идея этой переменной (параметра) и легла в основу тестирования. Основное предположение математического анализа состоит в том, что между результатами теста и измеряемыми параметрами есть функциональная зависимость, позволяющая с помощью анализа и оценки этих параметров создавать представление о знании человека.

 

 Преимущества и недостатки тестового контроля

Преимущества:

· значительный объем разнообразного учебного материала, который может быть проверен за определенный отрезок времени;

· возможность контроля на необходимом, заранее установленном уровне, допуская изменение степени трудности вопросов, а случае выборочного ответа – множественность выбора, включая типичные ошибки, встречающиеся на данном этапе обучения в качестве возможных ответов;

· возможность предварительного самоконтроля с целью самооценки достигнутого уровня;

· возможнорсть выставления объективной оценки путем простого подсчета количества правильных ответов. Что позволяет дать количественную оценку результатов контроля;

· наличие документа, строго фиксирующеего результаты контроля, а также номера вопросов (заданий), на которые даны правильные или неправильные ответы;

· внимание слушателей в тесте фиксируется не на составлении ответа на обдумывании существа его;

· знычительная экономия времени при проверке больших групп обучаемых, ибо время на контроль определяется не числом экзаменующихся, а количеством контрольных вопросов;

· возникновение условий для корректировки учебных программ при использовании контроля в процессе обучения;

· возможность использования технических средств и устройств для контроля, что позволяет высвободить преподавателя от проведения самого контроля;

· возможность использования разработанных тестов и критериев уровня обучения в течение нескольких лет;

· отсутствие необходимости неосредственного участия преподавателя в проведении контроля;

· конкретность заданий и способов их выполнения

· однозначность оценки ответа;

· возможность статистической обработки результатов контроля.

 

Недостатки тестового контроля состоят в следующем:

· возможность оценки главным образом знания и в меньшей степени умения слушателя решать практические и организационные вопросы;

· возможность оценить лишь конечный результат – правильный или неправильный ответ;

· отсутствие «обратной связи» с преподавателем в ходе выполнения контрольного задания, если в процессе контроля не используются технические средства;

· «формализованный» характер выборочного ответа;

· неизбежность подсказки при альтернативном ответе;

· невозможность оценить сам процесс формирования ответа, который привел к тому или иному результату;

· недостаточный уровень контроля при использовании выборочной формы ответа.

· возможность запомнить ложный или неточный ответ;

· стандартизация мышления без учета свойств личности;

· невозможность оценки характера мышления (логикипостроения концепции, умения обосновать ее, используя для этого необходимые данные, логическое мышление и др.)

· упрощение задачи, стоящей перед слушателем вместо самостоятельного формулирования полного и исчерпывающего ответа на поставленный вопрос требуется лишь выбрать правильный ответ из числа готовых;

· необходимость высокой квалификации преподавателей и экспертов. составляющих задания;

· предвзятость преподавателей к этому методу контроля.

· зависимость оценки знаний от уровня трудности заданий;

· зависимость оценки трудности задания от уровня подготовленности студентов;

· один инструмент оценки не может оценивать разное знание студентов.

 

Рейтинг

Система контроля знаний в вузах в настоящее время вступает в противоречие с современными требованиями к подготовке квалифицированных специалистов. Главный ее недостаток очевиден – она никак не способствует активной и ритмичной самостоятельной работе студентов. Рейтинговая система устраняет этот недостаток. Она учитывает результаты текущего, промежуточного и итогового контроля, которые суммируются, образуя рейтинг студента. В частности, рейтинг в значительной мере устраняет негативные стороны уравнительной системы обучения, т.к. устраняются усредненные группы отличников, хорошо успевающих и слабых студентов Вместо них появляется первый по учпеваемости студент, десятый и последний.

Рейтинг – дословно с английского – оценка, некоторая численная характеристика какого – либо качественного понятия. Обычно под рейтингом понимается «накопленная оценка или «оценка, учитывающая предысторию». Принят и такой термин – индивидуальный, кумулятивный индекс. В вузовской практике рейтинг – это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобальной шкале (например, 20-бальной, 100 – бальной) и интегрально характеризующая успеваемость и знания студента по одному или нескольким предметам в течение определенного периода обучения (семестр, год и т.д.) [7].

 

Резюме

1. Основные организационные формы, исторически сложившиеся в разные годы – это:

· Индивидуальная форма

· Индивидуально – групповая

· Классно – урочная

· Белл –ланкастерская;

· Мангеймская система;

· Дальтон – план;

· План трампа.

В свою очередь наиболее распространенной является классно – урочная при которой имеются различные виды занятий: лекции, семинары и т.д.

 

2. Наиболее распространенные виды занятий в вузе – это семинары, лабораторные работы, практикумы, НИРС, самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя, производственная практика.

 

3. Применение средств компьютерных и телекоммуникационных технологий значительно видоизменяет традиционные виды занятий и появляются новые –например, «метод проектов».

 

4. Педагогический тест – метод исследования личности, основанный на ее оценке по результатам выполнения системы стандартизированных заданий возрастающей трудности, позволяющих оценивать структуру и измерить уровень знаний, умений и навыков в определенной области знаний.

5. Рейтинговая система оценки знаний и контроля успеваимости – комплекс учебных, воспитательных, методических и организационных мероприятий, направленных на обеспечение систематической, творческой работы обучаемых, повышение индивидуализации и состязательности учебы и позволяющих проведение объективного ранжирования (рейтингования) объектов обучения в зависимости от результатов их труда.

Рейтинг по дисциплине – интегральный рейтинговый балл, характеризующий результаты обучения по отдельному предмету и включающий в себя рейтинг текущей текущей успеваимости, экзаменационный рейтинг по данному предмету, а также поощрительные баллы, назначаемые за выполнение различных заданий сверх обязательной программы.

6. Тест – это подготовленый специальным образом набор тестовых заданий, позволяющих валидно, объективно и надежно оценивать обученность испытуемых посредством педагогических и статистических методов.

Тестовые задания – это задания, предполагающе однозначность определения факта их выполнения и четкую систему оценивания результатов выполнения. Самолаев

 

7. Тест – это обоснованный метод контроля,отвечающийнаучным требованиям надежности, валидности и эффективности. Этому методу профессорско – преподавательсий состав вуза надо учить. Кажущаяся внешняя простота педагогического теста является самым расхожим заблуждением, способствующим появлению множества тестов, называемых так либо по недоразумению, либо по давно сложившейся у нас привычке называть вещи не своими именами [6].

 

Вопросы для самопроверки и рефлексии

1. Перечислите и охарактеризуйте основные организационные формы обучения

2. Какие основные виды учебных занятий в вузе Вы знаете

3. Каковы недостатки и достоинства традиционной лекции

4. Поясните существо рейтинга в учебном процессе, с какой целью он вводится?

5. Что такое тест и тестовое задание?

6. Какие типы тестов Вы знаете?

7. Как повлияло на качество учебного процесса отмена на заре советской власти контроля учебы и лекций?

8. Является ли необходимой лекция в период широкого внедрения компьютерных и телекоммуникационных технологий?

9. Какие особенности и отличия виртуального семинара от традиционного – очного?

10. Почему классно – урочная система является наиболее устойчивой со времен ее основания?

11. Является ли необходимой такая форма контроля как экзамен?

12. Какая из известных организационных форм обучения лучше всего вписывается в СОО?

 


Литература

1. Педагогика Под ред. П.И. Пидкасистого -М.: ПОР,1998 –640с.

2. Педагогика и психология ВШ.-Ростов-на Дону. «Феникс»,1998. –544с.

3. Рейтинг в учебном процессе вуза: опыт, проблемы, рекомендации. –М.: ВУ,1992.-109с,

4.Методика подготовки и чтения лекции Коробов Ю.// Финансовая газета 1, 2, 3 январь, 2000

5. Горбунова Е.И., Самойлов В.А. Шевченко К.К. Методические рекомендации по созданию тестовых заданий итогового контроля знаний-М.: МЭСИ,2000.9с.

6. Аванесов В.С. Применение тестов в учебном процессе Автоматизация тестирования в системе экономического образования-М.: ФА,1996, с.3-6.

7.Соболев С.К. Об основах рейтинговой системы. Рейтинг в учебном процессе вуза:опыт, проблемы, рекомендации. –М.: ВУ1992. с. 15-22.

8. Самолаев Ю.Н., Блашковская И.В. Методические рекомендации по разработке тестовых заданий –М.: РТА,1996.15с

 

 


 




Тема 2

Модуль 2.4.

 

 

4.  Методические и организационные основы подготовки и проведения  учебных занятий.

 

Учебные вопросы

2.4.1 Методика подготовки и чтения лекции

2.4.2. Методика подготовки и проведения семинарских занятий

2.4.3.Методические вопросы подготовки научно - учебных текстов

2.4.4. Методические рекомендации по подготовке тестов

 

В результате изучения содержания этого модуля Вы будете:

1.   знать виды и характеристики и требования к лекции.

2.   знать как подготовится и как прочесть лекцию.

3.   знать виды и характеристики видов семинаров.

4.   знать структуру и характеристики научно – учебного текста

5.   знать особенности составления и оценки тестов достижений

 

4.1. Методика подготовки и чтения лекции

Лекции различаются по своему построению, приемам изложения материала, характеру обобщений и выводов. В литературе нет единого мнения по поводу видов лекций.

Рассмотрим несколько классификаций видов лекций по различным основаниям [1].

Дата: 2019-04-23, просмотров: 207.