Экскурсовод — специалист, под руководством которого происходит процесс познания окружающей действительности в соответствии с требованиями методики проведения экскурсии.
Работа экскурсовода характеризуется рядом особенностей. Помимо глубоких теоретических знаний она требует определенных практических навыков и умений и предъявляет конкретные требования к экскурсоводу как личности. Он должен обладать следующими характерными чертами:
· интеллектуальностью;
· индивидуальностью;
· ответственностью;
· личным достоинством;
· активной жизненной позицией.
В освоении профессии экскурсовода важными являются следующие виды способностей:
· конструктивные;
· организаторские;
· коммуникативные.
Конструктивные способности находят свое отражение в умении отобрать и правильно оформить экскурсионный материал, умело и в доступной форме донести его до слушателей с учетом дифференцированного подхода к экскурсионному обслуживанию.
Организаторские способности определяются умением сочетать экскурсоводческое мастерство с руководством экскурсионной группой.
Коммуникативные способности выражаются в умении экскурсовода организовать процесс проведения экскурсии так, чтобы между всеми партнерами по общению (экскурсантами, водителями, работниками музеев, выставок и т.п.) было полное взаимодействие и взаимопонимание. Способность к общению всегда относилась к важнейшим человеческим качествам. Экскурсовод, легко вступающий в контакты и умеющий располагать к себе, заслуживает наибольшей симпатии. Экскурсия — это творческий процесс общения.
Поэтому умелая передача экскурсоводом идей, образов, мыслей и чувств служит жизненно важной цели — установлению взаимосвязей и сотрудничества людей.
Огромная роль в освоении профессии экскурсовода отводится следующим качествам характера:
интеллектуальным (гибкость ума, наблюдательность), волевым (самообладание, решительность, настойчивость), эмоциональным (чуткость).
На эффективность экскурсии также оказывают влияние такие качества, как радушие, приветливость, внимание к людям, жизнерадостность, оптимизм, непринужденность, индивидуальность.
Индивидуальность экскурсовода формируется в процессе освоения им экскурсоводческого мастерства, выработки и совершенствования индивидуальных особенностей: речи, жестов, мимики, стиля изложения материала, использования своих излюбленных приемов и манеры ведения экскурсии в целом.
Основой мастерства экскурсовода являются глубокие знания логики, психологии, педагогики, определенной области гуманитарных, технических или естественных наук. К слагаемым мастерства экскурсовода также относятся:
· эрудиция, интеллект, культурный уровень;
· знание методологии экскурсионной деятельности;
· знание методики подготовки и проведения экскурсии;
· владение ораторским искусством и практическими навыками ведения экскурсии.
Сила профессионального мастерства — красноречие экскурсовода. Изложение данным лицом текста экскурсии в устной форме следует рассматривать как публичную речь, которой свойственны тема, цели, задачи, подобранный материал.
Ведение экскурсоводом экскурсий различной тематики предполагает использование в его речи различных стилей: информационного, делового, научного, художественного, публицистического и др. В частности, информационный стиль используется для констатации некоторых положений дел в объективном мире с минимумом их эмоциональной окраски, отличается нейтральной, ровной интонацией. Для речи экскурсовода этот стиль удобен при сообщении статистических данных, но желательно прибегать к нему как можно реже.
Научный стиль строится на сочетании нейтральных и «волевых» интонаций, подтверждаемых выражениями «доказано», «известно» и др. и служащих для привлечения внимания экскурсантов с целью их убеждения в истинности излагаемой точки зрения. При этом используются научные факты и документальные подтверждения.
Выразительность используемых экскурсоводом приемов рассказа (цитирование, литературный монтаж) свойственна художественному стилю.
Содержательность информационного и пафос художественного стилей объединяет в себе стиль публицистический. Речи такого стиля носят агитационно-пропагандистский характер и в экскурсии направлены на формирование или изменение убеждений слушателей, их мобилизацию на решение собственных актуальных задач.
Все тексты речи экскурсовода строятся с ориентацией на определенные нормы.
Одними из главных достоинств и норм речи являются ее точность (строгое соответствие слов обозначаемым предметам и соответствие между принятым значением слова и его применением в речи); фонетическая и лексическая правильность (соответствие исторически принятым действующим языковым нормам, касающимся прежде всего произношения, ударения, словоупотребления, формообразования, построения словосочетаний и предложений); выразительность (выразительная речь не только хорошо слышима, но и легко воспринимаема, вызывает интерес и поддерживает внимание слушателей); богатство (разнообразие) речи (чем реже повторяются в речи одни и те же слова и синтаксические структуры, чем больше словарный запас слов, их значений, моделей словосочетаний и предложений, тем богаче и разнообразнее речь экскурсовода); чистота — отсутствие чуждых литературному языку элементов:
- диалектизмов (слов и выражений, свойственных местным диалектам);
- иноязычных слов (варваризмов — слов из чужого языка, включаемых в речь без надобности);
- жаргонизмов (вульгаризмов — грубых, пошлых, непристойных слов и выражений);
- слов-паразитов (навязчивых и часто повторяемых слов, затрудняющих
восприятие речи экскурсовода).
Выразительность речи (как и ее недостатки) может быть подчеркнута и усилена при использовании технических средств. Для экскурсовода важно уметь работать с микрофоном.
Стремясь овладеть техникой речи по микрофону, прежде всего необходимо добиться непринужденного тона, достигая выразительного и полного звучания.
К должностным обязанностям экскурсовода относят:
· хорошее знание содержания проводимых экскурсий и путевых экскурсионных информации;
· владение методикой проведения экскурсий в соответствии с контрольным текстом экскурсии (путевой информации) и методической разработкой;
· подготовка текстов, составление методических разработок экскурсий, других методических материалов;
· своевременное обновление используемых при проведении экскурсий (путевых информации) данных, внесение изменений и дополнений в контрольный текст экскурсии (путевой информации);
· участие в разработке новых тем и маршрутов экскурсии;
· освоение новых тем и вариантов экскурсий для различных групп населения;
· участие в работе методических секций и творческих групп экскурсоводов, конференциях, семинарах;
· участие в прослушивании экскурсоводов на маршруте, рецензирование текстов экскурсий (путевых информации);
· выступление с сообщениями о роли экскурсий, пропаганда и реклама экскурсий;
· соблюдение маршрута экскурсии (путешествия); информирование экскурсантов (туристов) о правилах поведения во время экскурсии (путешествия);
. принятие мер безопасности экскурсантов и туристов во время экскурсий (путешествий);
· оформление в установленном порядке документов на экскурсионное обслуживание.
Экскурсовод должен знать: основные вопросы экскурсионной теории; экскурсионные возможности своего региона; сущность экскурсии, ее признаки и функции, требования к ней; принципы составления маршрута экскурсии; классификацию экскурсионных объектов; классификацию и тематику экскурсий; методику подготовки экскурсий; практическое применение элементов педагогики, логики, психологии в экскурсионной деятельности; эстетическое содержание экскурсий, его значение; виды и формы экскурсионного обслуживания, дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию различных групп населения; критерии оценки качества экскурсии, показатели качества экскурсионных процессов; организацию работы экскурсовода, экскурсионную методику, ее задачи и требования, методику проведения экскурсии; методические приемы и их классификацию; методику проведения экскурсий на исторические, военно-патриотические, архитектурно-градостроительные, литературные, искусствоведческие, производственные, природоведческие темы; особенности проведения музейных, обзорных (многоплановых) городских и загородных экскурсий; пути совершенствования методики проведения экскурсии; пути совершенствования профессионального мастерства. Экскурсовод должен уметь:
· подбирать необходимый материал и составлять текст экскурсии на определенную тему;
· составлять методическую разработку экскурсии;
· применять методические приемы в ходе проведения экскурсии; » составлять текст путевой информации и проводить ее;
· использовать наглядные материалы, включенные в «портфель экскурсовода»;
· руководить группой туристов (экскурсантов);
· рекламировать экскурсии в учреждениях и организациях и т.п.
Совершенствование профессионального мастерства экскурсовода может быть:
а) централизованным:
· повышение квалификации путем учебы на курсах, участия в семинарах, конференциях и других формах обучения;
· специализация экскурсоводов с учетом способностей и желания проводить экскурсии на те или иные темы;
· сертификация экскурсионных услуг;
· контроль проводимых экскурсий;
б) индивидуальным:
· систематическое изучение литературы и других источников информации;
· освоение системы учебных упражнений по проведению экскурсии: отработка приемов показа и рассказа, иллюстрации наглядных пособий, использование технических средств;
· отработка техники расстановки группы у экскурсионного объекта; навыков работы с микрофоном, усилительными установками и другими техническими средствами; посещение и участие в культурно-познавательных мероприятиях; публикации в периодической печати и выступления в средствах массовой информации; подготовка методической и специальной литературы.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 290.