Экскурсионное обслуживание — организация и оказание экскурсионных услуг, удовлетворяющих потребности человека в приобщении к духовным и нравственным ценностям, в накоплении знаний, в том числе и профессиональных, в режиме свободного выбора объектов, методов и средств познания.
Экскурсионное обслуживание позволяет донести до потребителя (экскурсанта, туриста) комплекс знаний по истории, культуре, географии, этнографии, экологии, экономике и др. При участии в таких экскурсионных мероприятиях, как осмотр музейных и выставочных экспозиций, исторических, культурных, природных, этнографических, инженерных и других достопримечательностей, происходит удовлетворение потребности личности в познании окружающей действительности. Избирательность человека в выборе экскурсионных услуг носит подсознательный характер. Экскурсант (турист) выбирает те экскурсионные услуги, которые удовлетворяют одновременно несколько потребностей, т.е. обладают функциональной полнотой. Так, посещая загородную экскурсию, ее участники не только удовлетворяют потребность в познании, но и в сочетании с эмоциональными и интеллектуальными нагрузками ликвидируют дефицит движения, повышают эффективность обмена информацией в процессе общения друг с другом. Таким образом, экскурсионное обслуживание можно рассматривать не только как часть комплексной туристской услуги, но и как самостоятельный вид услуг, целью которых является удовлетворение запросов и потребностей экскурсантов (туристов) в познании окружающей действительности.
Рассматривая экскурсионное обслуживание как результат деятельности туристско-экскурсионных предприятий системы организованного отдыха, следует иметь в виду, что комплекс задач экскурсионного обслуживания включает организацию отдыха, поездок и путешествий с посещением исторических, культурных, природных и иных объектов.
Удовлетворение потребностей экскурсантов находится в прямой зависимости от количественного и качественного совмещения форм экскурсионного обслуживания.
Каждая форма организации экскурсионного обслуживания — это совокупность направленных действий, имеющих конкретную цель — удовлетворение запросов и потребностей экскурсантов Целенаправленный характер работы по охвату населения экскурсионными услугами осуществляется в следующих направлениях:
· место проживания;
· учебные заведения, учреждения, предприятия;
· турбазы, дома отдыха, пансионаты и т.п.;
· клубы, дома и дворцы культуры;
· семинары, курсы, симпозиумы, конференции и т.п.;
· аэропорты (порты), вокзалы, фестивальные площадки.
Основой всей работы по организации экскурсионного обслуживания может быть бизнес-план предприятия, составленный с учетом изучения спроса и предложения экскурсионных услуг на рынке сферы туризма по видам экскурсий, их тематике, с учетом состава участников. В нем отражаются основные показатели экскурсионного обслуживания, к которым относятся:
· объем экскурсионных услуг, предоставляемых населению, гостям страны (в денежном выражении);
· количество экскурсантов (туристов);
· прибыль от реализованных услуг.
Данные показатели являются оценочными и служат в качестве критериев совершенствования организации экскурсионного обслуживания, для чего на предприятии целесообразно иметь следующую информацию:
· номера телефонов, факсов и адреса организаций, связанных с обслуживанием экскурсантов;
· перечень тем экскурсий;
· картосхемы экскурсионных маршрутов по городу, району, определенной местности (региону), области, стране;
· список номеров телефонов и домашних адресов экскурсоводов.
Полнота информации по организации экскурсионного обслуживания обеспечивается различного вида картотеками:
транспортных предприятий (автохозяйств, автостанций, железнодорожных вокзалов, аэропортов, портов и т.п.);
· средств размещения;
· предприятий питания;
· культурно-просветительных учреждений (музеев, концертных залов, театров и др.), посещение которых предусмотрено организаторами экскурсий;
· предприятий, являющихся объектами посещения и показа;
· с перечислением тем проводимых экскурсий согласно их классификации с указанием продолжительности, способа передвижения, места начала и окончания, стоимости экскурсии.
Экскурсионное обслуживание осуществляется туристскими предприятиями (фирмами) на территории их административной принадлежности (город, район). Работу с группами, выезжающими в другие города (даже в определенной области) проводят экскурсионные учреждения или туристские предприятия, расположенные в этих городах. Экскурсовод, выехавший с группой, выполняет обязанности ее руководителя, дает путевую информацию. Такой подход соответствует современному периоду развития экскурсионного обслуживания, характеризующемуся возрастающим вниманием к последнему со стороны государства.
Сущность, структура и содержание экскурсии
Экскурсия (от лат. excursio — поездка) — целенаправленный процесс познания человеком окружающего мира, построенный в естественных условиях по заранее подобранным объектам (зрительным рядам), которые служат для раскрытия той или иной темы.
Специфика экскурсии заключается в органическом сочетании в ней показа и рассказа. Экскурсовод показывает объекты и сопровождает данный процесс анализом, пояснениями, историческими справками. Он учит правильно воспринимать увиденное, давать объективную оценку событиям, явлениям, фактам, с ними связанным. Таким образом, в процессе познания осуществляется целенаправленное воздействие на мировоззрение экскурсантов, а сообщаемые сведения, благодаря наглядности, хорошо запоминаются и способствуют расширению кругозора.
Каждая экскурсия независимо от темы и цели имеет следующие признаки, при отсутствии которых она не может быть таковой:
· наличие темы, цели и конкретных задач;
· наличие группы или индивидуального экскурсанта;
· наличие экскурсовода;
. протяженность во времени;
· показ экскурсионных объектов в месте их непосредственного расположения;
. целенаправленность осмотра;
· передвижение по заранее разработанному маршруту.
В основу экскурсии положены следующие принципы:
научность — факты, события, теоретические положения даются в научной трактовке, получают объективную оценку с позиций тех отраслей современной науки, к которым они относятся;
· идейность;
· правдивость;
· связь теории с практикой;
· доходчивость;
· убедительность;
Экскурсии выполняют следующие функции:
· экономическую;
· идейно-политическую;
· общеобразовательную;
· информационную;
· воспитательную;
· организации содержательного отдыха;
· расширения кругозора; » формирования интересов человека;
· специализированную (подготовки и переподготовки кадров).
Процессу создания экскурсии присущи следующие стадии:
· выбор темы;
· отбор и изучение источников;
· создание новой экскурсии на избранную тему;
. подготовка для ее проведения.
Тема — концентрированное содержание экскурсии, ее главная мысль, предмет показа и рассказа. Не следует забывать, что отбор экскурсионных объектов осуществляется в четком соответствии с темой, так как она представляет собой определенный угол зрения на проблему. Название экскурсии — это ее имя, к которому предъявляются следующие требования:
· индивидуальность;
· точность;
· образность;
· легкость воспроизведения и запоминания;
· благозвучие.
Совокупность нескольких тем или большая их группа представляют собой тематику экскурсий, главными составляющими которой являются актуальность, значительность, разносторонность, связь с современностью. Непосредственный процесс создания экскурсии состоит из следующих основных этапов:
· определение цели экскурсии и ее задач;
· подбор, изучение литературных и других источников информации;
· отбор, изучение экскурсионных объектов (основных и дополнительных);
· разработка маршрута и его уточнение (объезд, обход);
· составление контрольного текста экскурсии;
· выбор методических приемов ведения;
· составление методической разработки;
· подготовка вариантов индивидуального текста;
· заключение о тексте и методической разработке;
· проведение пробной экскурсии, ее утверждение.
Разработку экскурсий проводят в соответствии с их классификационными признаками. Классификация экскурсий — это их распределение по однородным группам в соответствии с присущими этим группам признаками:
· состав участников;
· содержание;
· тематика;
· место проведения;
· формы проведения;
· способ передвижения;
. цикличность.
По составу участников подразделяют экскурсии для следующих категорий лиц:
· детей (школьников младших классов);
· взрослых (учащиеся, молодежь, работники учреждений и т.д.);
· городских жителей;
· сельских жителей;
· местного населения;
· приезжающих туристов;
· индивидуалов.
Данный признак заложен в основу дифференцированного подхода к организации обслуживания различных контингентов населения.
По содержанию экскурсии подразделяют на обзорные (многоплановые) и тематические. Обзорные экскурсии дают общее представление о городе, населенном пункте, регионе. Они многотемны, строятся на показе различных по форме и содержанию экскурсионных объектов.
Тематические экскурсии объединены четко определенной темой и посвящены событию (группе событий). Тематические экскурсии делятся на группы, которые классифицируются на подгруппы. Так, к природоведческим экскурсиям относятся: географические; геологические; гидрогеологические; ландшафтные.
Экологические экскурсии имеют не только подгруппы (экология города, определенной местности и т.д.), но и подразделяются на классы: экология и человек; экология водного бассейна; экология воздушного бассейна; экология флоры и фауны.
Исторические экскурсии по своему содержанию подразделяются на следующие подгруппы: историко-краеведческие; археологические; этнографические. Раскрываемые в данных экскурсиях события позволяют изучить историческое развитие региона за определенный период, его быт, культуру, народные промыслы, а также ставшие доступными в результате поисков и находок археологов памятники (городища, некрополи, орудия труда, нумизматику и др.).
Формированию и развитию эстетического вкуса, способности и необходимости человека различать и оценивать искусстве и другие результаты человеческой деятельности, и вообще явлений жизни на уровне прекрасного содействуют искусствоведческие экскурсии:
· знакомящие с произведениями изобразительного искусства (живописью, скульптурой, декоративно-прикладным искусством);
· театрально-музыкальные экскурсии.
Знакомству с поэтикой слова содействуют литературные экскурсии:
· литературно-биографические (монографические) — по местам, связанным с жизнью и творчеством поэтов, писателей;
· историко-литературные, знакомящие с определенным историческим этапом развития литературы;
· литературно-художественные — по местам и событиям, отраженным в произведениях, т.е. по дорогам литературных героев.
Архитектурно-градостроительные экскурсии (их объекты показа встречаются практически во всех видах экскурсий) имеют следующее деление: памятники архитектуры определенных стилей; творчество архитекторов; градостроительство (историческая и современная застройка города, местности).
К экскурсиям, которые классифицируются как по содержанию, так и по месту проведения, относятся производственные. Они бывают следующих видов:
производственно-исторические (раскрывают определенный этап развития предприятия, производства, отрасли промышленности);
· производственно-экономические (освещают эффективность деятельности предприятия);
· производственно-технические (посвящены использованию на производстве достижений науки и техники, современных технологий).
Особую значимость данные экскурсии приобретают в деле сохранения трудовых традиций, повышения квалификации кадров, профессиональной ориентации молодежи.
Кроме производственных к экскурсиям по месту проведения относятся: музейные, городские, загородные, в пути следования (так называемые путевые информации).
Музейные экскурсии обеспечивают обслуживание экскурсантов согласно профилю музея (отношения его экспозиционной тематики к определенной области культуры, искусства, отрасли производства и др.).
Городские экскурсии могут быть как многоплановыми (обзорными), так и тематическими, посвященными показу всего города или его части.
Загородные экскурсии также бывают обзорными и тематическими; они могут проводиться как в промежуточном, так и в конечном пункте следования.
Загородную экскурсию следует отличать от путевой информации, которая в отличие от экскурсии имеет свои особенности: первичность рассказа, его справочный характер, интересная образная информация о населенных пунктах в пути следования, жизни и деятельности известных людей данного региона. Однако в данной информации не используется материал тех экскурсий, которые предусмотрены в пунктах назначения.
Качественный уровень экскурсионного обслуживания обеспечивается различными формами проведения экскурсий, среди которых выделяются: обычные; учебные; рекламные; экскурсия-лекция; экскурсия-массовка; экскурсия-спектакль; экскурсия-прогулка и др.
По способу передвижения различают пешеходные (обеспечивается маневренность группы, возможность более глубокого изучения объектов показа, невысокая стоимость), с использованием транспортных средств (могут применяться различные виды транспорта: наземный и подземный, а также воздушный) и комбинированные экскурсии.
По цикличности проведения экскурсии подразделяются на единичные (охватывают одну тему) и тематические (объединены общей темой и целью).
Даже краткий приведенный выше обзор классификации экскурсий говорит о ее значимости для практической стороны экскурсионного обслуживания. Учет классификационных признаков содействует качественной разработке экскурсионных услуг, мероприятий по их оказанию, способствует специализации экскурсоводов, совершенствованию их профессионального мастерства, созданию новых тем экскурсий. При разработке экскурсий следует учитывать:
· дифференцированный подход к обслуживанию различных групп;
· спрос на определенный вид (тему) экскурсии;
· совершенствование экскурсионного обслуживания.
Работа по подготовке темы экскурсии считается завершенной, когда разработаны следующие материалы:
1. Список использованных источников, включающий не только литературные, но и другие источники информации (архивные материалы, экспозиционные и фондовые материалы музеев, записи кино, видеохроники, встречи, интервью с участниками, очевидцами событий и др.).
2. Карточка (паспорт) экскурсионных объектов (приложение 16). Экскурсионный объект — предмет (явление), дающий представление о характерных чертах, особенностях определенной эпохи развития общества, науки, техники, культуры, природы и т.п., вызывающий интерес экскурсантов к познанию окружающей действительности. Предприятиям, занятым экскурсионным обслуживанием, целесообразно иметь карточки на все экскурсионные объекты, расположенные на обслуживаемой территории. Наличие таких карточек ускоряет разработку новых экскурсионных тем, позволяет разнообразить использование в экскурсиях памятников, делает их показ более активным.
3. Экскурсионные тексты: контрольный и индивидуальный. Экскурсионный текст — это комплексный, синтетический текст, который противопоставлен другим типам текстов. Включая фрагменты текстов-источников (метатекстов), он через эмоциональную форму, часто через язык образов, моделирует процесс познания окружающей действительности, оказывает значительное влияние на информированность воспринимающих лиц (экскурсантов).
Контрольный текст - тщательно составленный материал экскурсии, раскрывающий тему, ее подтемы и основные вопросы, композиционно состоящий из введения, основной части, заключения и логических переходов между подтемами. Он служит основой вступления и заключения на экскурсии, а логические переходы могут успешно использоваться при составлении методической разработки и в дальнейшем при рассказе экскурсовода на маршруте. Готовый по форме рассказ является индивидуальным текстом — материалом, изложенным в соответствии со структурой, маршрутом экскурсии, дающим характеристику объектов и событий.
Тенденции культурного развития общества требует особого внимания экскурсоводов к созданию экскурсионных текстов. Последним свойственна актуализация и группирование в определенной связи, объединение в новую информационную совокупность — материалы прецедентных текстов, фрагменты различных научных, справочных, художественных, биографических (воспоминания, письма) и других источников. В практике экскурсоводов такая деятельность реализуется, но ее результаты до сих пор остаются неизученными с точки зрения закономерностей, актуализации языковых средств при создании синтетического типа экскурсионных текстов.
4. Схема маршрута — путь следования экскурсионной группы, вычерченный на отдельном листе, где обозначаются начало маршрута, объекты показа (основные) и остановки для их наблюдения, места выхода группы к объектам, конечная точка маршрута.
5. Комплект наглядных пособий -- «портфель экскурсовода» — подборка фото, копий документов, архивных материалов, репродукций, картосхем и других вспомогательных материалов.
6. Методическая разработка — основной документ экскурсии, где излагаются рекомендации о ее проведении, указывается последовательность и продолжительность демонстрации объектов, наглядных пособий, через перечень основных вопросов раскрываются подтемы экскурсий с их увязкой логическими переходами, называются и описываются методические приемы показа и рассказа, приводятся указания по ведению экскурсии и дифференцированному обслуживанию.
7. Материалы экскурсий объединяют: картотеки справочных и других источников информации; подготовительные материалы по теме — рефераты, копии документов, выписки, цитаты; картотеки экскурсионных объектов — основных и дополнительных.
8. Картотека экскурсоводов, проводящих экскурсию по данной теме. Здесь содержатся сведения о проведенной экскурсоводами пробной экскурсии: когда проведена, кем одобрен и утвержден индивидуальный текст, кем выдан документ (сертификат), дающий право на проведение экскурсии.
Содержание данных материалов не остается неизменным. Создание экскурсий с учетом состава групп, а также запросов индивидуалов требует корректировки экскурсионных текстов, методической разработки, других основополагающих и дополнительных материалов. Такая постановка обусловлена и дифференциацией экскурсионного обслуживания.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 238.