Автотрансформатором называется трансформатор, у которого вторичная обмотка является частью первичной обмотки. То есть обмотки связаны гальванически.
В понижающем автотрансформаторе первичное напряжение подводится к зажимам «А» и «Х», вторичной обмоткой служит часть первичной обмотки между зажимами «а» и «х», точки «х» и «Х» соединены гальванически.
Характер преобразования напряжения (понижение или повышение) в автотрансформаторе зависит от схемы соединения обмоток рис.4.1.
В каждом витке обмотки индуцируется одинаковая ЭДС, поэтому в режиме холостого хода напряжение на выходе автотрансформатора:
U2=U1.wax/wAX= U1/k ,
где wax, wАХ – число витков вторичной и первичной обмоток;
k –коэффициент трансформации.
Рис.4.1 Схемы соединения обмоток
Существенное значение имеют особенности способа передачи электрической энергии в автотрансформаторе. Если в трансформаторе энергия с первичной стороны на вторичную передается электромагнитным путем, то в автотрансформаторе лишь ее часть. Другая часть электрической энергии передается непосредственно из-за наличия гальванической связи между первичной и вторичной обмоток.
В связи с этим различают полную мощность автотрансформатора, которую называют проходной, и полную электромагнитную мощность, которая передается электромагнитным способом.
S1=U1I1, Sэм=EI.
Размеры сердечника и обмоток автотрансформатора определяются величиной электромагнитной мощности. Отношение полной электромагнитной мощности к проходной мощности зависит от коэффициента трансформации
Sэм/S=1-1/k/
Отсюда видно, что автотрансформатор тем выгоднее по сравнению с обычным трансформатором, чем ближе его коэффициент трансформации к единице. Следовательно, потери энергии в автотрансформаторе меньше, а КПД выше.
Недостатком автотрансформатора является то, что вторичная обмотка гальванически связана с первичной. Поэтому обмотка низкого напряжения должна иметь такую же изоляцию, что и обмотка высокого напряжения. Поэтому автотрансформаторы с коэффициентом трансформации больше трех не применяются.
Опыт холостого хода автотрансформатора (рис.4.2) проводится с целью определения пределов регулирования напряжения, нахождения коэффициента трансформации на каждой ступени регулирования и параметров схемы замещения. Необходимо выставить пределы измерения приборов, исходя из номинальных параметров автотрансформатора, и определить положение ключа. Ручку настройки установить в крайнее левое положение, включить автотрансформатор. На первичную обмотку подается номинальное напряжение U1 и, вращая ручку настройки надо определить ступени регулирования по напряжению. Результаты измерения занести в табл.4.1.
Таблица 4.1
Измерения | Ступени регулирования по U20 | |||||
U1, В | I0, A | P0, Вт | I | II | III | IV |
Рис.4.2. Схема опыта холостого хода
Рассчитывается коэффициент мощности в режиме ХХ:
cosφ0=P0/U1I0.
Коэффициент трансформации:
K=U1/U20.
Рассчитать параметры схемы замещения и результаты занести в табл.4.2.
Таблица 4.2
Параметры схемы замещения | Коэффициент трансформации | ||||||
Z0, Ом | Х0, Ом | R0, Ом | cosφ0 | I | II | III | IV |
Опыт короткого замыкания (рис.4.3) проводится с целью определения параметров схемы замещения автотрансформатора. Перед включением стенда нужно установить ручку в крайнее левое положение. На первичную обмотку подают такое напряжение Uк, чтобы по обмоткам протекали токи короткого замыкания, не превышающие номинальные. Показания приборов занести в табл.4.3.
Таблица 4.3
Номер опыта | Измерения | Вычисления | |||||
I1,A | U1к, В | Рк, Вт | Zк, Ом | Хк, Ом | Rк, Ом | сosφк | |
1 | |||||||
2 | |||||||
3 |
Рис.4.3. Схема опыта короткого замыкания
Затем рассчитываются параметры схемы замещения.
Коэффициент мощности:
сosφк=Pк/U1кIк.
Активная и реактивная составляющае напряжения короткого замыкания на каждой ступени:
Uка=Uк сosφк, Ukр=Uк sinφк, Uk2= Uка2+ Ukр2.
Рассчитать внешнюю характеристику автотрансформатора на всех ступенях регулирования при сosφ2=1 и β= 0,5; 0,75; 1.0.
Результаты расчетов свести в табл. 4.4 и построить внешние характеристики.
Таблица 4.4
№ опыта | сosφк | Uка | Ukр | U2 при β | I2 при β | ||||
0,5 | 0,75 | 1,0 | 0,5 | 0,75 | 1,0 | ||||
Контрольные вопросы
1. Принцип действия автотрансформатора.
2. Каковы особенности конструкции автотрансформатора по сравнению с трансформатором?
3. Преимущества автотрансформатора по сравнению с трансформатором?
4. Недостатки автотрансформатора по сравнению с трансформатором?
5. Как определить электромагнитную мощность автотрансформатора?
6. Чему равно напряжение короткого замыкания автотрансформатора по сравнению с трансформатором?
7. Почему при одинаковой мощности КПД автотрансформатора выше чем у трансформатора?
Лабораторная работа № 5
Дата: 2019-03-05, просмотров: 228.