Лирическое стихотворение
| Е с.22
|
| Ж с.22 (устное высказывание с использованием иллюстраций).
|
|
|
А.С.Пушкин. Стихотворения «Няне», «И.И.Пущину».
|
| Г с.26 (выразительное чтение стихотворения наизусть) (д/з)
|
|
|
|
М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Листок», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»).
|
| Г с.31 (выразительное чтение стихотворений с использованием памятки) (д/з).
|
|
|
|
А.А.Фет. Стихотворения «Я пришёл к тебе с приветом…», «Кот поёт, глаза прищуря…», «Мотылёк мальчику».
|
| Г (выразительное чтение стихотворения наизусть), Ж с.35 (устное высказывание) (д/з).
| Д с.35 (устное высказывание с использованием иллюстраций).
|
|
|
Ф.И.Тютчев. Стихотворения «Есть в светлости осенних вечеров…», «Летний вечер», «Весенняя гроза», «Весенние воды».
|
| Г (выразительное чтение с использованием памятки), Ж с.42 (сравнительный анализ двух вариантов одного стихотворения) (д/з).
| Д с.42(устное высказывание с использованием иллюстрации).
|
|
|
Н.А.Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети».
|
| В 4 (устное высказывание) с.55 (д/з).
| Д с.55 (устное высказывание с использованием иллюстрации).
|
|
|
И.А.Бунин. Стихотворение «Густой зелёный ельник у дороги…».
|
|
|
| Написание стихотворений с использованием картинок.
|
|
С.А.Есенин. Стихотворение «Берёза».
|
| Выразительное чтение стихотворения наизусть.
|
| Комплексный анализ нескольких лирических стихотворений (на примере изученных): выпуск публикации.
| Обучающее сочинение. Анализ лирического стихотворения (на примере стихотворения С.А. Есенина «Берёза»).
|
Раздел «Роман, повесть, рассказ»
|
Д.Дефо. Роман «Робинзон Крузо».
|
| Творческий пересказ с изменением лица рассказчика.
| Создание иллюстраций.
| Комплексный анализ текста: выпуск публикации.
| Сочинение-рассуждение по роману Д.Дефо «Робинзон Крузо» (вопрос Ж с.113 или «Робинзон Крузо – главный герой романа Д.Дефо) - тема на выбор ученика.
|
А.С.Грин. Повесть «Зелёная лампа».
|
| В 5 (устное высказывание), Г с.120 (сжатый пересказ) (д/з).
|
|
|
|
А.П.Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире».
| Ж с.136 (д/з).
|
|
|
|
|
И.С.Тургенев. Рассказ «Бежин луг».
|
| Г с.161 (сопоставительный анализ двух произведений: «Крестьянские дети» и Бежин луг») (д/з).
| Сопоставительный анализ текста и иллюстрации с.138-139 (пейзаж). Рассказ о героях рассказа с использованием иллюстрации на с.144.
|
|
|
Ю.П.Казаков. Рассказ «Оленьи рога».
|
| А с.162 (устное высказывание) (д/з).
|
|
|
|
Дж.Лондон. Повесть «Сказание о Кише».
|
| В 3. С.183 (устное высказывание).
|
| Г с.183 (составление публичного высказывания на основе прочитанной повести, отработка выразительного чтения) (д/з).
|
|
В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро».
|
| В 1,2 с.212 (сопоставительный анализ двух произведений: «Васюткино озеро» и «Кладовая солнца»).
|
| Г с.212 (составление рассказа по личным впечатлениям) (д/з). Комплексный анализ текста: выпуск публикации.
| Сочинение-отзыв по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро».
|
О Генри. Рассказ «Вождь краснокожих».
|
| Чтение эпизодов рассказа по ролям. В 3. С.226 (устное высказывание).
| Создание иллюстраций.
|
|
|
М.М.Зощенко. Рассказы из цикла «Лелька и Митька»: «Ёлка», «Галоши и мороженое», «Золотые слова».
|
| Г с.246 (инсценировка рассказов) (д/з)
| Создание иллюстраций.
|
|
|
Таким образом, для организации работы по развитию речи учащихся в 5 классе достаточный материал представлен, прежде всего, в самом учебнике по литературе. Система заданий, в том числе творческих, разработана авторами в соответствии с требованиями к литературному образованию выпускника основной школы. Для учителя методический аппарат учебника является основным ориентиром в достижении целей по выполнению практической части предмета.
Планирование уроков развития речи в 5 классе
Комментарий: в графе «Урок развития речи» представлены возможные виды сочинений в 5 классе по программе Г.В.Москвина, Н.Н.Пуряевой, Е.Л.Ерохиной (по 1 уроку развития речи в разделах: «Фольклор», «Авторская и литературная сказка», «Легенда», «Лирическое стихотворение»; 2 урока - в разделе «Роман, повесть, рассказ»).
№ п/п
| Раздел программы
| Урок развития речи
(аудиторное сочинение)
|
1.
| Фольклор.
| Сочинение-рассуждение по пословице «Пословица не клинок, а колет в бок».
|
2.
| Авторская и литературная сказка.
| Сочинение-рассуждение «Человек и природа в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».
|
3.
| Легенда.
| Сравнительная характеристика героев произведений: князь Олег в легенде А.С.Пушкина и князь Олег в «Повести временных лет» (вопрос Г с.234).
|
4.
| Басня.
| -
|
5.
| Лирическое стихотворение.
| Обучающее сочинение. Анализ лирического стихотворения (на примере стихотворения С.А.Есенина «Берёза»).
|
6.
| Роман, повесть, рассказ.
| 1.Сочинение-рассуждение по роману Д.Дефо «Робинзон Крузо» (вопрос Ж с.113 или «Робинзон Крузо – главный герой романа Д.Дефо) - тема на выбор ученика.
2.Сочинение-отзыв по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро».
|
Всего уроков: 6
| Уроки спланированы по всем разделам программы 5 класса.
| Виды работы: сочинение-рассуждение, сочинение-повествование; сочинение-отзыв.
|